Главная · Освещение · Обеспечение освещения дворовых территорий. Освещение придомовой территории. Особенности освещения двора

Обеспечение освещения дворовых территорий. Освещение придомовой территории. Особенности освещения двора

Где права сила, там бессильно право

Японская пословица

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат .

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления .

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4 ): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» - территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим - вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу : «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: « Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории . При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно .

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на или воспользоваться формой ниже.

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников. Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Справка! Если документально не подтверждена принадлежность территории вокруг дома к общему имуществу, включение подобной строки расходов в квитанции на оплату неправомерно и может послужить началом судебных разбирательств.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

Правильная организация освещения во дворе частного дома – залог не только безопасности, но и привлекательности участка. Если Вы хотите сделать подсветку территории своими руками, первым делом нужно изучить некоторые нюансы, связанные с выбором уличных светильников, а также варианта дворового освещения. Далее мы предоставим к Вашему вниманию несколько практических советов с фото идеями уличной подсветки дома.

Определяемся с назначением фонарей

Первым делом нужно решить, для чего Вы хотите провести свет во двор частного дома. Освещение территории участка может быть декоративным, охранным, функциональным либо даже праздничным.

Наиболее важной считается функциональная подсветка, которая отвечает за безопасность передвижения по двору. В эту категорию можно отнести , ступеней и крыльца. Чаще всего хозяева частных домов освещают такие объекты светильниками на коротких ножках, которые в дневное время суток дополняют ландшафтный дизайн участка, а ночью эффективно выполняют свою функцию. Чтобы сэкономить деньги на дворовом освещении, также рекомендуется использовать светильники на солнечных батареях (на последнем фото):








Следующий, не менее важный вариант подсветки двора частного дома – охранное освещение. В этом случае используются фонари на опорах, направленные на периметр всего участка, стоянку и парадный вход. Чтобы можно было сэкономить на электричестве и вовремя понять, что на Вашем участке находиться посторонний, рекомендуется использовать светодиодные прожекторы с датчиком движения. Такие светильники включают свет только тогда, когда в зоне обнаружения датчика происходит движение. Увидеть, как выглядит охранное дворовое освещение жилого дома, Вы можете на следующих фото примерах:


Что касается декоративной подсветки двора, она используется как раз для того, чтобы подчеркнуть наиболее важные объекты сада. Оригинальным решением будет установка светильников в водоемах, зонах отдыха, внутри фонтанов и садовых скульптур. Особых требований в этом случае не предъявляется к светильникам, главное чтобы они не противоречили общему ландшафтному дизайну и сбалансировано освещали все элементы двора.








Праздничное освещение дворовой территории, собственно как и декоративное, заключается в украшении деревьев в саду, жилого дома, ограждения и садовых построек. Наиболее популярными светильниками в этом случае являются уличные гирлянды и подвесные фонари. Чаще всего такой вариант подсветки используют на день рождения и Новый Год, когда нужно сделать тематическую атмосферу. Лучшие идеи украшения двора на праздник предоставлены ниже:








Лучшие варианты подсветки садового участка

Выбираем подходящие светильники

Чтобы сделать безопасное и долговечное освещение в частном дворе своими руками, нужно особое внимание уделить светильникам. Во-первых, они должны быть уличными – пыле- и влагозащищенными. Во-вторых, они должны быть экономичными – потреблять как можно меньше электроэнергии и в то же время хорошо освещать дворовую территорию. Рекомендуем Вам выбрать прожекторы со светодиодными лампами, которые в несколько раз экономичнее остальных источников света. Хорошим решением будет использование датчиков движения и фотореле. Также Вы можете отдельно купить подходящий фонарь и к нему уже .

В остальном светильники выбираются по дизайну и, конечно же, стоимости. На видео рассказывается о том, какие светильники можно выбрать для освещения двора:

Советы специалистов

Электромонтажные работы

Мы уже рассматривали с Вами как организовать , где подробно останавливались на важных моментах проведения электропроводки. Чтобы самостоятельно провести свет во двор, рекомендуем учитывать следующие практические советы:

  1. Перед тем, как обустраивать дворовую территорию, обязательно спланируйте схему расстановки светильников и маршрут прокладки проводов к каждому из них. Лучше сразу провести кабель к точкам подключения, чтобы потом не разрывать оформленный сад и не делать двойную работу.
  2. Проводку лучше всего вести в почве, чтобы она не портила дизайн участка. О том, мы рассказывали в соответствующей статье. Единственное, что можем добавить – под водоемами и цветниками кабель рекомендуется прокладывать на глубине 1 метр, а не 80 см.
  3. Выключатели света лучше всего установить в коридоре, чтобы на них не влияли плохие погодные условия, а управление наружным освещением было удобным.

