Главная · Инструмент · Праведные халифы усман ибн аффан. Усман ибн Аффан – третий праведный халиф. Сокращённый перевод с арабского

Праведные халифы усман ибн аффан. Усман ибн Аффан – третий праведный халиф. Сокращённый перевод с арабского

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, очень любил Усмана ибн Аффана. Он назвал егообладателем двух светил . Дело в том, что супругой Усмана была дочь Пророка Рукайя. После её смерти Усман женился на другой дочери Мухаммада – Умм Кульсум. Они и были двумя светилами Усмана.

Перед смертью Умар (предыдущий халиф) собрал совет из шести мусульман, чтобы они тщательно и вдумчиво избрали будущего лидера уммы. Задача была не из легких. Кто-то предлагал назначить Али ибн Абу Талиба – члена семьи Пророка, другие склонялись к Усману как представителю выдающегося племени Мекки. По версии Ибн Касира, авторитетного исламского ученого 14 века, глава совета Абдурахман ибн Ауф изучил обе кандидатуры и выбрал Усмана.

Абдурахман спросил Али: «Клянешься ли ты править на основе Книги Всевышнего и Сунны Его посланника?» Aли ответил: «Надеюсь править согласно своему лучшему знанию и способностям». Когда тот же вопрос был задан Усману, тот ответил просто: «Клянусь». Было бы примитивно полагать, что выбор пал на Усмана благодаря одному лишь вопросу. Скорее, он был очередным звеном в цепи раздумий. Оба сподвижника были более чем достойны руководить Уммой мусульман. Возможно, краткий ответ Усмана отразил его сущность – скромную, набожную, смиренную, скупую на слова, но щедрую на благие поступки.

Став халифом, Усман сразу обратился к людям с минбара Пророка. Он посмотрел на мусульман, восхвалил Господа, сказал благословения и напомнил людям, что земной мир полон обмана. Он призывал народ не привязываться к мирской жизни, а всеми силами стремиться к благу в Вечности. В Коране сказано:

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ей), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран 18: 45 — 46).

Будучи благочестивым и набожным человеком, Усман первым делом хотел убедить людей, что поведет их путем Пророка и халифов Абу Бакра и Умара ибн Аль-Хаттаба. Усман приближался к седьмому десятку, когда стал халифом. Всю свою жизнь он стремился к простоте, отрекался от удовольствий мира, лишь бы снискать довольство Всевышнего. Народу он дал понять, что милосердие и забота о мусульманах станут отличительной чертой его правления. Далее Усман сосредоточился на главах мусульманской армии.

Усман хотел, чтобы главы армий служили интересам людей и никогда не поступали им в ущерб. Он делегировал в провинции авторитетнейших сподвижников Пророка, чтобы те оценили обращение правителей с простым народом. Усман напоминал военным о важности соблюдать четкие правила, установленные Умаром ибн Аль-Хаттабом и просил никогда не забывать, что их задача – защищать верующих. Правление Усмана ознаменовалось масштабными завоеваниями. К империи мусульман присоединилась часть Испании, Марокко, и Афганистан. Усман первым из халифов создал военный флот. Он реорганизовал административное деление мусульманского халифата, запустил и расширил несколько общественных проектов. Наиболее значимым вкладом в дело Ислама стал, пожалуй, его труд по собиранию Священного Корана.

Коран Усмана

После кончины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, во времена праведных халифов в Ислам пришло невероятное множество неарабов. Соответственно, Коран стали записывать на разных диалектах и скриптах. Один из сподвижников Усмана Хузейфа во время путешествия по халифату обратил внимание на различное прочтение Корана. Он предложил Усману создать одну официальную версию в мединском стиле

Усман знал Коран наизусть, прекрасно разбирался в контексте, точно помнил, к какому событию привязано ниспослание каждого аята. Коран был собран еще во времена Абу Бакра и хранился у его дочери и супруги Пророка Хафсы. Усман взял на время оригинал, собрал самых надежных писцов, а те сделали копии. Далее по приказу Усмана были сожжены или уничтожены все неофициальные копии. Пять официальных книг были разосланы по крупнейшим городам халифата. Первые копии хранятся по сей день в Ташкенте (Узбекистан) и Стамбуле (Турция).

