Главная · Измерения · Викторина по биологии эти удивительные растения. Викторина "удивительные растения". Конкурс «Особый вопрос»

Викторина по биологии эти удивительные растения. Викторина "удивительные растения". Конкурс «Особый вопрос»

Предварительный просмотр:

Познавательная игра-викторина

«Эти удивительные растения».

Задачи:

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к растениям, как части природы;

Формирование основ экологических знаний;

Развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём познавательную игру «Эти удивительные растения». Надеемся, что игра Вам понравится и быть может, вы узнаете ещё что-то новое об удивительном мире растений.

Ведущий:

Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Все мы - дети природы.

Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир природы. Проведём познавательную игру «Эти удивительные растения».

Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся растения?

(деревья, кустарники, травы)

Молодцы!

Ведущий:

Давайте представим наши команды.

(каждый команда называет класс и даёт себе название)

Ведущий:

Итак, первая игра называется «Узнай дерево по описанию».

Игра 1 «Узнай дерево по описанию»

Дуб

Команда 1.

Это дерево растёт медленно, сначала - сильнее в высоту, позднее - в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

Команда 2.

Липа

Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Команда 3.

Сосна

Э то дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

Команда 4.

Рябина

Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит - так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные.

Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов - чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку.

Команда 5.

Берёза

Это большое лиственное дерево. Единственное среди огромного мира дерево, обладающая белоснежной корой. У нее белый, тонкий, стройный ствол. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. На ветках листья округлой формы. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым.

Издавна считалось, что в мае она обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным и слабым людям.

Листья и кора её тоже не бесполезны. Любимое лакомство для коз и овец. Верхний слой коры - береста. Из неё люди научились делать различные поделки.

Загадки для зрителей.

Ведущий:

Пока команды работают над заданием мы с вами отгадаем загадки.

Каждому классу нужно отгадать по две загадки. Каждый правильный ответ принесёт своей команде 1 балл.

Команда 1.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?…
(Свекла)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива)

Команда 2.

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.

(Груша)

Команда 3.

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

Команда 4.

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)


Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)

Команда 5.


Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)

Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке…
(Репка)

Игра 2 «Узнай лекарственные растения»

Ведущий:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Среди них много лекарственных. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

В следующем конкурсе команды покажут нам свои знания о лекарственных травах.

Загадки для команды 1.

1. В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.

(ромашка)
Ромашка поможет больному при болях в горле и заболеваниях желудка.

Команда 2.

2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Команда 3.

3. Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – ...
(мята)

В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах.

Команда 4.

4. Растет зеленый кустик,
Дотронешься-укусит.

(крапива)

Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос.

Команда 5.

5. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь.

(лопух)

С помощью лопуха лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы.

Игра 3 «Укажи лишнее».

В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. В следующем конкурсе ребята нам покажут знают они опасные растения или нет.

  1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника. Команда 1.
  2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик. Команда 2.
  3. Бузина, календула, пустырник, тысячелистник. Команда 3.
  4. Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана. Команда 4.
  5. Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек. Команда 5.

Игра со зрителями

"Деревья, кустарники, травы".

Ведущий:

Ребята, я буду называть названия разных растений. Когда буду называть дерево, вы вытягиваете руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие), травы – топаем ногами (травы низкие). Если речь идёт не о растениях, тогда вы не должны выполнять никаких действий.

(Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза).

Ведущий:

С древнейших времен люди цветами украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве подарков. История их возникновения уходит далеко в прошлое и начинается, как свидетельствуют археологические раскопки, 3000 лет назад в Древнем Египте.

Ребята, перед вами фрагменты комнатного растения. Вы должны собрать и сказать его название. Команда, которая полностью выполнит задание поднимает руки.

Команда 1.

Герань

Команда 2.

Кактус

Команда 3.

Фикус

Команда 5.

Бегония

Загадки для зрителей.

Ведущий:

Пока команды заняты, мы будем разгадывать загадки о кустарниках.

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует...

(сирень)

Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки.
(Орешник.)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

(Шиповник.)

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,
Другая - чернеет.

(Смородина)

Игра 5 «Продолжи фразу».

Команда 1.

Наука, которая изучает растения, называется….(ботаника)

Команда 2.

Лучше всего на Земле очищают воздух… (растения)

Команда 3.

Природное сообщество, в котором преобладают деревья называется … (лесом)
Команда 4.

Рожь, овёс, пшеница, ячмень - это …(злаки)
Команда 5.
Растения, которые считаются редкими или исчезающими заносят в ….

(Красную книгу)

Ведущий:

В настоящее время некоторые растения находятся на стадии исчезновения и стали чрезвычайно редкими.

Игра 6 «Готовим блюда».

Ведущий:

Из каких растений можно приготовить:

Команда 1.

Иван-чай

Щавель

Ромашка

Суп картофель

Морковь

Сосна

Лук

__________________________________________________

Команда 2.

Щавель

Одуванчик

Варенье Репей

Малина

Крапива

Клубника

Команда 3.

Помидоры

Груши

Салат сливы

Огурцы

Облепиха

Редис

Соедините стрелками возможные варианты.

Команда 4.

Чеснок

Слива

Морс Ежевика

Пшеница

Кукуруза

Смородина

Соедините стрелками возможные варианты.

Команда 5.

Картофель

перец

Морковь

Винегрет Свёкла

Помидор

Огурец

Лук

крыжовник

Соедините стрелками возможные варианты.

Ведущий:

Пришло время подвести итоги.

(Жури называет количество заработанных очков. Вручаются грамоты.)

Игра 2 ««Узнай лекарственные растения»

Игра 3 «Укажи лишнее».

Игра 4 «Собери комнатное растение».

Загадки для зрителей.

Игра 5 «Продолжи фразу».

Игра 6 «Готовим блюда».

Итого

За каждый правильный ответ 1 балл.

На этом наша игра подошла к концу. Спасибо за активную работу.


Левашова Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра-викторина " Эти удивительные растения"
Дата публикации: 02.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Игра-викторина «Эти удивительные растения»

Введение

Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся имеют биологические

игры и викторины. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность

полнее и тоньше воспринимать окружающую природу.

познавательные

сообразительности,

ориентировки

определенных условиях и большой наблюдательности.

Цель: формирование познавательного интереса к природе, расширение кругозора учащихся,

организация досуга.

Задачи:

Обучающие: обогащение знаний по растениеводству.

Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса.

Воспитательные: формирование бережного отношения к растениям, эстетического восприятия

живой природы; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.

Данная игра-викторина может проводиться как среди учащихся одного кружка, так и

учащихся

Методическая

разработка

закреплении

пройденного

занятиях

материала

«Декоративные

растения»,

«Лекарственные

растения»,

«Ядовитые

растения»,

«Растения-хищники»,

«Луковичные

растения», «Растения-барометры» и др.; будет способствовать расширению кругозора; поможет

организовать досуг учащихся, например, в дни весенних каникул.

В игре могут принять участие 10 – 12 ребят 3 – 5 классов. Все участники игры делятся

на две команды, выбирают капитанов и определяют названия команд. Руководитель и два

помощника ведут подсчет очков (Приложение 2).

Игра – викторина состоит из семи этапов (соревнований). Сочетание викторин, загадок,

конкурса капитанов с двумя подвижными играми делает эти соревнования увлекательными.

Выигравшая команда награждается сувенирами – самоделками, специально изготовленными к

этим соревнованиям.

Оборудование для проведения игры – викторины:

Мультимедийный проектор, ноутбук

Листочки, два карандаша

Карточки с изображением декоративных растений

Два мяча или два воздушных шарика

Карточки с изображением цветов двух расцветок (синей и бордовой) для проведения

3 этапа соревнования «Собери букет».

Проведение игры-викторины

1 этап «Разминка»

Участникам первого этапа игры предлагается вспомнить литературные произведения, в

которых среди персонажей есть растения и указать названия этих растений, например: «Репка»

«Золушка»

«Принцесса

горошине»

«Двенадцать

месяцев»

(подснежники), «Дикие лебеди» (крапива) и т. д.

Капитаны команд записывают на листочках ответы членов своей команды, а затем

передают их педагогу для оценки.

За правильно названное произведение и указанное растение команда получает

2 этап «Биологическая викторина «Из жизни растений»

При проведении викторины педагог задает по очереди каждой команде вопрос (вопросы

должны быть представлены на слайде), на который отвечает член команды, первым поднявший

руку. Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос

задается

правильный

поставленный вопрос, команды очков не получают, а педагог сам дает ответ.

Правильные ответы

оцениваются в два балла.

Цветы, каких растений издают аромат только ночью и почему?

(Цветы душистого табака привлекают ароматом насекомых для опыления).

Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску?

(Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям).

Назовите медоносные растения.

(Липа, гречиха, клевер, донник и др.).

Приведите примеры насекомоядных растений.

(Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка).

Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках?

(Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.).

Какие растения используются в медицине для приготовления лекарств?

(Ландыш, бессмертник, пустырник, наперстянка и др.)

Из каких цветов варят варенье?

(Из розы, одуванчика).

Какие цветы преподносятся при вручении Нобелевской премии и носят название «мысль»?

(Анютины глазки. Родина их Англия).

Перечислите растения, в названии которых заключены женские и мужские имена.

(Иван-да-Марья, василек, маргаритка, анютины глазки, роза, иван-чай).

10. В названии какого цветка заключено название государства?

(Настурция).

11. Какое произведение А.М. Горького названо по имени цветка?

11. Какая ягода заменяет лимон?

12. Какое растение называют северной мимозой?

(Кислица)

13. Назовите 3-5 ядовитых растений, встречающихся в нашей местности.

(Вороний глаз, купена, ландыш, волчье лыко, борщевик Сосновского).

14. Из каких растений можно приготовить напиток, заменяющий кофе?

(Из корней одуванчика, из корней цикория, желудей дуба).

15. Можно ли без часов определить время?

распусканию

некоторых

распускаются

закрываются

определенное время суток).

16. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?

(Одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются).

17. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?

(Шиповника).

Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?

(Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается).

19. У какого растения плод похож на якорь?

(Водяной орех – чилим).

20. Какое растение может заменить йод и вату?

(Мох – сфагнум).

3 этап «Игра «Собери букет»

Для участия в данном конкурсе приглашаются по одному представителю от команды.

раскладывает

игроками

например,

участникам завязывают глаза и раскладывают среди цветов синей окраски цветы бордовой

окраски. Игроки собирают букет. Побеждает та команда, у представителя которой в букете

окажется больше синих цветов.

За каждый синий цветок присуждается два балла.

4 этап «Назови растение»

При проведении данного соревнования используются карточки с изображением растений

(Приложение 1). Капитаны по очереди берут по одной карточке, совещаются с членами команды

и называют растение. Если команда определяет растение, то оставляет карточку у себя. В случае

неправильного ответа капитан возвращает карточку педагогу.

Правильные ответы оцениваются в два балла.

5 этап «Загадки»

зачитывает

представлены на слайде). Если правильный ответ не дали ребята из одной команды, то ребятам

из другой команды предоставляется возможность дать правильный ответ. Если ни одна из

команд не смогла дать правильный ответ на загадку, команды очков не получают, а педагог

демонстрирует слайд с правильным ответом. Правильные ответы оцениваются в два балла.

1. Весной я красный, как кумач,

Летом похож на мяч,

А осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)

2. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

3. Я и в поле, и в саду

У прохожих на виду.

Голова моя бела,

Лепестками поросла. (Ромашка)

4. На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

5. Царицей цветов я зовусь,

На вид я прекрасна, нежна,

Но тронешь меня невзначай,

Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

6. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

7. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки. (Земляника)

8. Ягоды зеленые,

А всеми хваленые,

Растут с костями

Висят кистями. (Виноград)

9. Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Ягоды сорвешь -

Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

10. В сенокос – горька,

А в мороз сладка,

Что за ягодка? (Калина)

11. Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит. (Крапива)

12. Выросла травка -

К пище приправка;

Ее пожитки -

Душистые нитки. (Укроп)

13. Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки. (Горох)

14. Лоскуток на лоскутке -

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)

15. Круглый, а не кочка;

Есть дно, а не бочка;

Есть перья, а не птица;

Есть горечь, а не горчица. (Лук)

16. Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис)

17. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягод черна. (Черемуха)

18. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

19. Стоит он задумчивый,

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнечник)

20. Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки. (Кукуруза)

6 этап «Игра с мячом»

Играющие становятся в две шеренги (по командам) на расстоянии полшага друг от друга.

Капитанам, стоящим впереди команды, дают по мячу или воздушному шарику.

По сигналу педагога капитаны начинают передавать мячи через голову по цепочке. Мяч может

быть передан следующему игроку только после того, как он назовет растение на последнюю

заканчивалось

Например,

«тюльпан»,

команды – «нарцисс», третий – «сирень» и т. д.

Побеждает команда, которая раньше закончит передачу мяча. Мяч должен вернуться к

капитану, т. е. к первому игроку.

Выигравшая команда получает 10-12 баллов (в зависимости от количества игроков).

Капитаны

внимательно

противоположной

повторении названия растений или падении мяча с команды снимается 2 балла.

7 этап «Конкурс капитанов»

Капитаны команд задают друг другу по три вопроса по теме игры, стараясь проявить

смекалку, находчивость, изобретательность. Вопросы могут быть в форме занимательных задач,

шуток. Чтобы данное соревнование было более интересным, можно подготовить вопросы

заранее (домашнее задание). Ответы оцениваются в 5 баллов.

Литература

1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.

Журналы «Педсовет», подборка.

Приложение 1

Приложение 2

Оценочная таблица

Название

Разминка

Биологическая

викторина

«Из жизни

растений»

Определи

растение

Сценарий игры-викторины «Растительный и животный мир»

Подготовка к викторине .
Накануне проведения викторины классы разделить на две команды. Им было дано домашнее задание – выбрать капитана и название своей команды. Например: «Бельчата» и «Зайчата».

1 Конкурс «Разминка».
Давайте вспомним загадки о животных.

Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдешь. (Бабочка.)

В море видим мы фонтан.
Кто его устроил там?
Почему фонтан плывет?
Что за чудо-пароход? (Кит.)

Дремлют на подушке
Маленькие ушки,
Мягонькие лапки,
Коготки-царапки. (Котенок.)

Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки.
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки)

Что за маленький народ?
Кошке спать он не дает,
В кладовой шныряет,
Крупу собирает. (Мыши.)

Птица та - деревни житель.
Кур-хохлаток предводитель.
Только червячка найдет,
Собирает свой народ. (Петух.)

Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед? (Пчела.)

В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыбка.)

Над рекою он в полете,
Этот чудо-самолетик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза.)

Есть рога, но не бодается,
Зубы есть, но не кусается,
Домик носит на себе,
А живет она в воде. (Улитка.)

Загадки загадываются по пять каждой команде.

2 Конкурс « Вопросы - ответы».
1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (погибает)
2. Какие грибы ест белка? Сухие или свежие (сухие)
4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)
5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)
6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)
7. Как вы думаете: плавают ли муравьи? (да)
8. Самое крупное наземное животное? (слон)

3 Конкурс капитанов «Вспомни сказку».
Капитаны должны вспомнить сказки, в которых встречаются животные. (Сказка о рыбаке и рыбке, Три поросенка, Сивка-бурка, По - щучьему велению, Золотое копытце, Гадкий утенок, Гуси-лебеди, Три медведя, Маша и Медведь, Колобок и др.)

4 Конкурс «Закончи определение»
Командам выдаются конверты, в которых написаны определения животных. Их нужно дописать и назвать по три животных данного класса.
Животные, у которых шесть ног, называются ……………..(насекомые- муха, пчела, бабочка)
Животные, тело которых покрыто перьями, называются……………………..(птицы- ласточка, голубь, воробей)
Водные животные, тело которых покрыто чешуей, называются ………………..(рыбы- окунь, карась, щука)
Животные, тело которых покрыто шерстью, называются……………………….(звери- волк, лиса, медведь).

5 Конкурс « Шифрограмма».
ведущий : Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит. Дети разгадают животное и как раз вспомнят алфавит.
1-а, 9-з, 17-п, 25-ч,
2-б, 10-и, 18-р, 26-ш,
3-в, 11-й, 19-с, 27-щ,
4-г, 12-к, 20-т, 28-ъ,
5-д, 13-л, 21-у, 29-ы,
6-е, 14-м, 22-ф, 30-ь,
7-ё, 15-н, 23-х, 31-э,
8-ж, 16-о, 24-ц, 32-ю,
33-я,
Задание 1 команде:
14- 6- 5- 3- 6- 5- 30
(медведь)

Задание 2 команде:
19- 20- 18- 6- 12- 16- 9- 1
(стрекоза)

ведущий – ребята, а знаете ли вы, что некоторые животные могут предсказывать погоду?
1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)
2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)
3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)
4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

6 Конкурс . Растительный мир.

    Трава от 99 болезней (зверобой)

    Самое сладкое дерево наших лесов (липа)

    Разноцветные грибы (сыроежки)

    Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина)

    У какого дерева ствол белый? (береза)

    У какого дерева весной дятла поит (береза)

    Название какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)

    Какой цветок лето начинает? (колокольчик)

    Дерево - символ нашей Родины (береза)

ведущий:

    Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромное местечко.)

    Каковы причины лесных пожаров? (Непогашенный окурок, костер, молния.)

    Как правильно разжечь костер в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дерн на место и полить хорошенько водой.)

    Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите
    любимой подруге?
    а Искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик.
    б Несколько благоухающих цветов.
    в Огромный букет этих нежных цветов.

    Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я...»
    Варианты ответов:

    • Посажу дерево;

      Не буду рвать первоцветы;

      Сделаю скворечник;

      Не буду брать выпавших птенцов;

      Не оставлю горящий костер в лесу..

    Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели шоколады, пили соки и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы...
    I.
    а Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.
    б Все бросили в костер.
    в. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.
    П.
    а Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.
    б Залили костер водой или засыпали землей.
    в. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

Ведущий :Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)

2. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

3. Эта дикая ягода получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

4. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

5. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

6. Слово капут в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

7. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

8. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? Почему? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

9. В России, как, впрочем, и во многих других странах, «цветком солнца», «солнечным сыном» называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

10. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)

11. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами и другими насекомыми. А как оно называется? (Росянка.)

12. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

13. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).

14. Это вовсе не качели, а растение такое - Обезьянам развлечение, покачаться можно вволю. (Лиана.)

15. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но, в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)

16. На ветке - конфетки с начинкой медовой,

А кожа на ветке - породы ежовой. (Крыжовник.)

17. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

18. Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

19. Если высушить виноград, то что получится? (Изюм.)

20. Экзотический, мохнатый, зеленый, но сладко-кислый фрукт. (Киви.)

21. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет! (Колокольчик.)

22. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)

23. Колючка на розе. (Шип.)

Викторина для школьников с ответами по теме «Растения»

1. Из волокна какой травы сделаны паруса первого американского военного корабля, первый флаг США и первые джинсы «Levis»? (Из волокон конопли)

2. Какое растение, согласно библейской легенде, Бог вырастил за одну ночь для пророка Ионы? (Тыква)

3. На каком континенте был окультурен подсолнечник? (Северная Америка)

4. В какой стране был окультурен лен? (Египет)

5. Как по-другому называется земляной орех? (Арахис)

6. Какое растение представляет собой смесь гриба и водоросли? (Лишайник)

7. Какое растение имеет самые крупные плоды? (Тыква)

8. На Троицу раньше пели такую песню:

«Я пойду, пойду, погуляю,

Белую березу заломаю».

Зачем ломали в этот день ветки березы? (Их разбрасывали по полям, чтобы почва была плодородной и чтобы сохранить влажность земли)

9. Какие деревья растут в соленой воде? (Это мангровые деревья. Они растут в соленых болотах морского побережья Центральной Америки, во Флориде и в Африке)

10. На флаге какого государства изображен кленовый лист? (Канада)

11. На флаге какого острова изображены пальмовые ветви? (Кипр)

12. Название этого известного растения, которое растет в лесу и в садах, дословно переводится с латинского «блестящая лошадь», так как было замечено, что, если кормить лошадей плодами, побегами, листьями этого

растения, то шкура лошадей начинает блестеть. Что это за чудо природы? (Облепиха)

13. Из какого дерева были сделаны:

Палица Геракла. (Ясень)

Скипетр Юпитера. (Кипарис)

Мачта корабля аргонавтов. (Дуб)

Троянский конь. (Ель)

Стрелы Амура. (Кедр)

14. Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году? (Липа)

15. Какое растение, дающее сырье для изготовления тканей, цветет только полдня? (Лен)

16. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)

17. Какие два хищных растения растут в нашей стране? (У нас на моховых болотах растет росянка. Она ловит и съедает садящихся на ее круглые клейкие листочки комаров, мошек, мух и других насекомых. В реках и озерах растет пузырчатка; она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков, насекомых и мальков)

18. Какой гриб называют «заячья картошка»? (Гриб - дождевик)

19. Что такое «чертов табачок»? (Споры гриба-дождевика. Спелый дождевик лопается от легкого удара и из него вырывается облако пыли — «чертов табачок»)

20. О каком растении эта загадка: «Однолетняя трава — выше двора»? (О хмеле)

21. Современная медицина считает единственным средством от бородавок ядовитое растение с желтыми цветочками. Даже новейшие препараты основаны на веществах, содержащихся в нем. Что это за растение? (Чистотел)

22. По русской народной примете, лето начинается, когда зацветает культурный кустарник, и кончается, когда отцветает полевой цветок. Назовите и кустарник, и цветок. (Сирень и Иван-чай)

23. На каком растении сидит орел на гербе Мексики? (На кактусе)

24. Друиды считали, что это дерево, если его часто обнимать, позволит человеку полюбить себя так, что его полюбит судьба. Что это за дерево? (Сосна)

25. В Японии выращивают в цветочных горшках настоящие деревья, правда, небольшой высоты. Как называется такое дерево? (Банзай)

26. Каких деревьев больше всего в тех лесах, где строят санатории для больных туберкулезом? (Сосен. Они прекрасно очищают воздух от многочисленных бактерий)

27. Когда цветет мох? (Никогда. Мох — это низшее растение, оно не имеет цветков)

28. У какого растения позаимствовал идею застежки-липучки швейцарец Жорж де Мостроль? (У репейника)

29. Какое дерево во Франции называют «деревом мудрости» и в лекарственных целях используют его листья, сок, почки и корень? (Береза)

30. Семенами какого водного цветка в старину пользовались певицы для укрепления голоса? (Кувшинка)

31. Для чего кофейному дереву кофеин? (Для борьбы с насекомыми, уничтожающими листья)

32. Назовите растение: то же, что белладонна, но по- русски. (Красавка)

33. Какой экзотический плод по-другому называется «аллигаторова груша»? (Авокадо)

34. Что такое плод арбуза с точки зрения ботаника? (Ягода)

35. Какое дерево — самое распространенное в России? (Лиственница)

36. В какое дерево превратилась, согласно легенде, спасавшаяся от Аполлона нимфа Дафна? (Лавровое)

37. Как по-другому называется растение «сладкий картофель»? (Батат)

38. Съедобны ли плоды японской вишни — сакуры? (Нет)

39. Как по-другому называется кунжут? (Сезам)

40. Как называется наука, изучающая грибы? (Микология)

41. У какого дерева самая легкая древесина? (У балъса)

42. Как ботаники называют по-научному плод груши, айвы, рябины? (Яблоко)

43. Как по-другому называется растение репейник? (Лопух)

44. Его плоды, длинные, похожие на огурцы, едят люди и животные. Для обезьян это излюбленное лакомство. Его древесина не горит, а листья опадают не зимой, а летом. Что это за дерево? (Баобаб)

45. Хулсын — по-калмыцки «камыш или тростник». Переведите с калмыцкого слово «ханхулсын» («Царь камыш», Бамбук)

46. Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить «великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для царя? (Арбуз)

47. О каком представителе царства растений писал Игорь Кочуровский:

«Она в зеленом девичьем берете,

Где на пригорке сосен стройный ряд,

Надев косы серебряный наряд,

Незримые раскидывает сети.

Как разгадаешь, по какой примете,

Что вся она предательство и яд»?

(О бледной поганке)

48. В средние века это растение неоднократно спасало многие народы Европы от голода. Французы называли его «прекрасной девой», а англичане — «добрым Генрихом». Его русское название происходит от царевны Лебедь. Назовите это растение. (Лебеда)

49. В переводе с узбекского это растение называется «мышиный» (так его назвали по форме цветка). Узбеки называют его «лошадиное ухо» (по форме листа). Мы же называем это растение по месту, где оно растет. О каком растении идет речь? (Подорожник)

50. В Африке есть кустарник со странным названием — «подожди немного». Почему его так назвали? (Он колючий, его шипы вонзаются в одежду и не отпускают человека)