Главная · Монтаж · Толкования на Мф. «Не мир Я вам принес, но меч…

Толкования на Мф. «Не мир Я вам принес, но меч…

Как это такой праведный и милостивый человек и не знает глубокого значения этих слов? Думаю, что ты знаешь, но только ищешь подтверждения. Праведным и милостивым Сам Бог открывает тайны Духом Своим. Если бы ты был единственный кузнец в Иерусалиме, когда евреи распинали Господа, некому было бы выковать для них гвоздей.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Так сказал Господь. Читай это так: "Не для того пришел Я, чтобы примирить истину с ложью, мудрость с глупостью, добро со злом, правду с насилием, скотство с человечностью, невинность с развратом, Бога с мамоной; нет, Я принес меч, чтобы рассечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения".

Чем же рассечь, Господи? Мечом истины или мечом слова Божия, так как это едино. Апостол Павел советует: Возьмите меч духовный, что есть слово Божие (Еф. 6, 17). Святой Иоанн в Откровении видел Сына Человеческого, Сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр. 1, 13, 16). Меч, исходящий из уст, - что может быть иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю. Этот меч спасительный для света, а не мир добра со злом. И ныне и присно, и во веки веков.

То, что это толкование правильно, видно из дальнейших слов Христа: Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 35). И если сын пойдет за Христом, а отец останется во мраке лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в непризнании Христа, что общего может быть у них? Не слаще ли Христос, чем мать? То же самое и между невесткой и свекровью.

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, сейчас же должен телесно отделиться от своих родных. Этого не говорится. Довольно будет быть разделенным душевно и не принимать в свою душу ничего от мыслей и дел неверующих. Если бы верующие сейчас и телесно отделились от неверующих, образовались бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь целых три года терпел около Себя неверного Иуду. Мудрый Павел пишет: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14).

Наконец, могу тебе сообщить, как эти слова Христа духовно объясняет Феофил Охридский: "Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все старое, а под сыном и дочерью все новое. Господь хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди и учение победили все наши старые греховные привычки и обычаи". Итак, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой Небесный мир, как некий небесный бальзам тем, кто в Него искренно верует, но Он пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами мрака.

Кланяюсь тебе и детям. Мир вам и Божие благословение.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Как совместить коммунистические и христианские ценности? Этот вопрос волновал меня давно. Несмотря на то, что у меня есть друзья, которым близки одновременно коммунистические и христианские идеалы, я не понимала до конца, как у них в голове (и сердце) уживается одно с другим.

Безусловно, есть фундаментальные общие гуманистические идеалы, являющиеся святыми и для христианина и для коммуниста, например, справедливость или братство. Однако я считала, что верующий человек если и способен на борьбу, то только на борьбу с «неверными» (как это было во время крестовых походов) или на борьбу за утверждение своего видения христианского учения (вспомним жестокие религиозные войны католиков и протестантов).

Но на революционную борьбу за глобальное изменение существующего миропорядка - на это христиане не способны, ведь религия учит их смирению. «Все в руках Господа и человеку негоже вмешиваться в божий промысел», - обычно говорят верующие. Человек не должен восставать против существующих порядков, он должен покорно терпеть все тяготы судьбы, не роптать, избегать дурных поступков, думать о Боге - и тогда, наверное, после смерти его ждет райское блаженство.

Я думала так, и нельзя сказать, что я была совсем не права. Действительно, религия (имеющая свои канонические рамки) в большой своей части учит смирению и покорности. Она обещает награду за эту покорность в «небесном царстве», и человек утешается, зная об этой награде и веря в спасение души.

Однако не только этому учит христианская религия. Она учит тому, что в каждом человеке есть «искра божья». Но всегда ли человек способен проявить эту «искру божью», живя в мире несправедливости, неравенства, насилия, фальши? Нет, будучи задавленным (и даже не так важно чем: тяжелым физическим трудом на эксплуататора, как это было в XIX веке, или вечной погоней за вещами, как это происходит в современном обществе потребления), человек не может раскрыть в себе «божью искру», то есть, говоря светским языком, свой истинно человеческий творческий потенциал.

