Главная · Прочее · Самые красивые небольшие средневековые города европы. Древнее название средневековых городов: список, история и интересные факты

Самые красивые небольшие средневековые города европы. Древнее название средневековых городов: список, история и интересные факты

6 527

Константинополь

Среди множества городов средневековой Европы столица Византийской империи занимала особое место. Даже в пору относительного упадка, в начале VII века, население Константинополя насчитывало 375 тысяч - намного больше, чем в любом другом городе христианского мира.

Позднее это число только увеличивалось. Рос и сам Константинополь. Даже спустя века города латинского Запада по сравнению с византийской столицей казались жалкими деревушками. Крестоносцы-латиняне поражались ее красотой и размерами, а также богатством. На Руси Константинополь звали «Царьградом», что можно толковать и как «Царский город», и как «Царь-город».

Константин Великий приносит город в дар Богородице. Мозаика

В 330 году римский император Константин I перенес столицу в город Византии и дал ему свое имя. Всего за несколько десятилетий Константинополь из заурядного провинциального центра превратился в крупнейший город империи. Опередил он и все города Запада, включая Рим и столицы Ближнего Востока - Антиохию и Александрию. В Константинополь стекались люди со всего римского мира, привлекаемые его невиданным богатством и славой. В этом городе, стоявшем на мысе между Мраморным и Черным морями, на самой границе Европы и Азии, пересекались торговые пути, шедшие с разных концов света. Почти все Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли. Здесь встречались товары и люди из Западной Европы и цивилизации древнего Китая, Индии и Руси, арабских стран и Скандинавии. Уже в XI веке чужеземцы - купцы, наемники - заселяли целые городские кварталы.

Почти все Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли

Для благоустройства столицы немало сделал император Юстиниан I. При этом правителе Восточная империя значительно расширилась. Созданные тогда величайшие творения византийской архитектуры поновлялись потом веками. Зодчие Юстиниана воздвигли возвышающийся над морем Большой императорский дворец, служивший многим поколениям императоров. Грандиозным памятником союза между империей и церковью поднялся над городом купол Святой Софии, прекрасного храма православного мира. Именно богослужение в Софии, по преданию, потрясло в X веке русских послов, отправленных князем Владимиром «испытать» ромейскую веру. «И не могли мы понять, - рассказывали они князю, - на небе мы или на земле…»

Строительство Святой Софии. Миниатюра из хроники Константина Манассии

Богатство и роскошь столицы империи всегда привлекали завоевателей. В 626 году город пытались взять объединенные силы авар и персов, в 717 году - арабы, в 860 году - русы. Но долгие века Второй Рим не видел врага в своих стенах. Несколько поясов укреплений надежно защищали его. Даже во время многочисленных гражданских войн, потрясавших империю, город только сам отворял ворота победителям. Лишь в 1204 году крестоносцам удалось захватить столицу. С этого момента начался закат Константинополя, завершившийся падением города в 1453 году, уже под натиском турок. По иронии судеб, последний император носил то же имя, что и основатель столицы, - Константин.

Под названием Стамбул город стал столицей мусульманской Османской империи. Он оставался ею до падения власти султанов в 1924 году. Османы решили не разрушать город. Они вселились в императорские дворцы, а собор Святой Софии перестроили в величайшую мечеть державы, сохранив прежнее имя - Айя-София, что и значит «святая».

Орлеан

Город в излучине Луары на перекрестке важнейших торговых путей возник во времена Римской империи как главный «пункт» кельтского племени карнутов и назывался тогда Ценабум. Разрушенный Цезарем в 52 году до нашей эры, он был восстановлен в 275 году императором Аврелианом, от имени которого и произошло современное название Орлеана.

В 451 году город осадили племена гуннов под предводительством Атиллы, и лишь при помощи войск короля вестготов Теодориха I и римского полководца Флавия Аэция осада была снята. Гунны отступили к Труа, где произошла жесточайшая «битва народов». Галлия оказалась на время спасенной, чтобы вскоре быть завоеванной приморскими франками короля Хлодвига, походы которого Григорий Турский, епископ города, автор истории франков, представлял как священные в борьбе с готами-арианами, еретиками.

Орлеан, 1428 год

В 511, 532, 541, 549 годах в Орлеане проводились церковные соборы. Некоторое время город был столицей Орлеанского королевства, которое образовалось после разделения Франкского королевства, в котором правил Хлодомир. Во время правления Карла Великого город стал ученым центром Франкского государства.

В 996 году в кафедральном соборе Орлеана состоялась коронация Роберта II, сына короля Гуго Капета, и какое-то время город был столицей Франции.

Географическое положение способствовало активизации экономической жизни, в первую очередь благодаря транзитной торговле. Плодородная почва, развитие виноделия и предприимчивость населения сделали Орлеан одним из самых крупных и богатых средневековых городов. Сравнительно недалеко протекала Сена, что позволяло поддерживать торговую связь с Парижем и севером страны. Виноделие, а в последующие века и развитие мануфактур укрепляли мощь города, достигшего наивысшего своего подъема к эпохе Ренессанса.

В раннем Средневековье образование в Орлеане считалось престижным

Еще в раннем Средневековье образование в Орлеане считалось престижным. В VI веке здесь обучался сын короля Бургундии Гунтрамна Гундобад. Карл Великий, а затем Гуго Капет отправляли в Орлеан учиться своих старших сыновей. В XI - середине XIII веков учебные заведения города были широко известны и за пределами Франции.

В 1230 году, когда временно были распущены преподаватели парижской Сорбонны, часть из них нашла пристанище в Орлеане. Когда в 1298 году римский папа Бонифаций VIII опубликовал шестой сборник декреталий, он поручил докторам Болоньи и Орлеана сопроводить их комментариями. Святой Иво Кермартенский, которого считают покровителем юристов, нотариусов, адвокатов и судей, изучал в Орлеане гражданское право.

Папа римский Клемент V изучал здесь право и литературу. Булла, изданная им 27 января 1306 года в Лионе, объявляла о создании в Орлеане университета - одного из старейших во Франции и Европе. Следующие 12 понтификов предоставляли университету все новые привилегии. В XIV веке в нем обучалось около 5 тысяч студентов из Франции, Германии, Лотарингии, Бургундии, Шампани, Пикардии, Нормандии, Турени, Гиени, Шотландии.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Эжен Ленепве, 1886 - 1890 годы

Осада Орлеана в 1428 - 1429 годах - одно из важнейших событий Столетней войны. После семимесячной осады город был освобожден 8 мая войсками под предводительством Жанны д’Арк, после чего ее стали называть «Орлеанской девой».

Во время Религиозных войн XVI века Орлеан был одним из центров распространения кальвинизма, но после событий, последовавших за Варфоломеевской ночью в 1572 году, когда в городе было убиты около тысячи гугенотов, усилилось влияние католиков. В 1560 году в городе созывались Генеральные штаты - впервые после 76-летнего перерыва.

Суздаль

Первое документальное упоминание о Суздале относится к 1024 году. Согласно «Повести временных лет», из-за неурожая, вызванного засухой, восстали волхвы, начавшие убивать «старшую чадь». Восстановил порядок прибывший из Новгорода князь Ярослав Мудрый.

В последующие годы Суздаль стал вотчиной Киевского князя Владимира Мономаха, который уделял большое внимание развитию, усилению и укреплению обороны города. Постепенно Суздаль приобрел роль стольного града Ростово-Суздальского княжества.

Вид на Суздаль с реки Каменка. Фотография Сергея Прокудина-Горского, начало XX века

Как и для многих средневековых городов, началом строительства Суздаля стало сооружение на реке Каменка крепости, иначе говоря, - Кремля. Для этого выбралось защищенное с трех сторон естественными преградами место, а для большей уверенности были насыпаны земляные валы. Здесь же по приказу Владимира Мономаха построили Успенский собор, а в XI веке недалеко от стен крепости был возведен и первый монастырь - в честь Дмитрия Солунского.

Чуть восточнее Кремля располагался посад - торгово-ремесленное поселение вне городских стен, где жили торговцы и ремесленники. Посад был огражден валами, а вокруг него постепенно выстраивались слободы.

В конце XI века Суздаль постигло страшное бедствие - во время междоусобной борьбы Олега Черниговского с детьми Владимира Мономаха, Изяславом и Мстиславом, город был сожжен. В довершение, в 1107 году полчища болгарских племен разграбили окрестности Суздаля, и горожанам пришлось отсиживаться в укрепленном городе.

Еще при жизни Владимир Мономах отдал Суздальскую область своему сыну Юрию, который превратил Суздаль не только в столичный город, но и сделал его крупным религиозным центром Руси. Во времена Долгорукого границы его княжества простирались до Белого озера на севере, до Волги - на востоке, до Муромской земли - на юге и до Смоленщины - на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возросло.

С приходом к власти сына Юрия, князя Андрея, Суздаль стал утрачивать свое первенство, уступая его новой столице, - Владимиру.

Юрий Долгорукий превратил Суздаль в крупный религиозный центр Руси

К началу XIV века снова начался подъем города, возникло Суздальско-Нижегородское княжество, где даже чеканили свою монету. В те годы Суздаль переживал расцвет, оставаясь богатым, многолюдным городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах».

В 1392 году Суздаль вошел в состав Великого княжества Московского. Великокняжеский престол был перенесен в Москву. Так началось падение Суздаля.

Суздальский Кремль

Став рядовым городом Московского государства и находясь вне оживленных торговых путей, Суздаль в XV - XVII веках не приобрел выдающегося положения и в торгово-промышленном отношении. В Смутное время город дважды был разграблен польскими войсками, в 1634 году - крымскими татарами, а в довершение, в 1654 - 1655 годах он пережил опустошительный пожар и эпидемию.

В 1796 году Суздаль был объявлен уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году епископская кафедра была перенесена из Суздаля во Владимир.

Уинчестер

Уинчестер - один из археологически изученных городов Англии. В 1999 году в Уинчестере, в аббатстве Хайд, археологи нашли остатки могилы короля Альфреда Великого, которая была перенесена сюда в период Норманнского завоевания. Именно в правление короля Уэссекса Альфреда Уинчестер впервые получил историческую известность, хотя, благодаря выгодному расположению города, люди селились там и раньше. Римское имя «Venta Belgarum» показывает, что в кельтский период город был важным племенным центром. Однако информация, полученная посредством некоторых раскопок, свидетельствует о том, что население появилось на здешних территориях даже раньше, чем во время римского правления, а именно - в железном веке.

В Средние века Уинчестер - центр искусств, торговли, королевской и церковной власти

Средневековье для Уинчестера прошло относительно спокойно: не было ни кровопролитных войн, ни многочисленных штурмов и захватов. Город был достаточно популярным торговым центром в стране вплоть до XIX века. До сих пор можно наблюдать богато украшенный ярмарочный крест, сохранившийся с XIV века.

В XV веке Альфред Великий сделал Уинчестер столицей королевства Уэссекс, хотя, если судить по фактам, этот статус принадлежал городу де-факто. Тогда и зародилась традиция обсуждения политических вопросов «рыцарями круглого стола». Так называемый «круглый стол» находился в Уинчестерском замке, ставшим теперь одной из красивейших экспозиций в Англии.

В XIV - XVII века Уинчестер был столицей Англии, через некоторое время он вынужден был разделить господство с Лондоном, а позже и вовсе отдать ему этот официальный статус.

Король Артур и его рыцари за круглым столом

Эдесса

Некогда главный город области Осроена, Эдесса, в VIII веке до нашей эры был завоеван Ассирией и получил название Руху. Один из важных центров месопотамской цивилизации, город был посвящен богине Атергатис, о чем свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священных пруда, в которых содержались рыбы, посвященные богине.

При Селевке I, много сделавшем для возвеличения города, Эдесса получила свое имя в честь города Эдессы в македонской области Эматия, исторической столицы античного Македонского царства.

В 137 году (или 132) до нашей эры Абгар Ухомо основал здесь Эдесское царство, называвшееся также Орроенским или Осроенским. По преданию, Абгар состоял в переписке с Иисусом Христом, и по его просьбе Христос послал ему свой собственный «нерукотворный» образ. По тому же преданию при царе Осроены апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение.

После распада Римской империи Эдесса стала важным центром раннего христианства

При императоре Траяне Лузий Квиет разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил подать и восстановил царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима. Около 216 года город был превращен в военную римскую колонию. В 217 году здесь был убит император Каракалла. В 242 году Гордиан III снова восстановил Осроенское царство и поручил его новому Абгару, из потомков старой царской династии, но уже в 244 году царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян.

Абгар получает «Спас Нерукотворный» от апостола Фаддея. Икона X века из монастыря Святой Екатерины

После распада Римской империи Эдесса отошла к Византии. В этот период усилилось значение города в истории христианской церкви. Более 300 монастырей насчитывалось в Эдессе. В ней жил Отец церкви Ефрем Сирин и находилась школа его последователей.

При императоре Юстине I город был разрушен землетрясением, но в скором времени восстановлен, став Юстинополем.

Переход Эдессы в 641 году под власть арабских халифов положил конец процветанию здесь христианства, а во время последовавших затем внутренних и внешних войн совсем угасла всемирная слава города. В 1031 году византийским императорам удалось завладеть Эдессой, но в течение того же столетия город еще несколько раз менял своих повелителей. В 1040 году его заняли сельджуки.

В 1042 году Эдесса была возвращена в состав Византийской империи, а в 1077 году город был присоединен к государству Филарета Варажнуни. В 1086 году Эдесса вновь была завоевана сельджуками, однако после смерти султана Тутуша в 1095 году его наместник в Эдессе армянин Торос стал независимым князем.

В 1098 году, во время первого крестового похода брат Готфрида Бульонского, граф Балдуин, легко овладел городом при содействии его жителей и сделал его главным городом своего Эдесского графства.

Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро, но, наконец, при склонном к удовольствиям графе Жослене II повелителю Мосула Имад ад-Дину Занги удалось в 1144 году взять город приступом.

Снова здесь воцарился ислам, и все христианские храмы были обращены в мечети. Попытка жителей Эдессы в 1146 году стряхнуть с себя мусульманское иго окончилась гибелью города: они были разбиты сыном и преемником Занги, Нур ад-Дином. Оставшиеся в живых обращены в рабство, а сам город разрушен. Судьба его с этого времени полна превратностей: им овладевали султаны египетские и сирийские, монголы, тюрки, туркмены и персы, пока, наконец, не завоевали его в 1637 году турки. Под их властью Эдесса стала подниматься из развалин за счет местного, преимущественно нетурецкого, населения.

Состав населения средневекового города был чрезвы-чайно неоднородным. Преобладали в нём ремесленники, которые сами продавали собственные изделия, совме-щая в одном лице ремесленника и торговца.

Большинство городского населения было задейство-вано в сфере услуг. К ним принадлежали парикмахеры, владельцы постоялых дворов, чернорабочие, слуги и др. В больших городах жили феодалы со своими вассалами и слугами, представители королевской администрации, «чёрное» и «белое» духовенство. К городскому населе-нию принадлежали профессора, магистры и студенты университетов, юристы, врачи. Постепенно в городах появились купцы.

Почти каждый средневековый город был наполнен нищими. Сначала к ним относились с пониманием и сочувствием. Обездоленные всегда знали, что возле церквей и монастырей им могут дать приют, подать еду, одежду или деньги. Такая ситуация существовала до се-редины XV в. Именно тогда во всех сферах городской жизни получает распространение наёмный труд, в свя-зи с чем нищих начинают воспринимать как дешевую рабочую силу. Теперь просить милостыню можно было только с разрешения городских властей. Нередко это приводило к голодной смерти тех нищих, пребывавших на дне городской жизни.

XV в. Аугсбургский регламент о нищих

Совет признал необходимым и постановил: прежде всего в дальнейшем защищается всем, то ли женатые люди, женщины или мужчины, вдовы или неженатые, пришлые или местные, бюргеры или жители города, собирать милостыню как днём, так и но-чью, не иначе как по разрешению и по постановлению почетного совета, от которого они (в этом случае) должны получить особый значок, а именно жестяной жетон. Этот жетон нужно носить и иметь при себе каждому, кто просит милостыню, и без него просить её запрещается. Исключение составляют чужеземные пилигримы и проезжие нищие, которым разрешено здесь просить милостыню в течение трёх дней и не более. Тем лицам женского и мужского пола, которым, как уже сказано, позволено просить милостыню, надлежит выжидать милостыни ежедневно перед церковью, имея около себя своих детей, которых защищается посылать за милостыней.

Количество населения средневековых городов было сравнительно небольшим. Большими считались города, где проживало 20-30 тысяч человек, средними — 3-5 тысяч человек. Но был и городки, где проживало 1-2 тысячи горожан. В городах-великанах население достигало 80-100 тысяч, например, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья. Интересно, что в Англии в XIV в. только в двух городах жило больше 10 тысяч людей — Лондоне и Йорке. Столица Византии Кон-стантинополь значительно превышала западноевропейские города по количеству населения. В периоды наивысшего расцвета в Констан-тинополе насчитывалось от 300 до 400 тыс. жителей.

Поначалу горожане наряду с ремеслом и торговлей продолжали заниматься и сельским хозяйством. Они имели сады, огороды, держали скот. Такое явление на-блюдалось, преимущественно, в небольших городах. Хотя связь городского жителя с сельским хозяйством сохранялась ещё длительное время.

Средневековые города для обороны от нападений обычно были окружены высокими каменными или деревянными стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой. Городские ворота закрывали на ночь. Окружавшие город стены обычно ограничивали его территорию. С переселением населения из сёл ста-новилось тесно. Территорию приходилось неоднократно расширять, возводя вокруг старой стены новые укрепле-ния. Так возникали предместья, заселённые преимуще-ственно ремесленниками. Именно ремесленники вместе с купцами были сторожевой стражей и пополняли городское военное ополчение. Они должны были иметь оружие и уметь им пользоваться.

В центре города размещалась рыночная площадь. На ней всегда было многолюдно. Горожане приходили сюда не только что-то купить или продать, но и встретиться со знакомыми, услышать новости. Здесь объявлялись но-вые указы короля, распоряжения городской власти, про-водились разнообразные праздники. Рядом с рыночной площадью возвышались два сооружения: кафедральный собор — главный христианский храм города и ратуша . В ратуше собирался и заседал городской совет — маги-страт .

Ближе к центру находились дома самых зажиточных и уважаемых горожан. 11о дом в городе можно было при-обрести, только получив все городские права. Полно-правных горожан в каждой стране называли по-своему: в Германии — бюргерами , в Италии — пополанами , во Франции — буржуа . Остальное население составляли обычные городские жители.

Фасад собора в Сиене

Поскольку территория города была невелика, улицы были узенькими. Их ширина обычно достигала длины копья. Дома буквально «налеплялись» друг на друга и строились в 2-3 этажа. Основными строительными материалами были камень, дерево, солома. Фундамен-ты делались узкие, а верхние этажи часто нависали над нижними, потому что земля в городе была очень доро-гой. На улицах всегда царил полумрак, даже в яркие сол-нечные дни. Ночью улицы также не освещались. Если же человек был вынужден идти ночным городом, приходилось брать плошку или факел. Города с деревянными постройками и соломенными крышами часто страда-ли от опустошительных пожаров. Поэтому существовало правило: с наступлением ночи гасить в домах огни.

Средневековый город. Гравюра

Городские улицы населялись преимущественно ремесленниками определенной специальности, что и удостоверяли их названия. Были улицы гончаров, ткачей, сапожников, кожевником, кузнецов, оружейников и др. Вход в ремесленную мастерскую украшала специальная эмблема. Она символизировала изделия, которые изготовлял ремесленник: калач, сапог, меч, ключ и т. п. Окна каждой мастерской, как правило, выходили на улицу. Днем ставни открывались. Верхнюю половинку использовали в качестве навеса, а нижнюю — прилавка, где выставляли товар. Через отворенное окно можно было видеть, как изготовляются те или иные изделия. Материал с сайта

В средневековых городах улицы не были мощёнными, потому в летнюю жару там столбом стояла пыль, а весной и осенью грязь была по колено. Помои выливали прямо на улицу, туда же выбрасывали и хозяйственный мусор. На улицах городов стоял отвратительный запах.

Как-то раз французский король Филипп II Август, отворив утром окно, упал в обморок. Как выяснилось, причиной этого стали крайне неприятные запахи с парижских улиц. После этого досадного случая король приказал выложить дорогу камнем. Вероятно, это и была первая средневековая мостовая. Мосто-вые появляются приблизительно в середине XIII в., но не во всех европейских городах. Известно, что в конце XV ст. жители города Рейтлингена уговаривали немецкого императора Фридриха III не приезжать к ним по причине ужасного состояния улиц. Не послушав совета, король чуть не погиб вместе с конем в болоте на одной из городских улиц.

Скученность населения, отсутствие гигиены, общая антисанитария превращали город в настоящий питомник возбудителей болезней и эпидемий. От них порой вымирала треть, а то и половина городского населения. Средневековый город был также плохо обеспечен питьевой водой. Первые водопроводы появились около XII—XIII вв. в Италии. Впоследствии люди поняли, что именно грязь и нечистоты влекут появление и рас-пространение эпидемий. Именно поэтому уже в конце XIII в. магистраты начинают издавать приказы о бла-гоустройстве городов.

Неотъемлемой частью пёстрой жизни средневеково-го города были трактиры. Здесь горожане и приезжие могли хорошо отдохнуть и развлечься. Начиная с XII в., в городах появляются гостиницы и общественные бани, где посетителям предлагали свои услуги парикмахеры. Обычный парикмахер мог сделать и несложную хирур-гическую операцию или, при необходимости, пустить больному кровь. Средневековые больницы, а их в го-родах было немало, назывались лазаретами по имени библейского целителя святого Лазаря.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сайт
  • реферат "население и внешний вид города"

Возникновение города - феномен эпохи развитого феодализма. Действительно, если в раннее средневековье в Европе насчитывалось всего несколько десятков (в лучшем случае - несколько сотен) более или менее крупных поселений городского, а точнее - догородского типа, то к концу XV в. на территории континента существовало приблизительно до 10 тыс. различных городов. Средневековый город возник в результате процесса отделения ремесла от земледелия. Мы здесь не будем останавливаться на всех сторонах этой проблемы, а рассмотрим лишь ее географический аспект.

Часть средневековых городов была территориально связана с прежними римскими городами; это относится к итальянским, французским, испанским, частично английским и германским городам. Мотивы выбора их месторасположения были самыми разнообразными: здесь играли роль географические факторы (например, многие североитальянские города - Верона, Бреша, Виченца и др. - возникали в тех местах, где горные долины сливались с равниной; другие - в удобных местах морского побережья или вдоль рек - Неаполь, Павия и т.д.), военные соображения (так возникло большинство римских центров Рейнской Германии и Северо-Восточной Галлии); многие города основывались на местах прежних поселений завоеванных Римом племен (Нант - намнеты, Анжер - адекавы, Пуатье - пиктоны, Отен - эдуи и т.д.). Однако приуроченность средневекового города к месту расположения прежнего римского центра была далеко не всегда прямой. Многие римские города, процветавшие в античную эпоху, позже пришли в упадок, а то и вообще прекратили существование; наоборот, немало незначительных поселений античности в средние века превратились в крупные городские центры. Нередко средневековый город вырастал не на месте римского поселения, а по соседству с ним или даже на некотором расстоянии от него. Такова, например, была судьба Сент-Олбани (римский Веруламиум) в Англии, французских Отена, Клермон-Феррана, Бокера, Меца, Вердена, Нарбонны и многих других городов. Даже в самой Италии средневековые города иногда не совпадали территориально с античными (Равенна, например). В некоторых случаях и само имя римского центра в средневековье менялось на новое - Лютеция превратилась в Париж, Аргентората - в Страсбург, Аугустобона стала Труа и пр.

В основе этих топографических сдвигов лежали, как правило, политические события переходной от античности эпохи, погромы и разрушения варварских завоеваний. Но, пожалуй еще важнее то, что города потеряли свою прежнюю экономическую роль и приобрели новые функции, став церковно-монастырскими центрами, резиденциями крупных магнатов и королей и т.д.; это не могло не сказаться на их топографии. Поэтому, даже сохранив территориальную связь с городом римской эпохи, поселения раннего средневековья фактически перестали быть городами. Так, в каролингскую эпоху во Франции наибольший вес и значение имели города - резиденции архиепископов (Лион, Реймс, Тур и др.); из 120 городов Германии в XI в. 40 были епископскими, 20 располагались вблизи крупных монастырей, а остальные 60 являлись центрами крупных феодальных владений (в том числе 12 из них - королевские резиденции).

Возникновение городов в междуречье Эльбы и Немана

Процесс возникновения феодального города как центра ремесла и торговли в массе ведет свое начало с эпохи развитого средневековья, хотя в некоторых местах города возникают на несколько столетий раньше - это средиземноморские порты Амальфи, Гаэта, Бари, Генуя, Венеция, Палермо, Марсель и некоторые другие, удачно использовавшие в IX-X вв. ослабление арабского и византийского влияния в южном торговом регионе. Поднимаются и некоторые торгово-ремесленные центры, не связанные с морской торговлей; таким городом в X в. в Северной Италии стала Павия, расположенная у впадения Тичино в По и на перекрестке путей из Альп в Апеннины; немалую роль в ее подъеме сыграло и то обстоятельство, что она была традиционной столицей Лангобардского королевства. Крупным городом была Равенна - центр византийского господства в Италии.

В XI-XII вв. создаются и получают определенные политические права города Северо-Восточной Франции, Рейнской Германии, Фландрии, Центральной, Восточной и Южной Англии, Средней и Северной Италии; несколько позже возникают города в остальных областях континента. В Германии, например (позже - Империи), территориальная картина возникновения городов выглядела следующим образом. До XIII в. почти все города страны были расположены к западу от Эльбы и по Верхнему Дунаю, практически не пересекая линию Любек - Вена. Основная масса городов, возникших в XIII в., находилась уже в междуречье Эльбы и Одера; отдельные группы их концентрировались в Северной Чехии, Силезии, в верховьях и в нижнем течении Вислы. И только в XIV в. города заполнили почти всю территорию Центральной Европы, к западу от линии Кенигсберг - Краков. В XV столетии между Эльбой и Вислой основывались лишь отдельные города (в общей сложности несколько десятков), подавляющая масса их к этому времени уже существовала. В других странах этот процесс завершился еще раньше: в Англии, например, абсолютное большинство средневековых городских центров известно с XIII в.

Когда города возникали на месте прежних деревень, это часто отражалось на их названиях; такими городами в Германии были города с «сельскими» окончаниями на «инген», «хайм», «дорф», «хаузен» (Тюбинген, Вальдорф, Мюльхаузен и т.д.). Факторы, способствовавшие превращению прежнего поселения в город или возникновению нового городского центра, были самыми разнообразными. Здесь могли играть роль и военно-политические обстоятельства (потребность в крепости, покровительство со стороны местного сеньора), и социально-экономические мотивы, (например, существование традиционного рынка, перевалочного пункта товаров и т.п.). Большую роль в процессе возникновения средневекового города сыграли географические моменты: удобный рельеф, реки, пересечение сухопутных дорог; морские заливы нередко не просто способствовали превращению догородского поселения в город, но и играли в этом чрезвычайно важную роль. Выше уже говорилось об исключительно благоприятном расположении Павии; подобные же обстоятельства сыграли роль в подъеме Милана, Франкфурта-на-Майне, Булони, Ковентри, шампанских и многих других городов. Интересные данные о роли географических факторов в возникновении ранних городов дает топонимика. Так, о связи начального поселения с мостом, переездом, бродом говорят многочисленные названия на «бридж», «брюк», «понт», «фурт» и т.д.: Кембридж, Понтауз, Франкфурт, Оксфорд, Инсбрук, Брюгге, Саарбрюкен и т.п. Города с названиями типа Брунсвик, как правило, были связаны с морским побережьем или реками: элемент «вик», «вич» в скандинавских топонимах означает залив, бухту, устье. Расположение города определяли и многие другие факторы, например наличие рынка в самом поселении или поблизости от него, существование укрепленного места, где могли бы укрыться жители в случае военной угрозы, близость торговых маршрутов и удобства путей сообщения, политическая обстановка в области, отношения с местным феодалом и т.д. Как показывает история крупнейших городских центров средневековой Европы, в их подъеме сыграло роль именно сочетание многих благоприятных факторов, включая, конечно, удобство месторасположения.

Топография средневековых городов была чрезвычайно разнообразной и отражала особенности возникновения, расположения и развития каждого из них. Вместе с тем любой из городов обладал элементами, общими для всех: это рынок, кафедральный собор, укрепленный центр (бург, сите, замок), дворцы-крепости живущих в городе крупных магнатов, здание органов городского управления (ратуша, синьория и т.п.) и, наконец, городские стены, часто по мере роста города опоясывающие его несколько раз. Внутри этих стен город представлял собой причудливую путаницу узеньких улочек и переулков, хаотически разбросанных зданий, расположенных без всякой системы. За городскими стенами находились пригородные ремесленные посады и села, огороды и пахотные участки горожан, общие луга, леса и выпасы; впрочем, нередко разные виды этих угодий включались и в городские стены.

Систематизация средневековых городов в зависимости от их топографии практически невозможна из-за их многообразия; однако некоторые типы и принципы построения города представить все-таки можно.

В Италии часть городов сохранила в средневековье не только античное ядро, но даже и его наиболее крупные строения (например, Рим, Верона); в некоторых случаях бросается в глаза совпадение планировки отдельных районов города, вплоть до буквального совпадения ряда кварталов и улиц (Турин, Пьяченца, Верона, Павия). Конечно, средневековый город выходил за пределы городской черты античности, но он разрастался именно вокруг прежнего римского ядра - арены, форума, остатков городских стен, и новые здания нередко возводились на месте, расчищаемом от старых, и даже из старого материала. Уже к XIII в. основная масса итальянских городов полностью приобрела средневековый облик; от римской древности сохранились, да и то далеко не везде, лишь отдельные базилики. В дальнейшем возводились новые пояса стен, площадь города расширялась, но в целом его планировка оставалась неизменной. Многие североитальянские города строились по следующему плану. В центре города находилась площадь, на которую выходила синьория (дворец правосудия и т.п.), неподалеку располагался кафедральный собор. Рынок по недостатку места вначале выносился за городские стены, но по мере расширения города он оказывался уже внутри их. Помимо периодического рынка (ярмарки) в городах существовали целые кварталы и улицы, на которых традиционно были расположены мастерские и лавки ремесленников разных специальностей. Над городскими строениями возвышались крепости-башни крупнейших феодальных семей; после установления в итальянских городах синьорий во многих из них были возведены замки тиранов. Неотъемлемой принадлежностью большинства итальянских городов были каменные мосты: в связи с небольшими размерами большей части итальянских рек города располагались сразу по обеим сторонам реки, что нередко встречалось уже в античности.

Таким образом, мы можем провести некоторую топографическую связь итальянского средневекового и античного города. Иначе дело обстояло на континенте. В эпоху поздней Империи в связи с варварскими завоеваниями римские поселения в Галлии и Германии были обнесены стенами, однако площадь, заключенная внутри этих стен, была чрезвычайно мала. Так, в Трире, бывшем одно время официальной столицей части Империи, она составляла всего 7 га, в Кельне и Майнце - от 2 до 2,5 га, а в подавляющем большинстве других городов не превышала долей гектара (Дижон - 0,3 га, Париж и Амьен - 0,2 га). К тому же эти стены вскоре были или снесены осаждающими, или разобраны на строительный материал самими жителями. Поэтому даже в тех случаях, когда прежние римские населенные пункты полностью или частично использовались для поселения (как резиденция епископа, например), они не могли существенно повлиять на планировку и структуру возникавшего в этом месте города.


Средневековый Магдебург (ок. 1250 г.):
1 - кафедральный собор и бург оттоновской эпохи; 2 - замок каролингской эпохи; 3 - замок местного графа; 4 - застройки XI - первой половины XII в.; 5 - ремесленно-торговое поселение и рынок; 6 - застройки второй половины XII в.; 7 - застройки первой половины XIII в.


Средневековый Мейсен:
1 - древний бург; 2 - торговое поселение (ок. 1000 г.); 3 - церкви и монастыри; 4 - укрепленные дворцы и башни знати; 5 - районы, застроенные до XIV в.; 6 - районы более поздней застройки

Остановимся на одном типе планировки средневековых городов, наиболее распространенном в Германии. Речь пойдет о так называемом «многоядерном» варианте города. Как указывалось выше, большинство европейских городов сочетало в себе сразу несколько моментов, способствовавших их возникновению и развитию: наличие догородского поселения, рынка, укрепленного места, благоприятных условий рельефа. Эти элементы представляли собой своего рода «ядра» складывающегося города; их объединение и создавало город как таковой. Естественно, что взаимное расположение «ядер» в разных местах было различным, поэтому и топография возникающих городов была разнообразна; однако принципы их построения были одними и теми же. Несколько примеров.

В основе средневекового Магдебурга лежали сразу четыре «ядра»: сельское поселение, издавна существовавшее на этом месте, и расположенный рядом с ним замок каролингской эпохи, резиденция саксонских герцогов; кафедральный собор с бургом оттоновских времен; замок местных графов; наконец, ремесленно-торговое поселение с рынком, лежащее между каролингским и оттоновскими укреплениями поблизости от удобного брода через Эльбу. В XII-XIII вв. эти составные части слились воедино и были обнесены общей стеной; к 1250 г. они приняли вид, изображенный на схеме.


План города-крепости Пальманова

Подобным же путем возникал и Мейсен, однако в его судьбе сыграли главную роль бург, торгово-ремесленная колония и давно расположенное на этом месте славянское поселение. Как и в других городах, в Мейсене было множество церквей (включая кафедральную), монастырей, укрепленных домов - замков феодалов и патрициата, однако они не оказали влияния на первоначальную планировку и несколько позже примкнули к создавшемуся городскому центру.

Такой тип городов наиболее характерен для междуречья Рейна и Эльбы, т.е. для ранних германских городов. Позже, по мере возникновения городов в населенных славянами землях, все более распространяется тип города-крепости, имеющий более упорядоченную планировку. Такого же назначения города были распространены и в Западной Европе - это бастиды Юго-Западной Франции и Восточной Бретани, опорные крепости испанской Реконкисты (Авила, Сеговия), пограничные крепости на особо опасных направлениях (Пальманова, Ла-Валетта, Брест). Все они возникали в оборонительных или военно-колонизационных целях; и это влияло на их расположение и планировку: как правило, они занимали господствующие, ключевые позиции, внутренняя структура их была более упорядочена и подчинена удобствам обороны. Таков, например, город Пальманова, возникший в XV-XVI вв. как опорная крепость на востоке венецианской «террафермы».

Как правило, города отличались большой теснотой - этажи зданий нависали над улицами, сами улочки были настолько узки, что по ним не всегда могла проехать повозка. Городские стены даже крупных по тем временам городов заключали в своих пределах всего несколько сот гектаров площади; так, Париж в XIII в. занимал около 380 га, Лондон в XIV в. - около 290 га, Флоренция перед Черной смертью - немного более 500 га, Нюрнберг в XV в. - около 140 га и т.д.; площадь же подавляющего большинства средневековых городов не превышала нескольких десятков гектаров (Тулон, например, в XIII в. имел площадь всего 18 га). На этом стесненном пространстве располагалось, значительное по тем масштабам население; в том же Лондоне по налоговым спискам 1377-1381 гг. насчитывалось около 35 тыс. жителей т.е. средняя плотность его населения превышала 120 человек на гектар. В этих же рамках колебалась плотность населения и других городов: Париж - около 160 человек (XIII в.), Падуя - около 120 человек (XIV в.), Барселона - около 100 человек (XIV в.). В целом плотность населения средневековых городов Западной Европы лишь в отдельных случаях уступала современной, а чаще всего превышала ее (в современной Бельгии, например, городами считаются поселения с плотностью более 300 человек на кв. км, т.е. 3 человека на гектар).

Вместе с тем численность населения феодального города была невелика. В основной части городов Западной Европы жило несколько тысяч или даже сот человек. По тем же налоговым спискам 1377-1381 гг. в Англии кроме Лондона только Йорк имел свыше 10 тыс. жителей; пять городов (Бристоль, Плимут, Ковентри, Норич и Линкольн) насчитывали от 5 до 10 тыс. человек и еще 11 городов - от 3 до 5 тыс.; всего же в стране в это время существовало до 250-300 городов. В Священной Римской империи конца XV - начала XVI в. насчитывалось около 3000 городских центров, самыми крупными из которых были имперские города. Из приблизительно 200 имперских городов не более 15 имели население свыше 10 тыс. каждый; таким образом, подавляющая часть германских городов являлась мелкими местечками. Крупнейшими городами в Империи были: в XI-XII вв.- Регенсбург (около 25 тыс.), Кельн (около 20 тыс.), Страсбург (около 15 тыс.); позже значение и размеры Регенсбурга снижаются и на смену ему приходят новые центры - Нюрнберг, Магдебург, Гамбург, Любек, Прага. В дальнейшем темпы роста городов падают: за 1370- 1470 гг. потеряли 15-20% населения. В конце XV в. важнейшими городами были Кельн (свыше 30 тыс.), Прага (около 30 тыс.), Нюрнберг и Гамбург (около 25 тыс.).

Самыми «урбанизированными» территориями средневековой Европы были итальянские и фландрско-брабантские земли: как уже говорилось, в первых в отдельных местах почти половина населения жила в городах, во вторых - около 2/3. Крупнейшие города Фландрии - Ипр, Гент и Брюгге - в XIV в. насчитывали до 25-35 тыс. человек. В Италии размеры городов были большими: здесь свыше десятка центров имели порядка 35-40 тыс. жителей - Верона, Падуя, Болонья, Сиена, Палермо, Неаполь, Рим и др. Крупнейшими городами Италии были Милан, Флоренция, Генуя и Венеция, насчитывавшие от 50 до 100 тыс. человек; даже спустя несколько десятилетий после Черной смерти население Флоренции превышало 55, а Венеции - 65 тыс. жителей. На континенте с этими городами мог сравниться один Париж; по некоторым данным, его население росло следующими темпами: в конце XII в. - около 25 тыс. человек, в конце XIII в. - около 50 тыс., перед Черной смертью - около 80 тыс., в конце XV столетия - около 150 тыс. человек (возможно, что эти цифры завышены). Основная масса французских городов ни в какое сравнение с Парижем не шла - здесь также преобладали небольшие рыночные местечки, насчитывавшие сотни, в лучшем случае тысячи жителей.


Средневековый Париж.
Городские стены: 1 - Сите (III в. н. э.); 2 - начала XII в.; 3 - времени Филиппа II (ок. 1200); 4 - Карла V (1360-1370); 5 - пристройки эпохи Людовика XIII (ок. 1630-1640); 6 - добавления времен последних Валуа (вторая половина XVI в.); 7 - граница города ок. 1780 г.
I - Собор Парижской Богоматери; II - Монастырь св. Мартина; III - Монастырь св. Женевьевы; IV - Мон. Сен-Жермен де Пре; V - Мон. св. Антуана; VI - Лувр; VII - Площадь Согласия; VIII - Елисейские поля; IX - Марсовы поля

Таким образом, к XVI в. все западноевропейские страны оказались покрытыми густой сетью из нескольких тысяч разнообразных торгово-ремесленных поселений, чаще всего небольших, являвшихся местами оживленного товарного обмена с сельскохозяйственной округой. На этом фоне лишь изредка выделялись более крупные города - центры значительного развития ремесла, почти всегда связанные с международной торговлей, однако их число не превышало несколько десятков, в лучшем случае - сотен.

Особое место на карте средневековых городов занимают города мусульманской Испании. Их развитие началось раньше, чем городов на континенте, и уже в XI-XII вв. они достигли высокого уровня. Несравнимы были и их размеры; так, по некоторым данным, например, в Арабской Кордобе в начале XIII в. число жителей превышало 100 тыс. человек. В результате Реконкисты судьба городов на Пиренеях изменилась, и в XIV-XV вв. они ни ремесленно-торговым развитием, ни размерами уже не отличаются от остальных европейских городов.

В период Средневековья, как и в Древнем мире, основой экономики оставалось сельское хозяйство. Господствующим классом в обществе являлись владельцы земли - феодалы. Крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения, были прикреплены к земле, но оставались лично свободными.

В отличие от рабов, они отдавали феодалам лишь часть своего труда или продукции. Поэтому крестьяне были более заинтересованы в результатах своего труда, чем рабы. Это привело к заметному росту производительности труда в сельском хозяйстве, что высвободило рабочие руки для развития ремесла и торговли. Ремесленники и торговцы стали концентрироваться около замков крупных феодалов (королей, герцогов, графов и т. п.) и монастырей, так как здесь они могли найти защиту от внешних нападений и более широкий рынок сбыта для своей продукции (феодал и его приближенные в замках, монахи и паломники в монастырях). Постепенно такие торгово-ремесленные поселения обносились собственными защитными стенами и стали бороться за автономию, а затем и полное освобождение от феодалов, на землях которых они возникли (в соответствии с Магдебургским правом и другими подобными сводами законов). Таким образом, в средневековой Европе возникла довольно густая сеть небольших городских поселений, ядрами которых послужили замки и монастыри, хотя городам стали лишь немногие из возможных ядер. Замок или монастырь в оборонительных целях часто располагались на неприступной возвышенности и по микро положению резко отличались от остального города, расположенного внизу - в долине реки или у берега моря. Но по мере развития ремесла и торговли именно вниз от первоначального ядра смещался главный центр города, концентрировались население и экономическая деятельность. Типичный средневековый город был очень небольшим по размерам. Часто в нем проживало лишь 1--2 тыс. чел., редко до 5--10 тыс. Стены города обычно имели форму, близкую к окружности, так как это позволяло защитить большую площадь при меньшем периметре стен. В центре города располагалась рыночная площадь, на которой жители города обменивались своей продукцией между собой, с проживающими в округе крестьянами и с купцами из удаленных местностей. На этой же площади находились важнейшие общественные здания - главная церковь города (или единственная церковь, если город был небольшим) и ратуша - орган городского самоуправления. От рыночной площади запутанная сеть узких улочек расходилась к городским стенам. На этих улицах жители города селились по профессиям. Таким образом, главными функциями средневековых городов являлись ремесло и торговля. Важное значение имела и оборонительная функция, так как войны и междоусобицы шли: почти непрерывно. Некоторые города, обладавшие наиболее читаемыми храмами или монастырями, стали также религиозными центрами. Практически исчезли административные центры (город управлял только сам собой), центры культуры и курорты. Даже соседние города, расположенные в 20-30 км друг от друга, часто были мало связаны между собой так как производили одинаковые изделия и обмен ими не имел смысла. Зато проживающие в округе крестьяне в течение дня успевали дойти до такого города, сбыть свою продукцию, купить ремесленные изделия и вернуться домой.

Кроме значительного сокращения в размерах по сравнению с древнеримским периодом, города почти полностью утратили благоустройство - водопровод, канализацию, мощеные улицы. Это способствовало развитию массовых эпидемий, во время которых население многих городов вымирало полностью. Горожане проживали очень скученно в 3-4 этажных зданиях. На первом этаже такого здания обычно размещалась мастерская или лавка, на втором этаже жила семья хозяина (мастера), на третьем этаже жили помощники (подмастерья) на четвертом - ученики. Наиболее выдающимся зданием в каждом городе был главным храм, который в Раннем Средневековье строился преимущественно в романском стиле и сильно напоминал крепость, приземленный, с тяжелыми сводами и мощными стенами. Начиная с XII в. стали преобладав храмы в готическом стиле, устремленные вверх. Такие храмы достигали в высоту 150 м, резко выделялись среди окружающей застройки, укрепляя у верующих религиозные чувства и одновременно экономя внутригородскую территорию. Храмы служили также местом общегородских собраний и театрализованных представлений. Начиная с XI в. постепенно стали складываться общеевропейские торговые пути, и города, расположенные на них, получившие большее развитие по сравнению с остальными. Главные торговые пути шли из Италии на Восток по Средиземному морю. Объем товаров на этом пути был сравнительно небольшим, но это были самые ценные товары того времени - пряности, ювелирные украшения, шелк и другие дорогие ткани, дорогое оружие, за которые европейские государства расплачивались золотом и серебром. Восточная торговля способствовала бурному развитию итальянских городов, особенно Венеции и Генуи, от которых начинались сухопутные пути в глубь материка. Важный торговый путь сложился также на севере Европы по Северному и Балтийскому морям. По этому пути с запада (из Германии, Франции, Англии) шли металлические изделия и простые ткани, с востока (из Новгорода, Прибалтики) - меха, янтарь, льняные ткани, воск. Города, расположенные на этом пути, образовали Ганзейский торговый союз (Лондон, Брюгге, Гамбург, Любек, Новгород и др.). Главные внутри европейские торговые пути шли по долинам рек - Сене, Рейну, Эльбе, Роне, Дунаю.

Наиболее важным торговым центром и самым крупным городом Европы в Средние века являлась Венеция, насчитывавшая к XV в. 200 тыс. жителей. Венеция была основана на островах вблизи крайней северной точки Адриатического моря жителями Римской империи, спасавшимися от вторжения германских племен. Долгое время Венеция являлась самым западным городом Византийской империи. Все это позволило в максимальной степени сохранить, во-первых, торговые связи с восточным побережьем Средиземного моря, во-вторых, античную культуру. Победив в войнах своих соперников, главным из которых являлась Генуя, Венецианская республика концентрирует в своих руках большую часть торговли между Европой и странами Востока. Кроме торговли, в городе развиваются также судостроение, книгопечатание, производство предметов роскоши. Все это способствует бурному развитию города, строительству великолепных храмов (главный - собор святого Марка в византийском стиле) дворцов (в том числе Дворец дожей - выборных правителей Венеции). Главная площадь города - площадь Святого Марка -- служит не для торговли (в городе образуется целая система рынков - немецкий, турецкий и др.), а для проведения празднеств и торжественных церемоний. Своеобразная планировка города в котором, благодаря островному положению сухопутный транспорт уступает место водному. Естественно главными артериями города становятся каналы набережных, на которые выходят парадные фасады здании, а сухопутные улочки, редко имеющие ширину более двух метров, предназначаются лишь для пешеходов.

С XV в. в Европе начинает период редкого ускорения городского развития - эпоха Возрождения. В «наибольшей мере она проявилась на территории Италии, так как итальянские города с одной стороны, являются наиболее крупными и развитыми, с другой - в них ярче всего проявляется влияние античности, по образцам которой развивается культура Возрождения. Главным центром Возрождении в Италии и во всей Европе становится Флоренция. Ее население насчитываем около 100 тыс. чел. Это главный в Европе центр производства сукна и торгово-финансовых операций. Экономическое развитие способствует взлету культуры. Именно во Флоренции родились или создавали свои произведения такие выдающиеся деятели, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти Рафаэль Санти, Данте Алигъери, Галилео Галилеи и др. Обновляется застройка города. Создастся система главных площадей - торговой, административной (перед зданием правительства), религиозной (перед главным собором города). Город украшается многочисленными статуями (Давид работы Микеланджело и др.) и фонтанами. Даже оборонительные сооружения - стены и башни - начинают играть прежде всего эстетическое, а не оборонительное значение С эпохи Возрождения градообразующими функциями становятся культура и искусство, наука, образование. Последнее особенно ярко проявляется в возникающих в этот период по всей Европе университетских центрах, первые из которых появились еще в XII в. (парижский -- во Франции, Оксфорд - в Англии и др.). Можно сказать, что в эпоху Возрождения в городах Европы окончательно формируется дух свободы, совершенствования, прогресса, предприимчивости, который способствует бурному развитию городов в Новое время и появлению современного городского образа жизни. Примечательно также то, что практически все средневековые города Европы сохранились до наших дней, образовав каркас городского расселения Нового времени.

Введение Стр.3

Генезис города в средние века. Стр.4-6

Города Руси. Стр.7-12

Города Западной Европы. Стр.13-17

Сходства и различия городов Руси и западной Европы. Стр.18-19

Заключение. Стр.20

Список литературы. Стр.21

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа посвящена средневековым городам.

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

В работе я поставил несколько задач:

1. Определить место города в феодальном обществе, его сущность.

2. Определить предпосылки образования феодального города.

3. Изучить развитие города в средние века, его роль в экономических, социальных и политических процессах.

Данная работа предназначена для раскрытия более широкого представления о населении, внешнего вида и особенности средневекового города, на основе которых и существуют знакомые нам города и мегаполисы. В качестве примера рассмотрены города Руси и Западной Европы.

ГЕНЕЗИС ГОРОДА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Существуют общие черты всех городов всех времен:

1. Многофункциональность: (торгово-ремесленный центр, культурный центр, духовно-религиозный центр, крепость).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства.

3. Сосредоточение двух видов деятельности (ремесло и торговля).

4. Административный центр.

Феодальный город- это специфическое поселение с относительно высокой плотностью населения, поселение укрепленное, обладающее особыми правами, правовыми привилегиями концентрирующее не аграрные производственные, а социальные функции, связанные с мелкотоварным производством и рынком.

Черты феодального города :

1. Корпоративная организация производства.

2. Корпоративная социальная структура (права, обязанности, привилегии).

3. Регламентация производства.

4. Мелкое производство.

5. Определенная система привилегий (права жителей или свобода), право иметь в городе войско, органы самоуправления.

6. Тесная связь с землей, землевладением, сеньорией (особенно на первом этапе – город возникает на земле феодала).

7. Определенные повинности, налоги.

8. Часть населения составляют феодалы, имеющие земельную собственность.

9. Верхушка города приобретает земли в округе.

Средневековый город - более высокая ступень развития поселений по сравнению с предыдущими стадиями досредневековых эпох.

Предпосылки и факторы образования средневекового города:

Предпосылками образования средневекового города явился прогресс в сельском хозяйстве: продуктивность, специализация, высвобождение части населения от сельскохозяйственной деятельности. Демографические факторы формирования города: сырьевая база, рост потребности у с/х населения в товарах ремесленников.

Формирование феодальной вотчины обеспечивает:

1. интенсификацию труда

2. организацию труда

3. способствует специализации

4. развитие ремесленного производства – отток населения.

Формирование социальной и политической структуры феодального общества:

Развитие государства (аппарат управления).

Складывание класса феодалов, заинтересованных в городе (организация труда, оружие, предметы роскоши, кузнечное дело, судостроение, торговля, флот, денежное обращение).

Условия, обеспечивающие появление городов:

Общественное разделение труда.

Развитие товарообращения.

Стимулирующий фактор – наличие городских центров, которые дошли из предыдущего времени: античный или варварский город.

Уровень развития ремесла и торговли (появление профессиональных ремесленников, работающих на рынок; развитие ближней и дальней торговли, создание корпораций купцов (гильдий)).

Формирование города.

Как он возникает? Вопрос спорный. В истории человечества были многообразные формы образования городов. Существуют различные теории авторов разных стран об основании городов:

· романская теория (на базе античных городов) – Италия.

· бурговая теория (замки) – Германия.

· вотчинная теория – Германия.

· Рыночная теория – Германия, Англия.

· Торговая концепция (внешняя торговля) – Нидерланды.

Город возник не внезапно. Процесс формирования города – процесс длительный. Превращение раннего города в средневековый происходит в основном в Европе в XI в.

Города имели сложный социальный состав: и феодалы, и «рабы», и духовенство (церкви), свободное торговое население ремесленники – сложный комплекс и свободных и зависимых, и тех, кто еще не получил свободы.

Постепенно все городское население превращалось в единое сословие – Burgeuses – жители города.

ГОРОДА РУСИ.

Образование городов.

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям.

Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли наши древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.

В Повести временных лет обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IXв.: это городовая область, т. е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.

Такой город как Новгород, образовался из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину.

Средневековые поселения можно подразделять по роду занятий жителей на поселения сельского типа, связанные главным образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения не соответствовали современным: городами назывались селения с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели иные названия. Преобладали поселения сельского типа – крестьянские селения вместе с сельскими усадьбами феодалов. Земля крестьянской общины простиралась на многие десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным центром общины был погост - селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых крестьян, которые в основном жили в деревнях.

В центре, на севере европейской России шел другой процесс: с XV – XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - «рядки»). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

Население.

Основную часть населения старых городов составляли занятые ремеслом и мелкой торговлей «посадские люди», разного рода военные - «служилые люди». В больших городах, особенно в Москве, заметными группами были купцы разных категорий, духовенство и прочие. В городах имели усадьбы светские и церковные феодалы, нередко здесь располагались и центральные усадьбы монастырей.

Количественные соотношения между основными группами городского населения были различны в разных городах. Например, в Москве было относительно больше, чем в других городах, представителей феодальных сословий и различных государственных служащих. Иностранцы, проживавшие в Москве, преимущественно были западноевропейского происхождения, здесь было около 600 тысяч жителей. Кроме русских, жило много греков, персиян, немцев, турок, но жидов вовсе не было, т. к. их не терпели во всем государстве.

Вообще, иностранцы замечали, что количество населения в городах гораздо меньше, нежели сколько можно было предполагать, судя по количеству зданий. Это происходило от того, какое значение имел город в Московском государстве: он был, прежде всего, огороженным местом, в котором окрестное население искало убежище во время неприятельского нашествия. Чтобы удовлетворять эту потребность, так часто возникавшую благодаря обстоятельствам, среди которых слагалось государство, города должны были иметь большие размеры, нежели какие нужны были для вмещения их постоянного населения.

Внешний вид городов.

Все русские города с первого взгляда были похожи друг на друга. В середине самый город, т. е. крепость, очень редко каменная, обыкновенно деревянная; в ином городе городовой мастер, сделал земляной вал. В городе соборная церковь, съезжая или приказная изба, где сидит воевода; губная изба для уголовных дел; казенный погреб или амбар, где хранилась пороховая или пушечная казна; тюрьма; святительский двор; воеводский двор; осадные дворы соседних помещиков и вотчинников, в которые они переезжают во время неприятельского нашествия. За стеною - посад, здесь большая площадь, где в торговые дни ставятся лавки с хлебом и со всяким товаром. На площади находится земская изба – средоточие мирского управления, гостиный двор, таможня, купеческий двор, конская изба; далее идут дворы тяглых людей: «на дворе изба, да баня с предбанником. Среди дворов с нехитрым строением, избами, клетями виднеются церкви, иные каменные, но больше деревянные. При церквах же находились богадельни, или дома нищей братии. Около каждой церкви было кладбище, в конце города располагался убогий дом, где хоронили тела казненных, преступников.

Почти все иностранцы, писавшие о Московском государстве, сообщают нам более или менее подробные известия о его столице, Москва есть лучший город в государстве, заслуживает быть столицей и никогда не потеряет своего первенства.

Сам город весь почти деревянный и очень обширный, но издали, кажется еще обширнее, т. к. почти при каждом доме есть большие сад и двор, кроме того, на краю города длинными рядами тянутся здания кузнецов и других мастеров, между этими зданиями также находятся обширные поля и луга.

Город широко раскидывался большею частью по ровной местности, не сдерживаясь никакими пределами: ни рвом, ни стенами, ни какими другими укреплениями.

В первой половине XVI века на посаде было немного каменных домов, церквей и монастырей; даже в Кремле дома и церкви были большей частью деревянными; из церквей каменными были Архангельский и Успенский соборы. Из домов было только три каменных. Дома были не очень велики и внутри довольно просторны, отделялись друг от друга длинными заборами и плетнями, за которыми жители держали домашний скот.

Первое место после столицы в XVI веке принадлежало Новгороду Великому. Ланнуа застал его еще таким, каким он был в лучшее время своей жизни и так описывает его наружный вид: «Город необыкновенно обширен, расположен на прекрасной равнине, окруженной лесами, но огорожен плохими стенами, состоящими из плетней и земли, хотя башни на них каменные. На берегу протекающей среди города реки расположена крепость, в которой находится главная в городе церковь св. Софии».

Иностранцы говорят об огромных богатствах Новгорода, бывших следствием его обширной торговли. О наружном виде в XVI веке иностранцы сообщают не много сведений. По словам Иовия, Новгород славился бесчисленным множеством зданий: в нем было много богатых и великолепных монастырей, и изящно разукрашенных церквей. Здания, впрочем, почти все деревянные. Англичане доносили, что он значительно превосходил обширность Москвы.

Новгородский кремль имел почти круглый вид и был окружен высокими стенами с башнями, кроме собора и зданий подле него, в которых жил архиепископ с духовенством, в нем почти ничего не было. Посевин насчитывает в Новгороде в мирное время не более 20 тысяч жителей.

Псков, младший брат Новгорода, в XVI веке сохранял еще большое значение в Московском государстве. В конце этого века он особенно стал известен иностранцам благодаря знаменитой осаде его Баторием и считался первой крепостью в государстве. Ланнуа говорит, что он очень хорошо укреплен каменными стенами с башнями и имеет очень большой замок, в который никто из иностранцев не смел входить, в противном случае подвергается смерти. Ульфельду сказывали в Пскове, что этот город имеет 300 церквей и 150 монастырей; и те и другие почти все каменные. По описанию Вундерера, посетившего Псков в 1589 году, город был очень многолюден, здесь жило много иностранных купцов и ремесленников. Дома простых людей в Пскове были большей частью деревянные и окружались заборами, плетнями, деревьями и огородами; над воротами каждого дома висел литой или писаный образ.

В XVII веке Псков сохранял еще значительные размеры, но в близи представлял жалкий вид: дома были по-прежнему почти все деревянные, а стены, хотя и каменные, но с плохими башнями, улицы нечистые и не мощеные, кроме главной, выходившей на торговую площадь, она была вымощена вдоль положенными бревнами.

ГОРОДА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации.

Большую роль в структуре и развитии западноевропейской цивилизации в эпоху средневековья сыграл город. Приблизительно с 9-11вв начался процесс массовой урбанизации, складывания городской системы, который завершится к 12-13вв.. Западный средневековый город вобрал в себя некоторые традиции античного полиса (прежде всего в плане своей автономии) и вместе с тем существенно отличался от него, т.к. сразу же стал социально отделяться от деревни.

Города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо сеньора (феодала, монастыря, короля), вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, произвольные поборы, нередко принуждались к барщине, попадали в личную зависимость. Все это было совместимо с городскими занятиями и образом жизни. Результатом явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений сеньора, добиться свободы рыночной деятельности и личной свободы для горожан. Наиболее полный комплекс привилегий, который получали города, включали:

1. Самоуправление, т.е. политическая самостоятельность;

2. Правовую автономию;

3. Право распоряжаться налогами или большей их частью;

4. Рыночное право, монополии в области торговли и ряда ремесел;

5. Право на прилегающие угодья и городскую округу (обычно в радиусе 3х миль); надо заметить, что многие города сами вставали в положение сеньора по отношению к прилегающей территории;

6. Отделение от всех, кто не являлся жителем данного города;

7. подсудность своему суду и подвластность своей администрации.

ГОРОД–коммуна не только обеспечивал личную свободу простолюдину («гор воздух делает свободным») – в нем возникали республиканские формы правления, а это было новшеством и большим достоянием для монархического феодального общества. Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

Города были также источниками вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека – будущего буржуа.

Именно города, с точки зрения многих историков, придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

Население западноевропейских городов .

Размеры большинства западноевропейских городов были невелики. Такие города, как Флоренция, Милан, Венеция, Генуя, Париж, имевшие в конце 13 – начале 14 века более 50 тыс. жителей, считались гигантами. Подавляющее большинство городов насчитывало не более 2 тыс. жителей, а то и того меньше. В малых (до тысячи и менее человек) городах проживало 60% всего городского населения Европы.

Городское население состояло из разнородных элементов: из купцов; из ремесленников свободных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные административные обязанности.

Ремесленное и торговое население городов из года в год пополнялось тысячами крестьян, бежавших от своих сеньоров, для того чтобы стать жителями вольного города. Миграции людей из деревни в город и между городами играли решающую роль в городском развитии средневековой Европы. Из-за высокого уровня смертности, связанного с неблагоприятными условиями жизни, войнами, политической нестабильностью, ни один город не мог поддерживать численность своего населения за счет внутренних ресурсов и всецело зависел от притока новых жителей из сельской округи.

Не каждый житель города был бюргером. Чтоб стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее - хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.

Вне бюргерства стояли бедняки и жившие подаянием нищие. К небюргерам относились и лица, находившиеся в услужении у бюргеров, а также подмастерья, приказчики, лица, состоявшие на городской службе и поденщики.

Бедность была преходящим состоянием, которое стремились преодолеть, а нищенство являлось профессией. Ею занимались продолжительное время. Местные нищие прочно входили в структуру городского общества. В Аугсбурге в 1475 году они подлежали обложению налогом. Нищие создавали свои корпорации.

Но и само бюргерство не было социально однородным. Оно распадалось на две основные группы: патрициат и мастеров. Патрициат (знатные горожане) держал в своих руках городское управление – городской совет и суд. Они представляли город в его отношениях с другими городами, князьями, епископами, королевской властью. Основное место среди городских патрициев занимали крупные землевладельцы и купцы, а также разбогатевшие семьи ремесленников-мастеров.

Торговцы объединялись в цехи, и торговля, так же как и ремесленная деятельность, была строго регламентирована специальными постановлениями городских советов и цехов. Целью их было не допустить конкуренции и ограничить торговлю удовлетворением непосредственных потребностей и нужд населения города и округи.

Внешний вид западноевропейских городов.

В средневековом городе отсутствовала привычная нашему глазу четкая планировка, которую знал римский город: в нем нет ни широких площадей с общественными сооружениями, ни широких вымощенных улиц с портиками по обеим сторонам. В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек. Ширина улиц, как правило, не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще уже – не более 2 метров и даже шириной 1 метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название «улицы одного человека»: двое там уже не могли разойтись.

Уже с 12 века появляются инструкции городских властей о правилах возведения домов и поддержания опрятного вида улиц. С конца 13 века во Флоренции, Сеене, Пизе была учреждена «служба для поддержания красоты». Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно внешнего вида домов.

Первые сведения о городских мостовых исходит из Парижа 12 века: каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. К 14 веку улицы крупнейших французских городов имели мостовые. Но так дело обстояло не во всех городах Европы. В богатом Аугсбурге мостовых не было до 15 века, также как и тротуаров. Нередко горожане прибегали к ходулям, без которых нельзя было пробраться по грязной улице.

Городские дома обносились забором или глухой стеной. Окна были узкие, закрывавшиеся ставнями.

Только с 14 века в городах распространяется каменное строительство. Сперва появились каменные церкви, затем – дома знатных лиц и общественные здания; потом – усадьбы таких ремесленников, которые использовали печи и горны: пекарей, кузнецов, аптекарей. Но в целом каменные дома горожан были редкостью.

Пожары – бич средневекового города. Стремление избежать их сыграло, в известном смысле, свою роль в распространении каменной застройки в городах. Так, в Любеке после двух больших пожаров в середине 13 века городским советом в 1276 году было принято постановление, чтобы впредь дома сооружались из камня. Строить дома из кирпича и глины рекомендовал городской совет Нюрнберга в своих постановлениях 1329-1335гг.

Городские укрепления представляли собой сложную систему сооружений. Стены укрепляли многочисленными башнями, через ров был перекинут подъемный мост, охраняемый стражей. Крепостные стены – предмет неустанных забот горожан, на поддержание их в порядке взимался городской налог. Они были жизненно необходимы городу, т.к. постоянно угрожала опасность со стороны норманнов, соседа-феодала, а то и просто шаек грабителей.

Стены – не только защита, но и символ независимости города. Право на их возведение добывалось в долгой и жестокой борьбе с феодалом, сеньором города, на землях которого город сложился. Это право даровалось королями вместе с привилегией горожанам вершить свой суд, собирать в свою пользу таможенные и рыночные пошлины. И одним из тягчайших наказаний, которым только могли быть подвергнуты непокорные горожане, являлось разрушение стен их города.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ГОРОДОВ РУСИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

Города Западной Европы и Руси имели сходство:

1. Многофункциональность (город – это административный, экономический, духовно-религиозный и культурный центр).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства (но на ранней стадии города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане в Западной Европе будучи вассалами какого-либо синьора вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, произвольные поборы. Результатом этого явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений синьора, добиться личной свободы для горожан).

3. В городах сосредотачивалось два основных вида деятельности: торговля и ремесло.

Отличия городов Руси и Западной Европы:

1. В Западной Европе ремесло развивалось интенсивнее. Благодаря той роли, которую города играли в жизни средневековой европейской цивилизации, ее можно назвать не просто аграрной, а аграрно-ремесленной цивилизацией.

2. Договоров между феодалами и городами на Руси не было, тогда как в Западной Европе это было распространенным явлением.

3. Русские города отличались от западноевропейских внешним видом: русские города, в основном деревянные, а западноевропейские – уже с 13-14 веков застраиваются каменными и кирпичными строениями.

4. Самоуправление городов Западной Европы в средние века было более совершенным по сравнению с русскими.

Искать в русском средневековом городе те основные черты, которые мы привыкли соединять с понятием европейского города как центра, в котором сосредотачивается торговое и промышленное население известного округа, было бы напрасно. В Московском государстве, как стране преимущественно земледельческой, где в такой степени преобладала первоначальная промышленность, и так слабо развито было ремесло, очень немногие города подходили сколько-нибудь под понятие города в европейском смысле. Остальные вообще только тем отличались от окрестных селений, что были огорожены и имели большие размеры, но большинство населения их промышляло теми же занятиями, как и окрестные сельские жители.

В дальнейшем я хочу продолжить работу над данной темой и более глубоко изучить вопросы, касающиеся духовно-религиозной и культурной жизни городов Западной Европы и Руси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во все времена города представляли из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа, являлись главными двигателями прогресса. Города возникали не внезапно, процесс их формирования был длительным.

Средневековый город настолько выделялся из остального мира, что напоминал «цивилизацию в цивилизации». Природа не знает городов, где рукотворно все: дома, соборы, городские стены, водопроводы, витражи, мостовые… Здесь, как нигде, ощущается преобразующая воля, разум и рука человека. В городе рукотворная среда обитания преобладает над естественной.

Город – это место встречи людей разных национальностей, верований, культур. Он открыт для связей с внешним миром: для торговли, науки, искусства, обмена опытом. В городах жили люди десятков профессий и занятий: ремесленники и торговцы, ученые и студенты, стражники и чиновники, домовладельцы и поденщики, феодалы и их слуги… переселявшиеся в города феодалы и духовенство, и беглые крестьяне оказывались в водовороте городской жизни, испытывали на себе влияние мира денег и наживы, приобщались к привычкам и образу жизни горожан.

В 14-15 веках прежние центры средневекового мира – замок и монастырь – уступают место городам. Город стал центром мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и других.

Именно города с точки зрения многих историков придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. В. Всемирная история в 24х томах. –М., 1999.

2. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Феномен средневекового урбанизма. – М., 1999.

3. Городская жизнь в средневековой Европе. – М., 1987.

4. Гофф Ж. Л. Другое средневековье. – М., 2000.

5. Ключевский В. О.. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. Кн.1. - М., 1993.

6. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. – М., 1991.

7. Рабинович М. Т. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1987.

8. Сахаров А. М. Очерки русской культуры XVII век – М., 1979.

9. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России – М., 1989.

10. Стоклицкая Г. М. Основные проблемы истории средневекового города. – М., 1960.