Главная · Монтаж · Наблюдение за одуванчиками цель лето. Наблюдение за одуваничиком на участке. Наблюдение за мать-и-мачехой

Наблюдение за одуванчиками цель лето. Наблюдение за одуваничиком на участке. Наблюдение за мать-и-мачехой

Морозова Марина Юрьевна

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели:

Поддерживать у детей постоянный интерес к природе, развивать желание больше узнать, умение наблюдать, замечать изменения;

Учить находить и узнавать многолетнее растение одуванчик;

Уметь выделять характерные признаки растения (форма листьев, стебля, цветков);

Учить детей находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность и взаимосвязь явлений природы. Совершенствовать умение детей сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;

Желание и стремление беречь её, любоваться её красотой.

Расширять и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих название растения, его признаков;

Формировать и развивать грамматический строй речи;

Развивать связную речь.

Развивать восприятие, память, внимание, мышление.

Развивать зрительно – моторную координацию.

Планируемые результаты:

Дети поддерживают беседу, проявляют любознательность;

Эмоционально воспринимают художественные произведения;

Проявляют положительные эмоции.

Предварительная работа:

Беседы о весне, о первоцветах;

Наблюдения на прогулке;

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»;

Заучивание стихотворений об одуванчиках: О. Высотская «Одуванчик», Е. Серова «Одуванчик», Л. Квитко «Одуванчик».

Работы по изобразительной деятельности на тему: «Весенние цветы».

Материал к наблюдениям:

Стихи и загадки об одуванчиках;

Упражнение для развития кистей рук «Цветок».

Непосредственная организованная деятельность.

С наступлением тёплого времени года, весны и лета, появляется больше возможностей для ознакомления детей с природой, ведь основные знания дети накапливают в процессе наблюдений.

С целью наблюдения за одуванчиками систематически, 1 – 2 раза в неделю, обходим с детьми лужайку на территории детского сада.

Перед началом наблюдений знакомим детей с рассказом М. Пришвина «Золотой луг».

Наблюдения проводятся в часы утреннего приёма детей на участке, когда бутоны цветов одуванчика закрыты.

На прогулке в дневные часы, в яркий солнечный день, когда на фоне тёмно - зелёной травы выделяются яркие жёлтые головки цветов одуванчиков, дети обращают внимание на изменения, произошедшие на лужайке.

Во время наблюдений дети размещаются так, чтобы каждому было видно.

Наблюдения начинаем с загадки:

«То он солнышко лучистое,

То он облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул – облетел!» (Одуванчик).

Рассказываем ребятам о том, что одуванчик – многолетний сорняк. Затем вместе с детьми определяем основные особенности внешнего строения растения: величину, форму стебля, листьев, цветка. Обращаем внимание детей на то, что у одуванчика стебель гладкий полый, безлистный и прямой, высотой 10 – 25 см., несёт по одной корзинке соцветия. Внизу зубчатые листья образуют прикорневую розетку.

Дидактическая игра «Назови часть целого».

(Дети рассматривают одуванчик, показывают и рассказывают о том, что у растения есть корень, стебель, листья, бутоны и цветы).



Предлагаем детям понаблюдать, как на одуванчики садятся и пчёлы, и шмели, чтобы собрать нектар, сок.


У детей появляется интерес, они начинают наблюдать под руководством воспитателя, замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром раскрываются.

Во время наблюдений предлагаем детям вспомнить и прочитать стихи об этих удивительных цветах О. Высоцкой Е. Серовой, Л. Квитко.

Дети читают стихи, мы следим за правильным и чётким произношением всех звуков, обращает внимание детей на интонационную выразительность речи.

Упражнение для пальчиков «Цветок».

Предлагаем детям представить, что у каждого из них кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, кисти рук плотно сомкнуты.

Упражнение выполняется под чёткое проговаривание слов стихотворения об одуванчике, которое постепенно заучивается наизусть.

- Утром рано он закрыт,

(кисти рук в исходном положении, ладони прижаты друг к другу)

- Но к полудню ближе

(ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон)

- Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

(кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок)

- К вечеру цветок опять закрывает венчик,

(пальцы сомкнуть – не раскрывшийся цветок)

- И теперь он будет спасть

(кисти рук в и. п.)

- До утра, как птенчик.

(кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Дидактическая игра «Подбери признак»

(упражнение на согласование прилагательных с существительными) : одуванчик (какой) – яркий, жёлтый, зелёный, белый, лёгкий, воздушный и т. д.

Ребятам предлагается собрать небольшие букетики одуванчиков.

Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»

(упражнение в согласовании существительных с числительными): один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Показываем ребятам, какие украшения можно сплести из одуванчиков.


Загадка:

«На зелёненькой траве

Летом вдруг снежинки,

С белого шара слетели

Лёгкие пушинки.

Знают девочки и мальчики -

Облетели … (одуванчики).

Предлагаем ребятам найти на лугу белые одуванчики и рассмотреть их, рассказываем о том, что белые парашюты одуванчиков – это семена. Ветер разносит их по воздуху и там, где они опускаются на землю - вырастают новые одуванчики.

Упражнение на развитие правильного дыхания.

(дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот).

Предлагаем детям понаблюдать за тем, как кружатся в воздухе белые парашюты одуванчиков.

Заучиваем стихотворение И. Токмаковой «Парашютисты»:

«Из шариков пушистых

Над пёстрым летним лугом

Летят парашютисты

Вдогонку друг за другом.

Едва земли коснуться –

Уснут, как на диванчике.

А по весне проснутся…

И будут одуванчики!»


Рассказываем детям о том, что одуванчик – лекарственное растение. В народной медицине используются корни одуванчика, которые выкапывают осенью в период увядания листьев, а также наземную часть (листья, соцветия, которую собирают в начале цветения. Из листьев одуванчиков готовят витаминный салат, а из жёлтых цветов варят варенье.

Предупреждаем детей о том, что в стебельках цветов содержится белое, горькое молочко, которое оставляет на руках и на одежде коричневые пятна плохо выводимые.

Непосредственное наблюдение детьми живой природы, подкрепление основных знаний и представлений беседами, знакомство детей с поэтическими образцами описания красоты родной природы находит своё отражение на занятиях изобразительной деятельностью, обогащает и разнообразит содержание детских работ.



Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

«У цветочной клумбы»

«Наблюдение за Мать и Мачехой»

«Наблюдение за одуванчиками»


Экологическая акция во 2 мл. гр.

«Теремок» на тему:

«Зелёная аптека»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ д/с «Светлячок»

Васильева О. В.

2014г.

Цель: создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правила их сбора, применение для оздоровления организма.

Задачи : учить детей распознавать и называть лекарственные растения;

Понимать значение растительного мира для состояния человека — его настроение, самочувствие;

бережно относиться к лекарственным растениям;

учить понимать и любить красоту окружающего мира;

Планируемый результат : сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости; бережное отношение детей к лекарственным растениям, помогающим здоровью человека.

План проведения.

1. Рассказ воспитателя на тему: «Зелёная аптека» - лекарственные растения — мать-и-мачеха, одуванчик.

2. Рассматривание картинок с изображением мать-и-мачехи, одуванчика.

3. Чтение: Анатолий Онегов «Первый цветок» (мать-и-мачеха), потешка о мать-и-мачехе;

М. Полянская «Одуванчик», К. Квитко «Одуванчик», В. Серова «Одуванчик»,

З. Александрова «Одуванчик».

Загадывание загадок про одуванчик.

Заучивание стихотворения О. Высотской «Одуванчик».

4. Д/и: «Угадай по описанию», «Что лечит это растение?»

5. Наблюдение на прогулке за лекарственными растениями: мать-и-мачеха, одуванчик.

6. П/и: «Одуванчик», «На пенёчке я сижу...».

7. Рисование: «Носит одуванчик — жёлтый сарафанчик».

8. Разместить информацию для родителей в рубрике «Дары природы» на тему: «Апрельские витамины» (мать-и-мачеха, одуванчик).

«Мать-и-мачеха»

Мать-и-мачеха появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньшего размера. Кроме того, у одуванчика сначала появляется листовая розетка, а затем цветы. У мать-и-мачехи же сначала цветы. Цветы корзиночки находятся на стебле, покрытым буроватыми чешуйками (видоизменёнными листьями).

На ночь и в ненастье цветок мать-и-мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают крупные, округло-сердцевидные зубчатые листья.

Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. Отчего, видно, и произошло название растения.

Мать-и-мачеха как лекарственное растение известна была давно. Настойка из цветов этого растения употребляли при простудных заболеваниях, кашле, а также для возбуждения аппетита. Отвары и настои мать-и-мачехи применяются и в виде влажных повязок, компрессов, примочек, при лечении инфекционных ран.

«Одуванчик»

Одуванчик лекарственный является одним из самых распространённых многолетних растений. Листья гладкие, цветы ярко-жёлтые. Это растение с безлиственным цветочным стеблем (стрелкой). Листья прикорневые, в виде розетки. Плоды - семена с хохолком.

Растёт на полях, лугах, в садах, лесах, вдоль дорог, около жилья. Для лечебных целей применяются главным образом корни; листья.

Все части растения обладают жаропонижающим действием, также применяют для возбуждения аппетита. Одуванчик обладает успокаивающим действием, помогает при бессоннице. Наружно млечный сок одуванчика употребляют для выведения мозолей. Поджаренные корни употребляют в качестве суррогата кофе, а молодые листья - в виде весеннего витаминного салата, улучшающего обмен веществ (для удаления горечи листья на полчаса кладут в солёную воду).

«Витаминный салат из одуванчиков»

Берут молодые весенние листья одуванчика, моют, измельчают, заправляют растительным маслом, можно добавить немного лимонной кислоты или уксуса и сразу подавать. Салат быстро портится, поэтому готовить надо на один раз.

Подвижная игра «Одуванчик».

По краешку канавки

На травяном диванчике

Весёлою гурьбою

Расселись одуванчики.

Тут и солнышко взошло,

Покатилось мячиком.

Ищет красно солнышко,

Где же одуванчики.

(В. Данько)

Дети - одуванчики в жёлтых шапочках бегают под музыку или звучание бубна.

С окончанием звучания они бегут к своим стульчикам.

Воспитатель произносит текст, после чего идёт искать одуванчики, которые, закрыв руками лицо, прячутся.

Воспитатель: «Жёлтый одуванчик,

Я тебя сорву.

Жёлтый одуванчик

Спрятался в траве».

Воспитатель уходит. Снова звучит музыка. Игра повторяется.

Подвижная игра «На пенёчке я сижу...»

Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

«На пенёчке я сижу,

На лужочек я гляжу.

Там цветочки разные:

Жёлтые да красные,

Белые да синие,

Очень все красивые,

Я цветы не буду рвать...

Дети. Будешь с нами ты играть?

Ведущий. Да!

Дети разбегаются, а ведущий их салит.

О. Высотская «Одуванчик» М. Полянская «Одуванчик»

Одуванчики везде

По весенней травке

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Уронило солнце Спрятались в канавке.

Лучик золотой.

Вырос одуванчик -

Первый, молодой. З. Александрова «Одуванчик»

Одуванчик золотой

У него чудесный Был красивый, молодой.

Золотистый цвет, Не боялся никого,

Он большого солнца Даже ветра самого.

Маленький портрет. Одуванчик золотой.

Постарел и стал седой.

А как только посидел,

Е. Серова «Одуванчик» Вместе с ветром улетел.

Носит одуванчика.

Жёлтый сарафанчик. Загадки.

Подрастёт — нарядится Есть один такой цветок,

В беленькое платьице: Не вплетёшь его в венок.

Лёгкое, воздушное, На него подуй слегка:

Ветерку послушное. Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик)

К. Квитко «Одуванчик»

Одуванчик серебристый, Золотой и молодой.

Как чудесно создан он: За неделю стал седой,

Круглый — круглый и пушистый, А денёчка через два

Солнцем тёплым напоён. Облысела голова,

На своей высокой ножке, Спрячу-ка в карманчик

Подымаясь в синеве, Бывший....

Он растёт и на дорожке, (Одуванчик)

И в ложбинке, и в траве.

Потешка о мать-и-мачехе.

Первые проталинки

Все в цветочках маленьких.

Солнышком согреты

Солнышка портреты.

