Главная · Инструмент · Где находится подушка безопасности в машине. «Надувная» защита: как работают подушки безопасности и какие бывают? Основные достоинства подушек безопасности

Где находится подушка безопасности в машине. «Надувная» защита: как работают подушки безопасности и какие бывают? Основные достоинства подушек безопасности

Долгие годы надежный ремень безопасности оставался единственным средством пассивной безопасности автомобилиста. Шли дебаты по поводу их безопасности, особенно в отношении детей, но с течением времени, многие страны приняли законы об обязательности ремней. Статистика показывает, что использование ремней безопасности спасло тысячи жизней людей, которые могли бы погибнуть при столкновении.

Как и ремни безопасности, концепция пневмоподушки - мягкой подушки, срабатывающей при столкновении - давно витала в воздухе. Первая патентная заявка на надувное устройство для защиты пассажиров при жесткой посадке самолетов была подана во время Второй мировой войны. В 1980-х первые промышленные подушки безопасности появились в автомобилях.

Начиная с 1998 года, все новые автомобили, продаваемые в Соединенных Штатах, были обязаны иметь подушки безопасности со стороны как водителя, так и пассажира (закон распространился на легкие грузовики в 1999 году). На сегодняшний день статистика свидетельствует о том, что подушки безопасности снижают риск смерти в случае прямой лобовой аварии примерно на 30 процентов. Затем последовали подушки безопасности, вмонтированные в сиденья и двери. Сегодня некоторые машины имеют гораздо больше, чем две подушки - шесть или даже восемь подушек безопасности. Из-за тех же противоречий, которые когда-то происходили при внедрение ремней, подушки безопасности являются предметом серьезных государственных и промышленных исследований и испытаний.

Из этой статьи вы узнаете, какие научные достижения стоят за подушками безопасности, как это устройство работает, каковы его проблемы и в каком направлении развиваются технологии.

Законы движения

Прежде чем рассмотреть специфику, давайте вспомним основы законов движения. Во-первых, мы знаем, что движущиеся объекты обладают импульсом (произведение массы на скорости движения объекта). За исключением случаев, когда внешняя сила действует на объект, объект будет продолжать двигаться с заданной скоростью в заданном направлении. Автомобиль состоит из нескольких объектов, в том числе само транспортное средство, различных объектов внутри автомобиля, и, конечно, пассажиров. Если эти объекты не закреплены, они будут продолжать движение на той скорости, с которой двигался автомобиль, даже если автомобиль останавливился из-за столкновения.

Чтобы погасить импульс объекта требуется силы, действующие в течение определенного периода времени. Когда автомобиль попадает в аварию, сила, необходимая, чтобы остановить объект, достаточно велика, потому что импульс машины изменился мгновенно, в отличие от пассажиров - для этого потребовалось бы больше времени. Цель любой удерживающей системы заключается в том, чтобы помочь остановить пассажира с минимальным ущербом для здоровья последнего.

Подушка существует для того, чтобы снизить скорость пассажира до нуля практически без какого-либо ущерба. При этом ограничения, в рамках которых она должна работать огромны. Для выполнения своей задачи у подушки имеется пространство между пассажиром и рулем или приборной доской, и какая-то доля секунды. Даже это крошечное пространство и количество времени имеют огромное значение, так как система должна замедлить пассажира равномерно, а не резким толчком. В следующем разделе мы рассмотрим поподробнее части подушки и то, как они надуваются.

Надутие воздушной подушки

Цель подушки безопасности заключается в том, чтобы замедлить движение пассажира вперед насколько возможно равномерно в имеющиеся у нее доли секунды. Существуют три части подушки безопасности, которые помогут достичь такого результата:

  • Подушка сама по себе сделана из тонкой нейлоновой ткани и уложена в руль или приборную доску, или, как часто встречается в последнее время, сиденье или дверь.
  • Датчик устройства, который сообщает подушке о необходимости надува. Надутие происходит тогда, когда сила столкновения равна столкновению с кирпичной стеной на скорости от 16 до 24 км/час. Механический переключатель срабатывает тогда, когда есть массовый сдвиг, закрывший электрический контакт, что сообщает датчикам о том, что произошла авария. Датчики получают информацию из акселерометра, встроенного в микропроцессор.
  • Система надува пневмоподушки смешивает азид натрия (NaN 3) и нитрата калия (KNO 3), в результате чего выделяется газ. Горячий газообразный азот взрывом надувает подушки безопасности.

