Главная · Монтаж · Василий крачковский сын натальи крачковской. Наталья крачковская. Наталья Крачковская с сыном Василием и внуком Володей

Василий крачковский сын натальи крачковской. Наталья крачковская. Наталья Крачковская с сыном Василием и внуком Володей

В истории кинематографа появлялось много актрис комедийного жанра. Но ни одна из них не смогла сравниться с колоритной женщиной, заслуженной актрисой РСФСР – Натальей Крачковской, творческий путь которой насчитывает более 40 лет съемок и более 100 работ, где она снялась в главных ролях. А сколько образов она смогла воплотить на сцене даже посчитать сложно. Несмотря на свой лишний вес, она постоянно получала цветы и признания в любви от своих поклонников, и это все благодаря своей яркой внешности и харизме, которая сразу внушала доверия зрителя.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Натальи Крачковской

Обладая пышными формами, она всегда принимала себя такой, какая есть. И глядя на нее, у большинства мужчин просто замирало дыхание. Но давайте все-таки ответим на вопрос, какой рост, вес, возраст. Сколько лет Натальи Крачковской было, когда она ушла из жизни.

В начале весны 2016 году актрисы не стало, на тот момент ей было 77 лет. И рост был 165 см при весе 125 кг, что ее не расстраивало, но люди, которые были с ней рядом, помнили, как было ей тяжело, ведь лишние килограммы давали нагрузку на сердце.

Биография и личная жизнь Натальи Крачковской

В самый последний месяц осени 1938 года в семье майора советской армии и актрисы московского театра родилась чудная девочка. С этого момента и начинается биография и личная жизнь Натальи Крачковской (Белогорцевой). Так получилось, что отца Наташа почти не помнит, так как он умер. Детство проходило на улице, и было почти такое же, как и у других детей, за исключением постоянного отсутствия мамы дома, чем Наташа с сестрой и пользовались. Их шалости заставляли соседей смотреть в окна, чтобы сестры ни чего не утащили, и не поломали во дворе.

На лето мама отправляла дочерей к бабушке в Тбилиси, и когда та видела своих внучек, «худых и измученных», то сразу задалась целью их откормить. После прибывания в гостях у бабушки, Наташа хорошо набирала вес, что ей самой очень понравилось, ведь на нее стали обращать внимание мальчики. Это дало ей понять, что полным быть не плохо, так как выделяет тебя из толпы.

Наталья была ребенком актрисы, и с выбором профессии вопросов не было. Как только она окончила школу и получила документы, сразу подала их во ВГИК. Конкурс был сумасшедший, но девушку это не испугало, так как любила трудности.

Во время прослушивания, когда преподаватели увидели и услышали монолог, то единогласно приняли решение, взяв с нее обещание, что она и на сцене будет такой, как сейчас перед ними.

Но с учебой не сложилось, возвращаясь вечером домой, она попадает под автомобиль и слепнет на оба глаза. Наташе приходится забыть об ВГИКе и лежать дома, надеясь, что зрение вернется.

Когда смогла снова видеть, девушка устроилась лаборанткой в Институт металлов, но мысли ее были не о реактивах, она постоянно думала о сцене и кино.

Фильмография: фильмы с участием Натальи Крачковской в главной роли

Однажды, попав в массовку на «Мосфильме» Наталья была замечена, и ей доверили роль в эпизоде, с которой она справилась блестяще, с этого и началась ее фильмография. Первым фильмом, где зритель смог ее увидеть был «Битва в пути» (1961), где ей доверили роль Веруньки.

В 1962 году Наташа поехала на съемки в город Тарус, где впервые увидела Владимира Крачковского, после его ухаживаний, со слов актрисы, она не могла не согласиться выйти за него замуж, а через год появляется сын — Вася.

Их семейная жизнь продлилась чуть больше четверти века.

Именно Крачковский знакомит Наталью с Гайдаем, который только увидев ее, предложил сыграть в его фильме «12 стульев» обворожительную мадам Грицацуеву.

После выхода фильма на экран Крачковская проснулась знаменитой. Режиссёры на перебой стали приглашать ее к себе в картины, чем подтверждали востребованность актрисы.

Дальше были фильм «Иван Васильевич меняет профессию» где она играет жену управдома, «Покровские ворота», и комедия в трех действиях «Не может быть!», это классика в которой Наташа доказала слова Станиславского, что не бывает маленькой роли, а есть только маленькие актеры.

Она играла так, что ей удавалось в незначительном эпизоде создать самый запоминающийся персонаж, о котором говорили миллионы.

Ей повезло познакомиться с Гайдаем, ведь именно его комедии принесли ей популярность, давая жизнь ее образу.

В 1988 году умирает Владимир Крачковский и она впадает в депрессию на несколько лет, старается не с кем не общаться, перестает появляться на публике. Но благодаря сыну и друзьям семьи она все же возвращается на сцену.

После смерти Гайдая, Крачковская снималась у Кокшенова, но его фильмы не стали популярными, и зритель их не полюбил. Из последних ее работ можно выделить лишь роль в сериале «Курортный роман» и комедию «Лифт уходит по расписанию».

Последние годы посвятила театру, уже редко снималась в кино из-за проблем с весом, который давал нагрузку на сердце. Она перенесла инсульт и стала прикована к креслу. С каждым днем ее здоровье ухудшалось, и зимой 2016 года она была госпитализирована с диагнозом инфаркт. Врачи 4 дня боролись за ее жизнь, но проиграли, спасти актрису не удалось. Она была похоронена на Троекуровском кладбище.

Семья и дети Натальи Крачковской

Зрители, которые видели фильмы, где она играла, смотрели на ее формы и задавали себе вопрос, а где семья и дети Натальи Крачковской?

Ответим: у актрисы был муж и уже взрослый сын. В 1962 году на съемках очередного фильма, где она играет в эпизоде, знакомится со звукорежиссером Владимиром Крачковским, с которым у них с самого начала завязались настоящие отношения. Продолжались они 26 лет, за которые Наталья подарила мужу в 1963 году — сына Василия, ставший достойным представителем династии Крачковских на «Мосфильме» и верным продолжателем профессии отца.

Сын Натальи Крачковской – Василий

Сын Натальи Крачковской – Василий, единственный наследник рожденный летом 1963 год в семье Натальи и Владимира. С самого детства он был окружен любовью и лаской, которую сейчас пытается передать своему ребенку.

Когда его спрашивают о родителях, он отвечает, что хотел бы создать такую атмосферу в семье, какая была у него в детстве. Он сожалеет о том, что родителей больше нет. И что ему порой не хватает их душевной поддержки, родительского совета. Он хочет, что бы они с женой воспитали сына так, как родители его.

Муж Натальи Крачковской – Владимир Крачковский

Муж Натальи Крачковской – Владимир Крачковский, был звукорежиссер из семьи академиков, работал на «Мосфильме», он был мужчина, о котором сама актриса вспоминала: «Он окружил меня заботой и любовью, постоянно баловал, принося вкусные завтраки прямо в кровать, когда я еще спала».

Они с Натальей прожили четверть века вместе, воспитали сына, и за время супружеской жизни ни разу не ссорились. Они жили, душа в душу, понимая друг друга с полуслова. Но в 1988 году его не стало, сама актриса очень сложно пережила это событие, которое полностью ее сломило.

