Главная · Электробезопасность · Преподобный Гавриил (Ургебадзе). Гавриил (Ургебадзе): предсказания о последних временах и духовные наставления

Преподобный Гавриил (Ургебадзе). Гавриил (Ургебадзе): предсказания о последних временах и духовные наставления

Мир-ское имя от-ца Гав-ри-и-ла - Го-дерд-зи Ур-геб-ад-зе. Ро-дил-ся он 26 ав-гу-ста 1929 го-да в Тби-ли-си, в се-мье убеж-ден-но-го ком-му-ни-ста. Отец ра-но скончaлся, и род-ные на-зывaли мaльчикa от-цов-ским име-нем - Вaси-ко.

Уве-ро-вал в Бо-га в дет-стве. Од-на-жды со-сед-ки ру-га-лись, и од-на из них ска-за-ла: "Ты ме-ня рас-пя-ла, как Хри-ста". Маль-чи-ку ста-ло ин-те-рес-но, что это зна-чит - "рас-пять" и кто та-кой Хри-стос. Взрос-лые от-пра-ви-ли ре-бен-ка в цер-ковь, где сто-рож по-со-ве-то-вал ему про-чи-тать Еван-ге-лие. Он на-ко-пил де-нег, ку-пил Еван-ге-лие и через несколь-ко лет знал текст прак-ти-че-ски на-изусть.

Же-ла-ние мо-на-ше-ства воз-ник-ло в нем еще в юные го-ды. Поз-же ста-рец го-во-рил: "Боль-ше-го ге-ро-из-ма, чем мо-на-ше-ство, нет". Мать его дол-гое вре-мя бы-ла про-тив стрем-ле-ния сы-на к мо-на-ше-ству, но под ко-нец жиз-ни при-ми-ри-лась с его вы-бо-ром, а за-тем и са-ма при-ня-ла по-стриг и был по-хо-ро-не-на в мо-на-сты-ре Сам-тав-ро.

Мо-на-ше-ский по-стриг он при-нял в 26 лет, по-лу-чив имя пре-по-доб-но-го Гав-ри-и-ла Афон-ско-го - стар-ца, ко-то-рый про-шел по во-де и при-нес на афон-ский бе-рег при-плыв-шую по мо-рю Ивер-скую ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри. Отец Гав-ри-ил осо-бо по-чи-тал чу-до-твор-ный спи-сок Ивер-ской, хра-ня-щий-ся в мо-на-сты-ре Сам-тав-ро.

Во дво-ре сво-е-го до-ма на тби-лис-ской ули-це Тет-риц-ка-рой-ской отец Гав-ри-ил по-стро-ил мно-го-гла-вую цер-ковь. Он воз-во-дил ее сво-и-ми ру-ка-ми и за-кон-чил око-ло 1962 го-да. Ико-ны для этой церк-ви отец Гав-ри-ил на-хо-дил на го-род-ских свал-ках, ку-да в те го-ды сво-зи-ли и вы-ки-ды-ва-ли вме-сте с му-со-ром мно-го-чис-лен-ные свя-ты-ни. Ино-гда он це-лы-ми дня-ми бро-дил по свал-кам. У него бы-ла неболь-шая ма-стер-ская, где он очи-щал ико-ны, де-лал им окла-ды из раз-ных ма-те-ри-а-лов. Сте-ны его церк-ви сплошь бы-ли уве-ша-ны об-ра-за-ми. Да-же фо-то-гра-фии и изо-бра-же-ния икон из свет-ских жур-на-лов он по-ме-щал в ра-моч-ки.

1 мая 1965 го-да во вре-мя де-мон-стра-ции иеро-мо-нах Гав-ри-ил сжег 12-мет-ро-вый порт-рет Ле-ни-на, вы-ве-шен-ный на зда-нии Вер-хов-но-го Со-ве-та Гру-зин-ской ССР, и стал про-по-ве-до-вать со-брав-шим-ся лю-дям Хри-ста. Его за это силь-но из-би-ли и по-са-ди-ли в изо-ля-тор КГБ Гру-зии. На до-про-се отец Гав-ри-ил го-во-рил: он это сде-лал по-то-му, что "нель-зя бо-го-тво-рить че-ло-ве-ка. Там, на ме-сте порт-ре-та Ле-ни-на, долж-но ви-сеть Рас-пя-тие Хри-ста. Сла-ва не нуж-на че-ло-ве-ку. На-до пи-сать: «Сла-ва Гос-по-ду Иису-су Хри-сту»". В ав-гу-сте то-го го-да был по-ме-щён в пси-хи-ат-ри-че-скую боль-ни-цу на об-сле-до-ва-ние. Там был при-знан су-ма-сшед-шим. Стар-цу по-ста-ви-ли ди-а-гноз: "пси-хо-па-ти-че-ская лич-ность, ве-рит в Бо-га и ан-ге-лов". Ему вы-да-ли "бе-лый би-лет".
Впо-след-ствии цер-ков-ные иерар-хи, в уго-ду свет-ским вла-стям, не раз-ре-ша-ли ему за-хо-дить в цер-ковь, не пус-ка-ли на служ-бы, про-го-ня-ли. У ба-тюш-ки не бы-ло воз-мож-но-сти при-ча-стить-ся, а он же-лал это-го всей ду-шой. Он мог по несколь-ко дней об-хо-дить-ся без еды, по-дол-гу не спать, но очень тя-же-ло пе-ре-но-сил невоз-мож-ность от-чуж-де-ние от церк-ви. Ста-рец ча-сто от бес-си-лия пла-кал, от-кры-вая ду-шу сво-им сест-рам.

В 1980-е го-ды по-се-лил-ся в мо-на-сты-ре Сам-тав-ро. В по-след-нее вре-мя он жил в круг-лой башне. Мо-на-хи-ни неко-то-рое вре-мя удив-ля-лись чу-да-че-ствам ба-тюш-ки, по-ка не уви-де-ли в них осо-бый по-двиг. По-на-ча-лу им ка-за-лось стран-ным, что он ка-кое-то вре-мя жил в ку-рят-ни-ке, где бы-ли боль-шие ще-ли, зи-мой хо-дил бо-си-ком. По-том сест-ры ста-ли чув-ство-вать, что от него ис-хо-дит необык-но-вен-ная лю-бовь: он лю-бит всех. Ча-сто ста-рец кри-чал на се-стер, тре-бо-вал от них по-слу-ша-ния, за-став-лял что-то де-лать или мог за-ста-вить их есть из гряз-ной по-су-ды. Но оби-жать-ся на него бы-ло невоз-мож-но - в его гла-зах све-ти-лась неж-ная лю-бовь.

Игу-ме-нью Фе-о-до-ру, ко-гда она бы-ла еще мо-на-хи-ней, он брал с со-бой в Тби-ли-си и за-став-лял по-про-шай-ни-чать. Они вдво-ем про-си-ли ми-ло-сты-ню, а по-том ста-рец раз-да-вал всё ни-щим. Ес-ли они воз-вра-ща-лись на так-си, он мог на-кри-чать на так-си-ста и со-всем не дать де-нег, а мог и за-пла-тить во мно-го раз боль-ше.

В Страст-ную сед-ми-цу из его ке-льи до-но-сил-ся по-сто-ян-ный плач. Неко-то-рые ви-де-ли, как во вре-мя мо-лит-вы он под-ни-мал-ся над зем-лей на 40-50 сан-ти-мет-ров и от него ис-хо-дил свет. Ве-ру-ю-щие лю-ди по-чи-та-ли от-ца Гав-ри-и-ла ве-ли-ким по-движ-ни-ком, они при-хо-ди-ли к нему как к жи-во-му свя-то-му.

Отар Ни-ко-ла-и-шви-ли был ду-хов-ным ча-дом ба-тюш-ки и ча-сто про-во-дил вре-мя в его ке-лье. Од-на-жды отец Гав-ри-ил неожи-дан-но ска-зал ему, что на-до сей-час же, сроч-но ехать в мо-на-стырь свя-то-го Ан-то-ния Март-коп-ско-го. Отар сму-тил-ся: ма-ши-на не на хо-ду, с ней про-бле-мы. Ба-тюш-ка на-сто-ял, и они кое-как по-еха-ли. До-ро-га ста-ла под-ни-мать-ся в го-ру, ав-то-мо-биль "за-каш-лял и за-чи-хал", но ста-рец вдруг ска-зал: "Сы-нок, ты не бес-по-кой-ся, с на-ми на зад-нем си-де-нье едет сам пре-по-доб-ный Ан-то-ний Март-коп-ский, но ты не обо-ра-чи-вай-ся". И ма-ши-на вдруг так рва-ну-ла впе-ред, что во-ди-те-лю при-шлось да-вить на тор-мо-за. Ко-гда они въе-ха-ли в мо-на-стыр-ские во-ро-та, ма-ши-на тут же за-глох-ла. В это же вре-мя ту-да во-шли несколь-ко во-ору-жен-ных лю-дей, агрес-сив-но на-стро-ен-ных. Ста-рец тут же вы-шел впе-ред и ска-зал: "Стре-ляй-те в ме-ня". Это сму-ти-ло и отрез-ви-ло бан-ди-тов, и они по-ки-ну-ли оби-тель.

Отец Гав-ри-ил умер 2 но-яб-ря 1995 го-да от во-дян-ки. По за-ве-ща-нию стар-ца его те-ло обер-ну-ли в ци-нов-ку и пре-да-ли зем-ле там, где под-ви-за-лась свя-тая Ни-на.

24 де-каб-ря 2012 го-да ре-ше-ни-ем Свя-щен-но-го Си-но-да Гру-зин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви ста-рец Гав-ри-ил про-слав-лен в ли-ке свя-тых как пре-по-доб-ный. Это про-изо-шло в неве-ро-ят-но ко-рот-кий срок по-сле его кон-чи-ны — через 17 лет.

22 фев-ра-ля 2014 го-да бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ные мо-щи свя-то-го.

25 де-каб-ря 2014 го-да Свя-щен-ный Си-нод Рус-ской пра-во-слав-ной церк-ви по-ста-но-вил «вклю-чить в ме-ся-це-слов и Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви имя пре-по-доб-но-го Гав-ри-и-ла Сам-та-врий-ско-го с уста-нов-ле-ни-ем празд-но-ва-ния его па-мя-ти 2 но-яб-ря, как это уста-нов-ле-но в Гру-зин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви».

Мцхета – древняя столица Грузии. Этот маленький городок привлекает туристов и паломников. И недаром. Здесь находятся известные монастыри: Джвари, Зедазени, Светицховели, Самтавро. Именно в женский монастырь Самтавро непрерывной струйкой течет поток страждущих людей. Они едут на могилу старца Гавриила (Ургебадзе), прославленного в лике святых Грузинской Церковью 20 декабря 2012 года. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины – через 17 лет.

Старца называли «большой любовью ХХ века». Он часто носил на груди табличку «Человек без любви – как кувшин без дна».

Человек, наполненный любовью

Aliis inserviendo consumor.
(Служа другим, расточаю себя.)
Латинская пословица

Преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) родился 26 августа 1929 года. Его мирское имя было Годердзи. Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а впоследствии и сама приняла постриг. Она тоже похоронена в монастыре Самтавро.

Уверовал Годердзи еще в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит – «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.

Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». И всей своей жизнью он доказывал это.

Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского – старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.

Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те безбожные годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки.

1 мая 1965 год во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: ”Слава Господу Иисусу Христу”». В августе 1965 года отца Гавриила поместили в психиатрическую больницу на обследование. Здесь он был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Ему выдали «белый билет». Но затем с ним происходили еще более страшные вещи. Церковные иерархи, в угоду властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но жить без церкви он не мог. И старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.

В Самтавро отец Гавриил поселился в 1980-е годы, в последнее время он жил в круглой башне. Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком… Поведение старца не укладывалось ни в какие рамки, не соотносилось ни с каким из человеческих понятий. Но потом стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно – в его глазах светилась нежная любовь.

Игуменью Теодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.

В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому. Когда старец принимал многочисленных гостей, то всегда следил, чтобы на столе был «профессор» – так он называл красное вино. Щедро угощая людей, он сам почти ничего не ел. Батюшка говорил, что надо питаться Божественной любовью, а не только продуктами.

Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль «закашлял и зачихал», но старец вдруг сказал: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.

По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина. Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года от водянки. Он очень страдал от болей, но никак не показывал этого.

После его смерти на могиле стало происходить неисчислимое количество исцелений. Старца глубоко почитает вся Грузия.

Из высказываний старца

Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врожденный талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать.

Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить.

Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела – это есть любовь.

Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди – больше этого нечего нет.

Завещание архимандрита Гавриила

Слава Христу Богу!

От Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II испрашиваю прощения и благословения. Всему священническому и иноческому чину оставляю свое благословение и прощение-примирение. Бог есть Любовь, но хоть и много я постарался, однако достичь любви к Богу и ближнему, по заповеди Господней, я не смог. В любви заключается всё обретение человеком Царствия Небесного в этом видимом мире и унаследование Вечности (Вечной Жизни). Похороните меня без гроба, в мантии. Будьте добрыми и смиренными; во смирении нашем помянул нас Господь, ибо смиренным дарует благодать. Перед каждым Богом рожденным человеком будьте со смирением, добротою и любовью. Любовь ко всем уношу я с собой – и к православному люду, и ко всякому Богом рожденному человеку. Цель жизни и всего этого видимого мира есть обретение Царствия Божия, приближение к Богу и унаследование Вечной Жизни. Этого и желаю я всем вам. С благословением моим оставляю вас, да не потеряет никто великую милость Божию и да удостоятся все обретения Царствия. Несть человек, иже жив будет и не согрешит. Один я великий грешник, всячески недостойный, зело немощный. От всей моей любви молю вас всех: проходя мимо моей могилки, испросите прощение мне грешному. Прахом был я, в прах и возвратился.

Молитва старца Гавриила

Господи, молю Тебя, с небес услыши нас, призри на нас, подай милость Свою, с миром отпусти нас, чтобы ходили по Твоему пути, исполняли заповеди Твои и отрекались от зла. Научи нас, Господи, молиться пред Тобою и исполнять Твой святой закон, чтобы сердце наше стало преданным Тебе и всем нам жить по святому закону Твоему.

В Великую субботу на канале "Культура" прошел цикл из четырех фильмов о современных старцах. Герой одного из них - преподобноисповедник архимандрит Гавриил (Ургебадзе) был прославлен 20 декабря прошлого года Грузинской Церковью в лике святых. Для Грузии он как старец Паисий. Его подвиги, искренность и бесстрашие в проповеди Христа беспримерны. Публикуем фоторепортаж из Самтаврийского монастыря, где похоронен святой, и архивные снимки.

Старец молился о своей родной стране так, как апостол Павел о еврейском народе. Его видели на коленях просящим Бога: «Меня прими в жертву, а Грузию - спаси!». Он жил в атеистическом СССР, но, казалось, ему были совершенно неведомы ни страх, ни ложь. Сам он старался казаться простым сумасшедшим, но всей своей жизнью проповедовал. Проповедовал Христа Распятого.

В своем желании рассказать людям о Христе он не знал страха. В 1965 году сжег портрет Ленина во время Первомая, чтобы «уничтожить идола». В 1970-е он мог на проспекте Руставели (главной улице Тбилиси), воздев руки к небу, призывать народ открывать церкви. Старец любил оперу, но во время спектакля мог подняться на сцену и начать проповедовать. В 1990-е годы, во время противостояния войск Звияда Гамсахурдия и формирований Джабы Иоселиани «Мхедриони» он мог выйти к вооруженным боевикам и выгнать их из монастыря, потому что считал войну братоубийстенной.

Для Грузии старец Гавриил, как для Греции старец Паисий Святогорец. Его так же почитают, многие помнят, как приходили к нему за советом и утешением, у его могилы всегда есть люди, пришедшие за исцелением, про него существует множество живых ярких рассказов.

Преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) родился 26 августа 1929 года. В миру его звали Говердзи, но обычно его называли Васико, в память о рано умершем отце. Мать отца Гавриила долгое время была против его стремления к монашеству, но под конец жизни примирилась с выбором сына и сама приняла постриг. Она была похоронена в монастыре Самтавро. Уверовал Васико еще в детстве. Однажды соседки ругались и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит «распять» и Кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Васико накопил денег, и Евангелие купил. Через несколько лет он знал текст практически наизусть. Желание монашества возникло в нем еще в детстве. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество нет». Можно сказать, что всей своей жизнью он доказал это.


30 января 1955 года Годердзи Ургебадзе был рукоположен в сан диакона, 27 февраля принял монашество с именем Гавриил (Габриэл), а вскоре был рукоположен в сан иеромонаха. Монашеское имя он выбрал себе сам. Так указано в прошении к епископу Кутаисско-Гаенатскому Гавриилу. Ангелом от пострига стал преподобный Гавриил Афонский, старец который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список «Иверской», хранящийся в монастыре Самтавро


В своем родном доме на тбилисской улице Тетрицкаройской (дом 11) отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками, практически без посторонней помощи, и закончил около 1962 года. Идея строить храмы была ему близка с детства.Еще в детском саду он любил строить из спичек модели церквей. Мальчиком он в одиночку отправлялся в полуразрушенный захламленный собор и очищал его от больших глыб, которые и не всякий взрослый мог бы поднять. Знакомые старца рассказывали, что его отец при Сталине участвовал в разрушении церквей, святой это очень переживал и молился за отца.


Власти много раз пытались снести храм. Шутка ли - как раз во времена хрущевского гонения, когда церкви закрывали, какой-то «сумасшедший» иеромонах взял и самовольно церковь открыл! Однажды уполномоченный приехал к отцу Гавриилу с архиереем, чтобы тот убедил упрямого монаха разобрать храм. Архиерей сказал отцу Гавриилу, что время теперь плохое, "иногда надо отступать" и лучше бы храм разобрать. Старец сотворил послушание и разобрал переднюю стену храма. А через два дня ее восттановил. Его спросили, зачем он это сделал. «Я послушал и разрушил, а теперь хорошее время - и построил», - ответил отец Гавриил. Больше его не трогали


Иконы отец Гавриил собирал на помойках. Как пишет его духовная дочь схиигумения Иоанна (Сихарулиде), на свалки старец отправлялся чуть ли не ежедневно. Благоговейное отношение к святыне у него было с детства. Мальчиком он приходил к знакомым и говорил: «У вас дома (указывал точное место) лежит икона. Или воздайте ей должное уважение, или отдайте мне, и она будет у меня; затем, если вы опять захотите воздать ей должное уважение, придите ко мне, и я с радостью верну ее вам». Некоторым становилось жаль, и они оставляли икону, а некоторые, у кого не было такого желания, отдавали.


Надпись в переводе означает «Терпение». Над входом в храм отец Гавриил поместил надпись «Слава в вышних Богу». Есть в храме и табличка «Свободная Грузия». 1 мая 1965 года, перед демонстрацией, иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его сильно избили. Он предсказал: «Сами же будете потом сносить памятники Ленину». Его посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил сказал: «Я это сделал потому, что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть распятие Христа. Зачем вы пишете: “Слава Ленину”, когда слава не нужна человеку. Надо писать:”Слава Господу Иисусу Христу”». В августе 1965 года отца Гавриила перевели в психиатрическую больницу на обследование. Здесь он находился до августа, пока он не был признан сумасшедшим. К слову, за много лет до того будущий старец-юродивый сам пришел в психиатрическую клинику. После армии его хотели женить, а он с детства твердо хотел стать монахом. Объявить себя сумасшедшим и таким способом расстроить свадьбу - такой он видел выход.


Будущий патриарх Илия II, архимандрит Гавриил и монахини Самтаврийского монастыря. Монастырь, посвященный Преображению Господню, был основан в Мцхете в первой половине XI в. на месте деревянной церкви IV в. Здесь похоронены св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, и обращенный ей в христианство св. равноапостольный царь Мириан. В первый раз отец Гавриил пришел в Самтаврийский монастырь еще в 12 лет. Монахини накормили мальчика, но не позволили остаться. Он провел ночь в молитве у ворот монастыря, прося Матерь Божию оставить его в обители. Через много лет его молитва исполнилась. Впоследствии он много раз бывал в монастыре и с 1987 года стал жить здесь в небольшом домике, бывший курятнике. Он часто уходил из монастыря и в 1990 году переселился в монастырь Шиомгвиме. Здесь ему было видение, от Бога было велено идти в Самтавро и служить для народа. По благословению патриарха Илии II отец Гавриил окончательно поселился в Самтавро


Башня св. Мириана в Самтаврийском монастыре. В ней жил архимандрит Гавриил


Яма, в которой отец Гавриил много раз ночевал. Он вообще отличался крайним нестяжанием. Иногда, чтобы смирить своих духовных чад, старец отправлялся вместе с ними нищенствовать. На собранную милостыню он покупал еду и кормил всех окружающих. Каждый раз, сделав доброе дело, святой начинал юродствовать. Особенно часто он прикидывался пьяницей - выставлял кувшин вина или водку


Про свое юродство старец говорил: «Господь умалит и возвысит. Когда я начинаю считать себя лучше других, то надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество».


Перед смертью отец Гавриил сильно болел, и часто принимал людей, лежа в келии.


Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года, сразу же после того как над ним прочитали канон на исход души. Его похороны состоялись 4 ноября. «Смерть - это преображение. Не бойтесь смерти - бойтесь суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять перед Богом на суде», – говорил архимандрит Гавриил.


Святого похоронили по древнему монашескому обычаю, без гроба, завернутым в циновку. Никто не решался бросить на его тело землю, поэтому ее подсыпали на края могилы, и она постепенно ссыпалась вниз.



Могила старца находится на том месте, где некогда молилась равноапостольная Нина. После Могилу старца посещает множество людей. К нему приходят как к живому - за советом и утешением.


Литию на могиле архимандрита Гавриила (Ургебадзе) совершают патриарх Илия II и архиереи Грузинской Церкви.


Архимандрит Гавриил говорил о патриархе Илии, что у него два креста. Один - Церковь, другой - весь грузинский народ


Монахиня, которая ухаживала за отцом Гавриилом, живет в палатке у могилы своего аввы. Когда приходят на могилу старца, и к ней подходят под благословение, или чтобы просто поговорить, спросить совета


Так выглядит ее палатка внутри


Иконы преподобноисповедника Гавриила стали писать уже вскоре после его смерти.

Отец Гавриил притягивал всех своей христианской жертвенной любовью. Смирением и послушанием всех вел к Царствию Небесному. «Для смиренного любое испытание пройдет мимо. Господь даёт смиренному благодать, без смирения никто не войдет в Царствие Небесное!» - учил старец. Он устраивал нам такие «экзамены» смирения и послушания, что мы зачастую лишь спустя годы догадывались о его замысле. Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь».

Один священнослужитель задал вопрос старцу:

А что такое пост?

Сейчас объясню, - ответил старец и напомнил ему все его грехи, содеянные с детства.

От стыда священнослужитель не знал, куда деться, и стал плакать. Старец внезапно развеселился и предложил ему немного поесть.

Как же я могу сейчас есть, мне так плохо! - ответил он.

Вот это и есть пост. Когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде.

Перед Великим постом батюшка, как правило, коленопреклоненно молился о прощении грехов на амвоне Преображенского храма. Если он кого-то гневно обличал, а тот до вечера не приходил за прощением, то сам шел к нему и просил прощения.

Когда я была его келейницей, мирские страсти во мне исчезали. Я чувствовала, что во мне усиливались разумные помыслы и чувство сострадания. Он удивительным образом руководил мною. Иногда у меня было ощущение такой легкости, будто я витаю в воздухе. Тогда батюшка начинал смирять меня. А когда я чувствовала тяжесть на душе, будто весь мир повисал на моих плечах и я погибала, он с юмором утешал меня:

Терпи, терпи, матушка: кто вытерпит до конца, тот и победит!

К батюшке пришли за благословением муж с женой. Жена была беременна. Отец Гавриил стал наставлять их жить христианской жизнью, не раздражаться, следить за своей речью, т.к. ребёнок всё слышит.

Муж ему возразил:

Что вы говорите, отец Гавриил: разговор не услышишь за стеной, а ребёнок слышит в животе?

Значит, не верите? - сказал отец Гавриил и, повернувшись к матери, громко спросил ребенка: «Чадо, тебя спрашиваю, разве не слышишь ты слово Божье?» Ребёнок так резко стал дергаться в животе, что, схватившись за живот, мать поспешно вышла из кельи.

К старцу прибыли гости со Святой Горы. Отец Гавриил подарил одному из них икону святого, имя которого тот носил. Удивленный гость коленопреклоненно попросил старца поехать на Святую Гору Афон, где он ни в чем не будет нуждаться. Отец Гавриил сказал: «Я свою Грузию на Афон не променяю». Этим монахом был игумен Ксиропотамского монастыря.

Было 6 часов вечера, я сидела у старца в келье. Внезапно он велел мне выйти и оставить его одного: «Сейчас нельзя на меня смотреть!». Я поспешно направилась к выходу. Оглянувшись, увидела, что его лицо озарилось, излучая солнечные лучи.

Как-то к старцу пришла женщина и сказала:

Вы меня от смерти спасли, позвольте мне отблагодарить вас.

Она рассказала нам следующую историю:

Я живу у кладбища, в старом домике. Ночью ко мне ворвались бандиты. От страха я стала звать на помощь отца Гавриила. Случилось чудо: старец появился мгновенно, с дубинкой стал гнаться за ними. Напуганные бандиты бежали, потеряв голову, а старец исчез так же внезапно, как и появился.

Тяжело больной отец Гавриил однажды заявил мне:

Сейчас пойду в Шавнабадский монастырь.

Я подумала, он шутит.

Через некоторое время спросила:

Батюшка, побывали в Шавнабада?

Да, побывал. Когда пришел, у них трапеза была, там всё нормально.

А вас не видели? - спросила я опять.

Нет, откуда? Если бы увидели, удивились бы, да и я не хотел им показываться.

А что отец Шио делал? - спросила я.

Людей считал, - ответил старец.

Через несколько дней пришел к отцу Гавриилу настоятель Шавнабадского мужского монастыря архимандрит Шио.

Я его спрашиваю:

Много вас в монастыре?

Не знаю: одни приходят, другие уходят. Я их считаю обычно во время трапезы.

Отец Гавриил посмотрел на меня многозначительно и улыбнулся. Я была потрясена.

Тяжело больной отец Гавриил попросил отвести его в храм. Перед иконой Богоматери он коленопреклоненно, со слезами на глазах, молил Пресвятую Богородицу: «Прими меня в жертву, Матерь Божья, только спаси мою Грузию!» Когда боль о судьбе Родины особо одолевала старца, он звал меня и просил спеть колыбельную.

Горе тому монаху или священнику, кто не живет, страдая за свой народ.

Когда взамен любви к ближнему он получал оскорбления, насмешки и унижения, я с удивлением спрашивала его: «Неужто все ещё любите их?» А он грустно отвечал: «Я их теперь ещё больше жалею и люблю».

Как правило, он никогда не заставлял посетителей ждать себя: «Как можно быть спокойным, если кто-то ждёт тебя? Сердце хорошего монаха должно быть таким же чутким, как у женщины».

В свою маленькую келью он заводил всех без исключения и проповедовал им Божию благодать и любовь: «Сердце сильное, а тело немощное. Не заботьтесь о теле, спасайте душу. Кто победит чревоугодие и празднословие, тот уже на правильном пути. Первым делом ищите Царствия Небесного, а остальное само собой приложится», - напоминал он слова Священного Писания.

Однажды старец задал нам вопрос:

Что значит «Молитва зачтется за грех»?

Наверное, неправильно молились, - ответили мы.

Нет, правильно молились - сказал старец.

Наверное, молитва не исходила из сердца…

Из сердца исходила!!!

Наверное, рассеянно молились.

Тоже мне, возомнили, стали святыми, рассеянность каждому из нас присуща.

Не угадав, мы попросили старца пояснить нам.

Сейчас объясню, - сказал батюшка.

В это время пришел к нему один верующий за благословением. Отец Гавриил попросил его оказать услугу, но молодой человек отказал ему в ней, ссылаясь на занятость: - Сейчас не могу, а потом посмотрим, - и удалился с этими словами.

Сейчас он пойдёт и будет молиться пять часов подряд, а примет ли Господь его молитву, если он отказал мне в помощи? Не будете заповедей Божиих соблюдать - нечего и Бога беспокоить вашими долгими молитвами, не услышит вас Господь, да и молитва ваша сочтется вам во грех. Добрые дела откроют двери рая, смирение введет вас в рай, а любовью узрите Бога. Если за молитвой не следуют добрые дела, молитва мертва, - говорил старец.

Батюшка привел нам пример из своей жизни, связанный с грехом осуждения:

В алтаре осуждали священника, который был одержим страстью пьянства, и я осудил его в присутствии Патриарха, желая показать свою безупречность, хотя я и не знал этого священника.

Дома у нас всегда было вино. Захотелось выпить. Выпив стакан вина, я отправился в Сионский собор. Зайдя в алтарь, почувствовал, что хмель одолел меня, я споткнулся, чуть было не упал. Патриарх успел удержать меня, хотя вроде бы никто этого не заметил, но я хорошо понял, что получил урок.

Чем осудишь, тем и осужден будешь. Когда осуждаешь кого-то, знай: осуждаешь самого Бога.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе) Фото: pravoslavie.ru

Однажды к старцу пришел молодой человек. Посмотрев на него пристально, старец сказал: «Я не вижу твоей души, иди и сейчас же прими Святое Таинство Причащения, да спасет тебя Божественная Благодать Божия!»

Молодой человек выполнил благословение и причастился в тот же день. К вечеру к нему пришли друзья и предложили принять участие в застолье, на что он отказался из-за Причастия. Друзья вместо него взяли другого, и тот погиб в этот же вечер вследствие случившейся аварии.

Отец Гавриил был в гостях в одной семье, куда пришел юноша. Посмотрев на него, отец Гавриил сказал: «Чадо, тебя ждёт несчастье, иди ко мне, я тебя благословлю и отведу твою беду». Юноша подошел для благословения. Спустя некоторое время случайная пуля слегка задела его, но он остался цел и невредим.

Как-то после литургии верующие вышли из церкви, приняв благодать, но, увидев бродячую собаку, стали бросать в нее камни. Отец Гавриил с горечью заметил:

Ну, и верующие, лучше было бы им вовсе не приходить в церковь и не выстаивать службу, притворяясь, что молятся.

Отец Гавриил любил сидеть на верхней ступеньке лестницы, ведущей к башне. Как-то по лестнице поднимался священник. Отец Гавриил повернулся ко мне и сказал:

Хочешь, я сейчас этого батюшку встряхну?

Я испугалась: отец Гавриил обратился к нему, используя самые нецензурные выражения.

Священник остановился и спокойно ответил:

Отец Гавриил, я гораздо хуже.

Старец с любовью обнял священника и сказал:

Ты истинный брат мой!

Бывало, отец Гавриил вынесет кувшин с вином перед кельей, накроет полотенцем и делает вид, будто прячет его. Этим он создавал видимость, что вино - его слабость.

Отец Гавриил предупредил нас, чтобы, когда он умрет, мы его не клали в гроб, а гроб он велел оставить для матери, добавив:

Случается, что покойника в тот же день хоронят.

Эти слова осели в моей памяти.

Спустя пять лет после кончины старца скончалась его мать монахиня Анна. Она скончалась в Великую Среду, в 8 часов вечера. На следующий день на Литургии известили Святейшего, и было дано благословение похоронить мать отца Гавриила в тот же день.

Невольно пришли на память слова старца. Он за пять лет вперед предвидел, что его мать похоронят в течение одного дня.

Во время пострига одной монахини батюшка сокрушался:

Чадо, чадо, как мне жаль тебя, какой тяжелый крест берешь на себя!

Прошло время, и эта монахиня ушла из монастыря и вернулась в мир.

Старец очень любил оперу «Даиси». Бывало, ходил в оперный театр. Особенно любил сцену, когда Патриарх благословляет народ. Хотя роль Патриарха исполнял актер, и шел спектакль, отец Гавриил всегда вставал при его появлении.

Однажды актер растерялся, спектакль был временно приостановлен. Отец Гавриил, воспользовавшись суматохой, поднялся на сцену и стал проповедовать о Христе.

Однажды к старцу пришла девушка и рассказала, что у них в доме постоянные ссоры и скандалы, и брат убежал из дома.

«Старец сразу же поехал к нам домой. Вошли и увидели, что брат уже был дома.

Какая-то сила заставила меня вернуться, - сказал брат.

Отец Гавриил подошел к иконам и стал молиться. Я увидела, как озарилась икона Божией Матери лучезарным светом, осветив лицо старца. Настолько сильной была его молитва, что вся нечистота была выведена из нашей семьи. С тех пор воцарились мир и спокойствие в нашей семье», - рассказывала девушка.

Одному верующему старец задал вопрос:

А знаешь ли ты что такое любовь?

Как же не знать! Это если в ближнего стреляют, а ты заслоняешь его.

Нет, - ответил батюшка. - Это если твой ближний болеет и, чтобы спасти его, следует пройти долгий путь и, несмотря на возможную опасность в дороге, ты отправляешься и приносишь ему лекарство. Это и есть любовь.

Отец Гавриил учил нас:

Первым делом ищите Царствие Небесное!

А как искать Царствие Небесное? - спросили его.

Когда вкушаешь пищу, помни о голодном, страждущем и жаждущем. Молитесь! Молитвой можно горы сдвинуть.

Однажды отец Гавриил рассказал нам о своем видении:

«Господь держал в руках глобус, на котором был изображен большой крест. Я спросил Бога:

Как спасутся люди перед Вторым Пришествием?

Людей спасет доброта и любовь».

Преподобный Гавриил (Ургебадзе) Фото: pravoslavie.ru

Как-то перед сном, незадолго до своей кончины, он указал на угол и сказал:

Там в углу стоит смерть и ждёт меня. Я покидаю вас с тем, чтобы молиться за вас. Я должен вознести вашу молитву Господу.

За две недели до смерти ему подарили икону Спаса Нерукотворного в терновом венце. Я ему сказала, что когда ему подарили икону Божией Матери, ему стало лучше, а сейчас он исцелится полностью.

Он покачал головой и сказал:

Если бы у Спаса не было тернового венца на голове, я бы выздоровел. А эта икона с терновым венцом означает, что мне уготовано умирать в муках.

На иконе глаза Спасителя были закрыты. Через некоторое время они открылись. Я сказала отцу Гавриилу об этом.

Он ответил:

За три дня будешь знать о моей кончине.

И действительно, за три дня до его смерти я читала молебен Пресвятой Богородице, просила о выздоровлении старца. Ночью у меня было видение: Пресвятая Богородица сказала, что придет через три дня и полностью исцелит старца.

Когда я рассказала отцу Гавриилу о моем видении, он попросил меня всю ночь бодрствовать и говорить с ним. Я старалась изо всех сил, но, не выдержав, заснула.

Когда проснулась, увидела, что батюшка не спит.

Ты же обещала, что не заснешь! - упрекнул он меня.

Мне стало совестно.

Матушка, матушка… Сестра, сестра…

Я подошла. Слезы ручьем лились из его глаз. Я опустилась на колени. Он благословил меня, перекрестил Грузию со всех сторон, с любовью обвел глазами келью и начал молиться, не отрывая глаз от иконы Николая Чудотворца.

У меня было ощущение, будто келья наполнилась незримо ангелами.

К вечеру прибыли владыки Даниил и Михаил и прочитали молитву на исход души. Отец Гавриил, с трогательной улыбкой оглядев всех, мирно отдал душу Господу.

Удивительным было то, что его смерть не оставила тяжести на душе: ощущалась легкость, любовь и блаженство, не страх смерти, а радость Рождества и Воскресения.

Монахиня Параскева (Ростиашвили)
Перевел с грузинского Константин Церцвадзе
специально для портала Православие.Ru

Горгадзе Мариами, Кванталиани Саломе. Диадема Старца [Готовится к печати]

Святой преподобный Гавриил Самтаврийский (в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе,
26 августа 1929, Тбилиси, Грузинская ССР - 2 ноября 1995, Мцхета, Грузия)
Канонизирован Грузинской Православной Церковью 20 декабря 2012 года в лике преподобных.

25 декабря 2014 г. Священным Синодом РПЦ включен в месяцеслов и
Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти
2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви.

……………………………………..
……………………………………..
И – расстрелять! – Москва сказала.
……………………………………..
……………………………………..
Пытали долго в КГБ……………….
Монах был твёрд, рех раз за разом -
«То – сатаны приспешник! Зверь…», -
На всех допросищах упорно.

Как ни старались, на своём
Стоял, орлом расправив плечи,
Держась едва, но – на своём!
Раб Божий! - "поп", «антисоветчик».

"Да он не дружит с головой,
Галлюцинациии... Про Бога
Твердит всё, Ангелов... Больной!"

Вот так вошел,с "билетом белым",
Он вновь во тьму,что нет «красней»,
Где на руках носили верно
Своих того, кто "всех живей" -
На транспарантах, на портретах….

А он портрет и сжёг тогда -
В двенадцать метров ростом, вместе
С той кепкой!

Радость, шум с утра...
И - пламя друг... "Горит... - вах! Вай ме! -
«Совет Верховный ГССР»! -
Где на стене висел тот самый...
Взрывались лампочки, – и где?!
На Руставели, уж пропахшем
Колонным духом:

Май! Цветут
Земля и прелести Парада –
Флажки и шарики! Вокруг –
Гвоздик, венков бумажных буйство!
На шеях пап – детишки…. Смех.
И – « Ленин жил» и «жив», и «будет»…
И духовой гремит оркестр.
Шум! Первомай! Ну, в общем, праздник…
И – море лозунгов!
И вдруг….

Теракт – подумали…. «Спецназом» -
Был «Полк восьмой». И – вызван.
Ждут…

А уж во всю для демон/странтов
С трибуны проповедь идет,
До неба слышно: ""Слава" – надо
Писать не Ленину; Господь
Иисус Христос, Ему и Слава!
За нас всех Богочеловек
Распялся. Должен быть здесь Крест!
А здесь что?! - "идола" портрет!»

Тогда избили его сильно,
И – в изолятор… Пытки… Вновь…
И – в психбольницу… Но Всесилен
Бог: приговор был отменён!

А ему было безразлично,
Он бы и умер за Христа!

«Психопатическая личность»
Звалась "Годердзи" в тех местах,
Как и - в советском "красном"…. С "белым" –
Он, как и был, всё - "Гавриил",
Что по-грузински – Габриэли.
Он это имя и носил
С момента пострига в монахи
Вот уже долгих десять лет;
С ним и в огонь бы, и на плаху -
Тифлиса сынъ...

Тбилиси. Темнь.
Родные улочки... Дорожки…
Дороги,- к Храму не ведут
Что нынче… Детские ладошки
Всё к небу тянущихся рук
Платанов старых… Шушабанди* -
В ажур старинный давних лет!
Балконы, новые веранды…
И - он свернул туда,
Где свет……

Домой шел мама Габриэли, -
Где многоглавую возвёл
Своим трудом упорным церковь
Прям во дворе. … Не шёл он – брёл,
Бы не пройти случайно мимо
Какой иконки где-нибудь:
Сколь, им на свалках находилось
Тогда безценных,- никому
Теперь ненужных…. Этот «мусор»
Он очищал сам в мастерской,
В ограде церковки. Со вкусом
Их оформлял, то и резьбой,
С любовью делая оклады
Для кем-то выброшенных в «хлам».

И удивительную радость
Взгляд его – старца – излучал,
Когда смотрел он на иконы
Царя умученного: знал!
Знал, Николай Второй что – Божий,
Не зря распяли...

Вся Семья...
Большевики же Их убили –
Святых!
- Ах, мама Гавриил…

И, сколь ему б ни говорили –
"Сними, узнают", - «Нет!»:
Любил…

Однажды /Иверской иконы
Одной бы не было уже/
Он, как почувствовал… Из дома
Бежал к той свалке… Спас! - успел.
В честь Гавриила, что по водам
Прошел, саму б икону ту
Приять, приплывшую к Афону,
И назван был! – …Не потому ль?..

В той церкви не было уж места,
В его: все стены - в образах,
Как в детях выхоженных. Здесь он
Молился и, но…

Как страдал,
Став «обилеченным»: не стали
Пускать на службы его, бо
Властям в угоду, иерархи
Не разрешали! А он мог
Не есть хоть сколь, не спать подолгу,
Но без Причастия – никак!
И плакал батюшка от боли,
И от безсилия страдал…

Он с детства принял Бога сердцем!
И текст Евангелия знал
Весь наизусть почти. Годердзи
И о монашестве мечтал
Уж с юных лет: «Нет героизма
На свете большего, чем то…».
И он своею всею жизнью
То доказал... А жизнь его...

Теперь юродствовал он явно!
Все удивлялись: босиком
Зимой ходил. Казался странным,
Но обижаться на него
Не представлялось и возможным:
Такая нежная любовь
В глазах светилась старца... Позже
Во всех чудачествах его
Узрели всё ж особый подвиг,
Во – "Христа ради"…

В Самтавро
Он спал в курятнике, где холод
Врывался в щели… Ничего
Почти не ел сам, за накрытым
Столом для чад духовных, бо
«Любовь напоит и насытит»,
Но – звал «профессором» вино! –
Лозы и солнца дар в цвет крови:
В нём - виноградном, чистом – соль.
И - соль из уст его, сколь соли
И из очей его текло,
Порой затапливая ночи,
Бо прозорлив был Гавриил.

«Мой крест – вся Грузия, - рех отче, -
И пол-России»… И все дни
Он, прызывая к покаянью,
Всё проповедывал. Всегда
Молился, тяжко воздыхая,
Как об Иверии он, так
И о России. Так молился,
Что непрерывным плач его
Во келье душной становился
Страстной седмицею...

Еще
Рех: «Отвратителен пред Богом,
И даже если одного
Ты ненавидишь; а не можешь
Любить, желай добра уж хоть.
Любовь спасёт людей, смиренье
И доброта»! Он всех любил.

Стяжавший дар чудотворенья
И прозорливости почил
Святым при жизни еще, с миром.
К его ж могиле, в Самтавро,-
Равноапостольная Нина
Где подвизалась преждь - Нино,
Поток как хлынул, так и лился
Все двадцать лет... Да что - поток? -
Болящих море исцелилось,
И просто любящих! - Сей бо,
«Без дна кувшином" не был: полон
Любовью был!

Вот и сейчас
Всё кровь жива его, хоть столько
Уже в пробирке лет она!

Водянкой болен был… Страдая,
Не безпокоил никого.
Лишь перед смертью кровь и взяли
Ту для анализа. Но он
Уж не дождался. …Обернувши
В циновку тело, так земле
Его и предали. И тут же –
Вновь чудеса! Да столь чудес!

К Мощам стекаются и ныне,
И всех он слышит, помощь шлёт!
…иль, может, - весть? – Зачем на плитах,
На коих ночь одну всего
Лежали Мощи старца, только
Лишь обретенные, зачем
Отобразился явно образ
Его - Святого? Что хотел…. –
О чём так мама Габриэли
Предупреждает, всех любя,
Во Божьей Матери Уделе,
Что Матерь всем нам – со Креста?

В короткий срок после успенья
/Семнадцать лет прошло всего/
Канонизирован Нетленным
Был Православною Святой
Грузинской Церковью.

Так в лике
Святых прославлен стал «больной»
С «билетом белым»! А в граните
Спит, – черно-красном, –
«всё живой».

Через два года старца Мощи
И обрели:

Февраль был. Шел
Дождь. "Двадцать третье". Зябко...

Все же,
В Светицховели, - где Хитон
Христа, под спудом, Неделимый! -
Несомый тысячами рук
Шел Преподобный,- коим "идол"
Сожжен был... Шел туда не "вдруг",
Но - чрез "Самеба"* возвратиться б
На место прежнее своё.

И нам бы всем там исцелиться….

Молись о нас, молись, Святой…

_______________________________________

* «Шушабанди» - резные, кружевные балконы.

*Грузия: в монастыре Самтавро проявился образ преподобного Гавриила (Ургебадзе) 22.10. 2015

*Святой часто носил на груди табличку «Человек без любви - как кувшин без дна».

* «Спустя несколько лет доктору позвонил коллега и сказал, что он неожиданно нашел забытую во время ремонта лаборатории пробирку с кровью, которую они взяли у отца Гавриила четыре года тому назад. И эта кровь была как свежая! Зураб Георгиевич не поверил. Коллега приехал к нему. Действительно, кровь не свернулась, не высохла, не разложилась. Доктор достал шприцем одну каплю, сделал мазок и отнес в лабораторию. Анализ показал: всё в норме!
Они сами не знали, с чем столкнулись. Доктор поехал к патриарху и сказал, что они взяли кровь у отца Гавриила четыре года тому назад, а она до сих пор имеет такой состав, словно ее взяли вчера. Не чудо ли это? Святейший посоветовал эту кровь предать земле там, где покоится отец Гавриил. Они закопали эту пробирку в могилу старца в монастыре Самтавро. Там уже начали совершаться чудеса, и люди, приходившие со всех концов Грузии, увозили с собой целебное масло и землю. Они постоянно раскапывали могилу, поэтому ухаживавшая за ней матушка Параскева достала пробирку из земли. И теперь она помазывает ею всех приходящих на могилку людей. Вернее, не помазывает, а осеняет крестным знамением - так точнее.»
*"22 февраля 2014 года были обретены мощи святого Гавриила Юродивого.
Это событие происходило при невероятном стечении народа, который стоял около монастыря и днем и ночью. Святые мощи были торжественно перенесены в собор Светицховели, а после – в Тбилиси, в собор Пресвятой Троицы (Самеба).
Храм был открыт круглосуточно: люди приходили поклониться мощам и днем ночью.
В те дни Святейший Патриарх Илия II обратился к народу с такими словами: «Очень часто люди спрашивают нас, что такое счастье? То, что сегодня происходит в Грузии, – это счастье! Это озарение Cветом страны и людей. Это нисхождение Духа Святого. Это наше преображение. Это то состояние, когда царствует добро и изгоняется зло. Это взаимное прощение и любовь! И все это принес нам отец Гавриил! Один человек преобразил всю Грузию»"
http://www.pravoslavie.ru/news/87365.htm

Http://www.youtube.com/watch?v=WrrY1_GJKMw
Перенесение мощей преподобного Габриэля в Тбилиси
http://www.youtube.com/watch?v=_-qdVROs59A

* Самеба - Самеба - Храм Пресвятой Троицы. Цминда Самеба (;;;;;; ;;;;;;,
что переводится как «Пресвятая Троица») - ныне главный кафедральный
собор Грузинской Православной Церкви.