Ранние попытки использования подушек безопасности в автомобилях наткнулись на непомерно высокую цену и технические трудности, связанные с хранением и высвобождением сжатого газа.

Исследователей интересовало:

  • Имеется ли в машине достаточно места для размещения канистры с газом
  • Будет ли газ оставаться стабильным под высоким давлением
  • Как можно быстро и надежно надуть подушку безопасности при различных температурных условиях эксплуатации и без оглушающего звука

Им был нужен способ запустить химическую реакцию, производящую азот, который стал бы раздувать подушку. Малые твердо-топливные надуватели пришли на помощь в 1970-х годах.

Система надува в чем-то похожа на ракетный ускоритель. Система подушки безопасности поджигает твердое топливо, которое горит очень быстро, создавая большие объемы газа, раздувающие подушку. Затем подушка буквально вырывается из своего места на скорости до 322 км/ч - быстрее, чем в мгновение ока! В следующую секунду газ быстро рассеивается через крошечные отверстия в камере, тем самым сдувая подушку, чтобы вы могли двигаться.

Даже несмотря на то, что весь процесс занимает одну двадцать пятую секунды, дополнительное время необходимо, чтобы помочь предотвратить серьезные травмы. Кстати, порошкообразное вещество, высвобождающееся из подушки безопасности - это обычный кукурузный крахмал или тальк, который используется производителем для того, чтобы подушка оставалась гибкой и служит смазкой во время нахождения подушки в своем хранилище.

Меры предосторожности, связанные с подушками безопасности

С первых дней использования пневмоподушек, эксперты предупреждали, что подушки безопасности, должны использоваться в сочетании с ремнями безопасности. Ремни безопасности были по-прежнему абсолютно необходимы, поскольку подушки работали только в случае фронтального столкновения, происходящих на скорости более чем 6 км/ч. Только ремни безопасности могут помочь при заносе или боковой аварии (хотя боковые подушки безопасности становятся все более распространены в настоящее время), задних столкновених и вторичных воздействиях.Даже при современных достижениях технологии, подушки по-прежнему являются эффективным только при одновременном использовании коленного или плечевого ремней безопасности.

Не заняло много времени, чтобы понять, что сила подушки может повредить тем, кто оказался слишком близко. Исследователи установили, что зоной риска для водителя являются первые 5-8 см надува подушки. Так что, располагаясь в 25 см от подушки безопасности, вы получите надежный запас прочности. Это расстояние замеряется от центра руля до вашей грудины. Если в данный момент расстояние составляет менее 25 сантиметров, вы можете настроить водительское место одним из следующих способов:

  • Переместите водительское место назад, насколько это возможно, сделать чтобы удобно дотягиваться до педалей.
  • Немного опустите спинку сиденья. Хотя конструкции автомобилей различаются, большинство водителей может достичь расстояния в 25 см даже если водительское сиденье выдвинуто вперед, немного наклонив спинку сиденья. Если наклон сиденья не позволяет вам обеспечить хорошую видимость дороги, вы можете приподнять сиденье за счет системы подъема (не все машины оборудованы этой системой) или подложив твердую, нескользкую подушку для достижения того же эффекта.
  • Убедитесь, что подушка безопасности "нацелена" на центр груди, а не на голову и шею, наклонив рулевое колесо вниз (это работает только если ваше рулевое колесо регулируется).

Эти правила отличаются для детей. Подушка может серьезно ранить или даже убить непристегнутого ребенка, который сидит слишком близко к ней или же был выброшен вперед силой экстренного торможения. Эксперты согласны с тем, что для безопасности ребенка необходимы следующие условия:

  • Дети до 12 лет должны ездить закрепленными в правильно установленом, соответствующем возрасту автомобильном кресле на заднем сиденье.
  • Младенцы, находящиеся в кресле, закрепленном против хода движения (в возрасте до одного года и весом менее 10 кг) не должны ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, имеющего подушки безопасности на пассажирской стороне.
  • Если ребенок старше одного года вынужден ехать на переднем сиденье, оборудованном подушкой безопасности со стороны пассажира, то он или она должны сидеть в детском кресле, установленном по ходу движения, или на специальной подушке-бустере, или с использованием надлежащим образом закрепленного коленного или плечевого ремня, а сиденье должно быть откинуто или отведено назад насколько возможно.

В некоторых случаях, владельцы автомобилей могут захотеть иметь возможность отключить подушки безопасности. В следующем разделе мы будем обсуждать меры, которые необходимо предпринять, если вы хотите, чтобы ваши подушки безопасности были отключены.

