Главная · На заметку · Имам аш шафии сказал. Жизненный путь имама шафии. Мазхаб: краткая характеристика

Имам аш шафии сказал. Жизненный путь имама шафии. Мазхаб: краткая характеристика

Имам аш-Шафии был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию и глубокое понимание фикха.

Его уроки оказывали такое воздействие, что специально ради них люди приезжали даже из далеких мест. Имам сахиб относился к своим ученикам с уважением и огромной добротой.

Имам сахиб не занимал себя земной суетой и был погружен в себя. Его перу принадлежит немало важных книг и трудов, которые, ввиду своей полезности, пользуются большой популярностью.

Родословная

Имам Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии ибн Саиб ибн Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абд Мунаф Курайши Мутталиби Хашими.

Рождение и детство

Рассказывает имам сахиб: «Я родился в 150-м году (по хиджре) в сирийском городе Газа. Когда мне было два года, меня привезли в Мекку».

Благословенное предсказание

Мать имама сахиба рассказала об одном случае, произошедшим перед рождением имама Шафии. Тогда во сне ей приснилось, как из ее утробы вышла звезда, похожая на планету Юпитер, и как эта звезда отправилась в Египет. Лучезарный свет, исходящей от этой звезды, осветил весь город. Мать имама Шафии спросила у городских мудрецов, что бы это могло значить. Ей ответили, что скоро у нее родится ребенок, который станет выдающимся ученым и знания которого принесут пользу многим людям.

Начальное образование

Начальное религиозное образование имам сахиб начал получать в Мекке. Далее он продолжил обучение в Медине. В Мекке он проживал в племени Бану Хузайль и наряду с изучением религии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Имам Шафии также приобрел высокий уровень владения арабской поэзией. Кроме того, на протяжении всего этого времени, он слушал хадисы, передаваемые его дядей, Мухаммадом ибн Шафии, и Муслимом ибн Халидом Занджи.

Приобретение знаний

Рассказывает имам сахиб: «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за свое обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вел я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен он согласился обучать меня бесплатно.

Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран, включая его толкование, а в 10 лет я выучил «Муватту» имама Малика».

Некоторые из учителей имама Шафии

1. Мухаммад ибн Али ибн Шафии, дядя имама Сахиба. Он передал хадис от Абдуллы ибн Али ибн Саиба ибн Убайда.
2. Суфьян ибн Уяйна Макки, учитель имама сахиба из Мекки.
3. Имам Малик ибн Анас, самый старший учитель имама Шафии из Медины.

Среди других учителей имама Шафии были также Муслим ибн Халид Занджи Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья, Хишам ибн Юсуф Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил Дауд ибн Абдуррахман, Исмаил ибн Джафар, Хишам ибн Юсуф и др.

Отличительные особенности

Имам Шафии старательно воплощал на практике все те качества, что восхвалялись в Коране и хадисах, и обладал безупречным характером, достойным подражания. Передано много случаев проявления им данных качеств.

Самостоятельность и щедрость

Имам Шафии вел отчужденный образ жизни, был независимым, великодушным и понимающим человеком, обладающим широким кругозором.

Когда имам сахиб покинул Йемен и прибыл в Мекку, у него было с собой 10 000 динаров. На окраине города располагался небольшой лагерь, и живущие там люди вышли на улицу, чтобы встретить имама сахиба. Среди них была группа бедных и нуждающихся людей. Он раздал им все свои деньги, а войдя в Мекку, попросил денег взаймы.

Раби передает, что имам сахиб обычно давал милостыню ежедневно, а в священный месяц Рамадан он раздавал бедным и нищим одежду и крупные суммы денег.

Эрудиция и красноречие

Рассказывает Абу Убайд: «Я никогда не встречал человека, равного по знаниям, таланту и гениальности имаму Шафии, и никого столь же безупречного, как он». Харун ибн Саид Айли говорил, что если бы имам сахиб захотел доказать, что каменный столб является палкой, то он бы смог это сделать.

Внешность

Рассказывает Музани: «Я никогда не видел никого, кто был бы столь же красив, как имам Шафии. Его щеки были светлыми, а когда он охватывал рукой свою бороду, она никогда не превышала длину его кулака. Имам сахиб обычно красил свои волосы хной. Ему нравились благоухающие ароматы. К какой бы колонне он ни прислонялся, давая свои уроки, благоухание от него обязательно передавалось этой колонне».

Ибадат

Каждую ночь имам сахиб совершал хатм Корана, а в месяц Рамадан он делал это дважды в сутки. Сообщается, что в Рамадан он успевал семь раз произнести весь Коран во время намазов.

Дата смерти

Имам Шафии умер в возрасте 58 лет в Египте, в 204-м году (по хиджре), в пятницу месяца Раджаб.

Похороны

Имам сахиб провел последние дни своей жизни вместе с Абдуллой ибн аль-Хакамом.

Правитель Египта возглавил джаназа-намазы. Двое его сыновей, Абуль-Хасан Мухаммад и Усман, присутствовали на похоронах. Имам Шафии, последователей которого можно встретить сегодня по всему миру, был похоронен рядом с горой Мукатрам.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (767–820 гг. по григор.) - выдающийся богослов и мухаддис. Родился в Газе (Палестина) в 150 году по мусульманскому календарю , - в год смерти имама Абу Ханифы.

Когда Мухаммаду исполнилось два года, мама отправилась с ним в Мекку на родину его предков . Они поселились неподалеку от главной святыни Ислама - мечети аль-Харам. Спустя некоторое время мать устроила его в школу. Так как материальный достаток семьи был крайне мал, платить за учебу не было возможности. Это могло бы сказаться на отношении к нему со стороны учителей, однако события сложились по-иному: ребенок с самого начала относился к учебе трепетно и с неописуемым энтузиазмом. Он садился рядом с учителем и старался запомнить все пояснения. Во время отсутствия учителя маленький Мухаммад поворачивался к остальным детям и начинал им пересказывать урок. Посредством этого у него стремительно развивалась память, он завоевал уважение и авторитет среди сверстников, не говоря уже об учителях. Учебу для него сделали бесплатной. К семи годам Мухаммад ибн Идрис стал носителем Священного Писания - заучил Коран наизусть.

