Главная · Электробезопасность · Как самому перевесить сплит систему. Как демонтировать кондиционер своими руками: пошаговая инструкция. Возможные проблемы при самостоятельном снятии

Как самому перевесить сплит систему. Как демонтировать кондиционер своими руками: пошаговая инструкция. Возможные проблемы при самостоятельном снятии

Демонтировать бытовую климатическую технику также ответственно, как и устанавливать ее. Особенно, если планируется ее дальнейшее использование, например, при переезде на другое место жительства. Рассмотрим основные правила того, как демонтировать кондиционер самостоятельно без потери его эффективной работоспособности.

Набор инструментов

Разборку, как и установку кондиционера настоятельно рекомендуется доверять профессиональным монтажникам. Это во многом гарантирует качественно проведенную процедуру монтажа, без появления неприятных последствий в обоих случаях. Но если средств на дорогостоящую услугу нет, при определенных умениях, навыках разборку возможно произвести самостоятельно.

Основной момент при демонтаже сплит-системы – аккуратное, последовательное соблюдение основных правил, которые позволят сохранить функционирование оборудования. Во многом здесь будут полезны специальные инструменты, которые помогут совершить разборку с наименьшими усилиями, более качественно. К ним относятся:

  • труборез
  • бокорез
  • строительный нож
  • отвертка крестовая
  • отвертка интегральная
  • шестигранные ключи торцевые
  • ключи рожковые
  • ключи разводные
  • дрель, шуруповерт

Набор этих инструментов обязателен, потому что не многие стандартные монтажные приспособления могут пригодиться. Используя последние, вероятно нанести непоправимые повреждения системе, после чего ее придется менять.

Как правильно демонтировать кондиционер? Правила безопасности

Существуют определенные правила, условия, которые необходимо соблюдать, чтобы обезопасить здоровье, оборудование от поломок, неисправностей. Перечислим их:

  • нельзя допускать разгерметизации охладительного контура. Он работает под давлением 15 А. При резкой утечке высока вероятность попасть под струю газа очень низкой температуры;
  • можно получить обморожение от струи холодного фреона при его утечке;
  • следует избегать при разборке попадания внутрь контура пыли, влаги, разрушающе действующих на систему;
  • при перевозке внешнего блока, содержащего фреон, может произойти взрыв;
  • во время транспортировки необходимо аккуратно обращаться с оставшимися отрезками труб, так как их повреждение приведет к замене всего блока;
  • запрещено отвинчивать со штуцеров накидные гайки;
  • аккуратно необходимо обращаться с защелками внутреннего блока, чтобы не сломать их.

Транспортировка фреона

При демонтаже наружного модуля первостепенной задачей является «упаковка» фреона. Необходимо качественно произвести эту процедуру, чтобы впоследствии не тратить время, деньги на дозаправку кондиционера. следует обратить внимание на точность, аккуратность проведения перекачки хладагента.

Воспроизвести возможно с помощью манометрического коллектора, либо без него. Этот прибор сможет показать, когда в охлаждающем контуре будет достигнут вакуум. Именно в этом случае и следует перекрывать второй вентиль для «запаковки» фреона внутри конденсатора.

  • манометрический коллектор подключить к ниппелю на штуцере вместо патрубка с жидкостью охладительного контура (он тоньше по сравнению со вторым, по которому проходит газовый фреон);
  • если прибор отсутствует, начинать необходимо со следующего пункта;
  • поставить сплит-систему на режим охлаждения, определив самую низкую температуру, на которую способно оборудование по своим техническим характеристикам (необходимо узнать в инструкции по эксплуатации). Так блок работает не менее 10 минут;
  • закрыть вентиль жидкостного патрубка (более тонкий. Закрывается шестигранным ключом под защитным колпачком);
  • на манометрическом коллекторе следить за стрелкой, пока она не достигнет уровня вакуум. Если манометра нет, необходимо засечь на часах 1 минуту;
  • по истечении времени/достижения нужного показателя на приборе закрыть вентиль газового патрубка шестигранным ключом;
  • выключить кондиционер;
  • защитные колпачки поставить обратно.

Непростая задача перегона хладагента может усложниться в холодное время года, когда кондиционер включать нельзя. Масло компрессора загустевает, его беспрепятственная работа невозможна. Если оборудование оснащено «зимним комплектом», позволяющим работать оборудованию на охлаждение даже при минусовой температуре, проблема легко решается запуском отогревающих приборов, размещенных в картере компрессора, дренажа. После 10 минут прогрева можно запустить климат-систему на охлаждение и перекачать фреон, следуя вышеописанным рекомендациям.

Если же системы зимнего подогрева нет, можно воспользоваться манометрической станцией для сбора хладагента. Она подключается по такому же принципу, как коллектор. Фреон перегоняется туда для транспортировки.

Демонтаж внешнего блока. Можно ли сделать самому?

После «упаковки» охлаждающего вещества можно приступать к снятию наружного модуля с креплений. Как демонтировать кондиционер своими руками:

  1. отключить наружный блок от электросети;
  2. если планируется дальнейшее использование патрубков, они отвинчиваются. Открытые штуцеры необходимо надежно защитить от пыли, влаги. В случае, когда повторное использование не предвидится, медные трубы обрезаются, остаются 15-20 см каждой ветви от креплений. Концы зачеканиваются тисками от влаги, мусора;
  3. когда известно, что кондиционер не будет долго использоваться, оставшиеся патрубки рекомендуется заполнить азотом, вытеснив тем самым воздух, закупорить. Это предотвратит окислительную реакцию металла с кислородом воздуха;
  4. убрать теплоизоляцию с фреонового контура;
  5. отсоединить наружный блок от электрокабеля, сняв предварительно отмеченные клеммы;
  6. демонтировать гайки, удерживающие модуль на кронштейнах, снять модуль. Рекомендуется делать вместе с помощником, потому что блок тяжелый, высока вероятность его уронить;
  7. поместить в специальную коробку с пенопластом или другим наполнителем во избежание механических повреждений корпуса, отводов труб;
  8. перевозить, хранить только в вертикальном положении.

