Главная · Прочее · Биотек экологическая экомимитическая архитектура история современной архитектуры. Подобно божьему творению Краткое описание стиля искусства биотек

Биотек экологическая экомимитическая архитектура история современной архитектуры. Подобно божьему творению Краткое описание стиля искусства биотек

Био-тек – современный стиль “нео-органического” направления в области архитектуры и интерьера, который отличается выразительными конструкциями, напоминающими естественные природные формы. Другое его название – бионика. Новое движение появилось относительно недавно, поэтому стиль закрепился только на уровне отдельных крупных архитектурных композиций. Основные черты био-тека – стремление повторить гармонию природных объектов на примере архитектурных строений, а также создании интерьеров в жилых и коммерческих помещениях.

История возникновения Бионики как стиля

Стиль возник и развивался из науки прикладного характера под названием бионика. Приверженцы этой науки искали решения для сложных инженерных и технических задач, обращаясь за вдохновением к формам природного характера.

Впервые био-тек проявил себя в работах Леонардо да Винчи. Великий мастер наблюдал за птицами, после чего создавал проекты летательных аппаратов.

Конкретных дат возникновения концепций бионики в архитектуре и интерьере нет, однако считается, что первый шаг на пути становления стиля в современное время сделал Фрэнк Ллойд Райт (1939 г.) – британский архитектор. Он был убежден, что сооружения должны быть аналогичны живым организмам, рост которых происходит согласно природным законам.

По словам Ллойда, органическая бионика в строительстве – это единство науки, религии и искусства.

Становление био-тека как архитектурного стиля приходится на конец 20-го века, однако по сей день это направление пользуется высокой популярностью и продолжает развиваться в строительной области.

Архитектура Биотека

Био-тек архитектура отличается отсутствием симметричности. Строения этого направления зачастую имеют формы паутины, деревьев, коконов и прочих композиций, которые встречаются в природе. Этот стиль направлен на воплощение конкретной философской концепции, преследующей идею создания новейшего пространства для проживания человека. Для этого происходит объединение принципов архитектурного строительства, инженерного дела и биологии, благодаря чему дома в этом стиле отличаются своей экологичностью.

Стиль био-тек в области архитектурного строения направлен на создание экодомов, которые представляют собой комфортабельные энергоэффективные постройки. Их отличительная черта – системы жизнеобеспечения независимого типа.

Основные черты в строительстве

В таких строениях устанавливаются озелененные террасы, коллекторы, куда собирается дождевая вода, солнечные батареи, вентиляционные системы и естественное освещение.

Примеры архитектурной бионики:

  • Гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.
  • Зеркально остекленный Фред Олсен-сентр в Лондоне – творение Нормана Фостера.
  • Дом в форме яйца, авторами которого стали бельгийские архитекторы студии DMVA.
  • Здание Хавьера Сеносьяйна, созданное по примеру раковины моллюска Наутилуса и получившее одноименное название.
  • Небоскреб «Сент-Мэри-Экс, 30», именуемый в простонародье Корнишоном, возведенное по проекту Нормана Фостера.

Здания могут повторять как формы людей, животных (в том числе и части их тел), так и образы, наблюдаемые в неживой природе.

В современной архитектуре бионика находится на пике своего развития, о чем говорят новые необычные строения по всему миру. Их конструкция может состоять из разнообразных материалов, подобных структуре природных форм (например, пузыри, пчелиные соты или слоистые композиции).

Интерьер: дизайн и мебель

Био-тек в интерьере современных зданий отличается тем, что все детали декора и самой постройки напоминают всевозможные природные объекты. Он отдаленно напоминает и своими яркими красками, и особой щепетильностью в выборе всех элементов. Интерьер жилого помещения в этом стиле может быть выполнен как в традиционной планировке, так и в криволинейном решении.

Направление бионики в области организации внутренних помещений исключает прямолинейность, наличие острых углов и резких линий. Кроме того, бионика в вопросе оснащения техникой требует включение в пластичные и криволинейные формы интерьера высокотехнологичных элементов: интерактивные модули, а также новейшие технические приборы (что отличает данный стиль от ).

Сегодня очень модно придерживаться естественности в оснащении своего жилища, поэтому бионика заслужила многочисленные положительные отзывы не только в нашей стране, но и в европейских странах по всему миру.

Стиль Биотек — это обращение к природной пластике форм. В наш век – время прямых линий и строгих форм, дизайнерская мысль все чаще обращается к миру футуристических конструкций. Всевозможные вариации правильных очертаний и квадратных строений однообразны.

Как протест против обнищания и скудности инженерной мысли выступает новое направление архитектуры — БИОТЕК (biotech). Представители этого стиля воплощают свои идеи через решения, подсказанные самой матушкой-природой.

Дизайн интерьера в стиле Биотек сейчас набирает большую популярность. Это новейшее направление в архитектуре и дизайне. Наша дизайн-студия в Москве выполнила ряд работ в стиле Биотек. Например дизайн-проект квартиры в ЖК «Дом на Беговой». В дизайне интерьера особенностью являются плавные формы, перетекающие из стен в потолок, создавая некий своеобразный «кокон». Проект в ЖК «Дом на Беговой»

Конец 15-го века. Работая над своими первыми летательными механизмами, Леонардо да Винчи искал вдохновение, восхищаясь полётом наших пернатых братьев. Спустя столетия возникла наука бионика, прикладной задачей которой является применение законов построения мироздания к решению технических задач повседневности. С греческого языка бионика переводится как «живущее» или «живой элемент». Объединившись с архитектурой, бионика дала жизнь новому стилю интерьера и архитектуры БИОТЕК.

В тридцатые годы прошлого столетия архитектор Ф. Л. Райт ввёл понятие органической архитектуры, под которым подразумевал тесное переплетение искусства с наукой, и даже с религией. Он предлагал концепцию сооружения, которое подобно живому организму будет расти и развиваться как единое с окружающей средой целое, не противореча естественным законам природы.

В период расцвета неоклассической архитектуры подобные заявления прозвучали не только необычно или странно, но вовсе не привлекли к себе внимания. За последние десятилетия понятие архитектурно-бионического процесса вышло на качественно новый уровень. Постепенно архитекторы со всего мира начинают использовать формы, заимствованные у живой природы.

Современное понимание биотека развилось на границе 20-го и 21-го столетий, продолжая формироваться как стиль.

К самым известным на данный момент строениям, представляющим этот стиль, можно отнести Национальный космический центр Великобритании архитектора Николаса Гримшоу, Город искусств и наук, Художественный музей Милуоки, дизайн которых спроектировал Сантьяго Калатрава, Лондонский «Огурец» по проекту Нормана Фостера.

Из жилых домов стоит отметить «Наутилус», творение Хавьера Сеносьяйна, расположенное в Мексике. К известным архитекторам, работающим в стиле биотек, можно также отнести Грега Линна, Кена Янга, Майкла Соркина, Фрайа Отто и Яна Каплицкого.

Постройки, выполненные в стиле биотек, чаще всего характеризуются асимметрией и неправильной формой, напоминая творения живой природы. Вглядываясь в эти произведения искусства, можно разглядеть очертания растения или животного. Иногда они напоминают кокон насекомого, раковину моллюска. Можно наткнуться на здание, по очертаниям схожее с куриным яйцом или паутиной.

Некоторые творения имеют форму пещеры или гнезда. Используя принципы зооморфизма, дизайнеры в своих проектах повторяют линии и контуры, напоминающие части тела животных. Фитоморфизм (подражание растительному миру) также относится к одному из основных приёмов стилистов биотека. Как пример можно привести здание, претворенное в жизнь группой дизайнеров из Бельгии. Оно выполнено в виде яйца. Майкл Сорокин спроектировал гостиницу по образу медузы. Материалы, использующиеся в этом направлении также имеют заимствованные у природы структуру.

Человек – часть природы, его детище, его творение. Следовательно, жилое пространство, где он проводит большую часть своей жизни должно продолжать идею натуральности. Именно эта концепция лежит в основе философии биотека. Поэтому всё чаще постройки этого стиля экологичны, безопасны, не вступают в конфликт с окружающей средой, а являются её естественной частью, гармонично вписываясь в биосферу нашей планеты.

Развитие бионического стиля задаёт всё больший уклон на создание самообеспечивающихся экологически чистых домов с высокой энергоэффективностью, при этом без ущерба комфорту. Основа таких построек — целая инженерная система, включающая батареи на солнечной энергии, большое количество насаждений живых растений. Разрабатываются системы для сбора и очистки дождевой воды. Имеется возможность выращивать овощи и зелень прямо на кухне. Системы вентиляции и освещения также основаны на принципах естественности и натуральности.

У этого термина существуют и другие значения, см. Хай тек. Штаб квартира Fuji TV (арх. Кэндзо Тангэ) Хай тек (англ … Википедия

Лондонский «Огурец» (арх. Норман Фостер) называют манифестом био тека. Био тек архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. В противоположеность хай теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био тека… … Википедия

Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Национальный королевский театр в Лондоне. Арх … Википедия

Эмблема бионики скальпель и паяльник, перевитые интегралом Бионика (от др. греч. βίον живущее) прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы,… … Википедия

- «Дом над водопадом» (арх. Ф. Л. Райт, 1935). Органическая архитектура течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе … Википедия

Стиль в архитектуре. Напоминает хай тек, но с большим количеством растений. Сложился в период с 90 х годов XX века по начало XXI века. Примером может служить парижский дом с деревьями на балконах и крыше. Современная архитектура Функционализм |… … Википедия

- … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Модерн (значения). Не следует путать с модернизмом … Википедия

Книги

  • 100 архитектурных шедевров мира , , Современное искусство во всех сферах, будь то живопись, скульптура или музыка, резко отличается от классических образцов. Архитектура не стала исключением. XX и начало XXI века – это время… Категория:

В этом цикле статей мы рассказываем о современных стилях архитектуры. В предыдущих публикациях речь шла о , . Следующий за деконструктивизмом стиль - био-тек.

Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, а войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Биотек или бионика - название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.

Элементы бионики присущи зданиям немецкого экспрессионизма 1920-х гг. и структурного экспрессионизма 1960-х. Как было установлено ещё экспрессионистами, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов, так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Концепция биоурбанистики предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

Основные характеристики стиля био-тек

Архитектурная бионика воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры.

Основным отличием является противопоставление консервативной прямоугольной планировке и конструктивной схемы здания - биоморфных криволинейных форм, оболочек, самоподобных фрактальных структур. Достойное эстетическое и экономическое оправдание этих решений - одна из основных задач био-тека.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Существуют постройки, повторяющие контуры медузы или проекты домов, похожие на раковины моллюсков.

Можно выделить несколько основных разновидностей заимствования природных форм для био-тека:

    Создание образа объекта, основываясь на его геометрическом подобии. Этот способ дает воз­можность осваивать эстетические свойства форм, абстра­гированных от функций - очертания, характер, стро­гость или мягкость линий и т.д.

    Организация функционально-планировочных решений, энергоэффективности и микроклимата на основе наблюдаемых в природе структур. В этом контексте структура выступает как про­цесс на пути становления формы, а пространство - как множество связанных между собой форм. Здания могут иметь форму гнезд, пещер, ульев и проч.

    Использование материалов и конструкций, подобных природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Небоскрёб Мэри-Экс, в простонародии корнишон (арх. Норман Фостер)

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в архитектуре заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и архитектуры. На современном этапе архитекторами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам архитектуры.

От функций к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь архитектурной бионики.