Конспект Наблюдения за одуванчиком младшая группа

ЧДОУ детский сад №93 ОАО РЖД

Воспитатель: Чимижова О.А.

Тихорецк 2016г.

Цель: развивать у детей элементарные представления о цветущих растениях; побуждать детей узнавать одуванчики, ромашки, бархатцы и называть их; развивать словарь прилагательных (белые, желтые, пушистые, золотые, как солнышко); воспитывать чувство симпатии, бережного отношения к растениям.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания детей о том, что цветы бывают разные. Дать полное представление о цветке одуванчик,чем он отличается от других цветов.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий .

Ход наблюдения:

Наблюдение за одуванчиком.

Девочки и мальчики!

Не рвите одуванчики!

Среди домов, среди машин -

Веселый, луговой

Схватить в ладошку не спеши -

Цветок, как ты, живой!

Ребята, я предлагаю вам полюбоваться цветочной поляной. На этой поляне растут одуванчики. Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной он увидел солнышко, пожелтел и очень подружился с солнышком. Как только небо затянет тучами, одуванчик закроет свой цветочек.

Я цветочек желтенький

С зеленым стебельком

Раскроюсь утром ранним

Закроюсь вечерком.

О каком цветочке я прочитала стихотворение? (Об одуванчике)

На что похож одуванчик? (На солнышко)

Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травой показались на свет и желтые цветы - одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Рассмотреть с детьми строение одуванчика (корень, стебель, листья, цветок)

Какого цвета листья?

Какой цвет у цветочка?

Почему одуванчики надевают белые пушистые шапочки? (Созревают семена)

Верно, ребята, неделю назад были только желтые цветочки, а сейчас уже созрели семена, и ждут когда подует ветер и разнесет их по полям и лугам.

2. Дидактическая игра « Собери цветок»

Цель: закрепить представления о строении цветка: стебель, листья, цветы,

корень.

Оборудование: карточки на каждого ребенка.

Ребята, посмотрите к нам прилетела бабочка и принесла игру, но по дороге игра перепуталась и она просит помощи. Нужно собрать растение из частей.(Работа с карточками).

Словесная игра « Назови цветок»

Цель: обогащать словарный запас детей. Развивать память. Дети называют цветы, которые встречаются по дороге.

Трудовые действия.

Цель: учить трудиться коллективно. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Методические приемы: объяснение, показ, оценка практических действий.

Оборудование: коробки синяя для мальчиков, красная для девочек.

Ребята, сегодня ночью был сильный ветер и набросал на участок много веточек. Давайте поможем дворнику навести порядок. Мальчики будут собирать ветки, и складывать их в синюю коробку, а девочки будут складывать в красную коробку.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Можно нам гулять,

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать.(Дети гуляют, прыгают по участку).

Если тучка хмурится

И грозит дождём,

Спрячемся под зонтик мы, Дождик переждём.

(Дети бегут под крышу или под зонтик).

Анализ: Ребята, с каким цветочком мы сегодня познакомились, что мы о нем узнали, теперь я надеюсь, вы не спутаете его ни с каким другим цветком. Мы хорошо убрали участок, дворник будет доволен. А теперь я предлагаю вам поиграть:


Познавательно­исследовательская деятельность
"Наблюдение за одуванчиком на участке "
Воспитатель: Горецкая И.Б.
Форма проведения: групповая.
Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Безопасность»,
«Коммуникации», «Социализация».
Цели и задачи:
«Познание»
­формировать интерес к познавательно­исследовательской деятельности по
теме «Цветы»;
­развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект
наблюдения;
­расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о
цветке.
­учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части.
«Безопасность»
­воспитывать желание беречь и защищать природу.
«Коммуникации»
­формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе
наблюдения;
­обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семя, одуванчик,
стебель, солнце.
­формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
«Социализация»
­формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе
наблюдения.

«Художественное творчество»
­познакомить с нетрадиционной техникой рисования: «Пальцевая живопись»,
учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.
Предварительная работа:
Наблюдения за весенними явлениями в природе.
Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков.
Рисование, лепка одуванчиков.
Заучивание стихотворений об одуванчике.
Ход:
Воспитатель: Настали тёплые весенние дни. И мы с вами, дети, вышли на
прогулку на лужок.
Хорошо на лугу зелёном,
Птички звонкие поют.
По дорожке, по дорожке
Дети весело идут.
Появляется лисичка, бегает по лугу и рвёт цветы.
Лисичка:
Я пройдусь по лугам,
Цветочки есть там;
Как красивы они
В эти майские дни.
Воспитатель: Дети, посмотрите, а кто это ходит по лугу? (Лисичка)
– Здравствуй, лисичка, а что ты делаешь?
Лисичка: Я цветы собираю, вот уже полную корзину набрала. (Подходит к
одуванчику и срывает его)

Воспитатель: Ой, лисичка, что же ты наделала?
– Скажите, дети, можно рвать цветы? Почему? (Если их сорвать, то они
завянут)
– Правильно! На цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки
полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки,
жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там
тепло и уютно, как в домике.
Ребята, и ты, лисичка, послушайте стишок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Лисичка: Простите меня, я больше не буду рвать цветы. Я побегу всем
лесным друзьям расскажу, что нельзя рвать цветы. (убегает, оставляет
корзинку)
Воспитатель: (берет сорванный одуванчик) Послушайте мою загадку.
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек пошуршал
И развеял этот шар.
– Дети, посмотрите, как называется это растение? (Одуванчик)

– Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Стебель – ответы
сопровождаются показом).
Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий?
Гладкий или шершавый?
Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он
может легко поломаться.
А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у
одуванчика? (Воспитатель обобщает ответы детей: зелёного цвета, мягкие на
ощупь, по форме напоминают ёлочку, краешки листочков резные).
Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки
жёлтого цвета.
Наш Тимур знает стихотворение про одуванчик, расскажи его ребятам,
Тимур.
Одуванчик золотой,
Подружились мы с тобой.
И как солнышко в траве,
Улыбаешься ты мне.
Воспитатель: Молодец, Тимур. Посмотрите, как красив одуванчик! Как вы
думаете, на что он похож? (На солнышко) Чем же этот цветок похож на
солнце? (Он такой же круглый и жёлтый).
Давайте мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик»
По окончанию игры, воспитатель предлагает сесть на скамейку и подвести
итоги.
­Ребятки мы сегодня познакомились с цветком­ одуванчиком! Узнали, какие
части есть у одуванчика. Стебелек, листочки и цветок! Слушали стихи,
загадки, играли в игры. Вам понравилось?
А сейчас мы с вами пойдем в группу, сначала мы поставим сорванные
лисичкой цветы в вазу с водой. Я ещё раз вам напомню, что сорванный цветок
быстро увядает, цветы рвать не нужно, ими нужно просто любоваться. А
потом я предлагаю вам нарисовать поляну с одуванчиками.

Что такое сорняк с точки зрения устойчивого развития? Не всякий педагог знает ответ на этот вопрос. А что дети? Для них одуванчик - прекрасный загадочный цветок, о котором можно многое рассказать, сочинить, нарисовать.

Цели и задачи проекта : дать детям представление о том, что в природе важны все растения; познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток; рассказать о том, где чаще встречается это растение, как используется человеком; научить проводить длительные наблюдения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь.

Участники проекта: дети всех групп, начиная с 1-й младшей, педагоги, родители.

Что мы сделали

1. Провели экскурсии на луг, в парк, по территории детского сада и в другие места, чтобы выяснить, где растут одуванчики.

2. Организовали наблюдения за одуванчиком (в разное время суток, в дождливую и солнечную погоду, в разное время года).

3. Изучили особенности его внешнего вида и развития.

4. Выяснили, когда открываются и закрываются его цветки.

5. Обсудили, почему одуванчики и некоторые другие растения называют «сорняками» и правильно ли это.

6. Рассказали детям и родителям, как используется одуванчик в кулинарии, в медицине. Проект помог нам узнать о том, что из корней одуванчика делают настои для лечения разных заболеваний, из его цветков варят варенье, а молодые листья пригодны для приготовления салатов.

7. Воспитатели предложили родителям рецепты торта, варенья, салата из одуванчиков. Изготовленные по этим рецептам блюда дети с родителями приносили в группу.

8. Познакомили всех участников проекта с правилами сбора этого и других растений.

9. Собрали разнообразную информацию, стихи, загадки, рассказы об одуванчике - дети выучили стихи об этом растении, разгадали загадки, прочитали литературные произведения.

10. Организовали выставку семейных работ «Очаровательный сорняк».

11. Педагоги разработали циклы наблюдений за растением для разных возрастных групп.

12. Дети старшей и подготовительной групп сочинили сказки об одуванчике.

13. На примере одуванчика объяснили ребятам и родителям необходимость бережного отношения ко всем растениям.

14. В завершение проекта провели праздник - «День цветов». К этому событию родители с детьми приготовили оригинальные костюмы, эмблемы цветов, выполнили рисунки по теме «Наш любимый цветок». Девизом выставки стало выражение: «Мы цветы не рвем, мы их рисуем!».

Из детского «Дневника наблюдений»

Наш одуванчик похож на… (Ответы детей младшей группы)

  • «снежный ком»
  • «на помпончик»
  • «на снег и еще на солнышко»
  • «очень похож на воздушный шарик»
  • «на цыпленка маленького, а еще на чупа-чупс»
  • «на яйцо, у которого есть белок и желток», «на кружок».

Наблюдения за одуванчиком в разное время суток

Цветок начинает раскрываться утром, а закрывается, когда садится солнце. Перед дождем одуванчики закрываются, а в ненастную погоду не открываются.

Утром одуванчик до 8 часов закрыт, но в тени его головка закрыта и до 9 часов. Днем головка раскрыта и повернута в сторону солнышка. Вывод: одуванчики, как и дети, просыпаются утром, а вечером засыпают. По этим цветам можно определять время суток.

Высказывания детей: «Сначала зеленый шарик, через 3-4 недели - желтая головка цветка, через неделю головка закрывается, появляются белые пушинки, на конце коричнево-желтые лепестки (взрослый цветок), через 2 дня - белый пушистый шар (семена созрели), еще через день - голая голова (семена разлетелись в разные стороны)».

Наблюдения в разную погоду

В дождливую погоду одуванчики и днем стоят с закрытыми головками.

Наблюдения «Где растет одуванчик»

Одуванчик растет везде: вдоль дорог, на лугу, по краям лесных тропинок, у домов, на газонах, огородах. Он не растет на болоте.

Из «Дневника наблюдений» педагога

Наблюдения за развитием одуванчика (проводились в течение 3 недель). Дети отметили, что его развитие происходит следующим образом: у одуванчика вырастает полая цветочная стрелка, заканчивающаяся одиночным соцветием - корзинкой (бутон) - раскрывается цветок - к нему прилетают пчелы - появляется закрытая коробочка с длинным тонким носиком и хохолком из белых мягких волосков - появляется серовато-белый пушистый шарик, состоящий из семян-парашютиков - семена-парашютики разлетаются.

Сказка «Чудесный сорнячок»

Была зима. Одуванчик спал в земле. Но вот наступила весна, растаял снег, и одуванчик проснулся. Захотел он посмотреть, что происходит наверху, и решил выглянуть из-под земли. Сначала одуванчик стоял на зеленой ножке-стебельке, и головка его была зеленой. Ярко светило солнышко.

Прошло время, и одуванчик раскрылся, стал желтым. К нему прибегали дети и говорили: «Привет, одуванчик - желтый сарафанчик!». Прилетали пчелы, бабочки, комары, мухи. Насекомые пили сок и ели сладкую пыльцу.

Однажды к растению прилетела бабочка - и не увидела желтого одуванчика. Вместо него на зеленой ножке качался белый пушистый шарик. Бабочка стала летать вокруг шарика и махать крылышками. От этих взмахов из головки одуванчика стали вылетать белые парашютики. Они полетели в разные стороны.

Когда все парашютики исчезли, одуванчик стал лысым и некрасивым. Бабочка заплакала: «Что с тобой случилось? Мне тебя так жалко!» - «Не расстраивайся так, милая бабочка, скоро из моих пушинок вырастут новые красивые одуванчики. Бабочки и пчелы будут снова собирать нектар, дети сделают из молодых листочков вкусный салат. А я теперь смогу отдохнуть до следующей весны».