Главная · Измерения · Знамя культуры. Значение символа знамени мира. Новое и старое

Знамя культуры. Значение символа знамени мира. Новое и старое

Чуть более 10 лет назад, во время операции «Буря в пустыне» в Ираке перестал существовать самый знаменитый город древности – Вавилон. Тогда же мародерами был разграблен музей искусства Двуречья в Багдаде и многие культурные ценности исчезли безвозвратно. Увы, сегодня мы имеем немало подобных примеров разрушения. Однако со времен сожжения храма Артемиды в Эфесе история знает не только геростратов, но и людей, осознающих ценность культуры и пытающихся сохранить ее наследие от уничтожения.

Новое и старое

История, как известно, не знает линейного развития – она циклична. Все, что когда-то было рождено, что достигло апогея своего развития и принесло плоды, однажды должно придти в упадок и исчезнуть, дав место новому началу. Вот только это новое начало редко когда бывает безоблачным. «Боги одной эпохи становятся демонами в другой», – говорили древние, подразумевая, что смена исторических циклов всегда вызывает смену парадигм и неизбежный конфликт старого и нового мировоззрения. Этот принцип проявляется как в больших исторических циклах, так и в малых.

Эра Рыб, например, сменившая Эру Овна, принесла христианство, новое мировоззрение, новую религию Любви. Но с каким же трудом она пробивала себе дорогу! А пробив, как яростно отрицала языческое прошлое – вплоть до физического уничтожения «еретических» трудов. Каждая Эра и каждая религия имеет свои задачи и свою ценность, новое и старое нельзя сравнивать в категориях «лучше-хуже» - они просто разные. Проблема же заключается в том, что на стыке эпох, когда один цикл сменяется другим, отрицание старого зачастую приводит к отрицанию ценностей предыдущей эпохи, вплоть до их физического уничтожения.

Так было в Древнем Египте, когда монотеисты Эхнатона погубили множество исторических памятников, пытаясь уничтожить любое упоминание о Боге Амоне. Так было в молодой Советской России, когда на волне атеистического подъема под горячую руку разрушались церкви и жглись книги. Так было и совсем недавно, когда вышедшие из состава СССР независимые государства активно «освобождались» от советского прошлого.

Повторюсь, вопрос не в сопоставлении нового и старого – их нельзя объективно сравнить. Вопрос в том, что отрицание предыдущего этапа часто приводит к уничтожению культурного наследия, значение которого невозможно оценить. И проблема как раз в том, что мало кто может оценить урон, который мы как человечество наносим сами себе, уничтожая созданное ранее.

Но, может быть, это не так страшно? Может быть, даже полезно освобождаться от груза прошлого, давая возможность созданию нового? Ведь при переезде из одного дома в другой мы с радостью освобождаемся от старых вещей, которые давно стали обузой, ненужным грузом. Может быть, не стоит так трепетно относиться к утрате древних, замшелых ценностей? Ведь будут созданы новые!

Культура и цивилизация

Пришло время определиться с некоторыми терминами. Когда говорится о совокупном наследии, которое создает человечество, обычно говорится о культуре и цивилизации. Эти понятия так тесно связаны между собой, что зачастую смешиваются, а это не совсем верно. Они действительно тесно взаимосвязаны, но эта связь сродни связи духа и материи в природе, души и тела в человеке: это две части единого целого.

Николай Рерих, известный художник и выдающийся общественный деятель, определял культуру как дух творческой деятельности человека. Цивилизацией же он называл материю этой деятельности, обустройство жизни человека во всех ее материальных и гражданских аспектах. Эти два вида деятельности неразрывно связаны между собой, но имеют разные источники возникновения и различное содержание и предназначение. Рерих писал, что «до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».

Многие выдающиеся философы считали именно культуру стержнем внутреннего формирования и духовного роста человека: культура хранит священные символы, связывающие человека с его подлинными корнями и позволяющие ему питаться от этих корней. Такая связь, бережно поддерживаемая и охраняемая, способна давать пищу для внутреннего пробуждения и духовного роста. В частности, Николай Бердяев писал: «Древнейшая из культур – культура Египта – началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Для счастливого и продуктивного развития человечества важен синтез духовного и материального, культуры и цивилизации. Когда по каким-либо причинам культурные ценности отходят на второй план, тогда начинает довлеть цивилизация, а человек лишается пищи для души. «В цивилизации, – писал Бердяев, – иссякает духовная энергия, угашается дух – источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, … а магического царства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие».

Нам с вами не нужно далеко ходить за подтверждениями этой мысли Бердяева: на наших глазах формируются поколения, лишь понаслышке знакомые с «Войной и миром», «Евгением Онегиным», произведениями Баха и Рахманинова, Нестерова и Поленова. Культурные ценности не исчезли полностью из нашей жизни, но их недостаток ощущается настолько остро, что заставляет говорить о своего рода кризисе, который мы переживаем сегодня. Суть его в том, что сегодня мы обладаем огромными возможностями и навыками (цивилизация), но все меньше понимаем, ради чего они нам даны. Именно это понимание «ради чего» и дает культура.

Таким образом, возвращаясь к вопросу о важности культурных ценностей, вольно или невольно уничтожая их, разрушая культурное наследие, мы как человечество лишаем себя корней и просто напросто затрудняем собственное дальнейшее духовное развитие.

