Главная · Освещение · Действителен ли пост без намерения. Принимается ли пост, если человек не совершает намаз и не выполняет иные религиозные обязанности? Можно ли кормить грудью ребенка во время поста

Действителен ли пост без намерения. Принимается ли пост, если человек не совершает намаз и не выполняет иные религиозные обязанности? Можно ли кормить грудью ребенка во время поста

Как религия влияет на личность человека? Как манипулируют? Помните что Люди с устоявшимися, но односторонними взглядами, и религиозными также, достаточно легко поддаются манипуляции при использовании привычных для них методов и правил влияния.

Религия может значительно влиять на формирование личностной жизненной концепции человека, на тип ее социальной активности, отношение к различных бытовых и служебных ситуаций . То же время уровень религиозности, способность организовывать жизнедеятельность согласно религиозным постулатам значительно зависит от базовых личностных особенностей.

Традиционным вероисповеданием в России и Украине является православие, является ортодоксальной течением христианства. Христианство декларирует любовь к ближнему, терпимость, смирение и всепрощение . Кроме православия, в Украине, Белоруссии и России исповедуют множество других религий, большинство из которых возникли в начале 90-х pp. XX в.

Во время «религиозной экспансии» в государстве появился ряд деструктивных религиозных сект. Влияние на людей оказывается посредством внушения и самовнушения, проводимой на фоне психофизического истощения.

Последнее обеспечивается выполнением разнообразных ритуалов, запретом сна, изнурительной физической работой, голоданием, строгим соблюдением диеты, бедной белками и нужны головном мозге аминокислоты.
Но только мастерства манипуляторов мало. Не каждый человек подвергается такому воздействию.
Наиболее податливыми есть люди, склонные к образованию сверхценных идей, внушаемых, со слабым типом нервной системы.

Аудиовизуально диагностировать членов деструктивных сект можно по следующим признакам : безразличие к собственной внешности, комфорту, часто худоба, нездоровый цвет лица (кожа с желтовато-сероватым оттенком, темными пятнами под глазами), сутулость, отсутствие заинтересованности в внешних событиях, отстраненность от окружения, замкнутость, сосредоточенность на собственных размышлениях, явное оживление во время ведения разговоров о важных, проповедуемые в секте, идеи.

Например, о величии Марии Дэви Христос, о глубине и значимости Рериховского учения космического разума, Высшей Истины, йоги и т.д.. Признаком есть очевидная одержимость при осуществлении сектантских ритуалов: медитации, проговаривание алогичных текстов, перегруженных словами-неологизмами, резко отрицательное отношение к определенному виду одежды, пищи и т.д..

Сторонники традиционных и новых вероисповеданий, независимо от ценностей декларируемых, обычно живут и действуют по обстоятельствам. Как жертва, так и убийца равно обращаются к Богу за помощью. Глубокая вера в ценности не лишает человека праздности, привычки лгать, воровать или убивать . Некоторые религии откровенно и громко пропагандируют национальную и религиозную превосходство, избранность себя Богом и, соответственно, второстепенности других. Сторонники такой религии откровенно или скрыто пренебрежительно относятся к людям, рассматривают их как низких существ, к которым нужно относиться как к животным, не обращая внимания на нормы морали, требования социума и законов, их душевные и физические страдания. Человек, глубоко верит, не всегда порядочным человеком, а иногда и наоборот.

Общение с человеком, проникается религиозными идеалами, требует особого подготовки по религиозным вопросам, знания декларируемых истин и реальной цели проводников.

Если хорошо ориентироваться в вопросах веры и религии, то можно достаточно эффективно влиять на человека, верит, всегда можно найти клавиши, нажимая на которые можно сыграть нужную мелодию.

Люди с устоявшимися, но односторонними взглядами, и религиозными также, достаточно легко поддаются манипуляции при использовании привычных для них методов и правил влияния. Можно сказать, что религия является еще одним фактором, который разделяет человечество в противовес дойные группировки, сеет раздор, ненависть и войну.
Достаточно вспомнить тысячелетние отношения христиан и мусульман, православных и католиков, шиитов и суннитов, мусульман и индуистов, отношения внутри индуистских религиозных каст и др..

Введение

В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.

Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.

Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях - подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.

Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.

Поэтому в своём реферате, я попытаюсь выяснить, как православная религия влияет на общество в нравственном значении и какую она играет роль выполняя ряд функций в обществе.

