Главная · Освещение · Влияет ли религия на формирование. Функции религии в обществе и жизни человека. Объединяющая роль веры

Влияет ли религия на формирование. Функции религии в обществе и жизни человека. Объединяющая роль веры

Дорогие братья и сестры! 23 августа начинается один из наших высокочтимых месяцев - месяц Хаджа. 1 сентября состоится праздничное богослужение Ид-аль-Адха Курбан-Байрам!

Зуль-Хиджа является одним из четырёх запретных, как и Раджаб, Зуль-Каада и Мухаррам. В эти месяцы Всевышний Аллах запретил войны, конфликты и кровную месть. Самые ценные для поклонения – первые десять дней Зуль-хиджа. О величии этих дней свидетельствует клятва Всевышнего Аллаха в суре 89 «Аль-Фаджр» («Заря»): «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами…». В хадисах говорится: «Нет деяний лучше,чем совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа» (аль-Бухари) «Благие деяния, совершенные в эти десять дней, более любимы Аллахом, чем совершённые в другие дни» (ат-Тирмизи) Поклонения в первые десять дней Зуль-Хиджа Хафис ибн Хаджар отмечает, что именно в эти дни включены все столпы поклонения: намаз, пост, жертвоприношение, паломничество. «… и не сочетается всё это в другие дни» («Аль-Фатх»)/

Все десять дней следует усердно молиться и каяться в своих грехах, читать Священный Коран, восхвалять и благодаорить Всевышнего Аллаха, читать салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, раздавать милостыню, радовать близких, совершать как можно больше добрых дел. Всем, кроме паломников, совершающих хадж, желательно (сунна) соблюдать пост в первые девять дней этого месяца, и особенно в девятый день Арафа (и в предыдущий день).

Самыми значимыми из первых десяти дней Зуль-Хиджа являются День Арафа (9 день) и День Жертвоприношения (Курбан-байрам). Смысл и мудрость Дня Арафа День Арафа – день прощения грехов и освобождения от огня. Это напоминание о встрече после долгой разлуки Адама и Хаввы, мир им. Когда Всевышний Аллах внял молитвам изгнанников из Рая, ангел привел каждого из них в Мекку. В долине Арафат в пятницу после намаза ‘аср они вместе плакали и каялись в содеянном. Всевышний Аллах, Милостивый и Милосердный, принял их дуа и дал обещание каждый год прощать тех из их потомков, кто будет в этот день и в это время искреннее раскаиваться в своих грехах и просить прощения у Всевышнего Аллаха. Адам и Хавва, мир им, поселились там, где находится город Мекка - «Умму’ль-Кура» («мать поселений»).

Пост в День Арафа В день Арафа желательно совершить полное омовение, заняться личной гигиеной, соблюдать пост (кроме паломников). Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Грехи того, кто будет поститься в день Арафа, смоются за предыдущий и последующий годы»(Байхаки).

В хадисах говорится о большом вознаграждении за пост в День Арафа - как за пост в течение двух лет. Соблюдающим пост прощаются грехи предыдущего и последующего года. Но если это грехи перед людьми, то надо обязательно попросить Суры, молитвы и дуа в День Арафа В этот день надо неустанно славить и благодарить Всевышнего Аллахa, читать суру «аль-Ихлас», начиная каждый раз с Бисмиллаh, и салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение. В хадисе сказано, что тому, кто тысячу раз прочитает суру «аль-Ихлас», будут прощены все грехи. В дуа надо искренне каяться и просить у Всевышнего Аллаха прощения для себя, своих близких - живых и умерших, для всей уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Лучшей молитвой является та, с которой обращаются к Аллаху в день Арафа, а лучшим из того, что говорили Его пророки, являются слова: لااله اِ لاّ الله و حده لا شر يك له،له الملك و له ا لحمد، و هو على كلّ شيء قدي Транслит: «Ла илаhа илла-ллаhу вахдаhу ла шарика лаhу, лаhул мулку ва лаhулхамду ва hува ‘ала кулли шайъин кадир». Смысл: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит вся власть, Ему - вся хвала, и у Него вся мощь». Дорогие братья и сестры! Помните, что служение Всевышнему Аллаху в эти дни приближает нас к Нему, но, совершая грехи, мы теряем Его милость. Воздержитесь от всего запретного. Берите как можно больше из щедрот этих дней. Да примет Аллаh все наши благие деяния.