Деактивация воздушных подушек

В ответ на обеспокоенность, возникшую по поводу детей и некоторых других категорий, особенно людей маленького роста, которые были убиты или тяжело ранены в результате неисправного или слишком мощного действия подушек безопасности, Национальная администрация безопасности дорожного движения (НАБДД) США в 1997 году опубликовала окончательные правила, позволяющие автопроизводителям использовать менее мощные подушки безопасности. Это правило позволяет снижать мощность подушек безопасности на величину от 20 до 35 процентов. Кроме того, начиная с 1998 года, ремонтным мастерским и дилерам было разрешено устанавливать переключатели, которые позволяют отключить подушки безопасности в случае необходимости. Владельцы автотранспортных средств в настоящее время могут получить разрешение на установку переключателя на одну или обе подушки безопасности в автомобиле, если они (или другие лица, использующие данный автомобиль) попадают в одну или несколько из этих групп риска:

  • Имеют право на отключение подушек безопасности как с водительской, так и с пассажирской стороны - лица с медицинскими показаниями, для которых риск срабатывания подушек безопасности превышает риск от отсутствия подушки безопасности
  • Со стороны водителя (в дополнение к медицинским показаниям) - люди, которые не могут расположить себя так, чтобы при эксплуатации машины от корпуса до центральной части подушки безопасности оставалось не менее 25,4 см
  • С пассажирской стороны (в дополнение к медицинским показаниям) - лица, которые перевозят ребенка на переднем сиденье автомобиля в кресле, установленном против хода движения, так как не имеют задних сидений, задние сиденья слишком малы, чтобы разместить на них детское автокресло или потому, что необходимо постоянно следить за ребенком по медицинским показаниям.
  • С пассажирской стороны (в дополнение к медицинским показаниям) - лица, которые перевозят детей в возрасте от одного до 12 лет на переднем сиденье, так как (а) на машине нет заднего сиденья, (б) владелец транспортного средства имеет больше детей, чем может поместиться на заднем сиденье или (в), так как необходимо постоянно следить за здоровьем ребенка.

Если вы хотели бы установить в вашей машине переключатель, вам необходимо ознакомиться со всеми "за" и "против", прежде чем пойти в мастерскую, а также с информацией от производителя о том, возможна ли установка такой опции на вашем автомобиле.

Очевидно, что даже у вас есть возможность установить переключатель, подушки безопасности должны быть оставлены на водителей, комплекция которых оставляет необходимое расстояние до подушки безопасности. Для тех же, кто не может следовать этому условию (даже с учетом предложений, перечисленных выше), подушка может быть отключена. Группа врачей на Национальной конференции по медицинским показаниям для деактивации подушек безопасности рассмотрела ряд медико-санитарных оснований, которые служат возможными основаниями для отключения подушки безопасности. По их мнению, медицинскими показаниями не являются:

  • кардиостимуляторы
  • ангина
  • эмфизема
  • астма
  • мастэктомия
  • предыдущме хирургические вмешательства в области спины и шеи
  • преклонный возраст
  • остеопороз
  • артрит
  • беременность
Напомним, что в США вы вообще не можете отключить подушку безопасности без установки переключателя. Однако, если заводом-изготовителем транспортного средства такой функции не предусмотрено, НАБДД позволит разрешить отключение подушки безопасности на индивидуальной основе при наличии соответствующих условий. Никогда не пытайтесь отключить подушку безопасности самостоятельно - помните, это не мягкая подушка! Она может повредить вам, если вы не знаете, что делаете - лучше обратиться с сервис-центр.

В некоторых машинах автопроизводители сами устанавливают переключатель подушек безопасности в том случае, если транспортное средство не имеет заднего сиденья или задние сиденья слишком малы, чтобы разместить детское кресло. В США производители в настоящее время не имеют права устанавливать переключатели для водителя. К чему эти правила? НАБДД США решила запретить заводскую установку переключателей из опасений, что они станут стандартным оборудованием на всех новых транспортных средств, - даже те, которые приобретаются людьми не входящими в группы риска. такое решение было принято и для того, чтобы производители работали над разработкой более безопасных, более развитых систем подушек безопасности, а не отключали существующие.

Будущее подушек безопасности

Мероприятия, направленные на поддержание и улучшение жизнесберегающих преимущества подушек безопасности, переживают свой расцвет. Новые тесты с использованием манекенов, проведенные под эгидой НАБДД, позволили улучшить требования к подушкам безопасности на основе новых знаний и научных исследований.