Иисус Христос учил, что надо возлюбить ближнего своего, как себя самого. Но можно ли, возлюбив ближнего и видя, что этот ближний не живет, а влачит жалкое существование задавленного скота, остаться равнодушным? Можно ли смиренно терпеть это?

Приверженцы теологии освобождения всегда однозначно отвечали на этот вопрос: «Нет!» И своими проповедями и делами подтверждали эту позицию. Религиозные деятели Камило Рестрепо, Антонио Карденаль, Сальвадор Ромеро и другие были также и революционными деятелями. Они посвятили свои жизни революционной борьбе и пошли на смерть за свои идеалы. Я прочла о них в статье «О коммунизме и марксизме - 53». Их высказывания и их судьбы потрясли меня!

Своими жизнями эти люди доказали, что религия - это не обязательно смирение и покорность. Религия может вдохновлять людей на борьбу против мировой несправедливости, против всего, что не дает разгореться в человеке «божьей искре». И я уверена, что это возгорание и есть преодоление человеком всех форм отчуждения, о котором говорил Карл Маркс.

Выходит, у религии и коммунизма куда больше общего, чем это может показаться на первый поверхностный взгляд. И, выходит, религия способна не только утешать, но и призывать людей на революционную борьбу с несправедливостью.

Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч» (Евангелие от Матфея, гл. 10). Эти слова очень важны для христиан-революционеров. Важны они и для меня. Не будучи верующим человеком, я, тем не менее, не могу отрицать огромного влияния на нашу культуру христианских ценностей, Священного Писания, фигуры Иисуса. И вот я думаю: что же он хотел сказать этим «не мир пришел Я принести, но меч» ? Ведь, конечно, не то, что мир на земле не нужен, а нужна война. Нет, Иисус Христос хотел мира, причем мира справедливого. Но он не желал, чтобы этот мир был дан людям за просто так, чтобы сами они ничего не сделали ради него. За мир надо бороться, человек вполне способен на это, и сам Иисус Христос вкладывает в его руку меч для этой священной борьбы.

Однако можно понимать высказывание Иисуса про меч и несколько другим способом. Меч - не как орудие борьбы, а как орудие, разрубающее связь со старым миром. Миром неравенства, безразличия и ненависти к себе подобным. Освободиться от прежних порядков во имя новых, решительно обрубить все концы - вот зачем принес человеку меч Иисус Христос.

Впрочем, первое и второе толкования не противоречат друг другу. Разруби мечом связь со старым миром несправедливости, борись с мечом за новый мир, защищай мечом свои идеалы высшей Справедливости. Но ведь это похоже на логику революционной борьбы, не правда ли? Думаю, именно так понимали свою миссию революционные деятели теологии освобождения, в этом был для них смысл жизни.

И ведь, в сущности, не так важно, верит человек в Бога или нет. Куда важнее, готов ли он в каждом человеке видеть «искру божью» (светский человек назовет это творческим потенциалом, «зародышем» нового человека, порывающегося к своим высшим возможностям). И не менее важно, готов ли человек бороться за мир, в котором «божьи искры» будут ярко гореть во всех людях, образуя все вместе единый Огонь, который согреет всё человечество и осветит ему (даст шанс прокладывать) дорогу в будущее.

Разъясните значение слова «мир» в словах Иисуса Христа: «Не мир принес я Вам, но меч» и «Мир я даю Вам дети мои, не так, как мир дает Вам».

Слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мат.10: 34-39), - говорят о том, что в душе каждого человека, кто услышит евангельское благовестие после пришествия Спасителя на землю, неизбежно будет происходить самоопределение по отношению к правде евангельского благовестия. Человек либо примет его как некую конечную норму жизни и будет стремиться жить по Евангелию, либо отвергнет правду, принесенную нам Сыном Божиим. И в этом смысле от этого разделения никуда нам теперь не деться. Вот пока не было воплощения Сына Божия, многие люди могли пребывать в неопределенности. Сам Господь говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин.15: 22).

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Читай это так: "Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения".

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду.

С людей, которые не слышали ничего о Христе и Евангелии, один спрос – по закону совести, который есть голос Божий у них в душе, как говорит апостол Павел. А уж тот, кто Евангелие читал, кто знает, что такое Церковь, что такое правда Божия, с того спрос другой, и по вере и по жизни этого человека. Вот здесь-то это разделение и проходит: мы или принимаем его, или не принимаем. И никакие внешние факторы в этом случае ничего не определяют: ни рождение в благочестивой семье, ни седьмое колено священства среди родственников, ни еще что-то, а только внутреннее самоопределение человека.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27), - ну, конечно, не так, как мир дает. Мир, который во зле лежит, предлагает нам свои ценности, свои плотские ориентиры, которые, в конечном итоге, - похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Так что даже, по слову блаженного Августина, видимые добродетели язычников, то есть мирских в этом смысле людей, являются только блистательными пороками. Господь дает свой мир по-другому: как тот внутренний стержень жизни, который поможет человеку выстоять, сохраниться в любых жизненных обстоятельствах, сохранить в себе образ и подобие Божие и стяжать, может быть, тот мир, о котором говорит преподобный Серафим: «если кто приобретет сей мир, то вокруг него спасаются тысячи, потому что он непреодолим и всепобедителен».

На самом деле всем, кто читает Библию непредубежденно (то есть, без заранее навязанных и внушенных ему установок), очевидно, что Бог выступает против зла и побеждает его. Как с помощью меча физического, так и с помощью меча духовного, которым является Слово Божье.

На страницах Библии Бог открывается нам совсем не как пацифист, стремящийся к миру любой ценой. Да, конечно, Бог хочет мира, но вовсе не ценою соглашения со злом, не ценою компромисса с грехом. Скорее всего, теория смирения перед злом родилась в умах тех людей, которые хотели бы видеть Бога таким, каким они Его себе представляют, добреньким, а не таким, какой Он есть на самом деле. Возможно, так они оправдывают свое нежелание борьбы с грехом и со злом.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему же тогда Христос добровольно отдал Себя в руки Своим гонителям и смирился с тем, что Его убили. Дело в том, что Христос сделал это вовсе не по причине смирения перед злом, а наоборот, борясь с ним. Христос должен был победить грех, смерть и ад и освободить находящиеся в аду души. Но как можно попасть в ад, минуя смерть? И можно ли попасть в ад законным способом, не имея на себе грехов? Поэтому Христос берет на Себя грехи человечества, что и означает отдание Себя в руки зла и принятие на Себя его последствий, то есть осуждения за грехи и справедливое воздаяние за них – смерть. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал... Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 3:18-19; 4:6). «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57). Таким образом, Христос, отдавая Себя в руки гонителям и принимая от них смерть, вовсе не смирился со злом и не согласился со Своим поражением. Наоборот, отдав смерти Свое тело, Он воевал с нею Духом, победил и в результате Своей победы был воскрешен из мертвых, получив Свое тело вновь. Поэтому смирение перед Богом и смирение перед злом – это совершенно различные вещи.

