Главная · Сети · Как нужно проводить ночь бараат. Месяцы Ша’бан и Раджаб. Ночи Бараат и Рагаиб. Как следует проводить Ночь Бараат

Как нужно проводить ночь бараат. Месяцы Ша’бан и Раджаб. Ночи Бараат и Рагаиб. Как следует проводить Ночь Бараат

Ночь с 15-го на 16-е Ша‘бана (по некоторым данным ночь с 14-го на 15-е число) называют ночью Бараат. «Бараат» означает «непричастность», «полное отделение»; в эту ночь людей с плохими деяния ми полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями от Ада.

В ночь Бараат архангел Джабраил явился к нашему Пророку (мир ему и благословение) и разбудил его. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил, что это за ночь, он ответили, что это ночь Бараат – ночь когда распахиваются триста ворот Милости Всевышнего для уммы (общины последователей) Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Ночь, когда Всевышний отвечает мольбам (дуа) рабов Своих, молящихся смиренно.

В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей кроме вероотступников, завистников, клеветников, колдунов, гадальщиков, постоянно употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту. Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах и поминании Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей в которых принимаются дуа (молитва-мольба): ночь на пятницу, десятая ночь Мухаррама, 15-я ночь Ша‘бана, ночи перед праздниками Курбан-байрамом и Ураза-байрамом. В эту ночь с Хранимых Скрижалей стирают имена тех, кто умрет в течение годах.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз с намерением для продления жизни и второй раз для убережения от бед и несчастий и третий – для расширения благ.

После каждого чтения «Ясина» читают следующую молитву (если молитву читаете только за себя (т.е. в единственном числе), то слова, заключенные в скобках, не произносятся):

Перевод:

«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете лишь к уверовавшим!
О Аллах, о Обладатель Милости, не нуждающийся в милости других, о Обладатель Величия и Щедрости, о Обладатель всех благ! Нет бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя.

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, защищаешь тех, кто просит защиты у Тебя, к Тебе прибегают подвергшиеся опасности, Ты являешься безопасностью тех, кто к этому стремится. Если Ты записал меня (нас) в матери книг [Хранимой Скрижали] заблудшим (и), лишенным (и), изгнанным (и), бедным (и), о Аллах, Твоей милостью сотри запись о моем (о нашем) заблуждении, лишении, изгнании, бедности и запиши меня (нас) в Хранимой Скрижали в числе благонравных, тех, кому расширены блага и кому благоприятствуют в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и слово Твое истинное: Аллах стирает то, что захочет и оставляет то, что захочет, и у Аллаха Хранимая Скрижаль.
О Аллах! Во имя проявления самой Великой Твоей Милости в срединную ночь Шабана, отведи от меня (нас) беды, о которых я (мы) знаю и о которых не знаю. Ты – Великий и Щедрый.

Благословение Аллаха и мир [благополучие] господину нашему Мухаммаду, его семье [общине] и сподвижникам».

Ночь Бараат

Ночь с 14 на 15 Ша’бан для мусульман является значимой. Ее еще называют Ночь Бараат, то есть, ночь очищения от грехов и ошибок. Так как в хадисе нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, говорится: «Аллах проявляет свою милость в ночь середины Ша’бана и прощает грехи всем его созданиям, кроме многобожника и того, кто испытывает вражду и ненависть (к другим)». (Ибн Мажах и Табарани) Хафиз Мунзири в книге «Таригиб ва Тархиб» сказал, что цепочка этого хадиса является приемлемой.

Поэтому некоторые ученые говорят, что верующему является желательным в эту ночь усердствовать в поклонении, для того, чтобы встретить эту милость Аллаха. Это также передается от некоторых праведных предшественников (салафы).

Особые виды поклонения, такие как чтение определенных сур Корана (к примеру, трехкратное чтение суры Ясин) или частные молитвы для этой ночи в Сунне не передаются.

Стоит отдельно упомянут намаз Рагаиб.

Намаз Рагаиб

Намаз Рагаиб – это 100 ракаатов намаза, который совершается особым образом в срединную ночь Ша’бана.

Некоторые люди уделяют огромное значение этому намазу и совершают его, а другие распространяют сообщения и картинки, которые, якобы, содержат ценности этой ночи, тем самым призывая других к этому.

Но в вопросе шариата мы должны обращаться к ее источникам и любое наше решение должно быть основано на ее текстах. Поэтому что касается намаза Рагаиб, то учёные говорят, что этот намаз является Бид’а, то есть нововведением.

Имам Навави в книге «Маджму’» говорит: «Молитва известная, как молитва Рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов и молитва срединной ночи месяца Шабан в сто ракаатов – они являются мерзким, порицаемым нововведением.

И не обольщайся упоминаем их в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улум ад-дин» и хадисом приводимом в этих книгах, все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и написали об их желательности, воистину они ошиблись в этом».

(Маджму’ 3/548)

Также Имам Навави в своих «Фатавах» сказал о молитве Рагаиб:

«Это мерзкое нововведение, очень сильно порицаемое, поэтому является обязательным оставить этот намаз, и отвернутся от него. Правитель, да поможет ему Аллах, должен запрещать совершать ее».

Также он сказал: «Она (молитва в ночь Рагаиб) является ложным нововведением, и достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ввел в нашу религию, то что не из нее, то оно отвергаемо» . В «Сахихе» приводится: «Кто совершил поступок, о котором нет нашего веления, то он отвергаем» , а в «Сахихе» Муслима: «Каждое нововведение заблуждение» .

(Фатава, стр. 57-58)

Мухаккик шафиитского мазхаба и один из ее самых больших ученых Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж»: «Молитва известная как молитва Рагаиб и молитва середины месяца Ша’бан мерзкое нововведение. Хадис о ней вымышленный».

Имам Шафии о срединной ночи Ша’бан

Имам Шафии в своей книге «аль-Умм» сказал: «До нас дошло, что дуа принимается в следующие пять ночей: в пятничную ночь, в ночь праздника жертвоприношения, в ночь праздника разговения, в первую ночь Раджаба и срединную ночь Ша’бана».

Примечание :

Основой прощения, как мы видим из хадиса, который был приведен еще в начале нашей статьи, является единобожие человека и отсутствие у него в сердце вражды и ненависти к остальным людям.

Много верующих, сегодня посещают мечеть, совершают благие дела, а может, будут просить и милости в эту ночь. Но они останутся без этой всеобъемлющей милости только из – за того, что они в своих сердцах хранят вражду и ненависть к другим. Очень часто можно увидеть людей, которые порывают родственные связи из-за мелочей, не разговаривают с соседями, враждуют со знакомыми. Эта страшное состояние мусульманина, которое стирает его добрые деяния и лишает его милости Аллаха. Первым делом этому человеку нужно исправить свое положение и очистить свое сердце.

Аллах Всевышний сделал некоторые месяца особенными, а некоторые дни сделал жемчужинами этого месяца. Так жемчужиной священного предшествующего Рамадану Шаабана является ночь Бараат . Ночь Бараат приходится на 14 число месяца Шаабана, то есть в этом году с заходом солнца 30 апреля наступает Бараат.

Ночь Бараат - это вторая по значимости священная ночь после Ночи предопределения. Считается, что в ночь Бараат устанавливается предопределение людей на год вперед. Месяц Шабан – это месяц спасения от Ада, а ночь Бараат – это ночь очищения, ее значимость заключается в обретении особой милости Аллаха и его прощения.

Имам Субуки говорил: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни».

В хадисе посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца Шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему».

В другом хадисе сказано: «Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».

Также Пророк (мир ему) сказал: «С момента захода Солнца на землю спускается милость Аллаха. Он готов простить тех, кто кается и дать благо тем, кто просит. В ночь Бараат Аллах дарует выздоровлением тем, кто мучается от болезни. Так происходит вплоть до самого утра, когда Солнце появится за чертой горизонта».

Согласно преданию, в Ночь Бараат Джабраиль спустился к Пророку (мир ему и благословение) и сказал, что в эту ночь Аллах открывает 300 дверей Своей Милости, и что Всевышний простил грехи всей умме Мухаммада. А когда пророк (мир ему) спросил Джабраиля до каких пор эти врата останутся открытыми, Джабраил ответил: «До восхода утренней зари».

Поклонение Ночи Бараат

Поклонения и молитвы совершенные в эту ночь приносят на много больше саваба в сравнении с совершенными в другие обыденные ночи, и считаются более благими. Поклонение Ночи Бараат можно начинать совершать после захода солнца и до наступления следующего дня (восхода). В эту ночь мусульманину в надежде на милость Аллаха следует восполнить намазы, совершить дополнительные, просить прощения грехов, совершать как можно больше дуа. Также хорошо читать Коран, поминать Всевышнего, возносить салаваты и размышлять о своем положении, своей жизни. Очень важно для верующего принять эту ночь как ценный дар от Всевышнего Аллаха и провести хоть некоторую ее часть с особым трепетом и рвением заслужить довольство Аллаха.

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступит ночь середины шабана, оживляйте её и поститесь в её день (на следующий)».

Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему), обращаясь к Аллаху, совершал следующее дуа: «О, Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству, от Твоего гнева. И я прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания. И я прибегаю к Тебе от Тебя. Я бессилен воздать тебе хвалу так, как Ты того достоин. Ты велик настолько, насколько Ты сам восхвалил себя» (ат-Таргиб ват-Тархиб).

Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». наступает в ночь с 14 на 15 число месяца шаабан (по другой версии – с 15 на 16).

Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Один алим сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лайлят уль-Кадр – Ночь предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид аль-фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днём, потому что они спят ».

Ещё один алим сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и спрятал ночь Кадр , потому что ночь Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада . И её Аллах спрятал, чтобы на неё не полагались и не самоуспокаивались. Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают величия, один получает вознаграждение, а другой не получает ничего… В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратиться ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Имам Субуки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни », т. е. оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь () называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса , который передал Мунзирий от Пророка (мир ему и благословение): «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца шабан , не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (мир ему и благословение) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему и благословение) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк (мир ему и благословение) попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов) ».

Также её называют ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему ».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), где Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт слова Пророка (мир ему и благословение): «О Айша (да будет доволен ею Аллах), разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников ».

Также эту ночь называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины шабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрёт от шабана до следующего шабана . Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших , и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтобы он взял его душу ».

В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к этим грехам. Иначе всё это будет отдалять нас от бараката (благодати) и ценности Лайлят уль-Бараат .

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа , посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)