Главная · Сети · Живой язык символов жанра "ванитас". Сны о чем–то большем Натюрморт в мясной лавке

Живой язык символов жанра "ванитас". Сны о чем–то большем Натюрморт в мясной лавке

И несколько его офортов. В первую очередь, посетителям нужно показать портреты старика и старушки. Образы стариков очень проникновенны, они передают не столько внешнюю красоту, уже давно ушедшую. Их внешняя привлекательность осталась в прошлом. Мастер с удивительным талантом показывает, насколько богата внутренняя жизнь его героев, их внутренний мир.

Рембрандт “Портрет пожилой женщины” Рембрандт “Потрет старика”

Одним из блестящих шедевров музея является полотно .

Сюжет повествует об истории иудейской девушки по имени Эсфирь. Она становится женой восточного деспота, царя Артаксеркса, который не знает о её происхождении. Когда первый министр Артакеркса, Аман, готовит тайный приказ об истреблении всех иудеев, узнавшая о его жестоком замысле Эсфирь берёт с мужа клятву, что он будет бороться со всеми её врагами и врагами её народа. Узнав о тайном заговоре Амана, Артаксеркс велит казнить его. Царь следует данной им клятве и встает на сторону супруги. На полотне изображён некий пир, на котором выясняются все подробности тайного замысла Амана. В центре сидит Артаксеркс, рядом с ним – Эсфирь. На противоположной стороне – Аман. При помощи света и композиции Рембрандт показывает, кто окажется победителем в этом противостоянии. Фигура Эсфири ярко освещена, она не просто светится, а вся сияет, блистает. Фигура Амана оказывается в тени и сразу становится ясным, что победительницей в споре выйдет именно Эсфирь.

Подробно о полотнах Рембрандта рассказано в серии публикаций:


Зал 11. Искусство Голландии XVII века

Методический совет: после , где экспонируется , показывать сразу зал № 11. Зал Рембрандта – проходной, чтобы продолжать экскурсию, через этот зал придётся пройти дважды. В том случае, когда работы Рембрандта показывают на выходе, контраст будет ярче и впечатление окажется сильнее. Получается так, что вы показываете огромные картины фламандских художников, а потом заходите в зал № 11 с небольшими и тёмными картинами голландских мастеров в скромных рамах. Поэтому, целесообразно пройти сразу в зал , а на возврате показать .

Всё голландское искусство того времени связано с протестантским сознанием XVII века. Художники изображали горожан, бюргеров, даже ремесленников, купцов, у которых скромные, но уютные жилища и которые украшают свои дома такими же небольшими, скромными картинами. В Голландии в это время полотна создаются отнюдь не по заказу церкви или аристократии, как во Фландрии. Это совсем другой социальный заказ. И картины совершенно иные. В будние дни такие картины закрывали шторками, чтобы их не засиживали мухи, не садилась пыль. Когда наступал праздник, приходили гости или просто хотелось посмотреть на картину, шторки открывали, а потом, непременно, закрывали вновь. Поэтому художники писали очень маленькие, уютные картины. Не случайно живописцев, создававших такие образы, называют .

Есть разные версии происхождения этого термина в искусстве и все они отчасти верны. С одной стороны, эти художники менее известны, чем Франс Халс и Рембрандт – великие голландцы, то есть все остальные – малые по сравнению с ними. С другой стороны, эти камерные работы отличаются малым форматом, скромным сюжетом, бытовыми образами, всегда взятыми из жизни. То есть малые – не великие, малые – по малому размеру полотен, малые – потому что сюжет картин был не героический, а бытовой, камерный.

Натюрморты. Искусство Голландии XVII века

Очень популярны были натюрморты. Картины голландских мастеров невероятно живоподобны. Голландская живопись XVII века – это уже начало реализма в живописи. Натюрморты удивительно реальны, но они гораздо скромнее, естественнее, чем у фламандцев. “Малые голландцы” пишут не изобилие даров моря или плодов земли, а так называемые «завтраки», изображающие несколько скромных, будто даже забытых вещей. Не случайно на их картинах удивительное ощущение тихой жизни предметов. По-голландски это «стил ливен», натюрморт – это французское название. В северно-европейских языках это название переводится не как мёртвая природа, а как тихая жизнь.

Питер Клас “Завтрак” Геррит Виллемс Хеда “Ветчина и серебряная посуда”

Пейзажи. Искусство Голландии XVII века

В нижнем ряду мы видим пейзажи и опять же они не огромные и монументальные, а маленькие, которые изображают реальные задворки какой-то голландской деревни. В коллекции представлена работа Яна Йозефса ван Гойена “Вид реки Ваал у Неймегена”.

Ян Йозефс ван Гойен “Вид реки Ваал у Неймегена”

Крепость Неймеген сыграла очень большую роль в национально-освободительной борьбе. Но мы видим не город-герой, а маленькую крепость на берегу реки. Главными героями здесь становятся коровы, которые пришли на берег реки напиться воды и рыбаки, тянущие сети.

Наше внимание привлекает бочка, плывущая по реке. Это тихий, мирный, уютный мир, мир привычный, мир, который мастера видели ежедневно, мир повседневной обыденности. Но гениальность голландских живописцев XVII века заключается в том, что они сумели за этой обыденностью увидеть красоту. Для этого не надо идти на край света, и искать эффектные горы и закаты, а нужно просто выглянуть в окно и сказать: «Ох, как красиво!» и передать это на своём полотне.

Голландцы также стали одними из основоположников бытового жанра. Собственно, окончательное разделение живописи на жанры произошло в Голландии в XVII веке, где был очень популярен именно бытовой жанр.
Картин бытового жанра у нас достаточно много, следует обратить внимание на три вещи.

Бытовой жанр. Искусство Голландии XVII века

Одна из картин – «Крестьянская свадьба» Яна Стена. Сюжет этой картины очень интересен.

Ян Хавикс Стен “Крестьянская свадьба”

Видно, что все гости жениха и невесты как-то очень странно смеются, а мальчик с ехидной улыбкой показывает на живот невесты. Немолодому солидному жениху подсунули молодую, но беременную невесту. Он ещё об этом не знает и здесь его, блудливо посмеиваясь, зовут в супружескую спальню. Это правая часть композиции. В левой части изображено, как девушка беседует со священником, мать кормит дитя, девочка играет с собачкой. Собачка – символ верности. С одной стороны показано, как делать не нужно, а с другой стороны – как должно поступать, на картине ясно приведён пример дурного и хорошего поведения.

Бытовой жанр. Нравоучения.

Голландская живопись XVII века была невероятно нравоучительной. И то, что нам иногда кажется почти развратной сценой, на самом деле является примером того, как не следует вести себя или, наоборот, указанием на то, как делать нужно. Например, в картине Терборха изображён бокал вина. Мы видим девушку, которую юноша угощает вином и она уже готова это вино выпить. На самом деле вино – это символ распущенности, а в данном случае – это символ свободной любви. Если мужчина предлагает девушке бокал вина, а она этот бокал вина принимает, то, очевидно, что она примет и все прочие его предложения.
Герард Герардс Терборх “Сцена в кабачке”

Более сдержанная сцена – это сцена с попугаем. На самом деле попугай – это символ праздности и глупости. Здесь девушка, вместо того, чтобы заниматься шитьём, подумывает о другом, не столь целомудренном занятии. Мы видим, что она закрыла свою шкатулку для рукоделия, а попугая выпустила из клетки, то есть она выпустила из клетки свою праздность и глупость.
Габриэл Метсю “Девушка за работой”

Больной старик. Искусство Голландии XVII века

И, наконец, сцена в углу, картина – «Больной старик». В советские времена здесь лили слёзы, оплакивая грустную старость этого старика, которому молодая дочь суёт сухие кости вместо еды.

На самом деле, здесь совершенно иной сюжет. Дело происходит в публичном доме, куда пришёл этот старик. Сводня, написанная в центре, предлагает ему молодую девушку. Девушка ему отвечает: «Пожалуйста, всё за ваши деньги». В руке у старика кошелёк с деньгами. Однако сухие кости как бы говорят, что старый сластолюбец уже сам, как высохшая кость, и его затея не стоит выеденного яйца. Это подчёркивают разбросанные по полу пустые выеденные скорлупки.

А на заднем плане полотна изображена прямо противоположная картина. Там видны молодые мужчины и женщины, у которых в тарелке-сетке лежат целые яйца. Здесь речь идёт о том, что торговля идёт полным ходом и всё будет успешно.

Немаловажно и то, что все свечи и лампы погасли, а на стене висит картина. Если на голландском полотне изображается ещё одна картина, то она служит неким ключом к толкованию сюжета. Картина на стене изображает ветхозаветный сюжет «Сусанна и старцы».
Ян Хавикс Стен “Больной старик”

История повествует о том, как старики домогались Сусанны, а когда девушка им отказала, то они попытались её оклеветать, сказав, что это она их соблазняла. В религиозном иудейском государстве Сусанну за это полагалось побить камнями. Но мудрый судья догадался допросить стариков по отдельности и оказалось, что в деталях их показания не совпадают. Тогда он понял, что старики обманывают суд и их наказали. В данном случае, это прямое указание на то, что за своё недостойное поведение этот старик тоже будет наказан и, судя по всему, скоро, потому что погасшие светильники в голландской живописи означают смерть.

Vanitas. (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! »).

Атрибуты Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
    Ян Госсарта, Череп. дерево. 1517. Лувр, Париж


    Bartholomaus Bruyn Старший (1493-1555) Череп в нише,1530/45.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург


    Поль Сезанн: Пирамида из Черепов. 1898-1900.


    Поль Сезанн - Натюрморт с черепом (1895-1900)

  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики
    Джованна Garzoni (1600-1670) Блюдо с жасмином, сливы орехи

    Джованна Garzoni (1600-1670) Натюрморт с яблоками и ящериц

    Джованна Garzoni (1600-1670) Китайский шар с инжир, вишни и щеглы

  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености.Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
    Абрахам Миньон (1640-1679), Природа как символ Vanitas, 1665-79
    Гессе Национальный музей, Дармштадт, Германия


    Адриан ван Утрехт: Vanitas - Натюрморт с букетом и Череп (1642)

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

    ROESTRAETEN, Питер Gerritsz. Vanitas Натюрморт - XVII век
  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

    Harmen Steenwijck: Vanitas Натюрморт. 1640/50. Лондон, Национальная галерея
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
    Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650 Vanitas
    Музей изобразительных искусств в Лионе, Франция.
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

    Питер Claeszoon , Vanitas,


    Бартоломеус Брейн Старший (1493-1555): 1-я пол. XVI в.- Vanitas
    - Креллер-Мюллер музей (Оттерло - Нидерланды)


    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Финская национальная галерея

  • Кубки, игральные картыили кости, шахматы(редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

    Anoniem (Frankrijk)Vanitas . около 1650. Лувр, Париж


    Питер Moninckx: L’Amour endormi sur un crane. 17-го века.
    Музей изящных искусств Бордо, Франция


    Себастьян Stoskopff, Vanitas Натюрморт (1630)
    Художественные собрания, Kunstmuseum Базель, Швейцария


    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

    Harmen Steenwijck, Vanitas (1640)
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

    Антонио де Переда (1608-1678), Сон рыцаря.1655. Академия изящных искусств Сан-Фернандо,Мадрид
  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
    Трофима Биго, Аллегория Vanitas,1650.Galleria ди Палаццо Барберини в Риме


    Жорж де Ла Тур, Мария Магдалина, кающегося, (ок. 1640).
    Sammlung Wrightsman, Нью-Йорк

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

    Себастьян Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)Музей de l"Oeuvre Нотр-Дам
  • Нож— напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символи скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочныеи механические часы — быстротечность времени.

    Филипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа
    бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами) 2-я пол. XVII в.
    Музей Tesse Ле-Ман


    Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas - Музей изящных искусств, Saragossa

  • Музыкальные инструменты, — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
    Корнелис де Хем,Vanitas Натюрморт с музыкальными инструментами.1661.
    Государственный музей Амстердама
  • Книги и географические карты ( mappa mundi ), писчее перо — символ наук.

    Anonimo (Francia)Vanitas with Sun Dial.между 1626 и 1656. Лувр,Париж


    Питера ван Steenwyck - Vanitas


    Питер Клас. (1597/1598-1660) Натюрморт с черепом

  • Глобус, как земли, так и звездного неба.

    Антонио де Переда (1608-1678), Аллегория тщеславия. 1634.
    Художественно-исторический музей, Gemaldegalerie,Вена
  • Палитра с кистями, лавровый венок(обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
    Ян Miense Molenaer(1610-1668), Автопортрет.Художник в своей мастерской. 1650. Музей Bredius
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати.
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
    Николя Ренье (1590-1667)Аллегория бренности,1626


    Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. - Vanitas


    Питер Клас. (1597/1598-1660) - Vanitas (1628)

  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
    Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas
    Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина, Москва


    Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669

  • Короныи папские тиары, скипетры и державы, венки из листье — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

    Эверт Кольер (1630/50 -1708). Vanitas Натюрморт 1705


    Питер Боэль, Натюрморт с гробом и символы власти и богатства (1663)

  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

    Питер Клас. Vanitas натюрморт.1630.
    Королевская картинная галерея Маурицхейс, музей в Гааге
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
    Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.



Антонио де Переда (1608-1678)Джентльмен и смерть.Больница де ла Каридад, Севилья.


Джон Souch (1593 - 1645) Сэр Томас Aston, 1-й баронет (1600-1646)
у смертного ложа его жены, 1635


Галс "Франс: Молодой человек с черепом (Vanitas).1626-1628.
Национальная галерея Лондон


Антуан Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен


Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas
Натюрморт, 1684, Гонолулу Академии художеств


Эдвард Кольер (1673-1706), Автопортрет


Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas Символы, 1651


Варфоломея Гопфер(1628-1698), Меланхолия (после 1643)
Музей изобразительных искусств в Страсбурге


Хуан Вальдес Леаль, In ictu oculi.1672


Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690), Finis Mundi Gloriae


Караваджо (1571-1610) Св. Иероним, 1605-1606, Галерея Боргезе, Рим.

Современная

Jeylina Ever. Vanitas символизирующий детскую болезнь, культуру, время прохождения
и смерть. 2009 год. Развитие жанра
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Якоб де Гейн, 1603.
Над аркой изображены рельеф Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года. Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.



Бальтазар ван дер Аст (ок. 1593 - после 1656)"Корзина с фруктами",1632.
Государственный музей, Берлин
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке».
Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori . Источник

Изображенная на картине книга - перевод трагедии Софокла Электра, на голландский язык, выполненный знаменитым поэтом Йостом ван ден Вонделом (1587–1679) в 1639 году; трагедия шла на сцене в Амстердаме.

Ванитас

Работа Стрека , как и другие работы “ванитас ” содержит множество скрытых отсылок, а так же, достаточно схожий с прочими картинами аллегорический замысел, связанный с бренностью богатства, безысходности и тленности жизни, которые были популярны как в литературе, так и в живописи в 17 веке. Например, слава, должности и успешность заложена в богатый шлем. К живописи отсылает рисунок под черепом (левый нижний край). Скоротечность жизни и смерть иллюстрирует череп (присутствует на большинстве картин этого стиля). Так же популярным атрибутом “суеты” являются перья, которые занимают большую часть композиции.

Натюрморт с черепом. Неизвестный мастер.

Многие голландские живописцы вкладывали унаследованную от античности мысль о бессмертии искусства; ссылку на античность и на весь круг идей, с этим связанных, можно усмотреть в данном случае в том, что Стрек изображает именно перевод софокловой Электры (Правая часть). Однако в целом в работе Стрека преобладает иное умонастроение. Потрепанные страницы книги и загнутые края рисунка намекают на начавшуюся порчу.

Трактование

Главным ключом толкования картины остается череп с обвившимся вокруг него колосом - символом вечной жизни души во Христе (согласно словам Христа: «Я есмь хлеб жизни»). В качестве символа надежды мотив колоса, обвивающего череп (или прорастающего из черепа), фигурировал в натюрмортах многих голландских живописцев, а также в книгах эмблем (например, эмблема «Смерть начало жизни» из книги Якоба Камерариуса, изданной в 1611 году). Стрек написал еще несколько натюрмортов, где фигурируют и другие атрибуты «суеты сует». Картина, близкая по теме и набору предметов (античность символизирует бюст Сенеки), находится в Городской галерее искусств Йорка. Другой натюрморт, также с античным бюстом, шлемом, увенчанным перьями, и изданием трагедии Хоофта - в Государственном музее Мёйденслот, Мёйден. Аналогичный шлем с перьями изображен на датированном 1670 годом посмертном портрете адмирала Стелингверфа работы Лодевейка ван дер Хелста в Рейксмузеуме, Амстердам; этот портрет Э. де Йонг привлекает в качестве опорного пункта для датировки картины в галерее Йорка. Составители каталога выставки во Франкфурте датируют и московский натюрморт временем около 1670 года, в чем можно с ними согласиться.

Винсент Лауренс ван дер Винне (1629–1702).
Холст, масло. 64*49.Подпись: (малоразборчива, первые буквы сплетены) посередине вверху: “VL ouren”.

Авторство

Считалась работой неизвестного голландского мастера XVII века (на основании подписи называвшегося иногда фантастическим именем Фиренс). Данная атрибуция впервые предложена в 1962 году. Картина отчасти близка по колориту и композиции к натюрморту Винсента Лауренса ван дер Винне, хранящемуся в Музее Франса Халса, Харлем. Подписи на обеих картинах отчасти сходны (сплетенные буквы VL); остальные буквы на картине читаются как буквы имени “laurensz”, которым всегда подписывался художник. Аналогичные мотивы картины ван дер Винне хранятся в Лувре (Париж).

На картине изображен портретный рисунок; видимо, это автопортрет автора или его портрет работы другого мастера. Черты лица изображенного схожи с портретами ван дер Винне работы Лендерта ван дер Когена и Юдифи Лейстер.

Суета Сует

Предметы представляют собой атрибуты аллегорической композиции, где книги символизируют знание и мудрость, а популярный мотив бессмертия искусства читается в музыкальном инструменте и набросках. Символом земного величия и славы служит знамя (задний план). Быстротечность и бренность показывают песочные часы. Хрупкий сосуд на боку пуст подобно человеку. Центральная прозрачная сфера, по всей видимости, служит не только атрибутом мира на работе, но и отсылает к строкам, изображенным на листе, в которых содержатся слова о пустоте и лживости земной славы. Двойной автопортрет художника (отражение в сфере и рисунок) углубляет символику произведения.

Мотив автопортрета художника, отражающегося в стеклянной сфере (восходящий к автопортрету Яна ван Эйка в сферическом зеркале в Портрете четы Арнольфини), связан с идеями хрупкости, разрушения мира, внутри которого живет мастер, создается искусство; стеклянная сфера в эмблематике XVII–XVIII веков имела именно это значение хрупкости земных дел.

Еще одна деталь натюрморта может быть расшифрована как мотив «Ванитас» - изображение счетной книги, в которой подводятся итоги за день, ведется счет убывающим дням; на картине мы видим именно такую книгу продолговатой формы, помеченную типичным знаком торговой фирмы, в который должна была включаться буква «М».

Голландский натюрморт — это любование вещным миром. Даже когда на полотне изображены не роскошная снедь и кубки с вином, а символы смерти и бренности земной жизни

После долгих войн с испанскими Габсбургами Северные Нидерланды в конце XVI столетия обрели независимость (де-юре она была закреплена лишь в 1648-м). В Европе образовалась первая республика с демократической конституцией и победившим кальвинизмом. Эта политическая революция послужила причиной столь же кардинальных изменений в изобразительном искусстве. Кальвинизм осуждал всякую пышность и запрещал изображения в церквях. Если раньше художники занимались в основном украшением храмов и дворцовых интерьеров, то теперь они этих заказов лишились. Зато возник массовый спрос на станковую живопись — картины сравнительно небольшого формата, которые в бюргерских и даже крестьянских домах служили одновременно и украшением, и своего рода рассказчиком, как у нас сейчас телевизор. Живописный бум породил целую плеяду выдающихся художников: в маленькой Голландии (главной провинции Северных Нидерландов) одновременно творили два универсальных гения — Ян Вермеер и Харменс Рембрандт, изумительный портретист Франс Хальс, а вообще живописцев было более двух тысяч.

Популярными сделались пейзаж, сцены частной жизни, натюрморт, который в Голландии назывался stilleven — «тихая, застывшая жизнь». Натюрморты у «малых голландцев» (так позже стали называть голландских художников, работавших в этих «малых» жанрах) отличались удивительным тематическим разнообразием: завтраки (стол со снедью и винами), цветы — с насекомыми, улитками и ящерицами (изображенными с точностью, достойной ботанико-зоологического атласа), атрибуты курильщика — трубки, табакерки и прочее, рыбные натюрморты, охотничьи — с оружием и трофеями, ученые — с книгами, глобусами, музыкальными инструментами... Особый разряд составляли аллегорические натюрморты vanitas — «суета сует», говорящие о быстротечности жизни, тщете всего сущего и неотвратимости смерти. Название отсылает к библейскому стиху Vanitas vanitatum omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!», Еккл. 1:2). Жанр отчасти ведет свою родословную от изображений черепов и цветов, которые иногда писали на оборотах портретов художники Возрождения. Эти знаки, судя по всему, служили своего рода оберегами для живой модели, изображенной на портрете (для суеверно-магического сознания портрет — вещь опасная, поскольку он похищает душу изображенного на нем человека). Натюрморты vanitas появились около 1550 года. Самые ранние из них — почти монохромные, строгие и мрачные, обычно фронтально изображенный череп (чаще всего в нише со свечой). В XVII веке композиция их в соответствии со вкусами эпохи становится преимущественно барочной, с резкими цветовыми контрастами, нагромождением предметов — атрибутов роскоши, тщеславия и суеты, как на картине Юриана ван Стрека Vanitas vanitatis, представленной в номере. Натюрморты эти сделались модными в 1620-х годах. Особенно ими славился город учености Лейден. Сюжетная их основа восходит к средневековым аллегорическим картинам: «триумфам» и «пляскам Смерти» — на них Смерть уводит в хороводе людей всех возрастов, званий и сословий в мир иной. Только «пляшут» на vanitas не люди, а вещи. Словом, для любителя выискивать скрытые в картине коды любой голландский натюрморт — находка: даже дым от трубки там не просто дым, а символ эфемерности наших надежд.

Книга — трагедия Софокла «Электра» — в данном случае символ многозначный. Поместив ее в композицию, художник напоминает о неотвратимости воздаяния за всякое преступление не на земле, так на небе, поскольку именно этой мыслью пронизана трагедия. Античный мотив в таких натюрмортах часто символизировал преемственность искусства. На титульном листе стоит имя переводчика, знаменитого голландского поэта Йоста ван ден Вондела, произведения которого на античные и библейские сюжеты были столь злободневными, что он даже подвергся преследованиям. Вряд ли художник поместил Вондела случайно — не исключено, что, говоря о суетности мира, он решил упомянуть и о суетности власти.
Меч и шлем — эмблема преходящей воинской славы.
Белый с красным плюмаж — композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека.
Портрет сангиной . В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль.
Золотая бахрома — тщета роскоши. Эту бахрому ван Стрек написал еще раз в натюрморте с апельсинами и лимоном, который тоже выставлен в ГМИИ.

Череп — в античной культуре атрибут Кроноса (Сатурна), то есть символ времени. Колесо Фортуны также изображали с черепом. Для христиан он знак мирской тщеты, мысленного созерцания смерти, атрибут отшельнической жизни. С ним изображали святого Франциска Ассизского, святого Иеронима, Марию Магдалину, апостола Павла. Череп также символ вечной жизни Христа, распятого на Голгофе, где, по преданию, был закопан череп Адама.
Колос
, обвивающий череп, — символ бессмертия души («Я есмь хлеб жизни» — Ин. 6:48), надежды на жизнь вечную.

Стопка ветхих бумаг — тщета знаний.
Пороховой рог на цепочке — очень характерный предмет для голландского натюрморта. Здесь его, по всей видимости, следует трактовать как нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия.

Судьба полотна

Картина написана маслом на холсте довольно большого формата (98 × 84 см) около 1670 года. Князь Дмитрий Голицын приобрел ее в 1766-м для Эрмитажа на аукционе, где распродавалась коллекция французского художника Жака Аведа. В 1854-м Николай I распорядился продать ее вместе со многими другими картинами для пополнения истощенной военными расходами казны. С 1928 года натюрморт хранится в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.