Главная · Инструмент · Научная дисциплина изучающая особенности исчисления. Специальные исторические дисциплины. История, как наука, предмет и методы изучения

Научная дисциплина изучающая особенности исчисления. Специальные исторические дисциплины. История, как наука, предмет и методы изучения

Отрасли истории: экономическая, политическая, социальная, гражданская, военная (истории), история государства и права, история религии и пр.

Вспомогательные исторические дисциплины:

генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семей

геральдика – наука и гербах

хронология – наука, изучающая системы летоисчисления и календари

палеография – наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо

метрология – наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема веса в их историческом развитии.

ономастика – наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов:

- топонимика – изучает географические названия

- антропонимика – изучает личные имена людей

- этнонимика – изучает названия племен, народов

Источниковедение

Историография

4. Исторические источники: понятие и классификация

Исторический источник:

Две исторические традиции интерпретации :

1. под историческим источником понимается абсолютно все, откуда можно черпать сведения о прошлом ;

2. под историческим источником понимаются исключительно продукты человеческой деятельности (более популярное определение)

«Исторический источник» – объект, созданный в результате человеческой деятельности, существующий к моменту исследовательского восприятия, несущий историческую информацию и представляющий интерес с познавательно-исторической точки зрения» 1 .

- «Исторические источники» – все объекты, в которых отложились исторические свидетельства, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества (отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека) 2 .

Источниковедение:

Определения:

– «Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка»;

– «Наука, занимающаяся классификацией, критикой, интерпретацией определением значения исторических источников» 3 .

Классификация источников по отечественной истории:

1. Письменные источники:

♦ эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и пр.; берестяные грамоты;

♦ законодательные и нормативные акты;

♦ делопроизводственные документы;

♦ периодическая печать;

♦ статистические источники;

♦ источники личного происхождения: мемуары, дневники, письма;

♦ электронная информация, Интернет.

2. Вещественные источники: орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ и др. строительные сооружения и пр.

3. Этнографические источники: сохранившиеся до нашего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов (обычаи и обряды).

4. Фольклорные материалы : памятники устного народного творчества (предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты.

5. Лингвистически памятники – географические названия, личные имена и т.д.

6. Кино-, фотодокументы.

5. Отечественная историография: многозначность понятия, этапы развития

Историография (в широком смысле) –специальная историческая дисциплина , котораяизучает сложный, многогранный и противоречивыйпроцесс развития исторической науки и его закономерностей 1 .

Основные варианты использования термина «историография» 2 :

историография – совокупность научных трудов о какой-либо проблеме или периоде исторического развития.

Например: историография истории Киевской Руси (Московской России и пр.), историография социально-политического строя Киевского государства (опричнины, петровских преобразований, движения декабристов, внешней политики XX в. и т.д.).

В этом случае под историографией понимается вся историческая литература, созданная по данному вопросу на протяжении всего времени его научного изучения ;

историография – совокупность исторических трудов, созданных в ту или иную эпоху, на том или ином этапе развития исторической науки (безотносительно к их тематическому содержанию).

Например: русская историография XVIII в., русская историография второй половины XIX в., становление марксистской историографии в советской исторической науке, советская историография 60-х – 70-х гг. XX в. и пр.

Научное освещение российской истории начинается с XVIII в., когда знания о прошлом, содержавшиеся ранее в форме разрозненных сведений, начали систематизироваться и обобщаться. Историческая наука освобождалась от религиозного представления об историческом процессе, который получал все более реалистическое объяснение.

Первый научный труд по истории России принадлежал Василию НикитичуТатищеву (1686–1750)– крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его капитальный труд "История Российская с самых древнейших времен " в 5 томах освещала историю Российского государства.

Выступая поборником сильной монархии, В. Н. Татищев впервые сформулировал государственную схему отечественной истории, выделив несколько ее этапов : от совершенного "единовластительства" (от Рюрика до Мстислава) через "аристократию удельного периода" (1132–1462 гг.) к "восстановлению монархии при Иоанне Великом III и укреплению ее при Петре I в начале XVIII столетия".

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)– автор ряда трудов по русской истории ("Краткий российский летописец с родословием", "Древняя российская история"), в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства. Эта теория, как известно, была создана немцами Байером и Миллером и обосновывала неспособность якобы невежественных славян создать свою государственность и призвавших для этого варягов.

М. В. Ломоносов привел ряд аргументов, опровергавших домыслы немецких ученых. Он доказал древность племени русь, предшествовавшего призванию Рюрика, показал исконность поселений славян в Восточной Европе. Ученый обратил внимание на важный факт: имя русь было распространено на те славянские племена, к которым варяги не имели никакого отношения. М. В. Ломоносов указал на отсутствие скандинавских и германских слов в русском языке, что было бы неизбежно при той роли, которая приписывается норманнистами скандинавам.

Первый капитальный труд по истории Российского государства принадлежал Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826)– видному историку, писателю и публицисту. В конце 1803 г. Карамзин предложил Александру I свои услуги для написания полной истории России, "не варварской и постыдной для его царствования". Предложение было принято. Карамзину официально поручили написание истории России и установили пенсион как состоящему на государственной службе. Всю последующую жизнь Карамзин посвятил главным образом созданию "Истории государства Российского " (12 томов). Центральная идея труда: самодержавное правление - наилучшая форма государственности для России.

Карамзин выдвинул идею о том, что "Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием". Такой подход был положен в основу периодизации истории Российского государства.

