Главная · Сети · Составить 3 цепи питания животных. Кто что ест? Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Составить 3 цепи питания животных. Кто что ест? Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Цель: расширить знания о биотических факторах среды.

Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты животных, иллюстрации различных растений и животных.

Ход работы:

1. Используйте оборудование и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

Растения насекомые ящерица бактерии

Растения кузнечик лягушка бактерии

Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

Фиалка Ногохвостки хищные клещи хищные многоножки бактерии

Продуцент- консумент1- консумент2 - консумент2 - редуцент

Капуста слизень лягушка бактерии

Продуцент – консумент1 - консумент2 - редуцент

Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод:

Пищева́я (трофи́ческая ) цепь - ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями: пища - потребитель (последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника к потребителю). Организмы, последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80-90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4-5. Устойчивость биоценоза определяется разнообразием его видового состава. Продуце́нты - организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы. Консументы - гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов



, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.Редуце́нты - микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.

3. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.

1) Паук, лиса

2) древоед-гусеница, ястреб-змеед

3) гусеница

4. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть:

трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

1. Трава (100%) -- кузнечик (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

2. Кустарник (100%) -- заяц (10%) -- волк (1%) -- бактерии гниения (0,1%).

3. Трава (100%) -- муха (10%) -- синица (1%) -- волк (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

4. Трава (100%) -- комар (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

5. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Трава (40 тонн) -- кузнечик (4 тонны) -- воробей (0,4 тонны) -- лиса (0,04).

6. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Правило экологических пирамид очень условно передает закономерность передачи энергии с одного уровня питания на следующий, в пищевой цепочке. Впервые эти графические модели были разработаны Ч. Элтоном в 1927 году. По этой закономерности суммарная масса растений должна быть на порядок больше растительноядных животных, а суммарная масса растительноядных животных на порядок больше хищников первого уровня и т.д. до самого конца пищевой цепи.

Лабораторная работа № 1





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

Задание № 2. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть . Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

А) продуценты

Б) консументы

В) редуценты

Г) хищники

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

А) продуценты

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

Г) редуценты

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава -> ... -> волк

Б) ястреб

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж -> растение -> кузнечик -> лягушка

Б) кузнечик -> растение -> еж -> лягушка

В) растение -> кузнечик -> лягушка -> еж

Г) еж -> лягушка -> кузнечик -> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

Б) лесных мышей

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

В) организмов-потребителей

Г) организмов-разрушителей

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб -> синица -> личинки насекомых -> сосна

Б) сосна -> синица -> личинки насекомых -> ястреб

В) сосна -> личинки насекомых -> синица -> ястреб

Г) личинки насекомых -> сосна -> синица -> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки -> ? -> уж -> коршун

А) лягушка

Г) жаворонок

10. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) чайка -> окунь -> мальки рыб -> водоросли

Б) водоросли -> чайка -> окунь -> мальки рыб

В) мальки рыб -> водоросли -> окунь -> чайка

Г) водоросли -> мальки рыб -> окунь -> чайка

11. Продолжите цепь питания: пшеница -> мышь -> ...

Б) суслик

В) лисица

Г) тритон

7. Общие выводы урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Как взаимосвязаны организмы в биогеоценозе (пищевыми связями)
  2. Что такое пищевая цепь (ряд последовательно питающихся друг другом организмов)
  3. Какие типы пищевых цепей выделяют (пастбищные и детритные цепи)
  4. Как называется звено в цепи питания (трофический уровень)
  5. Что такое пищевая сеть (переплетающиеся цепи питания)

Для меня природа представляет собой эдакий хорошо смазанный механизм, в котором предусмотрено все до мелочей. Удивительно, как все продумано, и вряд ли человек сможет создать когда-нибудь нечто подобное.

Что означает термин «цепь питания»

Согласно научному определению, в это понятие входит перенос энергии через ряд организмов, где первым звеном выступают продуценты. В эту группу включаются растения, которые поглощают неорганические вещества, из которых синтезируют питательные органические соединения. Ими питаются консументы - такие организмы, которые не способны к самостоятельному синтезу, а значит, вынуждены питаться уже готовой органикой. Это травоядные животные и насекомые, которые выступают в качестве «обеда» уже для других консументов - хищников. Как правило, цепь содержит около 4-6 уровней, где замыкающее звено представлено редуцентами - разлагающими органику организмами. В принципе, звеньев может быть гораздо больше, но есть природный «ограничитель»: в среднем, каждое звено получает мало энергии предыдущего - до 10%.


Примеры цепей питания в лесном сообществе

Для лесов существуют свои особенности, в зависимости от их типа. Хвойные леса не отличаются богатой травяной растительностью, а значит, и цепи питания будут иметь определенный набор животных. Например, олень с удовольствием лакомится бузиной, а сам становится добычей медведя или рыси. Для широколиственного леса будет свой набор. Например:

  • кора - жучки-короеды - синица - сокол;
  • муха - рептилия - хорек - лиса;
  • семена и плоды - белка - сова;
  • растение - жук - лягушка - уж - ястреб.

Стоит упомянуть падальщиков, которые «утилизируют» органические останки. В лесах их великое множество: от простейших одноклеточных до позвоночных. Их вклад в природу огромен, поскольку, в противном случае, планета покрылась бы останками животных. Они же преобразуют мертвые тела в неорганические соединения, которые необходимы растениям, и все начинается заново. В общем, природа - само совершенство!

Учитель Силаева Наталья Александровна

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха;

формировать позитивное отношение к учебе.
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.

Планируемые результаты

Знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны.

Основные понятия: животные, цепи питания, растительноядные, всеядные, хищники, экологические проблемы.

Ресурсы: информационные: учебник А.А.Плешаков "Окружающий мир", рабочая тетрадь "Окружающий мир. 3 класс" интерактивный материал: авторская презентация "Кто что ест. Цепи питания".
Формы организации: фронтальная, групповая, в парах.

Этап урока

Действия педагога

Действия обучающегося

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

- Проверьте свою готовность к уроку и настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Начинаем работу.

Приветствуют учителя и гостей.

Настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация

Слайд № 1

Слайды

3 - 8

На какие группы учёные разделили царство животных?

Вспомним эти группы.

Надо догадаться:

Название какой группы спряталось за картинкой,

Назвать представителей и их основные особенности.

Вы любите играть? Тогда поиграем в «Крестики-нолики» (раздает листочки).

-«+» -правильное утверждение, « -« -неправиль ное утверждение.

    Пиявки живут в водоёмах.

    У всех моллюсков тело защищено раковиной.

    Земноводные – это животные, у которых кожа голая, нежная.

    Тритоны относятся к рыбам.

    Морские лилии – это цветы.

    У насекомых 6 ног.

    Млекопитающие вскармливают своих детёнышей молоком.

    Крокодилы относятся к земноводным.

    Морская звезда, морской огурец – это иглокожие.

    Летучая мышь относится к птицам.

    Паук – это насекомое.

    Крабы и креветки – это ракообразные.

Тема предыдущего урока: «Разнообразие животных»

Работают с интерактивной доской. Для определения группы животных отгадывают загадку на верхней карточки, касаются её и проверяют ответ. Далее, опираясь на картинки рассказывают о представителях данной группы.

Отвечают на вопросы теста.

3. Постановка учебной задачи

Слайд № 9

Итак, мы узнали, что животных можно классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

Рассмотрите животных (Медведь, заяц, волк)

Какие у вас есть предположения?

Прочитайте информацию на карточках. По какому признаку можно разделить животных?

Карточки

Медведь всеяден, он ест и животную, и растительную пищу. Ест жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает.

Заяц летом ест травы, зимой – почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.

Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае волков нужна крупная добыча – лось или кабан. Их жертвами становятся старые, больные животные, Поэтому их называют санитарами леса.

Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

Назовите тему урока.

Что мы узнаем на уроке?

Высказывают предположения.

Выбирают нужные формулировки

Формулируют цели урока.

Распределить животных по типу питания. Узнать чем питаются разные животные.

4. Открытие детьми нового знания

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд

12 - 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Обсудите в паре: чем питаются животные?

Чем питается заяц? А как мы назовем животных, которые питаются растениями?

Чем питается волк? Как назовём таких животных?

Что вы знаете про пищу медведя? Как назовём таких животных?

А животных, которые едят насекомых?

- Перечислите группы животных по типу питания.

Какие же животные входят в эти группы?

Игра «К какой группе относится данное животное?»

Физкультминутка.

Ребята, чем же питаются животные?

Значит они связаны...

Какова задача на данном этапе урока? Чему вы должны научиться?

С чего должна начинаться цепь питания

и кто должен её продолжить?

Расположите правильно опорные слова:

Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы определили – с чего начинаются цепи питания.

Работают в парах по карточкам

Отвечают на вопрос.

Животные могут питаться растениями, животными, насекомыми, а некоторые - животными и растениями.

Растительноядные

Хищники

Всеядные

насекомоядные

Ученики подходят к доске называют изображенного на слайде животного и группу. Касаются картинки, она переворачивается и проверяют свой ответ.

Животные питаются растениями и другими животными

они связаны между собой в цепи питания.

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Предлагают варианты

Работают с информацией из учебника.

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Слайд № 20

Слайд № 21-23

Слайд № 24

Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: сова, жёлуди, мышь

Составьте цепи питания, используя текст карточек.

Карточка 1.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

Карточка 2.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Карточка 3.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

Проверим.

Проанализируйте информацию о питании.

Работа в тетради на печатной основе

1 (с.55).

Давайте проверим.

Составляют цепь питания

Работают в парах

Проверка ответов по слайдам

Работают в паре. Взаимопроверка

Проверка ответов по слайдам

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайды № 25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Слайд № 29-30

Слайд № 31

(клип)

Назовите группы животных. Закрасьте кружок.

Проверим

4 с.56

Составьте цепи питания, работая в паре.

Проверьте друг друга.

Теперь посмотрите на правильные ответы на доске.

Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.

А нужны ли хищники или надоедливые мухи?

Работа в паре с взаимопроверкой.

Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

Работа в паре. Взаимопроверка.

Рассказывают о приспособленности животных.

Высказывают предположение

7. Итог занятий.

Рефлексия

Слайд № 32

Слайд № 33

Что нового узнали на уроке?

Дополните данные предложения.

Самым интересным на уроке для меня было…

Я научился…

Теперь бы я хотел ещё узнать…

Мне не понравилось…

Мне понравилось

Покажите с помощью карточек: всё ли было понятно?

(Объявляются отметки за урок)

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Дополняют предложения на слайде.

Зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – остались некоторые вопросы, красный –ничего не узнал на уроке).

Оценивают себя. (Зелёный цвет- активно работал, жёлтый - не всегда был активен, красный – не старался)

Домашнее задание

Домашнее задание. С.94-97. Ответить на вопросы «Проверь себя» и на с.97 №1творческое задание.

В рабочей тетради, с.56 №3.

Записывают задание в дневник

Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то - ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.

Способы питания

Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.

В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:

  • Травоядные

Животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей - зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.

Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Овцы на пастбище.

Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.

  • Плотоядные или хищники

Животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники - собаки, коты, дикие плотоядные животные - это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.

Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение - коренные зубы.

Рис. 2. Лев с добычей.

Чтобы выследить, догнать и захватить добычу хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.

  • Всеядные

Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.

В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то - других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Рис. 3. Растения - ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно - мышь - лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Что мы узнали?

При изучении одной из важных тем программы окружающего мира за 3 класс мы узнали, на какие группы делятся животные в зависимости от способа питания. Все хищники, травоядные и всеядные животные самым тесным образом связаны между собой в цепи питания.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 440.