Главная · Электробезопасность · Что надо читать в рождественский пост. Рождественский пирог (история и традиции). Преподобный Марк Подвижник

Что надо читать в рождественский пост. Рождественский пирог (история и традиции). Преподобный Марк Подвижник

Мы постепенно начинаем готовиться к великому празднику Рождества Христова. У людей, которые только начинают свою жизнь в Церкви, как правило, возникает много вопросов о правилах и традициях Рождественского поста. Мы постарались собрать самые типичные вопросы и задали их протоиерею Алексею Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Косино.

Рождественский пост нужен нам для того, чтобы приготовить свою душу к встрече великого праздника – Рождества Христова. В православной церкви два события отмечаются особенным образом: это Воскресение Христово и Рождество Христово.

Рождество Христово люди ждали много веков, чтобы с рождением Господа избавиться от власти дьявола над собой. Радость этого рождения Спасителя в мире мы продолжаем праздновать до сих пор. Поэтому христиане приготавливают себя к этому событию заранее, постом.

До Рождественского поста христиане не постятся более трех месяцев (после Успенского поста). Мы расслабляемся духовно и телесно, а перед Рождеством наступает время внутренне собраться. Когда пост исчезает из нашей жизни, мы даем слабину и в духовном, и в телесном плане.

Рождественский пост нужен, чтобы достойно, по-христиански встретить великой праздник Рождества. Принести Богу благодарность за то, что Он не погнушался нашего человеческого естества и стал, как и мы, совершенным Человеком, принимая на Себя все тяготы нашего земного бытия, болезни плоти и духа. Как соблюдать Рождественский пост?

Рождественский пост не такой строгий и сложный, его называют рыбным. Мирская традиция соблюдения поста легче, чем монастырская. Миряне в этот пост могут есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

А монахи по церковному уставу едят рыбу только по субботам и воскресеньям; по вторникам и четвергам – только если на эти дни выпадают праздники. Например, День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), Празднование иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря) или престольный праздник. После первого января рыба монахами уже не вкушается. Как держать Рождественский пост мирянам?

Нужно сказать, что в традиции Русской Православной Церкви мирянам следует подражать монахам в их воздержании. Кто имеет силы, тот может поститься по церковному уставу. Кто такой возможности не имеет, пускай не отчаивается, не унывает, а в этот пост лучше упражняется в смирении, в любви к окружающим, в чтении духовной литературы, в чтении Евангелия. Что нельзя делать в Рождественский пост?

В первую очередь в Рождественский пост нельзя грешить повседневными грехами. Если в пост мы не будем есть скоромного, но будем продолжать оставаться лукавыми, злыми, раздражительными, будем ссориться с ближними, осуждать других, болтать попусту – это будет нарушением поста. Пост – это возможность воздержаться не только от пищи, но и от таких моральных ежедневных грехов, которые мы привыкли не замечать в повседневности. Можно ли играть свадьбу (жениться/выходить замуж) в Рождественский пост?

Православным христианам играть свадьбу в Рождественский пост, конечно, нельзя. Венчание в это время не совершается. Для тех, кто решит заключить брак в ЗАГСе, Рождественский пост также не самый подходящий момент. Важно помнить, что всему свое время: время радости и время воздержания. Если человек считает себя православным христианином, то он должен прислушаться к голосу Церкви. Можно ли заниматься сексом в Рождественский пост?

Это очень тонкий, личный вопрос. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам отвечает так: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 4:7). Если муж и жена постятся в телесном воздержании, то по обоюдному согласию.

Если у православных христиан есть духовный отец, то этот вопрос нужно решать с ним. Подобный вопрос гораздо более личный, чем, например, воздержание от мяса. Может быть, у жены-христианки неверующий муж, ему совершенно непонятно подобное воздержание, это может привести к ссоре в семье. Поэтому данную проблему лучше решать со своим духовником. Что можно есть в Рождественский пост?

В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца. Можно ли есть рыбу в Рождественский пост?

В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления. Можно ли пить вино в Рождественский пост?

Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Скажем, Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), престольные праздники.

Как сказал царь Давид в Псалтыри: «…И вино веселит сердце человека, и хлеб его укрепит» (Пс. 103:15). Вино разрешается пить и в праздники, и в дни поста, но в меру. Можно ли крестить в Рождественский пост?