Трагическаякончина

Последние шесть лет правления Усмана были омрачены смутой. Кто-то из назначенных им глав стал проявлять жестокость к народу, кто-то оказался несправедливым. На этом фоне разрослись разногласия, люди забыли о благочестии, аскетизме, о которых постоянно говорил Усман. Стали появляться лицемеры, заговорщики. Усман всё тяжелее мог отличить друга от врага. Ему не хотелось проливать кровь мусульман, какими бы смутьянами они ни были. Усман предпочитал предостерегать по-доброму, как учил Пророк:«Стоит мечу обнажиться среди моих последователей, как он уже не вернется в ножны до самого Последнего Дня».

Бунтовщики хотели, чтобы Усман отказался от правления. Об этом его просили и некоторые сподвижники. Но Усман, ныне пожилой человек более восьмидесяти лет, будто все еще слышал слова Пророка: ««О ‘Усман, Аллах наденет на тебя рубашку, а лицемеры пожелают снять ее с тебя, ты же не снимай ее до тех пор, пока не встретишь меня» . Усман оставался верным своему слову. Однажды бунтари вломились в его дом и убили его. Прежде чем удар меча прервал благородную жизнь Усмана, он читал аят:

«Аллах избавит тебя от них, ибо Он - Слышащий, Знающий» (Коран 2:137).

Так прервалась жизнь одного из наиболее благочестивых, самоотверженных и добрых людей в Исламе.

Усман ибн Аффан , Осман ибн Аффан (араб. عثمان بن عفان ‎‎ - ‘Uthmān ibn ‘Affān ) ( - 20 июня ) - один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года). При Усмане была завершена кодификация Корана (см. Коран Усмана). Сунниты рассматривают его как одного из четырёх праведных халифов , наряду с Абу Бакром , Умаром и Али .

Ранние годы

Усман родился в Эт-Таифе. Он был выходцем из влиятельного племени Бану Умайя. Усман был состоятельным человеком. Стал одним из первых сподвижников Мухаммада. Был человеком великого нрава, великодушный и щедрый, делающий добро и милосердный. Будучи состоятельным человеком он тратил огромные средства на пожертвования. Всегда помогал бедным, притесненным и обездоленным, был очень справедливым и очень скромным. Это доказывает следующие достоверные истории из его жизни: Переселившись в Медину мусульмане обнаружили что в ней очень мало пресной воды и единственным источником хорошей воды был колодец «Рума». Он принадлежал одному человеку из племени бану Гифар и жители Медины покупали у него воду, одну бадью за один мудд съестного. Увидев все это Посланник Аллаха пообещал рай тому кто выкупит колодец «Рума» и отдаст его в пользование жителям Медины. Усман тут же сделал это. После долгих уговоров, хозяин согласился продать половину колодца за огромные деньги и Усман выкупил колодец за тридцать пять тысяч дирхамов . И отдал на безвозмездное пользование жителям Медины, и был на столько скромен что потом он так же как и все стоял в очереди за водой. Однажды в год когда люди страдали от голода Усман вернулся с торговым караваном полными еды и питья, по приезду Усман, увидев что люди страдают от голода раздал голодающим все содержимое каравана не взяв с них абсолютно ничего. В разное время был женат на двух дочерях Мухаммад, за что его прозвали «обладатель двух светочей». Он дважды совершил хиджру.

Правление

Исламские завоевания завоевания при Усмане обозначены цифрой IV

Усман стал Халифом по единогласному мнению всех сподвижников пророка Мухаммада. Правление Усмана прежде всего отличалось дипломатичностью, так же отличалось значительным расширением границ Халифата и укреплением государственных институтов, заложенных его предшественниками. При нём Ислам проник на Кавказ , в Иран и Кипр . Так же в его заслуге то, что он создал первый флот в исламе, выделил отдельное здание для судопроизводство и организовал стражей порядка. Во времена правления Усман ибн Аффана в первые на содержание из государственной казны были включены младенцы до одного года и кормящие матери а также все невольники. Остальная категория осталась та же как и при правлении его предшественников, это - бедняки, инвалиды, сироты, путники и старики. Времена правление Усмана ибн Аффана было одним из лучших в истории Халифата.

Усмана ибн Аффана убили лицемеры из числа тех кто лишь внешне принял Ислам, и прикрываясь мусульманами вводили всякие новшества в религию чтобы разрушить единство мусульман и конечно же тем самым ослабить Халифат. Их предводителем был Абдулла ибн Саба, в прошлом он был иудеем, затем внешне принял Ислам и начал подделывать печати и подписи. Раздул фитну и на основе подделанных, им же самим, документах восстал против Халифа. Усман ибн Аффан не стал сражаться с ними и не позволил это сподвижникам, так как убийцы Усмана называли себя мусульманами. Они окружили дом Усмана и держали его в заложниках более сорока дней. И убили его когда начался месяц хаджа, и многие мужчины Медины уехали в Мекку для совершения хаджа. Так же им сыграло на руку то, что Усман был обладателем мягкого нрава.

Усман ибн Аффан (р.а.) признан одним из самых уважаемых деятелей исламской уммы. Во время его правления в качестве третьего праведного халифа был составлен письменный вариант Священного Корана. В общей сложности он правил мусульманским государством более 11 лет.

Усман (р.а.) родился спустя 6 лет после так называемого «года слона», под которым подразумевается вторжение эфиопской армии в Мекку для разрушения Каабы.

Он носил прозвище Зи-н-Нурайн, которое можно перевести как «обладатель двух светочей». Существуют две трактовки этого прозвища. Согласно первой версии, оно связано с тем, что Усман (р.а.) взял в жёны двух дочерей Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – Умм Кульсум и Рукайю. Согласно второй, он стал носить это прозвище из-за того, что посвящал много времени чтению Благородного Корана ночью.

Ещё до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) Усман (р.а.) отличался благородным нравом – он не пил алкогольных напитков, не прелюбодействовал, хранил семейные традиции и снискал уважение со стороны своих соплеменников. Принятию им ислама способствовал . Фактически Усман (р.а.) стал одним из первых мусульман – четвёртым среди мужчин после Али, Абу Бакра и Зейда ибн Харисы.

Достоинства третьего праведного халифа

Исламские богословы суннитского направления считают, что Усман является третьим по своим достоинствам сподвижником и мусульманином в истории после Абу Бакра и Умара (да будет доволен всеми ими Аллах). Некоторыми мыслителями это утверждение ставится под сомнение, в особенности, в свете отношений с Али ибн Абу Талибом (р.а.), но мы не будем подробно останавливаться на этом весьма дискуссионном моменте.

А неоспоримые доводы, почему Усман ибн Аффан (р.а.) занимает столь высокое положение в исламском сообществе, следующие:

1. В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее весьма примечательное высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Каждый посланник и пророк в Райской обители будет иметь своего товарища (рафика). Для меня таким другом будет являться Усман ибн Аффан».

2. В сборнике имама аль-Бухари можно найти хадис от Ибн Умара. Он рассказал, что когда Заключительный Божий посланник (с.г.в.) ещё жил в этом мире, максимальным авторитетом среди сподвижников обладал Абу Бакр, далее шёл , после которого приходил черёд Усмана (пусть будет доволен ими Всевышний!). Ибн Умар в хадисе отмечает, что кроме этих трёх ближайших соратников Мухаммада (с.г.в.) больше никто не мог похвастаться столь высоким уважением.

3. Именно в период правления Усмана в качестве халифа произошла кодификация Священного Корана – представление его в виде единого письменного документа.

4. Усман (р.а.) два раза руководил работами по расширению мечети Пророка (с.г.в.) в Медине.

5. Он был женат на двух дочерях Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). После того, как умерла Умм Кульсум, её отец (с.г.в.) сказал, что будь у него ещё одна незамужняя дочь, то он непременно отдал бы её замуж за Усмана (р.а.). При этом ни один из сподвижников не мог похвастаться тем, что состоял в браке с двумя дочерьми Милости миров Мухаммада (с.г.в.).

6. Усман (р.а.) был среди организаторов тайного переселения первых мусульман из крайне враждебной по отношению к ним Мекки в Эфиопию. Затем он также был участником хиджры – эмиграции мусульман в Медину и построения там подлинного мусульманского общества.

7. Пророк Мухаммад (с.г.в.) упомянул Усмана (р.а.) в числе тех сподвижников, кому Рай был обещан ещё при жизни (следует из хадисов от Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджи).

8. Во время событий при Худайбии, когда между мусульманами и язычниками подписывался важный, с политической точки зрения, договор, Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) решил добиться присяги со стороны сподвижников о том, что они будут активно сопротивляться всем тем, кто осмелится препятствовать их доступу к Запретной мечети в Мекке. Ввиду того, что в тот момент Усман (р.а.) выполнял функции посла в этом городе, Пророк (с.г.в.) лично присягнул за него, поскольку был уверен, что Усман (р.а.) будет первым, кто согласится на это.

Усман ибн Аффан (р.а.) погиб в своём собственном доме от рук повстанцев, которые выступали против проводимого им на посту главы мусульманского государства курса действий. Фактически убийство третьего праведного халифа стало началом первой в истории ислама смуты (фитны – на арабском). Примечательно, что день его смерти совпал как с праздником жертвоприношения (Ид аль-Адха), так и с пятницей. Более того, заговорщики нанесли ему ножевые ранения в тот момент, когда Усман (р.а.) читал Священный Коран. Его похоронили на мединском кладбище аль-Баки, где находятся могилы множества сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Осман был одним из первых приверженцев основателя ислама, Мухаммеда, хотя принадлежал к тому самому роду Омейядов , из-за происков которого пророку в 622 году пришлось бежать из Мекки. После этого бегства (хиджры ) Омейяды возглавляли борьбу языческой Мекки против мусульманской Медины, однако позднее согласились добровольно покориться человеку, некогда ими же изгнанному из родного города.

Избрание халифом Османа после убийства Омара (644 г.) было во многих отношениях неудачно. Осман стал расточать государственные доходы в пользу своих друзей и родственников и покровительствовать им в ущерб самым достойным людям. Своими действиями он с самого начала оттолкнул от себя двоюродного брата и зятя Мухамедда – Али , а также Тальху и Зубайра , которые пользовались огромным влиянием, как старейшие сподвижники Мухаммеда и самые богатые лица в Медине. Осман был кроме того очень горд и оскорблял всех верующих, обходясь с ними как повелитель, что было для них особенно чувствительно после притворной простоты первого халифа Абу Бакра и истинного смирения второго халифа – Омара. Вскоре повсюду обнаружились неудовольствие и волнения. Недовольные публично упрекали третьего халифа в мечети, а это еще более возбуждало Османа к насилиям.

Одна из древнейших копий Корана, составленная предположительно при халифе Османе

Волнения эти, впрочем, не мешали арабам продолжать завоевания. Родственник Османа, Омейяд Муавия , сын Абу Суфьяна, бывший еще при Омаре наместником Сирии, завоевал у греков некоторые малоазийские города и принудил остров Кипр, хотя и ненадолго, платить дань арабам. Мусульмане распространили свое господство и религию по берегам Каспийского и Черного морей; но зато, вследствие внутренних беспокойств, они едва не лишились покоренных ими стран в Северной Африке. Впоследствии они, однако, не только удержали за собою эти земли, но и распространили свое господство еще далее. Сделавшись халифом, Осман вызвал из Египта завоевателя и наместника этой страны, Амра ибн аль-Аса , и назначил на его место своего молочного брата, Абдаллаха. Когда вскоре после того греки путём неожиданной диверсии завладели Александрией, Осман был вынужден снова послать Амра в Египет; но едва он изгнал их из Египта, как был снова отозван, а на его место опять назначен Абдаллах, который, впрочем, оказался достойным этого назначения. Он распространил границы государства в северной Африке (648), завоевал часть земель на границе Ливии и Туниса, чьи коренные жители, кочевые берберы, занимавшиеся разбоем, еще прежде находились в тесных сношениях с мусульманами. Берберы, к потомкам которых принадлежат известные в наше время кабилы, были тем самым народом, который под именами нумидийцев или мавританцев так часто упоминается в римской истории. По своему образу жизни и нравам берберы имели большое сходство с аравийскими бедуинами, и так же как последние ненавидели все народы, жившие в городах и в постоянных жилищах. Эти общие черты национального характера способствовали их сближению с арабами. Когда в правление Омара Амр, идя с войском в Барку, пришел в первый раз в столкновение с некоторыми племенами берберов, они прислали к нему послов; которых он велел отправить к халифу в Аравию. Омар и его приближенные поняли всю важность союза с берберами для распространения границ государства. Они ласково приняли послов, и, применив к ним одно изречение пророка, заставили арабов считать их за давно обещанных союзников и своих единоплеменников. Когда эти послы, отвечая на вопрос Омара, сказали, что они пастухи и ненавидят оседлую жизнь, он воскликнул, что понимает теперь слова пророка, которыми он утешал его во время скорби о медленном распространении ислама: «Не плачь, Омар, Бог дарует нам наконец союзников в одном из африканских народов, у которого нет ни городов, ни постоянных жилищ, ни рынков». Вероятно, арабы видели в потомках нумидийцев единоплеменников одного из известных им народов, жившего у Красного моря и походившего на берберов своим именем и нравами, а потому и смешали их имена. По крайней мере, наименование берберов появляется в Африке только со времени завоевания её арабами. Впоследствии, союз с берберами проложил мусульманам путь до самого Атлантического океана.

Границы халифата к моменту смерти Османа (656)

Недовольство против Османа продолжало постоянно возрастать, и наконец привело к открытому восстанию. Предводители недовольных собрались из различных провинций в Медину, чтобы принудить халифа к перемене системы управления. Их прибытие поставило Османа в чрезвычайно затруднительное положение; он всеми силами старался успокоить их, но сумел достичь этого только при посредничестве Али. Осман изъявил раскаяние и обещал исполнить все, что от него требовали, однако тотчас после отъезда предводителей недовольных отменил все распоряжения, сделанные по их требованию. Тогда вожди оппозиции, возглавляемые сыном бывшего халифа Абу Бакра, Мухаммедом, вернулись в Медину, но на этот раз уже в сопровождении более тысячи самых энергичных революционеров. Проникнув в город, они напали в мечети на халифа и его приверженцев, нанесли ему множество ран. Ошеломленный ударом камня Осман был унесен без чувств домой. После того революционеры несколько недель сряду осаждали халифа в его жилище, поначалу не решаясь убить его. Наконец, быть может, из опасения, что наместник Сирии и член того же рода Омейядов Муавия явится с войском на его защиту, заговорщики подожгли жилище халифа Османа, ворвались туда через соседний дом, и убили 82-летнего старика (656 г.).

Недовольные провозгласили халифом двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. Али формально не был соучастником убийства предшественника, но, по многим признакам, не хотел и препятствовать ему, хотя мог бы это сделать, благодаря своему влиянию, когда Осман три недели осаждался в своем доме.

Колодец «Рума»

На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка (мир ему и благословение) расположено место, которое сегодня известно как колодец Усмана (да будет доволен им Аллах), а во времена называлось «биру Рум».

Это место уже более 1400 лет наполнено неиссякаемой милостью. Это благодать третьего праведного , образца жертвенности и щедрости, качеств, отличавших этого человека.

В районе Вади Эль-Акик расположен сад с колодцем, занимающим особое место в истории Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Это колодец рума.

История этого колодца напрямую связана с событиями (переселения) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды.

Колодцем владел человек, который никому не позволял пользоваться им бесплатно.

Вода в нём была вкусная, её очень любил Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца.

Все платили за воду одному человеку, владевшему колодцем «Рума», так как это был единственный пресный источник в этой местности.

Когда об этом узнал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), самый богатый и щедрый из сподвижников, он выкупил колодец за 35 тысяч дирхемов и отдал его во всеобщее пользование (вакф).

Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк. Позже его стены отстроили и многое изменили.

Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Жизнеописание Усмана (да будет доволен им Аллах) представляет собой типичный пример судьбы, облагороженной Исламом. Пророк (мир ему и благословение) придавал огромное значение развитию в сподвижниках их положительных качеств.

Пророк (мир ему и благословение) поручал каждому сподвижнику именно то дело, к которому был предрасположен. К примеру, он использовал богатство и щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах), поручая ему вопросы даров и подношений. Ведь такие качества, как щедрость, готовность помочь, сострадание проявились в Усмане (да будет доволен им Аллах) в полной мере.

Говорят, что Усман (да будет доволен им Аллах) родился и вырос в Таифе, и это оказало определённое влияние на формирование его личных качеств.

Где бы ни родился Усман (да будет доволен им Аллах) – в Мекке или в Таифе, бесспорно то, что он рос в богатой семье, которая вела обширную торговлю.

Омейядская ветвь курайшитов соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на Абдуманафе. Она занимала видное место в Мекке.

Во времена джахилийи курайшиты делились на несколько групп или родов, самым крупным из которых считался род Хашима, затем Махзума и т.д. Омейяды были одним из таких родов, принадлежа, таким образом, к верхушке мекканской знати.

Курайшиты очень любили Усмана (да будет доволен им Аллах). Существовала даже поговорка: «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана». Это ясно показывает, какое место он занимал в сердцах соплеменников.

Усман (да будет доволен им Аллах) принял Ислам почти сразу после ниспослания пророчества, в возрасте 30 лет. Важную роль в этом сыграл (да будет доволен им Аллах).

Когда Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, на него ополчился его дядя, требуя, чтобы он вернулся к религии предков. Но Усман (да будет доволен им Аллах) был непреклонен и защищал свою веру; в конце концов, её принял и дядя.

Переселение в Эфиопию

Когда первые мусульмане подверглись сильным притеснениям со стороны курайшитов, Усман (да будет доволен им Аллах) был в числе первых мухаджиров в Эфиопию.

Их путь пролегал к гавани Шуайба, к юго-западу от Мекки.

Сподвижники – Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и ещё 12 мусульман, в том числе его жена Рукийя, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вышли в этом направлении, к порту Шуайба. Там они наняли два маленьких судна и направились в Эфиопию.

По этой же дороге мусульмане совершили и второе переселение в Эфиопию, так как в то время это была основная дорога, а Шуайб был основным портом.

Слова Пророка (мир ему и благословение) «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману» свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) высоко ценил его благородство.

После переселения в Медину Усман (да будет доволен им Аллах) помогал мусульманам и Пророку (мир ему и благословение), деля с братьями по вере всё, чем владел.

Он участвовал во всех сражениях. Единственным сражением, в котором он не принял участие, была битва при Бадре, так как Пророк (мир ему и благословение) оставил его ухаживать за своей заболевшей дочерью.

Худайбия

Последующие события, произошедшие в Худейбийе, привели к клятве «Ридван» и худейбийскому перемирию. Эта клятва напрямую связана с Усманом (да будет доволен им Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), прибыв в Худейбийю, послал Усмана (да будет доволен им Аллах) к курайшитам, зная, что они его уважали.

Когда Усман (да будет доволен им Аллах) задержался в Мекке, пошёл слух, что язычники его убили. Мусульмане решили отомстить и присягнули Пророку (мир ему и благословение), принесли известную присягу.

С того места, где расположились мусульмане, желавшие совершить паломничество, Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) отправился послом к неверным. Сначала Пророк (мир ему и благословение) хотел послать (да будет доволен им Аллах), но тот посоветовал отправить Усмана (да будет доволен им Аллах) из-за уважения, которым он пользовался у курайшитов.

Многобожники поприветствовали его и сказали: «Соверши таваф вокруг Каабы». Но он отказался, сказав: «Нет, пока не совершит Пророк (мир ему и благословение)».

И начались переговоры. Когда пошел слух, что Усман (да будет доволен им Аллах) убит в Мекке, и Пророк (мир ему и благословение) захотел отомстить за него, к западу от Мекки, была принесена присяга, известная как клятва Ризван или клятва под деревом, да будет Аллах доволен мусульманами, давшими её.

Во время принесения присяги сподвижники, складывали свои ладони, один поверх другого. И когда это осталось сделать только Усману (да будет доволен им Аллах), вместо него свою руку положил Пророк (мир ему и благословение).

Щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах)

При жизни Пророка (мир ему и благословение) и в последующем Усман являлся образцом щедрости и готовности помочь в трудную минуту. Это особенно ярко проявилось на 9 году Хиджры, при подготовке к походу на Табук, когда он снарядил бедных мусульман, выступивших против объединённой армии византийцев.

Поход на Табук был одним из самых трудных для мусульман.

Усман (да будет доволен им Аллах) снарядил армию бедняков, всех до единого. Он снабдил их всех копями, оружием, едой – всем необходимым.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

Когда мечеть Пророка (мир ему и благословение) стала тесной, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пожелал приобрести рядом с ней землю для расширения, и Усман (да будет доволен им Аллах) купил её.

Пока земля, купленная Усманом, находится в пределах мечети, а это так и по сей день, иншаалах, он получит награду за каждый поклон, за каждую суджда, сделанные на нем мусульманами.

Усман был хорошим помощником Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими всеми Аллах), являлся одним из членов совета Шуры. После убийства Умара он был избран халифом в возрасте 68 лет.

Достоинства Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах)

Усман бин Аффан, прозванный «обладателем двух сияний». Обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение). Вторую дочь Пророка (мир ему и благословение) он взял в жены после смерти первой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана».

Он был одним из тех восьмерых, которыми был доволен Пророк Мухаммад (мире ему и благословение). Двое умерли, осталось шестеро. Из их среды и избрали халифа. Выбирали между Усманом и . Всё решил Абдуррахман ибн Авф, который сказал: «Я посоветовался со всеми, даже с теми, кто проходил по улицам, и убедился, что все отдают предпочтение Усману».

Он был старше, очень щедрым и являлся одним из чтецов.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) было завоёвано много стран; был основан военно-морской флот, захвативший Кипр.

К достижениям Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) относится и то, что он продолжил завоевания Умара (да будет доволен им Аллах). Исламское государство продолжало расширятся. Началась эпоха морских завоеваний, исламское государство превратилось в морскую державу.

Одним из самых больших его достижений было составление 4 копий Корана, которые отвезли в центры областей халифата. Все они были копиями экземпляра, собранного во время Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Это было вершиной его блестящей деятельности: он составил несколько копий Корана и раздал их по крупным областям, дабы они стали основным источником для копирования и изучения Книги Всевышнего.

Усман (да будет доволен им Аллах) продолжил и развил многие начинания Умара и особое внимание уделил судебным делам.

Усман (да будет доволен им Аллах) был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) его финансовая политика и расширение государства привели к росту общего благосостояния и распространению роскоши. Сподвижники, привыкшие к аскетизму, не могли быть этим довольны.

В среде мусульман начало проявляться недовольство, определённую роль в этом сыграло и коварство врагов.

Всё это привело к тому, что известно в истории Ислама под названием «Великая смута», которая началась с убийства Усмана (да будет доволен им Аллах).

Заговор против Усмана (да будет доволен им Аллах) и его убийство

Это был заговор определённых лиц, которые смогли воздействовать на некоторых мусульман, но не на сподвижников Пророка (мир ему и благословение). В убийстве Усмана (да будет доволен им Аллах) не участвовал ни один сподвижник.

Одним из самых ярых подстрекателей был тайный иудей Абдула ибн Саба. Своими интригами он смог натравить группу людей на Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

Достоверно, что Абдулла ибн Саба был иудеем, родом из Саны (Йемен). Его называли ибн Савда (сын чёрной). Он притворялся мусульманином и, переезжая с одного места в другое, собрал вокруг себя сторонников и распространил среди них много нечестивых нововведений, которые принесли вред исламскому обществу.

Усман (да будет доволен им Аллах) мог подавить недовольных силой, но вместо этого прибегнул к диалогу. Он обсуждал со своими противниками их доводы, но они продолжали свои козни, закончившиеся его убийством.

Усман (да будет доволен им Аллах) дал приказ не применять силу оружия против кого-либо, чтобы не говорили: «Усман убивает людей».

Так что они смогли добраться до Усмана (да будет доволен им Аллах) и убить его во время чтения, так что его кровь капала на Коран, на слова аята: «Им достаточно Аллаха».

Они ударили и его жену, защищавшую своего мужа.

Усман был убит невинно. После Умара (да будет доволен им Аллах) он стал вторым убитым халифом. Похоронили его на кладбище Баки.

Кладбище Баки, как вы знаете, является очень важным для мусульман.

Говорят, что там похоронены десятки тысяч сподвижников. Это достоверно известно. Каждый мусульманин желает быть похороненным здесь, рядом со сподвижниками, на этом благословенном кладбище.

Величайшим из покоящихся здесь мусульман после Пророка (мир ему и благословение) и похороненных в его комнате Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) является Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

Усман (да будет доволен им Аллах) умер на 82-м году жизни, но история сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилостивится Аллах над обладателем двух нуров и да будет доволен им, и да приведёт его к довольству.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»