Главная · Электробезопасность · Житие папы климента читать. Священномученик климент, папа римский

Житие папы климента читать. Священномученик климент, папа римский

Святитель Климент жил в Риме на рубеже I-II веков, при императорах Домициане, Нерве и Траяне. По преданию, он был очень знатного происхождения и в самом детстве разлучен с родителями и братьями. Еще подростком он усердно искал истину, посещал различные философские школы столицы, но их учения казались Клименту пустыми и не могли утолить его жажду Абсолютного. Узнав, что сын Божий явился в Иудее, он отправился туда.

Климент встретился с апостолом Петром, который наставил его в вере и сделал своим помощником в проповеди. Они вместе ходили по городам сирийского побережья и вместе боролись с Симоном Волхвом.

Прославленного проповедями Климента сделали епископом Рима (ок. 91) после святых Лина и Анаклета .

Взойдя на церковную кафедру, святитель Климент стал свидетелем апостольской проповеди, в особенности деятельности святого Петра. «Имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими», - пишет о нем святой Ириней . Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех, кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния.

Святой Климент - автор знаменитого Послания к Церкви Коринфа, включавшегося некоторыми в состав Священного Писания. В этом послании он призывает некоторых молодых членов Коринфской общины, восставших против старейшин, хранить единство членов Тела Христова, уважая иерархию, установленную апостолами. Ему приписывали и другие сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления, а также Второе послание к коринфянам, вероятно не принадлежащие ему, но очень значимые .

Проповедью святой Климент обратил Феодору, жену префекта Сисиния, близкого друга императора Нервы, а также склонил принять святое крещение и самого Сисиния тем, что чудесно исцелил его от слепоты, вызванной идолопоклонством префекта.

Комит Пуплий, узнав об этом и о росте числа христиан среди язычников, отправил Климента, по приказу императора Траяна, в изгнание в Херсонес Таврический - негостеприимную область на восточном краю империи. Там святой епископ встретил 2 тысячи христиан, сосланных на работы в каменоломни. Он утешил страждущих в невзгодах, напомнив о вечном блаженстве, и по его молитве для них в пустыне забил источник воды. Даже и в изгнании он обращал души язычников к истине. О Клименте сообщают, что за год благодаря ему было построено 75 церквей.

Но вскоре император направил туда жестокого правителя, чтобы покончить с массовыми обращениями в христианство. Тот сразу обрушился на святого Климента. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С того времени каждый год в день смерти святого Климента море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи.

Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились честные мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает ее укорененность в апостольской традиции.

Иногда пишут, что именно он был первым епископом Рима, но здесь нет никакого противоречия, поскольку в то время не существовало четкого различия между епископом и старейшиной, то есть пресвитером, так что Лин, Анаклет и Климент - ученики апостолов и наиболее выдающиеся личности в Римской Церкви той эпохи - могли один за другим или время от времени исполнять обязанности епископа.

Ириней Лионский. Против ересей. III, 3, 3 // SC. 34, 105.

Исторические исследования показывают, что Второе послание к коринфянам Климента Римского - это покаянная гомилия, созданная, возможно, в Сирии или Египте около 150 г. Апостольские постановления возникли в Сирии в конце IV в., а Правила святых апостолов являются сборником 35 дисциплинарных канонов, которые содержатся к конце 7-й книги Апостольских постановлений. Трулльский Собор в своем 2-м правиле отвергает Постановления, но принимает Правила, которые к тому времени уже вошли в канонические сборники.

14/27 февраля Православная церковь отмечает день памяти Святого Кирилла – одного из авторов славянской азбуки, а за две недели до этого 30 января/12 февраля празднуется событие, сыгравшее важнейшую роль в истории славянского мира – обретение в Херсонесе мощей Святого Климента Римского.

Чудо Святого Климента

Справедливости ради надо заметить, что не существует ни одного убедительного исторического свидетельства о пребывании в Херсонесе легендарного римского папы Климента.

Христианское предание утверждает, что Климент был учеником апостола Петра, третьим по счету его преемником на римской кафедре. За проповедь христианства он был сослан властями на окраину Римской империи, в Крым, где претерпел мученическую смерть в 103 г. РХ. Святого подвижника сбросили в море с якорем на шее.

Древняя церковь ничего не знала ни о мученичестве папы Климента, ни о его ссылке в Херсонес Таврический. Греческий и латинский житийные тексты, в которых приводится эта легенда, были составлены не ранее конца IV века – начала V века, то есть спустя 400 лет, после описываемых в них событий, и имеют мало связи с реальностью. (1)

Однако нельзя отрицать того, что на островке недалеко от Херсонеса действительно находилась гробница с мощами почитаемого Святого по имени Климент, позже обнаруженная Константином Философом (впоследствии принял монашество и причислен к лику Святых как Святой Кирилл). Свидетельства об этом слишком многочисленны, чтобы можно было отвергнуть их все как недостоверные.

Авторитетный российский эллинист Дмитрий Спиридонов предполагал, что в Херсонесе был свой местночтимый Святой Климент, образ которого в церковных преданиях позже слился с Климентом Римским, а также с другими известным святым - Климентом Анкирским, принявшим мученическую смерть недалеко от современной Анкары во время гонений на христиан в начале IV века. (2). Нелишне упомянуть и о византийской традиции, согласно которой Климент Римский умер там же, где и Климент Анкирский – в Анкаре. Позже ученики перевезли его мощи в Херсонес, где они были выброшены идолопоклонниками в море, и с тех пор совершили немало чудес. (3)

Так или иначе, к V веку уже прочно сформировалась легенда о том, что римский папа Климент похоронен где-то на острове недалеко от Херсонеса Таврического, где ежегодно совершается чудо. Как говорит «Мученичество Климента Римского», молитвами его учеников Корнелия и Фива море расступилось и открыло путь к мраморной гробнице, в которой лежали мощи святого Климента. Якорь, с которым мученик был брошен в море, лежал возле него. (4) С тех пор чудо совершалось каждый год. Море отступало на 20 стадий (3.75 километра) на семь дней, и паломники пешком ходили к гробнице.

Рисунок 1. Раннехристианский крест в форме якоря.

Масштабы чуда со временем росли. В VI столетии дьякон Феодосий писал: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучения святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится сама гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется».(5)

В XIX веке археологи обратили внимание на небольшой островок в бухте Казачьей, размером примерно 60 на 60 метров, соединенный с берегом узким часто затапливаемым перешейком. На нем нашли остатки крошечного храмика с криптой, в которую некогда был открыт доступ. Это крипту и было предложено считать местом упокоения Святого Климента. (6). Однако расстояние от островка до берега лишь несколько метров, а не десятки стадий, как это утверждают легенды.

В VIII веке крипта оказалась заброшенной. В это время уровень моря поднялся на 1-1.5 метров, в результате чего островок почти полностью затонул, а могилу святого подвижника занесло песком. Кроме того, в VIII-IX веках у власти в Византии находились императоры-иконоборцы, при которых почитание мощей хоть и не запрещалось, но и не приветствовалось. Местные духовные власти, выполняя директивы из Константинополя, скорее всего, не благословляли верующих на паломничество к островку. (7). Через несколько поколений о могиле святого подвижника все забыли. Скорее всего, о ней никогда бы и не вспомнили, если бы в 861 году в Херсонес не приехал молодой священнослужитель Константин, по прозвищу Философ.

Царский посол

Константин вместе с братом Мефодием направлялись с дипломатической миссией в Хазарский каганат. Зиму 860-61 гг. он решил провести в Херсоне, изучая еврейский язык, необходимый для ведения богословских диспутов с хазарскими иудеями.

Однако молодой ученый не удовлетворился филологическими занятиями в сонном зимнем Херсонесе, инициировав поиски мощей Святого Климента.

Рисунок 3. Зимний Херсонес. Фото Дмитрия Метелкина (1997).

В современной научной литературе нередко пробуют приуменьшить заслуги Константина. Идею с поиском мощей приписывают то константинопольскому двору (8), то местному духовенству. Самому же просветителю славян отказывают не только в праве участвовать в обретении мощей, но даже обвиняют его в том, что он тайно похитил их часть! Главный аргумент в пользу пересмотра роли Константина Философа в том, что он не принадлежал к числу сильных мира сего (9), не был обладателем пышных званий, санов и титулов.

Маловероятно, однако, что события, произошедшее в Херсонесе зимой 861 года, были организованы Константинопольским двором, стремившимся к дипломатическому соглашению с папским Римом. Хорошо известно, что ни в одной византийской хронике они не нашли своего отражения, и о них, судя по всему, были плохо осведомлены в имперской столице.

Для подтверждения версии об инициативе херсонесских клириков обычно цитируют текст «Прологов» так называемой «второй русской редакции» «Слова на перенесение мощей святого Климента из глубины моря в Корсунь». В нем действительно говориться, что Херсонесский епископ Георгий, обеспокоенный утерей важной Святыни, лично отправился к патриарху в Константинополь с просьбой содействовать в ее обретении. О роли Константина в этом тексте не упоминается. Однако автор редакции, живший спустя много лет после описываемых событий, был очень плохо осведомлен о них, путал имена, факты, даты, поэтому вряд ли стоит опираться на столь зыбкое основание для построения новых научных гипотез.

Тем более, что у нас имеются свидетельства современников. Кстати, из источников известно, что Константин, сам старался скрыть свое участие в перенесении мощей св. Климента, боясь «греха гордыни» (10), и даже не упомянул о нем в составленном им самим описании событий. Однако его роль была слишком важной, чтобы ее можно было проигнорировать.

Так, согласно свидетельству Смирнского митрополита Митрофана, который в это время находился в ссылке в Крыму, именно Константин побуждал Херсонесского епископа, священнослужителей и народ взяться за «разыскание столь драгоценных мощей святого и апостолика». (11)

Константин был универсально начитан. Еще в молодости, приняв священнический сан, он получил назначение в патриаршью библиотеку в Константинополе, где хранилось огромное количество древних текстов в том числе «отреченных» или апокрифических (12). Из свидетельств современников известно, что Константин, видимо, захватил с собой в Херсонес какие-то манускрипты, в которых содержалась информация о мучении, чудесах, сочинениях блаженного Климента и о постройке храма для его мощей недалеко от Херсонеса. Эти книги он и предъявил местному священноначалию.

Многие херсонеситы вдохновились идеей поиска древней святыни. Константин, руководствуясь воспоминаниями местных жителей, провел предварительное и целенаправленное исследование берегов будущей Севастопольской бухты, пока, наконец, не нашел то место, которое подходило под описание гробницы св. Климента.

О дальнейших событиях мы знаем из «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (13), которое, возможно, написал сам Константин Философ. (14)

Обретение мощей

Ранним утром 30 ноября 861 года от Херсонесской пристани отошел корабль. На его борту находились императорский посол Константин Философ, епископ Херсона Георгий со своим причтом, певчие, несколько знатных горожан со слугами. Так началась экспедиция с целью поиска мощей Святого Климента Римского, которой суждено было изменить историю всего славянского мира.

Главный ее организатор Константин, будущий учитель словенский, с тревогой смотрел в темное беззвездное небо, вслушиваясь в молитвенные просьбы екетении.

- Ἐν εἰρήνῃ τοῦ Κυρίου δεηθῶμεν. Миром Господу помолимся! – возгласил иерей херсонесского храма св. Прокопия Соломон.
- Κύριε ἐλέησον. Господи помилуй! – ответил хор.
- О свышнем мире, и спасении душ наших, Господу помолимся – Господи помилуй… О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. – Господи помилуй…. О Богохранимей стране нашей, властех и воинтсве ея, Господу помолимся….

Константин тихо молился Святому Клименту. Мысль об обретении мощей подвижника, которого он считал покровителем дела всей жизни, жгла его давно, будто искра, попадающая в кучу угля. Еще во время пребывания в монастыре на далеком Олимпе душа его желала голубиных крыльев, чтобы долететь до гроба Святого и отдохнуть на нем.

Рисунок 4. Обретение мощей священномученика Климента, менологий императора Василия II.

«Не отврати ны посрамлены, Клименте, верою припадающа к твоему гробу, Святый», - повторял молодой священник.

Корабль уже входил в бухту, ранее указанную одним из херсонесских верных старожилов, сохранившим память о месте, где находилась почитаемая ранее святыня. Но случилось то, что и должно было произойти в пасмурное зимнее утро. Небеса разверзлись мощными дождевыми потоками. Священник Соломон был смущен. В темноте, под проливным дождем он не видел находившийся у него в руках текст с песнопениями, и не мог вести хор.

Внезапно облака рассеялись, проглянула луна, вокруг которой возникло яркое сияние. Вознеся хвалу Святому Клименту, участники экспедиции сошли на берег с факелами и светильниками. Больного и немощного епископа Георгия служки несли на переносном кресле. Поклонившись до земли, начали слушать утреню, которую служил сам архиерей.

Затем, обойдя остров, увидели небольшой курган, где и решили начать раскопки под пение псалмов и молитв. Копать пришлось долго. Некоторые потеряли надежду и не видели смысла продолжать работу. Но тут один из служек наткнулся на реберную кость.
Это придало силы участникам благочестивой экспедиции. Теперь рабочие уже без понуждения копали землю.

Когда хор пел 33-й псалом, в котором есть такие слова «Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их. Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится», в раскопе показался череп Святого мученика.

Воцарилось всеобщее ликование. Некоторые плакали от радости. Ребра, голова, руки, бедра Святого и даже мельчайшие частицы костей - все было сложено в специально подготовленный ковчег. Епископ Георгий, несмотря на преклонный возраст, возложил ковчег себе на голову, и поднялся на борт судна под пение благодарственных молитв. Вместе с мощами Святого на корабль погрузили и якорь, который по преданию был орудием казни Климента Римского.

Рисунок 5. Смерть св. Климента Римского и обретение его мощей, с русской иконы XVIII века.

Благочестивые паломники вместе со своей драгоценной находкой отправились в обратный путь. Когда корабль приближался к Херсонесу, они увидели огромную толпу народа у западных городских ворот со светильниками и свечами. Во главе процессии находился городской стратиг Никифор со своими приближенными.

Он вышел на встречу мощам, облобызал раку и просил епископа поставить ее на время на специально сооруженный столп, дабы она была доступна для обозрения всем херсонеситам. Архиерей совершил благодарственный молебен, а Константин Философ прочитал торжественную речь на обретение мощей Святого Климента Римского.

Толпа все росла, встречать мощи вышли все христиане города, и процессия столкнулась с неожиданной проблемой. Из-за большого количества народа невозможно было продолжать движение. Шедший во главе молодой стратиг Никифор в силу неопытности не смог организовать городскую стражу так, чтобы она обеспечила проход в толпе.

В связи с этим мощи изначально были доставлены в загородный храм Святого Созонта. Затем, когда стало уже совсем темно, и народ начал расходиться по домам, их перенесли в храм Святого Леонтия у западной оборонительный стены, где и оставили на ночь.

Рисунок 6. План западных кварталов Херсонеса, храм Святого Леонтия (42).

На следующее утром, затемно начался крестный ход с мощами по всему городу, в котором приняло участие множество херсонеситов. После его, их доставили в кафедральный собор (Уваровскую базилику), где была отслужена Божественная литургия.

Херсонес. Рим. Киев

Дальнейшая судьба мощей Святого Климента позволяет нам несколько под иным углом зрения взглянуть на историю их обретения. Голова Святого осталась Херсонесе, в кафедральном Соборе города. Оставшиеся частицы забрал с собой Константин Философ, который вернулся в Константинополь.

Показательно, что солунские братья не афишировали в византийской столице, что являются обладателями мощей столь почитаемого Святого (15) и не спешили передать их в один из константинопольских храмов.

В 862 или 863 году Кирилл и Мефодий направились в Моравию, где находились несколько лет, занимаясь переводом на славянский язык богослужебных текстов. В распоряжении миссии находились мощи Климента Римского, обретенные братьями во время пребывания в Херсонесе.

Моравия, населенная славянами, находилась в церковной юрисдикции Римского папы. В католической церкви богослужение велось на латыни, и попытки его перевода на славянский язык, предпринятые Кириллом и Мефодием, вызвали со стороны германских клириков многочисленные протесты и апелляции к авторитету Рима. В результате святым братьям пришлось направиться в апостольскую столицу, куда они прибыли весной 868 года. С собой они привезли мощи Святого Климента, которые передали римскому папе Адриану II, объяснив что их миссия находится под покровительством папы-мученика. Климент как непосредственный ученик апостола Петра был очень почитаем в Риме, и неожиданное обретение его мощей в глазах римского первосвященника автоматически освящало просветительскую деятельность солунских братьев, включая изобретение ими славянской азбуки и перевод на церковнославянский язык книг Священного писания.

Рисунок 7. Встреча мощей св. Климента в Италии. Базилика св. Климента ок. 1080 года.

Инициатива, которая на первый взгляд могла показаться еретической (многие иерархи того времени считали, что богослужение может вестись только на двух языках – греческом и латыни) приобрела посредством мощей свт. Климента характер божественного откровения. (16).

Папа Адриан II освятил «славянские книги», рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

Рисунок 8. Святые Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска. Охрид. Македония.

Однако было ли их обретение случайностью? Те немногочисленны факты, которые известны нам о Константине Философе, характеризуют его как целеустремленного человека, замечательного филолога и полиглота, образованного философа, который всю свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 42 лет, приняв схиму под именем Кирилла), посвятил служению одной идее. Некоторые исследователи предполагают, что работу по созданию славянской азбуки он начал с братом Мефодием еще во время пребывания на Олимпе в 857-860 годах. (17).

Если это действительно так, то тогда и все дальнейшие события складываются в одну цепочку. Отправка с дипломатической миссией Хазарию через Крым могла натолкнуть Константина на мысль о поиске мощей Климента Римского для получения небесного покровительства своей миссии. Отсюда становится понятным его желание найти могилу папы-мученика во что бы то ни стало. После возвращения в Константинополь братья вплотную приступили к созданию славянского алфавита. Неслучайно об их деятельности в 861-63 гг. почти ничего неизвестно. Затем отправились в Моравию, так как осуществить план на территории, входящей в состав Византийской империи, представлялось нереальным. Кульминацией же миссии стала поездка в Рим и официальное признание славянского богослужебного языка как Боговдохновенного, чему в немалой степени помогли мощи св. Климента.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.

Когда князь Владимир захватил Херсонес, где принял крещение, в числе взятых в Киев христианских святынь были голова Святого Климента и тело его ученика Фива. Их положили в особую раку в храме Богородицы, в котором служило корсунское духовенство. По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. (18). И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Андрей Васильев, председатель «Общества Святого Феодора Гавраса»

(1) Виноградов А. Миновала уже пора языческого безумия. Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. – М: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2010. – с.160.

(2) Спиридонов Д. С. К вопросу о мучении Св. Климента, Папы римского в Крыму // ИТУАК. – 1909. – № 43. – C. 115–124.

(3) Франко I. Святий Климент у Корсуні //Зібрання творів в 50 томах. – т.34. – К.: «Наукова думка», 1981. – с.146.

(4) Невоструев К.И. Херсонские святители//ЗООИД. – 1875. – т 11. – с 168.

(5). Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с. 1283-1289.

(6) Маркевич А.И. Островок в Казачьей бухте как предполагаемое место кончины св. Климента, папы римского. // ИТУАК. - 1909.- №43.

(7) Сорочан С.В. Указ соч. – с.1433, прим 923 и далее с.1439, прим.960.

(8) Уханова Е. В. Обретение мощей в визатийской церкви: По материалам Слова Константина Философа на обретение мощей св. Климента Римского//. - Византийский временник, №84 (2000). - с.132-148

(9). Сорочан С.В. Указ.соч. – с. 1418, прим. 858. О тайном вывозе мощей см. там же – с.1475-76, прим. 1153

(10) Письмо Анастасия библиотекоря епископу Гаудериху// Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с.1437.

(11) Там же. – с.1439.

(12). Сорочан С.В. Указ.соч. – с. 1444, прим.905.

(13) Слова на перенесение мощей преславного Климента// Сорочан С.Б. Византийский Херсон. - Ч.2. – Харьков, 2005. - с.1457-1475.

(14) Ю.К.Бегунов. Св. Климент Римский в славянской традиции: Некоторые итоги и перспективы исследования// Clementiana Nordica: Почитание Св. Климента Римского на севере христианского мира. -Спб.: Византинороссика, 2006. -с.5.

(15) Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994.- с.14.

(16) Хабаргаев Г.А. Указ.соч. – с.55.

(17) Хабаргаев Г.А. Указ.соч. – с.71

(18) Ю.К.Бегунов. Указ. соч. -с.10-11.

Ища связи Русского Севера и Русского Юга, с удивлением узнаешь, что одна из связей, соединяющих Север и Юг Руси, — это почитание святого Климента, проповедовавшего в Крыму.

Святой Климент родился в 30-х годах первого века в Риме, был апостолом от семидесяти и епископом Рима. Его почитают в православии как одного из первых христианских проповедников в Северном Причерноморье. С его именем связан Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь в Крыму, расположенный рядом с городом-героем Севастополем на месте старых каменоломен. В те места Святой Климент был сослан императором Траяном за проповедь христианства. Он продолжил проповедь там, и был убит близ Херсонеса по тайному приказу императора в 101 году.

Епископ Рима

Святой Климент был рукоположен в епископы святым Петром. А в 91 году, после смерти епископа Анаклета, он возглавил Римскую церковь и прославился своей жизнью, посвященной Христу, благодеяними и исцелениями. Во время очередных гонений на христиан в Римской империи, он отказался принести жертву языческим богам, и был отправлен на каторжные работы в каменоломни около расположенного на краю империи города Херсонеса Таврического (его развалины находятся в центре города Севастополя). Считается, что это были Инкерманские каменоломни. Там святой Климент окормлял и утешал большое количество осуждённых христиан.

В ккменоломнях не было пресной воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства, однако, по молитве св. Климента Господь открыл водный источник. Слух об этом чуде распространился по всему полуострову, и многие местные жители стали приходить креститься к святому.

Благодаря подвижничеству святого Климента, количество христиан значительно увеличилось, а языческие идолы были разбиты. В ответ на это, император Траян отправил в Херсонес специального посланника для наведения порядка, который приказал привязать св. Климента к якорю и утопить в море. Позже, по молитвам учеников святого и остальных людей, море отступило и были обретены мощи священномученика.

Святой Климент на Руси

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский почитается и православной, и католической церквями. Святой широко почитался на Руси, ему посвящены храмы в Москве (Церковь Климента, папы Римского), Торжке и других местах. Это связано с тем, что мощи св. Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называ ет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого вместе с мраморным саркофагом были перенесены в Киев и помещены в Десятинной церкви.

Распространившись на Руси, традиция почитания святого Климента на Русском Севере шла из Новгорода, где в ΧΙΙ веке стоял храм, посвящённый святому. Почитание святого Климениа распространилось и в подчиненных Новгороду землях. Житие священномученика, связанное с морем, было близко поморам, живущих морской стихией.

Инкерманский монастырь

Основные помещения Инкерманского монастыря высечены в обрыве Монастырской скалы, наверху которой, на плато сохранились руины крепости четвертого века Каламита. Время основания монастыря ясно не определено: от VIII-IX до XIV-XV веков.

Кажется, история тут в самих скалах, сжатое в камень время. Огромная стена, в которой открываются пещеры, в которых жили монахи, поражает. Помещения, вырубленные в скале, балкончики и окна. Напротив, вдалеке через долину реки — тоже скалы, а дальше открывается Инкерманская бухта, где река Черная впадает в море. Это место завораживает своим масштабом и красотой.

Возле монастыря находился тот самый источник, по преданию открытый святым Климентом для облегчения участи каторжан. В 1970-х источник пересох (возможно, в связи с проводившимися строительными работами), а его вода постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

В 1475 году крепость Каламита (развалины которой находятся на плато Монастырской скалы) была захвачена турками и переименована в Инкерман, монастырь угас, и только в 1850 году был возрожден. С 1920 г. храмы обители становятся приходскими, а к 1931 г. закрываются. Во время Великой Отечественной войны тут размещался штаб героической 25-й Чапаевской дивизии, погибшей в июле 1942 года (знамёна дивизии утопили в Чёрном море). В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

Крым — место множества ратных подвигов наших воинов, Севастополь — город русской воинской славы, а тут, на Инкерманских высотах, подвиг ратный и духовный проявились в одном месте.

В 1991 году трудами настоятеля архимандрита Августина, братии и мирян началось возрождение монастыря, восстановлены храмы и келейные корпуса. Главная святыня обители — часть мощей Небесного покровителя монастыря апостола от 70-ти, святаго священномученика Климента, папы Римского. Также в обители имеются частицы святых мощей: вмч. Георгия Победоносца, свт. Мартина исповедника, папы Римского, великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых.

В Климентовский монастырь в Инкермане можно попасть из Севастополя общественным транспортом, например, от остановки «5-й километр», откуда отходят автобусы от Севастополя в разные части Крыма.

Свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент - апо-стол от 70-ти, чет-вер-тый епи-скоп (па-па) Ри-ма ро-дил-ся в очень знат-ной се-мье, со-сто-яв-шей в род-стве с им-пе-ра-тор-ской фа-ми-ли-ей. Бу-дучи раз-лу-чен в мла-ден-че-стве с ро-ди-те-ля-ми и бра-тья-ми, он вы-рос сре-ди чу-жих лю-дей. Как и все знат-ные рим-ские юно-ши, Кли-мент по-лу-чил бле-стя-щее об-ра-зо-ва-ние, но свет-ские на-у-ки его не увле-ка-ли. Ед-ва став со-вер-шен-но-лет-ним, он по-ки-да-ет В Свя-тую Зем-лю, в Па-ле-сти-ну, где жил и стра-дал Хри-стос и про-по-ве-ду-ют его апо-сто-лы - вот ку-да вле-чет юно-го Кли-мен-та.

При-е-хав в Алек-сан-дрию, он слу-ша-ет про-по-ве-ди уче-но-го бла-го-вест-ни-ка и ста-но-вит-ся го-ря-чим при-вер-жен-цем но-во-го уче-ния. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни Кли-мент в сво-их стран-ство-ва-ни-ях встре-ча-ет апо-сто-ла , при-ни-ма-ет от него Свя-тое Кре-ще-ние, ста-но-вит-ся од-ним из его бли-жай-ших уче-ни-ков (). Еван-гель-ская про-по-ведь по-мог-ла Кли-мен-ту чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-сти свою се-мью, ко-то-рую он счи-тал по-гиб-шей: сре-ди уче-ни-ков пер-во-вер-хов-но-го апо-сто-ла ока-зы-ва-ют-ся два его бра-та-близ-не-ца, чуть поз-же он на-хо-дит ро-ди-те-лей. На-до ли го-во-рить, что вся се-мья по-сле это-го при-ня-ла хри-сти-ан-ство и ста-ла про-по-ве-до-вать спа-си-тель-ное уче-ние.

Неза-дол-го до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны апо-стол Петр ру-ко-по-ла-га-ет Кли-мен-та во епи-ско-па. По-сле смер-ти св. Пет-ра, и св. , с 92 по 101 год Рим-ским епи-ско-пом яв-ля-ет-ся апо-стол Кли-мент. Доб-ро-де-тель-ная жизнь и свя-ти-тель-ский по-двиг Кли-мен-та яв-ля-ли бла-го-твор-ный при-мер для гор-дых рим-ских граж-дан, мно-гие из ко-то-рых ста-ли по-сле-до-ва-те-ля-ми Хри-ста. Жи-тие сщ-мч. со-хра-ни-ло нам при-мер то-го, как од-на-жды на празд-ник Пас-хи по-сле про-по-ве-ди апо-сто-ла кре-сти-лось сра-зу 424 че-ло-ве-ка, сре-ди ко-то-рых бы-ли пред-ста-ви-те-ли всех рим-ских со-сло-вий - от ра-бов до чле-нов им-пе-ра-тор-ской се-мьи.

Обес-по-ко-ен-ные успе-ха-ми хри-сти-ан-ско-го иерар-ха, языч-ни-ки до-нес-ли о нем им-пе-ра-то-ру Тра-я-ну, об-ви-нив свя-ти-те-ля в неува-же-нии к рим-ским бо-гам. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор ве-лит из-гнать Кли-мен-та из сто-ли-цы, при-го-во-рив его к ссыл-ке. Мно-гие из уче-ни-ков апо-сто-ла по-сле-до-ва-ли за ним в Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни, на-хо-дя-щи-е-ся неда-ле-ко от Хер-со-не-са Та-ври-че-ско-го, пред-по-чи-тая доб-ро-воль-ную ссыл-ку раз-лу-ке с ду-хов-ным от-цом.

Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни бы-ли тра-ди-ци-он-ным ме-стом ссыл-ки хри-сти-ан. Нелег-кая жизнь по-движ-ни-ков бы-ла осо-бен-но тя-же-ла из-за от-сут-ствия пи-тье-вой во-ды. По мо-лит-ве свя-ти-те-ля Кли-мен-та Ан-гел Гос-по-день, явив-ший-ся в ви-де Агн-ца, ука-зы-ва-ет ме-сто ис-точ-ни-ка. Это чу-до при-влек-ло к свя-ти-те-лю Кли-мен-ту мно-же-ство лю-дей. Слу-шая рев-ност-но-го про-по-вед-ни-ка, сот-ни языч-ни-ков об-ра-ща-лись ко Хри-сту. Каж-дый день кре-сти-лось по пять-сот и бо-лее че-ло-век. Там же, в ка-ме-но-лом-нях, был вы-руб-лен храм, в ко-то-ром он про-по-ве-до-вал. В 101 го-ду свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент был умерщ-влен по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра; его уто-пи-ли, бро-сив в мо-ре с гру-зом на шее. Кли-мент про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми, че-ре-да ко-то-рых не пре-кра-ти-лась и по-сле его кон-чи-ны. По мо-лит-вам его вер-ных уче-ни-ков - Кор-ни-лия и Фивы и все-го хри-сти-ан-ско-го на-се-ле-ния Хер-со-не-са мо-ре ото-шло, и они на-шли на дне, в неру-ко-твор-ной "Ан-гель-ской" церк-ви нетлен-ное те-ло сво-е-го учи-те-ля. По-сле это-го каж-дый год в день му-че-ни-че-ской кон-чи-ны Кли-мен-та мо-ре от-сту-па-ло и в те-че-ние се-ми дней лю-ди мо-ли-лись у мо-щей пра-вед-ни-ка.

Так бы-ло до на-ча-ла IX ве-ка. В это вре-мя мо-щи ста-ли недо-ступ-ны, мо-ре не от-сту-па-ло. В на-ча-ле 60-х го-дов IX ве-ка мо-щи чу-дес-ным об-ра-зом по-яви-лись на по-верх-но-сти мо-ря, это-му пред-ше-ство-ва-ла со-бор-ная мо-лит-ва Хер-со-нес-ско-го ду-хо-вен-ства и при-шед-ших в го-род уче-ных про-по-вед-ни-ков - и его бра-та . Кон-стан-тин-фило-соф счи-тал, что сщ-мч. Кли-мент по-кро-ви-тель-ству-ет его мис-си-о-нер-ской де-я-тель-но-сти и де-лу про-све-ще-ния сла-вян-ских на-ро-дов. Как по-ка-за-ло вре-мя, это дей-стви-тель-но бы-ло так. Ко-гда через несколь-ко лет бра-тья при-нес-ли к пап-ско-му пре-сто-лу пе-ре-ве-ден-ные на сла-вян-ский язык и на-пи-сан-ные сла-вян-ски-ми пись-ме-на-ми бо-го-слу-жеб-ные кни-ги, на-встре-чу им вы-шел сам па-па Адри-ан, узнав о том, что они при-нес-ли в Рим мо-щи их свя-то-го со-оте-че-ствен-ни-ка - апо-сто-ла Кли-мен-та. Во мно-гом бла-го-да-ря при-не-сен-ным мо-щам мис-сия мо-рав-ских бра-тьев за-кон-чи-лась удач-но: сла-вян-ские кни-ги бы-ли освя-ще-ны па-пой, и в свя-том го-ро-де впер-вые на бо-го-слу-же-нии на-ря-ду с ла-ты-нью за-зву-ча-ла сла-вян-ская мо-лит-ва. Это бы-ло рав-но-силь-но чу-ду! В За-пад-ной церк-ви в ту по-ру бы-ла рас-про-стра-не-на так на-зы-ва-е-мая "трехъ-языч-ная" ересь, ко-гда толь-ко три язы-ка счи-та-лись бо-го-слу-жеб-ны-ми: древ-не-ев-рей-ский, гре-че-ский и ла-тынь. Кон-стан-тин, при-дя в Рим, по-стриг-ся в мо-на-хи, при-няв имя Ки-рилл, и вско-ре умер. Па-мя-туя о за-слу-гах про-све-ти-те-ля пе-ред пре-сто-лом св. Пет-ра, его по на-сто-я-нию па-пы Адри-а-на хо-ро-нят в церк-ви св. Кли-мен-та.

Кре-стив-шись в Хер-со-не-се, князь пе-ре-но-сит часть мо-щей сщ-мч. Кли-мен-та (го-ло-ву) и мо-щи , его уче-ни-ка, с со-бой в Ки-ев, по-ло-жив их в Де-ся-тин-ной церк-ви в при-де-ле во имя сщ-мч. Кли-мен-та. Та-ким об-ра-зом, мо-щи сщ-мч. Кли-мен-та бы-ли пер-вой хри-сти-ан-ской свя-ты-ней, по-явив-шей-ся на Ру-си. Этим-то и бы-ла вы-зва-на его ис-клю-чи-тель-ная по-пуляр-ность на рус-ской зем-ле.

С на-ча-лом про-цес-са ка-но-ни-за-ции соб-ствен-но рус-ских свя-тых си-ту-а-ция из-ме-ни-лась: наи-бо-лее по-чи-та-е-мы-ми ста-но-вят-ся рус-ские по-движ-ни-ки и му-че-ни-ки.

По-сле за-кры-тия в 1935 го-ду Кли-мен-тов-ско-го хра-ма там раз-ме-щен фили-ал Рос-сий-ской го-судар-ствен-ной биб-лио-те-ки, что, на-вер-ное, то-же мож-но счи-тать не слу-чай-ным сов-па-де-ни-ем. По-кро-ви-тель-ству-ю-щий сла-вян-ской книж-но-сти Кли-мент со-хра-нил под сво-да-ми сво-е-го хра-ма цер-ков-ные кни-ги из мо-на-стыр-ских и част-ных со-бра-ний. Го-ды ли-хо-ле-тья не на-нес-ли су-ще-ствен-но-го вре-да зда-нию хра-ма и ико-но-ста-сам, со-хра-нен-ным за-бо-та-ми со-труд-ни-ков биб-лио-те-ки.


Поводом к написанию Послания к коринфянам были разделения и споры, возникшие в коринфской церкви. Еще во времена апостолов, как видно из 1-го Послания ап. Павла к коринфянам, в этой церкви появилось ложное направление некоторых членов ее, превозносившихся своею мудростью, слишком высоко ценивших чрезвычайные дарования духовные и внешние подвиги благочестия в ущерб истинной христианской любви и святости...

Папа Климент I (Климент Римский), является первым из преемников св. Петра и первым из «апостольских отцов». Его память отмечается 23 ноября у католиков, и 25 ноября у православных.

Климент Римский был одним из Отцов Церкви, которые жили и служили в конце апостольской эпохи ближе к концу первого века. Отцы Церкви распространяли Евангелие, защищали Христианскую Церковь в апологетической письменности и воевали против многочисленных ересей.

Известно, что Клименту Римскому принадлежит Послание к Церкви в Коринфе. Это послание иногда именуется Первым посланием к Коринфянам Климента I. Существует и Второе Послание, но многие ставят под сомнение его подлинность.

Много других богословских произведений спорно или ошибочно также приписывают Папе Клименту Римскому.

Четвертый Папа Римский.

Св. Климент Римский был третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, - является четвертым Папой Римским. Его служения в качестве Папы, скорее всего длилось с 92 по 101 гг. Его предшественниками являются Лайнус / Лин и Клетус / Клет.

По словам Тертуллиана, Климент Римский был рукоположен святым Петром. Св. Иероним утверждал, что Климент был непосредственным преемником Апостола Петра. Климент был четвертым Папой Римским.

Ориген отождествляет Папу Климента I с товарищем-соратником Павла, который упоминается в .

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.

Однако, не подтвердить, не опровергнуть эту версию нет возможности. Убедительных доказательств того, что Климент Римский был лично знаком хотя бы с одним из апостолов нет.

Некоторые также отождествляют Климента Римского с консулом Флавием Климентом, который был убит своим двоюродным братом в конце своего консульства, однако, это ошибочное мнение. Маловероятно, что Климент Римский был членом императорской семьи. Постоянное использование цитат из Ветхого Завета в богословском творчестве свидетельствует о том, что Климент Римский, вероятно, он был еврейского происхождения.

Также весьма вероятно, что он был вольноотпущенником или сыном вольноотпущенника. Его семья могла проживать в Риме.

Мученичество Климента Римского.

О жизни и смерти Святого Климента Римского точно ничего не известно. О его биографии мы узнаем в основном из апокрифических текстов.

Около 110 года Климент Римский был приговорен к мученической смерти императором Траяном. Еще до этого он был изгнан в Крым, но с успехом проповедовал там. Согласно историческим данным, благодаря его деятельности более 2000 человек, живущих на территории Крыма стали христианами, было построено более 75 церквей. Траян приказал привязать Климента Римского к якорю и бросить в море.

Послание к Коринфянам Климента Римского

Письмо Папы Климента к Коринфянам было написано около 80 г. Послание написано на греческом языке. Мотивацией к написанию Послания Коринфянам стал внутренний спор в Коринфской церкви относительно церковного руководства. Климент призывает их практиковать смирение и смотреть на Иисуса и его апостолов в качестве примера. В письме содержится призыв к покаянию и призыв к святости. Письмо Климента ссылается на несколько Библейских текстов, в том числе на книги Бытие, Послание к Римлянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам. Присутствуют здесь также и цитаты из Евангелий от Матфея и от Луки.

Стиль Послания Климента Римского искренний и простой, а иногда и весьма красноречив. Цитаты из Ветхого Завета в тексте – длинные и многочисленные. Послание не подписано, однако сами коринфяне называли текст «Посланием, которое мы получили от епископа Климента», поэтому авторство под сомнение не ставится.

Кроме того, в Послание к Коринфянам Климента Римского можно найти одну из самых ранних святоотеческих ссылок на библейское учение об оправдании через веру. Послание Папы Климента является важным свидетелем раннего христианского понимания Церкви.

Изучение богословского творчества Отцов Церкви может быть познавательно и поучительно, и творчество Климента Римского, несомненно, заслуживает нашего внимания.

Известно, что Климент Римский был весьма почитаемой фигурой. В его память в Риме была воздвигнута базилика.

Священномученик Климент Римский широко почитался в Древней Руси. В Православии он считается одним из первых христианских проповедников.