Причина смерти Натальи Крачковской. Похороны актрисы

После смерти мужа здоровье актрисы очень ухудшилось, она не хотела никого видеть. Только сын и близкие друзья семьи навещали ее и поддерживали. Она стала малоподвижной, начались проблемы с дыханием и постоянные госпитализации. В 2009 году переносит инсульт, который приковал ее к инвалидному креслу. Через несколько лет была доставлена в больницу с сердечным приступом, и 3 марта 2016 года врачи констатировали смерть.

Инфаркт — это официальная причина смерти Натальи Крачковской. Похороны актрисы состоялись на Троекуровском кладбище в Москве. Прошло уже больше года, но могила Крачковской до сих пор утопает в свежих цветах, как дань уважения ее творчеству и таланту. А место где похоронена актриса стало культовым, где всегда могут собраться ее ученики и поклонники.

Инстаграм и Википедия Натальи Крачковской

После появления сообщения о смерти актрисы большое количество людей, которые не были знакомы с ее творчеством, начали искать в сети Инстаграм и Википедия Натальи Крачковской. И каково было их изумление, когда они так и не нашли Инстаграм. Ответ прост: она его не вела, ведь она была уже человек немолодой, да и хвастаться не хотела. После смерти мужа она вообще старалась ни с кем не общаться, не говоря уже про выкладывание своих фото в сеть.

А Википедия Крачковской, представляет собой краткое описание ее жизни. И те, кому она была действительно интересна, всегда могут туда зайти и понять чем жила, и как творила актриса.

Наталья Крачковская фотография

– Дело в том, что я не разборчива в контактах, – вздыхает Крачковская. – Хоть и не люблю журналистов, но отказываю им редко. Один телеканал делал сюжет про отношения мужчин и женщин. Меня попросили порассуждать на эту тему. Я рассказала, что мужчина и женщина могут дружить без интимных отношений. И привела в пример своего друга, с которым общаюсь уже тридцать лет. Он тоже дал интервью по моей просьбе. И потом… Телевизионщики все переворачивают с ног на голову, монтируют сюжет так, будто бы я призналась, что с этим мужчиной живу тридцать лет. Ужас!

– Ваш сын резко отреагировал на этот сюжет?

– Он вообще перестал со мной разговаривать. Потому что дурак! – кипятится актриса. – Сам же крутится в этой киношной тусовке (сын Натальи Леонидовны работает звукорежиссером на «Мосфильме». – Прим. автора) и верит в такие вещи! Как будто не знает, как это делается.

– Может, спустя время это пройдет и вы помиритесь?

– Я надеюсь… У меня сейчас нелегкий период. Я прохожу реабилитацию после болезни, а по сути – все время нахожусь дома. Мне бы не хотелось сейчас ссориться с родными.

– Как вы себя чувствуете?

– Не так плохо, как пишут в прессе. Только вот давление беспокоит. Эти перепады температуры так отдают в голову! Я теперь, как барометр – всегда знаю, когда потеплеет, когда похолодает… А вообще, я по натуре оптимистка. Поэтому твердо верю, что восстановлюсь полностью. К тому же у меня есть стимул – в начале марта предстоят гастроли на Дальнем Востоке. Я должна быть в форме!

Лучшие дня

– Наталья Леонидовна, что вас радует в жизни?

– Только любовь зрителя! Я это чувствую. Знаю, что меня помнят и любят по ролям, которые я сыграла еще в старом советском кино. Эти фильмы люди до сих пор любят и пересматривают: «Не может быть!», «Двенадцать стульев»… Ах! Как же я люблю свою мадам Грицацуеву! Да разве после таких ролей можно взять и сняться в каком-нибудь, извиняюсь, дерьме?

– А что, то, что вам предлагают, вас не устраивает?

– Предлагают разное. Даже роли с сексуальным подтекстом, намекая на мою фигуру. Ну и зачем мне такой позор? Я – актриса пожилая, мне уже за семьдесят, и я не хочу позориться на старости лет, сыграв бездарную роль в каком-нибудь блокбастере. Пусть зрители запомнят меня по хорошим ролям, которые были раньше.

– А как же деньги? Трудно прожить на одну пенсию!

– А это того не стоит! Пенсия, конечно, маленькая. Но я еще езжу на гастроли, встречаюсь со зрителями. Думаю, смогу заработать себе на хлеб, не продавая совести и чести.

Наталья Крачковская. Фото: Global Look Press

Первое страшное испытание

Мечта стать актрисой возникла у Наташи Белогорцевой (девичья фамилия Натальи Леонидовны) еще в юности. Однако Наташа отчетливо понимала, что мало соответствует стандартам кино, оттого мечта эта была осторожной и скрывалась ото всех с особой тщательностью. Особенно от мамы - актрисы Марии Фониной, которая была против, чтобы родная дочь стала актрисой. Кому как не ей было знать о трудностях актерского пути.

Мама хотела, чтобы ее дочь имела нормальную земную профессию, допустим, стала архивистом. Но когда мама поехала на гастроли, Наталья пошла сдавать экзамены во ВГИК и поступила. Она попала на курс Владимира Белокурова. Видя счастье дочери, даже мама смирилась. Тогда Наташа еще не знала, какое испытание ждало ее в прямом смысле за поворотом. Несчастный случай ворвется в судьбу девушки и унесет ее далеко от мира кино.

Но все это произойдет значительно позже. Первым же испытанием для совсем юной Наташи станет война и потеря одного из самых близких людей в жизни. Ей было почти четыре года, когда началась Великая Отечественная. За время войны она два раза видела отца. Наташа, конечно, помнила его смутно, потому что в последний раз видела его в 1943 году, когда ей было 4,5 года. Папа погиб в Германии, в Веймаре.

Сто килограммов мечты!

Послевоенное детство у Натальи Белогорцевой, как и у всех ее сверстниц, было непростым. Но она умела находить счастливые мгновения повсюду и ценила саму жизнь. Этот врожденный оптимизм будет выручать ее всегда.

Примечательно, но в детстве она была очень худенькой и очень хулиганистой девочкой. А к 10-му классу природа Наташи победила. К ней вернулось то, что едва не отнял военный голод и послевоенное недоедание: она расцвела, округлилась и впервые влюбилась.

В будущем Наталья Крачковская подарит кинематографу новый тип героини - обаятельной женщины решительно не замечающей своих габаритов. В общем, как сказал один из ее поклонников: «Сто килограммов мечты!»

Не пройдет и четырех месяцев, как вчерашняя школьница, принятая на актерское отделение ВГИКа попадет в тяжелейшую аварию. Нестерпимая боль, доктора и больничная палата вместо такой любимой и желанной студенческой аудитории. Ее сбила у поворота мощная машина «Победа». Когда Наташа пришла в себя, то вместе с нестерпимой болью появилось еще одно страшное ощущение: она перестала видеть. Девушка не смогла рассмотреть даже виновника своих несчастий. Водитель машины ответственно навещал Наташу в больнице, его лица она никогда и не увидела.

Наталья так и не стала студенткой. Уже спустя годы, когда имя Натальи Крачковской узнала вся страна, ей это припомнят члены комиссии Союза кинематографистов, куда с трепетом подала заявление Крачковская. За нее заступился тогда еще оператор Савва Кулиш и сказал: «Вы знаете эту актрису? Хорошая же актриса? Тогда, может быть, мы ей скажем “спасибо” за то, что она не тратила на себя государственные деньги». После долгих сомнений Крачковская все-таки будет принята в союз кинематографистов.

Но все это - признание коллег, любовь зрителей - впереди. А тогда, после аварии - отчисление из института. 17-летняя девушка осталась один на один со своей бедой. Раны на теле заживали довольно быстро, но вот со зрением все было гораздо сложнее… Но Наталья Белогорцева очень хотела сниматься, хотя ей это и было запрещено врачами.

Только после выхода «12 стульев» Наталья Крачковская прославится в незабываемой роли мадам Грицацуевой. Принято считать, что именно этот успех вдохнет уверенность в большую актрису. Но на самом деле это Крачковская подарит веру в себя миллионам женщин, стесняющихся полноты. Признать свою уникальность как актрисе крупной во всех смыслах Крачковской помогла одна встреча. И произошло она задолго до звездной роли в фильме Гайдая.

«Я познакомилась с Любовью Орловой, - вспоминала в одном из интервью Наталья Леонидовна, - она меня пригласила в свою гримерную и говорит: “Наташенька, вам, наверное, очень хочется похудеть?” Я говорю: “Да, конечно!” А она мне на это ответила: “Не надо, оставайтесь такой, как вы есть!”»

Окрыленная словами великой актрисы, Наталья впервые по-настоящему уверенная в себе, отправилась на «Мосфильм».

Судьбоносная роль

Там ее встретил ассистент по актерам и привел к Владимиру Басову. Тогда он снимал фильм «Битва в пути». И Наталья тут же была утверждена на маленькую роль. А вскоре Белогорцеву утвердили на другую небольшую роль доярки в фильме «Половодье». В судьбе самой актрисы эта картина сыграет очень важную роль. Здесь она впервые будет указана в титрах как Наталья Белогорцева-Крачковская. А в ее жизни появится любимый и главный мужчина - звукорежиссер с «Мосфильма» Владимир Крачковский.

Будучи старше Натальи на 15 лет, Владимир Васильевич смог дать ей то, что она так рано потеряла. Воспитанная мамой и бабушкой, она впервые за долгие годы ощутила мужскую заботу, крепкое плечо и чувство защищенности.

Съемки картины, где Владимир Крачковский впервые увидел Наташу Белогорцеву, проходили в городе Тарусе. Вся съемочная группа наблюдала за развитием романа молоденькой актрисы и звукорежиссера. А влюбленный и не скрывал своих чувств и очень красиво ухаживал за девушкой. Все происходило как в кино: он сказал, что всегда будет рядом, и она согласилась стать его женой. Там же они сыграли свадьбу.

Мечта поэта

Совсем скоро ее имя узнала вся страна. На роль мадам Грицацуевой претендовали Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Мордюкова показалась режиссеру несмешной. Он уже готов был утвердить Волчек, когда случайно познакомился с женой своего звукорежиссера. Увидев Крачковскую, Гайдай воскликнул: «Так вот она - мечта поэта!»

Так Наталья Леонидовна попала в картину «12 стульев». Потом, правда, были мытарства с платьем - оно не застегивалось, и проблемы с дублершей для трюковых сцен - не было актрис таких габаритов, поэтому Крачковской все трюки пришлось выполнять самой: и летать по лестнице, и падать вниз головой. На съемки погони ушло две недели. Этот эпизод станет одним из самых ярких в картине. Гайдай отдал должное атлетическому дарованию новой актрисы и не раз пользовался ее самоотверженностью.

Позднее Гайдай признается, что фильм «12 стульев» был его лучшим творением, а Наталья Крачковская - одной из самых любимых актрис.

Несмотря на успех картины, Наталья Леонидовна долго не решалась показать ее своему главному критику - маленькому Васе Крачковскому исполнилось восемь лет, когда она все-таки отвела его в кинотеатр. Посмотрев весь фильм без единого слова, не отвлекаясь, в конце него Вася расплакался и сказал: «Мама! Как тебе не стыдно!»

Тихая семейная жизнь навсегда ушла в прошлое. Крачковская больше не могла гулять с сыном или ходить в магазин, чтобы не привлечь к себе назойливого внимания, да и времени на такие радости теперь просто не оставалось. Она стала успешной и очень востребованной актрисой. Потом в ее жизни было много картин, много прекрасных и интересных работ.

«И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат»

Наталье Леонидовне прочили судьбу актрисы одной роли, но тут ей достается роль Ульяны Андреевны в «Иване Васильевиче…». В роли жены Ивана Васильевича Бунши Крачковская продемонстрировала многогранность своих актерских возможностей. Большинство реплик героини стали крылатыми выражениями, чего только стоит ее знаменитое: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат».



Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Режиссер Алла Сурикова пригласила Наталью Крачковскую сначала в комедийную мелодраму «Суета сует», а потом в комедийный вестерн «Человек с бульвара Капуцинов». Работая с Крачковской, Сурикова убедилась, что актрисе по силам любой характер, любая роль. А во время бесконечных киноэкспедиций, Алла Ильинична откроет для себя доброго, отзывчивого человека.

Но где бы Крачковская не была, в какие гастроли бы не ездила, она всегда радовалась возвращению домой. С мужем они отпраздновали 25 лет совместной жизни, что большая редкость в мире кино.

Боль потерь

Наталья Крачковская почти забыла о притупившейся уже боли потерь, когда жизнь резко изменилось - Владимир Васильевич Крачковский умер.

О случившемся Наталье Леонидовне позднее рассказал сын. Она же увлеченно работала над новой ролью и даже не подозревала, что в этот самый момент чужие люди пытаются спасти жизнь ее мужу. Владимир Васильевич умер в машине «Скорой помощи» от разрыва сердца, ему было 65 лет. Еще очень долго Наталья Леонидовна не смирится с тем, что ее самый близкий человек ушел навсегда.



С сыном Василием и внуком Владимиром.

Владимира Крачковского не стало в конце в 1988 года. Надвигающуюся эпоху перемен Наталья Крачковская встретила одна. Когда первая растерянность от нахлынувшей свободы прошла, а зрители стали гораздо терпимее к бездарным сюжетам и безвкусным картинам, самые сообразительные режиссеры и продюсеры взялись снимать свои малобюджетные фильмы. Как правило, это были легкие глуповатые комедии, действие которых происходило в одном интерьере и с минимальным количеством героев. Вся ставка была на яркие типажи.

Наталья Крачковская, которая только одним появлением в кадре привлекала к себе все внимание, была нарасхват. Профессионального удовлетворения такое кинотворчество не приносило. И тогда избалованная работой с лучшими режиссерами советского кино Крачковская нашла выход: отправилась служить в театр. Гастролируя с театральными постановками Наталья Леонидовна посетила множество мест, о которых прежде могла только мечтать. Например, Китай.

В последние годы из-за болезни ног, которая стала следствием перенесенного в начале 2000-х инсульта и сахарного диабета, Наталья Леонидовна не могла работать в полную силу. Но каждый раз она с нетерпением ждала антрепризы, где играла забавную интриганку в инвалидном кресле.

Кино и театр подарили Наталье Крачковской множество прекрасных ролей. Ее смешные и обаятельные героини заставляют людей улыбаться. Карьера актрисы комедии не только сделала ее невероятно популярной, но и научила прятать боль, обиду, слезы, которые преподносила ей жизнь.

Василий Крачковский является родным и единственным сыном всеми любимой советской актрисы театра и кино, а также заслуженной артистки Российской Федерации Натальи Крачковской. В этом году мужчине исполняется 55 лет. Что известно о жизни Василия Крачковского? Где он живет и чем занимается? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Василий Крачковский: биография

Василий появился на свет в июне 1963 года в творческой семье. Мама - знаменитая актриса Наталья Леонидовна - родила сына, когда ей было 25 лет. Отец - Владимир Васильевич Крачковский, сын академика Крачковского, который был арестован, а затем расстрелян в августе 1938 года. Владимир Васильевич проработал на протяжении всей жизни в должности звукорежиссера.

В 16-летнем возрасте, будучи подростком, Василий появился в картине «Живите в радости», где сыграл в эпизодической роли брата одной из главной героини по имени Ульяна.

Известно, что супругу Василия Крачковского так же, как и его маму, зовут Наталья Крачковская. В совместном браке, в 1991 году у супругов появился на свет сын, которого назвали Владимиром.

Василий Крачковский - сын Натальи Крачковской

Когда Владимира Васильевича не стало, популярной артистке было всего лишь 50 лет. Она больше не была замужем и не вступала ни с кем в романтические отношения. Ее сыну на тот момент было 25, и он уже давно жил отдельно от родителей на Профсоюзной. После утраты Наталья Леонидовна начала жить только ради сына: старалась помочь ему любыми способами, как морально, так и материально.

Однако Василий Крачковский (фото мужчины есть в статье) был сильно обижен на свою мать. К своим 25 годам он до сих пор жил воспоминаниями и детскими переживаниями. Молодой мужчина был обижен на Наталью Леонидовну за то, что она, когда он был еще ребенком, уделяла больше времени работе, чем ему. Василий редко приходил к маме, а когда у него появился сын, тот не захотел общаться со своей бабушкой даже по телефону.

Недоверие сына

В одном из интервью популярная актриса как-то поделись размышлениями по поводу отношений с сыном. Как оказалось, на протяжении долгого времени Василий Крачковский не общался со своей матерью. Причиной этому послужил увиденный сюжет, в котором говорилось, что Наталья Леонидовна на протяжении 30 лет живет со своим хорошим приятелем. На самом деле телевизионщики сфабриковали полученную информацию от актрисы и представили ее в выгодном для себя цвете.

Василий поверил в эту новость и перестал разговаривать с Натальей Леонидовной. Артистка такое поведение сына сначала не поняла, а затем удивилась, как он мог поверить в такую несуразицу. По ее словам, Василий Крачковский должен был понять, что это фарс, так как он сам занят в киноиндустрии.

Серьезность сложившейся ситуации

В последнее время, перед смертью, известной актрисе было крайне сложно, лишний вес давал о себе знать, обострилось много болезней. Наталья Леонидовна пыталась придерживаться диет и пила специальные таблетки, чтобы убрать лишний вес, однако у нее ничего не получалось. Ей становилось все сложнее передвигаться. Если раньше она выходила из дома, но с палочкой, то в последнее время - находилась только дома. Однако несмотря на проблемы со здоровьем, женщина старалась, как и прежде, сохранять положительный настрой и бодрость духа.

У Крачковской часто болело сердце, так как она постоянно думала о своих родственниках и переживала из-за того, что сын и внук Владимир избегают общения с ней. Однако после кончины актрисы ее сын опроверг обвинения, связанные с плохими отношениями между ним и Натальей Леонидовной, и обвинил ее подруг в наговоре.

Уход из жизни великой актрисы

Натальи Леонидовны Крачковской не стало 3 марта 2016 года. На тот момент популярной актрисе было 77 лет.

Женщину похоронили на Троекуровском кладбище. Актриса хотела уйти скромно: обычный катафалк и фото из альбома на лобовом стекле. Попрощаться с Натальей Леонидовной пришли близкие друзья - Лариса Лужина, Любовь Руденко и Михаил Кокшенов с женой. По словам Василия, последним желанием известной мамы стал отказ от церемонии прощания с ней. Наталья Леонидовна как-то сказала сыну, что не хотела бы обряда прощания как такового. По этому поводу Крачковская думала, что непременно должно быть отпевание в церкви и только после этого традиционная процедура похорон.

На отпевание в храм пришел и сын актрисы со своей семьей. Василий не отходил от гроба скончавшейся матери, в его глазах были слезы, а в горле стоял ком. Мужчина так много не успел сказать великой актрисе.

По официальной версии, Натальи Леонидовны не стало из-за случившегося инфаркта. Однако находящиеся рядом близкие друзья считают, что актрисы не стало по причине того, что она была жутко одинока.

Ни сын Василий, ни внук легендарной актрисы Крачковской, при ее жизни, не дали интервью и, конечно, не поделились мыслями по поводу того, что стало причиной разлада в их семье. Сама же артистка всегда говорила только хорошее о своих близких родственниках, не желая выносить сор из избы.

Василий Крачковский. Моя...

Мне иногда кажется, мама и не выходила из образа! Конечно, все актеры фантазируют, накручивают. И она не была исключением. Случалось, жена мне говорила: «Мама твоя звонила, ой, рассказала...» Я ей спокойно предлагал делить услышанное на шестнадцать.

Перед моей очередной поездкой за океан мама заказала себе спортивный костюм. Причем непременно китайский. «Не знаю, есть ли у китайцев в принципе такие размеры», - засомневался я. В магазин со мной пошла Рита, жена Михаила Шуфутинского. Просим самый большой размер, который есть. Приносят. Ну и что? Даже на стройную Риту не налез бы. «Покажите, какой надо!» - суетятся китайские барышни. А мы с мамой мерки заранее сняли - объем талии, груди. Сообщаю продавцам параметры и вижу, как их раскосые глаза становятся квадратными. Но все же обещали поискать, велели зайти завтра. И что вы думаете? На следующий день вынесли прекрасный ансамбль из тончайшего шелка для борцов сумо! Они в таких вне ринга ходят. Моя очень его любила. Кофточку, правда, носила чаще.

Элегантно одеться и покушать - вот, пожалуй, две самые сильные ее страсти помимо работы. Вес стал тяготить только в последние годы. Ноги сильно отекали, диабет, да и других проблем хватало. В какой-то момент мама почти решилась на липосакцию. Но в итоге испугалась и передумала. На самом деле есть надо было, конечно, меньше. «Ночной дожор» - то, от чего мама так и не смогла отказаться. В шутку даже пугал ее замком на холодильник с таймером. Но охота пуще неволи.

Приемы-фуршеты Моя не особенно жаловала, больше любила то, что готовила сама. Даже выпустила книгу домашних рецептов. Борщ варила, крутила котлеты, а какой у нее получался холодец! Обожала угощать! И с собой еще кучу всего упаковывала. Наварит огромные кастрюли, а потом раздает, соседям относит.
- Зачем столько? - спрашивали маму.

Люблю готовить много!

Может, отчасти это синдром детей войны...

Мама очень хотела найти могилу своего отца. Мой дед Леонид Белогорцев, кстати тоже актер, погиб в 1945 году в Веймаре: его военная машина наехала на мину. Мама ездила туда, ходила по местному кладбищу, но могилы не нашла. Рассказывала, как разрыдалась, тушь на глазах потекла и сложно было читать надписи на надгробиях...

Думаю, надо еще раз попробовать отыскать деда. Похоронка на него долго хранилась у бабушки, потом у нас. Бабушка, Мария Фонина, служила в Московском театре имени А.С. Пушкина. То есть мама родилась в артистической семье, но поначалу ничто не предвещало продолжения династии - увлекалась историей, работала в университете, в лаборатории, не знаю, правда, что именно там делала. Шапочки, наверное, свои любимые вязала. И еще ради интереса изредка участвовала в съемках массовых сцен.


Встретились родители на картине «Половодье», где мама снималась в эпизодике, а папа был звукооператором. Отец почти на шестнадцать лет ее старше и считался одним из лучших специалистов по звуку. С Андреем Тарковским работал, с Леонидом Гайдаем - первыми среди первых.


Поженились родители после знакомства довольно быстро. Мама бесспорно талантливая, но если бы папа не повел ее за руку по кинематографу, не знаю, появилась ли бы такая актриса - Наталья Крачковская. У мамы ведь не было актерского образования - абсолютный самородок. Знаю, что папа познакомил ее с Гайдаем, она поначалу играла в эпизодах и в конце концов оказалась в обойме. Сотрудничество стало безусловно звездным.

Отец часто брал меня с собой на «Мосфильм», я видел в третьем цеху декорации легендарных «12 стульев». Даже транспортер, с которого свалилась артистка Крачковская. Мама, человек упертый, отказалась от дублерши в сцене, где ее героиня, преследуя Бендера, едет на черной транспортировочной ленте. Она спокойно докатывалась до конца и падала на кипу гимнастических матов. Но на очередном дубле маты постелить забыли, и мама рухнула на голый пол. Синяков себе наставила! По-моему, даже съемки останавливали. Кстати, в роли мадам Грицацуевой она не в натуральном весе - фигуру специально утолщали. Ну а потом, видно, все-таки решила: хорошей женщины должно быть много, и достигла аппетитных форм естественным путем.

Ваши мама и отец еще пересекались на съемочных площадках?

Странно, но после «12 стульев» родители работали вместе всего лишь однажды - на фильме «Женитьба Бальзаминова». В этой картине я тоже попал на пленку. Снимали в Суздале. Мама там играла в двух эпизодах: в одном изображала женщину с пониженной социальной ответственностью, проститутку то есть, второй - не помню какой. Мне только год исполнился, конечно, мама повезла с собой. В картине есть момент, когда Вицин приходит к двум братьям и из большой будки вылезает огромная собака. В общем, в одном из дублей Георгий Вицин заходит во двор, крупным планом - будка, выбирается собака, а следом выползаю на четвереньках я... Позже родители вспоминали, что никто не заметил, как я туда забрался.

С Вициным мы спустя много лет пересеклись у Театра киноактера, когда я с сыном приехал за мамой. Увидев моего Вову, он так обрадовался, что линия продолжается: столько работал с отцом - Владимиром Васильевичем Крачковским, а теперь, оказывается, есть на свете полный его тезка! Подписал сыну фото: «Вовчику от Гоши». Тому поколению очень важно было знать, что их киношное сообщество не просто сохраняется - растет... Молодым я не очень это понимал: ну, пришел в гости Моргунов или Вицин - что такого? Или, допустим, папа много общался с Юрием Никулиным. Но в детстве такие контакты воспринимаются разве что как приятный бонус - в цирк на Цветном мы заходили со стороны кулис, а это гораздо интереснее, чем слушать взрослые разговоры. Сейчас понимаю, каким кладезем знаний и мудрости были все эти люди.

Маму одно время в титрах писали как Крачковскую-Белогорцеву, чтобы не путать с Ниной Крачковской, моей родной тетей, которая уже была известной актрисой. Обе значились в штате Театра киноактера. Представляете, сколько же случалось дурацких недоразумений, когда приглашали на пробы или даже съемки Н. Крачковскую из Театра киноактера?! По фактуре они не просто разные - почти антиподы. Вызывают Нину, женщину с узким лицом и длинными темными волосами, а приезжает Моя!

Вы понимали, что Наталья Крачковская знаменитость?

К маминой известности я относился индифферентно, в то время многие даже очень популярные актеры не выпячивали себя. Тем более что на летних каникулах меня окружали такие же «чьи-то дети». Бабушка по маминой линии, как уже упоминал, работала в Театре имени Пушкина. Там же служила актрисой жена Мариса Лиепы и по дружбе помогала бабушке доставать через Большой театр путевки в Анапу. Поэтому на море я года три подряд отдыхал с Илзе и Андрисом. Еще ездил в знаменитый пионерский лагерь «Экран».

Это было настоящей сказкой! Корпуса оформляли сами киношники, то есть профессиональные декораторы. Пара отрядов жила в теремке - здании под старину, этажа в три высотой, с двумя громадными лестницами. Не так давно я работал с Гошей Шенгелия - он, как и его отец Леван Шенгелия, тоже режиссер - и вспоминали тот лагерь. Несколько лет назад Гоша готовился к съемкам, выбирал натуру и поехал в «Экран». Потом признался: «Вернулся домой и напился - там страшная разруха. Наш знаменитый теремок сгорел...»

В лагере царила особая атмосфера. Зарницы устраивали с пиротехникой и танками, которые пригоняли откуда-то со съемок. Мы визжали от восторга. На родительские дни в основном приезжал отец - мама часто снималась или находилась на гастролях. Хотя и вместе меня порой навещали. Привозили конфеты и клюкву в сахаре.

В остальном мое детство было обычным. Проходило оно в родном дворе на Ленинском и Дворце пионеров на Воробьевых горах. В последнем достойном месте я много кружков перепробовал, когда родители все-таки озадачились направлением имевшейся у меня энергии в правильное русло. Не то чтобы я как-то беспокойно рос, но был крайне любознательным мальчиком. Обожал всякие технические штуки, интересовался созданием пороха. Однажды свалился с третьего этажа... Моя, кстати, много лет ничего об этом случае не знала и даже спустя годы отреагировала весьма остро.

А дело было так: крутил я на балконе какую-то штуку (папа привез из Африки символ чего-то там - фигурку, привязанную веревочкой к палке), она оторвалась и повисла на ветке - деревья растут очень близко к дому. Думал, дотянусь, но не вышло - спикировал вниз. Мама в тот момент увлеченно готовила на кухне и полета моего, к счастью, не увидела. У нас тогда была боксериха Сильва, и мы не запирали дверь - собака сама выходила на прогулку и сама возвращалась. В общем, после приземления (обошлось даже без синяков), я обежал дом, взлетел на этаж... Как раз открывается дверь и выходит собака. Моя с кухни спрашивает:

Вась, ты куда?

С Сильвой пойду погуляю! - говорю, не моргнув глазом. Спустя несколько лет, когда признался маме в том своем падении, она, бедная, рухнула в кресло и начала причитать: «Какой ужас, если бы я знала!.. Если бы только знала... Я б тебя убила!»

Вопрос, куда направить мою энергию, возникал перманентно. И когда после школы наступила пора решать, родители оказались в тупике. Ну чем я увлекался? Возился с мопедом в основном. Разбирал, чинил непосредственно на балконе. Еще у нас был «Москвич-407», старше меня. Отец в последние годы машину не водил и как-то говорит мне: «Хочешь кататься? Пожалуйста, вот автомобиль». «Москвич» я перебрал почти целиком и ездил какое-то время.

На самом деле если бы не папин посыл, с таким удовольствием железяками и электроникой не увлекался бы. Одно из ярких воспоминаний детства - папа, сидящий с паяльником, и мамины страдания по поводу того, что не помнит, куда засунула то, что он напаял. Отец помогал соседям чинить любую технику: нам постоянно приносили то радиоприемники, то электрические мясорубки. Выходил такой журнал «Радио», папа его выписывал. До сих пор на даче кипы подборок хранятся, чуть ли не с первого номера. Конечно, я тоже читал, плюс отец подсказывал часто, советовал. Захотел сделать электрическую гитару - папа говорит: «Давай!» И ведь сделал... ну, почти!.. У меня на даче сейчас гараж больше дома, потому что машины чиню сам, в автосервис не обращаюсь.

А вот профессии отец особенно не учил, но я много видел, впитывал. Так что Ленинградский институт киноинженеров, диплом которого получил, мог не оканчивать. Хотя без корочки на работу не взяли бы. Раньше звукорежиссер был ближе к технарю, инженеру, сейчас же те, кто придумывает эксклюзивное звучание, называются саунд-продюсерами. Даже на «Оскаре» есть номинация. Просто кнопки нажимать - одно, придумать звуковую картину целиком - совсем другое. И тут, конечно, важно, чтобы между режиссером, композитором и звукорежиссером сложился некий ансамбль. Тогда люди десятилетиями сотрудничают.

Я, к примеру, с Максимом Дунаевским работаю всю жизнь. Первой картиной стала «Мэри Поппинс, до свидания». Последняя совместная работа - «Возвращение мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевича. С ним мы тоже общались, Георгий Эмильевич прислал мне сценарий своего следующего проекта, но умер. Я не смог присутствовать на похоронах, работал, а прошла пара недель - и умирает мой дядя, муж Нины Крачковской, известный режиссер-документалист Владлен Трошкин. Приезжаем на Троекуровское кладбище, оказывается, его хоронят рядом с Хилькевичем. Сейчас и мама там. Жена моя Наталья, приезжая, замечает: «Наталья Леонидовна, у вас тут отличная компания...»

Они ведь правда всенародные любимцы. Наталья Леонидовна была довольна своей актерской карьерой?

В какой-то момент мама устала от комедийного амплуа и очень хотела сняться в драматической роли. Но тут и режиссеры ее не поддерживали, да и я: «Мам, когда на тебя на экране смотришь, плакать совсем не хочется».

Они общались с Савелием Крамаровым, вместе на гастроли ездили. Работали как-то вроде в Польше, и ему предложили там сделать операцию - косящий глаз выправить. Моя его спрашивает:

И что, не согласился?

Чтобы я сам себя профессии лишил? - резонно ответил Крамаров. Правда, позже в США операцию все-таки сделал...

Мамина внешность тоже была ее хлебом: талант - его же не пощупаешь, не угадаешь, а типаж в кино - великое дело, особенно яркий и неповторимый. Периодически мама, конечно, садилась на диеты. Холодильник стоял печально пустым, а настроение у нее сразу портилось.

Чего такая злая? Кушать хочешь? - шутил я.

Молчи про еду!

А зритель ее любил именно такой - знойной женщиной, мечтой поэта, женой Бунши. Может потому, что мама казалась своей, человеком, которого запросто встретишь, например, на базаре. К слову, именно поэтому я терпеть не мог ходить с ней на рынки. Приближается Крачковская, и на уши волнами встают все торговые ряды, идут следом: «А возьмите яблочек, мясо хорошее...» Мама оттуда всегда выходила с тяжеленными тележками. Она же все тащила впрок! Когда я пошел в решительный отказ, стала ездить на Черемушкинский рынок с Раисой Рязановой, исполнительницей роли Тони в фильме «Москва слезам не верит». Как они там отрывались! Рая прекрасно водит машину. И вот обе с утра - на рынок, и к обеду у подъезда: «Вася, иди разгружаться!» Мешки, пакеты, коробки! Однажды подъехали к дому без заднего стекла в «жигулях». «Что это вы с вентиляцией катаетесь?» - спрашиваю. Оказалось, когда выходили на рынке, обе одновременно от души захлопнули двери. Женщины же немаленькие - в общем, высадили стекло!

Домом занималась в основном мама?

Хозяйственными делами родители занимались оба. Яичницу перед школой, кстати, мне чаще жарил батя. Мама если уж начинала стряпать - это было что-то глобальное. Как-то вернулся после уроков, а кухня утопает в белоснежном мучном тумане - мои пельмени вдвоем лепят! Всю морозилку забили. «Вась, будешь пельмени?» - заботливо спрашивала мама и молотком в морозилке - хрясь! - отколачивала порцию. Когда отец где-то раздобыл пельменницу, сибирское блюдо начали готовить почти в промышленных масштабах. Кстати, мы с супругой тоже на эту тему подсели. Как-то взяли пельменницу в Германию, куда ездили в гости: друзья остались в полном восторге.

Участвовал отец и в ежегодных битвах по консервированию. Когда его не стало, подключили мою жену. Звонок с командой «Открываем консервную фабрику!» осенью раздавался стабильно. Огурчики, лечо, яблочный сок...

Папа ушел внезапно. Я оканчивал институт, уже жил отдельно на Профсоюзной. Мама была где-то на съемках. Мне позвонили с «Мосфильма» - отцу стало плохо на проходной. Отвезли его в пятьдесят первую больницу. Врач сказал, что нужна медицинская карта, а все киношники раньше были прикреплены к поликлинике рядом с Киевским вокзалом. Прыгнул в машину, помчался за картой, привез, поднялся наверх. Навстречу доктор: «Ваш отец скончался...»

Мама переживала его смерть чудовищно тяжело. Она сразу провалилась в какое-то жуткое горе, даже элементарные похоронные хлопоты оказались ей не под силу. Папа нашел последний приют на Преображенском кладбище, там тогда уже было довольно тесно, ограды стояли впритык. И я, наверное, всю жизнь буду помнить картину - рыдающая мама по-детски всплескивает руками: «Даже подойти близко нельзя!»

Оттаяла, только когда родился внук. Появился на свете новый Владимир Васильевич, о котором она опять могла заботиться. Из всех поездок возвращалась с подарками - это мамина фирменная черта. Оленина с Севера, вязаные свитера с медведями внучку из средней полосы, мне оттуда же - шарфы, колбаса - отовсюду! Сохранившаяся с советских времен привычка тащить с гастролей, пока есть возможность. Мы часто приезжали к маме на обед. Забегая вперед, скажу: когда Вовка поступил в МГУ, заглядывать к бабушке на перекус стал еще чаще - в двух шагах же. Как говорила Наталья Леонидовна, внук учится на факультете какой-то кибематики. На самом деле вычислительной математики и кибернетики, и пока еще не окончил.

Сын и внук Натальи Крачковской

А как-то устроить личную жизнь она больше не захотела?

Возможно, желание возникало, но найти второго Владимира Крачковского не получилось. Те, кто появлялся рядом, проигрывали от сравнения с отцом. Может, поначалу она и загоралась, делала подарки, а потом чувствовала неискренность. Все-таки актеры при всей своей доверчивости достаточно проницательные на уровне ощущений люди. Кроме того, вокруг матушки вечно ошивались какие-то мутные типы, которые везде и всегда стараются прилепиться к носительницам известных фамилий. Один, кажется, пел в военном хоре. Пересеклись они где-то на гастролях...

А вот друзья-мужчины были. Помню некоего Валерия Степановича. Очень помогал - деньгами в том числе, вкладывался в ее проекты, у него строительный бизнес вроде был. Мама ведь до конца оставалась фанаткой своей профессии, работа всегда стояла на первом месте. По этой же причине она вляпалась и в печально известные детские актерские школы - хотела быть полезной прежде всего в профессии.

Многие помнят тот скандал. Как же все вышло?

Безвременье. С работой обстояло не очень. Киношники старались держаться своих - поначалу она ездила с концертными программами с коллегами из Театра киноактера. Знаю, Георгий Вицин ездил, Анатолий Кузнецов, который Сухова играл в «Белом солнце пустыни»... Потом появились сериалы с небольшими ролями, антреприза. Но занятость, скажем так, оставалась скромной.

А с этими детскими школами маму, если называть вещи своими именами, просто подставили. Актеры же как дети.... Все, что ни услышат, принимают за чистую монету. Чуть-чуть дифирамбов пропоешь - и артист весь твой. (В той дурацкой школе для юных артистов числился еще Евгений Стеблов, правда, не знаю, кого заманили раньше - его или маму.

Она считала, что нет ничего зазорного в том, чтобы поработать лицом компании, которая занимается поиском талантливых детей, учит их основам актерского мастерства, развивает. На деле какие-то ушлые ребята пооткрывали школы по всей стране и за ее пределами - на Украине, в Белоруссии - и собрали деньги. Вроде как изначально родителям обещали, что их отпрыски будут сниматься в фильмах и рекламе. Честное слово, не знаю, каким местом думали взрослые люди, которые привели туда своих детей, да еще и деньги платили. В те годы работы не было и для профессиональных актеров - индустрия еле дышала, кинотеатры отдавали под мебельные салоны!

Потом пошли претензии: почему наши дети не участвуют в творческих процессах? Дальше больше - начались суды. Причем люди не знали, кто там директор, кто продюсер, кто управляющий, единственный человек, которого могли идентифицировать совершенно точно, - актриса Крачковская, которая значилась художественным руководителем. Естественно, к деньгам мама не имела ни малейшего отношения.

В общем, когда грянул скандал, ее просто рвали на части, хотя по сути Наталья Леонидовна ни в чем не виновата. Разве что не стоило быть настолько доверчивой. Однажды приехали к ней журналисты. Сижу на кухне и слышу, как девушка-интервьюер говорит маме:

Но вы столько денег собрали, вы же миллионер...

Я взорвался, влетел в комнату:

Девушка, вы много видели миллионеров, которые живут в однокомнатных квартирах? Обратите внимание на балкон - видите огурчики в баночках? Это миллионерша консервирует на зиму!

Но барышня не унималась, повторяла как автомат:

Где деньги?

В общем, я их выставил. Потом по одному из центральных телеканалов показали очень неприятный репортаж. И я зарекся общаться со средствами массовой информации.

На самом деле мама была очень совестливой в смысле ответственности, денег, обязательств. Порывалась идти на телепередачи:

Надо же объяснить, Вась!

Ты еще не наобъяснялась? - злился я.

Знаете, как появлялись новые репортажи? Звонят: «Наталья Леонидовна, хотим поговорить про роли, про Гайдая». Она уши развесит, чайник поставит, а приходят ребятки - и снова: «Где деньги?»

Вам как-то не везет в этом плане: после ухода Натальи Леонидовны в прессе снова поднимали финансовый вопрос, рассуждали про наследство.

Что действительно странно, ведь никаких хором у нас никогда не было. На самом деле вся московская недвижимость, о которой ходило столько досужих разговоров после смерти мамы, - то, что осталось с советских времен, когда жилплощадь выделялась государством или можно было вступить в кооператив. Все квартиры, которые у нас есть, - маленькие: живем будто по отдельным норкам.

Мама до последнего дня обитала в своей «однушке» на Ленинском. Мы с женой занимаем такую же на Профсоюзной. Получал ее папа. Помню, он написал заявление на двухкомнатный кооператив, намереваясь поселить в него меня - девятнадцать как раз исполнилось. Но коммунисты из профкома решили, что «двушка», пожалуй, жирновато, то есть мои личные перспективы мало кого волновали. И меня заставили написать заявление на отказ от двухкомнатной. А я был глуп и молод - не догадался по-быстрому оформить хотя бы фиктивный брак, как многие тогда делали. Бабушка моя свою квартиру изначально завещала правнуку - Вовке нашему. Пока он жил с нами, мама ту жилплощадь сдавала, что служило хорошим материальным подспорьем.

Что дальше? Наверное, дача. Та самая, где дом, как я уже сказал, меньше гаража. Правда, гараж я построил действительно просторный и хороший. Дом бабушкин когда-то был обычным пятистенком, и почему-то все время там возникали проблемы с забором - то ломался, то падал. Очень хорошо его запомнил, потому что все время ремонтировал. Только в последние годы собрались с силами и все перестроили. Дача у нас за пределами Московской области, то есть в месте непрестижном, но необычном. Рядом - зообаза Госфильмофонда, где обитают разные животные.

Как-то приехал, смотрю: все огорожено, коллеги с камерами стоят. Оказалось, выпустили хищников, снимают «Весьегонскую волчицу». Медведь, знаю, есть. А однажды рысь убежала и какое-то время скрывалась на одной из дач. Ее, конечно, отловили, но до этого одного мальчика успела поцарапать - играла. В общем, место интересное и живописное. Мама любила там бывать, пока здоровье позволяло, потом стала опасаться: случись что, скорая не доберется. Дело в том, что раньше ездили через железнодорожный переезд, а потом какие-то светлые умы приняли решение заварить его наглухо - вроде как из соображений безопасности. Теперь в межсезонье до деревни можно добраться только на внедорожнике - то еще Camel Trophy!

Писали еще про драгоценности...

Да, цацки мама любила! Жену мою ругала за равнодушие к колечкам-сережкам, уговаривала носить. Большую часть украшений ей еще отец дарил. Однажды из Конго, где работал с Саввой Кулишом, привез африканский золотой медальон с богом солнца - его очень любила. Конечно, за мамиными драгоценностями я не следил - что-то она продавала, случалось, дарила или меняла. Впрочем, одна история про ее цацки у меня есть.

Уже после маминой смерти со мной в «Одноклассниках» связалась некая Марина Ким - настоятельно просила о встрече. Позвонил, оказалось, она ювелир и мама незадолго до своего ухода отдала ей на переделку массивный золотой браслет. Марина успела только эскиз набросать. В общем, нашла меня, чтобы вернуть мамину вещь. Удивительная для нашего времени порядочность!

Наталья Леонидовна в последних интервью часто заговаривала про одиночество.

Пока мама моталась по стране, относилась к нам гораздо спокойнее: фотографии в кошельке есть - и прекрасно. Однако начались проблемы со здоровьем, и она, вынужденная большую часть времени проводить в Москве, заскучала. Но даже в болезни не могла не играть! Актриса Актрисовна.

Мне иногда кажется, мама и не выходила из образа! Конечно, все актеры фантазируют, накручивают. И она не была исключением. Случалось, жена мне говорила: «Мама твоя звонила, ой, рассказала...» Я ей спокойно предлагал делить услышанное на шестнадцать. Чего стоили трагические фразы: «Я никогда не смогу встать с коляски! Я прикована!» Подайте мне то, принесите это. И тут в соседней комнате тренькал ее мобильный - без проблем вскакивала и неслась!

На ток-шоу мама тоже, конечно, выступала в некоем образе. Много раз потом ей говорил:

Ну ты и завернула! Не было же такого!

Ну и что, - возражала, - надо рассказывать так, чтобы людям было интересно, чтоб сопереживали. Приходится немножко навешать бижутерии, украсить... Драматургия нужна, понимаете?

Машина настоящего одиночества включалась, когда оставалась без работы. По той же причине, думаю, она не могла отказаться от интервью или походов на ток-шоу. Чувствовала себя там нужной. Думала, людям интересно ее мнение. Разочаровывалась потом тоже часто. А гонорары обычно тратила на новые платья.

Знаете, как иногда говорила: «Настроения нет. Сижу дома». Дескать, приезжайте и водите вокруг меня хороводы. Или наоборот, затевала разговор, что ездить тяжело, работу надо бросать.

Ну и долго так просидишь? - спрашивал.

Смотрю, губки надула:

Ладно, завтра съезжу, еще раз сыграю...

И говорили мы на эту тему не раз и не два. Мне кажется, старая гвардия - это особая порода. Для них гастроли - стимул невероятный. Зельдин, с которым они общались, до последнего ведь выходил на сцену, таким живчиком был!

Не будешь работать, - говорил я маме, - у всех мозги ложкой съешь.

И буду всем вам названивать, и мозги съем... Да! - честно признавалась она.

Конечно, маме хотелось верить, что она может влиять на наши жизни, что молодая и сильная. Когда я увлекся автогонками по бездорожью, подробностями старался не делиться. Но иногда тайное в силу обстоятельств становилось явным. Однажды разбил подвеску, из леса меня вытаскивали часов шесть, хорошо неподалеку нашелся сварочный аппарат - потихоньку дополз до Москвы. И то получил за все: что машина в грязи, сам в грязи и вообще это опасно. Наталья Леонидовна в том, что касалось автомобилей, мечтала о тотальном контроле. Помню, собирался купить машину в кредит - впала в панику, обзвонила всех, чтобы сообщить о трагедии: «Вася сошел с ума!» Когда выяснилось, что это джип, начала ныть: мол, не сможет в него залезть. Только узнав, что ступенька опускается, сменила гнев на милость. В итоге я аккуратно выплачивал кредит, а мама хвалила машину: «Хорошая! Большая!»

Ездила она всегда впереди на пассажирском сиденье, и если дорога была длинной - до дачи например, - засыпала. Впрочем, в последнее время ее клонило в сон, едва усаживалась. Помню, стою на светофоре, мама спит, полицейский на перекрестке кивает на нее и улыбается. Очевидно, узнал артистку. Другой же страж правопорядка при сходных обстоятельствах буквально опешил. И я предложил: «Мам, давай будешь сзади ездить, а то людям кажется, что я труп перевожу».

Иногда ее популярность и народная любовь действительно очень выручали. Вовку, сына, устраивали в школу с английским уклоном. Нас не принимали, потому что были «приписаны» к соседней, буквально через забор, школе, и никак не удавалось договориться! Звоню маме: «Вовку не берут, иди работай лицом!» Это надо было видеть! Моя всегда принарядиться любила: шляпки, платья элегантные. В общем, с достоинством английской королевы поплыла в школу. Конечно, нас сразу зачислили. «Ничего без меня не можете», - с невероятно довольным видом констатировала Наталья Леонидовна.

Все истории про то, как она брошена и забыта, я воспринимал философски, привычно деля на шестнадцать. Конечно, случалось, мама звонила пожаловаться на жизнь, а я отвечал, что занят. Потому что действительно был занят. Она тут же перезванивала Наталье, чтобы нажаловаться уже на меня: такой-разэдакий, незаботливый, невнимательный. Жена обычно вставала на мою сторону, это маму обижало. И трубки бросались, и фразы «не звоните мне больше» произносились.

Набирал ее через пару часов:

Ну что, пар ушел в гудок? Настроение поменялось?

А я тебе сказала больше мне не звонить... Слушай, такой анекдот вспомнила! - и смеемся вместе уже над анекдотом. Вспыльчивой была, но отходчивой.

Натальи Леонидовны не стало в начале марта прошлого года. Она чувствовала, что недолго осталось? Боялась, может быть, этого?

Моя и Наташина мамы всегда дружили, общались, подарочки друг другу передавали. Разболелись старушки почти одновременно, обе оказались в больницах. Я мотался между клиниками. Приехал к теще - говорит, сердце стучит. Успокоил, что нормально все будет, поехал к маме. Когда возвращался домой, сообщили, что теща умерла. Моя плакала потом: «Я следующая». Через два с половиной месяца мамы действительно не стало...

На самом деле поначалу все было совсем не страшно, вполне для нее типично. Позвонила женщина, которая за ней ухаживала: «Василий, повлияй на мать - ей нездоровится, а в больницу ехать не хочет! Приезжай и уговаривай». Мы с Вовкой тут же помчались. На месте стало ясно, что дела плохи - белая вся, дышит тяжело. Повезли в Первую градскую, вроде пришла в себя. А на следующий день стало совсем нехорошо.

Лечить маму было сложно. Постоянно отказывалась от госпитализации, а когда все же соглашалась, сколько раз требовала ее из больницы забрать! В свое последнее лето в той же Первой градской сутки не пролежала, звонит в семь утра: «Вася, забери меня немедленно!» Приезжаю - а она в реанимации! Сидит на краю койки, ножки свесила, естественно, от капельниц уже отключилась. Читает что-то.

Ну и в чем дело? - спрашиваю.

Домой хочу!

Потом мама призналась: она испугалась, что уже никогда не выйдет из больницы. У нее тогда обнаружились проблемы с легкими, почками. Не ужас-ужас, но все-таки... Даже просил врача нарочно маму напугать, чтобы прошла курс лечения в стационаре.

Не могу сказать, что она боялась смерти. К явлению в целом относилась философски, а предчувствий не было. Мама строила планы, собиралась поехать в Китай по поводу диабета. Лето хотела провести на даче, говорила, что будет ходить с Натальей за грибами, а я обязан ей коляску с моторчиком сделать. Не думала она, что это уже все...