Видя, что школа не даст бо льшего, чем уже получено, он оставил ее и отправился в мечеть аль-Харам, через которую проходило множество людей, в том числе и ученых. Он начал посещать научные круги мечети и специализироваться на грамматических тонкостях арабского языка, а также наречиях разных арабских племен. Когда он многого достиг в этой области, ему посоветовали: «А не заняться ли тебе подробным изучением исламского богословия (фикх), наук, связанных с постижением Корана и Сунны?» Это пожелание находившихся рядом внимательных и доброжелательных людей стало для будущего имама судьбоносным. Все свое внимание, усилия, время, а точнее, весь остаток жизни Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и посвятил пути Всевышнего, пути наследников пророков, пути изучения и обучения .

На протяжении жизни аш-Шафи‘и побывал во всех центрах богословской мысли того времени . Был, как я уже упомянул, в Мекке , затем в Медине , Йемене , Ираке (Куфе) . В Медине аш-Шафи‘и повстречал одного из самых главных учителей своей жизни - имама Малика ибн Анаса, рядом с которым в первое посещение он пробыл около восьми месяцев. Также много путешествовал по областям Персии, Рима и другим неарабским территориям. Затем на два года остановился в Палестине, приумножая и укрепляя свои религиозные познания .

Однажды, после многих лет странствий и учебы, когда аш-Шафи‘и находился в Палестине, прибыл караван из Медины. От людей он узнал о благополучии имама Малика и решил навестить его в радости и достатке .

Через двадцать дней Мухаммад был уже в Медине. Время его прибытия совпало со временем третьей молитвы, поэтому он сразу направился в мечеть Пророка. В мечети он увидел металлическое сиденье, вокруг которого было разложено около четырехсот тетрадей.

Через некоторое время в сопровождении большого количества людей в дверях мечети показался имам Малик ибн Анас. Приятный аромат благовония распространился по всей мечети. Подол его накидки не волочился по земле, а придерживался находившимися рядом. Он сел на стул и начал урок с вопросов. Задав первый вопрос, он не получил ответа. Аш-Шафи‘и, затерявшийся в толпе сидевших вокруг имама, прошептал на ухо своему соседу ответ. Тот ответил учителю и оказался прав. Так продолжалось некоторое время. Имам Малик, удивившись четкости и правильности ответов, спросил у отвечавшего: «Откуда у тебя такие знания?» Тот ответил: «Рядом со мною сидит юноша, который подсказывает мне». Имам Малик подозвал к себе юношу и, увидев, что это аш-Шафи‘и, обрадовался, обнял его, прижав к груди. Затем воскликнул: «Заверши урок вместо меня!»

В Медине рядом с Маликом ибн Анасом аш-Шафи‘и пробыл более четырех лет. В 179 году по мусульманскому календарю имам Малик умер. Мухаммаду тогда было 29 лет, и он на некоторое время остался один .

Вскоре Медину посетил глава Йемена. Группа курайшитов рассказала ему об очень одаренном молодом человеке. Мухаммаду ибн Идрису предложили отправиться в Йемен, в город Сан‘а’, для ведения свободной общественной деятельности на государственном посту. Аш-Шафи‘и согласился.

Своими стараниями он очень быстро заслужил признание, почитание и доверие народа, а также уважение со стороны главы области . Звезда его популярности в Йемене светила все ярче и ярче. Параллельно с этим завистников и недоброжелателей становилось все больше и больше.

Суд над имамом аш-Шафи‘и

В то время вспыхнула смута, произошло восстание против халифа. Завистники так все организовали, плетя интриги, что в отчете, отправленном инспектором халифа в Багдад, по результату оценки обстановки в области было указано, что аш-Шафи‘и, который на самом деле никакого отношения не имел к этой смуте, является чуть ли не главным зачинщиком восстания. В отчете, отправленном халифу, было написано: «Этот человек невероятно силен и опасен своим умом и красноречием. Он может сделать то, что другой не в состоянии сделать мечом и зубами. Если ты, о правитель правоверных, хочешь оставить эту область в составе своего государства, то необходимо срочно казнить всех смутьянов». Халиф вынес приговор на основании этого заключения и приказал немедленно привести его в исполнение.

Правитель Йемена не мог не подчиниться главе государства. Все участники смуты были пойманы, закованы в кандалы и отправлены в Багдад к Харуну ар-Рашиду на казнь. В их числе был и имам аш-Шафи‘и.

Арестанты прибыли к халифу в сумраке ночи. Харун ар-Рашид восседал за занавесом. Смутьяны шли вперед по одному. Каждый, кто проходил через занавешенное пространство, падал обезглавленным. Очередь имама постепенно продвигалась вперед, и он неустанно молил Всевышнего мольбой, которая и ранее часто сходила с его уст: «Аллаахумма, йа латыыф! Ас’алюкял-лутфа фии маа джарат бихиль-макаадиир» (О Господи, о Милостивый! Я прошу у тебя милости, мягкости, доброты Твоей во всем том, что (почти) необратимо! [Тебе не составит труда изменить то, что Тобою самим уже окончательно определено]).

Подошла очередь имама. В кандалах его подвели к халифу. Находившиеся рядом с предводителем подняли свои взоры на того, кто вот-вот покинет мирскую обитель. В эти мгновения аш-Шафи‘и воскликнул:

Мир тебе, о правитель правоверных, и благодать Его», опустив слова «милость Всевышнего».

Халиф ответил:

И тебе - мир, милость Всевышнего и благодать Его.

И продолжил:

За время пребывания имама в Египте большое количество ученых-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания.

Имам аш-Шафи‘и очень любил напиток из сахарного тростника и порой шутил: «Я остался в Египте из-за любви к сахарному тростнику».

Жизнь имама была очень нелегкой, но ее сложности, в том числе и материальные, никогда не отвлекали его от избранного пути:

Пусть говорят, что там-то дождь льет жемчугом,

А там-то колодцы переполнены золотой рудой.

До тех пор, пока я жив, у меня будет пропитание,

А если умру, то могила для меня найдется.

Заботы мои равны (по значимости) заботам королей,

А душа во мне - душа свободного человека,

Для которого унижение равно что неверие.

Считаю, что актуальными и полезными будут и эти слова имама:

А вот от смерти - нет исцеления.

Получилось так, что годы проживания имама аш-Шафи‘и в Египте стали последними . Он заболел, силы быстро начали покидать его. В последнюю пятничную ночь месяца Раджаб 204 года после пятой молитвы душа великого ученого покинула тело.

Незадолго до смерти имам завещал, чтобы его тело после смерти было омыто правителем Египта. Наутро в пятницу родные пошли за правителем области, с которым у имама аш-Шафи‘и были близкие дружеские отношения, и пересказали предсмертное пожелание. Аль-‘Аббас ибн Муса спросил: «Остался ли имам должен кому-то?» Ему ответили: «Да». Правитель приказал подчиненным расплатиться со всеми долгами ученого и, обращаясь к родственникам, заключил: «Имам, прося омыть его тело, имел в виду именно это».

Сердце мое по милости Твоей, о Всевышний,

полно влечения к Тебе и любви,

Как скрыто, так и явно.

Как ранним утром, так и в предрассветный сумрак.

Даже когда я поворачиваюсь,

находясь в состоянии сна или дремоты,

Упоминание Тебя - меж душою моей и дыханием.

Проявил Ты милость, дав моему сердцу познание Тебя,

Понимание, что именно Ты - Единственный Творец,

обладатель бесконечных благ и святости.

У меня есть ошибки, о которых Тебе ведомо,

Однако Ты не позорил меня через действия злодеев.

Прояви по отношению ко мне

милость Свою через упоминание благочестивых,

И пусть не останется

ничего неясного и запутанного для меня в религии.

Будь со мною

на протяжении моего мирского существования и вечности,

Особенно в Судный День.

И прошу я у Тебя это через смысл, что ты низвел в «‘Абаса» .

Трудов по мусульманскому праву, хадисоведению и хадисам у великого богослова немало, среди них: «Аль-худжя», «Аль-умм», «Аль-муснад», «Ас-сунан», «Ар-рисаля» и др.

В месяц Раджаб.

Отец имама аш-Шафи‘и умер вскоре после его рождения.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и происходил из рода курайшитов-хашимитов, то есть рода пророка Мухаммада. Их родословные пересекаются на линии общего предка ‘Абдуль-Манафа.

Некоторые говорят, что в девять лет.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им, уважение. За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые - наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

Уже в возрасте 15 лет юному аш-Шафи‘и муфтием Мекки было официально дано право выносить богословские заключения (фетвы). То есть к пятнадцатилетнему возрасту аш-Шафи‘и охватил своим разумом и памятью бо льшую часть основ богословия и богословской мысли того времени. В последующем он стал одним из самых значительных ученых, которые развили и систематизировали основные научные направления мусульманского богословия.

Его учителями в Мекке были такие ученые, как Исма‘ил ибн Костантын, Суфьян ибн ‘Уейна, Муслим ибн Халид аз-Занджий, Са‘ид ибн Салим аль-Каддах, Дауд ибн ‘Абдурахман аль-‘Аттар, ‘Абдуль-Муджид ибн ‘Абдуль-‘Азиз ибн Абу Равад.

Аш-Шафи‘и постигал от них тонкости понимания и толкования Священного Писания, заучивал хадисы.

В Медине его учителями были Ибрахим ибн Са‘д аль-Ансари, ‘Абдуль-‘Азиз ибн Мухаммад ад-Даравради, ‘Абдулла ибн Нафи‘ ас-Саиг и другие.

В Медине аш-Шафи‘и больше занимался хадисами и хадисоведением.

Там его учителями были Хишам ибн Юсуф (судья области Сан‘а’), ‘Амру ибн Абу Салма, Яхья ибн Хассан и др. В Йемене Мухаммад ибн Идрис посвятил себя хадисам и фикху.

Когда имам аш-Шафи‘и услышал про Куфу, он спросил приехавших оттуда странников: «Кто у вас самый грамотный в познании Священного Писания и Сунны Пророка?» Ему ответили: «Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Юсуф, ученики имама Абу Ханифы».

Узнав об этом, аш-Шафи‘и отправился в Куфу и продолжительное время гостил у имама Мухаммада ибн Хасана. За этот период он приобрел много знаний от великого ученого и переписал от руки большое количество книг о мусульманском богословии (практическом применении Корана и Сунны), которые на тот момент были уже написаны.

С 172 по 174 год по мусульманскому календарю.

Передвижения на пути Всевышнего и посещение разных земель, наблюдения за жизнью набожных людей и изучение местных обычаев, культур разных племен и народов послужили важной основой для умелого разъяснения и написания как богословских правил, так и различных способов практического применения Священного Писания и наследия пророка Мухаммада.

Когда в последний раз аш-Шафи‘и выезжал из Медины, материальное положение имама Малика было очень нелегким. Но несмотря на это, перед дорогой Малик приготовил для одаренного ученика около трех килограмм фиников, столько же ячменя, сыра и воды.

Наутро, провожая ученика, продолжающего путь познания, Малик вдруг громко воскликнул: «Где транспорт, отправляющийся в Куфу?» Аш-Шафи‘и удивленно спросил: «Нам же нечем платить?!» На что учитель ответил: «Когда мы с тобой расстались вчера вечером после пятой молитвы, ко мне домой постучался ‘Абдурахман ибн аль-Касим и попросил принять от него подарок. Я принял. Подарком оказался кошелек, в котором было сто мискалей (почти полкилограмма золота). Половину я передал своей семье, а половину отдаю тебе».

В возрасте около 30 лет аш-Шафи‘и женился. Его избранницей стала внучка третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана - Хамида, дочь Нафи‘а.

Работая, Мухаммад ибн Идрис совершенствовал и свои религиозные познания, а также изучил такую науку, как физиогномика (‘ильмуль-фираса) - искусство определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. Она была распространена в данной местности. Имам значительно преуспел в ней.

اَللَّهُمَّ يَا لَطِيفُ أَسْأَلُكَ اللُّطْفَ فِيمَا جَرَتْ بِهِ الْمَقَادِيرُ

У Всевышнего есть несколько имен, которые при кратком переводе с арабского означают «Милостивый». Однако каждое из них имеет особые оттенки. «Ал-Латыыф» при подробном переводе можно перевести как «Милостивый, Дающий блага внимательно, мудро. Знающий о том, кто и насколько, в какой форме милости нуждается. И это все в сочетании с неограниченной добротою Всевышнего».

При употреблении слова «латыыф» по отношению к человеку или чему-либо иному оно переводится как «приветливый, любезный, милый, мягкий, добрый, нежный; изящный, тонкий; интересный, прекрасный».

Поприветствовать другого человека со словами пожелания мира считается желательным (сунна) положением. Ответить же на такое приветствие является обязательным действием (фард).

См.: Св. Коран, 24:55.

См.: Св. Коран, 49:6.

Учеников у имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и было много. Одним из первых среди них по учености и известности является величайший богослов-хадисовед Ахмад ибн Ханбаль. Он говорил: «Я не понимал тонкости взаимоисключения и отмены (насх) в хадисоведении, пока не начал брать уроки у имама аш-Шафи‘и».

Имя его аль-‘Аббас ибн Муса.

И по сей день эта огромная мечеть в полной мере функционирует. Она является одним из самых крупных и древних храмов. Находится в Каире.

Получается примерно семь часов.

Велика вероятность, что имелся в виду сон после полуденной молитвы, полноценно восстанавливающий интеллектуально и физически, особенно тех, кто начинает свой рабочий день с 6–7 часов утра. Современная наука настоятельно рекомендует сон после обеда (подобно сиесте), подчеркивая его значительную пользу для человеческого организма.

Сиеста - в Испании, Латинской Америке и некоторых других теплых странах полуденный (послеобеденный) отдых.

Факых - знаток мусульманского права, богословия. То есть будь тем, кто знает, что есть правильно, а что неправильно; что разрешено, а что запретно.

Суфий - мусульманин, который придерживается практических канонов веры, но делает это не механически, а с одухотворением и проницательностью. Суфии занимаются совершенствованием души через предписания Творца и правила, заложенные Им в природе. В сегодняшних реалиях информационного просвещения россиян через СМИ суфизм в сознании простого обывателя часто ассоциируется с отшельничеством, с индуистскими и буддистскими формами отчуждения себя от мирского, с медитацией. Это представление ошибочно, оно не соответствует исторической и теоретической действительности.

Знай свое дело и ни на что постороннее не обращай внимания.

В Египте он прожил с 198 по 204 год, пять лет и девять месяцев.

С четверга на пятницу.

Прежде чем похоронить человека, его омывают водой, затем заворачивают в саван и, совершив над ним погребальную молитву, предают земле.

В начале 80-й коранической суры « ‘Абаса» Всевышний призывает пророка Мухаммада не хмуриться на не вовремя пришедшего слепого мусульманина и отвлечься от беседы с уважаемыми курайшитами. Тот, слепой, поспешно пришел с важным для него вопросом, касающимся веры. Сердце его было полно трепетности и набожности.

И вот через эти смыслы коранической суры имам аш-Шафи‘и как бы обращается ко Всевышнему со словами: «Ты, о Всемилостивый Творец, сказал Своему посланнику не хмуриться, а отвлечься и обратить внимание на пришедшего с просьбой слепца. И я как тот слепой, но теперь уже прошу у Тебя, о Господи, несмотря на мою немощность пред Тобой и на то, что есть огромное количество людей, которые в бо льшей степени заслуживают Твоей милости, помилуй и меня, прости и меня…»

Подробнее о великом ученом см.: аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Мама (основа)]. В 8 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.], вступление к книге; аш-Шафи‘и М. Ар-рисаля [Исследование]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, [б. г.], вступление к книге; Хасан Ибрахим Хасан. Тарих аль-ислам [История Ислама]. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, 1991. Т. 2. С. 273; Диван аш-Шафи‘и [Сборник стихов имама аш-Шафи‘и]. Бейрут: Садир, .

Большинство источников сходится на том, что имам Аш-Шафии родился в Газзе в Шаме (территория современной Палестины). С этим согласно и большинство историков, писавших о жизни факихов, а также составителей их биографий, согласно хронологическому порядку. Существует также мнение о том, что он родился в Аскаляне, находящемся в 9 милях от Газзы.

Мнение большинства биографов относительно его родословной свидетельствует о том, что его отец был из племени Курайшитов из рода Мутталиба . Согласно этому мнению его родословная цепь выглядит следующим образом: он Мухаммад бин Идрис бин Аббас бин Усман бин Аш-Шафии бин Саиб бин Убайд бин Абд Язид бин Хашим бин Мутталиб бин Абд Манаф . С Пророком Мухаммадом , мир ему и благословение Аллаха, его родословная пересекается на Абд Манафе.

Все источники согласны с тем, что он жил он бедно – жизнью сироты. Когда он начал изучать Коран проявились его сообразительность и сила памяти. Выучив наизусть Священный Коран, он обратился к изучению хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В изучении хадисов он был очень усерден, часто посещал уроки и слушал мухаддисов того времени, заучивая все, что слышал, наизусть. Некоторые хадисы он потом записывал на кусках обожженной глины или шкурах животных. Иногда он ходил в Диван (канцелярия) собирать бумаги, обратная сторона которых обычно пустовала. На них он потом записывал то, что его интересовало.

Некоторое время он провел в пустыне у племени Хузейль. Имам говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени Хузейль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию». В изучении их поэзии Аш-Шафии достиг таких высот, что имам Асмаи , с его признанным положением в науках арабского языка, сказал: «Я исправлял стихи Хузейля у юноши из племени Курайш, которого зовут Мухаммад бин Идрис».

Получать знания имам начал у мекканских богословов и мухаддисов (знатоков хадиса) и достиг таких больших высот на этом поприще, что Муслим бин Халид аз-Занджи разрешил ему выносить фатвы, сказав ему: «Выноси фатвы, о, Абу АбдуЛлах. Поистине, пришло время тебе выносить фатвы».

Это было время, когда об имаме шла молва, и его имя получило широкое распространение благодаря его большим знаниям, особенно в науке хадиса. Увлеченность и страсть к знаниям побудила имама Аш-Шафии переселиться в Медину. Однако он не захотел отправиться в путь, не имея каких-либо знаний о Малике и его трудах, в связи с чем одолжил книгу «Муватта» имама Малика у одного человека в Мекке и прочитал ее. Некоторые предания указывают, что он выучил ее наизусть.

В Медину имам отправился с рекомендательным письмом от наместника Мекки наместнику Медины. Это переселение направило жизнь Аш-Шафии целиком к фикху. Как только увидел его, Малик, обладавший проницательностью, сказал: «О, Мухаммад, бойся Аллаха и остерегайся грехов. Поистине, Всевышний Аллах озарил твое сердце светом, так не туши его грехами, и завтра приходи ко мне на урок и приведи того, кто будет читать тебе». Аш-Шафии рассказывает дальше, что на следующий день он отправился к Малику и начал читать его книгу наизусть, хотя книга была в руках. «Всякий раз, когда я хотел прервать чтение от почтения и волнения перед Маликом, он говорил мне: «О, юноша, давай еще», пока я не закончил книгу за несколько дней».

После смерти имама Малика, да будет Аллах им доволен, Аш-Шафии почувствовал, что достиг определенного уровня в знаниях. У него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка, который покрыл бы его нужды и вывел бы его из бедности.

В это время как раз в Мекку прибыл наместник Йемена и Курайшиты – родственники имама обратились к нему с просьбой взять Аш-Шафии к нему на службу. Наместник согласился и взял Аш-Шафии собой. Об этом имам говорит: «У моей матери не было денег мне на дорогу и мне пришлось отдать дом под залог, и затем я отправился с ним. После прибытия в Йемен я занимался у наместника некоторыми делами».

Его назначили на работу в Наджране, где вскоре он установил знамя справедливости и распространил его, Он сам рассказывал об этом: «Когда я стал управлять Наджраном был там Харис бин Абд Аль Мудан и люди из Сакифа. Их обычаем было заискивание и подхалимство перед новым наместником, что они хотели проделать и со мной. Однако у них это не получилось».

Когда они не нашли ожидаемого, они обвинили Аш-Шафии в том, что он с алавитами. Тогда Ар-Рашид приказал привести к нему девятерых алявитов и Аш-Шафии вместе с ними. Источники передают, что он убил девятерых, а Аш-Шафии спасся благодаря своим сильным аргументам и свидетельства Мухаммада ибн аль-Хасана в его пользу.

В 184 году, в год испытания, Аш-Шафии, которому исполнилось 34 года, прибыл в Багдад. И быть может, Аллах испытал его таким образом, чтобы он обратился к знаниям и оставил служение Султану и управление его делами.

Ибн Хаджар сказал: Главенство фикха в Медине закончилось на Малике бин Анас, он отправился к нему, находился с ним неотлучно и получил у него знания. Главенство фикха в Ираке закончилось на . Он получил знания от его ученика Мухаммада бин аль-Хасана и перенял от него все, что тот слышал от своего учителя. Собрав фикх обеих школ, школы хадиса и школы «мнения» («раъй»), имам в дальнейшем занялся выведением основ и утверждением правил, достигнув при этом небывалых высот, заставив прислушаться к себе и противников и сторонников. После этого имам получил большую популярность, и его имя возвеличилось и распространилось повсюду.

Сторонники школы «мнения» были поражены его знаниями и способностями после их первой встречи в 184 году. Об этом ар-Рази пишет: «Благодаря Аш-Шафии прекратилось господство школы «мнения» над школой хадиса».

Вернувшись в Мекку имам занялся преподаванием и обучением. В сезон хаджа происходили его встречи с великими учеными того времени, которые посещали его занятия. В один из таких сезонов с ним встретился имам Ахмад бин Ханбаль.

Второе прибытие Аш-Шафии в Ирак состоялось в 195 году по хиджре, где он и написал свою книгу «Ар-Рисаля», в которой заложил основы науки «Усуль-уль-фикх».

В «Манакиб аш-Аш-Шафии» ар-Рази приводится: «Рассказывают, что Абдурахман бин Махди попросил у молодого Аш-Шафии составить книгу, где он упомянул бы правила вывода заключений из Корана, сунны, иджма, кияса, разъяснение отмененного и отменяющего аятов, степени общего и частного (амм ва хасс). В ответ имам написал «Рисаля» и отправил к нему. Прочитав ее, ибн Махди сказал: «Я не думаю, что Аллах создал подобного ему человека»». Затем ар-Рази говорит: «Знай, поистине имам Аш-Шафии написал «Рисаля» будучи в Багдаде, а когда отправился в Египет, переписал ее и в каждой из них много знаний».

Затем Аш-Шафии отправился в Египет. Сказал ар-Раби’ , что он слышал как Аш-Шафии говорил об этом:

Душа моя стала стремится в Египет
И пустыни разделяют меня от нее,
Всевышним клянусь, не знаю, богатство ли ожидает,
Иль слава, или к могиле своей я стремлюсь

Сказал: «Клянусь Аллахом, прошло немного времени и он получил все это» («Тарих Багдад», 2/70, «Сияр а’лям ан-нубаля», 10/77). (Смысл: В этом стихе Аш-Шафии задается вопросом о своем будущем, и что его ожидает в Египте, слава и богатство или смерть? И как мы видим, судьба ему предопределила получить в Египте и то и другое. Он получил богатства из доли близких родственников, которая полагалась представителям рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Там же постигли его слава и всеобщее признание, благодаря распространению его учения, взглядов и фикха. И в Египте его постигла смерть, и там он нашел свой покой).

Он умер на 54 году жизни в последнюю ночь месяца Раджаб 204 года по хиджре.

Дауд Али аз-Захири сказал: «Аш-Шафии обладал такими достоинствами, которыми не объединились ни в ком другом: благородный род, правильная религия и убеждения, великодушие, знания о достоверности и слабости хадисов, об отмененных и отменяющих хадисах, знание Корана и сунны, жизнеописания халифов, хорошие книги».

Ахмад бин Ханбаль сказал про него: «От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается, что Всевышний Аллах посылает этой общине в начале каждого столетия человека, обновляющего религию. Умар бин Абдульазиз был в начале первого столетия, и я надеюсь, что Аш-Шафии является обновителем другого столетия».

Также имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Аш-Шафии был как солнце для этого мира, и как здоровье для тела. Разве существует им замена?»

А Аллах знает лучше.

[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

/ 10
ХудшийЛучший

Биография имама аш-Шафии

Первая часть перевода биографии имама аш Шафии из "Хильятуль авлия"

Сказал хафиз Абу Нуейм аль-Асбахани, да смилуется над ним Аллах

"Из авлия Аллаха - совершенный имам, алим, действующий по своим знаниям, обладатель высокого благородства, и красивого характера, щедрости и великодушности, освещающий своим светом мрак невежества, разьяснивший проблемное, и прекрасно обьяснивший ставящие в тупик вещи, тот, чьё знание распространилось на Западе и Востоке, и чей мазхаб распространился как на суше и на море, следующий за Сунной и асарами, и за тем, на чем собрались мухаджиры и ансары, бравший знание от лучших имамов, и от него самого передавали мудрые ученые, хиджазец, курейшит, Абу Абдуллах, Мухаммад Ибн Идрис аш Шафии, да будет доволен им Аллах и сделает его самого довольным.

Он достиг высокой степени, и добился благородных достоинств, ведь степени и достоинства - заслуживает их тот, у кого есть религия и происхождение, а у аш Шафии были оба этих качества, да смилуется над ним Аллах - достоинство знания, и действия по нему, и достоинство происхождения, по причине его близости к Посланнику Аллаха, мир ему.

Его достоинство в знании - это то, чем выделил его Аллах - владение разными видами знаний, и его углубление в науки требующие мудрости. Ведь он извлекал скрывающиеся смыслы, и разьяснил благодаря своему пониманию, основы и фундаменты, и добился этого благодаря тем благородным мнениям, которыми Аллах наделяет курейшитов.

И это пришло в том, что передано от Джубейра Ибн Мут"има, от Посланника Аллаха, мир ему, что он сказал: "У курейшитов сила вдвое больше, чем у других ". И спросили аз Зухри: "Что имеется ввиду под этим?" Он ответил: "Благородность мнений"

От Бухейна Ибн Газвана, что он сказал: "Сказал Посланник Аллаха, мир ему: "Сила курейшита равняется силе двух человек из других "

От Анаса Ибн Малика, что он сказал: "Пророк, мир ему, обратился к нам с проповедью в день джума, и сказал: "О люди, ставьте вперед курейшитов, и не опережайте их ..", или "обучайтесь у курейшитов, и не обучайте их ", ведь истинно сила одного курейшита равняется силе двух человек из других, и аманат одного человека из их числа равняется аманату двух других "

От Али, что он сказал: "Посланник Аллаха обратился к нам с хутбой в аль-Джухфа, и сказал: "О люди, разве я не первее вам, чем вы сами ?". Они ответили: "Да о Посланник Аллаха". Он сказал: "Так знайте же, что я опережу вас перед Водоемом, и спрошу о двух вещах: о Коране, и о моем роде. Не опережайте курейшитов, ведь тогда вы погибнете, и не отставайте от них, и тогда вы заблудитесь, и сила одного курейшита равна силе двух человек, вы хотите превзойти курейшитов в фикхе? Но ведь они больше в нем чем вы, и если бы я не знал, что курейшиты станут неблагодарными к милостям Аллаха, я рассказал бы, что им уготовано перед Аллахом - ведь лучшие из курейшитов - лучшие люди, а худшие из курейшитов - лучшие из худших людей "

От Абдуллаха Ибн Мас"уда что он сказал: "Сказал Посланник Аллаха: "Не ругайте курейшитов, ведь знающий из их числа наполнит землю знанием. О Аллах, ты пролил на первых из них мучение, так пролей же на последних из них свои дары "

От Ибн Аббаса, что он сказал: Сказал Посланник Аллаха: "Безопасность людей от разногласий - мувалят к курейшитам, курейшиты люди Аллаха " - и повторил это три раза, "А когда противоречит им какое то племя из арабов, то они становятся партией Иблиса "

От Ибн Аббаса, что он сказал: Сказал Посланник Аллаха: "О Аллах, наставь курейшитов, ведь знание одного из их ученых наполнит землю. О Аллах, ты пролил на первых из них мучение, так пролей же на последних из них свои дары "

От Муджахида, что он сказал в тафсире аята: "Истинно, этот Коран - хорошее упоминание о тебе, и твоем народе " - "Будет говориться: "Из какого народа этот человек, Мухаммад?" Будут отвечать: "Из арабов". "Из каких арабов?" "Из курейшитов"

Глава об упоминании близости его происхождения к происхождению Посланника Аллаха, мир ему

От Джубейра Ибн Мут"има, что он сказал: "Разделил Посланник Аллаха пятую долю среди своих родственников из Бану Хашим, и Бану аль-Мутталиб. И пришли к нему мы с Усманом Ибн Аффаном, и сказали: "О Посланник Аллаха, мы не отрицаем достоинства Бану Хашим по причине твоего места, ведь Аллах сделал тебя из них. Однако что касается наших братьев из Бани аль-Мутталиб, ты дал им, но не дал нам?" Посланник Аллаха ответил: "Мы, и они - одно целое ", и сжал между своими пальцами.

И предельное благородство - это то, чьё благое происхождение будет соединено с лучшим творением Аллаха - Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха

Глава о разьяснении происхождения аш Шафии, рождения, и смерти

От Хасана Ибн Мухаммада Ибн Саббаха аз-За"фарани, что он сказал: "Сказал нам Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Идрис Ибн аль-Аббас Ибн Усман Ибн Шафии Ибн ас-Саиб Ибн Убейд Ибн Абду Зейд Ибн Хашим Ибн аль-Мутталиб Ибн Абд-Манаф, что он прибыл в Багдад в 158 году хиджры, и пробыл у нас два года, затем отправился в Мекку, затем вернулся к нам в 198 году, и пробыл у нас несколько месяцев, затем уехал. И он красился хной, и был с малой растительностью на щеках"

От Раби Ибн Сулеймана, что он сказал: "Умер аш Шафии в 204 году хиджры"

От Раби Ибн Сулеймана, что он сказал: "Родился аш Шафии в Газзе или в Аскалане"

От Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Абдуль-Хакама, что он сказал: "Сказал мне аш Шафии: "Я родился в Газзе в 150 году, и меня забрали в Мекку когда мне было 2 года"

От аз-За"фарани, что он сказал: "Умер Мухаммад Ибн Идрис Абу Абдуллах - в 204 году хиджры"

От сына дочери аш Шафии, что он сказал: "Умер мой дед в Мисре, и ему был 50 с лишним лет. Его мать была из Азда. Он останавливался в нижней части Мекки. И его женой, которая родила ему, была Хамида Бинт Нафи Ибн Анбаса Ибн Амр Ибн Усман Ибн Аффан"

От Юнуса Ибн АБдуль А"ля, что он сказал: "Умер аш Шафии в 204 году по хиджре, и ему было 50 с небольшим лет"

От Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Абдуль Хакама, что он сказал: "Родился аш Шафии, да смилуется над ним Аллах, в 150 году, и умер в последний день месяца Раджаб в 204 году, и жил - 54 года"

От Раби Ибн Сулеймана, что он сказал: "Умер аш Шафии в ночь Джума после иша, после того как прочитал магриб, в последний день месяца раджаб, и мы похоронили его в день джума, и вышли, и увидели по луне что начался месяц Ша"бан, 204 года"

От Раби Ибн Сулеймана, что он сказал: "Когда был магриб того дня, когда умер аш Шафии, сказал ему его племянник Я"куб: "Мы спустимся, чтобы помолиться?". И аш Шафии ответил: "А вы что, будете сидеть и ждать пока выйдет моя душа?!". И мы спустились, и помолились, затем поднялись и сказали ему: "А ты помолился, да исцелит тебя Аллах?". Он сказал: "Да", и попросил воды. А была зима, и сказал его племянник: "Перемешайте воду с горячей". И сказал аш Шафии: "Нет, добавьте сиропа айвы". И он умер с наступлением молитвы иша.

От Ахмада Ибн Синана аль-Васиты, что он сказал: "Я видел, как цвет головы и бороды аш Шафии покраснел" - то есть, имея ввиду, что он подкрашивал хной, следуя за Сунной

От Юнуса Ибн Абдуль А"ля, что он сказал: "Аш Шафии умер, когда ему было 50 с лишним лет, и он подкрашивал то, что у него было из седины"

От Юсуфа Ибн Язида аль-Каратыси, что он сказал: "Я сидел с Мухаммадом Ибн Идрисом аш Шафии, и слышал его слова. И он немного подкрашивал своб бороду. А мне тогда было всего 17 лет. И я был на маджлисах аш Шафии, и был на джаназе Абдуллаха Ибн Вахба"

От Абу Аль-Валида Ибн аль-Джаруда, что он сказал: "Возраст моего отца и возраст аш Шафии был одинаковым, и мы посмотрели на его возраст, и увидели что когда умер аш Шафии ему было 52 года"

От Ибн Хузеймы, от Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Абдуль Хакама, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Я заучил аль-Муватту, до того как пришёл к Малику, и когда пришёл к нему, он сказал мне: "Ищи того, кто почитает ее тебе". Я сказал ему: "Нет, послушай же мое чтение, и либо тебе понравится, либо если нет, то буду искать того, кто почитает ее со мной". И он сказал мне: "Читай", и я прочитал ему.

И от Рабии Ибн Сулеймана, что он сказал: "Я слышал как аш Шафии сказал: "Я пришёл к Малику, когда мне было 12 лет, чтобы прочитать с ним "Аль-Муватта", и они посчитали меня очень малым.." и упомянул эту историю с тем же смыслом

От Юнуса Ибн Абдуль-А"ля, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Всякий раз, когда я заглядывал в "Аль-Муватту", я прибавлялся пониманием"

От Харуна Ибн Саида, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Нет книги после Книги Аллаха более полезной, чем книга "Аль-Муватта" Малика Ибн Анаса"

От Юнуса Ибн Абдуль-А"ля, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Если бы не Малик и Суфьян Ибн Уейна, то пропало бы знание Хиджаза"

От Юнуса Ибн Абдуль-А"ля, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Если приходит Малик, то он подобен звезде"

От Хусейна аль-Карабиси, что он сказал: "Я слышал, как аш Шафии сказал: "Я записывал стихи, и приходил к бедуинам и слушал от них. И я прибыл в Мекку, пробыл там, а когда я выходил из нее, я декламировал стихи Лябида. И меня услышал человек из привратников, и ударил меня и сказал: "Человек из курейшитов, да еще из рода Абдуль Мутталиба, доволен для своей религии и мирской жизни быть учителем детей? Что такое стихи? Когда ты полностью овладеешь стихами, тебя будут нанимать лишь чтобы ты учил детей. Изучай фикх, и дарует тебе Аллах знания". И Аллах дал мне пользу посредством слов этого привратника. И я вернулся в Мекку, и стал брать знания от Суфьяна Ибн Уейны, сколько пожелал это Аллах, затем я учился у Муслима Ибн Халида аз Занджи, затем стал читать с Маликом Ибн Анасом. Я записал "Аль-Муватту", и сказал ему: "О Абу Абдуллах, можно прочитать ее с тобой?" Он сказал: "О сын моего брата, приходи с кем нибудь взрослым, кто прочитает мне, а ты будешь слушать". И я сказал ему: "Я сам почитаю тебе, а ты послушай". Он сказал мне: "Читай". И когда услышал мое чтение, разрешил мне читать с ним, и я читал ему, пока не дошел до раздела "Ас-Сияр", и он сказал мне: "Забудь это, о сын моего брата, изучай фикх, и ты возвысишься". И затем я пришёл к Мус"абу Ибн Абдуллаху, и поговорил с ним, чтобы он поговорил с некоторыми из наших родственников, чтобы тот дал мне что-то из имушества, так как у меня была такая бедность и нужда, что лишь Аллах знает это. И сказал мне Мус"аб: "Я пришёл к такому-то, и он сказал: "Ты говоришь со мной про человека, который был из нас, а потом стал противоречить нам?". И он дал мне 100 динаров. И Мус"аб сказал мне: "Харун ар Рашид написал мне чтобы я отправлялся судьей в Йемен, выходи с нами, быть может Аллах возместит тебе то что занял тебе этот человек?". И он отправился судьей в Йемен, а я вышел с ним. И когда мы были в Йемене, и стали общаться с людьми - написал Муттариф Ибн Мазин Харуну ар Рашиду: "Если ты хочешь, чтобы Йемен не восстал против тебя и не вышел из под твоей власти - то выгони из него Мухаммада Ибн Идриса", и упомянул еще группу курейшитов из рода аль-Мутталиба. И Хаммад аль-Азизи послал за мной, и меня заковали в кандалы, и мы прибыли к Харуну, и меня ввели к нему" - и упомянул историю с Харуном. "Потом, когда меня вывели от него, у меня оставалось 50 динаров, а Мухаммад Ибн аль-Хасан в то время был в Ракке. И я потратил эти 50 динаров на книги сторонников Абу Ханифы, и понял, что лучшим примеров для сравнения с их книгами - будет человек, который жил у нас, которого звали Фаррух. Он продавал масла из своих бурдюков. И когда его спрашивали: "У тебя есть масло "фуршнан"? Он говорил: "Да". Его спрашивали: "Есть жасминовое масло?" Он говорил: "Да".Если спрашивали: "А есть чернила?" Он говорил: "Да". А когда ему говорили: "Покажи мне", он доставал то что у него есть в этих бурдюках, а их было много - и тут видели, что во всех них одно и то же масло. Также я обнаружил и книги Абу Ханифы - он говорил: "Книга Аллаха, Сунна Его Посланника", в то время как они противоречили этому"

Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба (рахматуллахи алейхи ) высоко ценили за его эрудицию и глубокое понимание фикха.

Его уроки оказывали такое воздействие, что специально ради них люди приезжали даже из далеких мест. Имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) относился к своим ученикам с уважением и огромной добротой.

Имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) не занимал себя земной суетой и был погружен в себя. Его перу принадлежит немало важных книг и трудов, которые, ввиду своей полезности, пользуются большой популярностью.

Родословная
Имам Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии ибн Саиб ибн Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абд Мунаф Курайши Мутталиби Хашими (рахматуллахи алейхи м).

Рождение и детство
Рассказывает имам сахиб (рахматуллахи алейхи ): «Я родился в 150 году (по хиджре) в сирийском городе Газа. Когда мне было два года, меня привезли в Мекку».

Благословенное предсказание
Мать имама сахиба (рахматуллахи алейхи ) рассказала об одном случае, произошедшим перед рождением имама Шафии (рахматуллахи алейхи ). Тогда во сне ей приснилось, как из ее утробы вышла звезда, похожая на планету Юпитер, и как эта звезда отправилась в Египет. Лучезарный свет, исходящей от этой звезды, осветил весь город. Мать имама Шафии (рахматуллахи алейхи ) спросила у городских мудрецов, что бы это могло значить. На что ей ответили, что скоро у нее родится ребенок, который станет выдающимся ученым и знания которого принесут пользу многим людям.

Начальное образование
Начальное религиозное образование имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) начал получать в Мекке. Далее он продолжил обучение в Медине. В Мекке он проживал в племени Бану Хузайль и наряду с изучением религии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ) также приобрел высокий уровень владения арабской поэзией. Кроме того, на протяжении всего этого времени, он слушал хадисы, передаваемые его дядей, Мухаммадом ибн Шафии, и Муслимом ибн Халидом Занджи.

Приобретение знаний
Рассказывает имам сахиб (рахматуллахи алейхи ): «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за свое обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вел я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен, он согласился обучать меня бесплатно.

Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран, включая его толкование, а в 10 лет я выучил «Муватту» имама Малика (рахматуллахи алейхи )».

Некоторые из учителей имама Шафии ( рахматуллахи алейхи )
1. Мухаммад ибн Али ибн Шафии, дядя имама Сахиба (
рахматуллахи алейхи ). Он передал хадис от Абдуллы ибн Али ибн Саиба ибн Убайда.
2. Суфьян ибн Уяйна Макки, учитель имама сахиба (рахматуллахи алейхи ) из Мекки.
3. Имам Малик ибн Анас (рахматуллахи алейхи ), самый старший учитель имама Шафии (рахматуллахи алейхи ) из Медины.

Среди других учителей имама Шафии (рахматуллахи алейхи ) были также Муслим ибн Халид Занджи Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья, Хишам ибн Юсуф Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил Дауд ибн Абдуррахман, Исмаил ибн Джафар, Хишам ибн Юсуф и др.

Отличительные особенности
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ) старательно воплощал на практике все те качества, что восхвалялись в Коране и хадисах, и обладал безупречным характером, достойным подражания. Передано много случаев проявления им данных качеств.

Самостоятельность и щедрость
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ) вел отчужденный образ жизни, был независимым, великодушным и понимающим человеком, обладающим широким кругозором.

Когда имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) покинул Йемен и прибыл в Мекку, у него было с собой 10.000 динаров. На окраине города располагался небольшой лагерь, и живущие там люди вышли на улицу, чтобы встретить имама сахиба (рахматуллахи алейхи ). Среди них была группа бедных и нуждающихся людей. Он раздал им все свои деньги, а войдя в Мекку, попросил денег взаймы.

Раби передает, что имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) обычно давал милостыню ежедневно, а в священный месяц Рамадан он раздавал бедным и нищим одежду и крупные суммы денег.

Эрудиция и красноречие
Рассказывает Абу Убайд: «Я никогда не встречал человека, равного по знаниям, таланту и гениальности имаму Шафии (рахматуллахи алейхи ), и никого столь же безупречного, как он». Харун ибн Саид Айли говорил, что если бы имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) захотел доказать, что каменный столб является палкой, то он бы смог это сделать.

Внешность
Рассказывает Музани: «Я никогда не видел никого, кто был бы столь же красив, как имам Шафии (рахматуллахи алейхи ). Его щеки были светлыми, а когда он охватывал рукой свою бороду, она никогда не превышала длину его кулака. Имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) обычно красил свои волосы хной. Ему нравились благоухающие ароматы. К какой бы колонне он не прислонялся, давая свои уроки, благоухание от него обязательно передавалось этой колонне».

Ибадат
Каждую ночь имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) совершал хатм Корана, а в месяц Рамадан он делал это дважды в сутки. Сообщается, что в Рамадан он успевал семь раз произнести весь Коран во время намазов.

Дата смерти
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ) умер в возрасте 58 лет в Египте, в 204 году (по хиджре), в пятницу месяца Раджаб.

Похороны
Имам Сахиб (рахматуллахи алейхи ) провел последние дни своей жизни вместе с Абдуллой ибнуль-Хакамом.

Правитель Египта возглавил джаназа-намазы. Двое его сыновей, Абуль-Хасан Мухаммад и Усман, присутствовали на похоронах. Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ), последователей которого можно встретить сегодня по всему миру, был похоронен рядом с горой Мукатрам.