Социальные функции религии

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функция - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Нет такой отрасли знания, которая бы ответила полностью на все вопросы человеческого бытия; у каждой науки, даже предельно широкой, есть свои рамки исследования. В религии же, даже архаичной, выстраивается система ответов на все вопросы. Проблема не в том, насколько истинны эти ответы, а в том, что они, в отличие от науки, есть.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей - как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе; социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании; разобщенность и изоляция сменяются братством в общине; безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем.

Религия, обеспечивая реальное общение, выполняет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и во внерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией, взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам, которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную среду. Требования к общению между верующими, принятые практически во всех существующих религиях, помогают наполнить атмосферу взаимодействия гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения.

Регулятивная функция религии осуществляется с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов, которые управляют деятельностью, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и права. Наиболее яркие примеры воздействия религиозного права можно обнаружить в обществах, характеризующихся национальной и религиозной однородностью. В каждой религии есть собственная система контроля за выполнением моральных заповедей. В христианстве это - исповедь, на которую верующий должен приходить с определенной регулярностью. По результатам исповеди, а также поступков, которые совершались явно, назначается мера наказания или поощрения. При этом такое "воздаяние" может быть действительным или отложенным на неопределенный срок.

Интегрирующе-дезинтвгрирующая функция религии проявляется в том, что религия, в одном отношении, соединяет, сплачивает религиозные группы, а в другом - разъединяет их. Интеграция осуществляется в тех пределах, в которых признается более или менее единое вероисповедание. Если же в обществе имеются различные, к тому же противостоящие конфессии, тогда религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Иногда это может произойти даже против желания действующих религиозных руководителей, поскольку предыдущий опыт противостояния религиозных конфессий всегда может быть использован в целях текущей политики.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культурнотранслирующую функцию. Особенно на ранних этапах развития человеческого общества, сопровождавшихся разрушительными войнами, религия способствовала развитию и сохранению некоторых слоев культуры - письменности, книгопечатания, искусства живописи, музыки, архитектуры. Но при этом религиозные организации накапливали, охраняли и развивали только те ценности, которые имели отношение к религиозной культуре. Хорошо известны факты уничтожения церковниками книг и произведений искусства, которые отражали взгляды, противоположные официально провозглашаемым религией.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности некоторых из них. Долгоевремя непременным атрибутом законности государственной власти считалось освящение церковью вхождения на престол того или иного государя. До настоящего времени при вступлении в должность президентов некоторых стран приносится присяга на священной книге, почитаемой ведущей для этой страны религией. Сохраняется и обычай приносить присягу, подтверждающую правдивость слов на судебном заседании, также на священной книге. Религия может и лишить власть её законности, и подтолкнуть общество к свержению этой власти тем или иным путём.

Роль религиозного представления о мире в обществе

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, то есть ее роль, бывали и бывают разными. Существуют некоторые принципы, которые помогают проанализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, при определенных характеристиках места и времени.

В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферыжизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Но и взгляды, и деятельность верующих во всех областях общественной жизни подвергаются обратному влиянию объективныхфакторов развития экономики, политики, культуры. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения.

Религия влияет на общество сообразно своим специфическим чертам, отраженным в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру. Она такжепредставляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своимичертами и уровнями, внекультовые и культовые отношения и деятельность, учреждения для ориентации в религиозной и внерелигиозной областях.

В настоящее время широко распространено мнение о том, что общечеловеческие ирелигиозные идеалы и моральные нормы совпадают. Этомнение не учитывает ряда факторов.

Во-первых, в религии отражаются такие отношения, которые универсальны для всех обществ независимо от их типа; во-вторых, в религии отражаются отношения, свойственные данному типу общества (здесь тождество уже исчезает); в-третьих, религия отражает отношения, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых, религия отражает условия бытия разных сословий, групп, классов, представляет различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже о множестве национальных, региональных, родоплеменных.

Нравственное значение религиозного мировоззрения на общество

Всякая система мировоззрения вырабатывает свои принципы понимания природы, общества и человека. Религиозная система также содержит эти принципы, но если точные, естественные и общественные науки предлагают для описания и решения проблем различные методы, то у религии, при всей разносторонности способов воздействия на человека, метод один - моральное воздействие. При этом каждая религиозная организация стремится к положению единственного общественного арбитра, присваивая себе роль высшего судьи в делах морали. Это происходит на основании того, что моральные нормы светского общества чаще поддаются модификации в процессе исторического развития, чем "незыблемые" заповеди религии. С традиционной религиозной точки зрения, мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосредственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукоснительно следовать им. При таком понимании без и вне религии мораль появиться не может, и подлинная нравственность без религии не существует.

На самом деле, нравственные отношения коренятся в обществе, имеют собственный источник возникновения, развития и совершенствования, произрастают из гущи человеческих взаимоотношений, отражают реальную практику человеческого общежития. На заре человечества система запретов формировалась методом проб и ошибок в условиях постоянной борьбы за выживание. Тогда еще не было разделения сфер духовной жизни, господствовал религиозный способ мышления. Закрепить выработанные моральные нормы можно было только в религиозной форме.

К сильным сторонам религиозной морали можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые ответы, которые имеются в системе религиозной морали, способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. К сильной стороне религиозной морали можно отнести и постановку проблемы ответственности человека за совершенные деяния.

При разнице взглядов религиозных и нерелигиозных людей на источник моральных ценностей на практике они могут вести сходный нравственный образ жизни, разделять одни и те же принципы, одинаково понимать, что есть добро и зло. Опасна не безрелигиозная позиция, а позиция, в которой нет твердых духовно-нравственных оснований, объективных ценностей, независимо от того, религиозные они или безрелигиозные. Безрелигиозный выбор заставляет человека задуматься о таких проблемах, которые не возникают у верующего, ведь безрелигиозному человеку не приходится рассчитывать на помощь Бога, остается надеяться только на собственные силы. Это требует огромного мужества, интеллектуально-волевых ресурсов, духовной зрелости и нравственного здоровья.

Отношение религиии общества

Религия существует в обществе не как чужеродное тело, а как одно из проявлений жизни социального организма. Религия не может быть изолирована от социальной жизни, не может находиться вне связи с обществом, но характер и степень этой связи на разных этапах исторического развития неодинаков. С усилением социальной дифференциации возрастает самостоятельность различных сфер общественной жизни. Общество эволюционирует от целостности, в которой все слагаемые слиты воедино, к целостности, которая представляет единство многообразия.

Говорить о религии как о специфическом социальном феномене можно лишь применительно к довольно поздним эпохам истории. А в эти эпохи наряду с религией уже существуют другие социальные системы, обладающие своими функциями. Деятельность религии и других социальных систем тесно переплетена, вычленить особые функции религии в обществе можно только при определенном подходе. Этот подход предполагает, что всякое социальное действие есть субъективно осмысленное действие, ориентированное на определенные ценности. Вопрос о соотношении религии и общества - это вопрос о роли религии в мотивации социального поведения.

Влияя на мотивацию человеческого поведения, религия порождает определенные результаты жизнедеятельности, и сама, в свою очередь, является порождением жизнедеятельности общества (т.е. социальным феноменом). Оказывать воздействие на общество религия может только в том случае, если ее внутренняя организация соответствует организации всего общества (внутренняя структура элемента системы должна быть аналогична структуре всей системы) подчинена тем же задачам, что и общественная структура в целом.

Влияние религиозной морали на развитие общества

Церковь активно пытается воздействовать не только на верующих, но на все общество, пропагандируя ценности, признаваемые ею как базовые. Необходимо отметить, что при оценке социального развития российского общества православная церковь, например, придерживается гуманистических взглядов на проблемы экологии, демографии, социальных конфликтов, взаимоотношений различных религиозных организаций. Но при этом подчеркивается, что именно православная церковь всегда была хранительницей лучших традиций народа и его объединительницей в трудные времена.

Именно поэтому церковь претендует на роль главного арбитра и в моральных вопросах. Такая ситуация обусловлена еще и тем, что стремительное техническое и социальное развитие в настоящее время не подкреплено общепризнанными и обязательными моральными нормами. Нравственные оценки происходящего основаны на зыбких критериях сиюминутной пользы, выгоды, индивидуальной свободы. Человеческая жизнь теряет ценность. В связи с этим католическая церковь, например, устами своего папы Иоанна Павла II осудила все виды убийства. К ним отнесены смертная казнь преступников, аборты и эвтаназия . В энциклике упоминаются действительно серьезные аргументы: судебные и врачебные ошибки и злоупотребления, отказ человека от ответственности за свою и чуткую жизнь. Но главным доводом все же является тезис о том, что страдание "принадлежит трансцендентному в человеке: это одна из тех точек, в которых человек выходит на пределы самого себя и приближается к Богу". Лишение человека страдания, ограждение его от излишних мук, таким образом, является препятствием для его соединениямножеством, не дает ему познать настоящей радости на "том" свете. Как видим, церковь поднимает действительно важные моральные проблемы, которые общество не готово однозначно решить, но ответы на эти сложные вопросы готовятся по старому рецепту.

Совершенно другой отклик получают призывы церкви, когда они сопровождаются деятельностью по реальному воплощению в жизнь моральных образцов. Благотворительная работа священнослужителей и монахов в тюрьмах, больницах, домах престарелых и детских домах, в отличие от деятельности многочисленных благотворительных фондов, "отмывающих" деньги, наполнена настоящим теплом и сочувственным отношением к людям. Помощь, которую члены религиозных организаций оказывают нуждающимся, не является специализированной - юридической, психологической или педагогической. Но действенность ее гораздо выше - она основана на принципах человеколюбия. При этом никогда не забывается пропаганда религиозного вероучения, и ряды верующих постоянно пополняются.

Заключение

Проблема нашего общества состоит не в том, какую систему мировоззрения предпочитает человек, а в том, как он реализует свои убеждения в существующей социальной действительности. И верующие, и атеисты могут эффективно сотрудничать в деле построения справедливого общества.

Надежное функционирование и выживание общества предполагает непрерывность и устойчивость его жизнедеятельности, и социально целесообразное поведение его членов. Это достигается системой запретов, табу, норм, ценностей, которые способны придать совершенный вид социальным процессам, "восполнить" разрывы в социальной ткани, в общей ориентации людей, обеспечивая тем самым условия для предельной интенсификации "внутреннего мира человека: целеустремленности, уверенности, последовательности. В обстановке, когда такие механизмы не могут быть сконструированы из реальных элементов жизни, из наличных, очевидных фактов и доводов, предельно надежные регуляторы и ценности предполагают соотнесенность со сверхъестественными силами. Именно в этом случае религия усиливает стабильность и выживаемость общественного организма. В нашем обществе люди испытывают потребность в решении фундаментальных смысловых проблем, которые являются вечными. Поиск идет в разных направлениях, в том числе и в русле религии. Поэтому будущее религии в нашем обществе зависит от того, насколько скоро будут созданы условия для решения подобных проблем светским путем, не требующим обращения к идее Бога, к религиозной мотивации нравственных ценностей и норм.

Литература

1. Лобазова О.Ф. «Религиоведение» 2005г.

2. http://5ka.com.ua/41/34302/1.html

3. Арх. Августин. Церковь и будущее России 1996. № 6.

4. Макин С. Спасительница веры и Отечества 1996. № 11-12.

Многие люди верят в Бога ради спасения своей души, однако многочисленные исследования показывают, что участие в религиозных действиях может быть также полезным для тела и разума. Вот как религия может влиять на вашу жизнь.

Религия помогает вам противостоять тяге к нездоровой пище

Религиозные люди могут чувствовать, что у них нет контроля над собственной жизнью, однако их вера часто помогает противостоять тяге к вредной пище. В исследовании, результаты которого появились в журнале «Личность и социальная психология» в январе 2012 года, ученые делали студентам постоянные напоминания о Боге в тестах и играх. По сравнению с участниками, которые видели упоминания о приятных, но нерелигиозных объектах, студенты, которым напоминали о Боге, чувствовали, что они меньше контролируют свою будущую карьеру, но в то же время были готовы сопротивляться увлечениям, которые плохо влияют на их здоровье. Другими словами, исследователи писали, что мысли о Боге могут стать как бременем, так и благом с точки зрения самоконтроля. Это будет зависеть от того, какую часть своей жизни человек пытается контролировать.

...Но может стать причиной лишнего веса

Возможно, мысли о Боге и помогают противостоять искушению употреблять вредную пищу в условиях эксперимента, но сила воли, которую участники исследования проявляли в лаборатории, не всегда перерастает в здоровые привычки в реальной жизни. Согласно исследованию, результаты которого были представлены на встрече Американской кардиологической ассоциации в марте 2011 года, молодые люди, которые часто посещали религиозные мероприятия, на 50 процентов чаще страдали от ожирения в среднем возрасте, чем те, которые не посещали церковь. По мнению исследователей, виновниками набора лишнего веса, вероятно, являются продукты питания, связанные с религиозными обрядами. Однако эти результаты не доказывают, что религиозность может плохо отобразиться на вашей фигуре. Как правило, верующие люди живут дольше, вероятно, потому, что меньше курят.

Религия вызывает улыбку на лице

Верующие люди, как правило, чувствуют себя более счастливыми, по сравнению с атеистами. Согласно исследованию, результаты которого появились в журнале American Sociological Review в декабре 2010 года, это ощущение счастья появляется не из-за каких-либо конкретных убеждений, а из-за регулярного участия в религиозных действиях (таких, как еженедельное посещение церкви, к примеру). Знакомство с другими людьми в церквях, храмах или синагогах позволяет верующим строить социальные сети, более тесные связи и, в конечном счете, получать больше удовлетворения от жизни.

Повышает самооценку

В зависимости от того, где вы живете, религия может также повышать вашу самооценку, помогая вам чувствовать себя частью более крупной культуры. Религиозные люди отличаются более высокой самооценкой и лучшей психологической адаптацией, по сравнению с атеистами, показывают результаты исследования, проведенного в январе 2012 года. Однако это преимущество получают только те верующие, которые живут в странах, где религия широко распространена. Выводы, опубликованные в журнале Psychological Science, свидетельствуют о том, что религиозный человек будет чувствовать эти преимущества, к примеру, в Турции, но не увидит их в Швеции.

Религия помогает успокоить тревогу

Мысли о Боге могут помочь вам успокоить беспокойство, связанное с ошибками, которые вы совершили. Другими словами, верующие могут полагаться на судьбу, когда речь заходит об их ошибках, согласно исследованию 2010 года. Однако этот трюк не работает для атеистов. Исследование также показало, что неверующие люди более напряжены, когда совершают ошибки.

Защищает от симптомов депрессии

Восстановление после депрессии происходит лучше у религиозных людей. Согласно одному исследованию 1998 года, результаты которого появились в «Американском журнале психиатрии», пожилые пациенты, госпитализированные из-за физических проблем со здоровьем, но которые также страдали от депрессии, лучше справлялись со своими психологическими проблемами, если религия была неотъемлемой частью их жизни. Совсем недавно ученые сообщили, что вера в заботливого Бога улучшает реакцию на психиатрическое лечение у пациентов с депрессией. Интересно, что эта улучшенная реакция не была связана с чувством надежды у пациента или каким-либо другим религиозным фактором. Единственное, что имело значение для таких пациентов, - это убеждение, что о них заботится кто-то свыше.

Религия мотивирует посещать врача

На самом деле религиозность в целом связана с лучшим здоровьем, возможно, потому, что верующие люди имеют большую социальную поддержку, лучшие навыки преодоления трудностей и более позитивный имидж, чем те, которые не присоединяются к основанным на вере общинам. В одном исследовании 1998 года, о котором упоминается в журнале Health Education & Behavior, исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили, что прихожане чаще нерелигиозных людей проходят профилактические осмотры у врачей (в этом случае делают маммограмму). Исследование показало, что около 75 процентов прихожан из 1517 членов церкви регулярно делали маммограмму, по сравнению с 60 процентами (при выборке 510 женщин), которые не были членами церкви и в среднем менее регулярно посещали врача.

Снижает кровяное давление

Согласно данным исследования 2011 года, которое проводилось в Норвегии, люди, посещающие церковь, часто имеют более низкое кровяное давление, чем те, которые не являются прихожанами. Эти результаты особенно впечатляют, учитывая, что население Норвегии нельзя назвать слишком религиозным. Исследователи полагают, что культурные различия могут помешать религиозным норвежцам получать те же преимущества, что и американские прихожане. Фактически у участников исследования, которые посещали церковь не реже трех раз в месяц, кровяное давление было на один-два пункта ниже, чем у нерелигиозных участников. Результаты исследования аналогичны тем, которые наблюдались в Соединенных Штатах.

Эти результаты, похоже, объясняются с тем, что жизнь прихожан связана с церковной рутиной. По словам исследователей, верующие люди лучше борются со стрессом, который часто приводит к повышению кровяного давления, с помощью молитв, пения, общения со священнослужителями, а также церковных ритуалов, которые они выполняют вместе с другими прихожанами.

- 85.67 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Заочно-вечерний факультет

Кафедра финансы и кредит

по дисциплине «Культурология»

Тема: «Мировые религии.

Влияние религии на человека, культуру, общество, цивилизацию»

Выполнила: студентка гр. ФКзу-09-2

Пименова Ю.В.

Проверил:_____________________ __

______________________________ ___

Иркутск – 2011 г.

  1. Введение………………………………………………………… …….........3
  2. Основная часть…………………………………………………………….. 4
    1. Иудаизм…………………………………………………………… ….11
      1. История и распространение………………………………….. 11
      2. Особенности………………………………………………… …13
    2. Христианство……………………………………………… …………15
      1. Православие………………………………………………… …15
      2. Католицизм…………………………………………………… .16
      3. Протестантизм…………………………………………… …….17
    3. Ислам………………………………………………………………… 18
    4. Буддизм………………………………….……………………… ……20
  3. Заключение…………………………………………………… …………….25
  1. ВВЕДЕНИЕ.

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога». Слово «религия» буквально обозначает - связывание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (тёмное, простонародное, мифическое верование). Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера – не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Религия во все времена и для всех народов имела огромное значение. Она не может существовать без какой-либо религиозной деятельности, а стержень религиозной деятельности – это культ – совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Однако, есть такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: в процессе своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (имеется в виду «церковь» как организация).

От церквей принято отличать секты. В наше время это слово несёт на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

Источник всех религий един и постоянен, хотя учения разных религий и кажутся на первый взгляд совершенно отличными друг от друга... Мудрец знает, что главной основой всех религий и верований является одно - Истина. Истина всегда была закрыта двумя одеждами: тюрбаном - её голова, плащом - тело. Тюрбан - это тайна, известная под именем мистицизма, а плащ - нравственность, называющаяся религией... Те, кто видел её (Истину) без всяких покровов, не знают больше разума и логики, добра и зла, высокого и низкого, нового и старого - иными словами, перестают различать все имена и образы. Весь мир для них - только Истина. В их понимании Истина едина, но, представляясь человеческим взорам, она принимает множество форм, причём разница в представлениях о ней возникает благодаря её проявлению в различных местах и временах. Истину можно уподобить фонтану, который бьёт вверх одной струёй, а вниз падает многими каплями в разное время и на разные места.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Влияние религии.

Религия – один из важнейших факторов человеческой истории. Можно утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно с равным упорством доказывать, что без неё человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, именно так и следует её воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного – живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого – ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии, другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а третьи вообще запрещают религию. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Её роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определённые функции – способы влияния религии на жизнь людей. Итак, вот они:

  1. Мировоззренческая. Религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чём состоит смысл жизни.
  2. Психологическая. Религия даёт людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни. Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способным нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу).
  3. Нравственная. Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Однако, принадлежность даже к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
  4. Политическая. Религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея – «все мы христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (например, в эпоху борьбы католиков с протестантами). Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, и по сей день остаётся довольно распространённым и опасным явлением – источником общественной напряженности.
  5. Культуротранслирующая. Её можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела, буквально преобразив его. Но из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. После утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в её окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

Всё же религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества, сберегающим общественное культурное наследие, порой преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хоть церковь совершенно неверно воспринимать как музей или выставку, приезжая в любой город или в чужую страну, возникает желание посетить некий храм. Само слово «культура» восходит к понятию культ. Очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников.

Философы предлагают чётко различать два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу культуры – один из главных факторов, предохраняющий человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели – то есть угроз, которые может нести с собой цивилизация.

  1. Стабилизация устоев. Религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. Например, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна.

На примерах многочисленных социологических опросов, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, количество верующих в стране постоянно растёт и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей.

Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей.

В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.

Религия санкционирует определённые взгляды, деятельность, отношения, институты, придавая им ореол святости, или объявляет нечестивыми, отпавшими, погрязшими во зле, греховными, противоречащими закону, слову Божию, отказывает их признавать. Происходит наложение религиозных отношений на общественные отношения. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

2.1.1. Религия и общество.

Общество как некая совокупность людей одним из свойств имеет менталитет, мировоззрение – совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определённой профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции, то есть даёт людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций, и если они переживаются слишком долго и глубоко, то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение – своеобразная форма психотерапии, причём массовой, дешёвой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение – это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют нас страдать. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

С точки зрения богословов, у религии никаких минусов не было, нет и быть не может. Историки же говорят о наличии двух минусов. Первый минус – отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.

Описание работы

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога». Слово «религия» буквально обозначает - связывание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (тёмное, простонародное, мифическое верование). Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера – не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Содержание

Введение……………………………………………………………….........3
Основная часть……………………………………………………………..4
Влияние религии…………………………………………………….4
Религия и общество…………………………………………...6
Религия и политика……………………………………………7
Религия и культура……………………………………………8
Религия и нравственность…………………………………….9
Иудаизм……………………………………………………………….11
История и распространение…………………………………..11
Особенности……………………………………………………13
Христианство…………………………………………………………15
Православие……………………………………………………15
Католицизм…………………………………………………….16
Протестантизм………………………………………………….17
Ислам…………………………………………………………………18
Буддизм………………………………….……………………………20
Учение Будды………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………..26