Главная · Бытовая техника · Легенда сказка о розе цветке. Истории, поверья и легенды о розах. Краткая легенда о розе для детей. Голубые или синие розы

Легенда сказка о розе цветке. Истории, поверья и легенды о розах. Краткая легенда о розе для детей. Голубые или синие розы

February 5th, 2016 , 04:25 pm

За основу данного обзора взят перевод с немецкого нескольких глав книги «Vielfalt der Rosen eine Ausstellung zur Kulturgeschichte der Rose»,
Barbara Hell (Hrsg.) Düsseldorf, 1996.

Гравюра из книги «Rosen. Ein Taschenbuch für 1829» Leipzig 1829

Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле первого человека, розы уже цвели и благоухали, пленяя небеса своей восхитительной красотой. Ученые склоняются к выводу о том, что родиной цветка является Персия. Первые, самые ранние в историческом плане, сообщения о розах сохранились в странах Ближнего Востока. Вплоть до средневековья в Европе были известны только сорта диких роз, в то время как в Персии уже выращивали розы с восхитительным ароматом на протяжении тысячелетий. В качестве примера можно привести шиповник гальский (Rosa gallica) или дамасскую розу (Rosa damascena), которая была завезена в Европу из Сирии только в 1875 году. В культурном наследии стран Ближнего Востока розам уделено особое место, множество исторических источников, поэм и эпосов, восхваляют красоту и изящество этого удивительного цветка.

Чтоб добиться любви самой яркой из роз,
Сколько сердце изведало горя и слез.
Посмотри: расщепить себя гребень позволил,
Чтобы только коснуться прекрасных волос. Омар Хайям (1048-1131)

Cделаю небольшое отступление. О розах повествуют и древнеиндийские сказания. В книге Савицкой мне на глаза попались два утверждения:
1. По-персидски роза называется «гюль», что в переводе означает прекрасный цветок, а Персия - Гюлистаном, что означает «сад роз или прекрасных благоуханных цветов».
*
2. По преданию Богиня изобилия, процветания, удачи и счастья Лакшми, возлюбленная жена Бога Вишну, родилась из раскрывшегося бутона розы золотого лотоса со 108 большими лепестками и 1008 мелкими.* Из книги в книгу, из одного цветочного обзора в другой, кочует история о рождении Лакшми из бутона розы. Это ошибочное утверждение. На мой взгляд, ошибка вкралась из-за того, что прекрасный лотос часто называют водяной розой (LOTOS -> WASSERROSE). ЛАКШМИ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШРИ ВИШНУ, СТОИТ В ЛОТОСЕ И ДЕРЖИТ ЛОТОС В СВОЕЙ РУКЕ.
А вот про Гюлистан — очень интересно. На фарси Gül — это «роза», на слуху у нас имена: Гюльчатай, Айгюль. Имя Гюльчатай переводят, как «горный цветок».
На разный лад пересказывается в сети легенда, повествующая о том, как Брахма, любивший и почитавший лотосы, спорил с Вишну о красоте цветов. Вишну показал ему цветущую розу и великий Брахма признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.** Но ни одной ссылки на серьезные источники, подтверждающие эту легенду, мне найти не удалось.

* Мистика Востока. Большая энциклопедия. Автор Светлана Савицкая
**Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Том 2. Автор Владимир Топоров

Из сети: Die älteste gesicherte Darstellung der Rose findet sich auf einem Fresko im Palast von Knossos auf Kreta. (The Palace of Minos) Древнейшее изображение розы найдено при раскопках на Крите, в Кноссосе, на минойской фреске, восходящей к 2000-1700 гг. до н.э.(известно, что к концу 15 века до н.э. дворец уже был полностью разрушен землетрясением). Рядом с голубой птицей изображен куст шиповника или дикой розы.

Розы начали культивировать достаточно рано и в Древнем Китае. В императорской библиотеке хранится обширная коллекция книг о розах. Конфуций (551 — 479 до н.э.) сообщал в своих трудах о богатейшем императорском розарии в Пекине.
Документальные источники подтверждают особое отношение к розам и в Древней Греции. Гомер описывал в «Илиаде», как Афродита бальзамировала при помощи розового масла тело вождя троянцев Гектора, который был убит Ахиллом. В поэме розами был украшен и щит самого Ахилла. Цитата: Auch der Schild des Achilles soll mit Rosen geschmückt worden sein. В другом источнике я нашла информацию о щите Ахилла с уточнением, что речь идет об «Одиссее»: Homer schreibt in der Odyssee, dass der Schild des Helden Achilleus mit Rosen geschmückt war. Но в русскоязычных переводах «Илиады» никаких роз на щите Ахилла мне отыскать не удалось.
Знаменитая греческая поэтесса Сапфо, жившая в 8-м веке до н.э. на острове Лесбос, называла розу «Королевой цветов». Этот почетный титул роза пронесла сквозь века, с античных времен и поныне не утратила она своего королевского величия, в одах и сонетах, поэмах и элегиях воспевают поэты красоту цветка.
Sappho:
Wie ein jungfräulich Erröten
zieht es durch die Lauben hin:
Oh, die Rose! - Ach, die Rose
ist der Blumen Königin.

Древнегреческий поэт Анакреон (около 500 г. до н.э.) именовал розу «радостью Афродиты и любимым цветком муз». Он описывал рождение розы из белоснежной пены морских волн, окутывавших тело вышедшей на берег Афродиты. Боги были поражены красотой цветка и окропили его божественным нектаром, от этого роза и приобрела такой волшебный аромат. Роза считается священным цветком богини любви Афродиты.
Anakreon:
"Gerne halte ich diese zauberhafte Blume in der Hand,
die auch verwelkt den Duft ihrer Jugend nicht verliert".
Какое счастье держать в руках этот волшебный цветок,
Который, даже увядая, не теряет аромат юности.

Греческий историк Геродот (484 — 425 г. до н. э.) в восьмой книге своей «Истории» описывает сады царя Мидаса в Македонии и упоминает там шестидесятилепестковую махровую розу. Один из основателей ботаники древнегреческий философ Теофраст около 300 г. до н. э. в «Исследовании о растениях» даёт описание роз с 15-ю, 20-ю и даже 100 лепестками: большинство роз имеют пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые, бывают и такие, у которых число лепестков существенно больше, говорят, есть розы, которые так и называются "столепестковые".

Нашла интересную статью с забавным названием «Сколько лепестков было на розах в садах царя Мидаса?» Автор А.Ю.Братухин поясняет, что надо понимать под описанием столепестковых роз.

Древние римляне, подражая греческим обычаям, осыпали лепестками роз путь победителей, украшали себя венками из роз и гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков, возлежали на подушках, наполненных душистыми лепестками, носили при себе ароматические мешочки, пили вино из лепестков роз и для сохранения красоты и молодости принимали ванны с эфирным розовым маслом. Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в сражении. В Древнем Риме роза являлась символом победы, римские императоры носили венки из роз в качестве короны. Тысячи цветков служили украшением пышных римских пиров и застолий, на это тратились огромные суммы. Расходы на покупку роз, которые приказал привезти в зимнее время из египетской Александрии римский император Нерон (37 — 68 н.э.), составили четыре миллиона сестерциев, что по сегодняшним ценам (цены на 1996 год) соответствует примерно полумиллиону марок. Пиршество проходило в знаменитом «Золотом доме», расположенном на центальном из семи римских холмов Палатине. Вращающиеся стены и потолок зала демонстрировали смену времен года, миллионы лепестков роз символизировали попеременно то снег, то дождь. Гости купались в бассейнах, наполненных розовой водой, и пили изысканные вина.
Римский император Гелиогабал (204 — 222 н.э.) приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что некоторые из приглашенных на пир гостей задохнулись, дождь из лепестков роз погубил недругов молодого императора. Этот трагический сюжет был положен в основу картины «Розы Гелиогабала» («The Roses of Heliogabalus» 1888) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы.


На утопающих в розах гостей равнодушно взирает сам Гелиогабал и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, хранившегося в музеях Ватикана. Эту же тему использовал в своей работе русский художник Павел Александрович Сведомский (1849, Санкт-Петербург — 27 августа 1904, Рим)

Роскошная жизнь, которую вели римские патриции и нобили, требовала такого огромного количества роз, что гигантские цветочные плантации (Rosetum) создавались даже за счет вытеснения зерновых культур. Знаменитые розарии были расположены в Пестуме (Посейдония), юго-восточнее итальянского города Салерно. Для того чтобы розы цвели круглый год, древние римляне строили теплицы и поливали розы теплой водой, использовавшейся также и для обогрева домов. Надо заметить, что основным назначением садов того времени было выращивание полезных растений, плодовых, овощных, лекарственных, а также разнообразных пряностей, можно только удивляться, столько заботы и внимания уделялось розам. И всё равно роз было недостаточно, их доставляли кораблями из Египта. До сих пор остается неразгаданной тайна, каким образом египтянам удавалось сохранить свежесть и благоуханность цветов в течении длительного шестидневного перехода. (из сети: как упоминается в папирусах времен правления Рамсеса II, розы в Древнем Египте выращивали уже в тринадцатом столетии до нашей эры.) В произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз. Дамасскую розу (Rosa damascena) можно увидеть на мозаике из Помпеи, хранящейся в Неаполитанском музее. Увы, с падением Римской империи пришли в упадок и пышные розарии.
Дамасская роза. Rosa damascena rubrotincta. Alfred Parsons (1847-1920)

В раннем средневековье розы можно было отыскать только в монастырских садах. Монахи, в основном бенедиктинцы, выращивали розы для медицинских надобностей. В основном это был шиповник галльский Rosa gallica, который, вероятно, был доставлен торговцами из Рима. Именно Rosa gallica является родоначальником класса старинных садовых роз (Old Garden Rose). Не стоит забывать, что розы использовали не только из-за их целебных свойств, но и для придания более приемлемого вкуса горьким лекарственным настоям. Около 800-го года император Карл Великий издал инструкцию по управлению поместьями Capitulare de villis vel curtis imperii, перечень правил касался правовых моментов, а также распоряжений по развитию сельского хозяйства и садоводства. Подданные всех сословий помимо лекарственных трав обязаны были высаживать и розы. Можно утверждать, что в 11-м веке роза завоевала всю Европу не только благодаря своей целительной силе, но и благодаря своей необычайной красоте.
Роза становится также важным христианским символом поклонения Пресвятой Деве Марии . Марию называли «Розой без шипов» и «Райской розой». Белая роза олицетворяет собой чистоту и непорочность Богородицы. Считается, что райские розы были белыми и не имели шипов. Красный цвет розы объясняется пролитой на кресте кровью Иисуса Христа, а острые шипы символизируют грехопадение. Для христиан красная роза и шипы — символ Страстей Господних. В позднем средневековье живая изгородь из роз становится аллегорией рая, райский уголок, где розы символизируют чистоту и безгрешность Марии, можно увидеть на картинах «Die Muttergottes in der Rosenlaube» Штефана Лохнера (Stefan Lochner ок.1440 - 1442) и «Maria im Rosenhag» Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer 1450 - 1491).


Со времён средневековья возносимые молитвы сравнивались с прекрасными розами. В 1208 году Святой Доминик де Гусман Гарсес ввел в обращение католические чётки — розарий (Rosenkranz). Розарием называлась и молитва, читаемая по этим чёткам. Маленький розарий («kleine Rosenkranz») содержал 33 бусины (число лет жизни Христа) и ещё пять больших бусин (пять ран Христа). В те времена бусины в чётках изготавливали из перетертых со связующим средством лепестков роз. Для этих целей использовался, например, гуммиарабик — затвердевающая на воздухе вязкая смола, которую выделяют различные виды акаций.
Дева Мария Розария, держащая на руках Младенца Иисуса и протягивающая чётки (розарий) Святому Доменику. По церковному преданию, Cвятой Доминик получил чётки от явившейся ему Богородицы. Lorenzo Lotto (1480-1556) «Madonna del Rosario» 1539


Сюжет известной немецкой поэмы 1295 года «Розенгартен» («Rosengarten zu Worms» Розовый сад в Вормсе), имена героев которой знакомы нам по эпосу «Песнь о Нибелунгах», очаровывает читателя своеобразной романтикой средневековья. В прекрасном розовом саду Вормса, оберегаемая Зигфридом и бургундцами, живёт дочь короля Бургундии красавица Кримхильда. На рыцарский турнир в Вормсе собираются отважные рыцари, победителя каждого поединка ждёт награда — венок из роз и поцелуй Кримхильды. В Розенгартене устраивают «ристалище»— специальную площадку для проведения рыцарских турниров и поединков, вокруг которой воздвигались скамейки и ложи для зрителей. Тут-то и появляется монах Ильзан, в котором пробудились былая удаль и страсть к битвам, да так, что он решил отказаться от размеренной монастырской жизни и вспомнить времена своей молодости. Одержав победу в турнире и выиграв 52 поединка, Ильзан получает в награду 52 веночка из роз и 52 поцелуя Кримхильды. До ссадин исков нежные девичьи щеки своею колючей бородищей, победитель возвращается в монастырь, устраивает взбучку монахам, требуя отпустить ему грехи — в общем, ведет себя, как настоящий герой, достойный народного обожания и восхищения. В течение нескольких столетий отважный монах Ильзан был популярен в народе, его изображения встречаются на гравюрах XV и XVI веков. Остаётся только гадать, действительно ли в том чудесном Розенгартене, где жила Кримхильда, росли розы, или это только ласкающее слух название, а увитую чудесными розами картину дорисовало воображение средневековых художников. В эпоху Средневековья роза была важным геральдическим элементом и символом любви дворянина к даме сердца.

С незапамятных времен роза считалась священным мусульманским символом. Образ белой розы мусульмане связывают с упавшими на землю капельками пота Мухаммада на пути его восхождения к Небу. Во время Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. Христиане завоевали Иерусалим в июле 1099 года. Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин (Саладин) вступил в борьбу с христианами и в 1187 году разбил крестоносцев в битве при Хаттине, а затем, после недолгой осады, взял Иерусалим. Саладин послал 500 верблюдов с розовой водой для мечети Омара, чтобы очистить мечеть от христианской веры. В 1453 году турками-османами под предводительством султана Мехмеда II был захвачен христианский Константинополь, являвшийся на тот момент столицей Византийской империи. Прежде чем Софийский собор в Константинополе был превращен в мечеть, султан Магомет II приказал вымыть его розовой водой.

Вооружённые столкновения в борьбе за власть между группировками английской знати в 1455—1485 годах получили название «Война Алой и Белой Розы». Розы были отличительными знаками двух враждующих сторон. Значимость этой символики возросла, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Распускающуюся на кресте розу выбрал своей эмлбемой Орден розенкрейцеров, «Орден розы и креста» — тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии.

В эпоху Возрождения роза символизирует не только красоту и совершенство, но и влечение, желание, любовь, блаженство. Картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли (1444-1510) «Рождение Венеры» является шедевром эпохи Возрождения. Дыхание бога ветров Зефира сливается с дыханием его супруги Флоры. Подхваченные дуновением ветра, кружатся розы вокруг богини любви Венеры, словно легкокрылые бабочки порхают вокруг прекраснейшего из цветков.

В эпоху барокко и рококо роза становится доминирующим элементом стиля в искусстве. В аристократических кругах входит в моду создание пышных розариев, розы высаживаются в городских и загородных садах.

Селия из комедии Шекспира «Как вам это понравится», J. Bostock ; W.H. Mote.

В XVI-XVII веке в Голландии широкое распространение получает махровая "столепестковая" или "столистная" Rosa Centifolia, которую называли розой Прованса или «капустной» розой (англ. Cabbage Roses, нем. Kohl-Rose). Эта, похожая на кочан капусты, роза часто встречается на картинах голландских живописцев того времени.
Ян ван Хейсум (Jan van Huysum Амстердам, 1682-1749)
Pierre-Joseph Redouté (1759 -1840).Cabbage Rose, Rosa Centifolia L. Major.

На протяжении столетий писатели и поэты подчеркивают необыкновенную значимость, красоту и символичность розы. Одним из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы была французская аллегорическая поэма XIII века «Роман о Розе» (фр. «Roman de la Rose»), это своеобразный любовный кодекс для аристократического общества. Роман состоит из двух частей, авторами которых являются французские поэты Guillaume de Lorris (1205-1240) и Jean de Meung (1240-1305).
Повествование первой части начинается с небольшого предисловия автора, который сообщает читателям о своем намерении рассказать об одном удивительном сновидении. Двадцатилетнему юноше снится прекрасный небесный сад, наполненный птичьими голосами и ароматом цветов. Владельцем сада является Радость. В саду поэту встречаются аллегорические персонажи: Красота рука об руку с Богатством, разодетые в пышные одежды Удовольствие(наслаждение) и Радость представлены в виде идеальных любовников. Весёлая компания гостей поёт, танцует и музицирует. Юноша, тайно преследуемый Амуром, углубляется в тенистые аллеи сада, где в зеркальном отражении вод принадлежащего Нарциссу фонтана замечает бутон розы, который настолько восхищает его, что он не в силах отвести взгляд. В этот момент стрелы Амура ранят сердце юноши и он устремляется на поиски цветущего розового куста. Минутное увлечение перерастает в страсть, он объявляет себя вассалом Любви. Амур отмыкает ключом его сердце и даёт ему наставления. Дальнейший сюжет рассказывает о стремлении молодого человека добиться благосклонности прекрасной Розы. У него есть помощники и советчики: Bel-Accueil (дружественный приём), Raison (благоразумие), Сладкоречие, Сладостный Взор, Великодушие и др. Злодеи и пороки: Malebouche (клевета), Peur (страх), Honte (стыд) и Jalousie (ревность) чинят всяческие препятствия на его пути. Пылкий влюбленный приближается к Розе, но недремлющие стражи Стыд и Страх преграждают ему путь. Разум, наблюдающий за событиями с высоты своей башни, призывает к сдержанности, но обуяный страстью юноша не внемлет его советам. Bel-Accueil подсказывает юноше, как утихомирить стражей, но когда те отступают, на пути юноши встает Целомудренность. На помощь приходит богиня любви Венера и юноше удается поцеловать розу. Разгневанные его дерзостью стражи возводят вокруг Розы неприступный замок...


Страницы древнего рукописного манускрипта оформлены бесценными иллюстрациями средневековых художников.

А кто же из нас не читал романа Умберто Эко «Имя розы». Роза была воспета в произведениях Иоганна Вольфганга фон Гете, Райнера Марии Рильке, Пауля Целана и многих-многих других известных поэтов и писателей.

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет. Александр Пушкин. Декабрь 1826 — февраль 1827

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой! Иван Мятлев (1834)

Гравюра 1876 года, выполненная с акварели Anais Toudouze.

Розы играли важную роль и в любимых с детства сказках, будь то «Спящая Красавица» Шарля Перро или «Белоснежка и Краснозорька» братьев Гримм. В 1911 году в Королевском оперном театре в Дрездене состоялась премьера комической оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (Rosenkavalier). О розах упоминалось в текстах серьезных церковных гимнов и песнопений, до сих пор исполняется, к примеру, рождественская песня «Es ist ein Ros entsprungen», найденная в старинной песенной книге 1599 года. О розах поётся в бесчисленных современных шлягерах. В 1961 году в Германии хитом стала песня «Белая роза Афин» («Weiße Rosen aus Athen») в исполнении Nana Mouskouri, эта песня была переведена на семь языков. Не уступают ей в популярности и советские песни: «Белые розы» cлова и музыка Сергея Кузнецова, «Миллион роз» на стихи Андрея Вознесенского, музыка Раймонда Паулса (1982), песня любима не только на территории бывшего СССР, но и в Японии, её поют на английском, корейском, финском и на иврите.
А сколько женских имён, производных от слова «роза»: Розалинда, Розалия, Розита, Роз, Розамунда, Розмари...Роза украшает гербы и монеты, ордена и знамена, даже сургучные печати зачастую содержали этот символ. Красную розу, как эмблему Англии, можно увидеть на гербе Великобритании рядом с шотландским чертополохом и листьями клевера. Красная роза — «Lippische Rose» символ изображенный на геральдическом щите вестфальскго владетельного дома Липпе — украшает герб Земли Северный Рейн-Вестфалия. Роза и лилия были самыми востребованными цветами в геральдической символике. В XV веке при Эдуарде IV появился английский золотой нобль с изображением розы роузноубл (розенобль), который чеканили до 1619 года. Роза была изображена на обеих сторонах роузноубля. На аверсе был изображен король в доспехах на корабле с большой розой на борту, на реверсе - крест, по углам которого - четыре льва, а посредине - солнце с розой. Английский парламент запретил вывоз этих монет из страны. Вычитала, что существовал подражательный нидерландский вариант с такими же изображениями, как и на английских монетах.

В первой половине XVI века в Московском государстве ходили монеты четырёх родов: московская, новгородская, тверская и псковская. Самой мелкой монетой была деньга. Самая древняя московская деньга имела овальную форму, на одной стороне была изображена роза, а на другой — надпись.

Louis Sußmann-Hellborn «Dornröschen», 1878 Nationalgalerie Berlin
«Спящая Красавица»


Роза в архитектуре (знаменитые окна-розетки), скульптуре и живописи, роза в традиционных орнаментах тканей и одежды, роза, как элемент декора на фарфоре и мебели...несть числа выведенным за последние два столетия сортам роз. Помните обидчивую красавицу розу, с которой пытался подружиться Маленький принц, эту трогательную историю в 1958 году поведал миру французский писатель Антуан Сент-Экзюпери.
На твоей планете,-сказал Маленький принц,-люди выращивают в одном саду пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды... но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Розы - безусловно, очень красивые цветы. Откуда произошли розы? У роз существует очень интересная история и легенды их происхождения.

Во многих культурах роза считается царицей среди цветов и является объектом восхищения и поклонения, символом страстной любви.

Первые сведения об этом цветке встречаются в древнеиндусских сказаниях. В Индии настолько почитали розу, что цари одаривали большими богатствами тех, кто приносил им этот цветок.

Не меньше легенд о розе появилось и в Древнем Иране. Согласно одной из них к Аллаху пришли все цветы и попросили, чтобы вместо царственного, но ленивого Лотоса им был назначен новый правитель. И тогда Аллах сотворил великолепную белую розу с острыми шипами.

По другой легенде, роза появилась от капель пота Магомета, когда тот восходил ночью на небо. Магометане верят в очистительную силу этого цветка, и если они увидят розу, валяющуюся на земле, то ни за что не наступят на нее, а перенесут на чистое место. Очистительную силу приписывают они и розовой воде. По преданию, после захвата турками Константинополя султан Магомет II приказал омыть храм Святой Софии от купола до основания розовой водой, а затем сделал из него мечеть.

Даже великий философ Конфуций воспевал розу и поклонялся ей как божественному цветку. В i ператорских садах Китая растет огромное количес во розовых кустов, а в императорской библиотеке хранятся 500 томов, полностью посвященных только розе.

❧ В саду иранского дворца Негаристан растет уникальная роза эглантерия, высота которой достигает 6 м, а обхват ствола - 70 см.

Ученые до сих пор спорят, была ли известна роза древним евреям. Тем не менее в Талмуде сказано, что из крови невинно убитого Авеля выросла красная роза. Кроме того, важным элементом наряда любой еврейской невесты является красная роза. В VII в. до н. э. во времена правления царя Птолемея в Египте в городке Арсиное росло очень много роз, из которых готовили драгоценную розовую воду. Когда царица Клеопатра принимала у себя римского полководца Марка Антония, пол дворцового зала был устлан слоем лепестков роз, толщина которого составляла несколько десятков сантиметров.

Древняя Греция была центром интеллектуальной жизни античного мира, и там тоже почитали розу, считая ее даром богов. Древнегреческий поэт Анакреон повествует о рождении розы из белоснежной пены, окутывавшей прекрасное тело Афродиты, когда та вышла из морской пучины. Боги были настолько поражены красотой цветка, что обрызгали его нектаром, от чего роза и приобрела свой великолепный аромат.

Множество легенд повествует о том, как белая роза превратилась в красную. Одна из них — персидская легенда о соловье и розе. Соловей влюбился в розу и, пленившись ее совершенной красотой, прижал ее к груди. Однако острые, словно лезвия, шипы проткнули сердце несчастного влюбленного, а лепестки цветка впитали его кровь.

Древнегреческая легенда рассказывает, что богиня любви Афродита бежала к своему тяжело раненному возлюбленному Дионису сквозь кусты роз. Острые шипы впивались в ее тело до крови, которая и окрасила лепестки роз в красный цвет.

Роза занимала особое место в быту многих народов. Греки усыпали этими цветами путь победителей, влюбленные дарили их друг другу, невесты украшали свои наряды отдельными розами и целыми венками из них. Кроме того, древние греки считали розу символом бесконечности, поэтому у них существовал обычай украшать ее цветами урны с прахом умерших. По их мнению, чудодейственные свойства розы помогали вернуть красоту, отдалить старость и уберечь останки от разложения. Вязальщики венков из роз пользовались в Древней Греции большим уважением.

Древние римляне переняли у греков поклонение этому растению. В Римской Республике розу почитали как символ нравственности. Также она считалась олицетворением мужества, поэтому воины надевали на голову венки из роз, чтобы избавиться от страха перед битвой; венками из роз награждали и выдающихся деятелей. Над столом часто вешали ветку розы, так как она считалась символом бога молчания Гарпократа. Существует крылатое выражение Sub rosa dictum — «Я сказал под розой», означающее, что сказанное является большим секретом.

После падения Римской империи роза приобрела совершенно другое значение и стала символом веселья и пьяных оргий, олицетворением низменных чувств. Римские аристократы набивали подушки и матрасы лепестками роз, устилали ими полы своих домов. Римский император Нерон приказал сделать стены и потолок в обеденном зале вращающимися и изобразить на них смену времен года. Миллионы розовых лепестков осыпали гостей, символизируя дождь или снег. Римские императоры настолько восхищались ароматом роз, что даже во время водных прогулок усыпали для них поверхность моря лепестками.

В предместьях Рима на месте хлебных посевов разрастались плантации роз, а на его улицах было столько этих цветов, что от их аромата у непривыкших людей случались обмороки.

По причине того, что в Риме роза стала символом развращенности, первые христиане испытывали отвращение к этому цветку. Однако его изумительная красота и нежный аромат со временем вернули их расположение. Белые розы стали символом святой Марии Магдалены, а красная роза потеряла свой цвет, когда Мария пролила слезы раскаяния. В католицизме белая роза считается небесной защитницей хороших людей.

В средневековой Франции роза пользовалась большим почетом и любовью настолько, что даже выращивать этот цветок позволялось далеко не любому. Существовал обычай, согласно которому каждый родитель, пусть самый бедный, обязан был подарить своей дочери венок из роз. В те времена во время крещения даже в святую воду добавляли розовую.

В Англии в XV в. 30 лет длилась братоубийственная война, названная Войной Красной и Белой розы, потому что символами 2 королевских династий были эти цветы. Недавно английскими садовниками был выведен особый сорт розы, названный в память воевавших королевских семей «ланкастер-йоркским». Он отличается тем, что на его кусте распускаются белые и красные розы одновременно.

В старину актеры в Англии носили на башмаках бутоны роз, бывшие атрибутами их костюмов. Позднее роза стала отличительной особенностью облика английских щеголей — ее было принято носить за ухом. Причем предпочтение отдавали большим бутонам — вот тогда наряд считался шикарным. Роза была настолько популярна среди аристократов, что даже сама королева Елизавета носила ее за к своим ухом, а король Эдуард VII так любил этот цветок, что во время похорон монарха его жена Александра положила на тело мужа белую розу.

В Германии розу знали и почитали еще во времена язычества. В одной из легенд рассказывается, что с приходом весны бог огня Локки начинает смеяться, и от этого смеха случаются последние заморозки, тает снег, а из-под него появляются розы. При этом среди германских племен роза считалась олицетворением меча и смертельной раны, поэтому в поэтической аллегории розовые сады стали символом поля брани и кладбища.

После прихода в Германию христианства языческое поклонение этому цветку трансформировалось. Так, в одной средневековой легенде рассказывается, что Дева Мария повесила сушить пеленки своего Сына на куст и на нем зацвели розы. Люди верили, что, прикоснувшись к розе, оборотень опять может стать человеком, а ведьма уличит себя в колдовстве.

❧ В ботаническом саду города Клуж, Румыния, был выведен сорт розы с изумрудным окрасом лепестков, напоминающим прозрачные крылья стрекозы.

Франкмасоны носили на себе розу в Иванов день. Символом ордена розенкрейцеров был Александровский крест внутри венка роз с шипами. Бразильский император Дон-Педро основал орден роз, символом которого стал пятиугольник из звезд с венком роз внутри.

В России украшать сады кустами роз стали только при Петре I, а наибольшего расцвета это новшество достигло при Екатерине II. До наших дней дошла история о семье крепостных, которые настолько хорошо умели ухаживать за розами, что их хозяин граф дал им вольную и фамилию Розановы. Глава данного семейства выращивал розы намного лучше, чем приглашенный специально для этого англичанин.

Обычно лепестки роз окрашены в красный, белый, розовый и желтый цвета, но существуют сорта с редким и необычным окрасом: голубым, черным и др. Так, черная роза стала символом печали. А недавно в Италии вывели сорт розы «пурецца», что в переводе означает «чистота». Он отличается чистейшим белым окрасом лепестков, а стебли куста совсем лишены шипов.

Легенды о розе
Не удивительно, что о розе существует так много легенд, ведь она такая же древняя культура, как рожь, ячмень или пшеница. Среди огромного разнообразия растений она с древних времен занимала почетное место и почти у всех народов мира пользовалась любовью и популярностью. Ей поклонялись, она служила символом изящества в поэзии и живописи. О розе создано столько легенд и сказаний, что ее по праву называют королевой цветов.

Если верить гипотезам учёных, то название роза происходит от древнеперсидского наименования растения "wrodon", у греков оно изменилось в "rhodon", у римлян в rosa. Известно, что самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной считается Персия. С тех давних времён и по сегодняшний день роза считается непревзойдённой царицей цветов, символом красоты и величия.

На протяжении многих тысячелетий роза была и остается любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и, может быть, поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд.

С древних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. Её красота и мистическая притягательность всегда привлекала к себе внимание человека. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времен. Роза всегда пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.
Если верить археологическим данным, то роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным, вызывающим благовение. С древности сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

Да, наверное, роза - один из немногих цветов, о котором сложено столько много легенд и сказаний.

1 . По словам древнегреческого поэта Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты (Венеры), когда эта богиня любви во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на ней этот прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на земле. Явившуюся во всей девственной прелести и чистоте белую розу жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили розой алтарь и окружавший их сад. И роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть вепрем.

Забыв все, в неописуемом горе устремилась богиня в рощу Пифона, где находился ее любимый. Она бежала, не обращая внимания на попадающиеся по пути розы и на покрывающие розы шипы, которые ранили ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попали на розы и из белых они превратились в красные.

2 . А вот другая легенда. Белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе.

Порхая в веселом танце, Амур как-то нечаянно опрокинул своими розово-красными крылышками сосуд с нектаром, который, разлившись на цветшие тут же белые розы, окрасил их в красный цвет и сообщил им прелестный запах.

3 . Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой.

Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена его стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал тогда, в свою очередь, избегать Флору, и вот тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она решила создать цветок, который и смеется и плачет - соединяет в себе и грусть и радость. Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть: "Эрос" (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: "рос". С той поры цветок этот и стал называться розой.

4 . А вот ещё одно сказание, в котором говорится, что роза происхождением своим обязана богине охоты Диане.

Влюбленная в Амура, богиня эта приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии. И вот однажды в диком гневе схватила она несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила ее жизни. Амур, узнав о горькой участи своей возлюбленной, поспешил на место преступления и, найдя ее бездыханной, в неутешном горе залился горючими слезами. Слезы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и - о, чудо! - орошаемый ими куст начал покрываться дивными цветами. Цветы эти были розы.

5 . Существует еще история, почему роза стала красной; она зарделась от удовольствия, когда еепоцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.

6 . В коране же говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета.

Шипы розы тоже имеют легенду

1 . Если верить некоторым преданиям, то происхождение шипов розы связано с Вакхом, который погнался за нимфой и неожиданно оказался перед непреодолимой преградой из терниев. Для того, чтобы нимфа остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Но перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами, чтобы израненная шипами нимфа обессилила и стала добычей Вакха.

2 . Однажды Амур, вдыхая аромат розы, был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в цветок стрелой, и стрела превратилась в шип.

3 . А вот ещё одна легенда: роза обросла шипами тогда, когда Вакх захотел овладеть нимфой. Своими шипами роза хотела сказать, что красота должна защищаться.

Приветики!
Сегодня с ребенком делали уроки. Среди прочего было задание по Окружающему миру - придумать сказку о каком-либо растении. Он решил сочинить про розу.
Самое интересное, что вместиться сказка должна была в 5 строк
Ну, сжали как могли. А вот какая сказка в итоге у меня получилась полностью.
Выставляю на ваш суд.



Однажды осенью девочке подарили розу. Она была такая же юная и нежная, как сама девочка. Даже иголки на ее стройном зеленом стебле совсем не кололись.

Девочка поставила розу в вазу на тумбочке возле своей кровати.
Вечером девочке не спалось. Она никак не хотела тушить ночник и любовалась розой.
- Хочешь, я расскажу тебе сказку? – спросила роза.
- А ты разве можешь разговаривать? – удивилась девочка.
- Конечно. – Роза едва качнула миленькой головкой. – Ты что не знала, что все цветы живые?
- Знала. – Девочка кивнула в ответ.
Она хотела еще добавить, что не догадывалась о том, что цветы умеют говорить, но постеснялась. Вдруг это только ей так повезло?
Она еще долго размышляла об этом, слушая удивительную сказку.


С каждым днем роза распускалась все больше и становилась все краше. А ее сказки были веселые и увлекательные.
Потом девочка заметила, что роза стала становиться печальнее, а ее сказки грустными.
- Что с тобой случилось? – спросила девочка. – Тебя что-то беспокоит?
- Скоро я завяну и совсем засохну, - тяжело вздохнула роза и посмотрела в окно, за которым осень безжалостно срывала пожухлые листья с деревьев.
- И ты тогда не сможешь рассказывать мне сказки? – нахмурила брови девочка.
- Нет, - тихо ответила роза. – Я тогда вообще не смогу ничего делать, даже любоваться любимым солнышком.

В этот вечер роза не стала рассказывать девочке сказку. А та лежала тихо, плотно сомкнув глаза, и делая вид, что спит. На самом же деле девочка думала, как помочь розе, ведь за это время они стали с ней настоящими подругами. А друзей в беде бросать нельзя.

Утром девочка проснулась очень счастливая.
- Я придумала, как тебе помочь! – воскликнула она розе. – Я посажу тебя в цветочный горшок, буду о тебе заботиться и поливать водой. Тогда ты не завянешь!
Эта идея розе очень понравилась.
Девочка посадила ее в горшок и поставила на подоконник, где было больше солнца.
Скоро роза сообщила ей, что пустила корешки, чтобы лучше держаться в земле и пить ими воду.
А потом розочка скинул завядшие лепестки, как и клен за окном скинул пожелтевшие листья. Девочка подумала, что роза погибла, и очень расстроилась. Но мама ее утешила и сказала, что весной, когда на деревьях появятся зеленые листики, оживет и роза.

Всю зиму девочка заботилась о тоненьком стебельке, который торчал из цветочного горшка. Он ничего ей не говорил, но девочка все равно продолжала делиться со своим любимым цветком всеми секретами.
И вот в начале весны она увидела, что на стебельке появилась маленькая зеленая почка, потом еще и еще одна. А из них стали расти тоненькие веточки.
А к концу весны в цветочном горшке рост уже маленький розовый кустик.
Вскоре на нем завязались бутоны.

Ах, как долго я спала! – услышала однажды утром девочка. Она подбежала к подоконнику, откуда доносился тихий знакомый голос.
На розовом кусте распустился первый нежный бутончик.
- Ты стала еще прекрасней! – воскликнула девочка и захлопала от радости в ладоши.
- Это все благодаря тебе, - ответила роза. – Спасибо, что заботилась обо мне.
- Мы же друзья, - смутившись, сказала девочка, и легкий румянец покрыл ее щеки.


В этот вечер они болтали допоздна.
А потом на розовом кусте стали распускаться все новые и новые бутоны. И все они наперебой каждый вечер рассказывали девочке новые увлекательные истории.

Жил был один король, у которого была только одна дочь. Она была его гордостью и радостью, его сокровище. Когда он постарел, и силы начали его оставлять, он осознал что не сможет всегда заботиться и защищать свою драгоценную дочь. И тогда решил он найти супруга для своей дочери.
Когда новость о том, что король ищет супруга для своей дочери распространилась, то много мужчин явились во дворец чтобы просить руку его дочери. “Папа, пусть останусь я рядом с тобой, пусть буду заботиться о тебе. Не хочу выходить замуж и оставлять тебя“ просила принцесса, но отец оставался непреклонным. Наконец он отступил и согласился, чтобы она назвала одно условие, которое должен удовлетворить ее избранный супруг - богатство, внешний вид, талант или что-то другое. Принцесса согласилась и сказала, что подумает до утра.
Вечером принцесса пошла в сад, чтобы посоветоваться с сыном садовника, с которым они дружили с детства. „Если скажу, что мой супруг должен быть красивым, то он может быть самым красивым на свете, но иметь жестокое сердце. Если скажу, что супруг должен бить милым, то он может оказаться очень старым. Ох.. какое условие мне попросить?“
Обсуждая проблему, принцесса и сын садовника решили, что условие должно быть под видом теста - трудного, но не настолько, чтобы быть невозможным. „И должен быть неясным“ сказал сын садовника ‚так только ты сможешь определить сможет ли твой будущий супруг его выдержать“ Позднее они решили, каким будет тест.
Следующим утром принцесса сказала отцу: „Выйду замуж за того, который принесет мне синюю розу
" .
Непрерывный поток кандидатов прекратился, потому что никто не смог найти синюю розу.
Один богатый торговец не хотел терять время в поисках синей розы, пошел к продавцу цветов и сказал: „Я дам тебе мешок золота, если сможешь мне найти синюю розу“ После долгих и бесплодных поисков, продавец отказался. Купил синюю краску и окунул в нее стебель одной розы. Лепестки розы окрасились в синий цвет. „Держи розу в вазе с краской до тех пор, пока не придет время отдать ее принцессе“
Торговец отнес розу девушке. Принцесса протянулась и взяла розу из его руки. Она долго ее рассматривала. Пока она рассматривала, капля синей краски капнула из стебла на ее руку. Она посмотрела на сине-зеленые листья, а потом прямо в глаза торговцу. Он отвернул свои в сторону. „Я не смогу выйти за тебя замуж“, сказала она. „Ты попытался меня обмануть, а я хочу, чтобы мой супруг был честным человеком“
Один красивый, молодой воин тоже хотел выйти за принцессу замуж. Он был сильным и влиятельным. Никто не смел пойти против него. Молодой воин пошел к королю соседнего королевства - „Принеси мне синюю розу“ приказал он, „Или я убью тебя и половину населения твоего королевства“. Король ценил мир и не хотел войны. Подарил воину синий сапфир, отшлифованный в форме розы.
Молодой воин принес сапфир принцессе. Она посмотрела в его глаза - глаза, которые были твердыми, как каменная роза. „Не могу выйти за тебя замуж“, сказала она, „Мне нужна настоящая роза, а не твердая и холодная как камень“
Самый молодой из королевских советников тоже попросил руку дочери короля. Он придумал умный план - заказал у одного художника синюю вазу. На одной стороне вазы была изображена синяя роза. Ваза была огранена золотом и была нежной и деликатной - изящный предмет искусства редкой красоты.
Встав на колени, молодой человек преподнёс ее принцессе. Принцесса посмотрела на вазу, а потом молодому человеку в глаза. „Выйди за меня замуж принцесса - я помогу тебе управлять королевством“ сказал он. Принцесса покачала головой и ответила: „Нет - мне нужна настоящая роза“
Вечером принцесса сидела в саду и разговаривала с сыном садовника - „Никто не смог принести мне синюю розу. Мне надо выйти замуж за того, кто был бы откровенным со мной и верным мне, так как ты всегда относился ко мне. Не должен быть холодным и жестоким. Я нуждаюсь в ком то - кто был бы милым и терпеливым - таким как ты. Не хочу супруга, который все время думал о власти и богатстве. Хочу чтобы он все время ценил меня из-за меня самой - как это делаешь ты....“
„Принцесса“, сказал он, „Завтра принесу тебе синюю розу - жди меня в синей комнате перед заходом солнца“
На следующий день, немного перед заходом солнца, принцесса расположилась в синей комнате. Сын садовника появился, неся в руке ослепительно белую розу.
„Но это обыкновенная белая роза!“, воскликнул один.
„Это сын садовника“ сказал другой.
„Уверен - принцесса его выпроводит!“ промолвил третий.
Сын садовника встал на колени перед принцессой. Лучи садящегося солнца прикасались к листьям белой розы проникая через окрашенные в синем стекла окон.
Когда принцесса протянула руку, чтобы взять розу разнесся шепот: „Но он только сын садовника!“ „ Роза не по-настоящему синяя“.
Принцесса выпрямилась и сказала: „Народ мой, я скажу вам, что я вижу! Я вижу мужчину, который бил всегда откровенным со мною и верным мне! Вижу одного мужчину, который имел смелость быть достаточно терпеливым и милым ждать, пока он узнает, что случается в моем сердце! Вижу мужчину который меня ценит из за меня самой! В своих руках он держит подарок из любви! И подарок синий. И если Вы не можете увидеть, что роза синяя, я Вам говорю, что у вас дальтонизм!“
Старый король положил руку своей дочери в руку сына садовника.
Принцесса вышла замуж за него и они жили долго и счастливо до конца своих дней.
Но не потому что сказочник это говорит, и не потому, что это необходимый конец всех романтических сказок, а потому что принцесса и сын садовника знали, что их счастье зависело от них самих, и что каждый ответствен за то, чтобы сделать другого счастливым!

Сказка о чувствах

Говорят, что однажды, давны-ы-ы-м-давно, много-много лет назад, собрались в одном уголке Земли, вместе, все человеческие чувства и качества. Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило: - А давайте играть в прятки!? ИНТРИГА заинтересованно приподняла бровь:
- Прятки? А что это за игра???
СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, Оно, водит. Закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее, без конца...
ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ. Вот только АПАТИЯ, которую ни-ког-да и ни-че-го не интересовало, отказалась участвовать в игре.
ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что, в конце концов, Её всегда находят, ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (Ее ничего, кроме себя самой не волновало), ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать.
Раз…, два…, три…, - начало счёт СУМАСШЕСТВИЕ.
Первой спряталась ЛЕНЬ, Она укрылась за ближайшим камнем на дороге. ВЕРА поднялась на небеса. А ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого... высокого… дерева.
БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое Оно находило, казалось идеальным для Его друзей: «Кристально чистое озеро? Это для КРАСОТЫ. Расщелина дерева? Так это для СТРАХА. Крыло бабочки? Для СЛАДОСТРАСТИЯ. Дуновение ветерка? Ведь это для СВОБОДЫ!» - итак, наконец Оно замаскировалось в лучике Солнца.
ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко.
ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге).
А СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана.
ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню, где она спряталась, но это не важно.
Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей спрятаться, но всё уже было занято. Но вдруг она увидела дивный розовый куст и решила укрыться среди его ароматных цветов.
- Миллион! - крикнуло, сосчитав, СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать.
Первой Оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ.
Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ Оно узнало по тому, как дрожит вулкан.
Затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ТРИУМФ, и догадалось, где прячется ЗАВИСТЬ.
ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался, оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя.
В поисках, СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ.
…СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться.
Итак, все были найдены:
ТАЛАНТ - в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ - в темной пещере, ЛОЖЬ - в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана).
Вот только ЛЮБОВЬ... найти не могли.
СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик …. Острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза. СУМАСШЕСТВИЕ не знало, что и делать. Принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать навеки ее поводырем.
И вот… с тех пор, когда впервые на Земле играли в прятки..., ЛЮБОВЬ СЛЕПА и СУМАСШЕСТВИЕ ВОДИТ ЕЁ ЗА РУКУ…

Соловей и роза

Она сказала, что будет танцевать со мной, если я принесуейкрасных роз, - воскликнул молодой Студент, - но в моем садунетниоднойкрасной розы.
Его услышал Соловей, в своем гнезде на Дубе, и, удивленный, выглянул из листвы.

Ни единой красной розывовсеммоемсаду!-продолжалсетовать Студент, и его прекрасные глаза наполнились слезами. - Ах, от каких пустяков зависит порою счастье! Я прочел все, что написали мудрые люди, я постигвсе
тайны философии, - а жизнь моя разбита из-за того только,чтоуменянет красной розы.

Вот он наконец-то, настоящий влюбленный, -сказалсебеСоловей.-

Ночь за ночью я пел о нем, хотя и не знал его, ночь за ночью я рассказывал о нем звездам, и наконец я увидел его. Его волосы темны, как темный гиацинт, а губы его красны, как та роза, которую он ищет; но страсть сделалаеголицо

бледным, как слоновая кость, и скорбь наложила печать на его чело.

Завтра вечером принц дает бал, - шепталмолодойСтудент,-имоя

милая приглашена. Если я принесу ей красную розу,онабудеттанцеватьсо

мной до рассвета. Если я принесу ей красную розу, я буду держать ее всвоих

объятиях, она склонит голову ко мне на плечо, и моя рукабудетсжиматьее

руку. Но в моем саду нет красной розы, и мне придется сидеть водиночестве,

а она пройдет мимо. Она даже не взглянет на меня, и сердце мое разорвется от

горя.

Это настоящий влюбленный, - сказал Соловей. - То, о чем ялишьпел,

он переживает на деле; что для меня радость, то для него страдание. Воистину

любовь - это чудо. Она драгоценнее изумруда и дорожепрекраснейшегоопала.

Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Еене

приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото.

На хорах будут сидеть музыканты, - продолжал молодой Студент.-Они

будут играть на арфах и скрипках, и моямилаябудеттанцеватьподзвуки

струн. Она будет носиться по зале с такой легкостью, что ноги ее не коснутся

паркета, и вокруг нее будут толпиться придворные в расшитых одеждах.Носо

мной она не захочет танцевать, потому что у меня нет для нее красной розы.

И юноша упал ничком на траву, закрыл лицо руками и заплакал.

О чем онплачет?-спросиламаленькаязеленаяЯщерица,которая

проползала мимо него, помахивая хвостиком.

Да, в самом деле, о чем? - подхватила Бабочка, порхавшая в погонеза

солнечным лучом.

О чем? - спросила Маргаритка нежным шепотом свою соседку.

Он плачет о красной розе, - ответил Соловей.

О красной розе! - воскликнули все. - Ах, как смешно!

АмаленькаяЯщерица,несколькосклоннаякцинизму,беззастенчиво

расхохоталась.

Один только Соловей понимал страдания Студента, он тихо сидел на Дубе и

думал о таинстве любви.

Но вот он расправилсвоитемныекрылышкиивзвилсяввоздух.Он

пролетел над рощей, как тень, и, как тень, пронесся над садом.

Посреди зеленой лужайки стоял пышный Розовой Куст. Соловей увиделего,

подлетел к нему и спустился на одну из его веток.

песню!

Мои розы белые, - ответил он, - они белы, как морская пена, они белее

снега на горных вершинах. Подикмоемубрату,чторастетвозлестарых

солнечных часов, - может быть, он даст тебе то, чего ты просишь.

И Соловей полетел к Розовому Кусту,чторосвозлестарыхсолнечных

часов.

Дай мне красную розу, - воскликнул он, - и я споютебесвоюлучшую

песню!

Но Розовый Куст покачал головой.

Мои розы желтые, - ответилон,-онижелты,какволосысирены,

сидящей на янтарном престоле, они желтеезлатоцветананескошенномлугу.

Поди к моему брату, что растет под окном у Студента,можетбыть,ондаст

тебе то, чего ты просишь.

И Соловей полетел к Розовому Кусту, что рос под окном у Студента.

Дай мне красную розу, - воскликнул он, - и я споютебесвоюлучшую

песню!

Но Розовый Куст покачал головой.

Мои розы красные, - ответил он, - они красны, как лапкиголубя,они

краснее кораллов, что колышутся, как веер, в пещерах на дне океана. Но кровь

в моих жилах застыла от зимней стужи, мороз побил мои почки,буряполомала

мои ветки, и в этом году у меня совсем не будет роз.

Одну только красную розу -вотвсе,чегояпрошу,-воскликнул

Соловей. - Одну-единственную красную розу! Знаешь ты способ получить ее?

Знаю, - ответил Розовый Куст, - но оп такстрашен,чтоуменяне

хватает духу открыть его тебе.

Открой мне его, - попросил Соловей, - я не боюсь.

Если ты хочешь получить красную розу, - молвилРозовыйКуст,-ты

должен сам создать ее иззвуковпесниприлунномсиянии,итыдолжен

обагрить ее кровью сердца. Ты должен петь мне,прижавшисьгрудьюкмоему

шипу. Всю ночь ты должен мне петь, и мой шип пронзиттвоесердце,итвоя

живая кровь перельется в мои жилы и станет моею кровью.

Смерть - дорогая цена за красную розу, - воскликнул Соловей. -Жизнь

мила каждому!Какхорошо,сидявлесу,любоватьсясолнцемвзолотой

колеснице и луною в колеснице из жемчуга. Сладко благоухание боярышника, милысиниеколокольчикив долине и вереск, цветущий нахолмах.НоЛюбовьдорожеЖизни,исердце какой-то пташки - ничто в сравнении с человеческим сердцем!

И, взмахнув своими темными крылышками, Соловейвзвилсяввоздух.Он

пронесся над садом, как тень, и, как тень, пролетел над рощей.

А Студент все еще лежал в траве, где его оставил Соловей, ислезыеще

не высохли в его прекрасных глазах.

Радуйся! - крикнул ему Соловей. - Радуйся, будет у тебя красная роза.

Я создам ее из звуков моей песни прилунномсияниииобагрюеегорячей

кровью своего сердца. В награду я прошу утебяодного:будьверенсвоей

любви, ибо,какнимудраФилософия,вЛюбвибольшеМудрости,чемв

Философии, - и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любойВласти.У нее крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело ее. Уста еесладки,как

мед, а дыхание подобно ладану.

Студент привстал на локтях и слушал, но он не понял того,чтоговорил

ему Соловей; ибо он знал только то, что написано в книгах.

А Дуб понял и опечалился, потому чтооченьлюбилэтумалуюпташку,

которая свила себе гнездышко в его ветвях.

Спой мне в последний раз твою песню, - прошептал он. - Я будусильно

тосковать, когда тебя не станет.

И Соловей сталпетьДубу,ипениеегонапоминаложурчаниеводы,

льющейся из серебряного кувшина.

Когда Соловей кончил петь, Студент поднялся с травы, вынулизкармана

карандаш и записную книжку и сказал себе, направляясь домой из рощи:

Да, он мастер формы, это у него отнять нельзя.Ноестьлиунего

чувство? Боюсь, что нет. Всущности,онподобенбольшинствухудожников:

много виртуозности и ни капли искренности. Он никогданепринесетсебяв

жертву другому. Он думает лишь омузыке,авсякийзнает,чтоискусство

эгоистично. Впрочем, нельзя не признать, что иные из его трелейудивительно

красивы.Жальтолько,чтовнихнетникакогосмыслаиони лишены

практического значения.

И он пошел к себе в комнату, лег на узкую койку и стал думатьосвоей

любви; вскоре он погрузился в сон.

Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к РозовомуКусту,селк

нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел,прижавшисьгрудьюк

шипу, и холодная хрустальная луна слушала, склонив свойлик.Всюночьон

пел, а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже,иизнеепокаплям

сочилась теплая кровь.

Сперва он пел о том, как прокрадываетсялюбовьвсердцемальчикаи

девочки. И на Розовом Кусте, на самом верхнемпобеге,началараспускаться

великолепная роза. Песня за песней - лепесток за лепестком. Сперва роза была

бледная,каклегкийтуманнадрекою,-бледная,какстопызари,и

серебристая, как крыльярассвета.Отражениерозывсеребряномзеркале,

отражение розы в недвижной воде - воткаковабылароза,расцветавшаяна

верхнем побеге Куста.

А Куст кричал Соловью, чтобы тот еще крепче прижался к шипу.

чем заалеет роза!

Все крепче и крепче прижимался Соловей к шипу, и песня его звучалавсе

громче и громче, ибо он пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.

И лепестки розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха,когдаон

целует в губы свою невесту. Но шип еще не проник в сердце Соловья, исердце

розы оставалось белым, иботолькоживаякровьсоловьиногосердцаможет

обагрить сердце розы.

Опять Розовый Куст крикнул Соловью, чтобы тот крепче прижался к шипу.

Крепче прижмись ко мне, милый Соловушка, не тоденьпридетраньше,

чем заалеет роза!

Соловей еще сильнее прижался к шипу, иостриекоснулосьнаконецего

сердца, и все тело его вдругпронзилажестокаяболь.Всемучительнееи

мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья,

ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство вСмерти,отойЛюбви,

которая не умирает в могиле.

И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке.Алым

стал ее венчик, и алым, как рубин, стало ее сердце.

затрепыхались,аглазкизаволоклотуманом.Песняегозамирала,ион

чувствовал, как что-то сжимает его горло.

Но вот он испустил свою последнюю трель. Бледная лунауслышалаееи,

забыв орассвете,застылананебе.Краснаярозауслышалаееи,вся

затрепетав в экстазе, раскрыла свои лепестки навстречу прохладному дуновению

утра. Эхо понесло эту трель к своей багрянойпещеревгорахиразбудило

спавших там пастухов. Трель прокатилась по речным камышам, итеотдалиее

морю.

Смотри! - воскликнул Куст. - Роза стала красной! Но Соловей ничего не

ответил. Он лежал мертвый в высокой траве, и в сердце у него был острый шип.

В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад.

Ах, какое счастье! - воскликнул он. - Вот она, красная роза. Вжизни

невидалтакойкрасивойрозы!Унее,наверное,какое-нибудьдлинное

латинское название.

И он высунулся из окна и сорвал ее.

Потом он взял шляпу и побежал к Профессору, держа розу в руках.

Профессорская дочьсиделаупорогаинаматывалаголубойшелкна

катушку. Маленькая собачка лежала у нее в ногах.

Вы обещали, что будете со мной танцевать, если я принесу вамкрасную

розу! - воскликнул Студент. - Вот самая красная роза на свете. Приколитеее

вечером поближе к сердцу, и, когда мы будем танцевать,онарасскажетвам,

как я люблю вас.

Но девушка нахмурилась.

Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету, - ответила она. -К

тому жеплемянниккамергераприслалмненастоящиекаменья,авсякому

известно, что каменья куда дороже цветов.

Как вы неблагодарны! - с горечью сказалСтудентибросилрозуна

землю.

Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги.

Неблагодарна? - повторила девушка. - Право же, какой вы грубиян! Да и

кто вы такой, в конце концов? Всего-навсего студент. Не думаю,чтобувас

были такие серебряные пряжки к туфлям, как у камергерова племянника.

И она встала с кресла и ушла в комнаты.

Какая глупость - эта Любовь, - размышлял Студент, возвращаясьдомой.

В ней и наполовину нет той пользы, какая естьвЛогике.Онаничегоне

доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляетверитьвневозможное.

Она удивительно непрактична, и таккакнашвек-векпрактический,то

вернусь я лучше к Философии и буду изучать Метафизику.

И он вернулся к себе в комнату,вытащилбольшуюзапыленнуюкнигуи