Как демонтировать внутренний блок сплит-системы?

Внутренний блок кондиционера снимается с креплений только после демонтажа наружного. Здесь также необходимо соблюдать осторожность, особенно с фиксаторами испарителя, самого оборудования. Если эти элементы повредить, впоследствии заново установленный блок будет вибрировать при работе, что приведет его к поломке.

Как самостоятельно демонтировать кондиционер:

  1. снять лицевую панель, чтобы можно было добраться до фиксаторов;
  2. отсоединить трубопровод охладительного контура;
  3. отключить электропитание;
  4. снять испаритель (аккуратно отщелкнуть фиксаторы, закрытые крышкой)
  5. отжать фиксаторы внутреннего блока, снять его с направляющих;
  6. демонтировать пластину, на которой крепился внутренний блок;
  7. извлечь трубопровод охлаждающего контура из стеновых штроб;
  8. извлечь дренажный патрубок;
  9. демонтировать декоративный короб.

Последствия неправильного демонтажа

Приведем некоторые неприятные последствия неаккуратного демонтажа сплит-системы:

  • разгерметизация охладительного контура, как следствие – утечка фреона. При установке техники заново придется заплатить за дозаправку системы охлаждающим веществом;
  • механическое повреждение корпуса внешнего блока, наружного модуля, каких-либо деталей, фреоновых патрубков, особенно если они приводят к разгерметизации контура;
  • засорение охладительного контура пылью, мусором, попадание влаги. Пыль неизменно окажет влияние на работе компрессора, в скором времени его придется заменить за неисправностью. Влага опасна тем, что она будет окислять внутреннюю поверхность медной фреонотрассы, металл начнет корродировать, что выведет систему полностью из строя;
  • падение наружного модуля с высоты. Не имеет значение, насколько высоко он был закреплен – падение в любом случае приведет к его полной замене.

Как правильно демонтировать сплит-систему расскажет видео

При смене жительства часто перевозят с собой кондиционер, все-таки оборудование дорогостоящее. Чтобы произвести это без потерь, настоятельно рекомендуется обратиться к профессиональным монтажникам, которые все произведут правильно, качественно. Если уж разборка кондиционера планируется своими силами, необходимо строго соблюдать правила демонтажа, при этом делать все максимально аккуратно, четко, слаженно.

Друзья! Еще интересные материалы:


Кондиционирование помещений

Большая часть классических сплит-систем монтируются стандартным образом, когда внутренний модуль размещается внутри помещения, а внешний модуль, соответственно, снаружи помещения. Оба модуля связываются системой трубопроводов и электрической схемой.

Между тем, наряду с монтажом, в определённых ситуациях требуется демонтаж сплит системы силами самого владельца. Как решить такую задачу своими руками без ущерба для демонтируемой техники? Рассмотрим в нашем материале этот момент в подробностях.

Также остановимся на причинах демонтажа оборудования и подготовительных работах, которые необходимо выполнить перед заменой наружного и внутреннего блока отработавшей свое сплит системы.

Казалось бы, очевидной и главной причиной вывода модулей кондиционера из эксплуатации является полное истечение заявленного срока работы этой техники.

Действительно, отработавший свой срок климатический прибор лучше всего заменить новым. И такая практика встречается среди владельцев отработавших кондиционеров довольно часто.

Не самый лучший пример демонтажа внешнего модуля бытовой сплит системы. Такой способ съема – прямое нарушение техники безопасности. Следует использовать иные способы съема

Между тем демонтировать сплит-систему приходится также, если выходит из строя основное технологическое оборудование, к примеру, холодильный компрессор. Рекомендуем детальнее ознакомится с и советами по ремонту.

Такое может случиться в любое время, независимо от установленных сроков эксплуатации. Во всяком случае, появляется необходимость демонтажа внешнего блока техники.

Не исключается съём блоков кондиционера и с целью переноса системы на другое место установки. К примеру, при смене владельцем прибора одного места жительства на другое.

Подобный вариант демонтажа пусть нечасто, но отмечается в быту. В любом случае, чтобы самостоятельно демонтировать кондиционер без порчи техники, нужно владеть определёнными знаниями.

Что нужно знать до начала работ?

Людям, поставившим перед собой задачу демонтировать сплит-систему своими руками, как минимум, необходимо знать устройство (схему) такой системы. Подробнее об устройстве внутреннего блока мы говорили .

Кроме того, следует учитывать такой момент: рабочие узлы техники находятся под высоким давлением хладона – газа, представляющего опасность для здоровья.

Поэтому для того, чтобы освободить систему, необходимо при работающем в режиме охлаждения кондиционере закрыть вентиль на линии нагнетания. Под вращение штока вентиля используется шестигранный ключ. Предварительно нужно снять (открутить) защитный латунный колпачок вентиля.

В таком режиме сплит-система будет работать до момента срабатывания защиты по низкому давлению. Однако рекомендуется воспользоваться манометрической станцией, чтобы иметь возможность контролировать давление в контуре. Манометрическую станцию включают на соответствующий сервисный порт.