Смирение перед злом, признание перед лицом греха и зла своего поражения – это не библейская концепция. И когда в Библии говорится о том, что следует подставить вторую щеку для удара, имеется в виду вовсе не соглашение со злом, а наоборот, активизация духовных средств борьбы, чтобы преодолеть (нейтрализовать) чувство мести, злобу, раздражение, то есть не дать места духу зла. Что действительно важно в вопросе борьбы со злом, так это то, каким духом ведется эта борьба. «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Зло не следует побеждать злом. И если вас ударили по одной щеке и вы при этом клокочете желанием отомстить и разорвать вашего обидчика в клочья, то вам действительно лучше подставить ему вторую щеку. Потерпев физический урон, вы сохраните тогда свой человеческий облик и не впадете в животное состояние мести и злобы. Но если, пользуясь вашим смирением, вас регулярно бьют то по одной щеке, то по второй, которые вы услужливо подставляете в надежде праведно выглядеть в глазах людей и Бога, то не обманывайтесь – вы вовсе не Богу угождаете, а Его противнику, который еще и смеется над вашей неразумной верой. Физическая сила (физический меч) вовсе не является синонимом зла, и ее можно и нужно применять в борьбе со злом, но с условием, чтобы дух, который ее направляет, не был духом злым, но Духом Божьим. К сожалению, не все христиане понимают это и потому впадают в противоположные крайности: либо ожесточаются до ненависти к своим противникам (а то и братьям), либо совершенно равнодушны к распространению греха и зла, считая, что бороться с ними не их дело, что Бог Сам за них поборет.

Человек состоит из души и тела; поэтому он должен служить Богу и духом и телом, ибо и тело, и душа – одинаково Божии создания; и тело, и душа, соединившись опять по воскресении, вместе будут участвовать в блаженстве вечном. Вот почему и во всяком доброделании наше тело, т.е. наш внешний человек, должно участвовать вместе с душой, с нашим человеком внутренним. Самая вера наша должна проявляться в исповедании как устами, так и делами: «сердцем веруют к праведности» , – говорит святой апостол Павел (), – «а устами исповедуют ко спасению» . Если мы сердцем веруем во Христа, и дорожим Его святыми заповедями, но стыдимся или боимся открыто перед людьми говорить об этом, то мы – лжецы, лицедеи и малодушные животолюбцы. Это значит, что страх перед людьми в нашем сердце сильнее веры во Христа. Закон духа таков: «от избытка сердца говорят уста» (). Кто любит Бога всем сердцем, тот не будет молчать о Возлюбленном. Вот почему Господь, посылая апостолов Своих на проповедь , так властно побуждал их безбоязненно, открыто исповедовать, и словом и делом свидетельствовать перед целым миром, что они веруют в Него, как истинного Бога, что они никогда не отрекутся от Него, своего Спасителя и Господа, хотя бы пришлось и умереть за такое исповедание. ИТАК ВСЯКОГО , – говорит Он, – КТО ИСПОВЕДАЕТ МЕНЯ (буквально с греческого: кто исповедует во Мне, т.е. исповедует Меня не собственной силой, а при помощи Моей же благодати) ПРЕД ЛЮДЬМИ , ТОГО ИСПОВЕДАЮ , объявлю его, И Я Моим верным последователем, достойным вечной награды за веру и исповедание, ПРЕД ОТЦЕМ МОИМ НЕБЕСНЫМ , когда буду восседать одесную Его во славе, и особенно во Второе Мое пришествие на Всемирном Суде. «Господь говорит здесь ко всем вообще, а не к одним ученикам. Он всех хочет сделать мужественными... готов несравненно более благодетельствовать, нежели наказывать, но здесь о награде упоминает однажды, а о наказании дважды, – почему так? «Конечно потому, что слушающие лучше вразумляются страхом наказания», – говорит святитель Златоуст. Потому-то, сказав: «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» , еще присовокупил: А КТО ОТРЕЧЕТСЯ ОТ МЕНЯ ПРЕД ЛЮДЬМИ , кто не признает Меня Искупителем мира, отвергнет Меня и Мое учение, или же, называя себя Моим последователем, на деле будет оскорблять Меня грешными делами, нерадением о своем спасении, уклонением от Святой Церкви, которую Я созижду на земле для спасения людей, ОТРЕКУСЬ ОТ ТОГО И Я ПРЕД ОТЦЕМ МОИМ НЕБЕСНЫМ , не признаю Своим последователем, скажу ему в день оный: «Я не знаю тебя» ...