До недавнего времени большая часть успехов в авто безопасности была достигнута в области передних и задних столкновений, хотя 40 процентов от всех серьезных травм в результате аварий являются результатом боковых воздействий, а 30 процентов всех несчастных случаев являются результатами побочных последствий столкновений. Многие автопроизводители отреагировали на эти статистические данные (и связанные с этим новые стандарты) усилением дверей, дверных рам, и пола и крыши. Но автомобили, которые в настоящее время предлагают боковые подушки безопасности представляют собой новое слово в безопасности пассажиров.

Инженеры говорят, что разработка эффективных боковых подушек безопасности, намного сложнее, чем проектирование передних подушек. Это объясняется тем, что большая часть энергии от переднего столкновения поглощается бампером, капотом и двигателем, и это занимает от 30 до 40 миллисекунд, прежде чем воздействие достигнет водителя или пассажира. В боковом ударе, пассажира автомобиля отделяет от другого транспортного средства лишь сравнительно тонкая дверь и буквально несколько дюймов. Это означает, что вмонтированные в двери боковые подушки безопасности должны развертываться за пять или шесть миллисекунд!

Инженеры Volvo экспериментировали с различными способами монтажа боковых подушек безопасности, и выбрали задние сиденья в качестве места установки, потому что они защищают пассажиров любого размера независимо от того, как расположено место. Этот механизм позволяет им поместить механический датчик по бокам подушек сиденья водителя и переднего пассажира. Это предотвращает пневмоподушки неповрежденной части автомобиля от вздутия. Установка всего пакета подушек безопасности в спинки сидений также дает преимущество предотвращения ненужного развертывания, которые могут быть вызваны в результате столкновений с пешеходами или велосипедами. Для задействования боковых подушек безопасности столкновение должно произойти на скорости около 19 км/ч.

Инженеры BMW решили проблему установкой подушек безопасности, вмонтированных в дверь. Дверь имеет больше пространства, что означает подушку безопасности большего размера.

Головная подушка безопасности или Надувная трубчатая структура (ITS) немного похожа на большую колбасу, и, в отличие от других подушек безопасности, призвана оставаться надутой в течение пяти секунд, чтобы обеспечить защиту против второго или третьего ударов. воздействия. В сочетании с боковой подушкой безопасности, ITS предлагает более эффективную защиту при боковых столкновениях. Другой вариант для защиты головы в боковых столкновениях - подушка-"занавес".

Из всего этого ясно, что научные исследования, лежащие в основе подушек безопасности все еще новы, но быстро развиваются. В этой области можно ожидать много достижений по мере того, как у дизайнеров будут возникать новые идеи, которые они получат на материалах реальных автокатастроф.

В мире ежегодно порядка 1,2 миллиона человек погибают в автокатастрофах. Европы по количеству смертельных ДТП… Не в последнюю очередь влияют на исход происшествия технические свойства автомобиля, его «фарш». Поэтому и производители, и автолюбители озадачены поиском . Как свидетельствуют испытания, подушка безопасности водителя существенно снижает риск его гибели. Только представьте, машины столкнулись лоб в лоб и в такой ситуации шофёр получает шансов выжить на 20–25% больше. О том, как именно могут защитить человека автомобильные подушки, и какие из них наиболее эффективны - поговорим в нашей статье.

Идея «в мешке»

Как это работает?

Какой же принцип работы подушек безопасности? Состоит этот механизм из нескольких частей. Первое - сама подушка. Как правило, она выполнена из нейлона с силиконовым или . Объём водительской подушки достигает 80 литров, а пассажирских - до 130.

Видео о том, как работают подушки безопасности:

Второе - датчики удара и инертные датчики, расположенные спереди и на боках кузова. Третье - бокс с газом или пиротехнический патрон. В «коробочке» находится специальная «взрывная» смесь. Четвёртое - электронный процессор.

Жизнь в секундах

Так вот, все эти составляющие нужны, чтобы молниеносно среагировать и «открыть парашют».

Принцип таков: в момент удара срабатывает как минимум один . Он реагирует на давление или на неоправданную прибавку скорости. По цепочке датчик посылает соответствующий сигнал на микроплату. Процессор срабатывает и даёт команду о раскрытии пиротехническому патрону. В этот момент происходит мини взрыв, всплеск азота и подушка, наполняясь газом, выскакивает внутрь салона.

