Главная · Инструмент · Профессиограмма бухгалтера по психологии труда. Контрольная работа профессиограмма бухгалтера. Особенности профессиональной деятельности

Профессиограмма бухгалтера по психологии труда. Контрольная работа профессиограмма бухгалтера. Особенности профессиональной деятельности

Социологическая профессиограмма

БУХГАЛТЕР

Введение

Любая организация, независимо от численности работников и от сферы деятельности, пользуется бухгалтерскими услугами, будь это «приходящий» бухгалтер или выделенная штатная единица компании, а может быть, и целый отдел. И если обычный человек может не придавать особого значения этой профессии, то любой руководитель расскажет Вам, что от четко поставленной работы бухгалтера зависит очень многое, и переоценить вклад бухгалтерии в успешном развитии предприятия практически невозможно.

«Вы бывали в бухгалтерии? Я бывал в бухгалтерии – везде цифры, цифры, и маленькие и большие, самые разные, а под конец все друг с другом сходится! Учет! Удивительно интересно!». Вы знаете, кому принадлежат эти строки? ! Так, в сжатой форме, мастерски, он охарактеризовал работу бухгалтеров.

Слово «бухгалтер» произошло от немецкого еще во времена Петра I и обозначает «книговедение». Ведь раньше поступление и расход товарно-материальных ценностей и денежных средств записывали в специальную книгу.

Профессия бухгалтера относится к одной из старейших. Уже в древней Индии существовали бухгалтеры по учету ведения сельскохозяйственного производства. Первые печатные книги появились в 14-15 веках, и среди них «Трактат о счетах и записях» итальянского математика Луки Пачоли – первая книга по бухгалтерскому учету .

Сто лет назад появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета. В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результат труда был ничтожен и потому очевиден. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки. В дальнейшем носителями информации стали папирус, глиняные обоженные таблицы – «кирпичи», пергамент, воск, дерево, бумага. В Греции и Риме использовали восковые таблички, медные доски, кожи, холст, пергамент, папирус, в Галии – керамическую плитку и гончарные черепки, в Перу – веревки. Древний Египет может быть уже назван в определенной степени если не родиной бухгалтерии, то, по крайней мере, родиной инвентаризации текущего материального учета и контроля. Учет древними греками велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом. Иногда применялся папирус, но он был очень дорог. Для черновых записей пользовались глиняными черепками. Греция стала родиной первого счетного прибора – абака – счетного инструмента в виде дощечки или стила, напоминающего современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы , а также единицы мера и веса. Именно в Греции впервые появляются деньги в виде монеты. История бухгалтерского учета таинственна, ведь никто не может точно определить время ее зарождения.


В начале 90-х годов, в период становления новых рыночных отношений, профессия бухгалтера, как никогда прежде, стала одной из самых популярных в России. За сообразительного, въедливого и опытного бухгалтера руководитель любой фирмы готов отдать, что называется, «полцарства». Бухгалтер выполняет работу по различным видам бухгалтерского учета (учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство ; расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы , налогов и др.) Принимает и контролирует первичную документацию по соответствующим видам учета и подготавливает ее к счетной обработке. Бухгалтера производят учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия они производят расчеты с поставщиками и заказчиками. Поскольку вся финансовая деятельность предприятия фиксируется в документах, бухгалтер составляет, принимает от других организаций и контролирует первичную документацию по различным видам бухгалтерского учета и подготавливает ее к счетной обработке. Учитывая финансовую деятельность предприятия, бухгалтер контролирует все его важнейшие функции. Проводит экономический анализ производственных процессов, в результате которого выявляются резервы, ликвидируются потери и непроизводственные расходы.

Работа бухгалтера и опасна, и трудна, и весела, и важна. Во всем мире многие считают профессию «бухгалтер», а также сам бухгалтерский учет делом скучным, сухим, трудным, но если очень внимательно присмотреться, то это окажется совсем не так:

Знайте, бухучет – наука, -

Интереснейшая штука!

Он научит управлять,

Документы составлять,

Деньги в банке получать

Чтоб внакладе не остаться.

Средства выгодно вложить,

С прибылью вопрос решить.

Чтоб доходы по процентам

Современному бухгалтеру, особенно руководителю бухгалтерии, необходимы обширные знания, эрудированность, творческий подход. Ему следует знать не только основы общетеоретических дисциплин, экономического анализа, планирования, финансов, денежного обращения , основ управления, поэтому все опрошенные специалисты считают, что специальное образование бухгалтеру необходимо.

Специалисты со стажем более 30 лет вспоминают: «Раньше бухгалтерское дело можно было освоить на месте. Сегодня это практически невозможно». «В условиях постоянно меняющегося налогового и других законодательств нужно отлично владеть предметом своей деятельности, поэтому сегодня желательно иметь не только среднее специальное, но и высшее образование ». «Образование специальное обязательно. У бухгалтера широкий спектр обязанностей, каждое направление деятельности требует узкой специализации, поэтому учимся мы постоянно, занимаемся самообразованием, обучаемся на курсах повышения».

Необходимый уровень образования – начальное, среднее профессиональное или высшее образование.

В Республике Коми специалистов по профессии «бухгалтер» готовят в профессиональных заведениях различного уровня образования.

Карьерные перспективы связаны со служебным повышением. Они таковы: бухгалтер, старший или ведущий бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер, аудитор.

Бухгалтерия в строительстве – это отдельная каста со своими законами, традициями, цеховыми особенностями. Без солидного опыта работы в бухгалтерии овладеть этой профессией в совершенстве трудно и так же трудно сделать серьезную карьеру. Чтобы стать главным бухгалтером – правой рукой руководителя – необходимо знать весь спектр финансово-учетных операций. По мнению опрошенных профессионалов в настоящее время можно сделать карьеру и в молодом возрасте.

Родственные профессии: экономист, оператор ПК со знанием бухучета, налоговый инспектор , банковский работник.

Особенности профессионалов и профессиональной деятельности

Особенности профессионалов

Приоритетность бухгалтерской профессии определяется интересами государства и потребностями собственника, поэтому требования к бухгалтеру постоянно повышаются.

Все опрошенные отметили, что бухгалтер – «человек ответственный и организованный. Он просто не имеет права забывать или терять документы, а также не сдавать отчетность в срок». Проводя постоянные подсчеты, бухгалтер должен постоянно контролировать самого себя, проверяя и по несколько раз пересчитывая некоторые из них. Он не должен ошибаться, поскольку его ошибки могут привести к очень серьезным последствиям и отразиться на всех сотрудниках предприятия. Бухгалтер постоянно чувствует на себе этот груз ответственности за правильность производимых им подсчетов.

Работа бухгалтера связана с постоянным эмоциональным напряжением. Поэтому ему необходимы не только аккуратность, высокая сосредоточенность и усидчивость, но и высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости.

Бухгалтер должен обладать арифметическими способностями, поскольку ему приходится постоянно иметь дело с цифрами и расчетами.

Работа с документами, отчетами, требует высокой концентрации внимания, потому что опасность ошибки в расчетах очень велика и без хорошего внимания она многократно возрастает. Желательно также иметь хорошую память, развитое логическое мышление и «уметь держать рот на замке». Встретилось и такое мнение: «Наша профессия не требует каких-то сверхъестественных способностей. Главное, чтобы она нравилась».

Все, без исключения опрошенные профессионалы, утверждают, что профессия бухгалтера накладывает свой особый отпечаток на личность. Большинство считает, что это положительный отпечаток: «Учет всего, планирую чаще, чем поступаю неожиданно. Это положительно сказывается на моей жизни», «Характер становится уравновешенным, развивается способность прогнозировать доходы и расходы». «За годы работы у меня сформировалась привычка все переводить в цифры».

Профессия развивает и формирует и такие качества личности как аккуратность, ответственность, усидчивость, терпеливость, настойчивость, педантизм в работе, честность, справедливость, способность к самоконтролю.

В профессиональном общении бухгалтеру важно быть принципиальным, требовательным.

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике (чрезмерная мнительность, тревожность, возбудимость), сосудистой дистонией с выраженными головнями болями (гипертония, мигрень).

Особенности профессиональной деятельности

Бухгалтер работает в отделе, который занимается хозяйственно-финансовой деятельностью. Этот отдел называется «Бухгалтерия».

Рабочее место современного бухгалтера оснащено компьютерной и вычислительной техникой. Современные бухгалтерские программы значительно облегчают его работу и делают ее оперативной.

Бухгалтер, работающий в строительной организации, имеет согласно штатному расписанию предприятия должность: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, старший бухгалтер, бухгалтер.

Главный бухгалтер – руководитель учетного аппарата. Это высококвалифицированный специалист, обладающий организаторскими способностями. Он руководит организацией учета всей финансово-хозяйственной деятельности строительной организации. Организует контроль за рациональным и экономным использованием материальных, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в процессе строительства объектов, следит за сохранностью собственности организации, принимает меры к предупреждению непроизводительных расходов и потерь, нарушений финансовой дисциплины и других злоупотреблений, анализирует совместно с другими службами финансово-хозяйственную деятельность строительной организации. Главный бухгалтер в отношении подчиненных ему работников выступает как государственный экономический контроль.

Старший бухгалтер организует работу подчиненных ему бухгалтеров по контролю и учету по определенному участку учета, обобщает данные, составляет на их основе установленную обобщенную отчетность, проводит ее экономический анализ. Старший бухгалтер – руководитель группы учета материалов, организует бухгалтерский учет, осуществляет контроль и экономический анализ, составляет отчетность об остатках, поступлении и расходовании всех видов материальных ценностей по всем участкам строительных объектов. Материальные ценности учитывает по отдельным наименованиям, номенклатурным номерам (каждому названию материала присваивает номер, который наряду с наименованием проставляет в первичных документах), ценам и стоимости. В своей работе использует вычислительную технику: Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру, его заместителю или старшему бухгалтеру. На него возложены функции по ведению регистрации входящих счетов; осуществлению операций по приему и выписке счетов-фактур в строгом соответствии с установленными нормативными документами, правилами, ведение журнала их регистрации; по ведению общего справочника клиентуры предприятия.

Трудовой день бухгалтера нормирован и обычно похож один на другой. У бухгалтера все заранее спланировано, и должно идти по плану. Загруженность большая и перенести на завтра то, что сделать нужно сегодня, нельзя.

Каждый бухгалтер отвечает за свой участок работы, но при этом взаимодействует с другими участками бухгалтерии, поэтому труд бухгалтера можно назвать не только индивидуальным, но и коллективным .

Бухгалтер должен хорошо владеть строительной терминологией для того, чтобы на профессиональном уровне контактировать с другими специалистами предприятия или организациями.

Профессиональные контакты связаны с получением информации, документов от других бухгалтеров, руководства. С начальником производственного отдела бухгалтер проводит согласование данных табеля и сметной стоимости выполненных работ. С главным механиком согласовывает сроки проведения технического осмотра, страхования транспортных средств, сроки амортизации деталей. Совместно с главным инженером производит списание материалов и ведет учет по перерасходу материалов. Прорабы приходят с отчетами за израсходованные материалы, рабочие со стройплощадки - выписывать спецодежду.

Размер зарплаты бухгалтера в строительной отрасли от 6 тыс. рублей. Она зависит от статуса организации, в которой работает профессионал, от уровня его квалификации, занимаемой должности. Опрошенные профессионалы заработной платой удовлетворены относительно.

По словам опрошенных, главный бухгалтер получает в 3-4 раза больше своих подчиненных. В бюджетных организациях эта разница гораздо меньше.

Рынок труда

Бухгалтер – профессия, которая требуется всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая система и финансовая отчетность, останется спрос на профессию бухгалтера. В течение последних 5-7 лет спрос на бухгалтерских работников достаточно устойчив. Меняется его характер, объем, требования к специалистам, но спрос на специалистов остается.

Апогей спроса на бухгалтеров пришелся на девяностые годы, когда стали образовываться кооперативы, началась приватизация, появились различные виды собственности, изменилась система налогообложения. Фирмам потребовались специалисты для ведения бухгалтерского учета, ориентированные на рыночную экономику, которых тогда не было, работающие бухгалтеры и молодые специалисты в связи с изменившейся ситуацией, оказались почти в равном положении – и тем, и другим приходилось учиться.

Сокращалось промышленное производство, высвобождались инженеры. Как правило, женщины, вынужденные переквалифицироваться, выбирали популярную профессию «бухгалтера». Осваивали профессию на курсах или самостоятельно. Тогда после окончания краткосрочных курсов можно было найти хорошо оплачиваемую работу. Как следствие этого времени, осталось бытовать мнение, что стать бухгалтером достаточно просто и бухгалтерский учет – профессия, не требующая высокой квалификации. Мнение существует, но, ясно, что бум непрофессионалов прошел.

Что требует сегодня работодатель от бухгалтера? Опыт в конкретной сфере деятельности, хорошее владение одной из бухгалтерских программ, знание налогового законодательства , умение минимизировать налогооблагаемую базу. Бухгалтер работает обычно в составе бухгалтерии предприятия, где разделены функции учета и выполняет какую-то одну из них, например, готовит платежные ведомости на выдачу заработной платы, рассчитывая подоходный налог с каждого работника, отчисления с заработной платы по всем видам страхования и в различные фонды. Однако бухгалтер должен свободно ориентироваться во всех видах бухгалтерского учета, с тем, чтобы иметь возможность подменить при необходимости других членов бухгалтерии.

Профессия бухгалтера пользуется наибольшей популярностью у женщин, хотя в строительной отрасли на должности бухгалтера работают и мужчины.

По прогнозам Министерства экономического развития РК, в г. Сыктывкаре до 2010 года не будет потребности в бухгалтерах с начальным профессиональным образованием.

По данным Управления занятости по Республике Коми, существует банк вакансий по профессии «бухгалтер». Однако устроиться на работу достаточно сложно, требуются в основном главные бухгалтеры.

Все профессиональные риски в деятельности сводятся к тому, что недобросовестная работа бухгалтерии может привести к финансовому краху предприятия, к

Его функции многообразны. Например, он производит начисление зарплаты, ведет учет материальных ценностей, производит расчет себестоимости продукции или налоговых отчислений, осуществляет расчеты с поставщиками и субподрядчиками. Обычно специализируется на одной из функций бухгалтерского учета, однако ориентироваться должен во всех его видах.

Эту профессию отличает невысокий уровень общения, ее представители контактируют не столько с людьми, сколько с финансовыми документами. Иногда у молодежи создается впечатление, что бухгалтер -это человек, который «ворочает большими деньгами». Однако на самом деле он средствами не распоряжается, а лишь скрупулезно оформляет в документах любые движения материальных ценностей (решения о которых принимает не сам он, а начальство).

Профессия бухгалтера относится к числу массовых, она востребована в самых различных организациях. Эти специалисты могут работать в бухгалтерии любого учреждения, в крупных фирмах и банках, на предприятиях в отделах экономического планирования и анализа. Мелкие организации зачастую не содержат бухгалтера в постоянном штате сотрудников, а временно приглашают его извне, так как это обходится им дешевле. Существует довольно много фирм, специализирующихся на оказании бухгалтерских услуг другим организациям.

Профессия подразумевает высшее или среднее специальное экономическое образование (реально люди без высшего образования, скорее всего, смогут трудоустроиться лишь помощником бухгалтера). Необходимо знать экономику, действующее законодательство в соответствующих областях, правила ведения разных видов финансовой документации.

Из психологических качеств бухгалтеру необходима аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпеливость и усидчивость, любовь к монотонной работе. Хороший бухгалтер обладает очень высокой внимательностью, способностью к самопроверке и самоконтролю (ведь любая его ошибка чревата убытками и другими серьезными неприятностями). Важно, чтобы этот специалист умел вызывать доверие у работодателей, так как он имеет доступ ко всем аспектам финансовой деятельности фирмы, поэтому никто не захочет брать его на работу, если он будет производить впечатление ненадежного человека.

Спрос на рынке труда довольно высокий, однако трудоустройство молодых специалистов все равно часто вызывает затруднения. Во-первых,
работодатели практически всегда требуют наличие опыта работы, во-вторых, в связи с престижностью экономического образования наметилось "перепроизводство" бухгалтеров. В случае успешного трудоустройства эти специалисты могут рассчитывать на уровень доходов несколько выше средней зарплаты в промышленности.

Карьерный рост возможен как по административной линии (например, стать главным бухгалтером на крупном предприятии или заведующим отделением в банке), так и посредством перехода к другим, более престижным и высокооплачиваемым экономическим специальностям (так, опыт работы бухгалтером помогает стать аудитором или финансовым аналитиком). Доскональное знание правил финансового учета помогает при управлении собственным бизнесом.


Содержание
Введение...................... .............................. .............................. .............................. ...3
1. Общая характеристика профессии..................... .............................. ..................4
2. Тип и класс профессии..................... .............................. .............................. .......5
3. Содержание деятельности.................. .............................. .............................. ....5
4. Требования к знаниям и умениям специалиста................... .............................7
5. Требования к индивидуальным особенностям специалиста................... ........8
6. Условия труда......................... .............................. .............................. .................8
7. Медицинские противопоказания.............. .............................. ...........................9
8. Базовое образование................... .............................. .............................. .............9
9. Пути получения профессии..................... .............................. .............................9
10. Области применения профессии..................... .............................. .................10
11. Перспективы карьерного роста......................... .............................. ...............10
12. Схема профессиограммы......... .............................. .............................. ...........11
Список литературы............. .............................. .............................. .......................13

Введение
Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области. По сути, она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам. К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин. Первая из них – большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов – как психологов, так и экспертов по данной профессии. Вторая причина – огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии, в результате чего возникает необходимость создания целого ряда профессиограмм для многих профессий. Профессиограммы, как правило, создаются или в рамках региональных Центров профориентации или менеджерами по персоналу крупных предприятий. Дело в том, что при проведении профессионального отбора на важные позиции без профессиограммы просто не обойтись. Для того, чтобы из нескольких кандидатов на принять на должность лучшего из них, нужно четко понимать, какие качества предъявляет данная специальность и данное рабочее место к работнику. Поэтому даже схематичная профессиограмма лучше, чем никакая. Другой вопрос, что менеджеру по персоналу приходится регулярно совершенствовать банк профессиограмм и вносить в него необходимые коррективы, пока он не определит важнейшие требования профессии к человеку, который ей занимается.

1.Общая характеристика профессии
Несмотря на бурное и многолетнее развитие профессии бухгалтера за рубежом, в нашей стране профессия бухгалтера стала пользовать популярностью только со времен перестройки. Сейчас бухгалтеры востребованы в компаниях любого уровня - государственных и частных, маленьких и больших. Чем развитей экономика страны, чем лучше поставлено бухгалтерское дело и государственный контроль над ним, тем больше будет спрос на профессиональных бухгалтеров.
Бухгалтер (в переводе с немецкого языка – держатель книги) - специалист, который отражает финансовую деятельность компании в специальных учетных документах. Важно отметить, что бухгалтер - это не просто сотрудник финансового отдела предприятия, это важнейший элемент контроля правильности и материальной устойчивости всего экономического механизма компании.
Работа бухгалтера многогранна и требует большого спектра умений. В компетенцию такого работника входит учёт и контроль основных хозяйственных, товарно-материальных фондов предприятия, затрат на производство и реализацию выпускаемых товаров, а также различные операции в отношениях с заказчиками и поставщиками. Таким образом, бухгалтер - это своеобразный контролёр всей финансовой деятельности предприятия, призванный контролировать расходы и доходы организации.
Вместе с умением оперировать финансовыми потоками, бухгалтер должен обладать знаниями в сфере обработки бухгалтерской информации с помощью компьютера. Особой внимательности требует также ведение платёжных перечислений в государственный бюджет, взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования, начисление заработной платы и др.
Основной трудностью профессии бухгалтера является необходимость быть постоянно сосредоточенным и сконцентрированным на выполнении своей работы (ведь в бухгалтерском деле нельзя допускать ошибок), а также владение знаниями по таким дисциплинам, как математика, вычислительная техника, экономика, информатика, статистика и финансы. Более того, частые проверки отчётности перед налоговыми службами требует высокого уровня стрессоустойчивости, принципиальности и счетно-аналитических способностей.
Преимущества профессии: востребованность на рынке, четкость и структурированность труда.
Ограничения профессии: монотонность работы, высокая профессиональная ответственность.

2. Тип и класс профессии
Профессия бухгалтера относится к типу «Человек – Знак», она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами; в ней требуются развитые логические способности, умение сосредотачиваться, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
Профессия бухгалтера относится к классу «исполнительских», ведь она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям; требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными проблемами.

    Содержание деятельности
Бухгалтер может работать в любой фирме, организации или учреждении. Он должен отражать всю финансовую деятельность компании в специальных учетных документах.
Первоочередной задачей бухгалтера является наведение порядка в финансовом учете. Обязанности бухгалтера: начисление заработной платы, составление финансовых отчетов, подготовка документов для контролирующих органов, подготовка налоговых документов и т.п.
Бухгалтер должен хорошо ориентироваться как в юридических, так и в производственных вопросах, он должен ясно представлять отраженные в записях и цифрах технологические и хозяйственные операции. В конце очередного месяца бухгалтер составляет отчет: подсчитывает суммы, записанные в карточках, а итоги заносит в балансовую таблицу. Отчетность используется финансовыми, банковскими и статистическими органами.
Бухгалтер отвечает за соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины; смет организационно-хозяйственных и других расходов; сохранность бухгалтерской документации; оформления и сдачи их в установленном порядке в архив. Работа бухгалтера жестко регламентирована инструкциями и нормами законодательства.
Доминирующие виды деятельности:
- учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, учет реализации продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности (определение размера прибыли), расчет с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.д.;
- осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета (проверка законности их составления, полноты записей, правильности указанных измерителей, верности подписей) и подготовка их к счетной обработке;
- группировка полученных документов по определенным признакам;
- проведение экономического анализа хозяйственной деятельности и предоставление информации о деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом;
- выявление резервов предприятия и источников потерь на базе отчетов;
- ликвидация потерь и непроизводственных расходов;
- начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в фонды экономического стимулирования и др.;
- осуществление функции предварительного контроля (выявление целесообразности и необходимости совершения операций по выдаче и приему денег, товарно-материальных и других ценностей);
- составление ежемесячных, ежеквартальных, годовых отчетов по результатам работы и оформление их в балансовую таблицу;
- участие в инвентаризациях (сопоставление наличных материалов, денежных средств, расчетов и платежных обязательств с данными бухгалтерских документов);
- обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
- использование в работе современной компьютерной техники.
    Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии бухгалтера необходимы базовые знания по экономике, математике.
Квалифицированный бухгалтер должен знать:
    основы статистики, финансов, управления, денежного обращения;
    директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности;
    математику, основы информатики и электронно-вычислительной техники;
    технологию и экономику конкретного производства и т.п.
Квалифицированный бухгалтер должен уметь:
    составлять и проводить бухгалтерскую отчетность;
    работать со специальными бухгалтерскими программами (1С и т.п.);
    организовывать и планировать бухгалтерскую деятельность, и т.п.
    Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества):
    высокий уровень математических (счетных) способностей;
    способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
    хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете, заниматься определенным видом деятельности, а также способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
    хорошие мнемические способности (хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти);
    способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами и цифрами);
    высокая помехоустойчивость;
    техническая подготовка (навыки работы на персональном компьютере).
    личностные качества, интересы и склонности:
    усидчивость, терпеливость;
    обязательность;
    ответственность;
    аккуратность;
    эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю);
    настойчивость;
    "педантизм" в работе;
    честность;
    справедливость.
    Условия труда
Бухгалтер может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, прочие помещения. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера и специальных программ. Как правило, это тихая и спокойная деятельность, в работе бухгалтера редко бывают командировки, контакты с большим количеством людей.
Бухгалтер редко имеет большую зону свободы в своей деятельности. С одной стороны, он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач. С другой стороны, он часто ограничен требованиями и нормативами своей профессии и пожеланиями к конечному результату работы. Работа бухгалтера связана с нагрузками на зрение и повышенной ответственностью.
    Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для бухгалтера:
    заболевания опорно-двигательного аппарата;
    нервной системы;
    сердечнососудистой системы;
    органов зрения;
    психические заболевания.
При наличии этих заболеваний работа по профессии бухгалтера может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.
    Базовое образование
Как правило, профессию бухгалтера можно получить в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

9. Пути получения профессии
Профессию бухгалтера можно освоить, пройдя и соответствующие курсы, но для конкуренции на рынке труда потребуется более основательное бухгалтерское образование (среднее и высшее профессиональное - в финансово-экономических, торговых техникумах, финансово-экономических и финансовых ВУЗах, на экономических факультетах технических ВУЗов), а также опыт работы.

10. Области применения профессии
Бухгалтера могут работать в таких организациях и сферах, как:

    сфера банковской деятельности;
    финансовые организации (налоговые инспекции, пенсионные фонды, страховые агентства);
    любые государственные учреждения, не относящиеся к сфере экономики и финансов (сфера промышленности, сельского хозяйства, медицины и здравоохранения, сфера торговли, сфера транспорта и т.д.);
    негосударственные предприятия малого и крупного бизнеса.

11. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития бухгалтера:
Специализация и освоение смежных областей.
Бухгалтеры могут специализироваться в конкретных сферах производства, бизнеса, банковской деятельности. Зачастую профессиональных рост бухгалтера связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний и т.п.
Также человек с профессией бухгалтера может осваивать смежные специализации, такие как: экономист, аудитор, налоговый инспектор и т.п.
Управленческий путь развития.
В данном случае бухгалтер может «дорасти» до должности главного бухгалтера, возглавить крупные отделы бухгалтерии и т.п. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как: менеджер.

12. Схема профессиограммы
На примере профессии бухгалтера дадим примерную схему профессиограммы, которую может создать сотрудник кадровой службы для эффективного отбора и обучения персонала

Компоненты
профессиограммы
Содержание компонентов профессиограммы
1. Содержание труда:
Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств.
2. Профессионально важные качества работника
2.1 Психофизиологические параметры:
Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.
2.2 Личностные качества:
Интраверсия, организованность, добросовестность, серьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность.
2.3 Интеллектуальные качества
Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям
3. Знания, умения, навыки
Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора).
4. Условия работы
В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза - сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер.
5.Медицинские противопоказания:
Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность).
6.Требования к профессиональной подготовке
Требования к предварительной профессиональной подготовке:
хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: финансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров.
7.Занимаемый сегмент на рынке труда
7.1 Родственные профессии
Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении.
7.2 Диапазон должностей
Бухгалтер – руководитель подразделения - главный бухгалтер
7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности
бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов.
7.4 Востребованность профессии на рынке труда
Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета.

Список литературы

    Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. пособие. / В.Р. Веснин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008
    Введение в специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»: учеб. справоч. пособие / сост. проф. А.Ф. Гуляева,. А.Ш. Гизятова и др. - М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 104 с.
    Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романов. - СПб. : Питер, 2008. - 460 с.
    http://prof.labor.ru/ professiograms
    http://www.no-stress.ru/ Uchebniki/PsyLabor/profesiogra mma
и т.д.................

Разделы: Технология

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией учебной компьютерной презентации

Цели урока:

  • Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся по теме урока;
  • Познакомить учащихся с основными особенностями профессии бухгалтера;
  • Познакомить учащихся с деловыми качествами, необходимыми для работы бухгалтера (общие и специфические);
  • Способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа);
  • Наглядные (просмотр презентации);
  • Методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся).

Дидактические средства обучения:

  • Дидактический материал с практическим заданием: кроссворд, ребусы, задачи;
  • Учебная компьютерная презентация,
  • Microsoft Excel

Изучив материал данной темы учащиеся должны:

  • основные особенности профессии бухгалтер;
  • деловые качества, необходимые для работы бухгалтера (общие и специфические);
  • действия, наиболее характерные для профессии бухгалтера
  • определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для профессий бухгалтер;

Актуализация опорных знаний

Проверка готовности учащихся к уроку

Формирование новых знаний

Вводное слово учителя:

Профессия бухгалтера - одна из древнейших и одна из самых распространенных. Первые истоки её уходят в глубь тысячелетий.

6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки.

Древний Египет может быть уже назван в определенной степени если не родиной бухгалтерии, то по крайней мере родиной инвентаризации, текущего материального учета и контроля.

У бухгалтеров есть эмблема, признанная всем миром интернациональной, на ней изображены: солнце, весы, кривая Бернулли и начертан девиз: "Наука, доверие, независимость". Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы - баланс, кривая Бернулли - символ вечности существования учета. По сохранившимся учетным документам видно, какое высокое положение занимали в древности счетные работники, как ценилось их дело.

Прошло большое количество времени и зарубки, веревки заменились конторскими счетами и микрокалькуляторами.

Сегодня трудно представить себе бухгалтерию без высокопроизводительных компьютеров, ксероксов и другой оргтехники, облегчающей и облагораживающей труд бухгалтера. Бухгалтер практически полностью потерял чисто счетоводческие функции: его главная задача состоит теперь больше в анализе хозяйственных ситуаций, учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия бухгалтер производит расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов.

Бухгалтер - профессия, которая требуется всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая система и финансовая отчетность, останется спрос на профессию бухгалтера. В течение последних 5 - 7 лет спрос на бухгалтерских работников достаточно устойчив. Меняется его характер, объем, требования к специалистам, но спрос остается.

Какими основными качествами должен обладать человек, решивший свою жизнь связать с профессией "бухгалтер"?

Какими знаниями он должен владеть? Важными качествами и медицинскими противопоказаниями?

2. Профессиограмма профессии "бухгалтер"

Знайте, бухучет - наука, -
Интереснейшая штука!
Он научит управлять,
Документы составлять,

Деньги в банке получать
И затраты подсчитать.
По налогам рассчитаться,
Чтоб внакладе не остаться.
Средства выгодно вложить,
С прибылью вопрос решить.
Чтоб доходы по процентам
С векселей и дивидендов
Поступали к вам на счет -
Изучайте бухучет !
Коль изучишь бухучет,
Сразу бизнес твой пойдет.
В общем, с багажом таким
Будешь ты незаменим.

Проводя постоянные подсчеты, бухгалтер должен постоянно контролировать самого себя, проверяя и по несколько раз пересчитывая некоторые из них. Он не должен ошибаться, поскольку его ошибки могут привести к очень серьезным последствиям и отразиться на всех сотрудниках предприятия. Бухгалтер постоянно чувствует на себе этот груз ответственности за правильность производимых им подсчетов, поэтому его работа связана с постоянным эмоциональным напряжением.

"Бухгалтера - народ бумажный,
Сухой, сидячий и чернильный,
Физически не очень сильный,
Но, тем не менее, двужильный,
Бухгалтера подков не гнут,
А множат, вычитают, делят,
И линию одну ведут,
Чтоб дебет выше был, чем кредит.

Бухгалтера работают практически в каждом предприятии и организации. На крупном предприятии отдел бухгалтерии разделяется на сектора, которые организуют учет и контроль по отдельным участкам деятельности предприятия.

Содержание труда: Бухгалтер проводит учет и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Он проверяет полученные учетные данные, обрабатывает и группирует их по определенным признакам и на их основании готовит информацию о деятельности предприятия. Бухгалтер учитывает все хозяйственные операции на предприятии, (ведет учет продукции, исчисляет ее себестоимость, ведет учет труда и заработной платы, учет издержек производства, составляет квартальный бухгалтерский отчет и итоговый баланс).

Условия труда:

Бухгалтер работает в помещении с обычным бытовым микроклиматом. Работает сидя за столом, часто использует вычислительную технику. Работа связана с огромным количеством знаковой информации (цифры, буквы), что часто приводит к большому психическому напряжению. Труд бухгалтера имеет повышенную материальную ответственность. Имеет нормированный рабочий день.

Должен знать: Статистику, финансы, кредит, анализ хозяйственной деятельности, основы управления, технологию конкретной отрасли народного хозяйства, ее экономику, организацию и планирование, методику составления отчетности.

По данной профессии необходимы хорошие знания по школьным предметам: математике, обществоведению, экономической географии.

Должен уметь: учитывать все хозяйственные операции на предприятии, составлять квартальный бухгалтерский отчет.

В настоящее время большинство бухгалтерий имеют свою вычислительную технику, поэтому бухгалтер должен уметь свободно работать на ПЭВМ.

Профессионально важные качества:

Быстро и правильно считать; проанализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов и уметь вовремя повлиять на них; терпение; выдержка; усидчивость; уравновешенность; аккуратность; требовательность; объективность; собранность; устойчивость к монотонии; кропотливость; хорошо развитый словесно-логический тип памяти и мышления;

Квалификационные требования: Курсы, ВУЗы, ССУЗы.

Физиологические требования: хорошая подвижность кистей рук и пальцев, уравновешенность нервной системы.

Медицинские противопоказания:

Плохое зрение; болезни нервной системы, тяжелые формы заболевания органов зрения и суставов кистей рук, психические заболевания, гипертония, бронхиальная астма, туберкулез.

Родственные профессии

Экономист, финансист.

Формирование практических навыков

Задание 1. "Один день из жизни"

Цель: повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Может проводиться как в малых группах (количество играющих - 6-8 человек), так и в больших (количество участников - 15-20 человек).

Время проведения упражнения от 15 до 25 минут.

Процедура проведения упражнения

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию "бухгалтер".

2. Общая инструкция: Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника - бухгалтера. Это будет рассказ состоящий только из существительных.

К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: "звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - постель".

В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу бухгалтера, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

3. Ведущий называет первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. Обсуждение. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился или нет целостный рассказ? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Примечание:

Опыт показывает, что участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Задание А Выполните необходимые расчёты.

Определите: минимальный оклад, самую большую начисленную сумму, общую сумму начисленных денег.

Оклады и начисленные суммы представьте в денежном формате с двумя знаками после запятой

Задание Б

Рассчитайте размер премии работников отдела № 25, начиная с Сухова К.Р., если известно, что премия составляет 15% от премии Иванова. Результат занесите в графу Премии .

Надбавка составляет 10% от суммы Зарплаты и Премии .

Налог составляет 20% от суммы Зарплаты и Премии плюс 14% от Надбавки .

Доход равен сумме Зарплаты , Премии и Надбавки за вычетом Налога .

Найдите итоги, среднее, наибольшее и наименьшее значения по всем графам.

Задание В

НДС - налог на добавленную стоимость, равный 21% от дохода предприятия;

заработная плата составляет 30 % от дохода предприятия;

страховой взнос составляет 37 % от заработной платы.

Произведите все необходимые расчёты.

Подсчитайте чистый доход каждого предприятия. Чистый доход состоит из Дохода предприятия за вычетом НДС, Заработной платы, Социального страхования .

Определите максимальную сумму Чистого дохода среди предприятий.

Определите итоговые суммы для каждой графы.

Задание 3. Проверьте свои знания

1. Вставьте слова, которые означали бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ДОЛЖНИК (???) НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

НЕДОСТАТОК (???) УБЫТОК

ДОЛГ (???) ССУДА

Ответы: банкрот, дефицит, кредит

2. Вставьте слова, которые означали бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РЫНОЧНАЯ (???) УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВОМ

Ответы: экономика

3. Исключите лишнее слово.

1) АКЦИЯ 2) МОТАЛЬЩИЦА

ВАЛЮТА ПРЯДИЛЬЩИЦА

ДИЛЕР ТРЕПАЛЬЩИЦА

ТРЕСТ ЭКОНОМИСТ

Ответы: трест, экономист

Задание 4. Ребусы.

В этих ребусах зашифрованы понятия прикладной экономики. Расшифруйте их.

Ответы: валюта, зарплата, закладная, деньги, квота,конверсия, меценат, импорт, приватизация, экспорт

Задание 5. Кроссворд

По горизонтали:

3 - в торговой политике - способ установления количественных ограничений; 4 - временная передача другому лицу денежных средств или товаров; 6 - договор купли-продажи товаров или услуг; 7 - ссуда, предоставляемая банком; 11-деятельность, направленная на получение прибыли; 12 - ценная бумага, выпускаемая предприятием, основанным на коллективной собственности; 13 - соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим; 16 - ревизор, контролирующий и анализирующий финансовую деятельность; 18 - денежная единица той или иной страны; 20 - имущественные или интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта; 21 - документ, провозглашающий какие-либо принципы или содержащий определенную информацию; 22 - финансовое поступление от деятельности предприятия.

По вертикали:

1 - торговый посредник, не выступающий самостоятельной стороной в сделке; 2 - стоимость товара в денежном выражении; 3 - изменение структуры производства предприятий; 4 - система мер, направленных на возмещение потерь от стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев и т. п.; 5 - выпуск в обращение ценных бумаг и денежных знаков; 8 - ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство юридического или физического лица уплатить по наступлении срока кредитору определенную сумму денег; 9 - часть финансовых поступлений, остающаяся после возмещения текущих затрат и процентов по кредитам банков; 10 - юридическое или физическое лицо, совершающее юридические сделки за счет и в интересах другого лица; 11-несостоятельный должник; 14 - ценная бумага, удостоверяющая внесение владельцем денежных средств; 15 - предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, учреждений, организаций и граждан; 17 - представление покупателей о престиже фирмы, качестве товаров и услуг, репутации руководителей; 19 - публичные торги по принципу состязательности покупателей.

По горизонтали:

3 квота, 4 ссуда, 6 контракт, 7 кредит, 11 бизнес, 12 акция, 13 новация, 16 аудит, 18 валюта, 20 инвестиция, 21 декларация, 22 доход.

По вертикали:

1 брокер, 2 цена, конверсия, 4 страхование, 5 эмиссия, 8 вексель, 9 прибыль, 10 агент, 11 банкрот, 14 облигация, 15 бюджет, 17 имидж, 19 аукцион

Задание 6.

Бухгалтер-тест

1. Любишь ли ты делать подсчеты?

Начало формы

  1. Да, если нужно (А)
  2. Долгие и сложные подсчеты меня утомляют, но приходится делать (Б)
  3. Не люблю! Я часто делаю ошибки в расчетах (В)

Конец формы

2. Знакома ли тебе такая программа, как Excel?

Начало формы

  1. Не-а, у меня нет компьютера (В)
  2. Краем уха где-то слышал (а) (Б)
  3. Да, я хорошо знаю эту программу! (А)

Говорят ли тебе, что у тебя призвание быть бухгалтером?

  1. Иногда говорят (Б)
  2. Это все окружающие замечают, да и я тоже такого мнения (А)
  3. Никто не говорил... они все просто мне завидуют! (В)

4. Как у тебя успехи в географии?

  1. Все О"кей, учусь на отлично (А)
  2. Да так себе... (Б)
  3. Лучше не спрашивать, ненавижу этот предмет! (В)

5. Кто-то из твоих родных работает в этой сфере?

  1. Абсолютно никто, но я буду первопроходцем! (В)
  2. Да у нас целая династия бухгалтеров! (А)
  3. Мама/отец бухгалтер (Б)

6. Экономист-- то же самое, что бухгалтер?

  1. Да, бесспорно (В)
  2. Не могу точно сказать (Б)
  3. Нет, это две разные профессии (А)

7. Ты узнал(а) много нового на школьном курсе экономики?

  1. Я почти все знал(а) раньше, потому что интересуюсь этим уже давно (А)
  2. Довольно многое было мне неизвестно (Б)
  3. Сплошные открытия! Неудивительно, мы же не учили этот предмет в младших классах... (В)

8. Почему ты считаешь, что ты будешь востребован(а) как бухгалтер?

  1. Это интересная, престижная профессия, где можно сделать карьеру (Б)
  2. А кем мне еще быть? Я же больше ничего не знаю! (В)
  3. Мне нравятся экономика и точные науки, я разбираюсь в этом (А)

Результаты:

  • больше А - у тебя есть способности. Если ты отвечаешь правдиво, то из тебя получится высококлассный бухгалтер. Главное, продолжать совершенствовать себя.
  • больше Б - у тебя нет ярко выраженной склонности к этому роду занятий, поэтому попробуй пройти другие тесты, предложенные на этом сайте. Но при упорном труде и работе над собой ты можешь добиться успеха и в экономике.
  • больше В - скорее всего, бухгалтера из тебя не получится. Тут одного искреннего желания мало.

Итог урока:

  • Мы с вами познакомились с основными особенностями профессии бухгалтера;
  • Вы узнали деловые качества, необходимые для работы бухгалтера;
  • Попробовали себя в роли бухгалтера-экономиста.

Общая характеристика профессии

Начнем с того, в чем проявляется деятельность бухгалтера. Он выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, фиксирует состав и источники хозяйственных средств, их движение. Ведет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками и т.п. Осуществляет прием, контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, обрабатывает ее вручную или с помощью ЭВМ. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д. Отвечает за соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины, точность смет организационно-хозяйственных и других расходов, сохранность бухгалтерской документации, за оформление и сдачу их в установленном порядке в архив. Работа жестко регламентирована инструкциями.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности необходимы склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональной подготовке

Бухгалтеру необходима хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.

Пути получения профессии

В финансово-экономических, торговых техникумах, финансово-экономических и финансовых ВУЗах, на экономических факультетах технических ВУЗов, курсах бухгалтеров.

Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности. Бухгалтер может выполнять функции аудитора в аудиторской организации (фирме) или привлекаться коммерческими структурами.

Родственные профессии

Налоговый инспектор, экономист, преподаватель в учебном заведении, финансист. профессиограмма должность руководство

Анализ профессиограммы.

  • * Предмет труда: знак.
  • * Цели труда: свести отчет.
  • * Способы, средства труда: ручные, теоретические, механические.
  • * Условия труда: Обычные.
  • * Характер подвижности: Сидя в движении.
  • * Материальное оснащение: Стол, компьютер, другие подручные средства.

Социально-экономические характеристики труда.

  • * Организация: Самостоятельность, ответственность.
  • * Общение: В группе и индивидуально.
  • * Интенсивность труда: Высокая.
  • * Ответственность: Высокая.
  • * Потребность общества в профессии: достаточно высокая.
  • 3. Требования профессии к человеку.
  • * К здоровью: Противопоказана людям с заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике (чрезмерная мнительность, тревожность, возбудимость), сосудистой дистонией с выраженными головными болями (гипертония, мигрень).
  • * Профессионально важные качества: склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность.
  • * Требуемая квалификация: Должен иметь: хорошая подготовка по математике, основам информатики и электронно-вычислительной техники, статистики, финансов, управления, денежного обращения. Он должен знать директивные и нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, технологию и экономику конкретного производства, принципы организации и планирования деятельности.