Знамя Мира

Лучше, чем кто-либо другой, осознавая все вышесказанное, в начале прошлого столетия Николая Рерих выступил с проектом защиты мировых культурных ценностей и предложил для этого проекта специальный знак – Знамя Мира. Суть предложения заключалась в том, чтобы защитить исторические памятники и художественные и научные учреждения. Защитить от возможного разрушения в случае военных конфликтов и защитить в мирное время от уничтожения по каким-либо иным причинам.

15 апреля 1935 г. в Вашингтоне 21 американская республика подписала предложенный Рерихом Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников , который с этого момента стал называться «Пактом Рериха». Пакт Рериха как международный договор стал первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей. Символом этого договора стало Знамя Мира – три красных круга внутри красной окружности на белом фоне. Сам Рерих писал, что «предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения».

Николай Константинович в своих многочисленных статьях многократно настаивал на том, что этот символ не был придуман, а был взят как один из самых универсальных мировых символов. «Одни говорят, – пишет Рерих, – что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих».

История Пакта Рериха

Судьба «Пакта Рериха» не была простой. Будучи подписанным, он вызвал живой и неподдельный интерес у большинства деятелей культуры того времени. Рабиндранат Тагор, великий индийский поэт и общественный деятель, писал Николаю Рериху: «Я зорко следил за Вашими замечательными достижениями в области искусства и за Вашею великою гуманитарною работою во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом». Пакт был горячо поддержан выдающимися деятелями мировой науки и культуры: Ромэном Роланом, Бернардом Шоу, Альбертом Эйнштейном, Томасом Манном, Джавахарлалом Неру, Гербертом Уэллсом и многими другими

«Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха, – писал Морис Метерлинк. – Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами». Известный американский художник Леон Дабо написал: «Если нам удастся достичь того, что все народы примут это Знамя, чтобы защищать все прекрасное, дорогое, все проявленное человеческим гением, все сотворенное человеческими мыслями и руками, то это будет величайшим достижением духа и культуры за последнее тысячелетие». Увы, так не случилось.

Несмотря на то что в 1939 году правительства Бельгии, Испании, США, Греции и Нидерландов под покровительством Лиги Наций выпустили проект Декларации и проект Международной Конвенции о Защите Памятников и Произведений Искусства во время войны , все усилия сошли на нет в связи с началом Второй Мировой войны. Разрушения и мародерство, вызванные этой войной, заставили мировое сообщество уже в рамках ЮНЕСКО вернуться к вопросу о защите памятников культуры. И лишь в 1972 году была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой было введено обозначение «объект всемирного наследия» и впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия.

Таким образом, сегодня Пакт Рериха уже не существует непосредственно в том виде, в каком он был задуман создателем, но зато его цель частично достигнута. Похоже, сам Николай Константинович в каком-то смысле предполагал такой исход событий, когда писал:

«Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества. Мы, собиратели, имевшие много дела с музеями, мы знаем Голгофы бесчисленных творений искусства и науки. Никто не дерзнет сказать, что желание охранить сокровища творчества может быть излишне или не нужно. Нет, каждое углубление этого сознания приносит новые культурные возможности. Так, наше предложение откроет возможность просмотреть и каталогировать истинные сокровища и поставить их под защиту всего человечества, не только во время войны, но, усиленно подчеркиваю, и во время так называемого мира».

Знамя Мира за почти 80 лет своего существования побывало на обоих полюсах Земли и на ее высочайших вершинах, летало в космос на МКС и несколько лет официально висело в фойе Государственной Думы РФ. Во многих известных музеях и учреждениях культуры оно до сих пор вывешено как официальный флаг. Но не в формальной популярности этого символа основное значение Знамени Мира, а в том самом «стимуле Культуры», который оно вносит в сознание человека, напоминая ему о его собственных духовных корнях и важности их сохранения.

Культурные, политические, общественные деятели о значении Пакта Рериха и Знамени Мира

В строгом соблюдении народами мира этого пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов - сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте. Франклин Рузвельт, президент США

Он [Пакт Рериха] возник как род пакта между народами для сохранения памятников культуры и искусства. Многие нации приняли его. <…>…Мы договариваемся о множестве вещей и забываем об этом в пору войн и бедствий. Мы с негодованием видели в последней войне разрушение огромного количества памятников культуры вопреки всем предыдущим соглашениям. Тем не менее, остаётся как факт, что трагедия разрушения заставала врасплох великие монументы культуры прошлого. У нас в Индии имеется великое их число, и наш долг уважать их, гордиться ими и вбирать их вдохновение. Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии

Я всем сердцем одобряю идеи и идеалы профессора Рериха, связанные с Пактом по защите художественных и научных ценностей. Это благородный проект. Леопольд Стоковский, дирижёр

Прочитав Вашу статью о международном флаге, я сначала подумал, что если даже шпили Церкви Господней не стали защитой от бомбардировок в прошедшей войне, то никакая эмблема, вера или закон не защитят от крайностей военного времени. Но на самом деле это возможно, и я, конечно, всем сердцем присоединяюсь к этому движению, организатором которого является профессор Рерих. Рокуэлл Кент, живописец, скульптор, писатель

Вы в самом деле достойны высокой похвалы за этот интернациональный Пакт в защиту сокровищ искусства и науки, и я рад удобному случаю принести Вам свои поздравления. Теодор Драйзер, писатель

Знамя Мира должно получить признание всех правительств. Все должны озаботиться, чтобы это Знамя было признано и законно установлено всеми странами. Лобзанг Мингиюр Дордже, лама Тибета

На мой взгляд, Ваш проект превосходен. Вы хотите спасти от разрушений в военное время произведения искусства и такие учреждения культуры, как университеты, библиотеки, музеи, соборы и т.п. Я полагаю, что эта благородная инициатива будет должным образом оценена и полностью поддержана народами, перенёсшими ужасы войны. Следует приложить максимальные усилия для создания международного флага, который охранял бы памятники искусства от таких разрушений, которые были причинены сражающимися во время последней большой войны. Люблинский университет в Польше присоединяется к этому проекту и горячо поддерживает его. Йозеф Крушинский, ректор Люблинского католического университета

Всё человечество в долгу у Вас за этот план. Пусть Господь дарует заслуженный успех Вашему великому почину. Дж. Понграж, библиотекарь Лютеранской теологической семинарии, Венгрия

…Идея, родившаяся в русском художнике Рерихе <…> в русской обстановке, от горестных размышлений над русским небрежением нашими культурными ценностями, - идея зова к охране добрых плодов деятельности человеческого духа - приобрела вселенское значение. Зов Рериха слышен теперь по всему миру, зов энергичный, настойчивый, безнасилъный и неотвязный, - зов, который будит людей и говорит им:

Так же нельзя. Больше внимательности, больше любви, больше симпатии друг к другу. Жизнь не только борьба всех против всех, но и человеческое сотрудничество. А сотрудничество - это Культура. <…>

Каждый скромный учитель, каждый ученик, сидящий за книгой, каждый, кто думает о смыслах и целях истории, - должен спешить на звук этого рога, в который трубит Николай Константинович у подымаемых им по миру Знамён Мира. Всеволод Иванов, историк, писатель

Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права. С.Т.Коненков, скульптор

Н.К.Рерих первый поднял Знамя Мира - символ единения человечества во имя сохранения и приумножения великих ценностей Культуры, во имя созидания лучшего будущего. Эти благородные идеи сегодня особенно актуальны, так как с нарушений культурной преемственности начинается деградация общества. Д.С.Лихачёв, историк, литературовед, общественный деятель, академик РАН

Мы подняли Знамя Мира в Космос, чтобы ещё раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты. Майкл Фоэл, астронавт НАСА

Знамя Мира

"Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна". Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей, к этой истинной основе мира. И не об одних только культурных ценностях Знамя Мира трепещет. Оно трепещет о сердце человеческом, с том великом сокровище, где созидается обновленное будущее. Сердце человеческое жаждет мира, и, может быть, этот мир уже близится.

Удивительно было узнать, что сейчас Р. Ренц в серии библиотеки "Нового мира" издает в Дели брошюру, посвященную нашему Знамени Мира. Еще гремит война, а культурные деятели уже выдвигают то, к чему неизбежно вернется человечество. Никогда не знаете, какими путями продвигается идея.

Вот она обнаруживается среди издания библиотеки "Нового мира". Мы об этом не говорили. Культурная необходимость выросла сама собою нежданно, по логике несказуемой, непререкаемой. По несказуемому маршруту движется идея. Иногда книга, оставленная на перекрестке, попадает в наиболее достойные руки. Неведомы пути крылатой мысли. Мысль и победа изображались крылатыми. Иначе их и не представить.

Друзья, нам иногда казалось, что осознание истинных культурных ценностей еще не осенило смятенное человечество. Не нам судить. Наверное, добрые посевы где-то дают всходы. Мы временно не знаем их. Но полезная поросль уже крепнет.

Племя молодое на своем языке произносит священные клятвы, те самые, которыми горели и мы. Те же самые знакомые ручьи и потоки широко разнесли обрывки листов и сохранили весть для могущих принять ее.

Помню книжку о Знамени Мира, неожиданно появившуюся в Шанхае перед войною. Вот "Фламма" из Либерти-Индиана тоже несла ту же весть о Знамени Мира. Вот брошюра из Буэнос-Айреса. Вот брошюра из "Ревью" Международного права. Вот и "Маха-бодхи" в Калькутте. А сколько писем, запросов… И все это нежданное! В такой неожиданности - особая прелесть. Именно идеи не умирают.

Много "Знаменных" славных деятелей, так сказать, первого набора, к прискорбию, уже ушло, но приходят другие. Каждого из вновь приходящих хочется спросить, где и как услышал он впервые? Обычно узнаете о каких-то неожиданных путях, подчас красивых и героических. Молодые сердца пылают. Часто они стесняются обнаружить свои мечты, но отоприте приветливо, и радость войдет. Вернее, влетит, ведь она тоже крылатая.

Перелистайте литературу о Знамени Мира, о договоре охраны культурных сокровищ. Не мала эта литература - более трехсот книг, брошюр, статей на разных языках. А сколько упоминаний в других книгах, в очерках, в речах. Какие благородные, незабываемые мысли выражены в этих зовах и утверждениях. Смотрю на фото наших конференций в Брюгге и Вашингтоне. Такие собрания не проходят бесследно. "Орифламма" широко пронесена по миру. В книгохранилищах сбережены зерна оповещений. Эта весть понадобится скоро. Народы вспомнят о трудах бывших и восполнят их прочными достижениями. Идеи живут! Развернется Знамя Мира!

1944 г.

Из книги Знамя Преподобного Сергия Радонежского автора Рерих Елена Ивановна

автора

Знамя Мира Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своем сознает, что это созидательное действо пророчески выражает Новую Эру. Неуместно создаются суждения о предпочтении известному типу пуль или конвенции, определяющие, что ближе Мировому

Из книги Держава Света (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Знамя Мира (Конференция в Бельгии) В конце Калиюги тяжкие и как бы непобедимые трудности отягощают человечество. Множество будто бы неразрешимых проблем подавляют жизнь и разделяют народы, государства, общежития, семьи… Народ безнадежно старается разрешить их

Из книги Нерушимое автора Рерих Николай Константинович

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Знамя Мира. Необходимость охраны Культуры 02.09.48 Именно многие, вернее, множества не отдают себе отчета в неотложности не только принятия, но и в поднятии Знамени Мира для внедрения в сознание народа и грядущих поколений великого значения охраны Сокровищ Культуры для всей

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

Знамя индивидуализма Если закрытость второго возраста (Обезьяна) и седьмого возраста (Кабан) являлась, скорее, временным углублением в себя при общем движении вовне, то закрытость Змеи - это начало глобального процесса по окукливанию, сворачиванию пространства вокруг

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

автора Рерих Елена Ивановна

[Пакт и Знамя Культуры] Порадовались присланным сообщениям о развитии культурной деятельности общества, также и отчету, полученному от председательницы. Отчет составлен превосходно и с сердечным устремлением. Намеченный конгресс может явиться весьма полезным во многих

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Пакт и Знамя Мира] Теперь о Пакте и Знамени Мира. Неужели есть такие люди, которые, мня себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного и главного значения Пакта и Знамени Мира? Не понимают, что значение Знамени Мира прежде всего в том, что путем охраны

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Символ сокрытия Матерью Мира Своего Лика от мира] Напомню Вам, что Матерь Мира скрыла Свой Лик от человечества также и в силу космических причин. Ибо, когда Люцифер решил унизить женщину для захвата власти над человечеством, космические условия благоприятствовали такому

Из книги Нострадамус. XX век: новейшая дешифровка автора Автор неизвестен

1928 год. Старый монарх, свернувший знамя 1928 Le vieux monarque dechassй de son regne Aux Oriens son secours ira querre: Pour peur des croix ployera son enseigne, En Mytilene ira par port par terre. Центурия 3, катрен 47 Старый монарх, изгнанный из своего царства, На Востоке помощи пойдет искать: Из страха перед крестами свернет свое знамя, В

Из книги О Вечном… автора Рерих Николай Константинович

Знамя В Белом доме сегодня с участием президента Рузвельта подписывается Пакт. Над нашим байшином уже водрузилось Знамя. Во многих странах оно будет развеваться сегодня. Во многих концах мира соберутся друзья и сотрудники в торжественном общении и наметят следующие

Из книги О Вечном… автора Рерих Николай Константинович

Знамя Мира "Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна". Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей, к этой

Из книги Легенды Азии (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Знамя В Белом Доме сегодня с участием Президента Рузвельта подписывается Пакт. Над нашим байшином уже водрузилось Знамя. Во многих странах оно будет развиваться сегодня. Во многих концах мира соберутся друзья и сотрудники в торжественном общении и наметят следующие

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Знамя индивидуализма Если закрытость второго возраста (Обезьяна) и седьмого возраста (Кабан) являлась, скорее, временным углублением в себя при общем движении вовне, то закрытость Змеи – это начало глобального процесса по окукливанию, сворачиванию пространства вокруг

15 апреля 1935 года произошло чрезвычайно важное для всего мира событие — в Нью-Йорке, в присутствии президента США Рузвельта и представителей всех стран Южной Америки, был подписан Пакт Мира (Пакт Рериха) - соглашение об охране культурных ценностей во время войн и вооружённых конфликтов. Знаменательно, что этот Пакт, как и его отличительный знак - «Знамя Мира» - был предложен выдающимся русским художником, мыслителем, общественным деятелем Н.К.Рерихом (1874-1947). «Предложенное Знамя, - говорил Рерих, - имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения».

В 1954 году на Гаагской конференции Пакт Рериха подписали представители 37 государств, а в 1968 году их стало уже 59 (в том числе и Советский Союз).

Н.К.РЕРИХ

Знамя Мира

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это - прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров* . Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же - на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же - на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же - на изображениях Св. Троицы. Он же - на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же - на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же - на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространённость знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространённость этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах своё достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» - не прикасайся - не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира.**

* Члены католического духовно-рыцарского ордена, основанного около 1118 г. Упразднён в 1312 г.

** Рерих Н.К. Листы Дневника. М., 1995. Т. 2. С. 206-207.


Везде — так назвал свою статью, посвященную знаку Знамени Мира Н. К. Рерих. Действительно, знак этот, предложенный им для охранительного Знамени, необычайно широко распространен в искусстве разных времен и народов. Находя его на различных изображениях, Н.К.Рерих записывал свои наблюдения. Первый список был небольшой: «Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца... утвержденная к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года — Служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображением Святого Доминга из „Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440)».


Увиденное в Пекине пробудило еще целый ряд образов: «В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру. На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый. А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?».


В 1935 г. во время монгольской экспедиции Н. К. Рерих опять встречает знакомое изображение: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана, на старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны».


«Разглядеть» и выявить во всей полноте пространственно-временное бытование знака — задача достаточно сложная. Так же непросто «запомнить» и объединить все разнородные памятники искусства со знаком Знамени Мира какими-то семантическими взаимосвязями. Соответствующие исследования пока еще очень малочисленны. Несомненно, ученым предстоит здесь большая работа. В какой-то мере картины самого Николая Константиновича Рериха могут служить в данном случае путеводной звездой. К произведениям со знаком Знамени Мира Н. К. Рерих относил не только те, где знак изображен в своем полном завершении, но и без окаймляющей окружности, и даже тогда, когда три окружности разнесены достаточно далеко, как на иконах Святого Николая или Сергия Радонежского. Кроме того, в древнерусском искусстве встречается и слитное изображение кругов в виде трилистника, родословная которого также имеет глубокие корни.
Знак Знамени Мира появляется еще в эпоху камня. В Хакасии, в поселении Малая Сыя, датировка радиокарбоном которой составляет 34~32 тыс. лет, В. Е. Ларичев обнаружил небольшую каменную пластину. На ней аккуратно просверлено три круглых отверстия, образующих треугольную композицию. Как считает ученый, в начальный период верхнего палеолита проводились достаточно точные астрономические наблюдения и данная пластина могла использоваться для этих целей в качестве измерителя-визира. Обращает на себя внимание применение золотого сечения при изготовлении этого уникального произведения.
На донце глиняного неолитического сосуда из Триполья три круга в центре разделяют убывающий и возрастающий серп луны. Различные фазы ночного светила, перемежающиеся рядом черточек, по-видимому, говорят о счете по лунному календарю. Узор же на внешней кайме из тридцати лепестков свидетельствует о солнечном месяце.


С календарными представлениями связана серия более поздних произведений, в основе которых также лежит знак Знамени Мира. Протоиндийское «колесо времени» представляло собой окружность с шестью спицами, вероятно, по числу сезонов. Другим обозначением года был сердцеобразный символ. На датированной третьим тысячелетием до н.э. печати изображен тур — единорог, знаменующий собой год, на плече которого начертан лепесток лотоса с тремя колесами. Известен также амулет сердцеобразной формы с тремя концентрическими кругами, передающими календарную информацию.


Бляшка IV в. до н. э. из Анапы состоит из трех больших и тридцати одного малых полусфер. Последние распределены кольцами в количестве 12,13,13. Хронологический алгоритм был, надо полагать, достаточно универсальным. Левое кольцо позволяло фиксировать по месяцам земной год.
В подобной же бляшке из бронзы трансильванской группы скифо-сарматского времени три больших круга окружены двенадцатью маленькими. В сумме они составляют пятнадцать — половину месяца. Однако здесь каждый большой круг рассечен двумя дугами, вследствие чего появляется возможность прибавлять и отнимать не только целые числа, но и полуцелые. Так можно получить число 31 и число 29,5 — значение лунного синодического месяца.
Бляшки словен новгородских первой половины первого тыс. н. э. состоят только из трех полусфер, но зато каждая из них окружена манжеткой с насечками. Иногда четыре такие бляшки объединяются в одну сложную композицию с центральным отверстием.


Замечательные украшения тех же словен — лунницы — выполнены в виде серпа луны с тремя кругами в центре, каждый из которых состоит из трех маленьких полусфер. Лунницу из Старосиверского окаймляют тридцать маленьких полусфер, орнамент же из мелких точек, видимо, также содержит числовую информацию.
Удивительно, что среди некоторых венгерских находок средневекового времени встретилась сердцеобразная фигура, которая почти точно повторяет проиндийский символ года. Такую же форму имеют бляхи тюхтятской культуры в Хакасии 1Х-Х вв.


В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршан-хаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время. Круг с тремя точками, как считает Э.А.Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы. Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени и петроглифов Ангары эпохи бронзы.


А. П. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэбш в Монголии, охарактеризовал его как «три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на символ Пакта Рериха». Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н.К.Рерих «Святые камни. Монголия» (1935~ 1936) и «Монголия. Всадники» (1935-1936). Чингиз-хан на одноименной картине («Чингиз-хан (Всадник. Монголия)». 1937) имеет на груди те же три круга.


Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Н. К. Рериха «Заклятие земное» (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками — личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит человек в странной полусогнутой позе с посохом, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. А. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики. Огромная трехчашечная личина видна у Н. К. Рериха среди облаков в эскизе декорации «Великая жертва» (1910) к балету И.Стравинского «Весна Священная», а также в полотне «Путь великанов» (1910).


Для интерпретации трех соединенных кругов в петроглифах Сакачи-Аляна и горы Тэшб А. П. Окладников привлекает бытующие в Азии легенды, где говорится о трех солнцах. Два из них убивает космический стрелок, одно остается. Символом полуденного солнца или небесным оком называл И. Т. Савенков так называемый «третий глаз» на окуневских стелах эпохи бронзы. Там он вместе с двумя обычными глазами образует композицию, подобную знаку Знамени Мира. К солнечной символике восходят и праславянские фибулы и браслеты VII в. до н. э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями. Три солнца, считает Б. А. Рыбаков, выражают идею движения светила: восходящее солнце — утро, полдень и вечер русских сказок. Само же сочетание солнечной темы с темой лебедей встречается в искусстве и мифологии достаточно широко. Как Знамя Мира с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX — начала XX вв.


Обнаруженные нами на Алтае три выбитые по кольцу окружности из грота Куйлю, относящиеся к концу эпохи камня, возможно, представляют собой символическое изображение души.
Самые последние изображения Знамени Мира появились на Алтае в 1975 г. Тогда, в марте, группа Е. Великанова, спускаясь с вновь открытого перевала Рериха (второе название — перевал 30-летия Победы) в сторону Кучерлинского озера, оставила для будущих восходителей этот знак на скале в качестве ориентира. В том же году, в июле, группа под моим руководством совершила первое восхождение на пик Рериха с запада. На вершине пика трое участников нарисовали красной краской три знака Знамени Мира. В этот момент мы увидели прекрасное зрелище — лавину с Белухи.
В декоративно-прикладном искусстве знак Знамени Мира в неолитическое время фигурирует как композиционный принцип на эламской керамике и как узорный мотив на венчике мачанского сосуда культуры Яншао. В Китае знак продолжает использоваться в ранний период династии Западной Чжоу 1Х-Х вв. до н. э. и изображен на бронзовой фигурке оленя в V-Ш вв. до н. э.


Три круга из трех концентрических колец украшают изделия из Кобанского могильника Х-VII вв. до н. э. Широко был распространен знак Знамени Мира в скифо-сарматское время среди памятников Трансильванской и Потисской групп, в том числе на изящной золотой серьге из раскопок В.Д.Кубарева. Мотив из трех полусфер используется на памятнике из Пантикапея (IV в.), на бронзовом кельтском браслете и как декоративный элемент латёнского стиля.
В памятниках эпохи средневековья знак Знамени Мира можно обнаружить среди предметов Лядинского могильника (древняя Мордва 1Х-Х1 вв.), на украшениях Вымской культуры Прикамья, а также среди инвентаря памятников Молчановского типа финно-угров. В керамике знак продолжает появляться в начале II тысячелетия в Армении и Грузии.
В XVIII в. трехточечным узором расписана датская прялка, а позднее разноцветные сферы появляются на декоративном панно из Монголии.


Н.К.Рерих в статье «Везде» упоминает о черкесских боевых клинках со знаком Знамени Мира, но этот знак существовал еще в эпоху бронзы в Триалетской культуре Дагестана, в фибуле из Мингечаура, в украшениях скифо-сарматского времени из Северной Осетии, в амулете из Мокрой Балки VII-VШ вв.
Что касается тамги Тамерлана, то у нее на территории Средней Азии были свои предшественники среди изделий из Маргианы IV-I вв. до н. э. и Мархаматского комплекса из Ферганы 1-IV вв. н. э.
Говоря о старинных английских монетах, Н. К. Рерих, надо полагать, имел в виду гроут короля Эдуарда I, выпущенный в 1279 г., с эффектным повтором трех кругов в четырех секторах круга. Еще более древним денежным знаком в Европе была кельтская золотая монета II в., так называемая радужная чашечка с тремя кругами и окаймляющим полукольцом. Вспоминая кельтские древности, Н. К. Рерих создает эскиз костюма Изольды к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (1912). В верхнем правом углу листа художник дает крупным планом деталь декоративного убранства костюма с характерными для кельтского искусства строгим контуром и тремя кругами.


На денге Б. А. Тверского (1460), схематически изображающей поединок Геракла с Немейским львом, те же три круга. Вообще, в древнерусском искусстве немало примеров использования знака Знамени Мира. Действительно, как упоминает Н. К. Рерих, мы находим его на иконах Чудотворца Николая и Преподобного Сергия. Дионисий рисует знак на образе Григория Богослова и Кирилла Белозерского. Поэтому не случайно и у самого Н. К. Рериха на двух версиях картины «Святой Сергий» (1932, ГТГ, МЦР) также присутствует знак Знамени Мира.


На иконах XIV в. тремя кругами помечены шапки Святых Бориса и Глеба. Более ранняя традиция нанесения знака на одежду восходит, по-видимому, к античному времени, например, к боспорской пелике IV в. до н. э. из Пантикапея. Знаком из трех точек отмечены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII в. Затем такой же узор обнаруживается на древнеболгарской иконе XIV в. В картине Н. К. Рериха «Труды Мадонны» (1931) плащ Святой Заступницы также декорирован орнаментом из трех элементов в треугольной композиции.
В раннем византийском блюде-дискосе три круга обрели смысловую наполненность и временную соподчиненность. Идея воскресения через страдание и смерть выражена с помощью трех евангельских сюжетов. Прочтение композиции начинается с нижнего правого круга со сцены Распятия, затем идет к левому кругу с Гробом Господним и заканчивается верхним кругом с Вознесением.


В гениальной «Троице» Андрея Рублева как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Н.К.Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Н.К.Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, Знак Троицы — Знак Знамени Мира с чашей Христа славит гармонию Высших Сил и Высшую любовь в ее жертвенном подвиге.
Высшая Мудрость в древнерусском искусстве также отмечена знаком Знамени Мира. Он находится на книге, которую держит Христос в новгородском «Де-исусе» XV в. из национального музея Стокгольма.
Узором из трех точек и пересекающихся синусоид расписан свод в церкви Архангела Михаила «на Сковородке».

Знак Знамени Мира присутствует на омофорах русских святых: например в иконе XVI в. московских святителей — митрополитов Петра, Алексея, Ионы или на деревянном барельефе XVII в. с изображением соловецких старцев Зосимы и Савватия. Однако чаще всего в такой омофор облачены Никола Можайский или Никола Зарайский. Последний художник итальянского Возрождения Я.Тинторетто также изображает Святого Николая с тремя золотыми шарами — символом благодеяния.
Два мастера XV в. — русский Амвросий и Ян ван Эйк из Нидерландов — помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами.


Вообще, все раннее Северное Возрождение и наследие интернациональной готики насыщено знаком Знамени Мира. Так называемый готический трилистник из трех кругов присутствует почти во всех готических соборах как основной декоративный элемент стен и витражей. Он украшает западный фасад собора Парижской Богоматери и западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе. Стрельчатые окна готических соборов обычно завершаются трилистником. Такое же маленькое оконце изображено Яном ван Эйком в его знаменитом Гентском алтаре. Художники иллюминированных готических рукописей выводили золотом три слившихся круга. На груди у Уты из Наумбургского собора шестилучевая звезда имеет на своих окончаниях три полусферы.


Однако в западном искусстве встречается и неслитное изображение трех кругов. В таком варианте они присутствуют на брюссельских шпалерах начала XVI в. «История рыцаря Лебедя» и «Легенда о Саблонской Мадонне».
Знамя Мира было освящено в 1931 г. в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. К. Рерих создает серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это его известные картины-плакаты «Зарево» и «Знамя Мира. Pax cultura». В триптихе «Fiat Rex!» знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев.) Это явно не античный воин, хотя в то время также на щитах бывал знак Знамени Мира. Его можно видеть на черно-фигурном аттическом кувшине из Ольвии VI в. до н. э.
«Знамя Мира» (1931) на вершине горы среди панорамы снежных пиков выражает свою причастность белому небесному высокогорью, увенчанному «подвигами лучших искателей истины».

Отблеск искусства Леонардо да Винчи несет на себе «Мадонна Орифламма» (1932). Здесь все, как в ренессансных образах, наполнено любованием и человеческим обликом Богини и открывающимися космическими далями. Орифламма — алая боевая хоругвь французских королей — призывает здесь не к сражению, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV в., в частности Жан Фуке.
«Мадонна Защитница» (1932) раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Н. К. Рерих трансформирует здесь популярный в эпоху Возрождения образ Богоматери Милосердие (например, произведение французского художника XV в. А. Картона). На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира, как и у Архангела Михаила в «Страшном суде» Рогира ван дер Вейдена. Интересно отметить, что там в каждом круге еще три малых круга.


«София-Премудрость» (1932) ведет свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения воителя Архангела Михаила — предводителя светлых сил. Здесь вместо нимба Софии изображен диск солнца. Согласно традиции, София держит закрытый список и «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий». Н.К.Рерих раскрывает список. На нем — Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, означающее «свято». В книге художника «Держава Света» в 1931 г. было написано: «Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: “Да будет Свет!” Каков же будет Свет? И в чем будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота». Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. В охваченном пожаром небе София реет над символическим мировым городом, окруженном общей кремлевской стеной. Вход к нему идет от узнаваемой всеми Китайской башни.


На темы Востока Н. К. Рерих написал несколько произведений со знаком Знамени Мира. Своеобразным эпиграфом к ним можно считать картину «Тибет» (1933). Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь — символ земной мудрости. На смысловой центр полотна указывает тибетская хоругвь, где изображен конь с тремя горящими кругами — сокровищем мира Чинтамани. Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Н. К.Рерих перенес к себе на холст в картине «Белый камень» (1933).
Художник оживляет этот сюжет в своих полотнах «Знаки Чинтамани» (1937) и в раннем варианте «Сокровище Мира. Чинтамани» (1924).
Изображение коня с сокровищем мира нарисовано также в раскрытом свитке в картине Н.К.Рериха «Приказ Ригдена» (1933)- Могучий и пламенеющий, с золотой короной из трех сфер, Ригден посылает в мир своих огненных вестников.

Подобной же короной увенчаны на византийском моливдовуле VII в. Констант II с сыном. Узор из трех жемчужин украшает корону и плащ императора франков в картине французского художника Мейссонье «Карл Великий» (1840). Круг с тремя разноцветными кругами: желтым, синим, красным держит герой Н.К.Рериха в картине «Бхагаван» (1931. Рига, Художественный музей).
Картина Н.К.Рериха «Оттуда» (1936) изображает «тибетскую женщину, сидящую на каменистом берегу реки, одетую в халат, орнаментированный тремя кругами знака Знамени Мира». В картине «Мысли огненные» (1934) на груди у героини фибула с тремя кругами, какие носят тибетки; высокий женский образ с пламенной чашей на фоне священной Канченджанги как бы отодвигает своей духовной энергией наползающие на мир темные тучи.

Следует отметить, что еще задолго до того, как Н. К. Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо «Заклятия земного», в том же 1907 г. Н.К.Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Н.К.Рерих продолжает здесь определенную художественную традицию. В западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из «Силоса», Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия мастера из Мулена. Среди староболгарских памятников три белые

точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. «Спас Эммануил с Архангелами», а также на иконе XVII в. «Архангел Михаил». В эскизе «Царица небесная» (1910) для росписи Талашкинской церкви Рерих украшает трон каймой из трех кругов в полуокружье. В 1912 г. Н.К.Рерих пишет эскизы декораций и костюмов к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» на сцене Петербургского драматического театра Рейнеке. Костюм Снегурочки украшен большими кругами и маленькими, объединенными по три и оканчивающимися завитком. Такой же декоративный мотив обрамляет герб Сибири из Жалованной грамоты 1690 г.

Знак Знамени Мира в своем полном завершении с внешним кругом оказался на скоморошьем костюме, написанном Н.К.Рерихом к опере А.П.Бородина «Князь Игорь», в листе «Скоморохи Скула и Ерошка» (1914). Костюм Жреца из балета «Весна священная» (1912) также декорирован орнаментом из трех красных колец.
Эти круги в ранних работах Н. К. Рериха на русскую тематику появились, конечно, не случайно. Ведь еще в эпоху неолита на русской равнине от Камы до Прибалтики процветала волосовская культура (название от пос. Волосово в бассейне Волги), в которой был широко распространен кружковый орнамент, в том числе и из трех кругов. Такой же орнамент из трех кругов прослеживается и на глиняной посуде в андроновскую эпоху в Сибири. Сам Рерих, исследуя истоки русского костюма, писал, что равнина России и Сибири несет в своих недрах «наслоения самые неожиданные».

Подчас для своих образов Н. К. Рерих привлекает известные шедевры мирового искусства. В триптихе «Жанна Д"Арк» (1931) за основу центральной композиции «Вечная Матерь» он берет знаменитый витраж Шартрского собора (здесь те же густые синие и красные тона). Рисунок короны Богоматери включает в себя на этой картине три красных круга, образующих знак Знамени Мира.
В картине «Меч Мира» (1933) герой Н.К.Рериха напоминает статую воина из Аллеи Духов — погребального сооружения минских императоров Шисаньлин близ Пекина XV-XVII вв. Художник рисует на шлеме воина знак Знамени Мира, меч в горизонтальном положении, а руки в жесте моления. Н.К.Рерих создал здесь образ, исполненный огромной внутренней силы и духовной мощи, направленной на благо мира. Характерно, что в древнерусском искусстве три круга часто объединяются в трилистник. Наиболее четко в окаймляющем круге он выведен у Андрея Рублева в Евангелии Андроникова монастыря. Этот очень древний символ фигурирует на древнеегипетской богине неба Хатор XIV в. до н.э., на фаюмском портрете II-III вв. н. э., на одеянии Святого Дмитрия в византийской мозаике VII в. Уместно вспомнить здесь и одно из ранних на Востоке изображений трилистника на скульптуре жреца из Мохенджо-Даро III тыс. до н. э. и его повторение на мужском одеянии из Безе-клика средневековья. На плече у рериховского «Ярослава Мудрого» (1941) красуется тот же слитный из трех кругов знак трилистника.
Также и на костюмах японских актеров начала XVIII в. в качестве обличительного знака использовались моны в виде кольца с тремя кругами внутри.

Идеи «Пакта Рериха» и Знамени Мира вдохновляют и других мастеров кисти и резца. Прежде всего, значительны портреты самого Н.К.Рериха, написанные его сыном С. Н. Рерихом в 30-40 гг. XX в. Среди них есть такие, где автор Пакта изображен рядом со Знаменем Мира.
На одном из портретов Н. К. Рерих предстает на фоне Гималаев рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира. В стилистическом отношении этот народный примитив близок кельтскому образцу 1-го тыс. до н. э., а тот в свою очередь — еще более древнему памятнику II-го тыс. до н. э. с территории Франции. В России подобный сюжет — конь с тремя кругами на спине — известен среди шаманских изображений XI-XII вв. н. э., относящихся к пермскому звериному стилю. Среди памятников этого типа поражает серебряная пластина — как бы Знамя Мира, покоящееся на квадратном пьедестале. Квадрат обрамляют тридцать и семь маленьких кружков. Знаменная триада окружена кружками, дающими в сумме также число 30. Все это указывает, надо полагать, на календарный смысл изделия.
В 1937 г. была создана интересная скульптура «Мадонна Знамени Мира». Ее автор — ваятель из Литвы Д. Тарабильдене.

Из произведений последних лет со Знаменем Мира следует отметить картину тувинского художника Саая Сарыг-Оола «Экспедиция Н. К. Рериха в Центральной Азии» (1978), а также монументальное мозаичное панно новосибирского художника В.П.Сокола «Советская Сибирь».
Итак, даже на основании рассмотренных примеров можно сделать заключение, что эти изображения, графически соответствующие знаку Знамени Мира, были чрезвычайно широко распространены с самых ранних этапов истории человечества. Этот символ объединяет культурные традиции разных народов, отражая их «устремление к Высшему». Самые сакральные изображения несли на себе знак, соответствующий Знамени Мира. Разные религии, разные народы отмечали знаком триады своих воителей за правду, великих Святых и великих Учителей. С их делами, с их приходом люди связывали и связывают надежду на будущее. Поэтому вполне закономерно, что знак Знамени Мира в философии Живой Этики является символом новой эры.