Главная · Измерения · В палестине запретили азан. В израиле на фоне запретов азана произошел сильный пожар. Лидер Хамас угрожает Израилю

В палестине запретили азан. В израиле на фоне запретов азана произошел сильный пожар. Лидер Хамас угрожает Израилю

БИРУНИ (БЕРУНИ, АЛЬ-БИРУНИ) АБУ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ

(973 г. – 1048 г.)

«Настоящее мужество заключается в презрении к смерти (выражается оно в речи или действии), в борьбе против лжи. Только тот, кто сторонится лжи и придерживается правды, достоин доверия и похвалы даже по мнению лжецов…»


Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни родился 4 сентября 973 года в предместье города Кят, который в то время был столицей Хорезма (сейчас Кят переименован в честь великого ученого и носит название Бируни, находится в Узбекистане). Сведений о детстве ученого практически не сохранилось. Известно, что с ранних лет Бируни учился у знаменитого математика и астронома Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака, который к тому же был и двоюродным братом шаха Хорезма Абу Абдаллаха. В одном из своих стихотворений Бируни написал: «Не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!» При этом из других работ ученого становится понятно, что ему была известна дата собственного рождения. Такое противоречие, естественно, кажется странным. Пытаясь сделать какие-то выводы о происхождении Бируни, исследователи прибегают к стандартному в таких случаях методу – изучению имен ученого. Но в данном случае этот способ дает немного. Например, споры разгорелись о прозвище, которое часто давалось по месту рождения человека. «Бируни» в переводе означает «снаружи, вне». Историк XII века Самани перевел эту часть имени как «человек из пригорода». Вслед за ним многие исследователи стали предполагать, что Бируни родился вне стен города. Из того факта, что за пределами крепостной стены обычно селились ремесленники, в свою очередь делается вывод, что Бируни родился в семье, принадлежавшей к этой социальной группе. По понятным причинам подобная точка зрения была особенно распространена в СССР. Но тогда неясно, как Бируни в раннем детстве смог попасть в семью, принадлежавшую к правящей в Хорезме династии. Поэтому существует и другая интерпретация появления этого прозвища. Словом «бируни» часто называли некоренных жителей той или иной области. Возможно, что это прозвище ученый получил, вернувшись в Хорезм после длительных странствий. Имя Мухаммед и имя отца Ахмед тоже дают нам мало информации, поскольку иногда такие имена давались детям, отец которых неизвестен.

С уверенностью можно сказать, что уже в возрасте семнадцати лет Бируни занимался серьезной научной деятельностью – в 990 году он вычислил широту, на которой находится город Кят. К 995 году, когда молодому ученому исполнилось 22 года, он уже являлся автором большого числа научных работ. Из них до наших дней дошла «Картография», в которой молодой ученый рассматривал способы проецирования изображения поверхности земного шара на плоскость.

В 995 году спокойное течение жизни молодого ученого было нарушено. Дело в том, что в конце X – начале XI столетия обстановка в арабском мире была неспокойной. В Хорезме и прилегающих к нему территориях то и дело вспыхивали междоусобицы. Во время очередной из них правитель Абу Абдаллах был свергнут эмиром Гурганджа – второго по величине города Хорезма. Как пережил эти события Абу Наср – неизвестно. Его же ученик, Бируни, был вынужден бежать. Куда именно – то же неясно. Известно только, что через некоторое время после бегства он поселился в Рее (нынешний Тегеран). Бируни писал, что в Рее у него не было покровителя (что было очень важно для ученого в то время) и он был вынужден жить в бедности.

Тем не менее, он продолжал заниматься научной деятельностью, в частности, регулярно проводил и фиксировал астрономические наблюдения. Это и дало современным исследователям возможность определить некоторые даты жизни Бируни. Например, ученый описывает затмение Луны, которое 24 мая он наблюдал в Кяте. Следовательно, в то время Бируни побывал в Хорезме. Но затем он опять, по собственному желанию или же вынужденно, покинул родину. Вполне возможно, что ученый приезжал в Кят только для того, чтобы наблюдать затмение. Дело в том, что одновременно по договоренности с Бируни затмение в Багдаде наблюдал другой астроном. По срокам затмения ученые определили разницу в долготе этих городов. Значит, Бируни снова странствовал и некоторое время жил в Гургане, на юго-восточном побережье Каспийского моря. Когда именно он поселился там, точно не известно, но примерно в 1000 году он написал книгу «Хронология», которую посвятил правителю Гурганы. В этой работе автор ссылается на семь более ранних своих трудов. 14 августа 1003 года Бируни, все еще находясь в Гургане, наблюдал затмение Луны, но 4 июня 1004 года он уже был на родине, так как описывал увиденное там аналогичное явление.

На этот раз в Хорезме ученый был принят достойно. В Гургандже – новой столице Хорезма, правили сперва Али ибн Мамун, а затем его брат Абу Аббас Мамун. Оба властителя были покровителями наук и содержали при своем дворе большой штат из лучших ученых, среди которых Бируни занял почетное положение. Кроме того, здесь молодой ученый смог работать со своим бывшим учителем Абу Насром Мансуром, к которому питал самые теплые чувства.

Счастливое и плодотворное сотрудничество с бывшим учителем на родине продолжалось до 1017 года. В этом году Махмуд Газневи, правитель достигшего в это время высшей точки своего расцвета государства Газневидов , захватил Хорезм. Скорее всего, Бируни и Абу Наср были увезены Махмудом. Достоверной информации о том, как развивались взаимоотношения ученых и нового властителя, нет. Но в одном из текстов, написанных Бируни, есть упоминание неких серьезных трудностей, с которыми он столкнулся в начале своей работы под покровительством Махмуда. О том, где именно ученый продолжал работу непосредственно после отъезда из Хорезма, могут опять-таки свидетельствовать сделанные им астрономические наблюдения. Например, зафиксированные результаты наблюдений, сделанных 14 октября 1018 года в Кабуле. Тот факт, что Бируни использовал приборы, сделанные самостоятельно из подручных средств, скорее всего, свидетельствует о том, что Махмуд Газневи был не слишком щедрым покровителем. К осени 1019 года Бируни оказался в Газне (современный город Газни в Афганистане), о чем также свидетельствуют записи его наблюдений за небесными явлениями. Здесь, скорее всего, в качестве пленника, Бируни жил и работал до конца жизни, если не считать того, что он сопровождал Махмуда в некоторых из его военных походов. Около 1022 года властитель включил в сферу своего влияния северные части Индии, а к 1026 году его армия достигла побережья Индийского океана. Бируни, как предполагается, посещал северные районы Индии и даже несколько лет жил там. Он вычислил широты одиннадцати крупных городов в районе Пенджаба и Кашмира. Но главным результатом путешествия по Индии стала крупная работа «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых».

В 1030 году Махмуд умер, и власть перешла к его сыну Масуду. Похоже, что новый правитель относился к Бируни гораздо лучше своего отца. Многое свидетельствует о том, что ученый получил возможность свободно путешествовать. Что характерно, один из самых известных своих астрономических трудов – «Канон Масуда об астрономии и звездах», Бируни назвал в честь своего нового покровителя. Умер ученый в 1048 году в возрасте 75 лет. До самой смерти он не прекращал заниматься научной деятельностью и писал научные труды.

Это практически и все факты из жизни одного из величайших ученых Средневековья. Мы уже отмечали, что обычно о работах древних ученых известно гораздо больше, чем о них самих. Не является исключением и Бируни. Из-за постоянных странствий и полусвободной жизни у него не было ни семьи, ни детей. Главную ценность его жизни составляли книги. «Все мои книги – дети мои, а большинство людей очарованы своими детьми и стихами», – писал он.

Всего Бируни принадлежит около 150 научных трудов. Как и большинство его предшественников и современников, он был ученым-универсалом. В круг его научных интересов входили практически все современные ему науки. Недаром Бируни достаточно часто называют «великим энциклопедистом». Он является автором трудов по истории, математике, астрономии, физике, географии, геологии, медицине, этнографии. Важную роль в развитии науки сыграли и данные, полученные собственно Бируни, и то, что он смог систематизировать и изложить знания, накопленные до него учеными арабского мира, Греции, Рима, Индии. Помимо арабского, ученый владел персидским, санскритом, греческим, возможно, сирийским и древнееврейским языками. Это дало ему уникальную возможность для сравнения и компиляции знаний разных народов. Вот что по этому поводу писал сам Бируни: «Я привожу теории индийцев, как они есть, и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость». Делая переводы текстов, он работал очень аккуратно, что выгодно отличало его от многих переводчиков-современников. Если большинство переводов того времени способствовало накоплению ошибок и неточностей в текстах, то Бируни, наоборот, зачастую исправлял сделанные ранее ошибки.

Из работ Бируни до наших дней дошло двадцать семь книг. Кратко расскажем о наиболее значимых из них.

Один из первых крупных трудов Бируни написал приблизительно в 1000 году. Это уже упоминавшаяся нами «Хронология» («Памятники, оставшиеся от минувших поколений»). В этой книге ученый ссылается на свою более раннюю работу – «Астролябия» («Книга исчерпания возможных способов конструирования астролябий»). Около 1021 года Бируни составил фундаментальный труд «Тени» («Книга об обособлении всего сказанного по вопросу о тенях»). В 1025 году он написал трактат «Геодезия» («Книга определения границ для уточнения расстояний между поселениями»), а к 1030 году относится книга «Наука о звездах» («Клига вразумления в зачатках науки о звездах»).

Особого внимания заслуживает упомянутый ранее труд «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Без преувеличения можно сказать, что эта книга, написанная по материалам, собранным во время индийских военных походов Махмуда Газневи, стала важнейшим источником, повествующим об истории Индии, развитии ее культуры и науки. В «Разъяснениях…» Бируни проводит сопоставление религии, культуры и научных достижений индусов: «Я добавлю еще, что греки в эпоху язычества, до появления христианства, придерживались верований, подобных которым придерживаются индийцы: мировоззрение греческой знати было близко к мировоззрению индийской знати, а идолопоклонство простонародья в Греции схоже с идолопоклонством простонародья в Индии».

Большое значение среди работ Бируни имеет и трактат «Канон Масуда об астрономии и звездах». Во-первых, этот труд является своеобразной энциклопедией астрономических знаний. Во-вторых, особый упор автор делает на математические доказательства тех или иных теорий и на экспериментальные данные. Бируни рассматривал результаты наблюдений и вычислений не так предвзято, как многие его предшественники-астрономы, которые нередко пренебрегали данными, не укладывавшимися в ту или иную теорию. Помимо астрономических теорий и сведений, «Канон Масуда» содержит большое количество математических выкладок, сыгравших немаловажную роль в развитии математики.

Уже после 1041 года Бируни написал труды «Минералогия» и «Фармакогнозия». Последняя работа включала в себя описание более 1000 лекарственных средств, сведения о которых Бируни почерпнул из сочинений 250 авторов.

Конечно, знаменитый арабский ученый не только изучал и систематизировал результаты исследований других ученых, но и проводил собственные исследования и выдвигал научные теории. Бируни-исследователь очень аккуратно относился к полученным результатам и призывал к этому своих коллег. Вот его слова, которые вполне могут быть девизом современных ученых: «Надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя».

Среди наиболее значимых теорий, выдвинутых Бируни, следует отметить мысль о том, что Солнце – это горячее огненное тело, а планеты и Луна светятся отраженным светом. Он утверждал, что скорость лучей света нельзя почувствовать, так как нет ничего, что двигалось бы быстрее лучей света; считал, что солнечная корона похожа по своей природе на дым. Бируни придерживался Птолемеевой системы мира, но при этом полагал, что математически приемлема и теория гелиоцентризма. Он также объяснил природу утренней и вечерней зари, предположив, что она является результатом свечения частичек пыли.

Велики заслуги Бируни и в разработке новых научных методов в конструировании измерительных инструментов. В «Каноне Масуда» Бируни описывает собственный способ вычисления радиуса Земли. Для этой цели ученый поднимался на гору известной высоты и определял угол, образованный лучом зрения, направленного к горизонту, и его плоскостью. Имея высоту горы и этот угол, Бируни достаточно точно рассчитал размеры земного шара. Ученый является автором многих методов геодезических измерений. Он усовершенствовал квадрант, секстант и астролябию. Например, построенный им неподвижный квадрант радиусом в 7,5 метров позволял проводить измерения с точностью до двух угловых минут и оставался самым совершенным в мире на протяжении четырех веков. Многие из проведенных им измерений, например угол наклона эклиптики к экватору, также оставались самыми точными данными на протяжении сотен лет. Работая над книгой «Минералогия», Бируни с исключительной точностью определил удельный вес многих минералов и даже ввел метод определения минералов по их плотности.

В своих книгах Бируни уделял внимание и астрологии. Но, как показывают многие цитаты из его работ, к этой «науке» он относился весьма скептически. По всей видимости, он занимался астрологией вынужденно, как того требовали интересы его покровителей. «Однажды я увидел одного человека, который считал себя знаменитым и ученейшим в искусстве предсказания по звездам, – писал Бируни. – Поскольку он желал получить результаты того, что предопределяют звезды, он искренне верил, по своему невежеству, в сочетание светил и искал в их связи результаты воздействия на человека и общество».

Очевидно, что в работах Бируни большую ценность представляют не только изложенные им теории и данные, но и демонстрация последователям самого подхода к науке, заключавшегося в аккуратности, точности и многократной проверке теоретических выкладок данными, полученными экспериментальным путем. Также Бируни рассуждал о науке вообще и ее месте в мире.

Закончим же мы наш рассказ о великом энциклопедисте еще одной цитатой из его работ: «Областей знания много, и их становится еще больше, когда к ним непрерывной чередой обращаются умы людей эпохи восходящего развития: признаком последнего является стремление людей к наукам, их уважение к ним и их представителям. Это, прежде всего, долг тех, кто управляет людьми, так как именно они должны освобождать сердца от забот обо всем необходимом для земной жизни и возбуждать дух к соисканию возможно больших похвал и одобрения: ведь сердца созданы, чтобы любить это и ненавидеть противоположное. Однако для нашего времени характерна, скорее, обратная ситуация». Остается только сожалеть, что эти слова, сказанные тысячу лет назад, актуальны и сейчас. Хочется верить, что со временем у ученых будет оставаться все меньше оснований отзываться таким же образом о власть имущих.

В Израиле вспыхнули пожары после принятия Кнессетом «закона муэдзинов». Пользователи соцсетей отмечают, что огонь охвативший часть территории этой страны, является карой Аллаха (Господа).

\"Вы запретили упоминать в наших мечетях само имя Всевышнего. Гнев его страшен, а расплата – ужасна. То, что происходит сейчас, - только начало. Вы дорого заплатите за осквернение священного Корана\", - говорится в сообщениях.

Отметим, что ситуацию также прокомментировал и глава полиции Дубая Дахи Хальфан. Он призвал израильские власти не гневить Бога и задуматься о мирной жизни с палестинцами.

Напомним, 24 ноября сообщалось, что более 75 тысяч жителей израильской Хайфы были эвакуированы из-за сильных пожаров, начавшихся утром и быстро распространившихся из-за сильного ветра, засухи.

Пожары причинили значительный ущерб жилым домам и общественным зданиям, инфраструктурам, частному и общественному транспорту в Хайфе. Пострадали более 100 человек (около 20 из них остаются в больницах, по состоянию на утро пятницы). Однако в Сети уже появились фотографии, где более двух десятков людей сгорели.




Справка:

В начале ноября этого года, Кнессет принял закон, который запрещает призывы в мечеть на молитвы через систему громкоговорителей.

Авторы законодательного проекта отклонили обвинения в несоблюдении свободы вероисповедания, выдвинутые депутатами объединенного арабского списка, подчеркнув, что свобода вероисповедания не должна идти во вред качеству жизни.

Законопроект, получивший название «закона о муэдзинах», был утвержден после того, как получил поддержку со стороны премьера Биньямина Нетаниягу.

Уполномоченный ультрарелигиозной партии «Яадут ха-Тора», министр здравоохранения Израиля Яаков Лицман, подал протест против закона о запрете громкоговорителей на минаретах.

По мнению министра, ограничение на громкость призывов мусульман к мольбе может привести к введению подобных ограничений для иудеев.

\"В течение тысяч лет в израильской традиции использовались разнообразные инструменты, в том числе шофары (бараний рог) и ритуальные музыкальные инструменты в процессе еврейских праздников\", - проинформировал министр в своем обращении.

Руководитель Управления Турции по делам религий Мехмет Гермез осудил законодательный проект, запрещающий озвучивание азана через громкоговорители в Израиле, пишет Анадолу.

В свою очередь, уполномоченный руководителя Палестинской автономии Махмуда Аббаса до этого объявил, что, по мнению палестинского лидера, закон крайне небезопасен, так как «может привести к религиозной войне» в регионе.

Египетский богослов шейх Музхир Шахин, поддерживающий режим Абдель Фаттаха ас-Сиси, призвал прекратить злорадство в соцсетях по поводу пожаров в Израиле. Об этом он заявил в эфире программы «90 минут» на национальном телевидении.

По его словам, во-первых, это не соответствует этике ислама, а во-вторых, что, по мнению шейха, более важно – Израиль не является главным врагом Египта.

«Мы что, не можем сделать нечто более полезное? Это крайняя степень беспомощности. Докатились до того, что сидим в Фейсбуке и говорим: Боже, подлей бензина, чтобы в Израиле лучше горело», - сказал он.

На роль главных врагов страны шейх определил Катар и Турцию, которые, с его слов, выступили против переворота генерала ас-Сиси, в то время как Израиль поддержал его.

Многие мусульманские пользователи соцсетей не столько злорадствовали в связи с пожарами в Израиле, сколько отмечали, что огонь охватил страну после запрета на произнесение азана (мусульманского призыва на молитву, - прим. ред.), наложенного еврейской администрацией в Палестине.

Нынешний разгул огненной стихии является одним из крупнейших за последнее время в Израиле. Лесные пожары вспыхнули на этой неделе сразу в нескольких районах, в том числе в еврейских поселениях на оккупированных территориях. Огонь бушует близ Иерусалима, леса и кустарники горят также в районе Латруна между Тель-Авивом и Иерусалимом. Сложная ситуация сложилась на севере страны - на подъездах к городам Хайфа, Хадера и Зихрон-Яаков.

В ряде районов власти Израиля объявили режим ЧС и провели эвакуацию населения, в районе Зихрон-Яакова полиция попросила жителей не возвращаться в свои дома до 25 ноября.

Иудейский раввин: «Пожары в Израиле – это кара Всевышнего за политику Нетаньяху»

Основной причиной пожаров на территории Израиля и отсутствия дождей является политика премьер-министра страны Биньямина Нетаньяху. С таким заявлением выступил один из наиболее авторитетных израильских религиозных деятелей, главный раввин провинции Самария, оккупированной Израилем, Эльяким Леванон, передает 9-й канал ИТВ.

По его словам, массовые пожары являются наказанием Всевышнего «еврейскому государству» за политику сноса поселений. Иудейский священнослужитель уверен: для того чтобы Божья кара закончилась, израильским властям необходимо отказаться от сноса поселений.

Следует отметить, что раввин Леванон является отнюдь не единственным, кто усматривает в данных пожарах наказание Господа. Аналогичной позиции придерживает и заместитель начальника полиции эмирата Дубаи Дахи Хальфан, призвавший Тель-Авив не гневить Всевышнего и задуматься об урегулировании конфликта с палестинцами.

«Израиль пытался запретить муэдзинов, теперь он охвачен огнем, слава Аллаху», - написал он в своем аккаунте в «Твиттере».

Ранее сообщалось, что более 200 очагов пожара возникли в северном и центральном районах Израиля. Центр пожаров пришелся на район Хайфа. По причине бедствия было эвакуировано более 75 тысяч местных жителей.

Кроме Хайфы лесные пожары угрожают Иерусалиму и палестинским городам на Западной берегу реки Иордан. Быстрому распространению огня по израильской территории способствуют сильный ветер и отсутствие дождей.

Лидер Хамас угрожает Израилю

Член законодательного совета (парламента) Палестинской автономии и один из лидеров политического крыла ХАМАСа Мушир аль-Масри заявил о наличии у них тысяч ракет, способных атаковать Тель-Авив и северные окрестности одного из крупнейших городов Израиля.

"Любая будущая война оккупантов с военизированным крылом ХАМАСа "Изз ад-Дин аль-Кассам" приведет к обстрелам Тель-Авива и поселений к северу от него", - заявил аль-Масри на митинге ХАМАСа в Газе.

Кроме этого, он назвал Газу "костью в горле сионистской мечты создать Большой Израиль от Нила до Евфрата" и подчеркнул, что ни израильскому правительству, ни военному командованию страны неизвестно, какими видами оружия, на самом деле, обладает ХАМАС.

"Оккупанты пересекли все красные линии, последней из которых был запрет на призыв к молитве в мечетях Иерусалима и на оккупированных территориях", - заявил аль-Масри, очевидно, имея в виду так называемый "закон муэдзинов" о запрете использования громкоговорителей в мечетях в ранние часы.

"Израиль стремится уничтожить мечеть Аль-Аксу и построить на ее месте вымышленный Храм, но героические мужчины и женщины не побоятся смерти и защитят мечеть", - добавил лидер ХАМАСа.

Мусульманский призыв к молитве в Иерусалиме, а вместе с ним - и весь город, каким мы его знаем, находятся в великой опасности.

Т.н. «государство», созданное по итогам этнической чистки большей части коренного палестинского населения, готовится запретить азан, впервые, вероятно, прозвучавший в Иерусалиме ещё в 637 году, когда халиф Умар ибн аль-Хаттаб прибыл в Палестину и принял из рук патриарха Софрония ключи от Иерусалима, что ознаменовало собой мирное окончание шестимесячной осады святого города.

Уважение к людям другой веры нашло отражение в одном из первых решений, принятых халифом Умаром в Иерусалиме. Он понимал, насколько чувствительным является вопрос религиозных святынь, и осознавал опасность изменения статус кво. Поэтому он отказался от предложения Софрония о молитве в Храме Гроба Господня, опасаясь, что мусульмане превратят её в мечеть, и совершил полуденную молитву за пределами церкви; впоследствии на этом месте была построена мечеть, названная его именем и существующая по сей день. А теперь взгляните на создание «Израиля» в 1948 году, когда 750 000 палестинцев были изгнаны со своей земли под угрозой расправы. Бессчётное множество деревень и городов были стёрты с лица земли, мечети - уничтожены или превращены в синагоги либо музеи. По меньшей мере две мечети были переоборудованы в кафе, а одна - в хлев.
«Израиль» захватил восточный Иерусалим в 1967 году, и одним из первых его действий в качестве оккупирующей державы стал снос 770-летнего Марокканского квартала с тем, чтобы обеспечить более удобный проход к стене Аль-Бурак, которую евреи называют «западной стеной» («Стеной плача»), для отправления там иудейских обрядов. Ранее, спустя всего год после появления в 1917 г. т.н. «декларации Бальфура», Великобритания ответила категорическим отказом на требования Хаима Вейцмана о выселении Марокканского квартала и передаче стены Аль-Бурак евреям. По прошествии пятидесяти лет «Израиль» без колебаний снёс Мечеть Шейх Ид, стоявшую в городе ещё со времён Салахитдина.

Христианские места

Церкви продолжают подвергаться нападениям со стороны «сиона». В 2015 году Бенци Гопштейн, главарь экстремистской ультраправой еврейской группировки «Лехава», высказался в поддержку поджогов христианских церквей; он назвал христиан «вампирами-кровососами», которых необходимо изгнать из «Израиля».
Еврейские экстремисты в ряде случаев совершали т.н. «ценниковые» атаки на церкви. Такие атаки особенно участились в преддверии визита папы Франциска на Святую землю в 2014 году. Папе угрожали расправой, а стены местного административного центра Римско-католической церкви были изуродованы надписью на иврите: «Смерть арабам, христианам и всем, кто ненавидит “Израиль”».
Не далее как в конце октября над восточными вратами Храма Гроба Господня был поднят «израильский» флаг, что вызвало волну возмущения со стороны христианского сообщества и поставило под сомнение готовность «Израиля» обеспечивать неприкосновенность христианских святынь. Церковь в течение двух лет боролась с водоснабжающей организацией, грозившей остановить подачу воды из-за неоплаченных счетов; спор был улажен в 2012 году. Прибавьте к этому «израильские» ограничения на посещение христианами святынь в Иерусалиме, равно как и на поездки христиан из Газы в Иерусалим или Бейт-Лахм (Вифлеем), и вам станет понятно, с какими трудностями приходится сталкиваться палестинским христианам.

Мусульманские места

С ключевыми мусульманскими святыми местами на оккупированных палестинских территориях дела обстоят ещё хуже, чем с христианскими. После начала оккупации Восточного Иерусалима в 1967 году «израильский» флаг некоторое время развевался над Благословенной Мечетью Аль-Акса. В 1969 году Аль-Аксу подожгли - сообщалось, что это злодеяние совершил некий австралийский "турист" еврейского происхождения; в результате пожара комплексу был причинён огромный ущерб, в частности, полностью сгорел 1000-летний минбар.
В соответствии с соглашением между «израильтянами» и иорданскими хранителями святынь, действие которого распространяется на всю территорию Аль-Аксы, иорданское Управление вакфом заведует делами комплекса, а евреи могут посещать его, но без права молиться. Статус кво в целом прошёл испытание временем, но в последние годы ситуация резко обострилась, особенно после положившего начало Второй интифаде «визита» Шарона в Харам аш-Шариф в 2000 году. Дерзкое вторжение богомерзкого сионистского персонажа в Мечеть послужило сигналом еврейским экстремистам к интенсификации планов по строительству т.н. "еврейского храма"; эти планы предполагают уничтожение Мечети Аль-Акса и Купола скалы.
С недавних пор частота и масштабы вторжений еврейских экстремистов в Аль-Аксу увеличились, при этом во время таких вторжений налагаются ограничения на доступ верующих мусульман к святыне. Такая практика сионистов привела к росту напряжённости и подтолкнула многих к тревожной мысли о возможном изменении статус кво, а иорданское правительство - к отзыву своего посла из Тель-Авива в знак протеста против провокаций. Участились столкновения между «израильскими» коммандос и защищающими святыню палестинцами. Евреи нападают на молящихся, не пускают многих из них в Мечеть, отнимают у них идентификационные карточки жителей Аль-Кудса, без которых палестинцы фактически не могут перемещаться по оккупированным территориям. Эти действия в значительной степени стали причиной продолжающегося уже год восстания, прозванного «ножевой интифадой», в рамках которого палестинцы устраивают атаки главным образом против оккупационных сил, а в ряде случаев - против незаконно присутствующих на оккупированных землях иммигрантов, т.н. "поселенцев".

Другим сильно пострадавшим городом - вероятно, из-за его религиозной значимости - является Эль-Халиль. В нём проживают 120 000 палестинцев, чья жизнь омрачена высадкой 700 особенно отмороженных «израильских» «поселенцев» в самом центре города. Эти евреи действуют под прикрытием сотен «израильских» боевиков и системы закрытых военных зон и КПП. В Эль-Халиле расположена мечеть Ибрахимийя. В 1994 году там произошёл теракт, устроенный американо-«израильским» евреем Гольдштейном, который убил 29 молившихся мусульман. «Израильское» правительство формально осудило кровавую атаку, но... возвело убийце памятник. А «израильтяне», особенно в ультраправом «поселенческом» секторе, продолжают воспринимать его как героя.

В ответ на преступление Гольдштейна «Израиль»… ввёл новые, более жёсткие ограничения в отношении палестинцев, подверг Аль-Ибрахимийю физическому разделу, а также ввёл правило об эксклюзивном доступе евреев в мечеть в течение 10 дней в году!

Ограничения на призыв к молитве

«Израильские» ограничения на доступ к святым местам в Иерусалиме и Эль-Халиле недавно были дополнены запретами на призыв к молитве. В Эль-Халиле запреты стали вводиться ещё несколько лет назад: так, в январе 2014 года азан запрещали 49 раз, в декабре 2015 года - 52 раза, а в октябре этого года - 83.
Теперь эта практика распространилась и на Иерусалим. «Израиль» запретил оглашать призыв к утренней молитве в трёх мечетях в Абу Дисе. Юрист Бассам Бахр, глава местного комитета в Абу Дисе, осудил «несправедливый запрет» и заявил, что «“Израиль” притесняет палестинцев во всех аспектах их жизни». Похоже, запрет стал ответом на жалобы незаконных «поселенцов» из близлежащей колонии Писгат Зеев, рассказавших «израильскому» мэру Иерусалима Ниру Баркату о «шумовом загрязнении» от местных мечетей. Как Баркат, так и Натаняху судя по всему намерены распространить на азан «закон» о «невыносимом шуме».
Двум этим сионистам прекрасно известна значимость призыва к молитве для мусульманской общины; их план по его устранению из иерусалимской жизни ради ублажения незаконных «поселенцев» свидетельствует о том, что ни у одного из них нет и крупицы мудрости халифа Умара. План еврейства не только вызвал возмущение среди палестинцев, но и навредил всем попыткам создать обстановку, которая бы могла привести к миру; он явно представляет собой компонент «израильской» политики по иудаизации Иерусалима и ликвидации исламского и христианского наследия в святом городе. Запрет на азан, по сути - это лишь верхушка айсберга иудаизации.

Что же касается «поселенцев», возражающих против мусульманского призыва к молитве, то есть одно очень простое решение. Они могут покинуть дома, построенные (незаконно) на земле, которая была украдена у её настоящих палестинских собственников, и либо уехать туда, откуда они приехали - в Северную Америку или в Европу, либо, на крайний случай, переехать в пределы международно признанных границ «государства», гражданами которого они являются. Это было бы самым разумным и нравственным решением, хотя сомнительно, чтобы эти особи понимали значение слов «разум» и «нравственность».