В остальном проблем возникнуть не должно. Если у Вас возникли вопросы, и Вы не до конца поняли, как сделать освещение во дворе частного дома своими руками, рекомендуем описать ситуацию в категории « », чтобы наши специалисты оказали Вам помощь советом!

Для того чтобы точно узнать кто заботиться о работоспособности дворовых фонарей придётся обратиться к ФЗ No131 .

В нём чётко прописано, что все улицы, дороги, а также аллеи находятся под покровительством органов местного самоуправления ровно, как и дворы.

Организация освещения двора многоквартирного дома ночью, вечером, а также рано утром является вопросом местного значения. Таким образом, за это отвечает окружная администрация.

Но несмотря на это непосредственная обязанность поддержания осветительных приборов в рабочем состоянии ложиться на плечи самих жильцов.

Именно заинтересованные в освещении граждане должны в обязательном порядке заключить договор с администрацией или иными организациями, которые в состоянии организовать электроэнергию для питания фонарей.

Что касается ремонта, эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии линий электропередач, то этими вопросами занимаются всё те же компании, которые специализируются на этом. Они будут исправно выполнять свои обязанности если с ними вовремя заключить договор.

Однако дворы, о которых идёт речь не являются территориями общего пользования. Они попадают в категорию придомовой территории, а это немного другое понятие.

Если верить статье 162 ЖК РФ , то жильцами дома заключается договор с определённой организацией роль, которой могут сыграть органы управления кооператива жилищного или потребительского типа, застройщик.

Последний случай регламентирован статьёй 161 ЖК РФ .

В таком договоре прописываются обязанности организации, которыми является различные услуги и действия по подобающему уходу и техническому обслуживанию имущества принадлежащего дому. Ещё сюда могут быть включены коммунальные услуги.

Все эти услуги оказываются не просто так. Жильцы должны в ежемесячном режиме оплачивать их. Это тоже регламентировано ЖК РФ, а именно статьёй 154 .

Таким образом, оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в квитанции, которые приходят жильцам каждый месяц.

Нормы освещения

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома устанавливаются в соответствии с , а именно:

  • на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
  • на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
  • основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
  • проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.

Вдобавок существуют заранее разработанные варианты освещения. Ими предусмотрено определённое размещение осветительных приборов и их соответствующий тип. Варианты бывают следующие:


Когда перед жильцами встаёт задача спроектировать освещение своего двора, то кроме финансовой составляющей они должны учесть такие факторы, как устойчивость фонарей к хулиганам и защищенность от падающих сосулек в зимний период.

Какой бы вариант ни выбрали граждане, проживающие в доме, они в первую очередь должны руководствоваться осветительными нормами, которые приняты в России.

Они придуманы не просто так и несоответствие им может повлечь не только ответственность перед законодательством, но и некоторые человеческие жертвы.

Что делать, если нет света?

Если свет во дворе отсутствует по какой — либо причине, жильцы дома недовольные таким положением дел могут на законных основаниях прийти с претензиями в администрацию местного значения.

Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.

Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.

Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.

При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.

В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.

Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.

К письменной жалобе для пущей убедительности нужно приложить подписи всех жильцов недовольного дома. Это придаст ей коллективный порядок и в течение месяца её обязательно рассмотрят и примут меры.

Если администрация отказывается принимать меры, то жильцы могут сразу же обратиться с заявлением в суд. В таком заявлении нужно указать сам факт бездействия органов местного самоуправления.

Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.

Но если энергоснабжение волшебным образом исчезло, вообще, то с этим стоит обязательно что — нибудь сделать и заявление в суд будет вполне адекватным ответным ходом со стороны жильцов.

То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.

В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.

Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.

Заключение

Из всего того, что было написано выше можно сделать вывод, что организация освещения придомовой территории и поддержание фонарей в рабочем состоянии является в сущности несложной задачей.

Однако здесь тоже существуют свои подводные камни и чтобы не наткнуться на них нужно внимательно изучить нормы освещения и Федеральные законы, о которых шла речь.

Освещение садового или приусадебного участка – важный элемент не только красоты, но и безопасности. Чтобы убедиться в этом, достаточно всего лишь одной прогулки по заднему дворику или саду с ручным фонарем. Продуманная и грамотная система освещения позволяет легко ориентироваться на садовом участке в темное время суток и передвигаться по нему с высоким уровнем безопасности. С помощью декоративной подсветки клумб, садовых дорожек, ступеней и деревьев можно создать индивидуальную атмосферу приусадебного участка и продлить время общения с природой.

Существует два вида уличного освещения:

  • утилитарное (функциональное);
  • декоративное.

Рассмотрим на конкретных примерах проектов ландшафтного дизайна, в которых применяется садовое освещение, каким образом можно не только обезопасить себя, домочадцев и гостей загородного или городского частного домовладения, но и придать приусадебному участку атмосферу праздника, таинственности или романтизма.

Это прежде всего безопасное передвижение по участку и вблизи его в темное время суток. Если рассматривать освещенность приусадебного участка или заднего дворика с точки зрения комфортной безопасности, то достаточным уровнем можно считать освещенность крыльца дома, подъезда к гаражу или площадки для парковки автомобиля и садовых дорожек.

Если говорить о самом простом и не дорогостоящем способе освещения участка, который прилегает к домовладению, то достаточно равномерно расположить светильники вдоль садовых дорожек. Подобное освещение может стать основой подсветки сада, для небольших участков этого может быть достаточно.

При проектировании функционального освещения важно помнить несколько ключевых аспектов:

  • оборудование для освещения должно быть долговечным, всесезонным, простым и удобным с точки зрения эксплуатации и ухода;
  • необходимо соблюдать гармонию между уровнем освещения дорожек и других объектов ландшафта. Идущий по дорожке будет испытывать дискомфорт, если она залита слишком ярким светом. Максимальный уровень яркости лучше направить на освещение акцентных элементов – беседок, патио, деревьев или кустарников;
  • важно, чтобы самым освещенным местом на участке оставался фасад здания, для жильцов дома и их гостей психологически легче передвигаться от более темного места к участку с ярким освещением;
  • еще одним фактором психологического комфорта является факт того, что даже в самое темное время суток границы двора или участка просматриваются.

Для организации функционального освещения подойдут как обычные лампы накаливания, так и энергосберегающие, люминесцентные, имеющие различные способы крепления. Чаще всего применяются обычные светильники-торшеры . Это осветительные приборы, которые монтируются вертикально и снабжаются рассеивателями из матового стекла, которые существенно улучшают качество света, установленных в них ламп. Все большей популярностью пользуются светильники-торшеры в стиле хай-тек, но встречаются и дизайн-проекты с оборудованием в стиле ретро.

– органическая форма сферы из карбоната или поликарбоната, снабженная лампами невысокой мощности способна не только создать неяркое освещение, но и украсить ландшафтный дизайн любого участка.


Осветительные приборы на солнечных батареях – заряжаются днем (для этого они снабжены специальными аккумуляторами), чтобы в темное время суток обеспечить неяркое освещение значимых участков заднего дворика или сада. Подобные устройства мобильны и не требуют подключения к сети электропередач, их можно будет убрать на зиму или переносить в течении теплого времени года в разные участки сада, чтобы подсвечивать те или иные объекты, постоянно меняя внешний вид и атмосферу вашего участка в сумерках. В связи с тем, что устройства на солнечных батареях снабжены датчиками и светодиодами, которые включаются автоматически, подобное освещение может продержаться всю ночь.

Чтобы не ошибиться при выборе светильников для приусадебного участка можно использовать одно простое правило – если ландшафтный дизайн сада достаточно многоликий, в нем преобладают различные клумбы, патио с садовой мебелью, альпийские горки и много прочих декоративных элементов, то лучше остановить выбор на светильниках лаконичных форм или использовать скрытую подсветку (о ней будет рассказано подробнее позже). А в случае с простым и лаконичным ландшафтным дизайном, стремящимся к минимализму, можно использовать ретро-светильники, причудливые формы, разные оттенки подсветки.



В последнее время встроенные системы освещения используются достаточно широко не только внутри помещений, но и на приусадебных участках. Вы можете встроить лампы в основания ступеней, альпийские горки, фонтаны, бордюры и другие ландшафтные элементы.

Что важно знать, приобретая уличные осветительные приборы:

  • обязательно спрашивайте в магазине сертификат безопасности к прибору;
  • убедитесь, что в сертификате есть информация о степени защиты приобретаемого товара;
  • осведомитесь о сроках гарантии на наружный осветительный элемент;
  • уделите особо внимание материалу, из которого изготовлен прибор. На корпус светильника будет активно воздействовать солнечные лучи, влага и другие погодные проявления. Проверьте, окрашена ли внутренняя часть крепления светильника, если она проржавеет, то светильник придется выбросить. В эксплуатации неплохо себя зарекомендовали светильники из нержавеющей стали (окрашенные), чугуна и алюминиевых сплавов.

Декоративное освещение

С наступлением темноты любой, даже самый красивый и изысканный приусадебный участок, теряет свою индивидуальность. Клумбы и цветники, садовые скульптуры, водоемы и фонтанчики становятся неразличимы в полумраке. Грамотно организованное освещение заднего дворика или сада способно преобразить изысканную красоту природы и создать неповторимый ночной образ участка, который будет совершенно не похож на внешний вид двора в светлое время суток. Вам решать какой облик приусадебного участка подходит для вас – таинственный или романтичный, наполненный драматизма или праздничного веселья.

Интересный декоративный эффект можно создать, подсвечивая растения (деревья и кустарники). Для этого на землю (в небольшие углубления) устанавливаются мини-прожекторы.

Освещение без использования светильников

Все большее количество проектов по ландшафтному дизайну стремится к использованию светодиодного освещения, которое позволяет создать как бы скрытую подсветку, без использования светильников, прожекторов и ламп. В таком случае для опоры светодиодных низковольтных ламп используется любой вид опоры – камень, ветка или конструкция зданий и сооружений. Светодиоды прячут в кронах деревьев и кустарников, располагают в клумбах, создавая массу вариантов для преображения сада в темное время суток.


Подсвечиваем водоемы

Зрелище продуманно подсвеченной воды завораживает. Разноцветная подсветка способна преобразить ваш водоем, а однотонная придаст значимости и благородства. Подсветка бассейнов, небольших прудов, фонтанов и других искусственных водоемов способна в корне изменить внешний вид вашего приусадебного участка.

Несколько дизайнерских способов украсить сад

Существует немало способов придания индивидуальности ландшафтному дизайну вашего участка. Почему бы не изготовить собственными руками оригинальные светильники или приобрести осветительные приборы необычного дизайна? Экспериментируйте, не ограничивайте свою фантазию, но и о безопасности и функциональности не забывайте.

Немного важной информации о декоративном освещении сада:

  • с помощью освещение можно зонировать просторный приусадебный участок, а во дворе небольших размеров создать визуальное расширение границ – теплый свет приближает к нам объект освещения, холодный же, наоборот зрительно отодвигает;
  • для мест отдыха (открытые террасы, патио, площадки и беседки) больше подходит мягкий рассеянный свет теплых тонов. Приглушенное освещение способно создать уютную атмосферу, которая будет располагать к общению и приятному времяпрепровождению с семьей или друзьями;
  • если в саду используются лампы различных цветов, то желательно. Чтобы они дополняли друг друга. Обычно достаточно применения 2-3-х цветов. Очень яркий белый цвет способен «лишить жизни» ваш участок, отнеситесь с осторожностью к его применению. Красный и коричневый цвета также следует использовать осторожно и дозировано;
  • создать праздничное освещение в саду можно с помощью гирлянд и светодиодных полос, размещенных на деревьях, в беседке или по периметру патио.




И напоследок

Создавать проект освещения приусадебного участка необходимо на старте этапа создания ландшафтной концепции. Освещение планируется параллельно с проектами беседок, террас, альпинариев, садовых дорожек, крытых и открытых площадок, патио и других мест отдыха. Если не включить систему освещения в первоначальный план ландшафтного дизайна двора, то можно впоследствии понести дополнительные расходы и потратить больше времени и сил на его организацию. Вам нужно будет устанавливать электрооборудование, а это может привести к некоторому переустройству ландшафтного дизайна.

2016-06-24 16:18:20 Садовое освещение как элемент ландшафтного дизайна