После того как остаточное давление в контуре составит минимум возможного (0 Бар), нужно отключить кондиционер, если не сработает защита.

Выждать некоторое время и если давление в контуре поднимется, повторить процедуру. Так полностью удаляется хладагент из рабочего контура непосредственно в конденсатор аппарата.

На завершающем этапе:

  • закрыть вентиль на всасывающей линии;
  • снять манометрическую станцию;
  • отвернуть гайки крепления медных трубок.

Затем нужно герметизировать отводы на вентилях и герметизировать концы отсоединенных трубок.

Шаг #2 - отключение электрических цепей

Теперь, когда контур свободен от хладагента, логично выполнить работы по демонтажу электрических цепей. В принципе, каждый аппарат имеет схему электрических соединений, которая обычно находится на обратной стороне крышки блока вентилей наружного модуля.

Если же схема отсутствует или есть какие-то сомнения относительно подключения, рекомендуется зарисовать контактную разводку в процессе отключения.

Электрическую схему соединений модулей сплит системы приходится нарушать в процессе демонтажа аппарата. Желательно фиксировать на бумаге каждую точку подключения, чтобы облегчить монтаж в последующем

Отключать электрические проводники наружного модуля следует только те, что приходят к модулю внешнему от внутреннего модуля. Также, скорее всего, придётся отключить сетевую подводку, учитывая, что в большинстве случае эта линия заводится внутрь зданий.

После отключения требуемых цепей можно приступать непосредственно к съему наружного модуля с металлических кронштейнов.

Шаг #3 - съем внутреннего и внешнего модулей

Очередность съема модулей – внутреннего и наружного – не критична. Однако рекомендуется прежде снимать всё-таки наружный блок.

Для выполнения операции съема полностью отключенного внешнего модуля нужно:

  • развинтить болтовые крепления на опорных кронштейнах;
  • обвязать модуль надежным транспортировочным канатом (если на высоте);
  • аккуратно сдвинуть с кронштейнов и опустить наземь;
  • демонтировать опорные кронштейны.

Демонтировать внутренний модуль сплит-системы бытового назначения достаточно просто. Это объясняется как более удобным подходом к блоку, так и более легким весом по сравнению с внешним модулем

Внутренний блок бытовой сплит-системы, как правило, закрепляется на монтажную панель, входящую в комплект установки. Причем крепление осуществляется методом подвеса без дополнительного крепежа.

Поэтому для съема блока достаточно приложить небольшое тяговое усилие «на себя» и затем немного поднять модуль кверху.

Снятый с монтажной панели блок остается прикрепленным к медным трубкам контура. Необходимо развинтить крепежные гайки и отключить трубки. Следует учесть, что эту работу приходится выполнять на весу.

Пример монтажной панели внутреннего блока одной из моделей систем бытовых кондиционеров. Внутренний блок, как правило, попросту одевается на эту панель и фиксируется защелками

Возможно, потребуется подставка или помощь соседа, друга или знакомого. После отключения обязательно герметизировать места соединения трубопроводов.

Наконец, останется демонтировать со стены монтажную панель внутреннего модуля, извлечь из перехода в стене медные трубки и прочие аксессуары соединения. На этом демонтаж бытовой сплит-системы можно считать завершенным.

Но съем нужен далеко не всегда. Если речь идет о поломке или ремонте, то зачастую можно все устранить, не снимая блоки сплита. Так, если вы столкнулись с тем, что сплит-система течет в комнату, то снимать оборудование в такой ситуации не придется. Можно отыскать причину поломки и устранить ее своими руками.

Как правильно это сделать и какие процедуры желательно регулярно выполнять при обслуживании системы мы подробно рассмотрели в следующих статьях:

Выводы и полезное видео по теме

Видеоролик, где демонстрируется процедура демонтажа, станет дополнительной помощью для людей, стремящихся снять систему собственными руками.

Видео наглядно демонстрирует все тонкости исполнения работ:

Решение задачи съема (демонтажа) бытовой сплит-системы собственноручно – вполне реализуемый процесс. Главное – иметь представление относительно устройства подобного оборудования и о том, каким образом выполняется его монтаж. Очевидно, что демонтаж предстоит выполнить в обратном порядке.

Занимаетесь установкой, заменой, ремонтом и обслуживанием сплит-систем и неоднократно снимали оборудование и ставили его обратно? Поделитесь своими секретами демонтажа с новичками в этом деле - оставляйте рекомендации ниже под этой статьей.

Если вы впервые занялись съемом блоков сплит-системы и у вас возникли вопросы, которые мы не рассмотрели в этом материале, задавайте их нашим экспертам и другим посетителям сайта.

Демонтировать сплит-систему, состоящую из наружного и внутреннего блока, сложнее, чем моноблочный кондиционер. Основной нюанс заключается в замкнутой схеме циркуляции хладогена, которую при снятии надо разгерметизировать.

Целесообразно ли заниматься такой работой самостоятельно или лучше доверить ее профессионалам? Какова технология демонтажа кондиционера? Ответы на эти вопросы описаны в статье.

Демонтаж сплит системы: плюсы и минусы самостоятельного снятия кондиционера

Как правило, основным поводом для снятия кондиционера является переезд или замена морально устаревшего устройства на новое. Меняя место жительства или офис, не хочется оставлять новым владельцам купленную за собственные средства сплит систему. В таком случае можно пригласить бригаду специалистов для демонтажа кондиционера или попробовать выполнить эту работу самостоятельно.