В ней ученый выделил шесть периодов :

♦ "введение монархической власти" (862–1015 гг.)– от «призвания князей варяжских" до Святополка Владимировича;

♦ "угасание самодержавия" (1015–1238 гг.)– от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича;

♦ "гибель Русского государства" и постепенное "государственное возрождение России" (1238– 1462 гг.)– от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III;

♦ "утверждение самодержавия" (1462– 1533 гг.)– от Ивана III до Ивана IV Грозного;

♦ восстановление "единовластия царского" и превращение самодержавия в тиранию (1533– 1598 гг.)– от Ивана IV Грозного до Бориса Годунова;

♦ "смутное время" (1598– 1613 гг.)– от Бориса Годунова до Михаила Романова.

Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879)– заведующий кафедрой русской истории Московского университета (с 1845 г.), автор своеобразной энциклопедии русской истории, многотомного капитального труда "История России с древнейших времен ". Принцип его исследования - историзм. Он не делит историю России на периоды, а соединяет их, рассматривает развитие России и Западной Европы в единстве. Закономерность развития страны Соловьев сводит к трем определяющим условиям: "природа страны", "природа племени", "ход внешних событий".

В периодизации ученый "стирает" понятия "варяжского периода", "монгольского" и удельного.

Первый этап русской истории– с древнейших времен до XVI в. включительно– определяется борьбой "родового начала" через "вотчинные отношения" к "государственному быту".

Второй этап (XVII– середина XVII в.)– "приготовление" к новому порядку вещей и "эпоха Петра I", "эпоха преобразований".

Третий этап (вторая половина XVII– вторая половина XIX в.)– прямое продолжение и завершение преобразований Петра I.

В 50-х гг. XIX в. сложилась государственная (юридическая) школа в русской историографии . Она была порождением буржуазного либерализма, не желавшего повторения в России революций Запада. В связи с этим либералы обратились к идеалусильной государственной власти. Основоположником государственной школы стал профессор Московского университета (юрист, историк, философ-идеалист) Борис НиколаевичЧичерин (1828– 1904).

Крупный русский историк Василий Осипович Ключевский (1841–1911) придерживался позитивистской "теории фактов". Он выделял "три основные силы, которые строят людское общежитие": человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса Ключевский считал "умственный труд и нравственный подвиг". В развитии России Ключевский признавал огромную роль государства (политический фактор), придавал большое значение процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор).

В "Курсе русской истории " Ключевский дал периодизацию прошлого страны. В ее основу положены географический, хозяйственный и социальный признаки, которые, по его мнению, определяли содержание исторических периодов. Однако над ними господствовала государственная схема.

Весь русский исторический процесс – от древнейших времен до реформ 60-х гг. XIX в.– Ключевский делил на четыре периода:

♦ "Русь днепровская, городовая, торговая" (с VIII по XIII в.). В первый период основной ареной деятельности славян было Приднепровье. Возникновение государства у восточных славян автор не связывал с норманнами, отмечая существование у них княжеств задолго до появления варягов;

♦ "Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая" (XII – середина XV в.). Характеризуя второй период, Ключевский идеализировал княжескую власть, преувеличивал ее организующую роль;

♦ "Русь великая. Московская, царско-боярская, военно-земледельческая" (XV – начало XVII в.). Третий период русской истории связан с Великороссией, охватывающей огромные пространства не только Восточной Европы, но и Азии. Это время впервые создается прочное государственное объединение Руси;

♦ "всероссийский, императорский, дворянский" – период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского (XVII– середина XIX в.). Это время дальнейшего расширения Великороссии, образования Российской империи. Преобразования Петра I рассматривались автором как главная особенность этого периода, но в их оценке у Ключевского проявилась двойственность. Ключевский оказал влияние на формирование исторических взглядов как буржуазных историков (П. Н. Милюков, М. М. Богословский, А. А. Кизеветтер), так и историков-марксистов (М. Н. Покровский 1 , Ю. В. Готье, С. В. Бахрушин).

В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли:

♦ первобытнообщинный строй (до IX в.);

♦ феодализм (IX – середина XIX в.);

♦ капитализм (вторая половина XIX в. – 1917 г.);

♦ социализм (с 1917 г.).

В рамках этих формационных периодов отечественной истории вычленяли определенные этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации. Так, феодальный период делили на три этапа:

♦ "ранний феодализм" (Киевская Русь);

♦ "развитой феодализм" (феодальная раздробленность и образование Российского централизованного государства);

♦ "поздний феодализм" ("новый период русской истории", разложение и кризис феодально-крепостнических отношений).

Период капитализма распадался на два этапа – "домонополистический капитализм" и "империализм", В советской истории выделялись этапы "военного коммунизма", "новой экономической политики", "строительства основ социализма", "полной и окончательной победы социализма" и "развития социализма на собственной основе".

В постперестроечный период в связи с переходом к плюралистической интерпретации отечественной истории произошла переоценка как отдельных ее событий, так и целых периодов и этапов. В связи с этим наблюдается, с одной стороны возврат к периодизациям Соловьева, Ключевского и других дореволюционных историков, с другой– предпринимаются попытки дать периодизацию в соответствии с новыми ценностями и методологическими подходами.

Так, появилась периодизация отечественной истории с точки зрения альтернативности исторического ее развития, рассмотренного в контексте мировой истории.

Некоторые историки предлагают выделить в отечественной истории два периода:

♦ "от Древней Руси к императорской России" (IX– XVIII вв.);

♦ "расцвет и закат Российской империи" (XIX– XX вв.).

Историки российской государственности выделяют десять ее периодов :

♦ Древняя Русь (IX– XII вв.);

♦ период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII–XV вв.);

♦ Русское (Московское) государство (XV– XVII вв.);

♦ Российская империя периода абсолютизма (XVIII – середина XIX в.);

♦ Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX – начало XX в.);

♦ Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль– октябрь 1917 г.);

♦ период становления советской государственности (1918– 1920 гг.);

♦ переходный период и период нэпа (1921– 1930 гг.);

♦ период государственно-партийного социализма (1930 – начало 60-х гг.);

♦ период кризиса социализма (60– 90-е гг.).