Подушка при раскрытии закрывает собой водителя и так смягчает удар. Также она с большой долей вероятности не даст человеку вылететь через .

Всё это происходит молниеносно, занимает какие-то доли секунды (в среднем порядка 0,25 секунды).

Плюс и минус

Но на этом работа подушки не заканчивается. Зафиксировав пассажиров, она автоматически сдувается. Таким образом, «мешок» не станет преградой и никого не зажмёт, мешая выбраться из машины.

Хотя есть здесь и недостаток: эффект подушки одноразовый. И если в момент аварии происходит, например, парное поэтапное столкновение, то сработает «мешок» только при первом «бахе».

«Надувной» ассортимент

Есть и разные виды подушек безопасности. Одни созданы, чтобы защитить водителя. Другие - . Есть «мешки» для салона и те, что крепятся снаружи авто, чтобы смягчить последствия для пешеходов. Отдельно разработаны и устройства для владельцев мототранспорта, чтобы при «встрече» лоб в лоб не дать наезднику вылететь вперёд.

Подушки в салоне могут быть боковыми и фронтальными.

На фронте…

Чаще всего сейчас применяют как раз фронтальные устройства, создающие блок между людьми, сидящими спереди, и передней частью машины. Эти подушки вмонтированы и в панель напротив пассажирского кресла.

Учитывайте, что если пассажирское место в вашей машине обеспечено фронтальной подушкой, то пассажир должен быть предельно внимателен. Главное правило: не держите ничего крупного (даже сумку) и не прижимайте коленями панель. Иначе при раскрытии можно получить серьёзные травмы…

… и сбоку

Но появляется возможность установки «воздушных мешков» в спинках и в дверях сбоку. Это и есть горизонтальная защита, которая пока чаще всего есть только в дорогих моделях.

Такие механизмы срабатывают от мощного толчка в бок кузова. Подобные подушки называют «занавесками» из-за того, что, вскрываясь, они располагаются в окнах. Такое положение позволяет защитить головы и шеи пассажиров.

Разумная защита

Процесс не стоит на месте и уже идёт разработка «мешков» нового поколения. Например, некоторые варианты настолько самостоятельны и разумны, что способны принимать решения об ограничении объёма при открытии. Такой себе само-стоп-контроль. Это возможность индивидуально подобрать параметры «вздутия» в зависимости от физиологических особенностей пассажиров и положения их ремней безопасности. Таким образом, можно избежать многих травм. Чтобы устройство могло проводить подобный анализ, предусмотрен специальный сенсорный механизм.

Безопасная безопасность

Несмотря на все ноу-хау, чтобы «воздушные мешки» сработали правильно, должны постараться не только механизмы, но и люди. Мы уже говорили о ремне безопасности. Так вот ещё раз - это не обсуждается, он должен быть пристёгнут!

Видео о том, как изготавливаются подушки безопасности:

Также внутри салона желательно принимать прямые, ровные позы. Вариант ехать полулёжа не подходит.

Также не закрывайте и не заклеивайте «красивостями» отверстия для вылета подушек. Особенно обратите внимание на устройство в руле - держите руки сбоку, а не поверх рулевого колеса.

Отдельный пункт - . Малыши должны ехать пристёгнутыми в специальных детских «перевозках», которые крепятся на заднем диване машины.

Будьте внимательны и не допустите, чтобы технологии, изобретённые для безопасности человека, привели к противоположному эффекту. Ни на минуту не забывайте, что в вашем автомобиле есть «надувные» подушки и пусть это будет поводом ездить ещё более аккуратно, а не «бросаться в скорость с головой».

Подушку безопасности в машине, где бы она ни располагалась и какого бы ни была вида, устанавливают для защиты от ударов пассажиров и водителя, которые они могут получить внутри машины в результате столкновения. Такое устройство нередко спасает жизни и защищает от травм при аварийных ситуациях.

Для обеспечения лучшей защиты подушки комбинируют вмести с ремнями безопасности. Ремни можно использовать без подушек, подушки же без ремня нельзя. Так как если во время аварии человек не зафиксирован ремнем безопасности, подушка ему не поможет. В этом случае он может навредить себе и другим. Если человек не пристегнут, то при столкновении подушка только травмирует его. Также он рискует получить травмы головы и шеи.

Виды подушек безопасности: из чего они состоят

Подушка безопасности представляет собой эластичную оболочку, которая при необходимости наполняется газом при помощи газогенератора. Изготавливают подушки обычно из нейлоновой ткани. Они срабатывают, как правило, при ударе или столкновении машины с чем либо. При столкновении автомобиля датчики, которые установлены в машине, определяют силу удара и устанавливают, какие именно подушки должны сработать. После этого датчики подают сигнал в блок управления. Затем подушка открывается внутри салона в самый нужный момент для защиты человека.

Виды подушек безопасности: в чем разница

Название подушки безопасности зависит от того, где она расположена. Бывают подушки таких разновидностей:

  1. Фронтальные
  2. Боковые
  3. Головные
  4. Коленные
  5. А также центральная.

Популярные виды подушек безопасности

Фронтальные

Это одна из самых распространенных подушек, чаще всего используемых при оснащении машин. В первую очередь она предохраняет водителя и впереди сидящего человека от удара о передние части машины внутри салона, а так же смягчает удар. Таким образом подушка защищает от повреждений внутренние органы человека. Подушка безопасности для водителя располагается в центре руля, а для переднего пассажира - на передней панели машины.

Отличаются эти две фронтальные подушки по размеру. Для водительского кресла меньших размеров, чем для впереди сидящего. Активируется такая подушка, если происходит лобовое столкновение машины. Подушку безопасности можно отключить, но только для переднего сиденья. В зависимости от тяжести аварии происходит двухступенчатое или многоступенчатое срабатывание.

Боковые

Менее распространенный вид подушек. Оснащают ими обычно дорогие автомобили. Предусмотрены они для того, чтобы человек не повредил таз, брюшную полость и грудную клетку, а срабатывают, если происходит боковое столкновение машины. Такие подушки делятся на виды: подушки-шторки, которые защищают весь салон машины, или подушки, которые защищают человека.

Располагаться боковые подушки могут:

  1. в спинке переднего сиденья
  2. в дверях машины
  3. на задних сиденьях.

Такие подушки имеют двухкамерную конструкцию, которая состоит из верхней части (она мягкая) и нижней части (она жесткая). Верхняя часть подушки оберегает грудную клетку от травм, а нижняя - таз.

Менее распространенные виды подушек безопасности

Головные

Основная функция – защищать голову в случае бокового столкновения машины. Применяются такие подушки для защиты всех, кто находится внутри машины независимо от того, где сидит человек: впереди или сзади. Располагаются подушки между стойками в крыше, в задней и передней части машины.

Коленные

Оберегают колени и голени от повреждений в случае аварии. Такие подушки размещаются под рулем и под бардачком (для впереди сидящего пассажира).

Центральные

Этот новый вид появился не так давно. Раскрываются подушки при боковом ударе и способствуют избежанию вторичных столкновений пассажиров. Для впереди сидящих людей располагают такую подушку в подлокотнике сиденья водителя. А для сзади сидящих людей - по центру заднего сиденья.

Подушки безопасности предназначены для одноразового использования. В случае раскрытия их необходимо заменить. Купить и установить новые подушки безопасности вы сможете, обратившись к специалистам. В замене будут нуждаться только те, что сработали.

В этой статье рассмотрим определение, предназначение и принцип работы данного элемента пассивной безопасности.
Каждый год по всему Миру жертвами автомобильных катастроф становятся более одного миллиона человек. Российская Федерация является одним из лидеров в антирейтинге европейских стран по численности дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом. Важнейшую роль в исходе опасной ситуации на дороге играет наличие у автомобиля различных систем активной и пассивной безопасности. В связи с этим как автомобильные производители, так и рядовые любители автомобилей на сегодня все более озадачиваются безопасностью машины. Самый часто встречающийся элемент пассивной безопасности – подушка безопасности. На протяжении многих лет она является надежным средством защиты человека и существенно уменьшает риск летального исхода (почти на четверть в случае лобового столкновения), о чем свидетельствуют многочисленные испытания на полигоне. Как работает подушка безопасности и прочие ее нюансы – об этом ниже.

Больше – лучше

В наше время сложно найти того, кто будет против этого элемента защиты в современном автомобиле. Многие при покупке автомобиля руководствуются рядом критериев, и безопасность, зачастую, занимает в этом списке не самое последнее место, а для кого-то это и вовсе самое главное. Поэтому нет ничего удивительного в том, что потребитель старается выбрать ту машину, у которой «мешков с воздухом» больше. И это правильный подход.

Не панацея

История «воздушных мешков» насчитывает не одно десятилетие, и на всем протяжении существования подушки инженеры делали данный элемент все более многогранным в плане защиты человека. Но, нужно осознавать, что подушка не является стопроцентной гарантией защиты от получения травм.
Факт, требующий к себе внимания: с момента появления «воздушного мешка» и даже в наше время, есть те, кто считают, что подушка способна заменить ремень безопасности. Однако, в последствии выяснилось, что это не соответствует действительности. «Воздушный мешок» не способен обеспечить высокую степень защиты в одиночку, но в паре с ремнем вполне возможно добиться удовлетворительных показателей. Ибо в момент аварии ремень фиксирует тело и подушка принимает на себя основной удар, тогда как отсутствие ремня чревато произвольным перемещением тела по салону в момент катастрофы. Как следствие – полезный коэффициент подушки резко снижается.
Более того, в момент аварии в непристегнутом состоянии человек рискует получить серьезные травмы двигаясь по инерции навстречу раскрывающейся подушке.
Кроме того, нужно учитывать немаловажный факт: «воздушный мешок» имеет одноразовое предназначение, и в случае его раскрытия обеспечить должный уровень защиты сможет только новый.

Принцип работы

Как все это работает? Данный механизм в включает в себя ряд узлов:

Все решают секунды

Все эти элементы необходимы для оперативного взаимодействия между собой и мгновенного раскрытия подушки в момент ДТП.
Алгоритм следующий: при столкновении на удар реагирует как минимум один датчик. Далее датчик по инерции отправляет нужный сигнал на микропроцессор. Тот активируется и затем следует команда раскрытия»взрыв»- патрону. Образуется несущественный взрыв, который влечет за собой азотистый всплеск и подушка, которая наполняется изнутри газом, выстреливает внутрь салонного пространства.
В момент раскрытия подушка своей поверхностью обволакивает человека, тем самым смягчая удар. При этом, раскрытие «воздушного мешка» предотвратит выброс человека через ветровое стекло.
Весь процесс происходит в считанные доли секунды, зачастую не превышая ее четверти.

Достоинства и недостатки

После аварии подушка самостоятельно сдувается сдувается. Исходя из этого, можно сделать вывод что наличие подушки не будет являться препятствием в тот момент, когда нужно будет выбраться из автомобиля.
Недостаток – подушка одноразовая. И если после первого удара при аварии следует второй-третий-четвертый, «мешок» уже не исполняет свои функции.
Какими бывают «надувные мешки»
Существует множество видов подушки безопасности. Одна ставит пред собой задачу защиты водителя. Другая предназначена для пассажирской безопасности. Третья и вовсе служит для того, чтобы оберегать пешеходов – как правило, такие подушки закрепляются снаружи. Существуют даже «мешки» для байкеров, которые предотвращают выброс через руль в случае лобовой конфронтации.
Вообще, как правило «мешки» безопасности бывают боковыми , а также фронтальными .

Линия фронта

В наше время чаще всего применяются именно «мешки» фронтального месторасположения, которые создают барьер между теми, кто сидит впереди, и торпедой автомобиля. Данные подушки интегрированы в рулевое колесо, а также в переднюю панель в районе бардачка, возле пассажирского сиденья.
Необходимо принять во внимание: наличие фронтального «мешка» для пассажира требует от последнего соблюдения ряда элементарных правил. Например, не стоит пассажиру держать перед собою габаритных вещей (к сумке это тоже относится) и прижиматься коленями о панель. В противном случае, это чревато получением серьезных телесных повреждений в момент раскрытия «мешка».

Ситуация на флангах

На данный момент любой уважающий себя автопроизводитель старается интегрировать в свою модель боковые «воздушные мешки» (в спинки передних сидений, на дверях и стойках). Это меры поперечной безопасности. Такие решения широкого применения пока что не получили, и зачастую доступ к такой защите есть только у состоятельных покупателей. Как правило, это автомобиль премиального сегмента.
Данный механизм срабатывает в результате существенного толчка в боковую часть кузова. Такие подушки именуются «занавесками» в связи с их раскрытием в пределах окон. Это позволяет уберечь пассажирские головы и шеи.

Интеллектуальная безопасность

Прогресс движется вперед, и благодаря ему появляются все более совершенные подушки. Скажем, некоторые модификации имеют настолько умную электронику, что имеют возможность с решать, в каком объеме раскрыться. Это дает возможность подобрать «конфигурацию под себя». «Вздутие» будет происходить с учетом особенностей телосложения человека, а также расположения на них ремней безопасности. Так можно добиться снижения телесного урона. Для этого существует особый механизм, работающий на сенсоре, который позволяет производить такое сканирование человека.

Подушка безопасности не является панацеей. Никакие высокие технологии не смогут обезопасить человека, если он сам этого не пожелает.

Поэтому ремень должен быть пристегнут всегда и везде. Подушка – это лишь часть защитного механизма. Когда срабатывают «мешки», нужно быть готовым к тому, что основной удар они проглотят, однако мелкие ссадины все равно будут.

Материалы

В глобальной сети существуют немало информационных ресурсов, которые рассказывают о том, как работают «воздушные мешки». Имеются также и соответствующие видео.
Вообще, всю необходимую информацию можно получить из краш-тестов. На полигоне работают специалисты, которые занимаются изучением подобных систем предотвращения ушибов. Поэтому, лучший способ узнать, как работает «мешок с воздухом» – зайти на сайт с краш-тестами и посмотреть видео.

Производители автомобилей особое внимание уделяют безопасности водителя и пассажиров во время движения транспортного средства. Машина – это источник повышенной опасности, требующий наличия современных систем защиты.

Очень часто дорожно-транспортные происшествия становиться причиной травмирования или гибели людей. Современные системы безопасности автомобиля повышают шансы человека на выживание даже в самых страшных автокатастрофах.

Автомобильные корпорации каждый год вносят изменения в конструкцию машины и применяют системы, направленные на сохранение здоровья и жизни людей. Это требует внушительных материальных издержек.

В конечном счёте они окупают себя, ведь всё большее количество людей при покупке машины обращают особое внимание на использование в ней современных систем безопасности.

Одно из центральных мест в обеспечении сохранения здоровья и жизни водителя с пассажирами при столкновении занимает подушка безопасности. Она смогла доказать эффективность своего использования и спасла не одну человеческую жизнь.

Главная задача устройства, смягчить последствия удара для человека. не даёт возможности телу человека при резком замедлении движения машины соприкоснуться с элементами салона.

Это позволяет избежать получения серьёзных травм и повреждений опасных для жизни человека. Своё название она получила за схожую с подушкой форму. Конструкция элемента безопасности очень проста: подушка, система наполнения и датчик.

Принцип работы подушек безопасности

При столкновении транспортного средства с движимым или обездвиженным препятствием специальный датчик передаёт сигнал в систему наполнения. Далее, следует реакция в виде смешивания азид натрия и нитрат калия.

Получается газ, стремительно наполняющий подушку безопасности. После срабатывания защиты газ в целях безопасности очень быстро деактивируется и рассеивается.

Когда подушка безопасности может нанести вред пассажиру?

Использования подушки безопасности требует от водителя соблюдения ряда правил, которые позволяют минимизировать возможный ущерб от её срабатывания. Не нужно забывать, что она раскрывается на очень большой скорости до 300 километров в час.

Принципы безопасного использования подушки безопасности:

Использование ремней безопасности

Встреча не пристёгнутого ремнями безопасности тела человека и выстрелившей подушки безопасности чревато получением черепно-мозговой травмы. Отдельные производители в целях безопасности предусмотрели деактивацию подушки безопасности если человек не пристёгнут

Использование очков

Водитель или пассажир, которые носят очки рискуют получить травмы глаз при активации системы безопасности. Часто после сильного удара стёкла очков просто не выдерживают и разбиваются на большое количество мелких фрагментов

Установка детского сиденья

В целях безопасности установка на переднем пассажирском кресле должна выполняться тыльной стороной к подушке безопасности. Выстрелившая на большой скорости подушка может нанести ребёнку серьёзные травмы

Дистанция

Расстояние между фронтальной подушкой безопасности и грудью человека не должна быть меньше 20 сантиметров.

Местоположение подушки безопасности в машине

Определить местоположение подушек безопасности в автомобиле несложно. Они маркируются подобными надписями: Airbag и SRS Airbag.

По расположению в салоне машины можно выделить следующие подушки безопасности:

Фронтальные

Размещаются на руле и над бардачком на передней панели салона автомобиля

Боковые

Они находятся сбоку в спинках передних сидений

Верхние

Располагаются в боковых стойках или крыше над водительским и передним пассажирским местом

Для коленей водителя

Они находятся под рулём машины. Последние исследования показали, что использование подушек безопасности в автомобиле даёт возможность при аварии снизить вероятность получения травм на 30 процентов.

Ремни и подушка безопасности в совокупности уменьшать риск получения тяжёлого вреда для здоровья на 50 процентов.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах.