Главная · На заметку · Что означает понятие свобода творчества. Творчество и свобода как принципы и необходимые условия совершенствования общества. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запре­щается

Что означает понятие свобода творчества. Творчество и свобода как принципы и необходимые условия совершенствования общества. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запре­щается

Свобода связана со способностью человека гармонизировать внутренний и внешний миры и тем самым формировать многосто­ронний, целостный, непротиворечивый взгляд на мир. На этот аспект в свое время обратил внимание Н. Бердяев : "Подлинная сво­бода есть выражение космического (в противоположность хаоти­ческому) состояния вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности всех ее частей". Через свободу человек как бы творит мир и в этом плане даже превосходит бога, ибо мир, богом созданный, начинает переделывать по образу и подобию своему. Такой подход Бердяева вызвал резко отрица­тельную реакцию со стороны теологов разных стран. Для нас же важно подчеркнуть именно творческий элемент в категории сво­боды. У И. Ильина эта мысль выражена еще отчетливее: "Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой труд на материале своих страстей и своих талантов ".

Здесь творчество и свобода оказываются теснейшим образом связанными друг с другом и со страстями. Таким образом, творче­ство есть постоянный поиск нового, созидание нового, где человек надеется обрести свободу, т. е. в конечном счете, самого себя. Ведь именно реализация всех заложенных в человеке потенций, максимальное их раскрытие и есть главная задача свободы.

5. Проблема ответственности в философии и этике

Свобода человека сопряжена с ответственностью, так как любое действие человека, как правило, затра­гивает интересы других людей. Проблема ответственности человека достаточно четко разработана в экзистенциализме. В этой философии воля человека свободна, и так же свободно человек определяет свою сущность, судьбу и свой выбор. Именно поэто­му человек ответствен за все происходящее в мире, все его несовершенства. Экзистенциализм, как правило, жестко определяет меру ответственности. Человек не имеет права уклоняться от личной ответственности за зло, которое совершается в этом мире.

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять само контроль и самоуправление. Совесть выступает какконтролер всех действий человека. Сделанный человекомвыбор, принятое решение означают, что человекготов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи.

Ситуация выбора требует от человека принятия решения. Свободное решение и действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность – две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целенаправленной деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели. Также можно сказать, что ответственность - это соответствие моральной деятельности долгу.

СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА - сознательная целенаправленная деятельность художника, которая опирается на знание объективных законов природы, общества, развития искусства и процесса творчества и использует это знание. Степень свободы творческого субъекта определяется мерой не только теоретического, но и практического овладения законами мира и созидательной деятельности, т. е. развитием не только познания, но и художественной практики. Т. о., свобода художественного творчества - это способность художника творить в соответствии со своими целями и интересами, опираясь на познание объективной необходимости. Марксистско-ленинская философия и эстетика выступают как против волюнтаризма, отрицающего всякую детерминированность творческого процесса, так и против абсолютного детерминизма, полностью исключающего свободу творческой субъективности. Представителями первой точки зрения являются экзистенциалисты (см. Экзистенциализм в эстетике). Н. Гартман писал: «Художника не подгоняет никакая обязанность, на нем не лежит никакая ответственность. Для этого ему открыто безграничное царство возможного, которое не связано никакими условиями… Свобода художника… является чистой свободой, не связанной никакими внешними узами». Экзистенциалисты трактуют свободу в субъективно-идеалистическом духе, но отличаются от Гартмана тем, что не отрицают нравственной ответственности творческой личности. На позициях абсолютного детерминизма стоят некоторые представители философии и эстетики неотомизма. Обе указанные тенденции метафизически противопоставляют друг другу необходимость и свободу и тем самым закрывают себе путь к правильному пониманию проблемы.

В современной буржуазной эстетике особенно широко распространена концепция абсолютной свободы художественной деятельности. Однако такая свобода существует лишь формально. В. И. Ленин называл ее буржуазной, анархической фразой, сплошным лицемерием. Писатель зависит от буржуазного издателя, от буржуазной публики, от цензуры, денежного мешка. Жить в обществе и быть свободным от общества, подчеркивает В. И. Ленин, нельзя. Французский писатель Бальзак нарисовал мрачную картину полного подавления художественной деятельности в условиях капитализма (роман «Утраченные иллюзии»). О враждебности капитализма творчеству говорят замечательные произведения немецкого писателя Т. Манна. Лучшие представители буржуазной интеллигенций говорят в один голос о враждебности капитализма творческому началу человека.

В. И. Ленин считал, что художников, писателей, актеров и т. д. нужно в первую очередь освободить от крепостнической цензуры, от буржуазно-торгашеских отношений, от политического шантажа и давления. Далее, их надо освободить от анархистско-индивидуалистических влияний, ибо анархизм - это вывернутая наизнанку буржуазность и несвобода. Путь к творческой свободе, по Ленину,- это преобразование общественных отношений, уничтожение власти слепых экономических сил. Такую свободу как раз предоставила творческим работникам Великая Октябрьская социалистическая революция. В беседе с К. Цеткин В. И. Ленин сказал, что до революции развитие искусства находилось в зависимости от моды и прихоти царского двора, от вкусов и причуд аристократов и буржуазии. Революция освободила художников «от гнета этих весьма прозаических условий. Она превратила Советское государство в их защитника и заказчика. Каждый художник… претендует на право творить свободно, согласно своему идеалу…».

Глубина постановки В. И. Лениным вопроса о свободе творчества заключается в том, что эту свободу он не противопоставляет ни объективной необходимости, ни общественному долгу художника. Подлинная свобода искусства состоит в том, что оно служит «не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». Именно из глубокой связи с жизнью народа, из добровольного, охотного служения делу социализма и коммунизма, по мысли В. И. Ленина, возникает настоящая, действительная свобода творчества. Имея в виду литературу социалистического общества, В. И. Ленин писал: «Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)». В. И. Ленин указывал на необходимость обеспечить художнику большой простор для творческих поисков, личной инициативы, личных склонностей, индивидуального стиля и т. д. Художник не свободен в выборе объективных условий для своей деятельности, но он обладает свободой определения целей своих творческих замыслов и средств их воплощения. Т. о., творческая свобода реально существует, но она определяется целым рядом объективных и субъективных факторов: уровнем общественного развития, социальным строем, степенью познания художником объективных закономерностей, его мировоззрением, знанием законов искусства и художественного творчества. Все это налицо в условиях социалистического общества, где для творчества обеспечена полная, ничем не стесненная свобода.

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется сво­бода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен­ностям.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедо­ступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящих­ся в государственных и общественных фондах, развитием и равномер­ным размещением культурно-просветительных учреждений на терри­тории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культур­ного обмена с зарубежными государствами.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44 Конститу­ции РФ относится к числу важнейших прав и свобод граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства РФ о культуре (1992 г.) и Закон РФ о средствах массовой информации (1991 г. с изменениями и дополнениями от 4.08.2001 г.).

В числе таких гарантий, следует, прежде всего указать на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятель­ность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной дея­тельности может быть осуществлен только судом, а авторы подобных произведений, как и ор­ганы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Гарантией права на свободу творчества в средствах массовой информации является уста­новление недопустимой цензуры - требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общест­венных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профес­сиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и не­профессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распо­ряжения результатами своего труда, поддержку государства. Согласно ст.31 Основ законода­тельства о культуре представительная, исполнительная и судебная власть в РФ выступает га­рантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности (в том числе и творческих ра­ботников), защищая их посредством законодательной и иной информативной деятельности, пресечения посягательств на права и свободы.

Для защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность принят пакет специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности. К ос­новным из них следует отнести законы РФ от 23 сентября 1992 г.: Патентный закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов), Закон о товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименовании мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий инте­гральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных и Закон об авторском праве и смежных правах (1993 г.).

Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на ре­зультаты интеллектуальной деятельности, т.е. на нематериальные объекты, тогда как право собственности относится к вещным правам.

Выделяются две основные группы исключительных прав в зависимости от характера объ­ектов этих прав.

Первая охватывает права "промышленной собственности" ("промышленные права"), под которыми понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемой в производстве, а также на охраняемые законом символы и обозначения, ис­пользуемые в торговом обороте (товарные знаки, наименования мест происхождения товара и др.).

Вторая группа охватывает исключительные права на объекты авторского права, которые не требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство значительно расши­рило сферу действия авторского права. Наряду с охраной традиционных объектов (произведений науки, литературы, искусства) теперь охраняются также смежные права (исполнителей произведений, права на фонограммы, постановки, передачи эфирного и кабель­ного вещания). Система охраны произведений литературы распространяется также на компьютерные про­граммы и базы данных.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществля­ется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора.

Споры об имущественных и личных правах патентовладельцев (обладателей свиде­тельств), а также авторов литературных, научных, художественных произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейским судами по желанию сторон, кроме споров, отнесенных к исключительной компе­тенции Высшей патентной палаты.

Сущность творчества. Творчество и свобода.

Свобода политическая, физическая, духовная, экономическая.

Существует два основных понимания творчества:

    Творчество - социально обусловленная духовно-практическая деятельность, целью которой является создание новых, социально значимых и эстетических консфукций,

Тезисы о свободе:

    Свободы не существует

    Если существует, то только в творчестве

    Если существует в творчестве, то как источник трагедии

Свобода физическая - свобода движений и действий

Свобода политическая - "избавление от государственного насилия, бюрократизма и т.д.

Свобода экономическая - отказ от экономического принуждения, жесткого

Свобода духовная - интеллектуальная и нравственная автономность

Если человек подчинен нравственным законам и не может нарушать моральных запретов,

то это не свобода, а необходимость. Единственная свобода человека это творчество, но эту

свободу надо понимать в ограниченном и условном смысле.

Но главные страдания начинаются, когда продукт творчества выноситься на публичное обозрение. Творец подвергается насмешкам, упрекам, угрозам, преследованиям.

Следовательно, в творчестве содержится не сама свобода, а лишь обещание которому не суждено сбыться. Все что выдается за свободу - выбор цели, воплощение цели - это иносказание, употребляемое для обозначения каких-то изменений человеческого бытия.

СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА.

Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Творчество позволяет людям передать свои мысли и переживания и вместе с тем ограничивает их, задает определенные рамки самовыражения и познания.

Творчество, с одной стороны, отражает прошлое народа, а с другой - определяет многие особенности его психологии, а значит влияет на настоящее и будущее. Существуют два основных понимания творчества:

    Творчество - социально обусловленная духовно-практическая деятельность, целью которой является создание новых, социально-значимых и эстетических конструкций.

    Творчество - постепенное творение человеком самого себя, самоусовершенствование личности независимо от социальной среды.

ТВОРЧЕСТВО и СВОБОДА.

Человек - существо социальное. Жизнь людей взаимообусловлена. Иначе говоря, люди как физически, так и духовно творят друг друга. Между ними складываются связи, рожденные социальностью, т.о. общество - это сумма социальных связей. Общество - это та сила, которая делает человека человеком, оно постоянно меняется. Кант выводит нравственную свободу из разумности человека, побуждающей его жить по моральным законам. А так как разум у всех один, то и нравственные законы едины. Если человек подчинен нравственным законам и не может нарушать моральных запретов. то это уже не свобода, а необходимость. Назначение общества Кант видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Заключая общественный договор, люди не жертвуют своей свободой, а лишь создают правовые условия для более надежного и упорядоченного пользования ею. Единственная свобода человека это творчество, но и эту свободу надо понимать в ограниченном и условном смысле. Человек не может быть свободен от общества, а так как творчество создают люди, то и оно носит зависимый от общества характер. С творчеством связаны самые счастливые и радостные минуты жизни. Β процессе творения можно изведать редкие переживания - вдохновение, вспышки озарения, гордость от рождения великого, но бывают и

отрицательные эмоции, вызванные недовольством собой, отвращение к результатам долгих усилий.

Но главные страдания начинаются, когда продукт творчества выносится на публичное обозрение (художественное произведение, картина и т.д.) тогда возможно, что творец подвергнется насмешкам, упрекам, угрозам, преследованиям.

Следовательно, в творчестве содержится не сама свобода, а лишь обещание которому не суждено сбыться, и получается, что выдается за свободу - является выбором цели, а воплощение цели - это иносказание, употребляемое для обозначения каких-то изменений человеческого бытия.

СВОБОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ, ДУХОВНАЯ,

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.

В настоящее время существует несколько понятий свобод. Свобода в философии - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законом развития природы и общества. Свобода вообще - отсутствие стеснений и ограничений.

Свобода личности - неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести.

Свобода физическая - свобода движений и действий.

Свобода политическая - избавление от государственного насилия, бюрократизма и т.д.

Свобода экономическая - отказ от экономического принуждения, жесткого

контроля за производством и торговлей, самостоятельный выбор работы по найму.

Свобода духовная - интеллектуальная и нравственная автономность.

1. Проблема свободы в философии.

2. Необходимые условия для свободы.

3. Творчество: его истоки и проявления.

4. Свобода и творчество в концепции Н.Бердяева.

Как мы выяснили, человек существо духовное. Он не только удовлетворяет свои физиологические потребности, но и стремится к духовным идеалам и ценностям. Именно они определяют духовные качества каждого человека, и именно ориентируясь на них, личность выстраивает линию своего поведения.

Среди множества высших ценностей человеческого существования особо выделяется свобода. Действительно размышляя о человеческой жизни, мы невольно задаемся вопросами: «Свободен человек или нет? Что значит быть свободным? Каковы границы человеческой свободы? И самое главное, как стать свободной личностью?» Как вы понимаете, ответить на эти вопросы совсем не просто. В обществе, как правило, существуют две крайние и, в общем то не соответствующие действительности концепции свободы человека.

Волюнтаризм - трактует человека, как существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств и значит полностью свободное. Сторонники волюнтаризма определяют высшим принципом бытия волю человека и верят в ее полную независимость от реальностей мира. Человек, по их мнению, обречен быть свободным.

Фатализм - рассматривает человека, как существо полностью зависимое от внешних факторов (Бог, судьба, карма, природные необходимости, культурные нормы и т.д.) и поэтому полностью отвергает наличие свободы. По большому счету, все религиозные люди являются фаталистами, но и среди атеистов-материалистов тоже довольно много сторонников этой точки зрения.

Очевидная ограниченность волюнтаризма и фатализма, порождает стремление выявить подлинное значение понятия свобода. Как мы знаем человек существо биосоциальное и ею жизнь определяется природными и общественными необходимостями. Но перед человеком, как правило, встает не одна, а целый букет необходимостей. И если человек свободен, то он имеет возможность из множества альтернатив выбрать наиболее подходящую. Свобода есть там, где есть выбор: выбор целей деятельности, выбор средств достижения целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации. Сделав выбор желаемого из спектра альтернатив, человек тем самым снимает противоречие между свободой и необходимостью. Высшая же степень свободы человека - это совпадение его желаний и стремлений с объективной необходимостью. Например, вы закончили школу, и перед вами встала объективная необходимость получить профессиональное образование. Вы с детства мечтали стать бухгалтером и поэтому без всякого принуждения выбрали наш колледж, успешно сдали вступительные экзамены, и с огромным удовольствием учитесь в нем. В данном случае ваше желание совпало с объективной необходимостью, и вы успешно реализуете свой выбор. Отсюда следует, что свобода ~ это, прежде всего, право человека делать выбор и реализовывать его на практике. Антиподом свободы в таком случае выступает принуждение, т.е. действия человека под влиянием внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.



Все ли люди вокруг нас свободны ? Конечно нет, свобода или не свобода человека связана с множеством внутренних и внешних условий его существования.

Если взять современное общество, то для того чтобы быть свободным, человек должен стать совершеннолетним. До достижения совершеннолетия человек не имеет право самостоятельно решать свою судьбу, т.е. быть свободным.

Второе условие свободной деятельности - познание необходимости. При этом под необходимостью понимается знание законов природы и общества, умение находить средства и способы для реализации своего выбора. А это приходит только через жизненный опыт и процесс обучения.

Свобода человека сопряжена с ответственностью, так как любое действие человека, как правило, затрагивает интересы других людей. Тот, кто не способен брать на себя ответственность, не может быть свободным.

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный выбор, принятое решение означает, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать что-то не так или не то, предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности, и особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью, но и с личными качествами человека: ответственностью, совестью, мужеством, и, конечно же с силой воли.

Степень свободы человека зависит также от общества, в котором протекает жизнедеятельность человека. Каждая историческая эпоха устанавливает свой уровень свободы, путем моральных и юридических установлений. Причем расширение степени свободы на протяжении всей истории человечества осуществлялось в форме борьбы людей против ограничений своей свободы.

С другой стороны, свобода выбора зависит и от самого человека: от его умственных способностей, уровня образования и квалификации, наконец, просто от состояния здоровья. Поэтому, чем более всесторонне развита личность, тем большей свободы она требует от общества. Отсюда свобода и развитие личности органически связанны друг с другом и необоснованное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее деятельности и поведения, наносит вред, как личности, так и самому обществу.

Одним из самых удивительных свойств человеческой личности является способность к творчеству. Что же такое творчество? В большинстве учебников философии творчество определяется как процесс создания чего-то принципиально нового, неизвестного. Но создать, сотворить что-то принципиально новое очень трудно и происходит это довольно редко, Чаще всего творчество проявляется в процессе совершенствования, в доведении до более высокого качества уже существующего. И даже открытие, изобретение чего-то «принципиально нового», как правило, опирается на все те знания, умения, навыки и технологии, которые уже имелись у человечества. Отсюда следует, что творчество - это процесс человеческой деятельности, в ходе которого совершенствуются старые и создаются качественно новые духовные и материальные ценности.

Некоторые люди понимают под творчеством только деятельность в сфере науки или искусства. Но это не правильно, творчество очень неоднородно и многообразно. Существует множество различных видов творчества: научное, художественное, техническое, религиозное, мифологическое, военное, организаторское, ну и наконец, просто повседневно-бытовое. Также и к подготовке учебных заданий можно отнестись формально, а можно и творчески.

Все ли люди обладают даром творчества? Да все, но, к сожалению не все способны реализовать свои творческие способности. Для реализации человеком своего творческого потенциала необходимо соединение внутренних качеств (способностей, трудолюбия, силы воли и т.п.) и определенных внешних условий. Если, например, талантливый ребенок родился в низкообразованной, малообеспеченной семье, проживающей в каком-то глухом уголке нашей страны, то вряд ли у него смогут развиться его природные способности. Поэтому каждое государство, если оно хочет быть развитым и сильным, должно проявлять заинтересованность в создании благоприятных условий для развития творческих способностей, как можно большего числа своих граждан. А сделать это можно только за счет повышения уровня жизни» образования, культуры широких масс населения и активного приобщения подрастающего поколения к творческой деятельности.

Еще одно непременное условие реализации творческих способностей то, что они должны быть востребованы обществом. Из опыта истории мы знаем, что многие открытия, изобретения, художественные произведения встречались обществом в штыки, а их создатели преследовались. Поэтому творец должен быть не только талантливым, но и сильным, смелым, упорным и достаточно гибким человеком.

Но даже в благоприятных условиях не всем удается добиться творческих успехов в равной степени. Это позволяет ввести шкалу реализации творческого потенциала: способность, талантливость, гениальность.

Способность - это врожденная предрасположенность к какому-либо виду деятельности. У одних людей проявляется способность к техническому творчеству, у других к математике, у третьих к музыке и т.д. Причем исходный уровень этих задатков неодинаков у различных людей: у одних выше, у других ниже.

Талантливость - это уже развитые, за счет упорного труда, способности, позволяющие успешно реализовывать их на практике.

Ну, и наконец, когда у человека сочетается высокая врожденная одаренность с огромной силой воли, целеустремленностью и трудолюбием, то это приводит к гениальности - проявляющейся в создании качественно новых творений, имеющих огромное общественно-историческое значение. С именем гениев связаны поворотные моменты в развитии науки, искусства, техники, политики, военного дела и т.д.

Поскольку талантливость и особенно гениальность всегда сопровождается высоким уровнем вдохновения, одержимости и довольно часто интуитивным озарением, то данные феномены породили разные мнения на этот счет. Одни отождествляют гениальность с безумием, другие считают ее божественным даром. Но исследования в области психологии творчества показали, что среди гениальных личностей вполне здоровых и нормальных людей не меньше, чем среди простых граждан. А факты интуитивных озарений проявляются только при одном условии - когда человек полностью погружается в решение какой-либо проблемы. Поэтому творчество - это с одной стороны вдохновение, взлет фантазии, озарение, а с другой стороны - это упорный самоотверженный труд, требующий огромных профессиональных знаний и умений.

И заканчивая тему свободы и творчества, хотелось бы привести, по этому поводу, точку зрения известного русского философа Н.Бердяева . Он считал, что связь свободы с природной и социальной необходимостью лишает понятие свободы всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна, беспричинна. «Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы». Настоящая свобода, по его мнению, лежит в сфере духа и заключается, прежде всего, в творчестве. «Творчество не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира». Таким образом, свобода человека заключается в его внутренней творческой энергии. Через свободу человек может творить совершенно новую реальность, новую жизнь общества и природы. «Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и не только психическое существо, в природном смысле слова. Человек - свободный, сверхприродный дух, микрокосмос... Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество».

Вопросы и задания.

1 Что такое волюнтаризм и фатализм?

2. Что такое свобода с вашей точки зрения?

3. Что необходимо человеку чтобы быть свободным?

4. Что такое творчество? От чего зависит реализация творческого потенциала?

5. Что такое способность, талантливость, гениальность? Как стать гением?

6. Каким образом трактует свободу и творчество Н.Бердяев? Выскажите свое мнение по поводу этой концепции.