Вот почему всехвальные мученики терпели самые ужасные мучения и с радостью шли на страшную смерть, только бы не открыть своих уст и не отречься от Христа. Они умирали и в своей смерти торжествовали победу над своими гонителями и над сатаной, их учителем! И когда подумаешь, что этими победителями, этими борцами за веру во Христа являлись не только крепкие духом и телом мужи, но и претружденные старцы, и слабые жены, и юные девы, и даже младенцы (вспомним трехлетнего Кирика, сына Иулитты, пятилетнего Варула и других), то невольно в благоговении скажешь: дивен еси, Господи, во святых Твоих и велика сила благодати Твоей, для коей нет воистину ничего невозможного! Но в то время апостолы, как еще не утвердившиеся в духе, могли подумать: «Итак, Ты пришел для того, чтобы возжечь на земле всеобщую брань?» Поэтому Сердцеведец Сам предупреждает от таких мыслей и говорит им: НЕ ДУМАЙТЕ , ЧТО Я ПРИШЕЛ ПРИНЕСТИ МИР НА ЗЕМЛЮ; НЕ МИР ПРИШЕЛ Я ПРИНЕСТИ , НО МЕЧ! .. Какое огненное слово! Как оно, по-видимому, неожиданно в устах нашего Господа!.. Не Сам ли Ты, Господи, заповедал апостолам, входя в каждый дом, приветствовать всех миром? Не воспевали ли Ангелы при Твоем рождении славу Богу и на земли мир? Не Тебя ли еще древние пророки называли Князем мира? Воистину Ты мир наш, и вот – Ты говоришь, что пришел принести на землю не мир, но меч!.. Как понимать это слово Твое?.. Богомудрые толковники отвечают на это так: «Мечом называет Он любовь к Нему Самому (слова Е.Зигабена), любовь, которая отделяет верующих от неверующих, которая непобедимой силой своей легко может разлучить людей, связанных самой дорогой, земной любовью». И в другом месте, показывая могущественное ее действие, Он сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю» (). «Меч означает, – говорит другой толковник (блаженный Феофилакт), – слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочтения. Спаситель говорит здесь о том, что должно удаляться или отделяться от них не без особенной причины, но только тогда, когда они препятствуют нашей вере». «Тогда особенно и водворяется мир, – говорит святитель Златоуст, – когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Ибо через это только и можно Небу соединиться с землей.

И врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член. Единомыслие не всегда хорошо: и разбойники бывают согласные. Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия, но как люди разделились между собой, то и произошла брань. Не сказал Христос: пришел принести брань, но, что гораздо ужаснее, меч. Он хотел приучить их слух к жестоким словам, дабы они, в трудных обстоятельствах, не колебались. Теперь никто не скажет, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности». Не только, говорит, друзья и сограждане, но и самые сродники и единокровные восстанут друг против друга: ИБО Я ПРИШЕЛ РАЗДЕЛИТЬ ЧЕЛОВЕКА С ОТЦОМ ЕГО , И ДОЧЬ С МАТЕРЬЮ ЕЕ , И НЕВЕСТКУ СО СВЕКРОВЬЮ ЕЕ . «Я пришел отлучить боголюбивых от миролюбивых, славолюбивых от смиренномудрых; брань будет не просто между домашними, но даже между теми, которые соединены искренней любовью и теснейшими узами», – говорит преподобный Иоанн Лествичник . И хотя не Христос был причиной этого, но злоба человеческая, однако же Он говорит, что Сам Он причина сего. Такой образ выражения свойственен Писанию, потому что и в другом месте сказано: «дал им Бог очи, чтобы они не видели». Так говорит и здесь. Поэтому напоминает и пророчество, которое хотя и не на этот случай сказано, но, впрочем, объясняет то же самое: И ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ , верующему в Меня, – ДОМАШНИЕ ЕГО , в Меня не уверовавшие. Говоря так, Он показывал силу и горячность любви, какие требовал. Как Сам Он нас много возлюбил, так хочет, чтобы и мы так же много любили Его. А такие слова и апостолов возвышали в духе: «если и ученики ваши, как бы говорил Господь, будут оставлять сродников, детей и родителей, то подумайте, каковы должны быть вы, учители». Чтобы ни говорили о тебе люди, внимай только гласу Божию и храни совесть твою; безбоязненно исповедуй святую веру твою и все то, что она тебе заповедует, хотя бы за это и смеялись над тобою, хотя бы тебе и творили всяческое зло... Сколько и ныне бывает случаев, когда христиане должны мужественно исповедать Христа! Не говорим о тех, кому судил жить среди неверующих язычников, среди еретиков и разных раскольников; для таковых нередко и в наше время готовы мученические венцы; но сколько бывает в жизни самых, по-видимому, обыкновенных случаев, когда, тем не менее, дух маловерия, неверия или лжеверия представляет нам искушение устыдиться Христа, или, что то же, отречься от Него! Вот, например, люди легкомысленные в твоем присутствии смеются над святыней, кощунствуют над всем, что для тебя дорого и священно; если ты молчишь, снисходительно слушая их хульные речи, боясь, как бы они и тебя не осмеяли, если станешь обличать их, то знай, что ты стыдишься Христа, ты отрекаешься от Него...

Если ты, ради светских приличий, садясь за стол, не ограждаешь себя крестным знамением; если в праздник, вместо храма Божия, идешь в театр или в веселое собрание людей праздных, чтобы тебя не считали святошей, ханжой, то ты опять стыдишься Христа, отрекаешься от Него... Не бойся же всегда, везде и во всем и творить, и говорить правду Божию; знай, что верный раб Христов никогда не должен кривить душой, что Христос, как и Сам – вечная правда, так и всех правдолюбцев любит, венчает их славой вечной и похваляет пред Отцом Своим Небесным...

"и меч (!) духовный, который есть Слово Божие."
Послание к Ефесянам Святого Апостола Павла, Глава 6 стихи 10-17

  • Илья Попов:
  • 14:03 | 29.06.2011 |
  • Василий Иванов-Ордынский:
  • 14:04 | 29.06.2011 |

***Не мир я вам принёс, но меч***

Учение Христа заставляет человека пересмотреть своё мнимое благополучие, заставляет задуматься. И спокойствие потеряно...
Человек начинает каждый свой шаг в жизни сопровождать вопросом: "А правильно ли я делаю? А должен ли христианин так поступать?"

Но, "благими намерениями вымощена дорога в ад".

  • Илья Попов:
  • 15:04 | 29.06.2011 |

Иисус Христос говорит в святом Евангелии: "Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее" (Мф. 10, 34-35). То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.

Теперь многие говорят о мире, но все эти разговоры - ложь и обман. Какой может быть мир на земле, когда нет единомыслия в вере? Один православный, другой католик, третий лютеранин, четвертый сектант или безбожник. Только один Господь может дать истинный Божественный мир. Он сказал во святом Евангелии: "Мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27). В ком есть этот мир Божий, кто имеет в своем сердце Христа, для того не существует ни войн, ни землетрясений, ни пожаров, никаких бедствий. Такому человеку всегда хорошо при всяких обстоятельствах жизни.

14 августа 1960г.
Архимандрит Алипий (Воронов)
http://www.pravoslavie.ru/put/030813121155.htm

  • Артём Быков:
  • 15:00 | 23.09.2011 |

да тут много интересного глохнет...
боятся, походу=))

  • Наталья Вихарева:
  • 15:00 | 23.09.2011 |

Мне очень понравилось объяснение в №5. Раньше я почему-то слишком буквально воспринимала эти слова.

  • Татьяна Балашова:
  • 16:05 | 23.09.2011 |

Святитель Николай Сербский.
"О значении Христовых слов: "Не мир пришел Я принести, но меч":
http://pravklin.ru/publ/8-1-0-411

  • Майя Пискарева:
  • 17:00 | 23.09.2011 |

То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.*******

странно как звучит эта фраза... то ли монах сказал.для которого мир -враг... то линесогласие с тем. что "миру мир "...))

  • Галина Смирнова:
  • 17:01 | 23.09.2011 |

Ну да, звучит прикольно.
Миролюбец здесь - не пацифист, а тот, кому то, что в мире, важнее Бога. В большей или меньшей степени это про всех нас. "Не любите мира, ни того, что в мире." Ведь в мире-то похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Я всё удивляюсь, как это верно подмечено. Для всех времён и народов...

  • Майя Пискарева:
  • 17:02 | 23.09.2011 |

а лучше всего сказано Христом:
" Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."(Мф., 6 , 20-21)

скажите... а вот то. что мы называемся мирянами, это что?

  • Александра Николаева:
  • 18:01 | 23.09.2011 |
  • Майя Пискарева:
  • 19:02 | 23.09.2011 |

а зачем обрезали цитату. ведь самое главное тамв продолжении...
"Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость...не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек."

иначе можно считать, что в миреБожьем есть только похотьи гордость..Мирянемы не только потому, что в монастыре не живем,но потому,что живя в миру,стараемся исполнять волю Божию.Потому что слово мирянин ассоциируется с христианиным...

  • Margarita Иванова:
  • 19:03 | 23.09.2011 |

***католики использовали эту фразу в средние века, как один из поводов к крестовым походам.***

Если исключить из крестовых походов разграбление Константинополя и других христианских земель - то крестовые походы были направлены на благородную цель: освобождение христианских земель захваченных мусульманскими оккупантами.

Но, "благими намерениями вымощена дорога в ад".===

В Катехизисе КЦ написано, что на земле - церковь воинствующая, а у Бога - церковь торжествующая. За христианство не раз приходилось воевать. Так что слово "меч"имеет и вполне реальное значение. Правда, тут легко усматривается противоречие с тем, что если тебя ударят по одной щеке, подставь другую. Эту фразу некоторые ошибочнопонимают как призыв кнепротивлению злу.

  • Галина Агапова:
  • 19:04 | 23.09.2011 |

#5 Илья, полностью с Вами согласна. Иисус Христос пришёл разделить тех, кто с Богом и тех, кто против Бога. Это главный принцип, по которому всё человечество делится на две части. Овцы стоят по правую руку Христа, а козлища - по левую.

  • Александра Николаева:
  • 23:03 | 23.09.2011 |

#14 <а зачем обрезали цитату > Но я ведь знаю, что вы знаете...)))

  • Василий Иванов-Ордынский:
  • 17:03 | 05.10.2011 |

Тоже согласен с Ильёй.

Точнее - со словами архимандрита Алипия

  • Наталия Зайцева:
  • 15:05 | 10.12.2011 |

Искала тему, подходящую для моего вопроса.
Лучше этой не нашла. Чтобы новую не открывать, не плодить темы похожие.
По моим наблюдениям, люди суровые, аскетичные, любящие поучать других, что надо "молиться, поститься и слушать радио "Радонеж" (образно говоря) - это люди не слишком приветливые и сердечные к ближним.
Вот я последнее время все думаю: ну как вот это связано...
Почему аскетизм (даже не максимальный, как в монастыре, а хоть какой-то подвиг) делает душу черствее? (((

  • Александр Соловьёв:
  • 16:05 | 10.12.2011 |

"Почему аскетизм (даже не максимальный, как в монастыре, а хоть какой-то подвиг) делает душу черствее? ((("
Наверно потому,что аскетическая постройка пришлась на негодное основание (фундамент).

  • Наталия Зайцева:
  • 16:05 | 10.12.2011 |

Само по себе это так.
Но..
Может быть, я невнимательна, но вот как нарочно так выходит, по личным наблюдениям:
- кто "порасслабленней" (в плане постов-молитв и прочих подвигов) - тот и подобрей к ближнему;
- кто посуровей - тот и позлобнее. Ну что ж это такое? Почему так?(((((
(Касается и батюшек, и мирян.)
Ведь аскетизм для того и дан, чтобы душа СОВЕРШЕНСТВОВАЛАСЬ, а не озлоблялась...