Главная · Электробезопасность · Как выглядит 3 летний ребенок. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. Стараться чувствовать своего малыша

Как выглядит 3 летний ребенок. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. Стараться чувствовать своего малыша

Может стоять на цыпочках (носках) несколько секунд. Проходит на цыпочках не менее 3 метров. Должен уметь постоять на одной ноге хотя бы 3–4 секунды.

Перепрыгивает через линию на полу. К трем годам, а зачастую и ранее самостоятельно поднимается по лестнице, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх. Вниз спускается более осторожно, ставя по две ноги на каждую ступеньку. Может спрыгнуть с последней ступеньки, держа две ноги вместе (рис. 58).

Бросает и ловит мяч. В 3,5 года все дети должны ловить мяч, брошенный с расстояния в 2 метра.

Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Если у малыша нет велосипеда, проверить координацию можно с помощью теста.

Тест

    Если показать и хорошо объяснить, малыш может выполнять одновременно два различных действия – топать ногами и хлопать руками.

Еда. Самостоятельно аккуратно ест ложкой и вилкой. Держит их за конец ручки.

Бытовые навыки. Сам одевается и обувается. Застегивает пуговицы, кроме неудобных, например на спине. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно. Умеет складывать свою одежду перед сном.

Замечает беспорядок в своей одежде. Умеет пользоваться носовым платком и салфеткой по мере надобности без напоминания. Умеет вытирать ноги при входе в квартиру.

Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Некоторые дети сами чистят зубы, но большинству еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку.

Вставляет ключ в дверной замок (с двух лет), поворачивает ключ в дверном замке.

В повседневной жизни семьи активен: любит помогать взрослым при уборке в доме, совершении покупок, работе в саду и огороде. Можно доверить ребенку нести посуду и накрывать на стол.

Регулирует свои физиологические потребности – ходит вовремя в туалет. Проделывает все самостоятельно (раздевание, усаживание, одевание), кроме пользования туалетной бумагой.

Психическое развитие

Игра. Собирает пирамидку из восьми – десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру). Строит башню из восьми‑девяти кубиков.

Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Некоторые из них называет: круг, треугольник, квадрат и др.

По показу, просьбе взрослого или в самостоятельной игре собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех‑пяти составляющих (то есть может вложить друг в друга 3–4 матрешки). При вложении фигур уже не должен использовать грубую силу. Хорошо соображает, как вставлять предмет, какой частью или стороной его подносить к другому предмету. Но еще может потребоваться помощь для закрывания матрешки и совмещения рисунков на ее двух половинках.

При предъявлении трех предметов различных размеров находит и может назвать большой, маленький и средний. Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает делать более сложные сюжетные постройки и называет их: дом, забор, машина, мостик и др. Строит не только самостоятельно или по речевой инструкции взрослого, может строить по образцу или рисунку, копирует модель. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).

В этом возрасте уже можно начинать покупать ребенку простейшие настольные игры.

Стремится к игре с другими детьми. Для ребенка становится важным участие в коллективной ролевой игре. При распределении ролей старшими с готовностью играет порученную ему роль: «Ты будешь зайчиком». Охотно выполняет поручения в игре. Соблюдает правила в подвижных играх. Во время игр с детьми демонстрирует понимание очередности. Появляется склонность иметь друзей. Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. Для дальнейшего развития ребенка полезно организовать общение с другими детьми и посещение детского сада. Как указывалось ранее, девочки лучше привыкают к детскому саду. Для мальчиков – начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет.

Совершенствуется самостоятельная ролевая игра. Например, играя с куклой или мишкой, ребенок может говорить «я – мама», «я – доктор», то есть берет на себя определенную роль. Одевает и раздевает кукол. Проявляет воображение в игре (стул – машина, кубик – мыло). За счет воображения может осуществлять игровые действия без предметов. Фантазирует в игре, вводя в нее сказочных героев. В игре называет себя каким‑то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты?» Много говорит во время игры, комментируя свои действия или то, что воображает в игре. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

Рисует. Правильно держит карандаш пальцами ведущей руки, копирует с образца, нарисует горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые формы (круг, солнышко, яблоко). По показу может нарисовать крест, но скопировать его может еще не каждый ребенок. Копирование отличается от рисунка по показу тем, что при копировании ребенок не видит то, как вы сами рисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому копирование является более сложным заданием, чем рисование по вашему показу.

После вашего показа начинает рисовать человечка из двух частей, при этом пара конечностей, например две руки, считается за одну часть. Рисует обычно или туловище и голову, или туловище и ноги, чаще всего «головонога» – человечка без туловища.

Начинает рисовать по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.). Начинает закрашивать рисунки. Проявляет интерес к рисованию, лепке. Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик). Называет их в ответ на вопрос: «Что это?» Радуется своим действиям, когда получается. Огорчается при неумении что‑то сделать.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»). Начинает понимать юмор – смеется, недоумевает. Эмоционально по‑разному реагирует на красивое, некрасивое: замечает, различает, оценивает.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому‑то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто‑то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что‑то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание. Понимает, если плохо делает кто‑то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку: «Нельзя обижать (ломать, рвать, отнимать, драться)».

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям. Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Формируются чувство осторожности и понимание опасности. Начинает ориентироваться в понятиях: опасный – безопасный, вредный – полезный. Однако и в этом возрасте надо продолжать объяснять ребенку возможные опасности, как это описано в предыдущем этапе «2 года 6 месяцев». Выполняет словесные инструкции, состоящие из четырех‑пяти этапов. Становится более сговорчивым, начинает понимать разницу между прошлым и будущим и осознает возможность отложить немедленное исполнение своих желаний на будущее. Делает попытки наводить вокруг себя порядок. При правильном воспитании проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно выслушивает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Вместе с тем может быть непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Часто повторяет: «Я сам». По сравнению с этапом «2 года 6 месяцев» уже все дети должны четко понимать количественное соотношение (один и много). Для проверки этого понимания можно провести тест.

Тест

    Положите на стол один предмет (лучше всего конфету), а с другой стороны – несколько конфет; затем попросите ребенка показать: «Где одна конфета, а где много?» В дальнейшем представление о числах расширяется. Ребенок показывает и говорит: «Один, два, три, много, мало».

Начинает различать правую и левую сторону, хотя еще может ошибаться. Ведущая рука (праворукость или леворукость) определяется в интервале 20 месяцев – 4 года. На втором полугодии жизни может быть преходящая леворукость у праворуких детей.

Понимает разницу между своим и чужим, учится делиться с другими. Понимает, что свои вещи должны возвращаться обратно, а чужие игрушки (например, в садике) ему не принадлежат, их надо возвращать. Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы). Знает назначение частей тела: «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят».

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы».

В этот возрастной период ребенок должен достаточно хорошо ориентироваться в четырех цветах. Начинает различать черный и белый цвета, подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 2–3 (иногда больше) цвета.

С большим интересом слушает сказки, имеет наиболее любимые и требует повторять их снова и снова. Любит смотреть телевизор.

Активная речь

В три года природное разнообразие (вариабельность) в речевом развитии разных детей сокращается, и все дети без каких‑либо отклонений в развитии должны соответствовать нижеуказанным требованиям.

Называет по картинке некоторых животных, а также их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и т. д.

Все дети в этом возрасте должны говорить о себе «я»: «я пошел», «я сам». Употребляет местоимения «ты», «мы», «мое».

Ребенок должен уметь говорить простыми, грамматически оформленными фразами. Обычно фразы состоят из трех‑четырех слов. Начинает соединять две фразы в сложное предложение (главная и подчиненная часть предложения): «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Слова во фразах может изменять по числам и падежам. Речь ребенка должна быть понятна посторонним. Свои действия он часто сопровождает речью. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Кратко рассказывает взрослым о том, что делает сейчас или делал недавно, то есть ведет беседу, состоящую из нескольких предложений. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.

Внимание! Если в 3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: «гаки» (глазки), «ноти» (ножки), «око» (окно), «дев» (дверь), «ути» (руки); «да тина» (дай машину), то необходимы срочная консультация невролога и занятия с логопедом (даже если ребенок благополучно прошел профилактический осмотр «официального» логопеда).

В этот период ребенок может разучивать и повторять короткие стихи (двустишия и четверостишия), короткие песенки и отрывки из сказок. Появляются словотворчество и склонность к рифмовке. Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» Называет не только свое имя, но и фамилию. Называет друзей по имени.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» Сначала только показывает на пальчиках, а несколько позднее начинает и называть свой возраст. Знает свою половую принадлежность. Правильно отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» Начинает различать и пол окружающих.

Задает не только простые вопросы: «Что это?», «Кто?», «Где?», «Куда?» Все чаще появляются вопросы познавательного характера: «Почему?», «Когда?», «Зачем?» и другие. Возникновение вопроса «почему?» знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. Наступает возраст почемучки. До этого он просто знакомился с миром, а теперь он стремится этот мир понять. Чем раньше ребенок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже – тем явственнее задержка. Если трехгодовалый ребенок еще не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_3_goda.txt · Последние изменения: 2012/11/14 14:21 (внешнее изменение)

У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия – например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.


Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.


Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.


Быть “почемучкой” совершенно естественно для ребенка такого возраста
  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: ).

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: ).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.


Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность – для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

Что должен уметь ребенок в 3 года? Диапазон его навыков и умений значительно расширяется. Изменения происходят в двигательной активности, мелкой моторике, мыслительных процессах, эмоциях, речи, общении со сверстниками и взрослыми.

Трехлетним детям свойственно быстро менять вид деятельности, что объясняется недостаточной концентрацией внимания. Зато они не любят менять привычный ход жизни и по природе - консерваторы. У трехлеток появляются любимые игрушки, игры, одежда, еда, напитки, сказки, стихи. «Консервативность» связана с особенностями мышления и психики. Дети этого возраста часто действуют по схеме, какому-то ранее заложенному образцу. Все новое их настораживает, поскольку уже работают базовые механизмы личной безопасности. Также в этом возрасте часто меняется настроение, возникают капризы, упрямство, негативизм. У малыша появляется тяга к самостоятельности и желание проверять границы взрослых. Коммуникативные навыки ребенка совершенствуются, поскольку быстрыми темпами развивается его речь. Подробнее о поведении и развитии ребенка в 3 года читайте в другой нашей статье.

Оценка умений по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?

  • Крутит педали трехколесного велосипеда.
  • Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
  • Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
  • Умело пинает мяч.
  • Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
  • Рвет лист бумаги.
  • Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
  • Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
  • Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
  • Определяет самый длинный и короткий предмет.
  • Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
  • Часто вместо «я» называет свое имя.
  • Знает свою половую принадлежность.
  • Понимает простые правила игры.
  • Играет в прятки, догонялки.
  • Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
  • Улучшается ориентация в пространстве.
  • Умеет вращать кончиком языка.
  • Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
  • Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
  • Может взобраться по веревочной лестнице.
  • Переступает через препятствия.
  • Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.

В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.

Развитие мелкой моторики ребенка в 3 года

Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

  • Первые рисунки. Малыш пробует «писать». Пишущие движения - хорошая тренировка кисти для письма. Также ребенок может изобразить круг, подобие квадрата, горизонтальные, вертикальные линии, спирали. Малыш пробует копировать рисунки взрослых. Дорисовывает недостающие детали на рисунках: может пририсовать человеку руки и ноги, кругу - солнечные лучи, дому - крышу, собаке - хвост и т.д. Первые портреты людей весьма примитивные, но в них уже есть голова, руки, ноги, туловище. Часто трехлетки изображают «головоногов» - человечков, у которых нет туловища, а ноги и руки присоединены к голове.
  • Расстегивание пуговиц, молний. Ребенку этого возраста намного легче расстегнуть пуговицы (молнию) на одежде, чем застегнуть. Малыша нужно поощрять к этому навыку. Он не только развивает самостоятельность, но и мыслительную деятельность. Не у всех малышей хватает терпения довести дело до конца. Для тренировки лучше давать вещи с крупными пуговицами, чтобы у малыша получалось расстегивать, и он видел результаты своего труда.
  • Игрушки, требующие тонких движений. В этом возрасте малышу может быть интересна мозаика, пазлы, конструкторы, игры-вкладыши, игры-шнуровки, игрушки с вращающимися деталями. Также в 3 года дети умеют нанизывать бусины, разбирать предметы на детали и собирать их. Необходимо только помнить о мерах безопасности: не разрешать малышу брать в рот мелкие вещи.
  • Пальчиковая гимнастика. Ребенок уже может показать самые простые образы при помощи пальчиков: оса, коза, собака, кошка, дерево, корень, зайчик, цветок и другие. Много новых идей можно почерпнуть в специальных книгах с описанием пальчиковых игр. Детям этого возраста нравятся театрализованные пальчиковые представления со стихами и песнями. Пальчиковая гимнастика помогает подготовить руку к письму, развивает воображение, обогащает речевые навыки.

В трехлетнем возрасте малыш освоил большинство гигиенических навыков. Он самостоятельно умывается, одевается и раздевается, расстегивает пуговицы и развязывает шнурки, может снять обувь на липучках, аккуратно ест и пьет, вытирается салфеткой, ровно сидит за столом. Также к этому возрасту ребенок самостоятельно садится на горшок, контролирует мочеиспускание. Кроме того, трехлетка усваивает элементарные этические нормы, правила социального поведения.

Мыслительная деятельность

Для малышей этого возраста характерна «мыслительная необратимость». Этот термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже, который занимался изучением детского мышления, внимания, речи, воображения. Необратимость мышления заключается в неспособности удерживать в памяти связи между фактами действительности. При размышлениях дети утрачивают начальную точку, не могут вернуться к исходному пункту, улетают в своем воображении.

Избирательность внимания

Восприятие мира у малыша дозированное, иначе его нервная система не справится с перегрузками. Поэтому дети этого возраста так быстро теряют концентрацию. Их можно занять чем-нибудь ненадолго. Если малыш этого возраста занят одним делом около 10 минут - это уже много. В 3 года малыш умеет концентрироваться лишь на том, что его наиболее привлекает. Говорить о силе воли, усидчивости, какой-то самодисциплине в этом возрасте пока рано. В основном малыши поглощены процессом, им не интересен результат.

От наглядно-действенного к образному мышлению

Трехлетний малыш еще мыслит «руками»: видит, держит реальные предметы и может ими манипулировать, как-то их преобразовывать. Мысли малыша привязаны объекту, который он видит в реальности. Но постепенно, примерно в возрасте 3 лет, начинается переход к образному, абстрактному мышлению. Ребенок теперь способен манипулировать образами и символами, которые заложены в его памяти. Он может думать о предмете, которого нет перед глазами или в руках. Это большой прогресс в мыслительной деятельности. А вот логическое мышление у трехлетки пока что не сильно развито, хотя нельзя исключать природные задатки. Бывают дети, у которых в этом возрасте уже хорошо развито логическое мышление.

Эмоциональная память и воображение

Человеку свойственно запоминать то, что его впечатляет. Можно понаблюдать за малышом и увидеть, как хорошо он запоминает факты, явления, признаки, события, которые вызвали у него положительные эмоции и яркие впечатления. Также в этом возрасте развит анимизм мышления, когда все объекты мира кажутся живыми, одухотворенными. Дети - непревзойденные фантазеры. Отсюда вытекают множественные детские страхи. Анимизм нельзя путать с воображением. Последнее является неизменным спутником творческого мышления. В ребенке нужно поддерживать дух исследователя, инициативу, любознательность.

Какие достижения в мыслительной деятельности у трехлетнего малыша

  • Различает предметы по нескольким признакам.
  • Держит в поле зрения несколько объектов.
  • Находит подобные и одинаковые предметы.
  • Хорошо узнает людей по лицам и деталям одежды.
  • Знает и называет около 6 цветов, но оттенки пока не разграничивает.
  • Знает как минимум названия 3 деревьев.
  • Знает и рассказывает стихи.
  • Запоминает и поет детские песенки.
  • Складывает крупные пазлы из 4 частей.
  • Пересказывает сказку при помощи взрослого.
  • Запоминает картинки и описывает их при помощи наводящих вопросов.
  • Может рассказать, как провел утро, в какие игры играл на детской площадке, что ел на обед и т.д.
  • Классифицирует слова по группам: посуда, животные, транспорт, одежда, мебель.
  • Раскрашивает картинки по образцу.
  • Различает квадрат, круг и треугольник.

Коммуникативные навыки

Из пассивного наблюдателя малыш переходит в активного партнера по играм со сверстниками. В 3 года большинство детей начинает посещать детский сад. Социальная адаптация проходит намного безболезненнее, если ребенок общителен, умеет выражать симпатию, осознает желания других детей, проявляет сочувствие - может пожалеть, погладить, поцеловать. Но также в этом в возрасте при общении со сверстниками нередко возникает агрессия. Ребенок учится проявлять всю палитру эмоций. И хорошо, если он уже способен вербально описать состояние радости, восторга, гнева, обиды, страха и т.д. Навыки коммуникации в этом возрасте лучше всего вырабатываются в процессе совместных игр.

Развитие речи

В 3 года у малыша возникает живой интерес к родному языку. Быстро обогащается речь, пополняется новыми словами его пассивный и активный словарь.

  • Фразовая речь. Подмечено: чем больше слов в лексиконе малыша, тем меньше капризов и истерик. Теперь ребенок может вербально выразить свое состояние, рассказать о своих впечатлениях, хотя и не в полной мере. Понимает он гораздо больше, чем может сказать. Он умеет составлять простые предложения из 3-6 слов. Речевые навыки ребенка в 3 года усовершенствуются быстрыми темпами, уходит «телеграфный стиль», когда ребенок примитивно строил фразы без предлогов и падежей.
  • Поддерживает диалог. Малыш отвечает на вопросы взрослых. Активно использует вопросительные слова в своей речи: что? когда? как? кто? чей? Конечно, в этом возрасте появляется знаменитое «почему». Общаясь, ребенок задействует мимику и жесты, причем часто копирует их у взрослых. Хорошо различает и применяет вопросительные и восклицательные интонации.
  • Процентное соотношение частей речи. В активном словаре ребенка 50% существительных. Поскольку интенсивно развивается фразовая речь, малыш чаще использует глаголы - до 20%. Число прилагательных также начинает расти, что объясняется разграничением признаков, качества предметов, употреблением однородных членов предложения. В речи трехлетки примерно 20% прилагательных. Наречия, предлоги, числительные составляют 10%. Малыш уже может (правда, с ошибками) согласовывать существительные и прилагательные по роду, падежу, числу. Активно употребляет предлоги: в, на, под, над, за.
  • Вежливые слова. В речи появляются слова, которые необходимы для нормальной социальной адаптации. Дети охотно говорят: «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «привет», «пока» и т.д.

В этом возрасте у малыша еще много дефектов речи: он может нечетко произносить шипящие, свистящие, сонорные звуки. Часто путает слова, глотает, переставляет слоги, неправильно строит синтаксические конструкции. Если к 4 годам речь остается «нечистой», рекомендуют обращаться к логопеду. Если же до трех лет малыш молчит, не пробует строить простые предложения, нужна консультация невропатолога, психолога, логопеда.

Что может ребенок в 3 года? Прежде всего совершенствуются навыки личной гигиены и самообслуживания. Ребенок хорошо держит равновесие, ездит на трехколесном велосипеде, его движения ловкие и скоординированные. Наблюдается переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается память, внимание, воображение. Совершенствуется мелкая моторика, формируется фразовая речь.

Распечатать

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.

Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.

Новое в физическом развитии

В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.

У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.

Обиходный опыт трехлеток

В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:

  • замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
  • уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
  • использовать носовой платок или салфетку;
  • мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
  • вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.

Нюансы психики трехлетних детей

Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

  • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
  • помощь, если ему под силу это осуществить;
  • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
  • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
  • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
  • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.

Время летит незаметно и вот крохе уже исполнилось 3 годика. Он повзрослел и поумнел, с ним уже проще договориться. Сейчас наступает серьезный период – начинает формироваться личность. Важно не упустить момент и заложить прочный фундамент.

Психологические особенности детей 3 лет

В данном возрасте сознание детей меняется и они начинают воспринимать себя как личность. В связи с этим родители могут сталкиваться с некоторыми трудностями.

У малышей возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. Они попадают в нелегкое положение, так как с одной стороны дети стремятся делать все сами, отвергая помощь близких, а с другой – продолжают тянуться к родителям, понимая, что не могут обойтись без их заботы. Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии.

В этот период взрослым важно с уважением относиться к ребенку, дать ему осознать ценность собственного мнения, вкусов и интересов. Необходимо поддерживать его стремление к самореализации и предоставить ребенку возможность для выражения индивидуальности, ведь он уже четко понимает, что он хочет.

Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?». Ребенку интересно абсолютно все, ведь до этого он знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям важно поддерживать любознательность ребенка и помогать ему познавать мир.

Трехлетний возраст является лучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.

Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает влияние на формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов.

Физическое развитие ребенка 3 лет

Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. В среднем, рост трехлетних детей составляет 90-100 сантиметров, а вес 13-16 – килограммов.

В этом возрасте ребенок умеет выполнять и совмещать разные действия. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках несколько секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Уровень развития ребенка 3 лет должен позволять ему самостоятельно регулировать физические потребности – своевременно ходить в туалет, при этом усаживаясь, раздеваясь и одеваясь.