Главная · Монтаж · Виды проектов по внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность "проектная деятельность". Методы исследования. Мыслительные операции

Виды проектов по внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность "проектная деятельность". Методы исследования. Мыслительные операции

а. п. скурвидас

с. новотроицкое константиновского района амурской области

муниципальное общеобразовательное учреждение
новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

СЛАЙД 2 «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».


Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деят
PPT / 18.97 Мб

В.А.Сухомлинский

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Внеурочная работа в школе складывается в основном из трёх компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается внеклассная проектная деятельность учащихся.

СЛАЙД 3 Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков, активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

С 2011 года в своём классе веду кружок «Мои первые проекты». Работу в данном направлении я разделила на три этапа.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

СЛАЙД 4 На данном этапе рекомендуется применять тренинговые игры - занятия , которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы.

Следует особо подчеркнуть, что методика работы над проектами в первом классе существенно отличается от методики, применяемой в работе со старшими детьми. Как известно, работа над проектом предполагает постановку цели, определение задач, выдвижение гипотезы. Совершенно очевидно, что подобные понятия первоклассник не способен осознать. СЛАЙД 5 Поэтому «проект» в первом классе - это, скорее, сообщение на заданную тему. Мы готовим детей к дальнейшей исследовательско-поисковой работе, знакомим с простейшими видами самостоятельной учебной деятельности, посильной им.

Постепенно ставлю перед учеником новые, более сложные задачи, повышаю требования.

СЛАЙД 6 Так в проекте, впервые предложенном учащимся первого класса в начале учебного года, я не устанавливала объём работы и не выдвигала строгие требования по содержанию и оформлению. От ребят требовались лишь:

СЛАЙД 7 аккуратность, разборчивость письма, эстетика и культура оформления;

СЛАЙД 8 соответствие и подбор иллюстраций, рисунков .

СЛАЙД 9 Для облегчения работы над проектом в классе находится плакат с тремя кармашками, который зрительно повторяет план исследования и помогает дома работать над выбранным объектом. Плакат висит постоянно, и дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях.

СЛАЙД 10 С первого класса начинаю вовлекать учащихся в мини-проекты. Включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

СЛАЙД 11, 12 Дальнейшее выполнение проектной работы (конец учебного года) предусматривает другие требования: регламентируется объём работы, возрастает уровень самостоятельности, требуется от ученика самооценка результатов деятельности.

Второй этап - соответствует второму классу начальной школы.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

СЛАЙД 13,14,15,16 В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

СЛАЙД 17 На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.

СЛАЙД 18 Я веду кружок «Мои первые проекты» уже третий год. Мои ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему проекта. Я могу лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

Из классификации проектов по продолжительности я выбрала мини-проекты (на одно занятие), краткосрочные (на несколько занятий) и долгосрочные (от месяца и до нескольких месяцев).

СЛАЙД 19 Особое внимание уделяю краткосрочным коллективным проектам. Класс делю на группы: группа художников, писателей, экологов и т.п. (в зависимости от предмета). Задаю конкретную тему, ставлю проблему (чаще всего это какая-либо нестандартная ситуация). Например: «Что произошло бы с нашей планетой, если бы исчезли птицы», «Как бы я жил, если б не умел писать, читать». Группы готовят план (несложный, простой), распределяют обязанности каждого участника. По истечению времени каждая группа выступает перед классом с подготовленным материалом. На заключительном занятии производится защита проектов. При подготовке к этому занятию идет кропотливая коллективная работа: ученики согласовывают свои выступления, связывают их в единый рассказ, обсуждают тематическое оформление кабинета . СЛАЙД 20 Защита проекта проходит в форме праздничного, торжественного мероприятия.

Привлекая к этой работе родителей, прошу, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектом за детей, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. СЛАЙД 21 С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Защиту проектов провожу на разных уровнях: СЛАЙД 22 на родительских собраниях, СЛАЙД 23 на школьной и СЛАЙД 24 районной детских конференциях.

В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка. А еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

СЛАЙД 25 Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты - ответы на вопросы). Презентация должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией провожу психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

СЛАЙД 26 Проектная деятельность имеет большое значение в обучении и воспитании. В своей педагогической практике также использую семейные проекты, в защите которых дети участвуют совместно с родителями. Как правило, эти проекты длительные. Они требуют определенной подготовки, наличия отдельных навыков, профессиональных умений, индивидуального материала (строительного, природного, бросового).

Работая над методом проектирования, убедилась в том, что у детей вырабатывается навык самостоятельности в получении знаний. То есть в словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность.

СЛАЙД 27 Более важен с точки зрения развития ребёнка не конечный результат, а процесс. Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, правильно ее ранжировать, выделять главное, усваивать её в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями.

СЛАЙД 28 Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Опыт исследовательской работы является, возможно, одним из самых полезных для ребенка за годы учебы. Он учит анализировать, сравнивать, логически мыслить, учит решать творческие задачи. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. СЛАЙД 29 П.А. Кропоткин писал: “Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения”.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске новых открытий вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

Список литературы

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - № 6. - 1995

Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2010

Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе: из опыта/ Н.Н.Кутявина// Начальная школа.-2010.-№10

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М., 2004

Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев// 6- е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008 (Методическая библиотека)

Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9

Проектная деятельность во внеурочной деятельности как одна из основных обучающих и воспитывающих форм


Проектная деятельность – одна из основных обучающих и воспитывающих форм, которая применяются в практике образования в качестве интенсивных методов обучения и развития ребёнка.


Проектная деятельность – целенаправленная организованная научно-исследовательская работа, проводимая по разрешению одной из актуальных проблем научной, культурной, социальной жизни современного общества.


Актуальность:

«Проектная деятельность поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…»


ЦЕЛИ и задачи ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;

3) возможность работать с компьютером;

4) развитие умений поиска и обработки информации;

5) работа по новым технологиям;

6) развитее самостоятельности;

7) умение слушать и уважать мнения учащихся;

8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

9) развитие исследовательских умений.



  • В команде все равны, нет лидеров.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от коллективной работы над проектом.
  • Каждый должен уважать друг друга.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды.


Этапы проектной деятельности.

1-й этап. ИНДУКЦИЯ («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – не просто любое занимательное задание, в нём изначально заложен свёрнутый смысл всей темы, которую предстоит изучать».


2-й этап. ДЕКОНСТРУКЦИЯ – работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос. –Обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.

3-й этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ − создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4-й этап. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, группах приводит окончательного результата своего труда. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5-й этап. АФИШИРОВАНИЕ – представление (вывешивание) произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.


6-й этап. РАЗРЫВ – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т.д..

7-й этап . РЕФЛЕКСИЯ – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.


  • Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
  • Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
  • Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Информационная карта:

ОТДЕЛ– Цветковые

КЛАСС − Двудольные

СЕМЕЙСТВО – Гераниевые

ВИД – Герань

РОД − Герань луговая

Введение.

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие, и, кроме того, может успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 - 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

  • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

Основная цель моей работы: развитие творческих способностей, логического мышления и познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • изучить методическую литературу на тему проекта и исследовать роль проектного метода на развитие познавательной самостоятельности учащихся;
  • выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов, разработать методическую базу;
  • ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов;
  • использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности;
  • проанализировать и обобщить полученные результаты применения метода проектов;
  • распространить полученный опыт в педагогических сообществах разного уровня;

Актуальность темы.

Согласно взглядам М.И. Лисиной, познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обусловливают развитие познавательной активности, имеют важное теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития этой ценнейшей стороны личности человека. В русле концепции, впервые выдвинутой А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной, важнейшим фактором развития познавательной активности выдвигается общение детей со взрослыми. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению. Под мотивами общения мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним и выделяем три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные. В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении когнитивных задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи.

Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности. В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять ее результаты, а главное - применять на практике.

Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы. И, хотя, целью образования по-прежнему остается вооружение учащихся суммой знаний-умений, очевиден рост требований к развитию младшего школьника. Он должен отличаться развитием таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.

Технология работы в урочной деятельности.

В 1 и во 2 классах мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний, пошагово планировать свою деятельность; искать и преобразовывать информацию, делать выводы; договариваться с одноклассниками,

Изучив опыт работы доцента кафедры образовательных технологий Владимирского института повышения квалификации работников образования Козиной Е.В. «Интерактивные формы и методы организации учебного процесса», я систематически использую на уроках различные интерактивные задания.

Интерактивные задания предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Основное значение таких заданий состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные формы и методы организации обучения использую на уроках математики, русского языка во всех классах, начиная с первого класса.

Работа над данными проектами должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. В данных проектах выразили желание участвовать небольшое количество учащихся и их родителей:

проект «Моя семья» - 31%

проект «Берегите воду!» - 42%

Несмотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

  • дети выполняли работу вместе с родителями;
  • работали с дополнительной литературой;
  • проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение, презентация, брошюрка);
  • получили первый опыт публичного выступления с собственной работой.

В процессе работы над данной темой я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Таким образом,увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2014-2015 учебного года (3 класс) приняли участие в проектах 100% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, презентаций, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов, которая активно стала участвовать и во внеурочных мероприятиях.

В 2015-2016 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.

В 2015 -2016 учебном году (4 класс) под моим руководством был создан и реализован:

Коллективное принятие решений

Цель задания: развитие умения общаться, обучение взаимодействию и сотрудничеству, умение договариваться.

Организация работы: задание выполняется в группах по 3-4 человека. Каждая группа садится вокруг стола.

Задания сложные, поэтому выполнить можно только вместе, коллективно обсуждая все варианты. В группе выбирается «хранитель времени», который следит за временем выполнения работы и человек, который будет отвечать за правильный ответ группы.

Приложение №2

Совместно-последовательная деятельность

Учебный предмет: окружающий мир 2 класс

Тема урока: «Берегите воду!»

Цель задания: рассмотреть причины загрязнения водоемов;

научить придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять свою часть работы, умение слушать);

показать, что результат совместного творчества привлекателен

Организация работы. Задание - экспромт.

Выбираются 4 желающих, им дается 5 минут для подготовки: распределение ролей (желтая, красная, фиолетовая, черная рыбки); подготовка к выступлению (выразительное чтение своих слов; поддержка товарищей)

Инсценировка «Разноцветная река»

Работа в группах на уроке

Предмет: русский язык

Тема: «Части слова»

Игра: «Разведчик» 1 разведчик должен собрать «донесение» об основе, 2 разведчик - об окончании. Класс делится на две группы. Каждая группа коллективно собирает «донесение». Коллективное принятие решения очень важно на этом этапе выполнения работы. Совместная деятельность повлияет на окончательный результат работы.

Первая группа работала не очень сплоченно, поэтому в «донесение» закралась ошибка.

Вторая группа ребят работала дружно и быстро справились с заданием

Приложение № 3

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Проект «Моя семья»

Предмет : окружающий мир

Класс: 3

Тип проекта: творческий

Продукт: учащиеся должны подготовить рассказ о своей семье в свободной форме

Цель:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания;
  • развитие умения работать самостоятельно
Задачи:
  • развивать интерес к родной семье, к родственникам,
  • воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к людям

Время работы над проектом: 3 недели

Режим работы: дома вместе с родителями

Этапы работы над проектом:

1 этап: составить рассказ «Моя семья» по плану.

  • Состав семьи. Сколько поколений живет в семье.
  • Твои ближайшие родственники.
  • Профессии твоих родителей, бабушек и дедушек.
  • Семейные традиции в твоей семье.
  • Распределение обязанностей в семье.
  • Твои обязанности.

Оформление работы в свободной форме.

2 этап: презентация

На уроке окружающий мир дети выступали с сообщениями о своей семье, которые приготовили совместно с родителями.

Приложение №4

Список литературы:

  1. Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: 150sch- jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel
  2. Архипова Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc
  3. Бродовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З.В. Бродовская // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.
  4. Вернер Л.Г. Организщация пректной деятельности младших школьников в учебном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://pedsovet.su/load/145-1-0-4701
  5. Гальченко В.Е. Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством использования исследовательских методов и приемов в процессе преподавания русского языка и литературы [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: school22.beluo.ru/gmaster/galchenko.pdf
  6. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы. Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
  7. Холодная М.А.. Существует ли интеллект как психическая реальность [Текст] / М.А. Холодная // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С.121-128.
  8. Школьная проектная лаборатория [Текст] / авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 142с.: ил.

Метод проектов в учебной и во внеурочной деятельности учащихся.

Учитель информатики и проектной деятельности Холодулин Юрий Анатольевич, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области


2016 г.

Содержание

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

Мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Введение

Проблема: Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности . В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребенка.

Актуальность: за последние годы произошли существенные изменения как в запросе к системе образования на региональном уровне, так и в содержании образования, заданным федеральным компонентом.

Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требует обновления целей не только профессионального, но и общего образования. Проекцией реальных изменений, которые происходят в экономике, в социальной сфере общества, является усложнение образовательного пространства школы.

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики в Самарской области провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным меню способов деятельности по отношению к предмету воздействия. Такой набор осваиваемых способов деятельности должен являться предметом запроса работодателей и быть социально востребованным, что позволит учащемуся на выходе из школы оказываться адекватным типичным ситуациям.

Цель: преобразовать образовательный процесс так, чтобы в школе возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников в учебной и во внеурочной деятельности, через использование метода проектов, как одной из компетентностно-ориентированных образовательных технологий.

Задачи:

    Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;

    Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

    Формировать интересы, склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;

    Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;

    Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;

    Повышать уровень обученности и качества знаний;

    Организовывать взаимодействие родителей и детей, органов власти и детей, родителей и учителя.

Гурьева Вера Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 27"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: начальное образование

«Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

В настоящее время

все более актуальным в образовательном процессе становится

применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения

самостоятельно

добывать

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

предположения,

умозаключения.

обучение

связывают

системно-

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода

является проектная деятельность.

проектов

является

образовательной

технологией,

формирование

способностей,

которыми,

выпускник

оказывается

приспособленным

адаптироваться

изменяющимся

условиям,

ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Умеющий

проектировать

получает

информации,

усваивает

прочитанное

услышанное, глубже вникает в суть происходящего через личностное восприятие, а значит –

научится действовать не по шаблону.Осуществление проекта в начальной школе обусловлено

готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность у

учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать

свою точку зрения, договариваться). Во-вторых, это «интеллектуальная зрелость», основанная

сформированности

обобщенности

умственных

действий,

развитии

мышления

формировании таких «качеств мышления, как гибкость, вариативность, самостоятельность» В-

дифференцированная

самооценочная

оценочная

деятельность.Проектная

деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как

коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.

Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий

для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во

внеурочной деятельности.

Задачи:

Изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности,

этапов его организации)

Изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Определить тематику проектов по программе

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

Методы: изучение

эксперимент,

наблюдение,

анкетирование,

анализирование

результатов.

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих

способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно

реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает

поиск новых форм и методов обучения.

Виды проектов

Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы

участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть

достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где

целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в

реальности использования продукта на практике.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он

включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи

исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных

результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под

названием "Зачем растениям нужна вода" . В ходе проекта можно провести мини-

исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды,

а затем оценить результат.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или

явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и

представить её ребятам на уроке.

Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и

других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте

"Семейные праздники и традиции" . В ходе проекта каждый ребенок не только провел

мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи,

плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Классификация проектов по продолжительности.

а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,

тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки

презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение

занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь

годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во

внеурочное время.

Возможные формы проведения презентаций проектов:

Семейный праздник.

Игра-путешествие.

Праздник.

Утренник.

Практикум.

Этапы работы над проектом.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

1.Погружение

Определение темы,

целей и задач, типа

проекта, количества

участников.

Формирование

основополагающего и

проблемного вопроса.

Вживание в игровую

ситуацию.

Принятие задачи.

Мотивирует учащихся.

Формулирует проблему

объясняет

задачи проекта.

(Подводит

учащихся

самостоятельному

определению проблемы

проекта.)

Наблюдает.

2.Планирование

Анализ проблемы.

Определение

источников

необходимой

информации.

м е т о д о в

исследования.

Распределение

ролей в группе.

Определение

критериев

результатов работы

над проектом.

презентации

Уточняют тему

исследования.

Формируют состав

распределяют роли.

Осуществляют

планирование

Выбирают форму

презентации

результатов.

Предлагают и

обосновывают свои

критерии оценки

работы над проектом.

Предлагает

возможные

варианты состава групп

и распределение ролей

в группах.

необходимо сти

помогает

учащимся

а н а л и з е,

п о и с к е

источников

информации,

планировании,

презентации

Консультирует

у ч а щ и х с я

просьбе).

Наблюдает.

3.Исследование.

Выполнение

Собирают

информацию в

соответствии со

своей ролью и

сообща (в

соответствии с

планом работы).

Консультируются с

учителем.

Оформляют

собранный материал.

Консультирует

у ч а щ и х с я

необходимости.

Ненавязчиво

контролирует

деятельность

школьников.

Наблюдает.

4. Результаты и

Корректировка

деятельности

учащихся.

Оказание

непосредственной

п о м о щ и

затруднении.

У ч а с т в у ю т

промежуточных

обсуждениях

полученных данных в

занятиях и т.д.)

подготовку

з а щ и т е

п р о е к т а,

у ч а с т в у ю т

коллективном

самоанализе.

Практическая

(по необходимости)

Проводит

репетиции,

консультации.

Помогает определиться

способом

презентации.

5.Презентация

Презентация

Защищают

(демонстрируют

понимание проблемы,

Участвует

результатов работы над

проектом.

6 . О ц е н к а

результат

результативности.

Сбор информации в

портфолио.

Организация

в ы с т а в о к

учащихся

Участвуют в

коллективном

анализе и оценке

результатов

достигнутых

результатов,

Обобщает

полученные

результаты.

П о д в о д и т

Награждение

участников

успехов и неудач.

Как выбрать тему проекта?

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам

исследования.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему

Структура проекта (именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить ребята в своих

проектах)

1. Тема проекта.

2. Вид проекта:

3. Цели и задачи проекта.

4. План работы над проектом (или этапы).

5. Основные идеи.

6. Вывод.

Пример оформления проектной работы (кратко)

1. Тема моей проектной работы "Самые большие зоопарки мира"

2. Вид проекта- информационный.

3. Цель проекта - узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках мира.

Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в классе.

Задачи проекта:

Пользуясь справочным материалом: (энциклопедиями, интернетом, журналами и

газетами) найти информацию о самых больших зоопарках мира;

Проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых

больших и необычных зоопарках мира;

Рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;

Подготовить мини - фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших зоопарках

Представить полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.

4. Этапы работы над проектом.

- первый этап - "Выбор темы проекта". Я выбрал(а) эту тему, так как......

СОВЕТ: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему,

как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для

-второй этап - "Сбор информации". Для работы над проектом я пользовалась

такими источниками.....

- третий этап - "Обдумывание плана работы над проектом" - предполагает

активную мыслительную деятельность. Его можно опустить (не писать).

- четвертый этап - "Реализация проекта". На этом этапе составляется текст

- пятый этап - "подготовка к защите проекта" - предполагает домашнюю

подготовку к защите проекта. Этот этап также можно опустить (не писать).

- шестой и седьмой этапы - проходят в классе. Отражать в тексте работы их также

не нужно.

5. Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие

самые большие зоопарки..... Они интересны тем, что....... Там живут такие обитатели,

6. Вывод. Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать,

охранять......

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ "ПРОДУКТ" - ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ,

Выбери тему исследования.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Грамотно проработайте речь. Не стоит отставлять место под импровизацию. Если вы

хотя бы немного сомневаетесь в себе, лучше всего заранее продумать даже маловажные

Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст,

но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как

будет оформлена подача материала, зависит успех всего проекта.

Приложение:

Исследовательский проект «Вредная и здоровая пища» (внеурочная деятельность)

Цель исследования:

Узнать, какую пищу можно назвать «вредной», какое влияние она оказывает на организм.

Формирование представлений о правильном здоровом питании.

Задачи:

1.Проанализировать данные в литературе и интернет ресурсах по теме исследования.

2. Расширить знания о здоровых и вредных продуктах питания, о их влиянии на организм.

2.Практически доказать насколько некоторые продукты могут быть вредны для человека.

Объяснить

ученикам,

существует

полезная

богатая витаминам и минералами.

4. Оформить книгу с краткой информацией о здоровой и вредной пище.

Метод исследования:

эксперимент,

информации

журналов,

интернет

ресурсов.

Методика исследования.

Определить, какие же продукты являются «вредными», а какие «полезными»

Собрать информацию из журналов, газет, книг, интернет ресурсов о вредных продуктах и

полезных продуктах.

Провести анкетирование среди учащихся класса и определить, как часто они употребляют

чипсы, шоколад, газированную воду, жевательные конфеты.

Изучить состав «вредных» продуктов, «полезных» продуктов.

Изучить, к чему приводит употребление вредных продуктов,

какую роль в здоровом

развитии организма играют «полезные» продукты

Собрать информацию о влиянии «вредных» продуктов на организм человека.

Провести

эксперименты,

доказывающие

негативное

«вредных»

продуктов

питания на организм.

информацию

значении

витаминов

минеральных

развитии

организма

Основное содержание

Как часто мы слышим: нужно правильно питаться. В школьной столовой, наши родители

пытаются нас кормить полезными продуктами. Если питаться правильно, ты вырастешь

здоровым, сильным, крепким. Но почему же то, что кажется нам, детям очень вкусным и

привлекательным

является

полезным?

продукты

упаковках,

фантиках, красивых бутылках каждый видит на витринах магазинов. Они притягивают

наше внимание. Как же они могут навредить человеку?

Для эксперимента взяли 2 группы крыс. Одну кормили обычной для них пищей, а

другую группу кормили сухариками, чипсами. Крысы, которых кормили сухариками, на

двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели.

Позже экспертиза показала - животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения

пищеварения и сетчатки глаза. Почему же так произошло?

После изучения состава некоторых «вкусных» продуктов

экспериментаторы

ответить на этот вопрос:

Сахар делает пищу сладкой. Это углевод, поэтому сахар дает энергию, но излишки сахара

превращаются в жир. Сахар также вызывает кариес. Чем больше ты ешь сладостей, тем

более острые ощущения ждут тебя в кабинете у стоматолога. Жевательные конфеты,

«чупа-чупсы» - всё это продукты, содержащие большое количество не только сахара, но

еще и красителей, химических добавок, а значит они не являются полезными продуктами.

Сладкие газированные напитки содержат сахар, ароматизаторы, красители, консерванты,

которые вредны для здоровья, особенно в раннем возрасте. Их употребление приводит к

нарушению

становятся

беспокойными

гиперактивными.

Газированные напитки вымывают кальций из костей, поэтому дети, часто употребляющие

газ.воду, в большей степени подвержены переломам костей. Также, газ.вода провоцирует

ангины, вызывает заболевание желудка, от нее страдают зубы. Газированные напитки

являются

сильными

мочегонными,

жидкость

организма,

приводит

обезвоживанию.

Израильские

обнаружили,

выпивающих по литру шипучки в день, ожирение печени встречается в пять раз чаще.

Даже одна-две баночки шипучки в день повышает риск развития заболеваний печени, а

также диабета и заболеваний сердца. 1 баночка в день на протяжении 10 лет гарантирует

сахарный диабет.

Жиры . Жареная пища, такая как гамбургеры, чипсы, содержит много лишних жиров.

Такая пища создает ощущение сытости, так что мы можем уже не захотеть съесть то-то

полезное.

вкусными

хрустящими,

хранились, в них добавлено огромное количество химикатов. И в том числе, усилитель

вкуса - глутомат натрия.

Лишний вес подобен тяжелым сумкам. Нашему телу и сердцу приходится работать с

усилием, чтобы двигать вес тела.

Употребление

продуктов

вызывать

аллергию,

отравление,

раздражение кожи, тошноту, рвоту и ослабление иммунитета – защиты нашего организма.

Усилители вкуса развивают зависимость от этих продуктов, снижают наше восприятие

продуктов

химический.

составляющих

по-своему

воздействует

организм.

Некоторые

считаются

безвредными, но большинство из них весьма опасны для нашего здоровья. А ведь многие

и не задумываются над тем, что они едят, чем кормят своих детей. И, сами того не зная,

отравляют свой организм.

Какие же продукты укрепляют организм и здоровье?Конечно, это натуральные

продукты, которые богаты витаминами и минералами.

Витамин А – необходим дляподдержания хорошего зрения.

Витамин В1 – укрепляет нервную систему

В2 – принимает участие в клеточном обмене.

В6 – рост волос, содержание гемоглобинав крови.

В12 – образование эритроцитов

Витамин С – один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья.

Витамин Д – отвечает за отложение кальция в костях

Витамин Е – укрепление мышц.

Витамин К – отвечает за нормальную свертываемость крови.

Кальций - необходим для построения и укрепления костей и зубов.

Калий - важен для деятельности нервной и сердечнососудистой системы.

Железо - организм использует для кроветворения.

Йод - необходим для нормальной

работы щитовидной железы.

Практическая часть.

1 опыт. Монетки.

достоинством

опускается

газированной

Оставляем

некоторое

окончанию

вынимаем монету из стакана. Сравниваем обе монетки. Видим, что монета, которая была в

стакане с газ.водой стала чистой, блестящей. Делаем вывод – газ.вода может не только

отчистить металл, но и разъедать стенки желудка.

2 опыт. Огонь.

Берем чипсы(1 штучку), поджигаем ее на спиртовке. Видим, что чипсы сразу загораются,

отлично горят, при этом пламя синего цвета, выделяется очень неприятный запах. Делаем

вывод- Чипсы содержат очень много жира и синтетические вещества в составе.

3 опыт. Чупа-чупс.

Карамель «Чупа-чупс» опускаем в стакан с чистой водой. Начинаем е «размешивать» воду.

Со временем замечаем, что вода в стакане окрашивается в цвет карамели. Делаем вывод –

В карамели соержатся красители.

4 опыт. Фонтан.

Для опыта понадобится бутылка Кока-колы и мятные жевательные конфеты «Ментос».

Открываем бутылку газ.воды, опускаем туда несколько конфеток, отходим в сторону. Мы

наблюдаем,

вырывается

Произошла

химическая реакция, образовалось очень много газов и пены. Такое же происходит и в

желудке человека, что может вызвать тошноту, рвоту, плохое самочувствие.

Заключение.

Работая с литературой по теме, ученики узнали много нового, интересного и полезного,

насколько

человека

полезные,

продукты,

еда, о возможных последствиях этой пищи: аллергические реакции, боли в желудке, рвота,

тошнота, кариес, ожирение, снижение восприятия вкуса, ослабление иммунитета и многое

Анкета для детей:

Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?

А) Люблю, ем часто -15 учеников

Б) Люблю, но ем редко – 3 учеников

Б) не люблю - 0 учеников

2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?

А) не знаю - 5 учеников

Б) знаю - 13 учеников

3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?

А) чипсы и газировку -10 учеников

Б) фрукты - 8 учеников

4. Как ты думаешь – ты здоров?

А) да -16 учеников

Б) да, но к концу дня чувствую усталость - 2 учеников

В) нет - 0 учеников

По итогам анкетирования среди учащихся класса, выяснилось, что не все ребята знают о

вредной пище или не обращают внимания на то, что они едят. Поэтому считаю, что в

проводить

мероприятии,

пропагандирующих

здоровое питание, здоровый образ жизни.

Я считаю, что учеников и их родителей

необходимо ознакомить с темой

о здоровом питании. Ведь, за 65 лет человек съедает

около 50 тонн пищи, и каждая маленькая порция очень важна для здоровья.

Каждому была выдана памятка, которую сделали ученики.

Примерная тематика проектных работ для учащихся начальных классов

* Зоопарки мира

* Сад моей мечты

* История развития футбола

* Эти забавные кошки

* Тигры – самые большие и самые грозные из крупных кошек

* Пять самых редких птиц на планете

* Что нужно знать человеку о пауках?

* История возникновения и производства шоколада

* Как помочь птицам перезимовать?

* Красота и симметрия бабочек

* Собаки и космос

* Собаки-поводыри

* Соль – польза или вред?

* Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

* Профессии нашей мечты

* Моя родословная

* Профессии наших родителей

* Мой город

* Хлеб – всему голова

* Птицы – наши друзья

* Здоровый образ жизни

* Наш дом. Наш двор

* Война и наша семья

* Использование бытовых отходов в детских поделках

* История русской игрушки

* Во что играли наши предки?

* Действующие вулканы нашей планеты

* Использованная бумага - мусор или добро?

* Матрешка - игрушка или сувенир

* Всегда ли бутерброд падает маслом вниз.

* Спортивная жизнь моей семьи

* Как мультфильмы влияют на психику ребёнка

* Кактус-колючий друг

* Выращивание кристалла

* Далеко ли от нас до Солнца

* Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

* Почему скисает молоко?

* Почему стреляет попкорн?

* Путешествие водяной капельки

* Что такое микроскоп?

* Чудесные превращения, или Что такое сыр?