Профессиональные монтажники сделают демонтаж кондиционеров (сплит систем) за 15 минут, но за такую скорость и гарантию, что устройство не выйдет из строя придется заплатить. Ценовая политика зависит от мощности оборудования: снятие квартирного кондиционера обойдется в 2500-4000 р., большой офисной сплит системы - до 10000 р. Стоимость демонтажа встроенного в подвесной потолок или кассетного «кондера» увеличивается на 5-15%.

В принципе, человеку, который знаком с технической темой и общим устройством кондиционера, будет, более ли менее, понятно, как отвинтить штуцеры, откачать хладоген, отсоединить коммуникации, снять блоки сплит системы и упаковать элементы по коробкам. Однако не все так просто. Существуют некоторые риски, о которых надо знать:


Важно! Дать 100% гарантию на сохранность бесперебойной работы кондиционера после его демонтажа никто не сможет. Риск демонтажа/установки сплит системы в непригодном состоянии довольно велик.

Если перечисленных доводов не достаточно и желание самостоятельно снять устройство не пропало, то необходимо ознакомится с устройством кондиционера и понять технологию его демонтажа.

Устройство кондиционера

От понимания работы сплит системы зависит 50% успеха ее снятия. Современная сплит система состоит из наружного и внутреннего блоков, каждый из которых содержит набор соответствующего оборудования и выполняет свою функцию.

Наружный блок включает следующие узлы:

  • теплообменник - конденсатор;
  • вентилятор, прогоняющий воздух через теплообменник;
  • компрессор, который нагнетает давление;
  • осушитель, соединительные медные трубки и расширительный клапан;
  • электротехнические элементы (запитка от электросети) и средства автоматизации.

Внутренний блок кондиционера содержит:

  • теплообменник - испаритель с вентилятором;
  • жалюзи, направляющие поток воздуха;
  • фильтрующие элементы;
  • емкость для сбора конденсата.

Блоки соединены между собой двумя магистралями для хладоносителя. По большой трубе хладоноситель передвигает в виде газа, а по трубе с меньшим диаметром - в жидком состоянии.

Общий принцип работы кондиционеров: Компрессор работает с парами фреона. При включении пары хладогена нагреваются и поступают в наружный блок, где совершают теплоотдачу на радиатор. Затем хладоген возвращается во внутренний блок, вбирает в себя тепло из дома, нагревается и передает тепло радиатору. Таким образом, происходит циклическая работа.

Важно! Наибольшей опасности деформации при демонтаже подвергается вакуумный насос компрессора. Даже незначительное повреждение насоса снижает производительность сплит системы - пыль, царапины, посторонние предметы и грязь могут стать причиной снижения производительности кондиционера.

Демонтаж сплит системы своими руками: последовательность действий

Необходимые инструменты

При обслуживании сплит системы и ее демонтаже важно соблюдать основные правила техники безопасности: работать с помощником и использовать страховочное оборудование.

Чтобы снять квартирный кондиционер надо запастись такими инструментами:

  • рожковые ключи;
  • разводные ключи;
  • торцевые ключи с трещеткой;
  • отвертка РН2;
  • бокорезы;
  • строительный нож;
  • набор шестигранников;
  • шуруповерт;
  • труборез;
  • манометрический коллектор.

Удаление хладогена

Перед тем как снять кондиционер необходимо «перегнать» хладоген:

  1. Включить кондиционер в режиме охлаждения, на пульте установить самый низкий температурный режим.
  2. На внешнем блоке сплит системы найти два вентиля разных размеров и разводным ключом открутить заглушки.
  3. После запуска компрессора шестигранником перекрыть меньший вентиль. К большему вентилю сразу подсоединить манометрический коллектор.
  4. Отслеживать на монометре падение давления. Как только стрелка опуститься ниже нуля закрутить большой вентиль.

После выполнения этих действий кондиционер выключить - теперь весь хладоген выведен в наружный блок. Следующий этап - отсоединение провода от внешнего блока.

Отсоединение коммуникаций

Последовательность действий:

  1. Открутить трубку меньшего размера. Как правило, этот процесс не вызывает каких-либо сложностей.
  2. Большую трубку откручивать аккуратно, прикладывая небольшие усилия, чтоб не сорвать резьбу.
  3. После отключения фреонопровода вентили закрыть заглушками - это убережет внешний блок кондиционера от попадания вовнутрь влаги и мусора. При отсутствии специальных заглушек можно воспользоваться обычной изолентой.
  4. Отсоединить электрические коммуникации.

Снятие наружного и внутреннего блока кондиционера

Открутить внешний блок сплит системы от горизонтальных кронштейнов. Обычно наружная часть кондиционера прикручена четырьмя болтами М8, М6 или М10. После того, как болты откручены внешний корпус снять и отставить в сторону. Снаружи на фасаде здания должен остаться только фреоноотвод, который пока не снимается.

Следующий шаг - демонтаж внутреннего блока сплит системы. Неопытному специалисту процесс снятия со стороны покажется простым: отсоединить от стены и открепить трубки. На самом деле, чтобы грамотно демонтировать эту часть кондиционера надо соблюдать рекомендованный порядок действий:


На фасаде здания осталась старая фреоновая магистраль. Для дальнейшего монтажа сплит системы понадобятся гайки с фреоновода - их надо выкрутить из трубы.

Важно! Во время транспортировки внутренняя часть кондиционера может располагаться в любом положении, а наружный блок - только так, как он установлен на кронштейнах, то есть исключительно вверх головой и вниз ножками.

Особенности демонтажа кондиционеров разного типа

Выше был приведен порядок демонтажа настенной сплит системы своими руками - по сути, бытового кондиционера. Сложнее дело обстоит со снятием канальной сплит системы - устройство очень тяжелое, а его демонтаж требует отсоединения воздуховодов от блоков.

Порядок выполнения работы следующий:

  1. Снять приточно-вытяжные адаптеры с решеткой.
  2. Воздуховоды отсоединить от внутреннего блока - открутить саморезы или снять хомуты (зависит от модели кондиционера).
  3. Выполнить закачку фреона во внешний блок.
  4. Продолжить снятие по описанной схеме демонтажа настенного устройства.

Колонная сплит система снимается в той же последовательности, что и настенная по схеме:

  1. Контроль давления и перекачивание фреона.
  2. Отсоединение связующих магистралей и снятие внешнего блока.
  3. Отсоединение коммуникаций внутреннего блока и его демонтаж.

Комнатный блок колонник не имеет монтажной пластины ни шпилек крепления (как консольный, кассетный), поэтому процесс демонтажа несколько упрощен.

Снятие кассетной сплит системы происходит по схеме канальной. Демонтаж внутреннего модуля начинается с ослабления гаек крепления и последовательного отсоединения коммуникаций. Отличие от канальной состоит в том, что у кассетной сплит системы нет воздуховодов.

Внутреннее крепление консольной (напольно-потолочной) происходит с помощью шпилек - этот момент надо учесть, отсоединяя блок от стены или потолка. В остальном, процесс демонтажа аналогичен снятию настенного кондиционера.

Важно! Выполнять демонтаж сплит системы нельзя в дождливую или снежную погоду. Попавшая вовнутрь влага приведет к выходу из строя компрессора.

  1. При отсоединении проводов, трубок их концы желательно промаркировать и дополнительно зарисовать схему соединения. Если повторная сборка будет выполняться не сразу после демонтажа, то есть риск забыть порядок их крепления.
  2. Нарушение правил демонтажа может привести к выкачке фреона. Стоимость закачки хладогена и ремонт сплит системы могут обойтись дороже, чем вызов специалиста для квалифицированного снятия кондиционера.
  3. Перевозку сплит системы надо выполнять с особой осторожностью. Самая восприимчивая и уязвимая часть системы - вакуумный насос. Его ремонт или замена обойдутся дорого.
  4. Демонтаж внутреннего блока лучше выполнять втроем. Двое держат, один - откручивает коммуникации и т.д.
  5. При снятии внутреннего блока сложнее всего добраться к защелкам. Часто приходится убирать крышку испарителя. За неимением специальных инструментов, некоторые выходят из положения, используя крестовую отвертку и пассатижи.

Демонтаж сплит системы: видео

Предстоит переезд. В новую квартиру или офис. На прежнем месте – кондиционер, купленный за свои кровные. Очень хочется забрать его с собой, как любимые диван и кресло. А не сделать ли демонтаж кондиционера своими руками? Деньжат сэкономить, переезд и так – дело затратное. Говорят, монтажники снимают «кондюк» за 15 минут, а я что же, совсем безрукий? Но сначала нужно выяснить, а сколько стоит снятие кондиционера по всем правилам.

Цена работы

Если собрать в сводку цены на демонтаж бытовых кондиционеров, то получится в среднем очень простое соотношение: 1 Вт – 1 руб. То есть, стоимость демонтажа квартирного кондиционера обойдется в 2500 – 4000 руб, а большого, на офис или особняк – 8000-1000. За демонтаж кассетного, встроенного в подвесной потолок, цена увеличивается на 5-15%. Немало.

Цена самодеятельности

Технически мало-мальски грамотному человеку интуитивно ясно, что просто развинтить штуцеры нельзя – ведь внутри система заполнена фреоном, если просто снять штуцеры, он вытечет, а заправка стоит 800-1500 руб. Стало быть, нужны какие-то приспособления, инструмент. Поинтересуемся.

Что точно необходимо для демонтажа кондиционера, так это манометрический коллектор. Стоит самый дешевый около 1500 руб, а то и все 3500. Уже почти цена демонтажа. Еще набор шестигранных торцевых ключей, труборез – где-то 250, если труборез взять в аренду. Вот и вышли практически на стоимость профессионального демонтажа. Ах да, еще верхолазные работы, наружный-то блок на стене висит. Добавляем еще с 500 на страховочное снаряжение. И риск для жизни.

Почему так сложно и дорого? Нельзя ли как-то упростить, удешевить? Попробуем разобраться. Хотя бы, как обойтись без манометра и сберечь фреон. Чтобы своя работа хоть как-то оправдалась.

Как устроен кондиционер?

Принцип работы кондиционера известен: компрессор наружного блока (конденсационного) откачивает пары хладоагента из внутреннего блока (испарительного), они сгущаются, разогреваются, отдают тепло окружающей среде через радиатор наружного блока, затем жидкий хладоагент подается в испаритель внутреннего блока, испаряется там, поглощая тепло помещения, и цикл повторяется.

Отсюда видно уже одно уязвимое место – насос компрессора кондиционера. Работая в таких тяжелых условиях, он должен представлять собой достаточно сложный агрегат. Так оно и есть – в бытовых кондиционерах используются кулачковые вакуумные насосы. Его сердце – два или три (в таком случае на каждом роторе три кулачка) ротора сложной конфигурации в герметичной камере, см. рис. Дополнительных уплотнений, наподобие поршневых колец, прокладок, клапанов и т.п. нет; нужная герметичность и одностороннее действие обеспечиваются исключительно за счет прецизионной точности обработки деталей. Какая-то еще конструкция не даст нужной производительности при таких перепадах температуры и давления.

Теперь понятно, почему насос так уязвим: малейшая царапина от пылинки, ледышки или кусочка окиси с труб – и кондиционер будет тратить электричество на то, чтобы попусту перемешивать хладоагент, а не охлаждать помещение. Ведь с одной стороны насоса – пар фреона при минус –70 градусов (примерно) при давлении в доли атмосферы, а с другой – его же конденсат при +80 при давлении в несколько атмосфер. А фреон исключительно текуч.

Примечание: на рисунке видны высверленные в торцах роторов лунки. Они нужны для идеального баланса – кулачковый насос выходит из строя даже от собственной вибрации.

Именно ради сохранности насоса кондиционеры продаются заполненными очищенным инертным газом под давлением (вспомните, его стравливали при установке), а перед заполнением системы откачиваются до вакуума, чтобы удалить пары воды – замерзнув в системе, они дадут наледь, которая быстро выведет кондиционер из строя.

Зная все это, попробуем разобраться, как снять кондиционер самому, и каковы при этом факторы риска.

Наружный блок

Не касаясь опасностей промышленного альпинизма, начнем сразу с техники. Первейшее правило – не жалейте трубы. Если на новом месте понадобятся подлиннее, придется прокладывать новые: наращивать трубопроводы любым способом значит наверняка убить кондиционер. Если же новые нужны покороче, то немного обрезанные старые (см. далее) подойдут; в крайнем случае придется немного передвинуть внутренний блок.

Для демонтажа конденсационного блока, помимо простой механики (кронштейны, крепления) и электричества (провода – из клемм, замаркировать, а на новом месте – в те же клеммы) мастеру-самодельщику нужно знать расположение фреоновой арматуры на наружном блоке, см. рис. Пояснения к позициям:

  1. Штуцер парового (подводящего) трубопровода, он толще;
  2. Штуцер жидкостного (отводящего) трубопровода, тоньше;
  3. Крышка жидкостного штуцера;
  4. Крышка парового штуцера;
  5. Ниппель.

Крышки штуцеров можно снимать во время работы кондиционера; под ними обнаруживаются внутренние гайки с шестигранными шлицами под торцевой ключ. Ниппель также в рабочем состоянии закрыт крышкой; на рисунке она снята, и немного виден шток ниппеля, надавив на который, стравливают хладоагент из системы.

Демонтаж наружного блока производится в следующем порядке:

  • К ниппелю присоединяют манометр;
  • Кондиционер с пульта включают на постоянный холод;
  • Спустя 10 мин, сняв крышку жидкостного штуцера, натуго затягивают его внутреннюю гайку – трубопровод перекрыт, насос перекачивает фреон в конденсационную камеру;
  • Контролируют показания манометра – когда он покажет минус 1 МПа (минус одна атмосфера, технический вакуум), так же натуго затягивают гайку парового штуцера;
  • Кондиционер немедленно полностью отключают от сети;
  • Трубы в 15-20 см от штуцеров отзрезают труборезом, и НЕМЕДЛЕННО зачеканивают все четыре конца, как показано на рисунке;
  • Точно так же, очень быстро, обрезают и зачеканивают трубы у внутреннего блока;
  • Наворачивают на места все крышки штуцеров и ниппеля;
  • Разбирают электрическую часть, снимают наружный блок, упаковывают в транспортировочную тару.

Фактор риска №1: кроме очевидных (попадание пыли в открытые трубопроводы и воздуха с парами влаги в испарительную камеру), есть еще одна, самая серьезная опасность – транспортировка кондиционеров, заполненных хладоагентом, категорически запрещена. Наружный блок после описанных операций окажется накачан фреоном под давлением в несколько атмосфер, и от любого толчка при перевозке может просто «бабахнуть». В лучшем случае – услышите громкое шипение, смысл которого прост: новый кондиционер.

А нельзя ли без манометра? Дорогой ведь, даже напрокат! Есть способ, но вероятность того, что после него на новом месте кондиционер заработает, не более 50%: дают насосу покачать не менее 5 минут, а затем прижимают шток ниппеля. Не зашипело – весь фреон уже в конденсаторе.

Фактор риска №2: насос не рассчитан даже на кратковременную работу «взахлеб». Противодавление на его выходе буквально через несколько секунд превзойдет предельно допустимое (оттока хладоагента нет, перекрыт), и кондиционер может навсегда сломаться прямо на глазах.

Примечание: зачеканивание труб пассатижами абсолютно ненадежно. Сжимать конец трубы нужно малыми настольными слесарными тисками что есть силы, или не зачеканивать, а завальцовывать. Завальцовочные прессы есть в комплекте наборов для разделки медных трубок, но стоит такой набор в несколько раз дороже отдельного трубореза, в аренду – тоже.

Предупреждения:

  1. Ни в коем случае не снимайте накидные гайки штуцеров с завальцованными трубами. На рисунке это показано только для примера. Пренебрежение этим, как правило, обходится в новый кондиционер.
  2. При транспортировке крайне осторожно обращайтесь с торчащими «хвостами» труб. Последствия надлома или резкого изгиба – см. предыдущее предупреждение.

Внутренний блок

Демонтаж внутреннего блока кондиционера на первый взгляд кажется проще: весь фреон откачан, обрубки труб зачеканены, остается только снять со стены. Но это самоуверенность новичка-сапера, разрядившего свою первую мину.

Испарительный блок вставляется сверху в пазы направляющих на защелках. Конструкция защелок рассчитана на работу специально обученного и сертифицированного персонала, снабженного специальным инструментом; у каждого производителя – своя система защелкивания. То есть, конструкторы специально разрабатывают защелки из расчета, чтобы самодельщик ничего не мог с ними поделать. О «защите от дурака» слыхали? Это она и есть.

Самодельщики все же не дураки, и способы открывания защелок разных систем придумывают. И тут вступает в действие вторая ступень защиты от дурака: путаница тонких трубок испарительной камеры расположена в опасной близости от защелок.

Фактор риска 3: возясь с защелками случайным или самодельным инструментом, очень легко, даже зная их конструкцию, повредить испаритель.

Примечания:

  • У большинства бытовых кондиционеров, чтобы добраться к защелкам более-менее безопасно, приходится снимать крышку испарителя. А ее крепления обращены к стене (принцип китайской головоломки). Самые отчаянные кулибины выходят из положения, взяв кусочек крестовой отвертки и отворачивают крепежные винты, держа его пассатижами.
  • Для демонтажа внутреннего блока нужны трое, иначе добавляется еще один фактор риска: блок рухнет вниз и разобьется.
  • Самая простая система защелкивания – головками защелок к стене. В таком случае удается обойтись двумя тонкими отвертками, просунутыми в ложбину кронштейна между ним и стеной, одновременно двумя руками отжимая защелки, а помощники вверх вынимают блок.

Видео: демонтаж внешнего и внутреннего блока кондиционера

Частичный или полный демонтаж кондиционера производится по различным причинам - ремонт в квартире, переезд, установка в другое помещение и так далее. Стандартный подход - вызвать для правильного снятия сплит-системы сотрудников специализированной фирмы, оплатив данную услугу. Более экономный вариант - демонтировать кондиционер своими руками, разобравшись в тонкостях процедуры. Нельзя сказать, что она проста, но при верном подходе вполне реализуема.

О способах и трудностях демонтажа своими руками

Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров - моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.

Помимо моноблоков и «сплитов», существуют другие разновидности климатических установок - кассетные, канальные и колонные. Но обычно такую технику устанавливают в офисах, торговых центрах и других помещениях большой площади, в частных жилищах она используется достаточно редко.

Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент - фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:

  1. Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
  2. Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
  3. Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре - это быстрая «смерть» компрессора.
  4. При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
  5. Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
  6. Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
  7. Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.

Большинство из перечисленных случаев ведут к дорогостоящему ремонту вашего кондиционера в специализированной мастерской, поэтому перед снятием сплит-системы необходимо внимательно изучить инструкцию, приведённую ниже.

Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:

  • простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
  • с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
  • с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.

Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.

Подготовительные мероприятия

Первым делом необходимо приготовить такой комплект инструментов и приспособлений:

  • отвёртки с крестообразным и плоским шлицем;
  • набор рожковых ключей;
  • канцелярский нож;
  • шестигранные ключи размерами 5…10 мм;
  • манометрический коллектор либо манометр с трубкой и резьбовым соединением, рассчитанный на максимальное давление 10-15 Бар;
  • скотч малярный и маркер;
  • изоляционная лента либо обычный скотч.

Манометрический коллектор точно понадобится в том случае, когда вы планируете смонтировать сплит-систему в другом помещении, так что его лучше взять в аренду, а покупать выйдет слишком дорого.

Также для удобного и безопасного ведения работ необходима стремянка, чтобы спокойно добраться до внутреннего модуля, установленного под потолком. Внешнюю секцию, расположенную на стене многоквартирного дома, лучше втягивать через окно, предварительно обвязав верёвкой. Здесь нелишними будут услуги помощника.

Важный этап подготовки - обеспечить сохранение хладагента с наименьшими потерями. Для этого используется принцип действия кондиционера, благодаря которому весь фреон можно собрать в одном месте - контуре наружного блока. Приготовив инструменты, действуйте согласно инструкции:

  1. Прикрывая рукой инфракрасный элемент на пульте дистанционного управления, переключите сплит систему в режим «Турбо» и выставьте минимальную температуру. Уберите руку с элемента и направьте пульт на кондиционер. Таким способом вы запускаете компрессор сразу на полную мощность.
  2. Подключите шланг от манометра к сервисному штуцеру, расположенному на боковой стороне наружного блока, после чего он сразу покажет давление в системе. В некоторых моделях эти патрубки прячутся под крышкой, её нужно снять.
  3. Открутите 2 гайки - заглушки, находящиеся на торцах штуцеров. Под ними обнаружатся вентили, регулируемые шестигранным ключом. Подберите подходящий шестигранник по размеру.
  4. Перекройте кран магистрали с жидким хладагентом (это более тонкая трубка) и следите за показаниями манометра. В это время компрессор втягивает газообразный фреон через вторую трубку.
  5. Когда стрелка прибора упадёт на ноль и станет уходить в зону вакуума, закройте второй вентиль и быстро отключите кондиционер пультом дистанционного управления. На этом всё, хладагент в полном объёме находится в контуре внешнего модуля.

В сплит-системах, заправленных разными марками фреона (бывает R22 и R410), отличается диаметр резьбы сервисного штуцера, куда подключается манометр. Для R410 нужен специальный переходник, который следует приготовить заранее.

Сохранение хладагента по способу «на глазок» производится без манометрического коллектора. После закрытия жидкостного вентиля надо выждать около 40-50 секунд, после чего закрывать газовый кран и отключать бытовой прибор. Недостаток ясен: вы не узнаете, сколько фреона успело попасть в наружный блок, а долго держать работающий компрессор с перекрытой магистралью недопустимо. Результат проявится при следующей установке «сплита» и его запуске.

Инструкция по снятию внешнего модуля сплит-системы

Наружный блок кондиционера приходится демонтировать при переезде или его перестановке на новое место. Для проведения ремонта квартиры снимать внешнюю секцию необязательно, но отсоединить фреоновые магистрали, кабель и дренаж всё равно придётся. Работы выполняются в таком порядке:

  1. Открутите шланг манометра, используемого при перекачивании хладагента, и поставьте на место торцевые гайки - заглушки.
  2. Рожковым ключом открутите накидные гайки, прижимающие медные трубки к штуцерам, отогните их в сторону. С помощью скотча либо изоленты защитите все открытые отверстия в магистралях и патрубках внешнего модуля, чтобы внутрь не попал мусор и пыль в процессе работы.
  3. Чтобы отсоединить электрический кабель, отключите аппарат от электросети и снимите крышку, закрывающую клеммы (находится над фреоновыми вентилями). Прежде чем открутить провода, наклейте над клеммами полоску малярного скотча и подпишите маркером цвета, чтобы зафиксировать порядок подключения. Отсоедините жилы и уберите кабель.
  4. Отключённые магистрали привяжите к кронштейну наружного блока, чтобы медные трубки не болтались и не перегнулись, иначе их придётся менять.
  5. Открутите 4 гайки крепления внешнего модуля к кронштейну, обвяжите его верёвкой и вместе с помощником снимите агрегат.

Профессиональные холодильщики часто практикуют несколько другой подход: они не откручивают накидные гайки и не снимают фреоновые трубки со штуцеров наружного блока, а откусывают их. Тогда не нужно обматывать концы трубопроводов скотчем с целью защиты от влаги и мусора, потому что они сплющиваются кусачками. При последующем монтаже сплющенные концы обрезаются и выполняется развальцовка под соединение накидной гайкой.

После отсоединения кабельных жил от клемм закрутите винтики контактов и затяните их, поскольку они могут выпасть и потеряться при транспортировке.

Сам кронштейн лучше снять позже, когда вы отвяжете от него трубопроводы фреонового контура. Если магистрали выходят из стены не более, чем на метр, то привязывать их не нужно. Следует аккуратно выровнять трубки, чтобы их было легче втащить изнутри. Кронштейн чаще всего крепится на 4 анкерных болта, откручиваемых обычным рожковым ключом.

Правильное отключение магистралей от внешней секции - фотогалерея

Магистрали отсоединяются после откручивания накидных гаек Прикрутите на место пробки, закрывающие вентили портов Открутите крышку, чтоб отключить провода Пометив расположение жил, отсоедините кабель После отключения кабеля винты на колодке надо закрутить По правилам медные трубопроводы необходимо откусить Откушенные трубки нужно заглушить

Как снять наружный модуль с сохранением фреона - видео

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации - кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

  1. Разблокировать 3-4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
  2. Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

Учитывая, что в поддоне внутреннего модуля может оставаться конденсат, перед демонтажем желательно защитить стену полиэтиленовой плёнкой. Если вы снимаете кондиционер для квартирного ремонта, то подобная предосторожность излишняя.

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Последний шаг - демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, - не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Порядок демонтажа внутреннего модуля - фотогалерея

Для отключения электропроводки надо снять крышку электрического отсека Перед отсоединением жил запишите порядок их подключения Жгут, проходящий в нише, надрежьте ножом и доберитесь до стыка трубок Откручивание соединительных гаек Место соединения дренажных трубок Отключите кабель, проходящий в том же жгуте Внутренний блок спокойно снимается двумя руками Последний этап - снятие монтажной пластины Отклонив корпус, его нужно зафиксировать в таком положении

Как снимаются внутренние блоки разных конструкций - видео

Разборка в зимнее время

Если температура на улице снизилась до -5°С и более, рекомендуется воздержаться от демонтажа по следующим причинам:

  • не удастся перекачать хладагент во внешний модуль;
  • на морозе нельзя разбирать соединения, откручивать заглушки и закрывать сервисные порты;
  • в результате разборки часто выходят из строя сальники сервисных вентилей.

В ситуации, когда без снятия сплит-системы при отрицательной температуре не обойтись, обязательно прогрейте штуцеры наружного блока строительным феном. Затем открутите заглушки и закройте оба вентиля, сохранив таким образом часть фреона, оставшегося в контуре наружного блока. Затем медленно открутите магистрали от штуцеров и отсоедините их, выпустив вторую часть хладагента в атмосферу. Дальше действуйте по алгоритму, описанному выше.

Персонал специализированных фирм использует для откачки фреона в зимнее время манометрические станции. Но если брать в аренду такое оборудование, то демонтаж обойдётся дороже, чем оплата труда специалистов, а результат выйдет сомнительный.

При температуре выше -5°С работы можете выполнять по стандартной инструкции, но желательно пользоваться манометром для контроля над перекачиванием хладагента. Если станете действовать «на глазок», то можете не угадать время выдержки и всё равно потеряете часть фреона. Столь же опасно передержать компрессор в работе без охлаждения (а он охлаждается циркулирующим фреоном), от перегрева он может выйти из строя.

Вы успешно демонтируете домашний кондиционер, если возьмётесь за работу в тёплый период года и станете соблюдать приведённую инструкцию. Нельзя упускать ни единой мелочи, действовать очень аккуратно и без спешки. Не пренебрегайте манометром, поскольку потеря хладагента сведёт к нулю всю экономию от данной процедуры.