Торговый центр Bullring в Бирмингеме

Примеры и представители

Примеры бионических сооружений: Сиднейская опера возводилась по аналогии с цветком лотоса. Пекинский национальный оперный театр – имитация водяной капли. Плавательный комплекс в Пекине. Внешне повторяет кристаллическую структуру решётки воды. Небоскрёб «Аква» внешне похож на поток падающей воды. Находится в Чикаго. Дом основателя архитектурной бионики Антонио Гауди – это одно из первых бионических сооружений. До сегодняшнего дня он сохранил свою эстетическую ценность и остаётся одним из самых популярных туристических объектов в Барселоне.

Архитекторы-практики биотека: Грег Линн Фрай Отто Бэйтс Смарт Николас Гримшоу Сантьяго Калатрава Кен Янг Майкл Соркин Норман Фостер

Заключение

Этот архитектурный стиль находится в процессе активного становления, в результате чего его теоретическая и исследовательская компонента преобладает над градостроительной практикой.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция этих зданий предусматривает комплекс инженерного оборудования. В них создают естественное освещение и вентиляцию, устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями.

Био-тек (архитектурная бионика) - современное направление архитектуры, основными чертами которого являются заимствование природных форм. Часто его противопоставляют хай-теку. Вопреки мнению большинства био-тек не просто копирует природные формы, но старается при проектировании сооружений брать в расчет функциональные и принципиальные особенности живых организмов – способность к саморегуляции, фотосинтез, принцип гармоничного сосуществования и т. д. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Так в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше.

Био-тек находится в процессе активного развития, в результате чего многие проекты пока существуют лишь в теории.

Архитектурная бионика возникла не в XX или XXI веке. Еще с древних времен архитекторы использовали природные формы с своих сооружениях. К примеру, гипостильные залы египетских храмов в Луксоре и Карнаке, капители и колонны античных ордеров, интерьеры готических соборов и т. д. Леонардо да Винчи копировал формы живой природы при изображении и конструировании строительных, военных и даже летательных аппаратов. Среди архитекторов XX века выделяется – зачинатель широкого использования биоформ. Спроектированные и построенные Гауди жилые здания, дворец Гуэль, знаменитый Собор Святого Семейства в Барселоне и ныне остаются и непревзойденными архитектурными шедеврами и, одновременно, наиболее талантливым и характерным примером ассимиляции архитектурных природных форм –– их применения и развития.

Активно применяли в своем творчестве природные формы и американцы Фрэнк Ллойд Райт и Луис Салливан. Они считали, что архитектурная форма, как и в живой природе, должна быть функциональной и развиваться как бы «изнутри наружу».

Фостер

Считают одним из основных представителей био-тека. Среди весьма многочисленных построек Фостера наиболее значительны – лондонский Фред Олсен-сентр (1967), где впервые было масштабно применено столь модное впоследствие зеркальное остекление – близкое по духу здание фирмы «Уиллис Фабер энд Дьюм» в Ипсуиче (1974), многофункциональный, насквозь просматриваемый и тесно связанный с природным окружением Сейнсбери-сентр в Норвиче (1977), Рено-сентр близ Суиндона (1983), – с экспрессивным, «барочным» контрастом опорных колонн и подвешенных на них модулях перекрытия, – небоскреб Шанхайского банка в Гонконге (1981–1986), в процессе сооружения которого поэтапно перестраивалось уже существующее здание, функционально реструктурированное с применением китайских традиций «фэн-шуй»; центральным помещением банка стал 12-этажный атриум, дополнительно освещаемый с помощью солнечного рефлектора. В 1991–1992 по проекту Фостера было возведено высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс «Коммерцбанка» во Франкфурте – «зеленая башня», взятая в футляр многоярусных зимних садов. Одно из самых примечательных зданий в карьере Фостера - Башня Мэри-Экс, 30 или Сент-Мэри Экс 30 (англ. 30 St Mary Axe) - 40-этажный небоскрёб в Лондоне, конструкция которого выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. Примечателен открывающейся с него панорамой на город и необычным для центрального Лондона видом. Жители за зеленоватый оттенок стекла и характерную форму называют его «огурец», «корнишон» (англ. The Gherkin). Его иногда называют манифестом био-тека. При постройке Фостер хотел использовать солнечное освещение и естественную вентиляцию. Здание высотой в 180 метров получилось экономичным: потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.

Калатрава

На творческом счету испанца множество музейных и спортивных объектов, всемирно-выставочных и транспортных комплексов, принесших автору признание и награды, включая Притцкеровскую премию. Особенным направлением творчества Сантьяго Калатравы выступают мосты, построенные им по всей планете: в Венеции и городах родной Испании, в столицах Ирландии и Аргентины, в Иерусалиме и Калифорнии и в других странах и городах. Одним из лучших произведений Калатравы признан "Город искусств и наук" в родной Валенсии. Ciudad de las Artes y las Ciencias - мировой образец современной комплексной застройки. "Город" расположился в осушенном русле реки Турия и состоит из пяти зданий, обычно называемых по их валенсийским именам. Среди них Дворец искусств королевы Софии, кинотеатр L"Hemisferic ("Полушарие"), сад-галерея L"Umbracle, Научный музей принца Филиппа, океанографический парк на открытом воздухе L"Oceanografic. Весь комплекс окружен парками, ручьями и бассейнами, а его территория стала популярным местом отдыха жителей и гостей города.

Гримшоу

Британский архитектор Николас Гримшоу был президентом Королевской академии художеств Великобритании с 2004 по 2011 год.

Чрезвычайно важным пунктом в позиции Гримшоу является гибкость. Чем более подходящими являются наши решения, тем дольше их можно использовать, - считает он. Представление зданий как организмов, подверженных изменениям, всегда нравилось Гримшоу и было лейтмотивом многих его разработок, особенно в индустриальном проектировании.

Гримшоу указывает на важность пространственного разделения и эксплуатации зданий при решении задач защиты окружающей среды. Чем больше профессиональных знаний при этом будут задействованы, тем меньше ущерб, наносимый природе. Каково место архитектуры в этом процессе? По мнению Николаса Гримшоу, мы можем строить и использовать гораздо более аккуратно. Пример: В Великобритании постройки оцениваются по так называемым «зеленым критериям» сообразно методу Building Research Establishment Environmental Assessment Method (BREEAM). При постройке RAC-Zentrale (1994) in Bradley Stoke архитектурное бюро Гримшоу впервые прибегло к этой методике оценки и в сотрудничестве с консультантами BREEAM проработало 8 пунктов из 10. К критериям BREEAM относятся применяемые строительные материалы и возможности их вторичного использования, а также потребление энергии готовым зданием. Форма RAC- Zentrale очень компактна - и это следующий «положительный пункт». Внешняя система затенения должна защищать рабочие места, находящиеся внутри, а также предотвратить перегрев или охлаждение здания. Одновременно было важно дать возможность служащим увидеть окружающий ландшафт, ведь большинство из них целый день смотрят на экран. Еще одна «пионерская» разработка состояла в том, что в здании не было запроектировано лифтов (за исключением грузовых и предназначенных для инвалидов). Главный вход в трехэтажную постройку расположен на среднем уровне, так что посетителю требуется пройти максимум на один этаж вверх или вниз. Общий обзор пространства лучше всего совершать из атриума, места встреч пятисот сотрудников компании.

Самая известная работа Гримошоу - проект Эдем имел целью ренатуризацию и новое оформление целого склона долины, возникшей в результате добычи каолина. Земля была снова засажена растениями и частично покрыта легкими купольными постройками. Внутри куполов были созданы различные климатические зоны - «умеренно-теплого» и «влажного тропического» климата, в которых должен вырасти регулярный лес.