Особенности философии эпохи возрождения гуманизм реформация. Отличительные черты философской мысли эпохи Возрождения. Реформация. Контрреформация. Этапы философии эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к XIV - XVII вв. по другим -- к XV - XVIII вв. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности - архитектура, скульптура, живопись, философия, литература. Но этот термин трактовался весьма условно, т. к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде -- это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.
Последним периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.
Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.
Духовную жизнь того времени определяла религия. Но церковь не смогла дать отпор вызову времени. Католическая церковь, имела власть над Западной Европой и несметные богатства, но оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия -- Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509 - 1564), которого прозвали "женевским папой. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.
Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.
Церковь постепенно утратила позицию «государства в государстве», ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет.
Учения Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера, который в общем понимании не был философом и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того, основателем немецкого протестантизма.
философия возрождение глобальный гуманизм
Такое понимание христианства как прежде всего системы нравственности, осуществляемой в повседневной жизни, оказалось в противоречии не только со средневековым взглядом на ничтожество человеческой природы, но и с представлением о греховности человека, отстаиваемым Реформацией. Поэтому «христианский гуманизм» Эразма из Роттердама вызвал осуждение не только со стороны охранителей старого средневекового аскетизма, блюстителей догматической чистоты традиционного католицизма, но и в еще большей мере со стороны последователей Лютера и Кальвина.
Вопрос о природе человека оказался, по существу, в центре полемики Эразма и Лютера по теологическому вопросу о свободе воли и божественном предопределении. В теологической форме здесь ставился вопрос о свободе и необходимости, о детерминированности человеческого поведения и ответственности человека. Если Эразм исходил при этом из гуманистического представления о человеке как «благородном живом существе, ради коего одного построен богом этот восхитительный механизм мира», как писал он в 1501 г. в трактате «Руководство христианского воина», то исходная посылка Лютера - род человеческий обречен на погибель из-за первородного греха, сам человек своими силами спастись не может, сам по себе он не может обратиться ко благу, но склонен только ко злу. Эразм, признавая, в согласии с христианским учением, что исток и исход вечного спасения зависят от бога, полагал, однако, что ход дел в земном человеческом существовании зависит от человека и от его свободного выбора в заданных условиях, что является обязательным условием моральной ответственности. Важно при этом, что Лютер ограничивал проблему только загробным спасением, тогда как Эразм ставил вопрос шире о человеческой нравственности вообще. Лютеранское (а также и еще более жесткое кальвинистское) учение об абсолютном божественном предопределении, согласно которому человек только по божественной благодати может быть предопределен к вечному спасению, независимо от собственной воли, дел и поступков, о невозможности для человека достичь спасения собственными силами, послужило главной причиной расхождения гуманистов эразмианского толка с реформационным движением. В полемике с реформаторами гуманисты отстаивали учение о свободе и достоинстве человека. Религиозному фанатизму они противопоставляли представление о «широком» понимании христианства, допускающем спасение всех добродетельно живущих людей, независимо от вероисповедных различий. Этим, а также свободным отношением к библейской традиции, полемикой против некоторых важнейших догматов христианства был вызван глубокий конфликт гуманистов и новых церквей побеждающей Реформации, которая во многих отношениях оказалась враждебной гуманистическим идеалам.
Воздействие христианского гуманизма Эразма Роттердамского на европейскую культуру XVI в. было чрезвычайно велико: его единомышленников и последователей можно встретить по всей католической и протестантской Европе от Англии до Италии, от Испании до Польши.
Имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление отношений между Церковью, Богом и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:
- · кризис феодализма;
- · укрепления класса торгово-промышленной буржуазии;
- · ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
- · незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, надго- сударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
- · кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни;
- · распространение в Европе идей гуманизма;
- · рост самосознания личности, индивидуализм;
- · рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (Лютер, Цвингли, Кальвин ) и народное (Мюнцер, анабаптисты, диггерыи др.).
Мартин Лютер выступал за общение между Богом и верующими напрямую, считая, что между Богом и верующими не должно быть Церкви. Сама Церковь, по мнению реформатора, должна стать демократичной, ее обряды необходимо упростить и они должны быть понятными людям. Он считал, что необходимо уменьшить влияние на политику государств Папы Римского и католического духовенства. Дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан. Мыслитель считал, что необходимо запретить индульгенции. Он считал, что должен быть восстановлен авторитет государственных институтов, культура и образование должны быть освобождены от засилья католических догм.
Жан Кальвин (1509 - 1564) считал, что ключевая идея протестантизма - идея предопределения: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Реформатор считал, что выражение смысла жизни человека на Земле - профессия, которая является не только средством зарабатывания денег, но и местом служения Богу. Добросовестное отношение к делу - путь к спасению, успех в работе - признак богоизбранности. Вне работы человеку необходимо быть скромным и аскетичным. Идеи протестантизма Кальвин воплотил на практике, возглавив реформационное движение в Женеве. Он добился признания реформированной Церкви в качестве официальной, упразднил католическую Церковь и власть Папы Римского, провел реформы как внутри Церкви, так и в городе. Благодаря Кальвину. Реформация превратилась в международное явление.
Томас Мюнцер (1490 - 1525) возглавил народное направление Реформации. Он считал, что необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом. Цель изменения общества - достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на Земле. Главная причина всех зол, по мнению мыслителя, - неравенство, классовое разделение (частная собственность и частный интерес), которые необходимо уничтожить, все должно быть общим. Богу угодно, чтобы жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность, по мнению реформатора, должны принадлежать простому народу - "ремесленникам и пахарям". В 1524 - 1525 гг. Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную Крестьянскую войну и погиб.
Эразм Роттердамский (1469-1536) -Среди произведений выделяется знаменитая "Похвала Глупости", где Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются. Здесь он позволяет себе поиздеваться и над неграмотными крестьянами, и над высоколобыми богословами -- священнослужителями, кардиналами и даже папами.
Стоит отметить так называемый "Энхиридион, или Оружие христианского воина" и "Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли". Первая работа посвящена философии Христа.
Сам Эразм считал себя истинным христианином и защищал идеалы католической Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось -- распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление разного рода католическими догматами, в частности -- догматом об индульгенциях, и т.д. Однако Эразм не разделял и многих положений, которые были само собою разумеющимися в эпоху средневековья. Так, он был по духу своему просветителем, считая, что все люди созданы Богом равными и одинаковыми, и благородство их зависит не от их принадлежности по рождению к дворянскому или царскому роду, а от их воспитания, нравственности, образования.
Философия должна быть моральной, только такая философия может быть названа истинной философией Христа. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни -- именно этой теме посвящено основное произведение Эразма "Оружие христианского воина" (1501).
Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
В клерикальной публицистике эпохи Возрождения мы не найдем никаких восторгов по поводу возрождения (духовного подъема и оздоровления). Честные и мыслящие ее представители исполнены глубокой тревоги; они говорят о развращенности священного сословия, повсеместном упадке нравов, бедственном состоянии церкви и веры. Из этой тревоги, находившей отзвук в широкой массе мирян, рождается страдательно-творческое движение за обновление веры, обратившееся против папства и уже в первой трети XVI столетия получившее подлинно демократический размах. Движение это - религиозная реформация. Она начинается энергичной проповедью Лютера и проходит через такие драматические события, как формирование лютеранской церкви в германских княжествах, подъем анабаптизма и крестьянская война 1524-1525 гг.; утверждение кальвинизма в Швейцарии; распространение протестантства в Нидерландах, Скандинавии, Англии и Франции; борьба Нидерландов за независимость (1568-1572); чудовищные религиозные войны первой половины XVII в., приведшие к утверждению идей веротерпимости и отделения церкви от государства; появление «второго поколения» протестантских конфессий (социнианe, пиетисты, гернгутеры, квакеры, мормоны и т.д.); английская революция 1645-1648 гг. Признанными лидерами Реформации были Мартин Лютер (1483-1546), Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564).
Несомненно, что ранняя Реформация наследовала основному почину Возрождения - его персоналистскому духу. Реформация наследовала основному почину Возрождения - его персоналистскому духу. Продолжая основное - персоналистское - усилие гуманистов XIV-XV вв., первые реформаторы сделали попытку «создать новое учение о Боге, мире и человеке […] на основании свободной познавательной очевидности». Гуманистов Возрождения и представителей раннереформационной мысли роднила патетика свободной совести, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным и евангельским, в другом - к евангельским и святоотеческим); стремление к нравственному толкованию Писания; глубокая неприязнь к схоластике, догматике и застывшим формулам церковного предания. Совпадения эти столь очевидны, что не раз рождали соблазн сочленить Ренессанс и Реформацию в одну социокультурную и духовную эпоху. Но не менее существенна и другая сторона проблемы. Реформация - не только продолжение Ренессанса, но и протест против него - протест решительный, страстный, порой отливающийся в фанатические формулы антигуманизма и даже мизантропии. Брать эти формулы под защиту значило бы отказываться от цивилизованного, человеколюбивого образа мысли. И вместе с тем нельзя не видеть, что несогласие Реформации с Ренессансом было достаточно обоснованным и что сам цивилизованный образ мысли многим обязан этому несогласию. Солидаризируясь с возрожденческим признанием индивидуального человеческого Я, ранние реформаторы категорически отвергали, однако, ренессансное родовое возвышение человека, возвеличение его как категории, как особого вида сущего (или - на теологическом языке - как особого вида твари). В возрожденческих дифирамбах по адресу человеческого совершенства (особенно выразительных, например, у Марсилио Фичино) они сумели расслышать тенденцию к обожествлению человека.
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры и философии, характеризующаяся восстановлением интереса к античной культуре и философии. В эпоху Средних веков античность оценивалась в целом негативно, несмотря на заимствования некоторых философских идей. Л.Валла назвал средневековье «темными веками», т.е. временем религиозного фанатизма, догматизма и мракобесия. Возрождение географически и хронологически подразделяется на южное (прежде всего, Италия 14-16 в.) и северное (Франция, Германия, Нидерланды, 15-16 в.).
Особенности философии Возрождения:
- антропоцентризм – представление об особом «достоинстве» (месте) человека в мире;
- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;
- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;
- рационализм – возрастает убежденность в могуществе разума как средства познания и «законодателя» человеческих поступков;
- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;
- пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир;
- взаимодействие с наукой ;
- взаимодействие с художественной культурой .
Гуманизм как культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии, Флоренции, подразделяется на «ранний» («гражданский») гуманизм , 14 – 1-я пол. 15 в. (К.Салутати, Л.Валла, Л.Б.Альберти, Д.Манетти, П.делла Мирандола) и «поздний» , 2-я пол. 15 – 16 в. (неоплатонизм М.Фичино, неоаристотелизм П.Помпонацци). С конца 15 в. гуманистическое движение перешло в Нидерланды (Э.Роттердамский), Германию (И.Рейхлин), Францию (М.Монтень), Англию (Т.Мор). Гуманизм подразделялся на «светский», дистанцировавшийся от религии, и «христианский» (Э.Роттердамский); в его этике синтезировалось гуманистическое понимание человека с идеалами раннего христианства. Натурфилософы эпохи Возрождения :Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей. Социальные мыслители :Н.Макиавелли, Т.Кампанелла, Т.Мор.
Космология и онтология:
- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;
- пантеизм ;
- идея единства мироздания и его законов ;
- идея бесконечность Вселенной и множественности миров .
Гносеология:
- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;
- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;
- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;
- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).
Философская антропология:
- принципы гуманизма ;
- реабилитация телесного начала в человеке ;
- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);
- культ творческой, всесторонне развитой личности.
Этика:
- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;
- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;
- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;
- труд – главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;
- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;
- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;
- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.
Социальная философия:
- макиавеллизм – понятие, характеризующее социально-политическую доктрину Н.Макиавелли, изложенную в трактате «Государь», что политика и мораль несовместимы и для достижения политических целей возможно применение любых средств;
- утопия – в широком смысле: неосуществимый проект идеального общества; в узком смысле: название труда Т.Мора, в котором предлагался такой проект, наряду с работой «Город Солнца» Т.Кампанеллы.
Философия истории:
- идея законов исторического развития , которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;
- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;
- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны .
Реформация – в широком смысле : социально-политическое, религиозное и идеологическое движение в странах Центральной и Западной Европы, направленное против католической церкви как политической и духовной силы, против ее «обмирщения», злоупотреблений католического духовенства; в узком смысле : пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению новой ветви в христианстве – протестантизма . Реформация подразделялась на бюргерско-буржуазную , обоснованную в учениях М.Лютера (Германия), У.Цвингли (Швейцария), Ж.Каль-вина (Франция – Швейцария), и народную, обоснованную Т.Мюнцером (Германия).
Идеологи Реформации выступили против «порчи церкви», за возврат к «истинному христианству апостольских времен», «очистку» веры от исторических наслоений. Чтобы добиться этого, необходимо проверить Священное Предание авторитетом Священного Писания (Библии), противопоставить авторитет Библии католической церкви, сохранить таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Протестантизм признал два церковных таинства из семи, отменил поклонение святым, обязательные посты и большинство церковных праздников. Принципы:
- «оправдание верой» - принцип учения М.Лютера: искренняя вера – единственное условие спасения души, а «добрые дела» - лишь проявление веры, а не самодостаточный путь к спасению;
- «всеобщее священство» - принцип учения М.Лютера: для спасения не нужны духовенство и церковь, любой мирянин – сам себе священник, а мирская жизнь - священнослужение;
- «свобода убеждения» (совести) - принцип учения М.Лютера: верующий имеет внутреннюю свободу, право самостоятельного толкования Библии, а не только Папа Римский;
- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;
- «абсолютное предопределение» - принцип учения Ж.Кальвина: Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и никакие усилия человека не смогут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что именно он – «божий избранник»;
- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;
- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.