Такая периодизация обусловлена несколькими факторами. Главные из них – социально-экономический уклад общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и фактор государственного развития.

Данная периодизация, как и всякая другая, условна, однако она позволяет в определенной мере систематизировать учебный курс и рассмотреть основные этапы формирования государственности в России.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. Многочисленные работы, изданные в различные годы, как в стране, так и за рубежом, отражают разнообразные концепции исторического развития России, ее взаимосвязь с мировым историческим процессом.

За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и др. Опубликованы труды Б. А. Рыбакова, Б. Д. Грекова, С. Д. Бахрушева, М. Н. Тихомирова, М. П. Покровского, А. Н. Сахарова, Ю. Н. Афанасьева и др. Этот перечень можно продолжить.

Сегодня мы располагаем интересными по содержанию трудами по истории России, которые доступны каждому, кто интересуется историей, стремится к глубокому ее изучению.

Изучая историю России в контексте мирового исторического процесса, необходимо учитывать, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы столкнулись и с такими понятиями, как "ближнее зарубежье" и "дальнее зарубежье". В недалеком прошлом этих разграничений не существовало.

Литератуа:

1. Актуальные проблемы теории истории . Материалы «круглого стола» // Вопросы истории. 1994. № 6. С.45-103.

2. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность.. 1996. № 1.

3. Бордюгов Г.А. Каждое поколение пишет свою историю // Исторические исследования последних лет. М., 1996. С. 427-436.

4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. Учебное пособие. М., 2005.

5. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца ХIХ в. СПб., 2002.

6. Искендеров А.А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. № 4. С. 3-31

7. Источниковедение новейшей истории России : теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. М., 2004.

8. « Историография истории России до 1917 года. В двух томах. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003.»; Советская историография /Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М., 1996.

9. Историография истории России до 1917 года. В двух томах /Под ред. М.Ю. Лачевой. Т. 1. М., 2003.

10. История России с древнейших времен до второй половины ХIХ века /Под ред. Б.В. Личман. Екатеринбург, 1994.

11. Ерохин В.Н. К вопросу о методологической ситуации в современной отечественной исторической литературе // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Тюмень, 2002. С. 6-7.

12. Журавлев В.В. Методология исторической науки. Вчера. Сегодня. Завтра? // Кентавр. 1995. 3 6. С. 140-146.

13.Захаров А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

14. Зиновьев В.П. Россия ХХ века в России в свете теории модернизации // Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С. 18-26.

15. Кантор К.М. Четвертый виток истории // Вопросы философии. 1996. 3 7. С. 19-43.

16. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я . Теория и история (Проблемы исторического процесса). М., 1981.

17. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований // Новая и новейшая история. 1995. № 1. С.3-33.

18. Ковальченко И.Д. Многомерность исторического развития // Свободная мысль. 1995. № 10.

19. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

20. Коршунов Е.Г. Цивилизационный подход на современном этапе Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С.61-65.

21. Кругова Н.И. О значении дискуссий 60-х гг. для понимания путей развития советской исторической науки // Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С. 55-60.

22. Мамонов В.Ф. Кризис и историческая наука. Челябинск, 1997. 160 с.

23. Медушевская О.И., Румянцева М.Ф. Методология истории. М., 1994.

24. Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 3. С.75-90; № 4. С.79-99

25. Могильницкий Б.Г. Историческая наука и исторической сознание на рубеже веков // Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С. 5-26.

26. Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесс // Цивилизация. М., 1992. Вып. 1.

27. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. Курс лекций. Изд-е второе, дополненное. М., 1999.

28. Поляков Ю.А. Как отразить многомерность истории //Новая и новейшая история. 2003. № 4. С.3-10

29. Проблемы методологии истории // Новая и новейшая история. 1996. 6. С.60-75;

30. Румянцева М.Ф.. Теория истории. М., 2002.

31. Ю.А. Концепция исторического источника в источниковедении ХХ века // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Тюмень, 2000. С. 36-37.

32. Свищев П.А. Исторический источник: дефиниция, структура, проблемы истины // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Тюмень, 2000. С. 37-39.

33. Смоленский Н.И. Проблемы логики общеисторического развития // Новая и новейшая история. 2000. № 1. С. 3-18.

34. Советская историография /Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М., 1996.

35. Согрин В.В. Идеология и историография в России: нерасторжимый брак? // История философии. 1996. 3 7. С. 3-18.

36. Хмылев Л.Н. Проблемы кризиса современной отечественной исторической науки Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С. 41-48.

37. Формация или цивилизация ? Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1989. № 10.

38. Фролов И.В. Новая парадигма исторического познания и проблема исторической истины // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Тюмень, 2000. С. 29-31.

1 Термин «методология » происходит от греческих слов «метод» и «логос. Буквально он означает «путь познания».

В науке распространены три определения понятия «методология»

1). Методология – учение о методах (способах) познания или совокупность приемов (правил, принципов) научного исследования . Т.е. в данном определении – это методы и принципы исследования (1-й вопрос плана лекции);

2). Методология система теории (концепций ) , которые выполняют роль руководящего орудия научного анализа (2-й вопрос плана лекции);

3.) Объединяет первые два определения:Методология истории - это системапринципов иметодов исторического исследования, котораяосновывается на теории исторического познания.

2Выступление В.А. Дьякова: Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола»// Вопросы истории. 1994. № 6. С. 96.

3См. дискуссии в советской литературе 60-х гг. о предмете истории: Хмылев Л.Н. Проблемы кризиса современной отечественной исторической науки //Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С. 44-45.

1 Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола». Выступление А.А. Искандерова // Вопросы истории. 1994. № 6. С. 46.

2Личман Б.В. История России с древнейших времен до второй половины ХIХ века. Екатеринбург, 1994. См. критику: Фролов И.В. Новая парадигма исторического познания и проблема исторической истины // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Тюмень, 2000. С. 29-30.

3Оценка проблемы «достоверности исторического знания» в выступлении А.А. Искандерова (Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» // Вопросы истории. 1994. № 6. С. 47). См. также критику этого положения: Фролов И.В. Новая парадигма исторического познания и проблема исторической истины … С. 30.

По-видимому, следует говорить не об исторической истине, а объективности исторического исследования.«Объективность» – достижение больших знаний в той или иной области по сравнению с предшественниками // Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. М., 2004. С. 58.

1 Этот исследовательским принцип в советской исторической науке назывался принцип партийности – обязанность быть на стороне передового общественного класса, в качестве которого у марксистов рассматривался рабочий класс, а у советских историков – «боевой испытанный авангард рабочего класса – коммунистическая партия».

2 В литературе иногда к принципам исторической науки относят принципы «относительности », «всесторонности » и «детерменизма ».

1Характеристика методов из учебника А.П. Деревянко:

Хронологически-проблемный метод – предполагает изучение истории по периодам или эпохам, а внутри них – по проблемам.

Проблемно-хронологические – предполагает изучение какого-либо исторического явления (стороны жизни общества, государства) в его последовательном историческом развитии.

Синхронистический метод – позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах (регионах страны, в других странах и пр.)

Сравнительно-исторический метод – имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития.

Р етроспективный

Структурно-системный метод – устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках.

1Р етроспективный метод – позволяет восстановить процесс по выявленным его типичным свойствам и показать закономерности его развития.

1 М.Ф. Румянцева. Теория истории. М., 2002.

2 Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. М., 2004. С. 54.

3 Историография истории России до 1917 года. В двух томах / Под ред. М.Ю. Лачевой. Т. 1. М., 2003. С. 19.

4М.Ф. Румянцева. Теория истории. М., 2002. С. 43-50.

5Медушевская О.И., Румянцева М.Ф. Методология истории. М., 1994. С. 6.

1Одно из устойчивых заблуждений обыденного сознания является убежденность, что теории создаются путем обобщения фактов. Однако несомненно, что до начала исследования в голове историка уже есть некоторые представление, которые заставляют его обращаться к исследованию тех или иных вопросов, искать и отбирать определенные источники, извлекать из них вполне определенную информацию , излагать ее так, а не иначе и т.д. Поэтому реальный выбор осуществляется не между «пустой головой» и сознанием, а между осмысленной, логически выстроенной исследовательской гипотезой и указанным выше заблуждением // М.Ф. Румянцева. Теория истории. М., 2002. С. 33-34.

1Точка зрения: «история как наука возникает в рамках рационализма» // Медушевская О.И., Румянцева М.Ф. Методология истории. М., 1994. С. 6.

2Истоки зарождения европейского рационализма относятся к античности, когда сформировался определенный тип рационального мышления, важнейшей особенностью которого было стремление осознать внутренние основы бытия//Хмылев Л.Н. Проблемы кризиса современной отечественной исторической науки Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С. 41-48.

3Понятие «философия истории» см.: Медушевская О.И., Румянцева М.Ф. Методология истории. М., 1994. С. 5.

4Впервые в советской науке формационная теория (пятичленная схема всемирной истории) была подвергнута резкой критике в ходе дискуссий 60-х годов . Представители «новой исторической школы» сформулировали два фундаментальных положения: 1) всемирная история развивалась и развивается в настоящее время асинхронно, 2) не все страны и народы прошли все формации. Общий вывод гласил: всемирную историю нельзя рассматривать как единый процесс закономерного перехода от одной формации к другой. «Новая историческая школа» была разгромлена// Хмылев Л.Н. Проблемы кризиса современной отечественной исторической науки // Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С. 45. См. также: Кругова Н.И. О значении дискуссий 60-х гг. для понимания путей развития советской исторической науки. Там же. С. 55-60.

В ходе дискуссий впервые прозвучала мысль о необходимости изучения истории стран Востока на основе цивилизационного подхода // Коршунов Е.Г. Цивилизационный подход на современном этапе Там же. С. 61.

5Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. М., 2004. С. 11. Подробнее о теории общественно-экономических формаций: Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы исторического процесса). М., 1981. С. 73-97.

1Дискуссии в современной науке об отношении к марксистской методологии и формационной теории: Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» // Вопросы истории. 1994. № 6 и др.

2Понятие «цивилизация» появляется в XVIII в. Применяется французскими философами-просветителями. Цивилизационным (цивилизованным) называли общество, основанное на началах разума и справедливости (в противовес дикости и варварству).

Цивилизация (от латинского гражданский, государственный):

    синоним культуры;

    уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная, современная цивилизации);

    ступень общественного развития, следующая за варварством.

// Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С. 1478.

3 Кантор К.М. Четвертый виток истории // Вопросы философии. 1996. 3 7. С. 21-22.

4Основной труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому».

5Основной труд О. Шпенглера «Закат Европы . Очерки морфологии мировой истории».

1Основной труд А. Тойнби «Постижение истории» .

2 Основные работы Л.Н. Гумилева :

Этногенез и биосфера Земли

География этноса в историческом процессе

Древняя Русь и Великая степь.

От Руси к России

Поиски вымышленного царства

- «Арабески» Истории

1Детерминизм – означает, что все события, совершающиеся в мире, происходят при определенных условиях, что вне этих условий они произойти не могут.

1Модернизация (от фр. - современный, делать современным): совершенствование, обновление и изменение существующего политического режима, экономики, культуры.

Модернизацияэто путь "догоняющего" развития.

Процесс модернизации проходил в разных странах с различной степенью интенсивности, имел различные формы и результаты.

Как правило, выделяют два типа (две модели) модернизации : эволюционная и революционная. Эволюционная модель - постепенное, плавное развитие реформационного процесса, растягивающегося на десятилетия и даже столетия.

Революционная - характеризуется определенным и весьма резким разрывом традиций и воспринимается современниками как начало новой эры. (В России – преобразования Петра 1 и «сталинская» модернизация 30-х гг.).

2См. подробнее: Зиновьев В.П. Россия ХХ века в России в свете теории модернизации // Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. Томск, 1999. С. 18-26.

1Свищев П.А. Исторический

Тема 3

СТРОЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

План

    Основные и вспомогательные исторические дисциплины.

    Общие вспомогательные дисциплины.

    Специальные вспомогательные дисциплины.

1. Основные и вспомогательные исторические дисциплины

Современная отечественная историческая наука представляет собой сложный, разветвленный комплекс взаимосвязанных дисциплин. В настоящее время их насчитывается более 50-ти, однако число их постоянно увеличивается.

В исторической науке по предмету изучения и по функциям выделяется две группы дисциплин: основные и вспомогательные. Основные дисциплины занимаются непосредственным изучением развития человеческого общества с момента его возникновения до настоящего времени. Вспомогательные дисциплины – это комплекс наук, которые создают условия для решения научных задач в основных дисциплинах, то есть все вспомогательные дисциплины выполняют обслуживающую функцию по отношения к собственно исторической науке.

Собственно историческая наука делится на ряд отраслей по 5 критериям.

    По эпохам (история первобытного общества, история древнего мира, история средних веков, история нового времени, новейшая история).

    По континентам (история Азии и Африки, история Америки, история Европы, история Австралии и Океании и т.д.)

    По отдельным странам (история России, Франции, Англии и т.д.)

    По этносам (история славян – славистика).

    По национально-государственной принадлежности (отечественная и зарубежная история).

Вспомогательные исторические дисциплины так же делятся на две группы – общие и специальные. Общие вспомогательные дисциплины решают общие, универсальные задачи всякого научно-исторического исследования. Специальные вспомогательные дисциплины решают узкие специфические задачи и большинство из них являются специализированными отраслями источниковедения.

2. Общие вспомогательные дисциплины (6)

В настоящее время в исторической науке выделяется 6 общих вспомогательных дисциплин .

1. Историография. Она делится на общую историографию и проблемную. Общая историография изучает историю исторической науки с момента ее возникновения до настоящего времени. Общая историография исследует эволюцию различных научных школ и концепций в исторической науке, исследует научную деятельность отдельных историков. Проблемная историография изучает историю конкретных научных проблем: исследует процесс их возникновения и постановки в научной литературе, процесс разрешения данных проблем, определяет степень изученности проблем, еще не решенных в науке.

2. Источниковедение – это наука, которая изучает все виды исторических источников, дает их классификацию, разрабатывает методику источниковедческого анализа. В источниковедении так же выделяется общее источниковедение и проблемное. Общее источниковедение весь комплекс источников по истории России. Проблемное источниковедение изучает совокупность исторических источников по конкретной теме, дает их классификацию, характеристику по группам, определяет методику анализа, проводит внутренюю и внешнюю критику источников. (Понятия источника, внутренней и внешней критики).

3. Историческая библиография – это наука о методах историко-библиографического исследования, то есть о методах выявления литературы по заданной теме. Историческая библиография занимается также разработкой стандартов библиографического описания литературы в научно-справочном аппарате исследования (сноски и список литературы), разрабатывает ГОСТы оформления научно-справочного аппарата исследований.

4. Методология. Под методологией в настоящее время понимают две науки. Во-первых, методология – это наука, изучающая строение и законы развития общества, а также исследующая общее и закономерное в развитии различных обществ. В этом значении методология полностью совпадает с теоретической или аналитической историей. Во-вторых, методология – это наука о методах исторического исследования.

5. Историческая информатика. Она изучает и разрабатывает методику применения компьютерных технологий в исторических исследованиях, а также разрабатывает специальные компьютерные программы для исторических исследований (создание специализированных баз данных по различным проблемам исторической науки, разработка компьютерных моделей исторических процессов).

6. Историческое терминоведение. Предметом изучение является понятийно-категориальный аппарат исторической науки, то есть система категорий и понятий, использующихся в исторической науке – философских категорий, общесоциологических понятий, конкретно-исторических понятий, а также понятий всех вспомогательных исторических дисциплин.

3. Специальные вспомогательные дисциплины (36)

Самостоятельные дисциплины (6)

    Хронология (предмет изучения – системы счета времени в различные исторические эпохи).

    Метрология (предмет изучения – системы мер: длины, веса, объема).

    Историческая география (предмет изучения – физическая, экономическая и политическая география прошлого. Наиболее важные проблемы – изучение динамики территориальных изменений государств, изучение вопросов о спорных территориях).

    Историческая картография (предмет изучения – история картографирования и географические карты как исторический источник).

    Историческая демография (предмет изучения – динамика численности населения и миграционные процессы прошлого).

    Историческое языкознание (предмет изучения – древние языки как историческое явление).

Специализированные отрасли источниковедения (30 дисциплин)

Документоведческий комплекс

    Документоведение – документ как социальное явление

    Археография – методика выявления и публикации исторических источников.

    Архивоведение – система хранения документов, система госархивов.

Палеографический комплекс (палеография и науки, выделившиеся из нее)

    Палеография (предмет изучения – древние тексты как исторический источник).

    Кодикология (предмет изучения – древние рукописные книги как исторический источник).

    Берестология (новгородские берестяные грамоты как исторический источник).

    Дипломатика (юридические документы как исторический источник).

    Филиграноведение (бумажные водяные знаки в древних текстах).

    Эпистолография (письма как исторический источник)

Нумизматический комплекс (нумизматика и науки, выделившиеся из нее)

    Нумизматика (монеты, т.е. металлические деньги).

    Бонистика (бумажные деньги и все виды ценных бумаг).

    Фалеристика (ордена, медали, наградные знаки).

    Медальерика (медали всех видов)

    Вексиллология (знамена, флаги, вымпелы).

    Униформоведение (все виды форменной одежды, прежде всего военные мундиры).

    Оружиеведение (все виды древнего оружия)

Другие отрасли источниковедения

      Сфрагистика (печати как исторический источник).

      Геральдика (гербы как исторический источник).

      Генеалогия (история родов, семей, родословные книги как ист. источник).

      Эпиграфика (надписи на твердом материале как ст. источник).

      Эпитафика (надгробные надписи как исторический источник).

      Топонимика (географические названия).

      Ономастика (имена собственные как исторический источник).

      Филателия (почтовые марки как исторический источник).

      Филокартия (почтовые открытки как исторический источник)

      Эмблематика (все виды эмблем и символов).

      Археология (вещественные источники, извлеченные из земли).

      Остеология (выделилась из археологии, предмет изучения –

костные остатки людей и животных как исторический источник).

      Глиптика (искусство резьбы по драгоценным камням)

      Иконография (иконы как произведение искусства и исторический источник)

Методические дисциплины

Самостоятельная группа вспомогательных дисциплин в исторической науке, не относящаяся ни кобщим, ни к специальным:

    Методика преподавания истории – методы преподавания истории в системе образования.

    Тестология – тесты по истории как средство и метод обучения, методика их разработки и применения.

    Эвристика – эвристические, то есть поисковые методы обучения в преподавании истории.

ОБЩИХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ – 6

СПЕЦИАЛЬНЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ – 36

История, как наука, предмет и методы изучения.

Что такое история? Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (схема

История – это прежде всего область человеческой деятельности.

Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал и, следовательно, каков он.

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже художественная литература, потому что произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.

Схема 2

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950-1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет "чужеродное" происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино – в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, – звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино– и видеопленку материалы позволяют "остановить" мгновение, "оживить" невозвратно ушедшее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками (см. табл. 1).

Таблица 1

Вспомогательные исторические дисциплины

Название Предмет изучения
Генеалогия (греч. genealogia – родословная) Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика (лат. heraldus – глашатай) Наука, изучающая гербы
Дипломатика (греч. diploma – документ) Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю возникновения текста документов правового характера
Метрология (греч. metron – мера и logos – наука) Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии
Ономастика (греч. onoma – имя, наименование) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика – наука о географических названиях; антропонимика – наука, изучающая личные имена людей; этнонимика – наука, изучающая названия городов; теонимика – наука, изучающая имена богов
Нумизматика (лат. numisma – монета) Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков и др.
Палеография (греч. palos – древний и grafo – пишу) Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis – печать) Наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos – время) Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Этимология (греч. etymon – истина, истинное значение слова) Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слитно, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию – науку о внешних признаках рукописных источников.

Не менее важен для исследователей счет времени. Нетрудно, например, догадаться, что древние греки никогда не писали, что живут в V в. до н.э. Они вели свое летосчисление от начала первых Олимпийских игр. В допетровской Руси годы отсчитывали от библейского "сотворения мира". Кстати, Новый год наши предки встречали весной (1 марта), а с конца XV в. – в сентябре. За долгую историю человечества было создано и немало календарей. Лунные календари происходят из Месопотамии, а солнечные – из Древнего Египта. Календарь, близкий к тому, которым пользуемся мы, был создан в Древнем Риме. В I в. Г. Ю. Цезарь ввел календарь, состоящий из 365 дней и 6 часов, называемый юлианским. Согласно этому календарю один раз в четыре года наступает високосный год. Раз в 128 лет набегала разница в одни сутки. К XVI в. она составила десять дней, поэтому в 1582 г. Папа Римский Григорий провел реформу календаря. Так возник григорианский календарь. В нашей стране он (мы еще называем его "новый стиль") был принят только в 1918 г. Богослужения русской Православной церкви до сих пор происходят в соответствии с древним юлианским календарем. Разобраться с системами летосчисления и календарями разных времен и народов помогает историкам хронология.

На протяжении долгой истории человечества менялись не только системы счета времени, но и системы мер. Метрическая система принята в большинстве государств мира. Но в прошлом каждый народ имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология.

Как уже говорилось выше, память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина имеет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий).

Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика – наука о печатях. Одними из самых интересных исторических дисциплин являются генеалогия – наука о родословных игеральдика – наука о гербах.

Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины.


Похожая информация.


Цели урока

1. Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории 5-6-х классов.

2. Развивать навыки определения и объяснения понятий, анализа и работы с документами, схемами и таблицами.

3. Дать возможность учащимся проявить творческое мышление.

План занятия

I. Исторические источники.

II. Вспомогательные исторические дисциплины.

III. Языковая семья.

ХОД УРОКА

I. Исторические источники

В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на уроке они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа».

Перед учащимися ставится задача: в процессе изучения новой темы, активизируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие вспомогательные дисциплины занимаются их изучением.

Учитель вводит понятие исторический источник и вместе с учениками составляет на доске схему 1 «Классификация исторических источников» . Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.

Исторические источники - весь комплекс предметов целенаправленной деятельности человека, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Схема 1. Классификация исторических источников

Вопросы и задания учащимся

Определите на слух, к какому типу источников относятся приведённые ниже тексты документов.

№ 1. Летопись (фрагменты)

«В лето 6635 (1127). По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде…

В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам две ночи и четыре дня. Того же лета… на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».

№ 2. Грамота 1257-1259 гг.

«Я, князь Александр, и сын Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей…»

№ 3. Берестяная грамота

«От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».

№ 4. « Слово о погибели земли Русской»

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками многочтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

№ 5. Жалованная грамота великого князя

Всеволода Мстиславича - Юрьеву монастырю. 1125-1137 гг.

«Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землёю, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и бортни, и ловища на Ловати… А то дал святому Георгию во веки…»

№ 6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра

«…Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего - короткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.

… И красив он был как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.»

№ 7. Берестяная грамота

«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…»

«В лето 6635 (1127). Не было мира… ни с суздальскими, ни со смолянами, ни с полвчанами, ни с киевлянами. И стоила всё лето осьминка великая по семь резан.

В лето 6669 (1161). Стояла всё лето жара, и сгорело всё жито, а осенью убил всю пшеницу мороз… О, великая скорбь была в людях и нужда».

№ 9. Былина « Алёша Попович и Тугарин».

«Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трёх сажень,
Промежду глаз калёна стрела,
Конь под ним, как лютый зверь».

Выделите из приведённого перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу 1 «Исторические источники».

Учитель вычёрчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздаёт карточки с предложенным ниже перечнем, и ребята самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним учащимся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а ребята должны записать его в свои рабочие тетради.

Таблица 1. Исторические источники

Письменные

Вещественные

Устные

Лингвистические

Не являются
историческими
источниками

Рисунок в пещере

Письмо, написанное на глиняной табличке

Текст закона на камне

Берестяная грамота

Древний храм

Черепки посуды

Разрушенная крепость

Пуговица

Рассказ
участника
минувшей
войны

Название города

Скелет человека

Потухший вулкан

Кости доисторического животного

Высохшее русло реки

КАРТОЧКА

Рисунок в пещере скелет человека потухший вулкан рассказ участника минувший войны кости доисторического животного письмо, написанное на глиняной табличке древний храм высохшее русло реки текст закона на камне монета черепки посуды разрушенная крепость название города пуговица берестяная грамота.

II. Вспомогательная историческая дисциплина

Предваряющие вопросы

Каким образом учёные получают исторические сведения?

Какие науки занимаются изучением исторических источников?

Ученики высказывают свои предположения. Затем учитель на доске, а школьники в тетрадях вычерчивают графы таблицы 2 «Вспомогательные исторические дисциплины» , которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы учащимся задаются наводящие вопросы, активизирующие знания, полученные из курсов истории Древнего мира и Средних веков.

Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины

Название

Предмет изучения

Палеография

(греч. палайос - древний,
графо - пишу)

Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и др.)
Археология

(греч. архайос - древний,
логос - слово, учение)

Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
Хронология

(греч. хронос - время)

Наука о системах исчисления времени
Геральдика

(лат. геральдус - глашатай

Изучает гербы как исторический источник
Ономастика

(греч. онома - имя, названия)

Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Имеет несколько разделов:

Топонимика - наука о географических названиях.

Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей.

Этнонимика - наука, изучающая названия народов.

Теонимика - наука, изучающая имена богов и др.

Нумизматика

(греч. «номисма» - законное платёжное средство, монета

Наука о монетах, а также о материалах и инструментах для их изготовления
Сфрагистика

(греч. сфрагис - печать)

Наука о печатях
Метрология

(греч. «метрон» - мера)

Наука о мерах веса, длины, объёма, площади
Генеалогия

(греч. «генеалогия» - родословная

Наука о происхождении и родственных связях отдельных и целых семейств

Вспомогательные исторические дисциплины - собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических.

Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведённых ниже заданий.

Вопросы и задания учащимся

Прослушайте отрывок и определите, какая вспомогательная историческая дисциплина изучает выделенные слова?

Кузнецы куют таганы
На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной
Отливают медный чан.
Старый пекарь на Басманной
Выпекает хлеб - «басман» .
А в Калашном переулке
Для бояр и для царя
Выпекают пекаря
Калачи, баранки, булки.
На Рыбачьей на слободке,
По названью Бережки,
Рыбаки спускают лодки
На простор Москвы-реки.
Топоры на бойнях точат
На Мясницкой слободе,
В Сыромятнях кожи мочат
В быстрой яузской воде.

(Н.Кончаловская.
«Наша древняя столица»)

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают и после прочтения отвечают на поставленный вопрос. (Ономастика. )

Какие сведения может получить историк, изучая названия улиц?

О какой вспомогательной исторической дисциплине идёт речь?

1) В красном поле
Лев на задних лапах,
Жёлтый зверь с улыбкой на губах,
Корпус мощи в теневых накрапах, -
На дыбах!
Головы
Спокойное величье
И в глазах лукавства доброта,
Львино-мужиковское обличье,
Кольцами струится борода.
Он не порешён огнём,
Отравой,
Не един был варваров наезд,
Держит лев в передней лапе правой
Длинный-длинный
Серебристый крест.

(С.Поделков «Герб города Владимира»)

2) Я видел герб… - исконный:
Сидящий воин на коне,
Сражающий копьём дракона
На густо-красном полотне.

(В.Герасимов. «Герб Москвы»)

III. Языковая семья

Учитель вводит новое понятие и для его усвоения предлагает учащимся схему 2 , которую они переносят в свои тетради.

Схема 2. Языковая семья

Языковые семьи

Языковые группы

Схема 3 «Языковая семьи Восточно-Европейской равнины» должна быть предварительно подготовлена учителем.

Схема 3. Языковые семьи Восточно-Европейской равнины

Для закрепления материала учитель чертит на доске таблицу 3 «Языковые группы» и вместе с классом заполняет левую колонку.

Далее возможны два варианта работы: либо учащиеся заполняют таблицу в процессе чтения учителем перечня народов, приведённого ниже, либо работа выполняется ими самостоятельно - на карточке, которую они получают на парту. Один из школьников выполняет работу у доски.

По окончании проводится устная проверка и корректировка.

Вопросы и задания учащимся

К какой языковой группе относятся следующие народы: французы, немцы, англичане, латыши, финны, киргизы, казахи, итальянцы, испанцы, эсты, венгры, ханты, узбеки, татары, литовцы, манси, русские, украинцы, шведы, датчане, румыны, белорусы, чехи, таджики, норвежцы, афганцы, словаки?

Таблица 3. Языковые группы

Домашнее задание. Cоставить кроссворд по данной теме.

Татьяна ПЕТРОВА,
учитель истории и обществознания
МОУ многопрофильного лицея,
г.Вятские Поляны Кировской обл.

Вспомогательные исторические дисциплины (другое наименование - специальные исторические дисциплины ) - особые, относительно самостоятельные отрасли исторической науки , которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию), дипломатику , генеалогию , геральдику или гербоведение , сфрагистику и эпиграфику , историческую метрологию , нумизматику и бонистику , хронологию , историческую географию , историческую информатику , архивоведение , документоведение, историческую ономастику, историческую антропонимику, фалеристику и некоторые др. Иногда к числу вспомогательных исторических дисциплин относят особые разделы исторической науки (историографию , методологию истории) или даже специальные исторические науки (археологию или, реже, - этнографию).

Литература

  • Специальные исторические дисциплины. Учеб. пособие / Сост. М.М. Кром. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 634 с.
  • Учебно-методическое пособие со сбор­никами снимков русского письма XI-XVIII вв. / А.В. Муравьев. - М., 1975.
  • Вспомогательные исторические дисциплины. А.П. Пронштейн, В.Я. Кияшко. - М., 1973.
  • Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления: материалы XVIII науч. конф. Москва, 26-28 янв. 2006 г. / редкол. : В.А. Муравьев (отв. ред.), Д.А. Добровольский (отв. секретарь), Р.Б. Казаков, Е.В. Пчелов, М.Ф. Румянцева, О.И. Хоруженко, Ю.Э. Шустова; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин. – М. : РГГУ, 2006. – 457 с.
  • Вспомогательные исторические дисциплины: Учебно-методический модуль / Под ред. В.А. Муравьева. М., 2004. С.109-117. - (Я иду на занятия...).
  • Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: материалы науч. конф. Москва, 11-12 дек. 2006 г. / сост. Ю.Э. Шустова; редкол.: Р.А. Симонов (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин, Ин-т всеобщ. истории РАН, Моск. гос. ун-т печати. - М.: РГГУ, 2006.
  • Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Материалы междунар. науч. конф. Москва, 14-16 мая 2008 г. М., 2008. С.265-295.
  • Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания: материалы XXI междунар. науч. конф. Москва, 29–31 янв. 2009 г. М.: РГГУ, 2009.
  • Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии: Материалы XXIV Междунар. науч. конф. Москва, 2–3 февр. 2012 г. / редкол.: Ю.Э. Шустова (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспо-могат. ист. дисциплин; Рос. акад. наук, ФГБУН ИВИ РАН, Археогр. комиссия. М.: РГГУ, 2012. 548 с. http://iai.rsuh.ru/binary/1830235_44.1330127574.48892.pdf (ссылка не работает)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вспомогательные исторические дисциплины" в других словарях:

    - (специальные исторические дисциплины) изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология и др …

    - (специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика (см. ГЕРАЛЬДИКА), дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография,… … Энциклопедический словарь

    Собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических (См. Источники исторические) (в современной исторической литературе иногда называются специальными …

    Собирательное название ряда спец. науч. дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники ист. исследования. Разработка проблем В. и. д. подчинена общим задачам развития ист. науки. Наиболее широкой из В. и. д. является… … Советская историческая энциклопедия

    Система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований. Формировались в XVIII XX вв. С XVIII в. закладывались основы генеалогии, геральдики, нумизматики, палеографии, сфрагистики и др. С XIX в. тесно… … Энциклопедический словарь

    1) то же, что вспомогательные исторические дисциплины. 2) Иногда название специальных исторических наук (археология, этнография) и отраслей исторической науки (историческая география, историография). * * * СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ… … Энциклопедический словарь

    - (другое наименование вспомогательные исторические дисциплины) специализированные, относительно автономные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и… … Википедия

    1) то же, что вспомогательные исторические дисциплины.2) Иногда название специальных исторических наук (археология, этнография) и отраслей исторической науки (историческая география, историография) … Большой Энциклопедический словарь

    См. Вспомогательные исторические дисциплины … Большая советская энциклопедия

    Дисциплины см. Вспомогательные исторические дисциплины … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Вспомогательные исторические дисциплины (+CD). Учебник для студентов вузов , Леонтьева Галина Александровна , Шорин Павел Александрович , Кобрин Владимир Борисович , Учебник состоит из глав, посвященных палеографии (науки о рукописях), геральдике (науки о гербах), сфрагистике (науки о печатях), хронологии (науки о системе счета времени), метрологии (науки… Серия: