Главная · Освещение · Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля. Перевернутый класс селезневой елены: почва Область «Социально-коммуникативное развитие»

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля. Перевернутый класс селезневой елены: почва Область «Социально-коммуникативное развитие»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!

Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.

Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.

Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Опыт №2 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

ОПЫТ 3: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к экрану и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у экрана.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша.

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Теперь нам пора возвращаться в группу.

Цель: ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага), как происходит её загрязнение.

Оборудование: микроскоп, баночки с водой, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги, жестяная банка, спиртовка, шапочки червяка, дерева.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям подарок от , предлагает угадать, что в нём спрятано.

Игра «Да-Нет».

Воспитатель (В.). Этот ценный подарок - мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля называется почвой - самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя.

Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой , самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко. Кому нужна почва? (Ответы детей.) Кто живёт в почве? (Ответы детей.) Кто почву делает питательной?

В. Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья и даже превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

Опыт № 1.

Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

В. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Опыт № 2.

Показать, что в почве есть воздух. Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Опыт № 3.

Показать, что если вытаптывать почву, то ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их станет меньше.

Опыт № 4.

При сжимании комочка земли показать, как из него «уходит» воздух.

Опыт № 5.

Показать, что в почве есть влага.

В жестяную банку насыпать почву, поставить на спиртовку для прокаливания. Над почвой подержать пластинку стекла. Что на ней появилось?

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые создают питательный слой почвы - перегной. О свойствах почвы дети узнают из опытов. Размышляют вместе с презентацией профессора всезнайкина о её строении, потаённом мире творцов почвы и других подземных обитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР д/с №6 «Синяя птица» ___________________________________________________________________

Конспект открытого НОД в подготовительной группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

Подготовила: воспитатель

Данилова Татьяна Юрьевна

г.Малоярославец 2013г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Калужскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит калужская земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».

Занятие по экологии

«Путешествие в подземном царстве»

Цель : Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой .

Задачи :

Образовательная : Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений , рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.

Развивающие : развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательная : воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.

Предварительная работа : Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки) . Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.

Ход занятия .

В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.

Обратите внимание на емкость с почвой . Что такое почва ?

Всезнайка : Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие . Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)

Ответы детей :

Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу ?

Ответы детей : Да они рыхлят почву .

Всезнайка : Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода. Давайте проверим : бросаем в банку с водой комок почвы . Что увидели? (Пузырьки воздуха.)

Всезнайка : Из чего состоит почва ?

Ответы детей :

В состав почвы входят : перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет .

(Показ макета со слоями состава почвы .)

Всезнайка : Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной

Ответ : детей : глина - твердая, плотная песок - сыпучий перегной - рыхлый

Практическая деятельность детей : воспроизвести макет слоев почвы

Всезнайка : В какой почве лучше расти растениям?

Ответы детей : (рыхлой мягкой)

Всезнайка : В плотной почве не хватает воздуха , воды чтобы в ней росли растения.

Всезнайка : А есть ли вода в почве ? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне , образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы , когда греет солнце.

Всезнайка : Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.

Физминутка :

Всезнайка : Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.

Помните! Юный эколог тот , кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

(Собрать мусор)

Худ слово : Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг

И дует свежий ветер

Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.

Возможна ли жизнь на Земле без почвы ?

Ответы детей : Нет

Всезнайка : Как почва нас кормит ?

Ответы детей :

Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят :

Дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)

Представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)

Без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях - газообразном, твердом, жидком (вода)

Плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва )

Всезнайка : Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления) . Давайте устроим огород на подоконнике.

Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.

Природа наградила наш мир почвой, которая является основополагающим критерием существования всего живого на Земле. Из почвы мир получает все жизненно необходимые элементы. Именно поэтому ее нужно оберегать, удобрять и избавлять от негативных факторов.

Почва в природе

Почва является одной из главных составляющих педосферы - геофизической оболочки планеты.

Основной функцией почвы, как отдельного элемента в природе, является обеспечение жизни в целом. Ведь именно она дает возможность существования, роста и размножения всему живому - различным микроорганизмам, экосистемам, растениям, животным, человеку.

Почва является основой для образования всех жизненно необходимых элементов - воды и элементов минерального питания в виде химических соединений.

Пример: 1) растение в горшке с песком; 2) растение в горшке с глиной; 3) растение в горшке с почвой

Почва является не только необходимым условием для жизни на Земле, но и также следствием этой жизни.

Почва необходима для запаса энергии. Именно в ней проходят процессы фотосинтетической деятельности растительного мира. Примером такой деятельности является использование человеком огромного количества топлива, пищи и кормов, образующихся в недрах земного покрова. Уголь, газ, нефть, торф - все это следствие фотосинтетических процессов.

Почва играет большую роль в природе. Она обеспечивает безостановочное взаимодействие геологического и малого биологического обмена веществ. Круговорот кислорода, углерода, азота осуществляется именно через нее. Через почву эти элементы поступают в корни растений, создавая необходимые условия для пищевых цепочек. Таким образом она регулирует состав атмосферы и гидросферы.

Почва регулирует различные процессы, происходящие в природе. Одним из них является биосферный процесс. Роль почвы в этом процессе - стабилизация плотности и продуктивности всего живого на Земле.

Земельные ресурсы в жизни человека

Земельные ресурсы - земли, используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Земельные ресурсы определяются по нескольким критериям. Огромную роль играет рельеф определенной местности. Он может быть удобен, не удобен или непригоден для осуществления конкретной деятельности. Равнинные территории подходят для взращивания культурных пород или определенной обработки. Горная и бугристая местность не достаточно удобна для орошения или удобрения растительных пород. А есть территории, на которых невозможно заниматься какой-либо целенаправленной деятельностью - расчлененные овраги, каменистые возвышенности, болота и другие.

Плодородие земельных ресурсов также важно для осуществления человеческой деятельности. Хороший почвенный покров сможет напитать все растения достаточным количеством необходимых веществ и элементов.

Почва и земельные ресурсы играют важную роль в жизни человека. Именно из почвы мы получаем все необходимое для жизни - пищевые ресурсы.

Земельные ресурсы помогают в осуществлении сельскохозяйственной деятельности и лесоводства. Также земля является источником строительных материалов, благодаря которым строятся современные сооружения.

Загрязнение окружающей среды почвы

Практически каждый вид деятельности человека наносит огромный вред почвенному покрову. Промышленные отходы черных и цветных металлов, отходы химической промышленности, органические химические соединения, продукты неорганической химии - все это сказывается на качестве почвы и земельных ресурсов.

Предприятие, не устанавливающие очистительные фильтры, выбрасывают в атмосферу диоксид серы, оксид углерода, пыль, золу, дым, сульфаты и нитраты.

Предприятия, занимающиеся простым органическим синтезом, оставляют отпечаток на почве. Они выбрасывают технологические отходы, которые не перерабатываются в условиях естественной среды.

Производство высокомолекулярных соединений сказывается на состоянии почвы. При осуществлении подобной деятельности в природу попадают мономеры, катализаторы, растворители, стабилизаторы, пластмасса, резина и другие вещества, загрязняющие окружающую среду почвы.