Крещение может совершаться в любой день Рождественского поста. Не существует никаких препятствий к тому, чтобы крестить ребенка или взрослого во время Рождественского поста. Другое дело, что к таинству нужно готовиться: позвонить в храм, договориться о времени крещения, поговорить со священником. Сейчас существует правило обязательной катехизации для взрослых и подростков, собирающихся креститься, и крестных отцов или матерей при крещении маленьких детей.

Обязательно спросите о том, как проходит подготовка к крещению, в том храме, где вы собираетесь креститься сами или крестить ребенка. Узнать это можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком. Можно ли причащаться в Рождественский пост?

Можно и, более того, Рождественским постом желательно причащаться чаще, чем обычно. Так как пост – это время, которое способствует подготовке к причащению. Мы находимся в воздержании, молитве. Поэтому, соблюдая правила поста, мы можем со страхом Божьим приступать ко причастию. Как готовиться к причащению в Рождественский пост?

Пост, если он соблюдается, уже сам по себе является подготовкой ко причастию. Нужно читать последование ко святому причащению, читать покаянный канон Спасителю, молебный канон Пресвятой Богородице и канон ангелу-хранителю. Какие молитвы читают в Рождественский пост?

Так как не все мы успеваем вне поста читать ежедневные утренние и вечерние правила, лучше всего будет Рождественским постом начать с них и постараться вычитывать их регулярно. Это будет для нас лучшее молитвенное делание, которое желательно после Рождественского поста оставить в нашей обычной жизни.

Кроме этого, в христианской традиции в пост следует чаще читать Евангелие: или подряд, или то, которое читается в этот день в храме (это можно посмотреть в церковном календаре, где указано чтение на каждый день). А тем, кто исполняет и ежедневные правила, и регулярно читает Евангелие, стоит читать Псалтырь. Можно ли читать акафисты в Рождественский пост?

Дома можно читать любые православные молитвы для мирян (без священнических возгласов). Есть известное выражение «Келия не имеет устава». Другое дело, что акафист – это торжественная, радостная, благодарственная молитва, которая, возможно, не очень уместна, например, в Великую Пятницу - день распятия Христа. Но во время Рождественского поста можно читать акафист, тем более, что в декабре празднуются дни памяти таких известных святых как апостол Андрей Первозванный, Спиридон Тримифунтский или святитель Николай архиепископ Мир Ликийских. Можно ли пить вино в Рождественский пост?

Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря),день апостола Андрея Первозванного (13 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря).

Отдельно стоит сказать о ночи с 31 декабря на 1 января. В 2017 году 1 января-это воскресенье. Если вы собираетесь в этот день причащаться, то нужно соблюдать полное воздержание от пищи и напитков с полуночи (это ограничение не касается совсем маленьких детей и приема лекарств). Во всех остальных случаях празднование Нового года также должно быть скромным, поскольку у православных продолжается Рождественский пост. Чем можно поминать в Рождественский пост?

Поминать усопших в любое время года нужно молитвой: подачей записок на проскомидию (часть литургии), панихидами, домашней молитвой за умерших родственников и друзей.

Если же речь идет о поминальной трапезе, то она должна быть постной. Меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете. Можно ли зачать ребенка в Рождественский пост?

Существует традиция отказываться на время постов от супружеской близости, поэтому зачинать ребенка в Рождественский пост не стоит. С другой стороны, апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7:5), так что вопрос о возможности супружеских отношений в Рождественский пост нужно обсудить с супругом. Если же зачатие ребенка все же произошло, не обращайте внимания на суеверные представления с этим связанные – дата зачатия никак не сказывается на ребенке. Можно ли есть зефир в Рождественский пост?

В Рождественский пост по монастырскому уставу запрещены молоко и яйца. Если эти продукты входят в состав зефира (о чем можно прочитать на упаковке товара), то есть его нельзя. Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете. Можно ли свататься в Рождественский пост?

Не совсем понятно, что имеется в виду под словом «свататься». Если речь идет о предложении руки и сердца или знакомстве с родителями избранника или избранницы, то это не запрещено. Если же речь идет о венчании, то в Православной Церкви во время многодневных постов это таинство не совершается.

Постом можно «расписаться в ЗАГСе», а венчание отложить на потом, но лучше попросить на это благословение у духовника, посоветоваться с ним, как лучше поступить. Можно ли шить в Рождественский пост? Можно ли вышивать бисером в Рождественский пост?

