Главная · Монтаж · Толкования на Ин. Блаженны невидевшие и уверовавшие

Толкования на Ин. Блаженны невидевшие и уверовавшие

Богу невозможно верить, не имея веры. Тем более в Того, Кого не видят своими глазами. Эти люди живут как Фома «неверующий», который сказал такие слова: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Иоан.20:24-25)

Есть люди, которые также говорят или думают «если не увижу… не поверю». Они обращаются к предметам из-за своего неверия. Им нужно видеть, чтобы верить. Они не знают, что для веры не нужно видеть, чтобы верить.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». (Евр.11:1)

«Вера - это уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем, подтверждение того, чего мы не видим». (Евр.11:1) Современный перевод Библии.

Когда на улице говорил людям: «Верят ли они, что Иисус Христос - Сын Божий? Говорили: «Да». Но когда спрашивал: «Верят ли они, что Он воскрес из мертвых? Отвечали: «Не знаем». Их «веры» хватало только признать, Кто Он есть, но не хватало признать, что Он воскрес из мертвых, и что Он живой сегодня. Верить в нарисованного распятого Христа неугодно Богу.

«… если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». (2Кор.5:16)

Есть условия для спасения.

«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится». (Рим.10:9-11) Другими словами: «сердцем веруют к оправданию».

Помню, как где-то в районе зимы, говорил людям на улице: «Христос воскрес! Они отвечали: «Еще рано». Получалось, что для них Христос воскресает только на Пасху. Это печально.

О воскресении Христа и мертвых написано здесь:

«А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». (Иоан.20:11-17)

Христос пришел к ней в обновленном Теле. Такие тела будут у всех тех, кто верил, что Иисус Христос воскрес из мертвых, был рожден от Бога, шел за Ним до конца.

Фома, от которого пошло название «неверующий» на самом деле был. Он уверовал, когда Христос сказал ему: «… подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Иоан.20:26-29)

Ты так же можешь быть уверовавшим, если перестанешь думать: «Если увижу, поверю», а начнешь читать Библию, «вера приходит от слышания Слова Божьего» и думать: «Не поверю, не увижу. Так действует вера.

Николай Николаевич

Http://mazurowskij.com/?p=20408

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
АПОСТОЛ ФОМА.

Все святые апостолы далеко не сразу, с большим трудом поверили в то, что Учитель их, Господь Иисус Христос, воскрес из мертвых.
Позже всех поверил в это св. ап. Фома. До такой степени трудно было ему вместить в свое сознание изумительный факт Воскресения Господа Иисуса, что он категорически заявил, что не поверит до тех пор, пока не вложит перстов своих в раны гвоздные, пока не вложит руку свою в рану на груди Его. И пришел Господь Иисус Христос к ученикам Своим и преподал им мир. А Фоме сказал: "Подойди сюда, подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверен, но верен". Со страхом и трепетом вложил св. Фома персты свои в раны Христовы и воскликнул: "Господь мой и Бог мой!"
А Господь ответил: "Ты веришь, потому что видел. Блаженны не видевшие, но уверовавшие". Что же, можем ли мы эти слова Христа считать укором святому Фоме? Осудил ли Господь его неверие? Нет, никак. Нисколько не осудил, Он знал сердце Фомы, знал, что трудно было поверить ему, и потому дал ему осязать раны Свои.
Почему же св. Фома с таким трудом поверил - гораздо позднее, чем другие ученики? Чтобы понять это, надо вдуматься, как вообще люди относятся ко всяким слухам, ко всему новому, неожиданному. Есть много людей легковерных, есть много таких, которые без рассуждения, без критики воспринимают всякий слух и всему легко верят. Есть и такие, которые верят с большим трудом. Таковы все люди глубокомысленные, серьезные, - они все исследуют, обдумывают и принимают за истину только то, что выдерживает их критику. Есть еще и такие люди, которые не хотят верить в то, что им не по душе. Так, злые не хотят верить ничему доброму. Люди вообще охотнее всего принимают то, что соответствует их собственным желаниям, их собственным мыслям, их собственным настроениям, и упорно не принимают то, что этим их душевным свойствам противоречит. Множество, огромное множество людей не поверили во Христа и Его воскресение именно по этой причине - им не нужно было воскресение Христа, оно мешало им жить своим умом, своим самолюбием. И потому отвергли они веру во Христа, отвергли все Святое Евангелие. Есть и просто скептики, во всем сомневающиеся.
К какому же из этих трех типов людей, с трудом верящих, принадлежал св. Фома? Он принадлежал к числу глубокомысленных, не легковерных, тех, кто желает во всем вполне и точно удостовериться. Разве это отрицательное качество души и ума? Нисколько. Это положительное качество души, и никто не смеет ни в чем винить св. Фому.
Господь Иисус Христос его не обвинил, а только, считаясь с тем, что ему трудно было поверить, что ум его был настроен критически, предоставил ему удостовериться своим осязанием в воскресении Его. И Христос сказал при этом: "Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие".
Кто же эти не видевшие, но уверовавшие? Это все те бесчисленные миллионы людей, христиан, которые жили и до сих пор живут силою воскресения Христова. Это они поверили всем сердцем в Господа Иисуса, не видев Его, это их ублажает Господь.
Что же, скажем ли мы, что нам труднее поверить, чем святым апостолам? Будем ли мы удивляться тому, что с таким трудном поверили в Воскресение Христа Его ближайшие ученики, которые всегда были с Ним, которые всем сердцем любили Его, которые слышали и видели Его, руками прикасались к Нему? Почему трудно было им поверить?
В Евангелии не раз повторяется, что Господь Иисус Христос еще задолго до страданий Своих и крестной смерти Своей говорил ученикам о том, что будет предан в руки грешников и будут Его бить, и оплюют Его, и распнут на кресте.
Он говорил это вполне ясно, а ученики, как сказано в Евангелии, не понимали этих Его Слов.
Почему они не понимали? Но разве легко было ученикам, которые даже не раз видели, как Господь Иисус Христос воскрешал мертвых, поверить в то, что мертвец, недвижимый, бездыханный, в котором нет ни мысли, ни чувств, может сам себя воскресить? Это неизмеримо более непонятно, чем великое чудо воскрешения дочери Иаира или сына вдовы Наинской. Не могли себе представить апостолы, чтобы мертвец сам воскрес.
А мы в каком положении находимся? Нам легко или трудно, не видев Господа Иисуса Христа, уверовать в Него? Легче, чем апостолам, гораздо легче, потому что со времени Воскресения Господа Иисуса Христа проповедь Святого Евангелия быстро покорила весь мир, угасила злой огонь язычества и просветила языческую тьму. И свет воссиял над миром.
В древние времена и в более близкие времена средних веков огромное большинство народа уверовало во Христа. Евангельские заповеди, проповедь Иисусова жили в сердцах людей и руководили их жизнью. Свет Христов просвещал всю вселенную, и глубоким благочестием были проникнуты все народы в те времена. Велико и пламенно было тогда благочестие и в нашем русском народе. Во всем и всегда, во всех делах, и в государственных, и в общественных, и в личных - люди руководствовались духом христианства. На все свои дела, на все свои начинания призывали они благословение Христово.
С именем Христа на устах побеждали они страшных врагов своих, как победил Дмитрий Донской полчища Мамаевы. Люди тогда с молоком матери своей всасывали любовь ко Христу и веру в Него. Вся литература тех времен, искусство, поэзия были проникнуты духом Христовым. И художники, и поэты, и литераторы приносили в жертву Господу Иисусу свои таланты, прославляли Его словом своим. Все было овеяно духом христианского благочестия; народ знал, как много мучеников пролило кровь свою за Господа Иисуса Христа, понимал, что так самоотверженно страдать можно только за святую истину, и верил он этой истине.
Видел народ множество святых, которые светили в темноте мира, как звезды небесные. И преклонился народ перед светом их души. Множество русских людей в прежние времена ходили на поклонения святым в Киево-Печерскую лавру, несли туда любовь сердец своих и у святых, там почивавших, черпали веру свою. Но так было только в древние и в средние века, до XVI столетия. А дальше, чем ближе к нашему времени, тем больше и больше появлялось людей, старавшихся угасить свет Христов. Все больше и больше во всех народах развивалось неверие. Появилась ожесточенная, лживая критика Евангелия, появились теории научные, которые на первый взгляд как будто бы совершенно опровергали веру в Бога, веру во Христа.
Наступило время, когда многие пришли к выводу, что вера во Христа несовместима с данными науки. И произошло массовое отпадение от Христа. Все больше и больше стала меркнуть вера в Него. Пропаганда учений мирских, пропаганда всего того, что противоречит нашим духовным стремлениям, нашему духовному пониманию, - эта пропаганда все росла, ширилась и углублялась, отравляла сердца и умы множества и множества людей. Поэтому должны мы сказать, что ныне трудно стало людям верить во Христа.
Кто же верит теперь? Разве только легковерные?
Нет, не легковерные. Верят те, в чьих сердцах горит и светится любовь ко всему святому, ко всему высокому, любовь к" Господу Иисусу Христу - такая сильная любовь, что никакие доводы лжефилософские и лженаучные не могут угасить в них эту любовь.
А те, кто предпочитает жить умом мирским, - давно отвернулись от Христа, считают басней воскресение Его из мертвых. Что же, будем ли мы унывать, будем ли смущаться, будем ли идти за толпой безбожников? Ибо знаете вы, что люди чрезвычайно легко идут за большинством, легко воспринимают то, чему верит и чему учит большинство.
Но все глубоко вникавшие в Святое Евангелие, все люди, сердца которых озарены благодатью Божией, очищены долгими молитвами и постом, - все они до конца мира будут сохранить свою святую веру. И Господь сказал, что Святую Церковь Его не одолеют и врата адовы, доколе мир стоит. Да укрепит же нас то, что слышали мы из уст Господа нашего Иисуса Христа: "Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте".
Да не смущаются сердца ваши антирелигиозной пропагандой и тем, что большинство народа забыло Христа.
Вы идите за Христом, вы верьте в Бога, никогда не допускайте смущения в сердцах ваших. И тогда вселится в вас Сам Господь Иисус Христос со Отцем Своим и обитель Свою сотворит.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На вечерне первого дня Пасхи мы читали повествование о том, как Господь наш Иисус Христос явился Своим ученикам. В то время с ними не было апостола Фомы, и, когда ученики рассказали ему о явлении воскресшего Господа Иисуса Христа, он ответил им: «Если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего в место гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю» (ст. 25). Сегодня, для большей ясности, читается и Евангелие вечерни прошлого воскресения, и соединенное с ним повествование о том, как Господь наш Иисус Христос явился апостолу Фоме и уверил его.

Есть даже такое выражение о человеке, который проявляет излишнее недоверие и «осторожничает» в принятии чьего-то мнения или признании достоверности рассказа о каком-то событии: «Фома неверный». Однако это присловье, взявшее начало в Евангелии, нельзя истолковывать буквально, то есть предполагать, что Фома действительно был неверным. Для того чтобы рассуждать о внутреннем состоянии апостола Фомы, нужно понимать, что произошло и какие чувства он мог испытывать.

Три с половиной года проповеди Спасителя, великие непостижимые чудеса, которых никогда и никто, как говорил Сам Господь (Ин.15:24), не творил от создания мира… Многочисленные исцеления неизлечимых больных, воскрешения мертвых, хождение по воде, утишения бурь, изгнания бесов из бесноватых - все это вселило в душу учеников твердую веру. И они, с одной стороны, по своей простоте, с другой - поддаваясь всеобщему, «ходячему» мнению о том, что должен делать и как должен вести себя Мессия, предполагали, что Господь Иисус воцарится над израильским народом, освободит его как от власти лицемерных учителей, каковыми являлись саддукеи и фарисеи, так и от рабства, в которое обратили его язычники, то есть римляне, и правда благочестия восторжествует, а уже после этого земного торжества благочестия царство Его распространится по всему миру и просветит все народы. Может быть, они даже предполагали, что все это должно свершиться при помощи оружия, подобно тому как было, например, с великим пророком и царем Давидом. И вдруг после всех необыкновенных событий, после необыкновенной проповеди Спасителя (потому что она была почти что одним непрерывным чудом) народ вместо того, чтобы следовать за Ним, а начальники вместо того, чтобы смириться перед Ним, восстали против Него, предали Его в руки своих злейших врагов - язычников и распяли.

Сейчас мы смотрим на все эти события в целом, обозреваем все евангельские события от начала до конца, ученики же не имели такой возможности и потому испытывали І то время величайшую скорбь, были погружены в глубокую печаль. Господь распят, погребен, и те тридцать шесть часов, которые Он находился во гробе, стали для учеников временем необыкновенных душевных страданий, таких, что мы даже не можем себе их представить. С одной стороны, не верить было нельзя, потому что ученики помнили все пережитое, с другой стороны, им казалось, что после распятия, смерти и погребения все кончено и верить невозможно, ибо что может быть после смерти? Душа их разрывалась от невыносимых страданий. Только немногие подвижники, идущие к самым великим высотам духовной жизни, проходят через некое подобие этих страдании, как мы знаем из жизнеописания преподобного старца Силуана Афонского и его собственных записок, а также жизнеописаний других величайших подвижников. Не всякий может это выдержать. Мы же, по причине скудости нашего духовного опыта и потому, что не знаем настоящей борьбы с диаволом, достигающей уже как бы предела человеческих возможностей и терпения, не можем понять, что переживали ученики, в том числе и апостол Фома.

Мы помним, что, когда Спаситель перед воскрешением Лазаря говорил о том, что нужно идти в Вифанию, которая находилась близ Иерусалима (фактически это значило пойти в Иерусалим), а в то время иудеи уже хотели убить Спасителя и все ученики об этом знали, апостол Фома мужественно сказал: «Идем и мы, чтобы умереть с Ним» (Ин.11:16). Он имел веру и желание даже и умереть, если необходимо, за Мессию, впрочем, только в том случае, если Тот будет соответствовать общепринятому образу Мессии, всеобщему о Нем пониманию, которое разделяли и сами апостолы. Если бы Христос был воинственным царем, то, конечно, можно было и умереть за Него. То, что апостолы думали именно так, мы видим на примере апостола Петра, который из-за своей порывистости и простоты часто открыто выражал чувства всех прочих учеников: при аресте Спасителя в Гефсиманском саду апостол Петр выхватил меч и отсек ухо рабу (Ин.18:10), тем самым сделав то, что хотели сделать все ученики; но когда Спаситель сказал: «Вложи меч твой в ножны» (Ин.18:11), ученики растерялись и не знали, что им делать дальше. Иные сразу бежали, а апостол Петр спустя некоторое время отрекся от Господа Иисуса Христа. Мужества, соединенного со смирением, они еще не знали, оно было им неведомо.

Находясь в таком состоянии, после того как, казалось бы, у апостолов была самая твердая вера, какая только возможна на земле, апостол Фома не то чтобы впал в сомнение, но уже не мог поверить чьему-то мнению со стороны, а должен был убедиться сам. Он решил, что ничего нельзя принимать с чужих слов. Надо думать, что нечто подобное происходило со всеми апостолами. Раньше апостол Петр часто выражал общее настроение учеников, а в данном случае апостол Фома выразил то, что переживали все, и выразил это самым откровенным образом. Из-за своей простоты и чистосердечия он несправедливо назван в народе неверным. Он хотел увериться по-настоящему, истинно, а не признать что-то формально с чужих слов и остаться после этого таким же, каким был прежде, теплохладным и безразличным (к сожалению, так часто бывает с нами). Апостол Фома так поступить не мог, потому он и сказал эти слова: «Если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего в место гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю».

Итак, вот как произошло уверение Фомы: «Вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед Иудеями двери были затворены там, где были ученики, - пришел Иисус и стал посредине и говорит им: мир вам!» (ст. 19). Спаситель вошел сквозь закрытые двери, показывая этим, что после Воскресения Его плоть преобразилась и стала духовной. Это следует понимать не в том смысле, что она потеряла свойства человеческой природы и что Господь как бы развоплотился, а в том, что у человека духовного плоть становится слугой его духа, наподобие того, как наша душа, когда подчиняется жизни тела, становится плотяной и бывает вынуждена следовать, как раб, за желаниями плоти (иногда грубыми, греховными, отвратительными). В Воскресении Спасителя, напротив, произошло полное торжество человеческого духа, и плоть приобрела свойства духа, поэтому могла проходить сквозь запертые двери. Так прежде этого Спаситель прошел и сквозь камень, закрывавший двери Его гробницы.

«И сказав это, Он показал им и руки и бок. Возрадовались ученики, увидев Господа» (ст. 20). Я старался приблизительно, в кратких словах описать, насколько это возможно и насколько я понимаю, ту воистину мировую скорбь, которую испытывали ученики. Спаситель, желая их утешить, прежде всего сказал им: «Мир вам!» - может быть, имея в виду и то, что Он прощает их отступничество, бегство, малодушие, предательство, отречение. «Мир вам! И сказав это, Он показал им и руки и бок. Возрадовались ученики, увидев Господа» (ст. 19-20). Они забыли и о собственных грехах, потому что настолько любили Спасителя, что, увидев Его, исполнились необыкновенной радости. Это можно сравнить с той радостью, которую испытываем и мы в пасхальные дни, но лишь отчасти, потому что как скорбь учеников непостижима для нас (хотя мы, участвуя в богослужениях, разделяя переживания Великой Субботы, хотя бы в малой степени эту скорбь чувствуем), так едва ли мы можем себе представить, сколь велика была их пасхальная радость и что испытывали их сердца.

«Сказал им Иисус снова: мир вам! Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас. И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого» (ст. 21-22). Конечно, после произошедших событий ученики нуждались в утешении и утверждении в вере. Увидев Спасителя, они обрадовались, но, вероятно, вслед за этим вспомнили, что вели себя недостойно, и потому Спаситель вновь им говорит: «Мир вам!» - то есть: «Забудьте обо всем, успокойтесь». В самом деле, если мы, желая человеку, допустим, доброго здоровья и говоря ему: «Здравствуй!» или как-то иначе радушно и искренне его приветствуя, иногда действительно приводим его в доброе расположение духа, то можно себе представить, какая великая благодать, какой мир и тишина водворялись в душе учеников, когда Спаситель вновь и вновь говорил им: «Мир вам!»

«Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас». Господь предсказывает ученикам - хотя они, может быть, еще не до конца это понимают, - что, подобно тому как Он вышел из недр небесного Бога Отца, сошел с небес на землю, чтобы проповедовать Истину и совершить искупление человеческого рода, так ныне и они должны выйти из Иерусалима, шествовать по всей Иудее и по всему миру и также проповедовать Евангелие - благовествование Истины.

«И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого». Этим Спаситель показал, что та благодать, которая была утеряна учениками из-за их малодушия и отречения, вновь дана им и они являются апостолами, первыми священниками и епископами истинной Церкви, истинного общества верующих. После этого Дух Святой наполнил их существо, ибо слова Спасителя, конечно же, не бывают тщетны. Однако нужно отличать это действие Святого Духа от того, которое последовало в день Пятидесятницы: первое относится более к дарованию благодати священнического служения, а второе - полностью воссоединяет человека с Богом и делает его сыном Божиим по благодати. «Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны» (ст. 23). Вот какая власть была дана апостолам; они передали ее епископам и священникам всех последующих поколений, и на этом стоит Православная Церковь.

«Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Говорили ему другие ученики: мы видели Господа. Он же сказал им: если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего в место гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю» (ст. 24-25). Может быть, Фома подумал, что ученикам явился дух Спасителя или что это было какое-то привидение. Люди и в те времена верили в привидения. Мы помним, что когда Спаситель шел по водам, то ученики подумали, что это призрак. Значит, такое верование тогда было весьма обыкновенным. И Фома, может быть, подумал, что являлась душа Спасителя, но не Он Сам, тем паче что Господь Иисус Христос прошел через дверь, и это могло вызвать у Фомы дополнительные сомнения. «И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены; и стал посредине и сказал: мир вам!» (ст. 26). Конечно же, мир Христов в тот момент исполнил не только души учеников, присутствовавших при первом явлении Господа, но и сердце апостола Фомы. «Затем говорит Фоме…» (ст. 27). Обратите внимание: Фома говорил о своих сомнениях ученикам наедине, поэтому Спаситель не мог о них знать, и дальнейшими словами, сказанными Фоме, Спаситель показывает Свое всеведение. Ему известны все его сердечные мысли, чувства и вообще душевное состояние. «Говорит Фоме: дай палец твой сюда и посмотри на руки Мои, и дай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверующим, но верующим» (ст. 27). Здесь не говорится, последовал ли Фома этому повелению Господа, но, судя по тому, как изображается это событие на иконах, он дерзнул протянуть руку и прикоснуться к ранам Спасителя и вложить ее в Его прободенные копьем ребра. Он осязал Его раны, и это самое простое человеческое чувство оказалось возвышеннее самых мудрых и утонченных доказательств, которые предлагают для уверения в правильности своих убеждений разные философы и учителя.

«Ответил Фома и сказал Ему: Господь мой и Бог мой!» (ст. 28). Вспомним, как Господь наш Иисус Христос призвал на апостольское служение апостола Нафанаила и открыл ему, что Он знает о его сокровенных мыслях о Мессии, которым никто не был свидетелем, кроме единого Бога, и как тот сказал: «Воистину Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1:49). В то время, может быть, не совсем правильно Нафанаил и прочие ученики, там присутствовавшие, понимали, что значит Сын Божий. Возможно, они думали, что Спаситель - необыкновенный праведник, настолько близкий к Богу, что как бы усыновлен Им и является Сыном Божиим по благодати. Здесь же Фома без всяких околичностей, прямо называет Спасителя Господом и Богом. Тут уже никакой двусмысленности быть не может: перед апостолом Фомой стоит Человек с ранами в руках, ногах и ребрах, Которого он называет Господом и Богом. Он видит в этом Человеке, в силу убедительности и славы Воскресения, безграничного Господа и Бога, Творца вселенной, Вседержителя. Вот что значит уверение Фомы. Это уверение не просто в Воскресении Спасителя, но, благодаря Воскресению, - в Его Божественной природе, Божественном происхождении, Его Божестве.

«Говорит ему Иисус: ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие» (ст. 29). Конечно, Фома не только увидел - он и осязал, и под словом «увидел» Спаситель подразумевал, что Фома ощущал Его всеми своими чувствами: видел, слышал, осязал собственными руками - и потому уверился. «Блаженны не видевшие и поверившие». Блаженны слушающие, читающие Евангелие, не видевшие Спасителя, но верящие в действительность события, о котором мы сейчас услышали. И они ничего не лишены по сравнению с апостолом Фомой. Нам кажется, что если бы перед нами были совершены те чудеса, какие Спаситель совершал перед Своими современниками, в особенности если бы мы сами увидели Его воскресшим, то тогда мы ничего не были бы лишены в сравнении с апостолами и другими непосредственными учениками Спасителя, не было бы у нас недостатка благодати и веры. Но это не так. Господь Иисус Христос говорит нам иначе, и мы не можем Ему не верить, потому что если мы принимаем Его учение и признаем чудеса, Им совершенные, то должны поверить и этим словам и принять их всем сердцем: «Блаженны не видевшие и поверившие». Мы можем оказаться не только не меньшими в вере, чем апостол Фома, но даже большими. «Блаженны не видевшие и поверившие». То, что мы наблюдаем в себе самих и не видим в себе такого блаженства, о котором сказал Спаситель, не значит, что эти слова несправедливы и утратили силу. Вспомним тех угодников Божиих, которые имели истинную веру и по вере своей совершали великие, необыкновенные чудеса. Один Иерусалимский Патриарх по требованию халифа вместе со всеми своими собратьями христианами, иерусалимскими верующими, помолился (правда, для этого он попросил три дня) и в удостоверение истинности христианской веры передвинул гору и выпил чашу с ядом, оставшись невредимым. Разве нельзя сказать про этого святителя, что он блаженный, потому что поверил, не видев? И чем он, совершивший такое великое чудо, меньше апостолов? Мы можем долго перечислять почти что бесчисленных святых, совершивших многие великие чудеса: святитель Николай Мирликийский, святитель Спиридон, преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский и многие другие более или менее известные или даже, может быть, несправедливо забытые святые. Все они сподобились почувствовать на себе исполнение этих слов Спасителя: «Блаженны не видевшие и поверившие». Посмотрев на угодников Божиих, мы должны понять, что если в нас нет такого блаженства, то в этом - наша собственная вина.

«Много и других знамений сотворил Иисус перед учениками Своими, о которых не написано в книге этой» (ст. 30). Здесь Иоанн Богослов имеет в виду или те знамения и чудеса, какие сотворил Спаситель до Своего Воскресения, или, может быть, те, которые были после явления Воскресшего Господа, о которых евангелист не хотел подробно рассказывать и поэтому умолчал. И далее апостол Иоанн говорит: «Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его» (ст. 31). Если мы вспомним несколько ранее приведенные слова апостола Фомы «Господь мой и Бог мой», то правильно поймем и слова «Иисус есть Христос, Сын Божий». Сын Божий не означает, что Он меньше, чем небесный Бог Отец, потому что как про Отца, так и про Христа, Сына Божия, можно сказать, что Он Господь и Бог.

Поверив точно так же, как апостол Фома, что Иисус есть Господь и Бог, мы не сможем не переменить свою жизнь. Мы не меняем свою жизнь лишь потому, что в нас нет такой глубокой веры, которая была у апостола Фомы после того, как он прикоснулся к ранам Спасителя, веры, которая бы потрясла все наше существо. Если бы мы всей душой приняли ту истину, что Иисус есть Господь и Бог, что Иисус есть Христос, Сын Божий, тогда, безусловно, трепет исполнил бы все наше существо и мы, вспоминал наши бесчисленные отклонения от евангельских заповедей, вспоминая, сколько раз мы не слушали и попирали даже свою грубую, слепую совесть, пришли бы в трепет, страх и ужас. Все бы в нас изменилось, нас уже не нужно было бы убеждать и нал не нужно было бы проповедовать. Потому что в таком случае не только умственная но истинная, глубокая, искренняя, жизненная, сердечная вера переменила бы век нашу жизнь, сделала бы нас совсем другими людьми, и мы действительно жили бы только во имя Иисуса Христа, Сына Божия, Господа и Бога нашего. Аминь.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 20, ст. 19-31.

20.19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20.20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

20.21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

20.22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

20.23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

20.24. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

20.25. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

20.26. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

20.27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

20.28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

20.29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

2.30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

2.31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

(Ин. 20, 19-31)

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, что означает «вместо Пасхи»: но это вовсе не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение.

В этот день Святая Церковь воспоминает чудо уверения апостолы Фомы, чему и посвящены строки сегодняшнего евангельского чтения.

Вечером того же самого дня, когда ушел Фома, а остальные апостолы, опасаясь преследований со стороны врагов Господа, заперли двери, вдруг пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Ин. 20, 19).

Для уверения учеников в том, что это именно Он, Господь показал им руки и ноги и ребра Свои (Ин. 20, 20), дабы они могли убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его.

Борис Ильич Гладков пишет: «Богу угодно было, чтобы апостолы постепенно дошли до сознательной веры в Иисуса Христа как Сына Божия; им надлежало идти в мир и проповедовать Его учение, и они должны были обладать для этого верой, не допускающей никаких сомнений, и веру эту должен был принять от них и их последователей весь мир. Да, им нужна была такая сознательная вера, вера не только сердцем, но и рассудком, до какой они дошли через свое прежнее неверие и постоянные сомнения».

Евангелист Иоанн добавляет, что затем Господь через видимый знак, то есть дуновение, преподал ученикам благодать Святого Духа, сказав: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Конечно, полное излияние всех даров Святого Духа на апостолов свершилось в день Пятидесятницы; но, очевидно, еще до этого дня апостолам были необходимы такие дары Святого Духа, которые укрепили бы их в несомненной и твердой вере в истину Воскресения Христова, а в особенности для того, чтобы породить в апостолах веру в то, что они поставлены Господом на великое служение делу Благовестия во всем мире: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21).

Евангелист Иоанн отмечает, что при первом явлении Господа всем ученикам среди них не было апостола Фомы. И вот, встретив других учеников и услышав от них известие о том, что они видели Господа, Фома заявил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).

Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что через неделю Господь снова является апостолам, среди которых на этот раз был и Фома, «для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время».

Одно только знание Господом сомнений Фомы настолько поразило апостола, что он, исповедуя веру в Воскресение Христово и в Божество Спасителя, воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).

Однако эта вера все же имела своим основанием чувственное удостоверение, а потому Господь в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на будущие времена открывает высший путь к вере: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

И действительно, дорогие братья и сестры, самое главное в стяжании веры - это чистота человеческого сердца. Мы познаем присутствие Божие не только внешними чувствами, но более смиренным сердцем, наполненным доверием к Богу.

Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Христос воскресе!

Сегодняшняя неделя Антипасхи посвящена воспоминанию тех явлений Спасителя, которые совершались после Его славного Воскресения. Господь неоднократно являлся малым и большим группам учеников, чтобы они воочию убедились: Он воскрес. Явление живого Христа после публичной казни и смерти вновь вселяло веру в тех, кто уже начал было колебаться.

Одним из таких «вновь уверовавших» был апостол Фома. И хотя он проявлял готовность умереть с Господом, когда Тот шел воскресить Лазаря (см.: Ин. 11: 16), был активным участником беседы после Тайной вечери (см.: Ин. 14: 5), однако после смерти Иисуса на кресте отказался поверить в воскресение Учителя: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Когда же Господь в восьмой день вновь явился ученикам, Фома признал Его, сказав: «Господь мой и Бог мой» (см.: Ин. 20: 26-29).

«Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27) - это главные слова Евангелия нынешнего дня. Из сегодняшнего чтения мы узнаем о том, что вера - это не статичное состояние человека, она может изменяться, возрастать и уменьшаться (см.: 2 Фес. 1: 3), исчезать и появляться вновь. Словом «вера» может обозначаться мгновенный импульс или целое мировоззрение человека.

Нередко вера зарождается как ответ на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу. Впервые поверить - значит горячо последовать еще неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Всевышнего. Поверить Богу все равно что доверить Ему свою жизнь, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Авраам положился на Бога, «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15: 6).

Верить в Бога постоянно - значит признавать Его истинным Творцом неба и земли, от Которого зависит жизнь человека и окружающего мира. При этом быть верующим предполагает не просто признавать существование некоей высшей реальности, но и жить в повиновении у Господа (см.: Числ. 32: 12), в преданности Ему «всем сердцем, всей душой» (Втор. 6: 5).

«Повстречать Бога» для пророка Исаии означало предстать перед судом Всевышнего, так как перед лицом Бога все грехи людей становятся явными (см.: Ис. 6: 5). Верующий человек для пророка Исаии - это тот, кто видит в настоящем житии различные катаклизмы и, даже теряя уверенность в ближайшем будущем, все равно сохраняет надежду на славный конец времен. Когда закончатся все страдания, «скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис. 12: 1-2).

Для Иоанна Богослова, в отличие от пророка Исаии, вера - это не просто надежда на будущее избавление от боли, упокоение в селении праведников. По апостолу Иоанну, верующий человек обретает спасение здесь и сейчас, потому что он сейчас принимает Иисуса как Спасителя (см.: Ин. 1: 12). Верующий уже «не судится» (Ин. 3: 18), но «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Все Евангелие было написано, дабы мы «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31).

Хотя, казалось бы, однажды поверив, мы уже не должны возвращаться назад, но мы видим, что даже апостолы Христовы по временам колебались и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17: 5); и отец бесноватого отрока умолял: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). Сам Христос молился о Петре, чтобы не оскудела вера его и он, когда снова вернется ко Христу, утвердил бы братьев своих (см.: Лк. 22: 32).

Возвращение к вере пережили многие апостолы: Петр, Фома и Иоанн Богослов. Любимому ученику недостаточно было принять на веру обетование о тридневном воскресении Христа, он вновь поверил только когда увидел материальные свидетельства воскресения. Когда он в третий день прибежал ко гробу и увидел там одни погребальные пелены, тогда только вновь уверовал (см.: Ин. 20: 8). После вознесения Спасителя апостолы потому совершали многие знамения и чудеса (см.: Деян. 15: 12; 2 Кор. 12: 12; Евр. 2: 4), что одного слова для их проповеди о Воскресении было мало.

Нам и сейчас порой хочется увидеть особое присутствие Бога в мире, услышать отчетливый ответ на молитву. Мы и сейчас наблюдаем за проявлениями Промысла Божия в мире через рассматривание природных катаклизмов (ср.: Рим. 1: 20), пытаемся увериться в Божиих знамениях, вглядываясь в мироточивые иконы, желаем на себе ощутить действие чуда, прикладываясь к святым мощам. Но хотя мы можем приблизиться к Святой Земле, где ступала нога Спасителя, мы не можем увидеть Христа своими глазами и вложить в Его раны свои руки. Христос не является нам в телесном облике, через апостольских преемников не творятся чудеса. Как можем мы умножить веру, как нам не колебаться?

Чтобы не колебаться в вере, апостол Павел предлагает такие средства: терпеть и стоять в вере (см.: Евр. 10: 35-39), стремиться к единству веры и познания Сына Божия (см.: Еф. 4: 13).

Это единство веры и знания раскрывается для нас в Божественной литургии. Каждый раз за литургией в Символе веры мы едиными устами исповедуем знание о Сыне Божием, каждый раз в конце литургии мы поем «Видехом Свет истинный», исповедуя обретение истинной веры. Мы видим Его Кровь, истекшую из ребр в чашу святой Евхаристии, мы прикасаемся к Его Телу, вкушаем Его плоть, становясь причастниками Божеского естества. Мы слышим евангельское слово, возвращающее нас во времена апостолов. Литургия, богослужение восьмого дня, преодолевает время, она позволяет нам увидеть чудо преложения Святых Даров и прикоснуться ко Христу.

Опыт причастия за литургией оставляет в стороне слово «вера». Переживая опыт Богообщения, мы не спрашиваем себя каждую секунду: верую ли я сейчас? Когда мы плывем по волнам литургии, мы с Богом пребываем и Бог пребывает в нас. Но когда мы выходим из храма, когда состояние Богообщения прекращается - тогда нам нужна вера. Это и есть область веры Фомы - мгновение, когда человек понимает, что ви дения Христа уже нет, но уверенность в Нем еще здесь.

Поэтому «блаженны невидевшие и уверовавшие » (Ин. 20: 29). Эти слова Христос обращает не к Фоме, а к нам. Мы не видим Бога, но жажда знаний о Нем нас к Нему притягивает. Мы Бога не слышим, но всматриваемся вокруг: не совершил ли Он того, что мы у него просили. Он - необъятен, непостижим, непознаваем, но мы, как Авраам, можем довериться тому, что Бог Своим обетованиям будет верен.

Пусть же слова Фомы: «Господь мой и Бог мой» - будут для нас опытным знанием за литургией и верой - когда сомневаемся, что Христос - воскрес. Он рядом с нами всегда.