Главная · Бытовая техника · Виды конфликтов и способы их разрешения. Что такое конфликт и какие существуют стратегии поведения в конфликте? Плюсы и минусы конфликтов

Виды конфликтов и способы их разрешения. Что такое конфликт и какие существуют стратегии поведения в конфликте? Плюсы и минусы конфликтов

Семинар-практикум

«Конфликты в образовательных учреждениях: пути конструктивного решения»

Цель: предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

· ознакомить с методами нахождения решения в конфликтных ситуациях;

· проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе в ученическом коллективе;

· показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;

· показать значимость эмоциональной сферы обучающегося и ее влияние на общение в ходе конфликта;

· помочь обучающимся скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (обучить навыкам умения не допускать конфликтной ситуации в образовательной среде).

Время : 1 ч 30 мин

Понятия для усвоения: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, объект и субъект конфликта, эскалация конфликта, компромисс.

Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование, флип-чарт, бумага белая формата А-3, А-4, маркеры (фломастеры), блокноты (бумага) для индивидуальных записей, ручки, карточки с заданиями, скотч, раздаточный материал для практической работы.

Участникам практикума: электронный вариант содержания практикума «Конфликты в образовательных учреждениях: пути решения»; сборник «Формирование навыков общения и бесконфликтного поведения» (составленный специалистами ЦППиМСП, состоящий из193 страниц).

План практикума

Название упражнения, содержание работы Время выполнения (мин.) Ресурсное обеспечение
1 Ознакомление с темой семинара-практикума, целью его проведения, задачами 5 Информация о теме, цели и задачах практикума на слайдах презентации
Знакомство «Узнай меня» 5
Принятие правил семинара-практикума 5 Слайд презентации
Упражнение «Сказка о тройке» 10 Листы бумаги по количеству участников
Упражнение «Пишем синквейны» 10 Бумага, ручки для индивидуальной работы
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» (анализ ситуаций) 15 Карточки с типами поведения в конфликтной ситуации, 2 листа бумаги А4, бумага, ручки для групповой работы, флип-чарт, цветные маркеры
Упражнение Тест «30 пословиц» 15 Бланки для диагностики, дополнительно: бумага для построения индивидуальных графиков, образцы возможных графиков
Упражнение «Достойный ответ» 10 Карточки с заданием по количеству участников, бумага, ручки для индивидуальной работы
Коллективная творческая работа Упражнение «Нас с вами объединяет» 10 Лист бумаги А3 (окрашенный в теплые цвета спектра) рисунок солнышко по центру, бумага, ручки для индивидуальной работы, флип-чарт, цветные маркеры
Главные выводы. Подведение итогов семинара-практикума 5 Информационный материал в слайдовой презентации

1 .Знакомство «Узнай меня». Участники объединяются в пары и друг другу рассказывают значимых три вещи о себе (что любите, чем увлекаетесь или какие-то личностные качества и т.д.) из которых две являются правдой, а одна вымыслом. Обсуждение проводится в течение 3 минут. Собеседник рассказывает аудитории три услышанных версии, а задача участников определить, что является правдой, а что вымыслом.

Ведущий подводит итог упражнения, нацеливая участников на то, что очень важным является в профилактике конфликтных ситуаций слушать и слышать собеседника, и отличать важную информацию от вымысла. При необходимости уточнить правильно ли понял услышанную информацию при общении.

2 . Принятие правил:

1.Здесь и сейчас - предметом разговора могут быть только эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.

2.Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только один, я в этот момент слушаю.

3. Принцип «Я» - все высказывания строятся с использованием личных местоимений – «мне кажется», «я думаю».

4. «Правило личной активности и обратной связи». Секрет успеха не в знании, а в умении применять эти знания на практике. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать и попробовать это самому.

5.«Конфиденциальность» - все, что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.

6. Взаимоуважение - доброжелательное отношение к мнению окружающих и умение слышать и слушать.

7. «Мобильные телефоны» . Отключить звуковые сигналы.

Упражнение «Сказка о тройке»

Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения, стратегии и тактики выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С.

Ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия

Предложить завязать глаза, закрыть уши и посидеть без движения

А – человек, который не видит, но слышит и говорит.

В – человек, который не слышит, но может видеть и двигаться.

С – человек, который все видит, и все слышит, но не может двигаться

Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор .

Вопросы:

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего

2.Что помогло осуществить задание?

3. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

4. Какие чувства испытывали?

5. Что изменилось в момент?

6. Почему вы выбрали это решение?

7. Какие использовали средства для коммуникации?

4 .Упражнение «Пишем синквейны»

Синквейн – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.

Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом:

строка 1 – определяемое понятие;

строка 2 – два прилагательных к нему;

строка 3 – три глагола к нему;

строка 4 – фраза из четырех-пяти слов;

строка 5 – вывод (обобщенное понятие, синоним и т.п.)

Например: СПОР

1.Форма деятельности.

2.Индивидуальная, групповая.

3. Состязаться, проявлять, действовать.

4.Особенности поведения, обобщения и склада мышления.

5.Стиль жизни.

Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте дать определение этим словам, что они обозначают.

После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения.

СПОР - словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.

Причины конфликтов Причины конфликтов состоят в расхождении:

· знаний, умений, привычек, личностных черт;

· функций управления;

· эмоциональных, психических и других состояний;

· экономических процессов;

· задач, средств и методов деятельности;

· мотивов, нужд, ценностных ориентаций;

· взглядов и убеждений;

· понимании, интерпретации информации;

· ожиданий, позиций;

· оценок и самооценок.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

Плюсы и минусы конфликта. Плюсы -конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях Дает возможность увидеть скрытые отношения Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение Пересмотр своих взглядов на привычное Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Минусы Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата Ухудшение качества работы-сложное восстановление деловых отношений Представление о победителях или побежденных как о врагах Временные потери- на 1 мин. Конфликта приходиться 12 мин. Послеконфликтных переживаний.

Слайд 5 из презентации «Семинар -практикум: Конфликты и конфликтные ситуации»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Семинар -практикум: Конфликты и конфликтные ситуации.ppt» можно в zip-архиве размером 2339 КБ.

Скачать презентацию

Конфликты в школе

«Школьные службы примирения» - Круги заботы. Организация деятельности ШСП. Работа службы со школьным сообществом. Причины подростковых «стрелок». Типы программ. Школьные службы примирения. Обучение проведению примирительных программ. Принципы деятельности ШСП. Порядок работы школьной службы примирения. Школьные конференции. Процессы криминализации.

«Педагогический конфликт» - Стадии стресса. Основная трагедия воспитания. Поведение в конфликте в зависимости от ситуации. Виды конфликтов. Динамика конфликта. Профилактика конфликтов. Конфликтная ситуация. Приемы предупреждения конфликта. Педагогический конфликт. Не лишайте детей права на образование, не удаляйте их с урока. Главные причины педагогического конфликта.

«Управление конфликтами в школе» - Интересная типология педагогических конфликтов. Советы родителям. В школе ребенок проводит большую часть своего времени. Памятка для родителей. Конфликтологическая компетентность педагога. Конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент. Сотрудничество. Уступчивость, приспособление. Педагогу приходится разрешать конфликты.

«Конфликтные ситуации в школе» - Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах. Педант. Конфликт в школе. Типы конфликтных личностей. Приспособление. Конкуренция. Ученик-ученик. .Знаете ли вы свои основные права? *да *нет *некоторые. Безконфликтный. . Кому в школе доверяете? *учителям; *одноклассникам; *директору; *никому.

«Конфликты в школе» - Результат от группы: разработаны стратегии поведения учителя в типичных конфликтных ситуациях. Проект решения: Педагогический совет. Выступление О.Ю Пшеничной «Создание информационной среды учителя». Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов. Результат от группы: 3-4 типичных конфликтных ситуации, которые хотелось бы разобрать.

«Совместный труд, для моей
пользы, он объединяет»

Кот Матроскин (фамилия такая)

Итак, в предыдущей статье уже выяснилось, что лучшие стратегии поведения в конфликте – это компромисс и сотрудничество. Теперь попытаемся научиться их применять. Для удобства разобьем конфликт на составляющие.

Есть ситуация

Та самая конфликтная ситуация, которая сложилась между двумя людьми. Конфликт не развивается на пустом месте и не переходит сразу в стадию ссоры. Сначала появляется некий предмет, который нужно поделить. Вы когда-нибудь смотрели популярные нынче передачи типа «Час суда», «Дела семейные»? Замечали, как кардинально меняется одна и та же ситуация, рассказанная разными людьми? А эти люди пришли в суд решать конфликты. Каждый стремится получить как можно больше для себя. Как ни странно, сам предмет, вызвавший конфликт, может быть и не нужен вовсе. Но главное – чтобы он был у него. Каждый из них видит проблему только со своей стороны и даже не пытается выслушать и понять оппонента. Каждый становится эгоистом с зашоренным взглядом.

Что получится в таком случае? Конфликтная ситуация дорастет до конфронтации. С переходом на личные оскорбления, с взаимными угрозами, с припоминанием старых обид. Возможно, что в итоге близкие некогда люди перестанут общаться и превратятся во врагов. То есть, конфликт станет деструктивным, иными словами, не решит проблему, а только усугубит ее.

Что же делать? Как ни банально это звучит, но первый шаг – сесть за стол переговоров. Его цель - увидеть ситуацию со всех сторон, как можно более полно. Можно пригласить доверенное лицо на роль независимого судьи. Это может быть родственник или друг, важно, чтобы он не был на чьей-то стороне. Важно обсуждать только возникшую проблему. А не те другие обиды пятилетней давности. И не личные качества оппонента.

Скрытые мотивы

Большая часть айсберга скрыта под поверхностью воды. И наше поведение в большинстве случаев имеет вовсе не те причины, которые кажутся. Часто, настоящие причины поведения человека скрыты даже от него самого. Может быть так, что ребенок плохо учится не от лени, а потому что его не хвалят за хорошие отметки, и он не видит смысла их получать. Постоянный ремонт в доме может быть не по необходимости, а потому что людям неосознанно хочется перемен в жизни. Помощь на даче, да и сама дача, может быть абсолютно не нужна, а человеку просто не хватает внимания.

Чем может помочь знание скрытых мотивов? Узнав их, вы сможете найти другой способ удовлетворения потребности человека.

Поэтому второй шаг – увидеть ситуацию глазами оппонента. Попытаться влезть в его шкуру. Это бывает даже увлекательно, как будто становишься актером и перевоплощаешься. Но для этого обязательно нужно на время забыть свой интерес в ситуации, иначе получится, что вы просто проецируете свое поведение, а вовсе не находитесь на месте оппонента. К тому же, скрытые мотивы могут быть не только у оппонента, но и у Вас.

Взаимная выгода

По заверениям ученых, у людей есть-таки инстинкт справедливости. То есть люди шкурой чувствуют, когда их пытаются обмануть. В ответ на это обычно возникает агрессия или, на худой конец, обида. А эти эмоции затрудняют возможность договориться мирно. Получается, что обманывать оппонента по конфликту невыгодно прежде всего для самого себя. Мало того, что в этот раз с таким не поделятся ресурсом, да еще и больше не захотят иметь дело. Поэтому в конструктивном разрешении конфликта обязательно нужно следовать принципу справедливости.

Теперь, когда вы поняли желания другого, когда Вы знаете, чего хотите сами, можно приступать к взаимовыгодному решению. Для этого рассматриваем все возможные варианты выхода из ситуации. Удобно устроить так называемый мозговой штурм. Каждый вслух проговаривает свои варианты, они записываются на бумаге. Потом обсуждаются плюсы и минусы каждого варианта и выбирается наиболее приемлемый. Возможно, самый удачный вариант предложит ваш третейский судья. Его взгляд в любом случае самый объективный.

Есть вещи, которые поделить невозможно. Все знают притчу про «соломоново решение» ­- разделить ребенка между двумя женщинами. К счастью, чаще встречаются ситуации, когда можно устранить саму первопричину постоянных конфликтов.

Если в Вашей семье постоянная битва за телевизор, не легче ли купить еще один? Не навороченный плазменный, а обычный, на который хватит средств у любой семьи.

Если необходимость выгулять собаку каждый раз выливается в разбор полетов, может быть Вам не нужен в доме питомец?

Если звук телевизора мешает спать домочадцам-жаворонкам, проявите к ним уважение и купите наушники.

А если Вам лучше будет постоянно конфликтовать, но не покупать второй телевизор, вернитесь к пункту скрытых мотивов. Может у Вас есть более глубокие причины конфликтов и, вредничая, вы неосознанно выражаете недовольство? Может, Вы таким образом повышаете свою значимость или желаете обратить на себя внимание? Поэтому, пожалуй, главное правило поведения в конфликте: прежде чем требовать с других, разберитесь в себе.

При решении конфликта важно помнить, что у него есть и положительная роль. Это опыт общения и сосуществования, опыт устранения противоречия. Благоприятное разрешение конфликта может перевести отношения на другой уровень, повысить доверие между людьми. Да и, согласитесь, приятно чувствовать себя человеком, способным цивилизованно решать проблемы, приятно «расти над собой».

Конфликты. Плюсы и минусы.

Между людьми нередко возникают конфликты. И всегда, вне зависимости от ситуации, между участниками возникает напряжение и явно ощущаемый негатив по отношению друг к другу.

Все люди разные... Но вряд ли кому удавалось избежать в своей жизни «столкновений».

Впрочем, с психологической точки зрения, подобные ситуации иногда даже полезны. Так что сейчас стоит поговорить про минусы и плюсы конфликтов.

В конфликтах ничего приятного нет, так как сопровождаются они негативными эмоциями, которые действуют на нас разрушительно.

Особо впечатлительных людей частые их всплески могут привести к возникновению и развитию заболеваний, которые затрагивают Центральную Нервную Систему, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы, печень, суставы и т. д.


Странно?

Ничуть, ведь в нашем организме всё взаимосвязано. И разрушительные мысли и эмоции приводят к разрушению организма на физическом уровне.

Но есть и плюс! В таких ситуациях можно и нужно научиться брать верх над эмоциями — контролировать их, дистанцируясь от эпицентра конфликта.

Не каждый умеет уйти от «точки кипения». Но при таких обстоятельствах можно попробовать развить этот навык. Популярный способ - концентрация на чём-то другом, не на эмоциях. Например, на счёте от 1 до 10.


Столкновение интересов

Плюсы и минусы в столкновении интересов очевидны. Минус в том, что многие люди забывают о существовании такого понятия, как «личное мнение». И, вступив в дискуссию с человеком, имеющим другие взгляды на какую-либо ситуацию, они начинают переступать все возможные границы. Начинают переходить на личности, бросаться оскорблениями, унижать оппонента. Это ужасно, неприемлемо и показывает человека с самой худшей стороны.


Зачем так поступать, когда из столкновения интересов можно извлечь пользу?

Плюс тут заключается в возможности расширить свои личные границы, пересмотреть взгляды на привычные вещи, попробовать мыслить по-другому. Такой подход нередко даже даёт толчок к выстраиванию межличностных отношений по-новому.


Вражда

Конфликты нередко приводят к вражде. Ничего хорошего в этом нет.

Но в то же время конфликт - это повод разобраться в сложившейся ситуации спокойно, без скандалов. Оппоненты могут просто успокоиться и выяснить точку зрения друг друга, выслушав мнение и аргументы собеседника без перебивания. Это тоже не каждому дано, так как сначала нужно взять верх над эмоциями и нередко над своим эго. Но именно посредством спокойной беседы можно понять причины и суть возникшей ситуации, а также найти пути выхода из неё.


Как мы ведем себя в конфликтной ситуации?

Всего известно пять стратегий поведения в конфликте.


Соревнование.

Человек, следующий данной стратегии, намерен удовлетворить свои личные интересы в ущерб чужим. Он уверен, что победить в конфликте может только кто-то один. Такой человек будет настаивать на своём до последнего, даже не пытаясь выслушать оппонента.


Приспособление.

Противоположная стратегия. Ей следуют люди, которые готовы поступиться личными интересами, лишь бы оппонент успокоился. Обычно они не уверены в себе, морально слабы и имеют низкую самооценку.

Конфликт – столкновение различных интересов, естественный процесс, с которым встречается каждый человек в своей жизни. Конфликт предполагает наличие инцидента – совокупности обстоятельств, служащих основанием для спора, после которого начинается открытое противостояние.

Плюсы и минусы конфликта.

Понятие конфликта обычно ассоциируется с негативным опытом. Но как ни странно, этот процесс имеет и положительные стороны. Итак, минусы конфликта:
расход сил, времени и энергии;
выход негативных эмоций;
ухудшение психологического климата;
ухудшение отношений;
снижение результативности работы;
падение авторитета при неправильном и несвоевременном разрешении конфликта.

Достоинства конфликта:
знакомство с истинным лицом человека;
развитие отношений после разрешения спора;
объединение единомышленников;
снятие возникшего напряжения;
прояснение ситуации;
повышение ответственности.

Как подготовиться к разговору.
В процессе разговора возможно полное или частичное разрешение конфликта. Предпочтительнее первый вариант, так как неполное разрешение конфликтной ситуации вызывает ее возобновление и обострение.

Абсолютно неразрешенный конфликт может усугубить обстановку и отдалить стороны друг от друга еще больше, поэтому необходимо приложить усилия для своевременного разрешения противостояния. Однако не стоит начинать беседу с оппонентом без предварительной подготовки. Как следует настроиться на разговор?

Помните о том, что изменить другого человека намного сложнее, чем измениться самому. Будьте честны с собой и признайте, что разрешение конфликта потребует от вас признания в допущенной ошибке или в своем недостатке. Подумайте о том, нужна ли вам сейчас отдаленность от этого человека. Вспомните все положительные качества соперника и определитесь, что вы будете делать, если с его стороны не будет попытки наладить отношения.

Разрешение конфликта.
Разговор по разрешению конфликта лучше начинать, когда эмоции немного утихнут. Лучше этого не делать после трудного дня или на голодный желудок. Как известно, во время еды в крови повышается сахар, что способствует умиротворению человека. Он делается добрее, мягче, жизнерадостнее. С ним будет проще обсудить возникшие проблемы.

Приступив к разговору, не набрасывайтесь на человека. Начните с того, что вы сами неправы. Говорите спокойно, покажите свое уважение к собеседнику. Расскажите о том, как вы видите возникшую проблему. Уточните, что вы поняли со слов оппонента. Часто мы просто не так понимаем сказанное нам во власти эмоций. Спросите его, в чем он видит возможность разрешения конфликта.

Теперь о том, чего нельзя делать во время разговора. Никогда не вешайте ярлыки на собеседника и не обобщайте. Не унижайте его достоинства. Выслушивайте. Избегайте фраз типа «Ты никогда не станешь…», «Ты неисправим». Избегайте угроз и не выставляйте себя в роли жертвы.

И, главное, будьте искренни. Человек всегда чувствует лесть. А конфликт, каким бы он ни был, разрешить можно. Важно, чтобы обе стороны (или хотя бы одна) к этому стремились.