Безусловно можно. Шитье – это спокойное и умиротворяющие занятие, вполне соответствующие постному настроению. Лучше вышивать и шить, чем тратить время на телевизор или нерабочее время в интернете. Кстати, по церковному преданию сама Пресвятая Богородица занималась шитьем – она шила завесу для храма Соломона. На иконах Благовещения Богоматерь часто изображают с принадлежностями для шитья.

Главное, чтобы занятие вышиванием не подменяло собой молитву в храме. В остальном каких-то запретов на занятие вышивкой в любое время нет.

К любому занятию нужно подходить с внутренним духовным рассуждением. Где можно собороваться в Рождественский пост?

Соборование в Рождественский пост – явление более редкое, чем соборование в пост Великий.

Тем не менее во многих православных храмах существует традиция соборования во время многодневных постов.

Узнать, как пособороваться в храме, который вы выбрали, можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком. Вам расскажут, когда можно пособороваться и как лучше подготовиться к таинству.

Жителям спальных районов Москвы лучше выбрать храм в центре города, где людей может быть значительно меньше, чем на окраинах.

Соборование - это таинство, в котором мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. К ним не относятся грехи, которые человек сознательно утаил на исповеди. Можно ли есть сухари в Рождественский пост?

Есть сухари в Рождественский пост, конечно, можно – это один из самых постных видов пищи, если только они не с молочной начинкой.

Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.

И, главное, нужно помнить, что суть Рождественского поста состоит не только в ограничениях в еде, хотя они тоже важны. Начиная с поста гастрономического, христианин совершенствуется в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение. Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, еще один шаг к Господу и исполнению Его заповедей.

И снова пост. Он побуждает каждого из нас не только есть поменьше, заходить в храм чаще, следить за собой построже, молиться больше, но и читать глубже… Несомненно, первое, что стоит читать в пост, — это Евангелие, его надо поставить «во главу книжного угла». Однако мне хотелось бы посоветовать нашему читателю еще несколько книг, которые, на мой взгляд, могут помочь внутренне подготовиться к встрече Рождества Христова.

Освежить то, что забыто

Одним из первых в моем списке книг для Рождественского поста стоит произведение христианского апологета и писателя К. С. Льюиса «Просто христианство» . Этот автор сегодня многим известен по циклу детских книг «Хроники Нарнии», и далеко не все знают, что у него есть немало книг для взрослых, наполненных богословскими и философскими размышлениями.

Сам К. С. Льюис по вероисповеданию англиканин, но в своем труде он осознанно не затрагивает конфессиональные различия, подчеркивая, что самое главное в христианстве — Сам Христос. С тех самых пор, как Льюис стал христианином, лучшее, что он, по его мнению, мог сделать для своих неверующих ближних — это «объяснить и защитить веру, которая была общей и единой почти для всех христиан на протяжении всех времен».

Книга по-настоящему завораживает. Ее язык, с одной стороны, прост и доступен. И это неслучайно, ведь она основана на цикле религиозных радио-бесед автора, которые он вел на Би-Би-Си во время Второй мировой войны. С другой же стороны, книга столь насыщена глубокими размышлениями и точными замечаниями, что я восприняла ее как настоящее чудо. «Просто христианство» поможет освежить то, что вы когда-то знали, но что подзабыли.

В основном автор обращается к людям ищущим, тем, кто находится на распутье. Своими логическими доводами и размышлениями Льюис старается увлечь их за Христом. Но с пристальным вниманием и живейшим интересом прочтут книгу и воцерковленные люди и найдут в ней много интересного для себя. Кроме того, работа эта еще и апологетическая, поэтому она поможет каждому, кто хочет просто, глубоко и ясно рассказывать ближним о Христе.

Настрой на серьезность

После этой легкой, но полезной книги стоит приступить к освоению того, что поможет настроить душу на серьезную работу над собой и своими недостатками. То есть вступить в брань с тем, от чего так хочется избавиться во время поста. Для этой цели мой выбор пал на книгу преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников».

Приступая к чтению этой книги, надо запастись трезвением и вниманием. Этот труд является одним из важнейших пособий для христиан по практической аскетике. Конечно, настоящая духовная брань в первую очередь знакома монахам, но и миряне призваны к борьбе со своими страстями. А значит, книга преподобных отцов — и для них тоже.

Чтобы дочитать ее до конца, советую относиться к ней не как к обычной книге, а как к учебнику, который надо изучить за установленный срок. Читать каждый день понемногу, но обдумывая каждое новое слово и каждую новую мысль.

Книга эта представляет собой ответы преподобных на вопрошения их учеников. Почти вся она испещрена цитатами из Священного Писания, отсылками, именами — именно им руководствуются святые при ответах на вопросы. Признаюсь, читать мне ее трудно, язык повествования сложен, но как только ты осиливаешь первые 10-15 ответов, то втягиваешься в этот стиль, окунаешься в эту серьезную, поистине постовую атмосферу. Чувствуешь, как книга идет к тебе навстречу, принося пользу.

Из сочинений многих святых (преподобных Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и др.) мы узнаем, что текст этот был известен многим православным подвижникам, жившим в более позднее время.

В начале книги мы знакомимся с житием «богоносных, христоносных и духоносных» сирийских подвижников V-VI веков преподобных Варсонофия и Иоанна. С юных лет преподобный Варсонофий вел подвижническую жизнь. Устроив близ монастыря аввы Серида маленькую келью, он провел в ней 50 лет в трудах и подвигах, удалившись от людей, безмолвствуя, питаясь лишь хлебом и водой. Преподобный Иоанн был учеником преподобного Варсонофия. Он подражал своему учителю в подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости преподобного Иоанна и прозвали Пророком.

В своем затворе, всецело предавшись молитве, преподобный Варсонофий достиг высокой степени духовного совершенства. Затем он стал служить людям, наставляя их на путь спасения. О жизни и подвигах святых сохранилось мало свидетельств, и все они были почерпнуты из их рукописных ответов. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни.

За советом и наставлениями обращались к преподобным люди разные: монашествующие и миряне, новоначальные и преуспевшие в духовной жизни. И все они получали наполненные благодатью и духовного рассуждения ответы. Преподобный Варсонофий говорит о книге так: «Все сие пишу я не своей воле, но по велению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека».

Преподобные знали человеческие помыслы и сердечные расположения. Читая эту книгу, можно найти ответы на многие вопросы, которые у нас возникают на протяжении жизни: начиная от советов относительно пищи и заканчивая темой обожения. Рассуждают авторы и о молитве, грехах, безмолвии, благодарности к Богу, говорят о демонах, искушениях, болезнях, раздумывают о ближних наших, старцах и многом другом. Читая этот труд, чувствуется, что слова эти действительно исполнены силой и благодатью Святого Духа.

О любви

Следующая книга, которой я с радостью поделюсь с читателем, написана настоятелем монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке схиархимандритом Иоакимом (Парром). Отец Иоаким более 60 лет назад принял монашеский постриг в ордене бенедиктинцев, занимался миссионерским служением среди бедных жителей Калькутты, преподавал в католических духовных школах в Бразилии и США. Под влиянием жизни и проповеди святителя Иоанна Шанхайского он принял Православие и в 1970-х годах в течение восьми лет жил на Святой Горе Афон. По благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей переехал в США, где активно занялся организацией работы с бездомными в Нью-Йорке.

Совсем еще недавно, до своей тяжелой болезни, отец Иоаким ездил по монастырям России, Украины и Белоруссии, общаясь с монахами и мирянами. Эти беседы и вошли в основу его книги «Беседы на Русской земле» , с которой я хочу вас познакомить.

Читается книга легко и непринужденно — как современная и интересная художественная литература. Но как же поражает читателя сам батюшка! Его слова — простые и всем знакомые, но одновременно такие забытые и тяжелые. Беседуя со своими слушателями, он рассказывает о том, что видел — об Америке, о Святой Горе Афон. Человек внимательный, непрестанно чувствующий руку Господню над собой, он старается делиться своим опытом.

Но главное, чем так запоминается эта книга, — это простота и любовь. Отец Иоаким напоминает нам, что для православного христианина существуют только два возможных ответа на любую жизненную ситуацию. Во-первых, мы должны иметь бескрайнюю любовь и благодарность Богу за спасение, за Его Сына, за Его любовь к нам. Второе — непрестанное сокрушение о наших грехах и покаяние. Тогда никаких проблем и вопросов у христианина никогда не будет. Именно любовью — к Богу и ближним — проникнуты строки «Бесед». Как это трудно, но необходимо — любить. С нежностью относиться к другим, но к себе — строго. Каждая из его маленьких историй, которые происходили с ним или были рассказаны ему, смягчают наши черствые сердца, раскрывают для нас саму суть христианства.

Закончу цитатой из книги схиархимандрита Иоакима: «Мы не можем изменить то, что с нами произойдет, но мы будем отвечать за то, как мы отреагировали на происходящее. Вот здесь и проявляется наша вера, здесь и проявляется наша любовь, если мы живем в присутствии Бога».

В преддверии Рождества Христова

В преддверии светлого праздника я бы посоветовала прочесть святочные рассказы Н. С. Лескова. Люди, любящие русскую классику, по достоинству оценят книгу. Русский слог, стиль, радостный, светлый финал почти во всех рассказах согреют вас зимним вечером накануне Рождества. Рассказы полны описаний национальных героев и характеров, реалистических картин крестьянского и помещичьего быта.

Не лишены рассказы и таинственности, порой мистической — всего того, что присуще святочным рассказам. Загадка и тайна особенно привлекает детей, но всегда она будет подкреплена моралью, философским осмыслением, которая подана в таких таинственных житейских ситуациях. «Зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми», — говорит нам Лесков в рассказе «Пугало». О прощении обидчиков и понимании, что каждый человек есть Христос, повествует рассказ «Христос в гостях у мужика». В рассказе «Неразменный рубль» главный герой такой делает вывод: «В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие, при котором ничего больше не хочешь».

В каждом рассказе читатель обязательно найдет то, что ему будет по душе, что подготовит его к чуду, которое каждый год случается в Рождественскую ночь.

Юлия Хитева

Об ограничениях в пище и допустимых послаблениях

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что такое сухоядение? И какие посты являются строгими, а какие нет.

Ответ: Сухоядение – это вкушение пищи без елея, т.е. масла. Строгие посты – Великий и Успенский. Но о посте нужно думать только в том случае, если уже есть некоторый духовный опыт. Сегодня много людей, тянущихся к вере, решаются вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься, и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета. Пост имеет смысл как воздержание Христа ради и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освободившиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом и у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет.

Вопрос: Верно ли утверждение, что каждый выбирает пост по силам? Я знаю человека, который стремлением строгого поста довел себя до больницы и подорвал здоровье. Это же уже как-то неправильно?

Ответ: В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Пост смягчается по отношению к больным, беременным, кормящим, путешествующим. В любом случае, желая соблюдать пост, и знать его меру для себя, посоветуйтесь с духовником, расскажите ему о своем духовном и физическом состоянии и испросите благословения на совершение поста.

Вопрос: Мне 12 лет, я слышала, что до 14 лет в среду и пятницу (да и во время любого другого поста, кроме среды и пятницы в Великий пост) можно вкушать молочную пищу. Так ли это?

Ответ: Вопрос о мере дисциплины поста устанавливается каждым верующим вместе со своим духовником. Эта дисциплина зависит от многих обстоятельств: от возраста, состояния здоровья, меры нашей зависимости от окружающих и многого другого. Действительно, во многих случаях учащимся средних и высших учебных заведений духовниками дается послабление на молочную пищу в среду и пятницу или в иных случаях и в многодневные посты. Но послабление это не может быть дано мною через Интернет, а должно быть решено Вами конкретно с Вашим духовником.

Вопрос: Мне нужно пройти ультразвуковое обследование желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц, - допустимо ли это в пост?

Ответ: Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследования необходимо заполнение желудка белком яиц, то стоит заполнить желудок этим белком, воспринимая это в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство.

Вопрос: Я занимаюсь бодибилдингом. Употребляю спортивное питание: протеин, аминокислоты. Сразу скажу - это не стероиды. Допустимо ли употреблять спортивное питание во время Поста?

Ответ: Если речь идет о постном питании, допустимо. А если о бифштексах с кровью, то, конечно, довольно странно было бы есть их в Великий Пяток.

Вопрос: Можно ли поститься только первую и последнюю неделю? И можно ли есть хлеб во время поста?

Ответ: В отношении второй части Вашего вопроса ответ несложен: хлеб есть можно, обычный, не ситные булки и не на масле приготовленный, не пирожки сдобные, - обычный простой хлеб.

Что касается соблюдения поста только в первую и последнюю неделю – если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то, конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Устав церковный.

Вопрос: У меня есть подруга, глубоко верующая и строго соблюдающая все посты. Однако она тяжело больна, у нее тяжелая степень физического истощения, и врачи ей настоятельно рекомендуют хорошо питаться. Все ее родные и друзья пытаются убедить ее в том, что, отказываясь от мясной и молочной пищи, она фактически совершает самоубийство, и это страшный грех. Посоветуйте, что можно предпринять в такой ситуации.

Ответ: Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается. Поэтому, можно порекомендовать Вашей подруге не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют ей врачи, а вместо этого усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински ей не необходимы, но к которым она имеет пристрастие.

О других ограничениях

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли стричь волосы во время поста?

Ответ: Все хорошо в меру, поэтому, если волосы секутся или нет времени длинные волосы долго мыть и тщательно расчесывать, то конечно, лучше остричь. Но наводить какую-то особенную красоту ради привлечения лиц противоположного пола в пост, может быть, и не следовало бы.

Вопрос: То, что смотреть в пост телевизор и слушать радио нельзя вопросов не вызывает, а вот можно ли смотреть по ТВ только один краткий выпуск новостей в день?

Ответ: Уважаемый Андрей, был в жизни преподобного старца Силуана Афонского такой случай: один монах рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей», - ответил он. - «Почему так?» - «Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». «Странно, говорит монах. - По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я, когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я литургию, молюсь ли у себя в келии, я от души прошу Бога за людей и за мир». - «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она, какие нужды есть у людей и жалеет их». - «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» - спросил монах. - «Газеты пишут не о людях, а о событиях и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все». Эти слова преподобного Силуана смело можно привести как ответ на Ваш вопрос.

О чтении в дни поста

Вопрос: В этом году я решила начать соблюдать пост. Не могли бы Вы сказать, какие молитвы и тексты из Библии нужно читать ежедневно во время поста?

Ответ: В отношении ежедневных чтений в пост я отослал бы Вас к сайту сайт, где регулярно появляются такие чтения, расположенные по дням поста, там же, или на сайте zavet.ru, или days.ru найти и те отрывки из Священного Писания, которые предлагаются нам Церковью к прочтению во время поста.

Есть еще такой хороший благочестивый обычай – для тех, кто не имеет навыка регулярно читать Новый Завет, делать это постом – одну главу Евангелия и две главы Апостола. Если Великим или Рождественским Постом начать это делать, то практически все Евангелие Вы за пост прочитаете.

«Пищевые» разногласия

Вопрос: Я живу в студенческом общежитии. С соседкой по комнате, мы всегда готовим еду на двоих. Раньше она тоже соблюдала пост, а в этом году решила, что не будет. Я чувствую, что у нас в отношениях стала появляться напряженность из-за вопросов «меню». Как в «пищевых» разногласиях не потерять терпимость друг к другу?

Ответ: Все же, пост соблюдать нужно. Однако ни в какой мере не следует навязывать ваше соблюдение поста живущей рядом с вами соседке. Проявляйте предельную терпимость по отношению к ее упрекам и замечаниям, ведь смысл поста и в том, чтобы стремиться выработать в себе добродетель терпения и неосуждения ближних. Поблагодарим Бога за то, что Он через пищевые ограничения дает нам повод к более серьезному упражнению души. Потому если соседка попросит вас по пути зайти в магазин и купить ей колбасы, то зайдите и купите, ничего страшного не случится. Но сами пост соблюдайте – в этом проявляется наша верность Христу.

Вопрос: Как поступить, если у моей мамы юбилей приходится на пост, а его в нашей семье соблюдаю я одна. Праздник будет шумный, родственников у меня очень много. Уйти тоже нельзя, обида будет серьезная. Веселиться в пост мне не хочется точно, но что делать, я не знаю.

Ответ: Юбилей юбилею рознь, и дни поста тоже бывают разные. В Великую Пятницу хоть столетний юбилей нельзя праздновать. Но в один из рядовых субботних или воскресных дней Великого Поста встретиться с мамой в день ее юбилея, порадоваться, (но не повеселиться), побыть с близкими, не надмеваясь над ними, но при этом соблюсти пост, вполне можно. Поэтому, времени еще много, постарайтесь разумным образом подготовиться, и, думая о пользе души своей мамы, поучаствовать в ее торжестве.

Как быть, если трудно?

Вопрос: В первый раз серьезно подошла к посту. Чувствую себя очень слабой, совершенно опустошенной и неспособной вести привычный активный образ жизни. Пытаюсь молиться, но и молитва толком не идет. С трудом стала вычитывать Правило. Такое впечатление, что кто-то высосал все силы. Посоветуйте, как быть?

Ответ: Совет тут можно дать один - не отступаться. А Вы как думали, что начнете первый раз поститься, и сразу Ваш великопостный путь будет усеян розами? Амброзией и нектаром покажутся картошка и рис? Косточки не будут болеть от земных поклонов и выстаивания великопостных богослужений? Греховный навык требует преодоления: например, бросает человек курить, думаете, просто ему это дается? Иные чуть ли об стенку головой не бьются. Знает человек, что недобрая это, греховная привычка, от которой надо избавиться Христа ради, и держится. В Евангелии что говорится - «по плодам их узнаете их», а не по тому состоянию, которое мы переживаем. Потерпим, помучаемся, понудим себя благочестивой жизнью, и Господь даст утешительный плод; если же будем приятность одну искать - известно, где кончается путь живущих прохладно.

Новый год и Рождество

Вопрос: Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?

Ответ: Рождество Христово – это день рождения Христа. А новолетие – это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.

Пост в преддверье главного праздника всех христиан Рождения Христа именуется Рождественским постом (28 ноября – 6 января).

Он берет свое начало еще из древних веков. Один из самых главных постов упоминают в церковных писаниях уже с четвертого века нашей эры. Изначально существовало несколько версий соблюдения поста: от 6 до 10 дней. С 12 века всем христиане соблюдают этот пост в течении шести недель — 40 дней, а именно с 28 ноября по 6 января по новому стилю. Перед началом поста, в его канун 27 ноября, празднуют день памяти апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым.

Рождественский пост является одним из самых строгих. Существует определенный перечень продуктов, которые запрещено употреблять в этот период: мясо, молочные продукты, яйца. Следует отдать предпочтение овощам в любом виде, кашам, фруктам и хлебу. Не столь категоричные правила к употреблению рыбы и морепродуктов: их можно есть практически во все дни, но кроме среды и пятницы. Употребление вина также ограничено, его разрешается пить изредка по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Такими являются Введение во храм Пресвятой Богородицы, которое отмечается 4 декабря, или День святителя Николая Чудотворца, который припадает на 19 декабря.

Последний день в преддверье Рождества Христова называется Сочельником. Он является данью памяти о пророке Данииле и трех отроков. В этот день готовят из зерен пшеницы, чечевицы или риса особое блюдо – сочиво, которое едят вечером 6 января. Его подслащивают медом, также добавляют туда изюм, орехи или мак. До этого необходимо воздерживаться от любой пищи в течении всего дня.

Рождественский пост – это время раскаянья, изменения своей души в благородных целях. Пост – это час строгого внимания к духовному началу. Он нужен не только для борьбы с грехами тела: обжорством, пьянством, плотской нечистотой, но и для помощи христианам в достижении основной задачи их земной жизни — стяжания Духа Святого. Во время поста душа человека становится открытой: там можно увидеть все грехи. И человек обязан не только изгнать все эти грехи, но и встать на страже своей души, стараясь не допустить в неё вражеские помыслы: ненависть, злость, печаль, злорадствие, гордыню и так далее. Результатом очищения должно стать чувство покаяния. И если человек всеми мыслями и действиями устремлен к Господу, то он сам станет охранять его сердце и душу.

Воздержание во время поста, как духовное, так и физическое, походит за чтением молитв. Ведь без молитв и покаяния пост превращается в обычную диету. Библия раскрывает множество молитв, большинство которых подойдут и для предрождественского времени. Во время Рождественского поста следует сделать уклон на утренние и вечерние молитвы. Важным условием утренних молитв является поминание и благодарение. Обязательно следует молиться о мире и здравии, духовного наставника, родных и близких людей, или просто знакомых, которые тем или иным способом связаны с вами. Рекомендуется чтение Евангелия, например, того, которое читается в этот день в храме, что можно узнать из церковного календаря. Христиане, которые регулярно исполняют утренние и вечерние молитвы, часто читают Евангелие, стоит читать Псалтырь. Молитва – это своеобразная беседа с Господом. И какую бы молитву вы не выбрали, главное произносить ее от чистого сердца, что является основным правилом во время Рождественского поста.

Главное назначение Рождественского поста – достойно встретить рождение Сына Божьего, настроить верующую душу на честное общение в первую очередь с самим собой, очиститься как духовно, так и физически.

С 28 ноября 2019 года по 6 января 2020-го православные верующие будут соблюдать Рождественский пост. Это период не только воздержания в пище, но и духовного очищения.

Посещение церкви, усердные молитвы, отказ от развлекательных мероприятий помогают создать особый эмоциональный настрой в эти дни.

Мы расскажем о том, каких ограничений в питании следует придерживаться верующим и какие молитвы читать в Рождественский пост с 28 ноября 2019-го по 6 января 2020 года.

В это время из рациона исключаются продукты животного происхождения (мясо, яйца, молоко, сливочное масло, сыр и др.), однако можно есть рыбу – по субботам и воскресеньям, а также в дни великих праздников.

Новый год, который отмечается с 31 декабря на 1 января, не является церковным праздником, и в эту ночь верующим нужно придерживаться такого же рациона, как и в обычные дни.

2-6 января, накануне светлого праздника Рождества, пост становится строже. В это время постящимся рекомендовано сухоядение. Уже нельзя включать в меню рыбу, а крепкие спиртные напитки запрещены.

6 января 2020 года, в Сочельник, навечерие праздника Рождества Христова, многие люди полностью отказываются от пищи и приступают к трапезе только после появления на небе первой звезды.

Эта традиция связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. Семьи собираются за праздничным столом, к которому подают обрядовые блюда.

Как правильно молиться в Рождественский пост в 2020 году?

Ежедневно, в том числе перед трапезой, нужно читать молитву «Отче наш»:

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас в искушение,
но избави нас от лукавого».

Можно дополнить молитву такими словами:

«Даруй мне, Господи, защиту от пресыщения и чревоугодия, позволь мне принять благостные дары Твои, дабы, вкусив их, укрепился я духом и телом и служил бы во славу Твою».

Молитва во время Рождественского поста после трапезы

«Благодарим Тебя, Христе Боже, за то, что напитал нас земными твоими благами; не избавляй же нас и от Царства Божия, но как среди учеников явился Ты, Спаситель, прииди к нам и спаси нас».

Вечерняя молитва во время Рождественского поста на каждый день

«Вечный и милостивый Боже, прости мне грехи, сотворенные мною делом, речью или мыслью. Дай, Господи, смиренной душе моей очищение от всякой скверны. Ниспошли мне, Господи, в ночи спокойный сон, дабы утром я вновь послужил пресвятому Твоему Имени. Избавь меня, Господи, от суеты и лихих помыслов. Яко есть сила и Царствие Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Кроме ежедневно совершаемых в Рождественский пост молитв, старайтесь как можно чаще читать Священное Писание, в частности, отрывки из Евангелия, которые звучат в разные дни поста в храмах (о том, что это за истории, можно узнать, обратившись к церковному календарю).

Какие еще молитвы читают в Рождественский пост дома?

На эти дни приходится несколько важных праздников:

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря),
  • День святителя Николая Чудотворца (19 декабря),
  • День апостола Андрея Первозванного (13 декабря),
  • День Варвары Мученицы (17 декабря),
  • День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря) и др.

В это время православные христиане причащаются в храмах. Чтобы подготовиться к такому событию, в субботу следует читать покаянные церковные каноны, а после причастия – благодарственный канон. Также можно читать каноны, акафисты и молитвы святым.

Как правильно молиться в Рождественский пост?

Это нужно делать с чистой душой и сердцем, ведь молитва – это ваш искренний разговор со Всевышним! Молитвы можно читать и в храме, и дома.

Отвлекитесь от повседневных дел и зажгите свечу перед иконою, настройтесь на соответствующий лад. Осените себя трижды крестным знамением, совершите несколько поясных или земных поклонов и произнесите слова молитвы. Они должны исходить не только из ваших уст, но и из сердца.

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной».

«Тем же молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Вечером в Сочельник начинается торжественное богослужение, которое идет всю ночь, соединяясь с торжественной утренней литургией. По окончании литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча, и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Тропарь, глас 4
«Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе».
(Перевод: «Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!»).

Кондак, глас 3
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».
(Перевод: «Дева сегодня рождает Высшего сущности и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог»).

Величание
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии».

Задостойник, глас 1-й
«Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.
Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь».