Главная · На заметку · Какие есть таинства. Таинства православной церкви. Исповедь и причащение – православные таинства для повседневной жизни

Какие есть таинства. Таинства православной церкви. Исповедь и причащение – православные таинства для повседневной жизни

Слово «таинство» имеет в Священном Писании несколько значений:

1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для ангелов.

3. Особое действие промысла Божия по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им в видимом.

По отношению к церковным священнодействиям, слово «таинство» включает в себя и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле, все, совершаемое в Церкви является таинством.

Это касается не только служб, которые совершают священники, но и жизни прихожан — верующих, составляющих Церковь как тело Христово. Обращение человека к Богу, молитва, и божественный ответ, который каждый молящийся от всего сердца обязательно получает — это непостижимая тайна. Но жизнь верующих людей наполнена этой тайной, они погружаются в нее вновь и вновь, и выходят из этого опыта другими — утешенными в страдании, наполненными духовной силой и радостью. Всю жизнь человек учится понимать, что говорит ему Бог — в знаках или символах, в случайных встречах, в словах церковных песнопений, в книгах и фильмах, в событиях окружающей жизни.

Даже то, что кто-то неожиданно задумался о вере, остановился, заглянул случайно в церковь, несомненно является промыслом Божиим об этом человеке. Вся цепь обстоятельств, в силу которых человек оказывается на пороге храма, принимает в свой внутренний мир нечто неведомое, совершенно непривычное — есть не что иное, как действие Бога в отдельной человеческой жизни.

Об этом пишут апостолы, это очень хорошо понимали первые христиане, в творениях христианских Святых — учителей Церкви и угодников Божиих с особой силой и ясностью проводится мысль о том, что вся жизнь человека в следовании за Христом — это тайна немыслимая и великая.

В древней Церкви не существовало специального термина для обозначения таинств как отдельной категории церковных действий. Понятие misterion использовалось сначала в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором, дополнительном значении оно употреблялось для обозначения частных действий, дарующих благодать, то есть собственно таинств. Таким образом, под словом таинство, Святые Отцы понимали все, что относится к Божественному домостроительству нашего спасения.

В последующие века, христианская традиция, которая сложилась в богословских школах к 15 веку, выделяет из множества благодатных церковных священнодействий семь собственно таинств: , Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

Таинства характеризуются следующими обязательными свойствами:

1. Таинства учреждены Богом

2. В таинстве на человека нисходит сила Божия — невидимая благодать

3. Таинство совершается путем зримых и понятных священнодействий

Внешние действия («видимый образ») имеют значение не сами по себе, они предназначены для человека, приступающего к таинству. Это объясняется тем, что по природе человек нуждается в видимых средствах, для восприятия невидимой силы Божией.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три таинства — , Причащения и Покаяния. Указания о Божественном происхождении других таинств можно найти в Деяниях и апостольских Посланиях, а также в творениях учителей Церкви первых веков христианства (св Иустин Мученик, св Климент Александрийский, св Ириней Лионский, Ориген, Тертуллиан, св Киприан и др.)

В каждом таинстве верующему сообщается определенный благодатный дар:

1. В человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.


2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.


3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.


4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.


5. В Таинстве Елеосвящени при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.


6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.


7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.


Таинства православной Церкви делятся на обязательные для всех христиан:

Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение, и необязательные — это таинства Брака и Священства. Кроме того различают повторяемые таинства — Покаяние, Причащение, Елеосвящение, и при определенных условиях — Брак; и неповторяемые, к ним относятся Крещение, Миропомазание и Священство.

Введение

1. Таинства православной церкви: общие сведения

2. Семь таинств православной церкви

2.1 Таинство святаго Крещения

2.2 Таинство миропомазания

2.3 Таинство покаяния

2.4 Таинство причастия

2.5 Венчание

2.6 Священство

Заключение

Введение

Православные таинства - это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви.

Исторически православие допускало использование различных обрядов, но после Великого раскола утвердилось почти исключительное использование византийского обряда.

Совершитель Таинств - Бог, совершающий их руками священнослужителей.

Сформулированное вычленение из богослужения семи таинств пришло из латинского схоластического богословия в конце XVI века, что было вызвано в Константинополе богословской полемикой с протестантами, а в Москве - сильным влиянием киевской школы (Киево-Могилянская академия) на зарождающееся академическое богословие. Однако, традиция различения таинств от других священнодействий церкви (монашеский постриг, отпевание, великое водоосвящение и пр.) прочно укоренилась в позднейшем школьном богословии.

Цель данной работы: охарактеризовать таинства православной церкви.

Таинства православной церкви: общие сведения

Церковь на земле - средоточие истинной духовной жизни, святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь - общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви - Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее - Господа Иисуса Христа и ее Кормчего - Духа Святого...

Таинство (греч. мистерион - тайна, таинство) - священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.

Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.

Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.

Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. - И даже самое незначительное? - Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)).

Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения «таинств» как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, «дарующих спасение», то есть собственно Таинств.

Таким образом, под словом «Таинство» святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.

Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

Изъясняя 10-й член Символа веры («Исповедую едино крещение во оставление грехов»), имевший широкое хождение в России в XVIII и XIX веках катихизис под названием «Православное исповедание» (первоначальная редакция была написана под руководством Петра Могилы; первое полное издание на греческом в 1667 году) гласит: «Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа Святаго. Ибо чрез сии Таинства Дух Святый изливает дары Свои и благодать на души тех, кои пользуются ими надлежащим образом. О сем предмете пространно рассуждает Патриарх Иеремия в книге, которую написал для обращения Лютеран».

Все стороны жизни Православия являются результатом религиозно-исторического развития живого Тела Церкви. Этот процесс часто сравнивают с тем, как из малого семени вырастает могучее дерево. Не сразу в Церкви оформились и семь таинств, такое их количество установилось лишь к XV-XVI в. Первая попытка систематизации таинств связана с именем св. Дионисия Ареопагита. В книге «О церковной иерархии» им выделены шесть таинств. Первые же упоминания в православных источниках формулы седмеричного числа таинств без всякого отличия их состава от нынешнего встречаются в грамотах Иоанна Векка (1277 г.) и в так называемом «Исповедании веры» византийского императора Михаила Палеолога и сына его Андроника.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

) богоучрежденность;

) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;

) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Таинства Православной Церкви делятся на:

) неповторяемые - Крещение, Миропомазание, Священство;

) повторяемые - Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак.

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

) обязательные для всех христиан - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;

) необязательные для всех - Брак и Священство.

Семь таинств православной церкви

В Православии принято семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (причащение), Покаяние, Таинство священства, Таинство брака и Елеосвящение (соборование).

Крещение, Покаяние и Евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем непосредственно сообщается в Новом Завете.

О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание. Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.

В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

2.1 Таинство святого Крещения

Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны.

Почти то же самое происходит и в таинстве крещения. Однако с существенной разницей: «новорожденным», а точнее - новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста; страна, «гражданином» которой становится новокрещенный, для всех одна - Царство Небесное; «родители» новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью; закон и нормы поведения сформулированы не людьми, а Богом и даны в Священном Писании, а точнее - в Евангелии; в отличие от земных государств, в которых власть принадлежит разным людям или группам людей, в Царствии Небесном один Владыка - Бог-Троица, Бог-Творец.

Вот для того чтобы стать подданным, или гражданином Небесного, Божиего Царства и существует Таинство Святого Крещения.

Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед крещением его оглашают. Слово «оглашать», или «огласить», означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву «об оглашенных». Когда же наступит время Св. Крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога.

За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.

Совершение таинство крещения. Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом).

Елей - это образ милости, мира и радости. Со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь («во исцеление души и тела»), уши («в слышание веры»), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».

При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, а день его памяти становится праздничным днем для крещенного - днем именин.

Погружение в воду символизирует смерть со Христом, а выход из нее - новую жизнь с Ним и грядущее воскресение.

Затем священник с молитвой «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш» надевает на новокрещенного белую (новую) одежду (рубашку). В переводе со славянского эта молитва звучит так: «Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш». Господь - наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки - все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда. После этого священник надевает на шею новокрещенного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения - в напоминание слов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание - таинство новой жизни. Священник помазывает крещенного святым миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духа Святого». В это время невидимо подаются крещенному дары Святого Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши - для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги - для освящения дел и всего поведения. После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой - наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга - образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись».

2.2 Таинство миропомазания

Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание - таинство новой жизни. В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» для новой жизни. Таинство совершается через помазание Святым Миром.

Святое Миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Традиционным местом приготовления Святого Мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля. Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. После упразднения патриаршества при Петре I вторым местом освящения Мира помимо Кремля стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 г. местом приготовления Святого Мира был (и остается доныне) Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была утроена специальная печь. А освящение Мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой - наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга - образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись». Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.

2.3 Таинство покаяния

Нет человека, который поживет на земле и не согрешит. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению.

Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа? Православная Церковь отвечает: принести покаяние. Покаяние - это такое таинство, в котором искренне исповедующийся в своих грехах получает прощение от Самого Бога и благодать и силу не грешить вновь.

Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Однако трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали. Готовится к исповеди надо заранее, лучше всего перечитать Заповеди и таким образом вспомнить свои грехи против них (и записать). Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевного недомогания. Грех постепенно разрушает человека, мешает ему духовно возрастать. Чем тщательнее исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она к Царствию Небесному.

Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя - высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.

Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.

Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо, или рассказывать о чужих грехах. Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей мирской мудрости «Не согрешишь - не покаешься») оставляют человека без подаваемой в таинстве благодати. Отцы Церкви предупреждали, что в подобных случаях в тот момент, когда священник произносит разрешительную молитву, Господь говорит: «А Я - осуждаю».

В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию («запрещение») - своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

2.4 Таинство причастия

Жизнь требует питания для своего поддержания. Господь дарует это питание в таинстве причащения или по-гречески евхаристии, что значит «благодарение». В причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы - частью Его, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него - одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами.

К Причащению Святых Христовых Тайн в семье готовятся заранее. В эту подготовку входят усиленная молитва, посещение богослужений, пост, добрые дела, примирение со всеми, а затем - исповедь, то есть очищение своей совести в таинстве покаяния.

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

О причащении по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Согласно заповеди Христовой, данное таинство постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.

Таинство причащения совершается каждый день, кроме некоторых дней Великого поста, поэтому возможность причаститься есть всегда. Мнение о том, как часто нужно причащаться, изменялось со временем. Первые христиане причащались почти ежедневно, а человек, пропустивший без особой причины три воскресных евхаристии, считался отпавшим от Церкви. Позднее стали причащаться реже. До революции в России считалось нормой причащаться каждый пост (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и в день своих именин. Сейчас все больше распространяется практика частого причащения, не реже одного раза в месяц.

В глубину Ветхого Завета уходят образы православного священнодействия. Агнцем заменил Бог положенного на жертвенник Исаака, агнца должны были приготовить иудеи на праздник Пасхи, вспоминая спасительный исход из Египта. В ветхозаветном пророчестве Исайи говорится о невинном, который, как агнец, кротко идет на заклание. Эти слова повторяются на православной литургии. Агнцем называют хлеб, приготовленный для причащения.

Евангелие наполнило новым смыслом ветхозаветные образы. Христа на кресте воин ударил копьем, чтобы подтвердить Его кончину, - и из раны хлынули вода и кровь. Поэтому с водой, которая является условием жизни, смешивается вино, претворяемое в Кровь Христову. Копием называется предмет, которым священнослужитель вынимает частицы из просфор - хлебов для причащения. Эти и множество других образов Ветхого и Нового Заветов составляют единую ткань богослужения. В нее вплетаются переживания верующих, связывая происходящее со всей Священной историей человечества. Тело и Кровь Христа - «духовная пища», огонь, сжигающий зло, но и способный «попалить» тех, кто причащается «недостойно», т. е. неискренне, без благоговения, не подготовившись к причащению постом и молитвой, имея на совести утаенные грехи. Вместо «исцеления души и тела» такие люди, по мнению Церкви, готовят себе наказание. «Причастился во осуждение», - говорят о таких случаях в Церкви.

После положенных священнодействий, вознесения молитв священником, совершающим таинство, и всей церковью, причастники приближаются к ступеням алтаря. Детей пропускают вперед, они причащаются первыми. Дети в Православной Церкви причащаются сразу после крещения. Самые маленькие, которые еще не могут есть твердую пищу, причащаются Кровью Христовой. После возгласа диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!» - причастники, крестообразно сложив руки на груди, по очереди подходят к чаше - потиру. Священник особой ложечкой на длинной ручке (лжицей) достает частицу Святых Даров из чаши и вкладывает в рот причащающемуся. Приняв частицу, причащающиеся целуют нижнюю часть чаши и отходят к столику, где служители дают им запить причастие освященным теплым питьем - вином с водой - и съесть кусочек освященного хлеба. По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. В день причащения православные верующие стараются вести себя особенно благопристойно, помня о Его жертве и своем долге перед Богом и людьми.

2.5 Венчание

Венчание или брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Каждое таинство - это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве венчания человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе. Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове «обручение» легко различить корни слов «обруч», то есть кольцо, и «рука»). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, - знак бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной. Затем священник, соединив руки жениха и невесты, ставит их перед аналоем с Крестом и Евангелием, что означает - перед Ликом Господа, в Его присутствии. При этом жених и невеста стоят на новом белом полотенце. Это символ начала нового совместного жизненного пути, но уже не порознь, а вместе.

Одна за другой следуют молитвы с прошениями о Божием благословении венчающихся. В них вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии - Иоакима и Анны, родителей Иоанна Крестителя - Захарии и Елисаветы как примеры для новобрачных.

От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей. Священник берет венцы и возлагает их - один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». И - «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их». «Венчай» - значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.

Далее следует чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна. Апостол Павел призывает мужа любить свою жену, как Христос - Церковь, не жалея своей жизни, а жене - любить, чтить и слушаться мужа, как Церковь - Христа. Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину). И все присутствующие вместе со священником желают новобрачным долгих и радостных лет совместной жизни.

2.6 Священство

Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или хиротонией. В Православной Церкви существуют три степени священства: низшая - диакон, затем - пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей).

Посвящаемый во диакона получает благодать служить (помогать) при совершении таинств. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Рукоположение иерея и диакона может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды обводят вокруг престола, а затем архиерей, возложив на его голову руки и омофор (Омофор - знак епископского сана в виде широкой полосы ткани на плечах), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. При незримом присутствии Господа епископ молится об избрании данного человека священником, помощником епископа.

Вручая рукоположенному необходимые для его служения предметы, архиерей возглашает: «Аксиос!» (греч. «достоин»), на что хор и весь народ отвечает троекратным «Аксиос!». Так церковное собрание свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена.Отныне, став священником, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы. Он проповедует Евангелие и совершает таинства Крещения и Миропомазания, от имени Господа прощает грехи раскаявшимся грешникам, совершает Евхаристию и причащает, а также совершает таинства Брака и Соборования. Ведь именно через таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире - ведет нас к вечной жизни в Царстве Божием.

2.7 Елеосвящения (Соборование)

Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа «власть исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни. Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Своей притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).

Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить.

При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес…» Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними.

Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Через прощение грехов приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.

Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов. Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.

Совершители Таинств. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4; 1).

Необходимым условием для совершения и действенности Таинства является присутствие:

) объективной стороны Таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу Таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное Таинство будет действительным;

) субъективной стороны Таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное Таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, - это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком.

Не является условием для действительности Таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность Таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его. При отсутствии такого внутреннего настроя обращение человека к Таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: 1 Кор. 11; 26-30).

Правильно совершенные и воспринятые Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.

Заключение

Таким образом, завершая работу, кратко отметим следующее.

Православные Таинства - священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание. Иисус Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28,19-20). Этими словами Господь ясно указал нам на то, что кроме Таинства Крещения Он установил также и остальные Таинства.

Всех Таинств семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причастия, Брака, Священства и Елеопомазания.

Таинства - это видимые знаки, посредством которых невидимо нисходит на человека благодать Святаго Духа - спасающая сила Божия. Все Таинства тесно связаны с Таинством Причастия.

Крещение и Миропомазание вводят нас в Церковь: мы становимся христианами и можем приступать ко Причастию. В таинстве Покаяния прощаются нам наши грехи.

Принимая Причастие, мы соединяемся со Христом и становимся участниками вечной жизни.

Таинство Священства дает возможность совершать все Таинства. В Таинстве Брака преподается благословение на супружескую семейную жизнь.

В Таинстве Елеопомазания Церковь молится о прощении грехов и о возвращении больных к здоровью.

Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.

Список используемой литературы

Васечко В.Н. Сравнительное богословие (курс лекций) / В.Н. Васечко. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 102 с.

Лортц Й. История Церкви. Христианская Россия. В 2 томах / Й. Лортц. - М.: Новое время, 2000. - 511 с.; 579 с.

Малков П.Ю. Введение в литургическое Предание. Таинства Православной Церкви (курс лекций) / П.Ю. Малков; Под ред. протоиерея В. Воробьева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - 322 с.

Настольная книга священнослужителя. Свято-Успенская Почаевская Лавра. Том 4. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - 862 с.

Пономарев В. Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви. Часть 2. / В. Пономарев. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - 182 с.

Табак Ю. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения / Ю. Табак. - М.: Встреча, 2002. - 73 с.

Таинство - священнодействие, через которое на человека действует Благодать Божия. Таинства установлены Христом или Его апостолами и призваны изменить внутреннюю жизнь человека.

1 Крещение

Суть Таинства: Присоединение к Церкви, рождение во Христе.

Главное священнодействие: Троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь.
И Святаго Духа. Аминь».

2 Миропомазание

Суть Таинства: Освящение всего человека, сообщение ему благодати Святого Духа.

Главное священнодействие: Крестообразное помазание священником лба, глаз, ноздрей, ушей, груди, рук и ног новокрещеного освященным миром со словами «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

3 Причащение

Суть Таинства: Соединение верующего со Христом.

Главное священнодействие: На Литургии в Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются (пресуществляются) в истинные Тело и Кровь Христовы, которые вкушают верующие. Центральным моментом Литургии является чтение молитвы «Анафора» с благословением хлеба и вина. Из этой молтивы верующие в храме слышат только слова, сказанные Христом при установлении Евхаристии на Тайной Вечери: «Приимите,ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов! Аминь. Пийте от нея вси,сия есть кровь Моя Новаго Завета,яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов! Аминь» (см. Мф 26:26-28).

4 Елеосвящение

Суть Таинства: Исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов.

Главное священнодействие: Чтение семи отрывков из Апостольских посланий и Евангелия. После каждого чтения священник произносит молитву о больном и совершает помазание его лба, щек, груди и рук освященным маслом -елеем. По окончании последнего чтения священник возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении его грехов.

5 Покаяние

Суть Таинства: Исповедание своих грехов перед Богом и получение прощения.

Главное священнодействие: После открытого исповедания своих грехов перед Богом, священник, присутствующий при совершении Таинства и являющийся свидетелем покаяния, произносит две молитвы. В первой звучат слова «примири и соедини его со Святой Твоей Церковью». Вторая называется «разрешительной»: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами своего человеколюбия да простит ти чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

6 Священство

Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства.

Главное священнодействие: Рукоположение совершается во время Литургии. Чин и порядок поставления в разные степени священства (диакон, священник, епископ) различен. В завершение чина ставленника одевают в облачение, соответствующее его новому сану, при этом архиерей (или собор архиереев), совершающий Таинство, возглашает «Аксиос!»
(греч,- «достоин»), на что священники и хор отвечают троекратным «Аксиос!» - «достоин!».

7 Брак

Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу.

Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Содержание статьи

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ, учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать. В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.

Таинства и обряды.

Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие невидимой силы Бога. Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см . САКРАМЕНТАЛИИ) . Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати. В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.

Действенность таинств.

По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах см . ТАИНСТВО .

Семь таинств Православной церкви

призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения. Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства. Остальные таинства относятся к повторяемым.

Крещение

– самое первое из христианских таинств, оно знаменует собой вступление верующего в церковь Христа. Его установлению предшествовало, согласно евангелиям, крещение (очистительное погружение в воду) самого Иисуса в Иордане, совершенное Иоанном Предтечей. Начало христианскому крещению как таинству было положено словами Иисуса, обращенными к апостолам перед его вознесением на небо: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16). Способы крещения в древней церкви описаны в Учении двенадцати апостолов (1 – начало 2 вв.): «Крестите в живой [т.е. проточной] воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Вода как элемент космический и сакральный играет важнейшую роль при совершении таинства: крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Действующая через водную стихию божественная благодать освобождает человека от всякого греха: младенцев – от первородного, взрослых – и от первородного, и от совершенных в течение жизни. Апостол Павел называл крещение банею возрождения.

Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи. Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах (см . БАПТИСТЕРИЙ) . Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.

Традиции древней церкви сохраняются в православии и сегодня. Крещение происходит в храме (в особых случая разрешается совершать обряд в доме). Взрослых крестят после наставления в вере (оглашение). Оглашение совершается и при крещении младенцев, а поручителями за их веру выступают восприемники. Крещаемого священник ставит лицом к востоку и произносит молитвы, отгоняющие дьявола. Обращаясь на запад, оглашенный отрекается от сатаны и всех дел его. После отречения он вновь становится лицом к востоку и троекратно выражает желание сочетаться Христу, после чего совершает коленопреклонение. Священник кадит купель с тремя зажженными свечами, вручает свечи восприемникам и освящает воду. После освящения воды освящается елей. Над водой творится знак креста елеем, как символ примирения с Богом. Затем священник изображает знак креста на челе, ушах, руках, ногах, на груди и плечах крещаемого и троекратно погружает его в купель. После купели крещаемый облачается в белые одежды, которые принято сохранять в течение жизни как реликвию. В случае смертельной опасности обряд совершается по сокращенному чину. Если есть опасность смерти младенца, крещение позволяется совершить мирянину. В этом случае оно состоит в троекратном погружении младенца в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий во имя Отца Аминь, и Сына Аминь, и Святого Духа Аминь». Имя младенцу предоставляется выбирать его родителям, а взрослые выбирают его себе сами. Если такое право предоставляется священнику, он обязан выбирать имя святого, ближайшего по времени празднования после дня рождения крещаемого. См. КРЕЩЕНИЕ.

Миропомазание.

По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам. Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом. После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах. Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение. Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.

Покаяние.

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом. Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана. Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь. Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест. В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. ПОКАЯНИЕ .

Причащение, или евхаристия

Таинство священства.

Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства. Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух. Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н. церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов. Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух. Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь. В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола. В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.

Таинство брака

– таинство, совершаемое над женихом и невестой, верующими, избравшими путь супружеской жизни, при совершении которого они перед священником и церковью дают свободное обещание хранить верность друг другу, а священник благословляет их союз и испрашивает им благодать чистого единодушия к рождению и христианскому воспитанию детей. Брак заключается во образ союза Христа и церкви. Прежде чем приступить к совершению таинства брака в церкви после литургии происходит оглашение, то есть причт сообщает прихожанам имена жениха и невесты и спрашивает, не знают ли они препятствий к заключению этого брака. После оглашения совершается самый брак. Таинство брака всегда происходит в храме в присутствии свидетелей. Обряд совершает священник. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Для обручения священник выходит из алтаря и полагает на аналое посреди храма крест и Евангелие, символы невидимого присутствия самого Христа. Он благословляет жениха и невесту и вручает им зажженные свечи, которые знаменуют их чистоту. После чтения определенных молитв приносятся освященные на престоле кольца, и вступающие в брак в знак обоюдного согласия надевают друг другу кольца. Во время венчания благословляется брачный союз и испрашивается нисхождение на него божественной благодати. По окончании молитвословий священник берет венцы и возлагает их на голову жениха и невесты. Венцы означают награду за их целомудренную жизнь до брака. Брак по смерти одного из супругов может быть совершен во второй и в третий раз. Совершение таинства второго или третьего брака не столь торжественно. Двоебрачным и троебрачным не вручаются свечи и не возлагаются на головы венцы. Повторные браки допускаются церковью после вынесения епитимьи.

Елеосвящение, или соборование.

В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных.

«Семь церковных таинств»

То, что число таинств в Церкви равно семи, знает каждый ученик воскресной школы, хотя, конечно же, это разделение условно, так как Церковь сама есть тайна, поскольку в ней всё таинственно. Тем не менее, поскольку такая классификация таинств существует, приведём их разъяснение в соответствии с этой классификацией.

1. Быть нехристем негоже
Крещение. Это таинство установил Сам Христос, сказав Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В этой фразе заключено одно из основных требований к правилу крещения: крестят в православную веру, окуная в воду трижды — во имя Троицы. Но ещё в первые века христианства появилась ересь (евномианская), последователи которой погружали крещаемого в воду один раз — в знак смерти и воскресения Христа. По этому поводу апостолы даже установили правило (пятидесятое), согласно которому тот, кто погружает крещаемого один раз, а не три, будет извержен из Церкви. Поэтому и сейчас, когда христианин неправославного вероисповедания желает принять православие, то производится тщательное исследование правил, по которым его крестили прежде. Если погружали один раз — то такое крещение считается недействительным, если же крестили по троичной формуле, то такое крещение признаётся. Тщательное исследование это необходимо, поскольку человек должен креститься только один раз.

По этому поводу часто возникает вопрос, а нужно ли крестить так называемых погружённых, то есть тех, кого крестили в деревнях верующие бабушки. В таких случаях, если нет возможности, выяснить, насколько правильно была соблюдена формула крещения, необходимо пройти таинство крещения заново, а священник при этом, дабы не нарушить запрет повторного крещения,обязательно скажет: «аще не крещён есть». Если же человека крестили правильно, то он приходит на таинство крещения, но включается в совершение таинства только на стадии миропомазания, так как миром его бабушки точно не мазали.

2. Все мы мазаны одним миром
Миропомазание хотя и производится во время крещения сразу же после окунания в купель, тем не менее, является самостоятельным таинством. Во время этого таинства священник запечатлевает «печать дара Духа Святаго» через помазание новокрещённого святым миром. Миро — это благовонное масло, которое варится в последние дни Великого поста и освящается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в Великий четверг (четверг Страстной седмицы). Затем миро разливается по сосудам и развозится по всем епархиям. Различные секты, в том числе и те, кто самочинно называет себя «православными», миро не имеют, а потому не имеют и таинства миропомазания.

После крещения и миропомазания человек начинает жизнь как бы с чистого листа: все его предыдущие прегрешения очищены «баней пакибытия», но поскольку в этом падшем мире не согрешить трудно, Церковь установила таинство покаяния, к которому крещёный человек должен прибегать как можно чаще.

3. Покаяния двери отверзи
Покаяние (исповедь). Какими бы ни были тяжкими грехи человека, Милосердный Бог может его простить при условии искреннего раскаяния. Именно искреннего, а не формального. Поводы для покаяния у человека найдутся всегда, и для этого не стоит специально грешить. Мало того, человек, согрешающий сознательно, в надежде, что Бог его за это простит во время исповеди, вряд ли это прощение получит.

В последние годы сложилась традиция, что исповедь в храмах принимается в определённое время, как правило, накануне причастия. А для того, чтобы приступить к причастию, требуется несколько дней поговеть (попоститься) и вычитать немало специальных молитв. В связи с этим в сознании новоначальных христиан сложилось убеждение, что всё это нужно делать и накануне исповеди. А поскольку выполнить установленные правила не всем под силу, многие так и не могут исповедовать накопившиеся грехи. Необходимо отметить, что покаяние — таинство самостоятельное, и человек может к нему приступить не обязательно после жёсткой подготовки в виде поста и чтения молитв. Желательно только приобщить своё желание исповедоваться ко времени, установленному в том или ином храме. Единственное условие для желающего исповедоваться — искреннее осуждение своих прегрешений и желание их не повторять. А вот для того, чтобы приступить к причастию, требуется специально подготовиться.

4. Сие есть Тело Мое
Таинство причастия. На Тайной вечере Христос, преломив хлеб и раздав его Своим ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое», подав же чашу с вином, сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов». Христос тем самым заменил кровавую жертву (иудеи на Пасху закалывали агнца — ягнёнка) жертвой бескровной. С тех пор христиане, причащаясь во время таинства причастия, принимают в себя Тело и Кровь Христову, в которые таинственным образом пресуществляются хлеб и вино во время богослужения.

В Русской Православной Церкви существует традиция приступать к таинству причастия лишь после исповеди, строго натощак (начиная с 24 часов предыдущего дня), накануне поговев минимум три дня и прочитав специальные молитвы. Младенцы до семи лет (до шести лет включительно) причащаются без исповеди. Больным людям, страдающим серьёзными заболеваниями и которые не могут обходиться без таблеток, разрешается в случае необходимости накануне причастия принять лекарство, так как лекарство едой не считается. «Погружённые» (крещёные мирянами) могут приступить к причастию только по дополнении такого крещения священником. Мирянам принято причащаться не менее пяти раз в году (во время четырёх длительных постов и в свой день Ангела), а также при особых жизненных ситуациях, например, накануне бракосочетания.

5. Брак честен и ложе нескверно
Венчание. Отметим сразу, что Церковь не признаёт законным так называемый «гражданский брак», при котором люди сожительствуют, не регистрируясь в ЗАГСе. Поэтому во избежание недоразумений к венчанию допускаются только лица, имеющие документ о регистрации брака. Такой зарегистрированный брак Церковь признаёт законным. Тем не менее Церковь напоминает, что для православных людей гражданской регистрации недостаточно и что нужно обязательно получить Божье освящение семейной жизни.

Венчание в наше время стало явлением модным, и, к сожалению, не все приступающие к нему осознают его важность и свою ответственность перед Богом и супругом, которую они берут во время венчания. Церковь же, желая быть браку честному, а супружескому ложу нескверному, просит Бога покровительствовать молодым всю их совместную жизнь. Но очень часто случается, что супруги относятся к венчанию, как к некоему магическому обряду, который должен автоматически скрепить их союз без приложения взаимных усилий. Без веры в Бога венчание в большинстве случаев становится бессмысленным. Церковный же брак бывает крепок лишь в том случае, когда супруги не забывают обещания, данные ими при венчании, и не забывают просить Бога помочь им эти обещания выполнять. И Бог всегда им поможет, так же как и тем, кто к Нему обращается при болезни во время таинства елеосвящения, или соборования.

6. Исцеление немощей душевных и телесных
Елеосвящение (соборование). Суть этого таинства точнее всего изложил апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Послание апостола Иакова, глава 5, стихи 14-15). Многие люди относятся к этому таинству с совершенно необоснованным страхом: дескать, соборование предваряет смерть. Действительно, довольно часто человека соборуют накануне смерти, тем самым очищая его от всех невольных грехов, которые он совершил в жизни и о которых по неведению или забывчивости (но не утаив специально) не покаялся на исповеди. Однако нередки случаи, когда, казалось бы, безнадёжно больные люди после таинства соборования вставали на ноги. Так что бояться этого врачующего таинства не стоит.

7. Поп — от слова папа
И последнее (не по значимости, конечно, а по количеству) таинство — это таинство священства. Православная церковь сохранила преемственность священства от апостолов, которых рукоположил Сам Христос. С первохристианских времён таинство священства (рукоположения) непрерывно передавалось в недрах Церкви вплоть до нашего времени. Поэтому в тех христианских организациях, которые периодически возникают на пустом месте и которые претендуют на то, чтобы называться Церковью, священства как такового фактически нет.

Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, исповедующими православие, состоящими в первом браке (венчанном) или принявшими монашеские обеты. В Православной Церкви существует трёхстепенная иерархия: диаконы, священники и епископы. Диакон — это священнослужитель первой степени, который хотя и принимает участие в таинствах, но сам их не совершает. Священник (или иерей) имеет право совершать шесть таинств, кроме таинства рукоположения. Епископ — священнослужитель высшей степени, который совершает все семь церковных таинств и который имеет право передавать этот дар другим. По традиции епископом может стать только священник, принявший монашеский чин.

В отличие от католицизма, где все священники без исключения принимают целибат (обет безбрачия), в православии существует белое духовенство (женатое), и чёрное (принявшие монашеский чин). Тем не менее для белого духовенства существует требование быть единожды женатым, то есть человек, состоящий в повторном браке, не может быть священнослужителем, а священнослужитель, ставший вдовцом, не имеет права жениться второй раз. Нередко священники-вдовцы принимают монашеский чин. Монахи же, нарушившие обет безбрачия, извергаются из Церкви.

По древней традиции священнослужителей (диаконов и священников) называют отцами: отец Павел, отец Феодосий и т. д. Епископов принято называть владыками. В официальных же обращениях пишутся соответствующие титулы священнослужителей: к диакону обращаются «Ваше Боголюбие», к иерею — «Ваше Преподобие», к протоиерею (старшему священнику) — «Ваше Высокопреподобие». Высокопреподобием также титулуют игуменов и архимандритов (старших из священников монашеского чина). Если диакон или священник являются монахами, то их называют иеродиаконом и иеромонахом соответственно.

Епископы, которых также называют архиереями, могут иметь несколько административных степеней: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. К епископу официально обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество». В Православной Церкви, в отличие от Католической (где Папа Римский считается наместником Христа на земле, а потому непогрешимым), патриарх не наделён статусом непогрешимости. Наличие же в титуле патриарха слова «Святейший» относится не к нему, а к самой Церкви, одну из земных структур которой он возглавляет. Все же важнейшие церковные решения в Православной церкви принимаются соборно, то есть коллективно, так как, несмотря на наличие титулов и званий, все православные являются братьями и сёстрами во Христе и все вместе являются той самой Церковью, которая свята и непогрешима.

Ну а что касается слова «поп», которое в нынешние времена приобрело некую оскорбительно-пренебрежительную окраску, то нужно заметить, что произошло оно от греческого слова «папэс», что означает любящий отец или папа!