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман - Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж - одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней - день Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс», начиная каждую из них с «Бисмиллях...». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс», будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни - это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников», - ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа - такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет - предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, - как Пророк Иса (мир ему).

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.

Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами...» - подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.

Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение) свидетельствовал, что эти дни - самые благословенные на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самые благословенные дни этого мира - первые десять дней месяца зуль-хиджа». Спросили его: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, занятых служением Богу в эти дни)?» Он ответил: «Нет похожих на них на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида)». Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.

В числе этих дней и день Арафа. День Арафа - день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения - самый лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день - день жертвоприношения».

В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, - и не сочетается всё это в другие дни».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа)». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)?» Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся».

Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я был у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мы говорили о добрых деяниях. И он сказал: “Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа”. Я спросил его: “О Посланник Аллаха! Они даже лучше джихада?” Он ответил: “Даже джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и нашёл там свою смерть”».

Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить сердечным покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии - благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все - быть может, преуспеете».

Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши».

Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.

Пост в день Арафа

День Арафа - это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?» (Байхаки, Табарани). Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.

В среду был первый день месяца Зуль-Хиджа, десять первых дней которого являются лучшими в году.

Мы привыкли ждать месяц Рамадан, чтобы он улучшил нас, поднял нашу веру на ступень выше. В этот месяц мы оставляем грехи, усердствуем в благих делах и стараемся сохранить благо Рамадана после его окончания.

Так вот, дни, которые начались в среду, лучше, чем дни месяца Рамадан. И это огромная милость Всевышнего Аллаха, которую мы, возможно, не осознаём до конца.

Аллах дал нам эти дни: чтобы мы проснулись и встряхнулись, чтобы отказались от беспечности, чтобы вернулись к постоянству в добрых делах, от которых мы, возможно, отдалились в повседневной суете, чтобы ощутили близость Аллаха, увеличили своё поклонение Ему и стали искреннее.

Посланник Аллаха сказал о десяти первых днях месяца Зуль-Хиджа: «Нет дней, в которые благие дела более любимы Аллаху, чем эти». А Всевышний Аллах поклялся ими в Коране, указывая нам на их значимость.

Аллах дал одним промежуткам времени превосходство над другими относительно награды за благие деяния. Аллах дал знание об этом времени, и каждый из нас должен им воспользоваться.

Достоинство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа

Всевышний Аллах сделал десять первых дней месяца Зуль-Хиджа предметом Своей клятвы, а клятва Всевышнего является указанием на величие и важность этих дней. Всевышний Аллах сказал: «Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами! Клянусь чётом и нечётом!» (сура «Заря», аяты 1, 2).

Ибн Аббас сказал: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!»

Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!» (Аль-Баззар, Ибн Хиббан ).

Ибн Хаджар сказал: «Становится ясным, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа в том, что в эти дни собираются все важнейшие виды поклонения, как молитва, пост, садакъа и хадж. И всё это не собирается разом в иное время».

Ибн Касир сказал: «Многие хадисы указывают на то, что первые десять дней месяца Зуль-Хиджа лучше остальных дней в году и они лучше последних десяти дней Рамадана. Однако десять последних ночей Рамадана лучше всех остальных ночей года, поскольку они включают в себя Ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев».

Положение поста в первые десять дней Зуль-Хиджа

Пост – это один самых лучших видов поклонения, которые установлены Всевышним Аллахом. Есть много желательных дней для соблюдения поста, среди которых и первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. Каждый год мусульмане соблюдают пост в течение этих дней, раздают милостыню и совершают всевозможные праведные деяния.

Однако, читая некоторые сайты в просторах Интернета или общаясь с некоторыми мусульманами, мы можем столкнуться и с мнением, согласно которому пост в эти дни является нововведением. В целях устранения сомнений и установления доказательств о желательности поста в эти дни, мы постарались собрать доводы в его пользу.

Учёные четырёх мазхабов единогласны в том, что пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа является желательным.

В книге «Аль-фатава аль-хиндийя» говорится: «Желательно соблюдение поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». В книге «Аль-мукни’а» сказано: «Желателен пост в первые десять дней Зуль-Хиджа». В книге «Равдату т-талибин» сказано: «Желательным является соблюдение поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». Ибн Хазм сказал: «Мы считаем желательным пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа до наступления дня жертвоприношения» . Ан-Навави сказал: «Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это настоятельно желательно, особенно в девятый день, который является днём Арафа».

Также постоянным комитетом по фетвам и научным исследованиям в Саудовской Аравии была издана следующая фетва: «Лучшими днями для желательного поста являются: понедельник, четверг, белые дни (13,14,15 дни каждого лунного месяца) и десять дней месяца Зуль-Хиджа».

Высказываний учёных о желательности поста в эти дни огромное количество, мы привели только некоторые из них.

Также вниманию читателя предлагается вопрос-ответ с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида о посте в первые дни этого месяца.

Вопрос : Я прочитал на вашем сайте о достоинствах поста в день Арафа. Но также я прочитал о том, что желательно поститься и в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Правильно ли я вас понял? Если правильно, то разъясните мне, сколько именно дней желательно держать пост: девять или десять? Потому что десятый день месяца Зуль-Хиджа является днём праздника Ид аль-адха (Курбан-байрам).

Ответ : Вся хвала принадлежит Аллаху! Пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа является желательным. На это указывает хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет таких дней, в которые бы праведные деяния были любимы для Аллаха, как эти десять дней (то есть десять дней месяца Зуль-Хиджа)». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха, кроме человека, который вышел со своей душой и имуществом и не вернулся ни с чем из них» (хадис передал Аль-Бухари ).

От некоторых жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился девять дней месяца Зуль-Хиджа, в день Ашура и три дня из каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга» (хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд, шейх Аль-Альбани посчитал хадис достоверным).

Что касается поста в праздничный день, то он запрещён. На это указывает хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «запрещал поститься в день разговения (Ид аль-фитр) и в день жертвоприношения (Ид аль-адха)» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим ). Учёные ислама единогласны в том, что пост в эти два дня запретен.

Праведные деяния, совершённые в эти дни, лучше, чем совершённые в другие дни. Относительно же поста, то он касается именно девяти дней, а десятый день является праздничным и пост в этот день запретен. Таким образом, достоинства поста десяти дней месяца Зуль-Хиджа касаются лишь девяти дней.

См. Шарх имама Ан-Навави, да помилует его Аллах, на «Сахих» имама Муслима (конец ответа из фетвы).

Также подобный вопрос задали шейху Ибн Усаймину . К нему обратилась женщина, которая соблюдала пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, но прекратила его соблюдение по причине того, что кто-то назвал пост в эти дни нежелательным, так как это не имеет основы в Коране и Сунне. Шейх ответил, что ей лучше и дальше соблюдать пост в эти дни, так как это желательно. Он указал на то, что в эти дни желательно совершать благие деяния, а пост является одним из праведных деяний. Более того, шейх заявил, что утверждающий о том, что пост в эти дни не является желательным, должен привести довод того, что пост не относится к праведным деяниям.

Пост в день Арафа

Одним из первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа является день Арафа – девятый. В этот день паломники исполняют главный столп хаджа – собираются в долине Арафа, в которой поминают Всевышнего Аллаха и обращаются к Нему с дуа.

Всевышний Аллах поклялся днём Арафа, что указывает на его величие. Аллах сказал: «Клянусь днём обещанным! Клянусь свидетельствующим (днём) и засвидетельствованным!» (сура «Башни»; аяты 2, 3).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «“День обещанный” – это день Воскрешения, “засвидетельствованный день” – это день Арафа, а “свидетельствующий день” – это пятница» (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани ).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о посте в день Арафа: «Он служит искуплением (прегрешений) прошедшего года и будущего года!» (Муслим).

Однако это желательно только для того, кто не совершает хадж. Что же касается совершающего хадж, то для него не является Сунной соблюдать пост в день Арафа, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказывался от поста в этот день. Сообщается, что, будучи в долине Арафа в день Арафа, он удерживал людей от поста. ]§[

Введение…………………………………………………………………………2

1. Функции религии……………………………………………………………..5

2. Плюсы и минусы религиозного влияния на общество…………………….6

2.1 Религия и мировоззрение…………………………………………………...6

2.2 Религия и политика………………………………………………………….9

2.3 Религия и культура………………………………………………………...10

2.4 Религия и нравственность…………………………………………………12

3. Место религии в современном российском обществе……………………15

3.1 Религия и молодежь России……………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………25

Религия есть - или по крайней мере притязает быть -,

художницей спасения, и дело ее - спасать. От чего же

спасает нас религия? Она спасает нас от нас, - спасает

наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она

одолевает гиену, которая в нас и языки которой,

прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание.

Она улаживает душу, а водворяя мир в душе, она

умиротворяет и целое общество, и всю природу.

Флоренский П. А.

Введение.

Для каждого человека среди всех вопросов всегда остается главным вопрос о смысле жизни. Не каждый может ответить на него. Даже решив этот вопрос для себя, не каждый может достаточно аргументировано обосновать его. Однако, в каждом человеке неистребима потребность найти этот смысл и разумно оправдать его.

При решении вопроса смысла жизни человеческое сознание оказывается перед необходимостью выбора одной из двух возможных альтернатив. Ведь все разнообразие мировоззрений и идеологий в конечном итоге сводится к двум противоположным направлениям: религия или атеизм. Трудно дать точное определение, что есть религия, но одно можно сказать определённо: вера в сверхъестественное - есть универсальная характеристика всех ранних форм общественной жизни, и она сохраняется до наших дней. Слово «религия» буквально обозначает - связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика I в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование). Религия - это, прежде всего факт социальной жизни и, согласно одному из определений, представляет собой систему символов, действующих с целью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти настроения и мотивации выглядели как единственно реальные.

Функция религии в обществе рассматривается как соединяющая сила для членов группы, будь это домохозяйство, клан, племенной союз или современное государство. Тем самым религия, наряду, например, с государством, политикой и правом, выступает как один из фундаментальных факторов стабильности и социального порядка.

Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система. Религия - очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.

3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности - это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Любой из перечисленных элементов культа - храм, предметы культа, священство - может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного - церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

    Функции религии.

Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания, загробного существования и т. п. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система религиозных верований – религия приобретала тем самым определенные социально-политические и культурно-этические функции.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между историками. Я же представлю точку зрения, согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или как) они влияют на жизнь людей. Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Во всех случаях функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.

2.Плюсы и минусы религиозного влияния на общество.

2.1 Религия и мировоззрение.

Мировоззрение - это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм "ломается". От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение - это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции? Здесь надо отметить, что о минусах говорят только историки. С точки зрения богословов, у религии (по крайней мере, у так называемой "истинной религии") никаких минусов не было, нет и быть не может.

Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый минус - отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.

Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок.

Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) – понижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запреты на участие в общественно-политической деятельности (так, например, обстоит дело в конфессии Свидетелей Иеговы), но чаще всего через выросшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрения людей, которые в структуре своего личного времени "львиную долю" отдают собственно религиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиозной литературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности на благо "других" или совсем не остается времени, или его остается очень мало.

Но ведь многие религии призывают к благотворительности? Разве это не призыв к социальной активности? Да, конечно, это призыв к социальной активности, который заслуживает одобрения со стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии: нравственной. Одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиций конфессии и уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная или социально-активная сторона. Есть остроумное высказывание мужчин о женщинах: женщины вдохновляют нас на великие дела, но не дают времени на их осуществление. То же самое можно сказать о некоторых религиозных конфессиях. Можно соглашаться с историками, можно не соглашаться с ними, но во всяком случае надо знать, что же именно они говорят о влиянии религии на социальную активность людей. А они говорят, что религия является "тормозом" в развитии этой формы активности.

Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие "тормоза", и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др.

Например, когда пьяница-атеист становится трезвенником-верующим, от этой перемены выигрывают и личность, и общество. По сравнению с кем же по уровню социальной активности проигрывают верующие? По сравнению с самими собою, с теми, какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом.

Религия может значительно влиять на формирование личностной жизненной концепции человека, на тип ее социальной активности, отношение к различных бытовых и служебных ситуаций . То же время уровень религиозности, способность организовывать жизнедеятельность согласно религиозным постулатам значительно зависит от базовых личностных особенностей.

Традиционным вероисповеданием в России и Украине является православие, является ортодоксальной течением христианства. Христианство декларирует любовь к ближнему, терпимость, смирение и всепрощение . Кроме православия, в Украине, Белоруссии и России исповедуют множество других религий, большинство из которых возникли в начале 90-х pp. XX в.

Во время "религиозной экспансии" в государстве появился ряд деструктивных религиозных сект. Влияние на людей оказывается посредством внушения и самовнушения, проводимой на фоне психофизического истощения.

Последнее обеспечивается выполнением разнообразных ритуалов, запретом сна, изнурительной физической работой, голоданием, строгим соблюдением диеты, бедной белками и нужны головном мозге аминокислоты.
Но только мастерства манипуляторов мало. Не каждый человек подвергается такому воздействию.
Наиболее податливыми есть люди, склонные к образованию сверхценных идей, внушаемых, со слабым типом нервной системы.

Аудиовизуально диагностировать членов деструктивных сект можно по следующим признакам : безразличие к собственной внешности, комфорту, часто худоба, нездоровый цвет лица (кожа с желтовато-сероватым оттенком, темными пятнами под глазами), сутулость, отсутствие заинтересованности в внешних событиях, отстраненность от окружения, замкнутость, сосредоточенность на собственных размышлениях, явное оживление во время ведения разговоров о важных, проповедуемые в секте, идеи.

Например, о величии Марии Дэви Христос, о глубине и значимости Рериховского учения космического разума, Высшей Истины, йоги и т.д.. Признаком есть очевидная одержимость при осуществлении сектантских ритуалов: медитации, проговаривание алогичных текстов, перегруженных словами-неологизмами, резко отрицательное отношение к определенному виду одежды, пищи и т.д..

Сторонники традиционных и новых вероисповеданий, независимо от ценностей декларируемых, обычно живут и действуют по обстоятельствам. Как жертва, так и убийца равно обращаются к Богу за помощью. Глубокая вера в ценности не лишает человека праздности, привычки лгать, воровать или убивать . Некоторые религии откровенно и громко пропагандируют национальную и религиозную превосходство, избранность себя Богом и, соответственно, второстепенности других. Сторонники такой религии откровенно или скрыто пренебрежительно относятся к людям, рассматривают их как низких существ, к которым нужно относиться как к животным, не обращая внимания на нормы морали, требования социума и законов, их душевные и физические страдания. Человек, глубоко верит, не всегда порядочным человеком, а иногда и наоборот.

Общение с человеком, проникается религиозными идеалами, требует особого подготовки по религиозным вопросам, знания декларируемых истин и реальной цели проводников.

Если хорошо ориентироваться в вопросах веры и религии, то можно достаточно эффективно влиять на человека, верит, всегда можно найти клавиши, нажимая на которые можно сыграть нужную мелодию.

Люди с устоявшимися, но односторонними взглядами, и религиозными также, достаточно легко поддаются манипуляции при использовании привычных для них методов и правил влияния. Можно сказать, что религия является еще одним фактором, который разделяет человечество в противовес дойные группировки, сеет раздор, ненависть и войну.
Достаточно вспомнить тысячелетние отношения христиан и мусульман, православных и католиков, шиитов и суннитов, мусульман и индуистов, отношения внутри индуистских религиозных каст и др..