Главная · Освещение · Будни православных христиан в африке. Православие в африке

Будни православных христиан в африке. Православие в африке

Патриарх:

Александр I (Джордж Александр Мак-Гуайр) (28 сентября 1921 - 10 ноября 1934) (епископ, с 10 сентября 1924 - архиепископ, с 1927 патриарх)
Джеймс I (Уильям Е.Дж.Робертсон) (1934-1962) (патриарх с 1938 года)
Петр IV (Ричард Г. Робертсон) (1962-1967)

Примас-Архиепископ:

Гладстоун сентКлэр Нэрс (1965-1976)
Уильям Р. Миллер (1976-1981)
Стаффорд Дж. Свитинг (1981-
Жамен Бернар Батлер
Джордж Уолтерс Сэндс (август 2005 -

Краткая история церкви:

African Orthodox Church. Образована в 1921 году бывшим епископальным священником, уроженцем карибских островов, Мак-Гуайром (рукоположен во епископы Вилаетом), который активно участвовал в негритянском национальном движении в США. Церковь должна была стать родной для негров, которых считали людьми второго сорта в традиционно белых церквях. Первоначально большая часть его последователей было выходцами с Карибских островов, и преимущественно ранее были методистами. Обряд АПЦ представлял собой англиканское богослужение, в которое были привнесены отдельные элементы богослужения православного. Церковь принимала женатый епископат. В 1927 году к церкви присоединились группы верующих в Южной Африке (отделившиеся от англиканской и методистской церквей, уже некоторое время строившие разные независимые африканские церкви), а Мак-Гуайр был провозглашен патриархом. Южноафриканское подразделение церкви создало приходы также в Уганде и Кении (где церковь добилась значительных успехов, и число ее приверженцев по их данным превышало 10 тысяч человек), а также в Гане. 8 октября 1931 году в Нью-Йорке была освящена кафедральная церковь св.Креста (отдельное здание). После смерти Мак-Гуайра новым патриархом был избран епископ Робертсон, принявший имя Джеймс I. Однако часть епископов в 1935 году откололась, создан новую церковь . К этому моменту церковь насчитывала тридцать приходов с пятьюдесятью священниками (и по их данным порядка 30 тысяч верующих, преимущественно в Африке). Также приходы были в Венесуэле, на Кубе и Антигуа (1 приход существовал в 1944-1971 годах). В 1946 году приходы в Уганде, Кении и Гане перешли в юрисдикцию Александрийского Патриархата , а через какое-то время приходы на Тринидаде и Тобаго - в юрисдикцию Эфиопской Церкви . В 1960 году в Южноафриканском подразделении церкви произошел раскол - по приглашению архиепископа Александра в ЮАР прибыл патриарх Джеймс I для рукоположения новых епископов для церкви ЮАР (т.к. арх.Александр был уже достаточно стар). Новорукоположенные епископы, желая отстранить архиепископа от власти, пожаловались патриарху на ряд совершенных арх.Александром ошибок, после чего патриарх последнего сместил. После непродолжительного периода раскола архиепископ Александр все же воссоединился с церковью и признал верховенство епископа Мбины, но только для того, чтобы реорганизовать свои силы и в 1963 году окончательно отделиться и организовать Африканскую Православную Церковь ЮАР . В 1965 году отколовашияся Святая Африканская церковь воссоединилась с АПЦ, а ее архиепископ получил титул примаса, и после смерти в 1967 году патриарха стал единовластным главой церкви (тех пор титул патриарха не использовался). В 70-ых-90-ых годах положение церкви большей частью стабилизировалось, количество приходов оставалось неизменным, хотя число верующих постепенно сокращалось. В 1984 году отделился один приход, образовавший Африканскую православную церковь Запада . В 1993 году часть церкви в ЮАР присоединилась к Коптской церкви . В начале 21-го века "АПЦ" имела 17 приходов (из них пять в ЮАР и один в Канаде) и одну семинарию. В 2003 году епископ единственного канадского прихода отделился и создал независимую церковь , а сама церковь стала использовать название "АПЦ инкорпорейтед" (African Orthodox Church Inc.) и на 2007 год состояла из 9 приходов в США, 5 в ЮАР и одного на Багамах. В 2009 году от церкви отделилась группа епископов и создала новую юрисдикцию - АПЦ-Африки . На 2012 год церковь насчитывает 6 приходов и две миссии в США, приход-епархию на Кубе, приход-епархию на Барбадосе и якобы 12 приходов и общин в ЮАР.

Епископы:

Уильям Даниэль Александр, архиепископ Африки (11 сентября 1927 -1960)
Уильям Эрнест Джеймс Робертсон, епископ Нью-Йорка (10 октября 1923 - 1934) (затем патриарх Джеймс I)
Артур Стэнли Тротман (10 сентября 1924 - 1935)
Реджинальд Грант Барроу, епископ Флориды (8 авгута 1925 - 1935)
Роберт А. Джексон, епископ Маями
Эдмунд Р. Беннетт, епископ Бруклина
Хьюберт А Роджерс, архиепископ Нью-Йрока (7 ноября 1937-
Ричард Грант Робертсон, епископ Филадельфии (-1962)
Айс Уолтре Мбина, епископ в ЮАР (1960-
Серджон Л. Мотсепе, епископ в ЮАР (1960-1961/62)
Джордж Уолтерс Сэндс (George Walter Sands), епископ Юга (29 апреля 2001 - август 2005)
Сет Скит (Seth Skeete), епископ Карибских островов
Джеймс Эдмонд Брамбл (James Edmond Bramble), епископ-помощник в Нью-Йоркке
Илия (Хорхе Р.Брито), епископ Кубы
М.П. Мкхизе (M.P.Mkhize), епископ в ЮАР
Иконкгване (Incongwane), епископ в ЮАР

С чем ассоциируется у нас Африка? Пальмы, бананы, постоянная засуха, ну и людоеды, конечно. Честно признаюсь - до недавнего времени мои представления об африканском континенте были именно такими.

Все изменилось, когда я столкнулся с Африкой лицом к лицу. Это случилось после того, как в Московской духовной академии, где я работаю, появился первый африканский студент - выходец из Уганды. Конечно же, мне захотелось с ним сразу пообщаться. Вскоре мне это удалось.

Признаюсь, меня поразил сам внешний вид этого человека. Представьте - в классическую форму семинариста (черные китель и брюки) был одет самый настоящий представитель центральной Африки! Причем, первое время он предпочитал ходить босиком. И только ближе к концу осени его еле-еле удалось убедить обуть ботинки - все-таки в России холоднее, чем в Уганде.

Надо сказать, разговор с африканским студентом в корне перевернул мое представление о «Черном континенте». Из семинарского курса церковной истории я знал, что на севере Африки ещё со второго века нашей эры существуют христианские общины. Центром этой древней цивилизации является египетский город Александрия. А приверженцы христианства в Африке, как я думал, в основном – это греки и арабы. Так оно, собственно, и было до 30-х годов 20-го века. Однако потом, благодаря усилиям миссионеров, местное население центральной Африки стало массово переходить в христианство, причём зачастую именно в Православие. Сегодня православных среди коренного населения - целых шесть миллионов!

Мне очень хотелось расспросить студента из Уганды о каких-то местных традициях, особенностях церковной жизни в Африке. И вот что я узнал.

Большинство православных храмов на африканском континенте входят в Александрийскую Православную Церковь, главой которой в настоящее время является Патриарх Феодор II. По национальности он грек, почти все его помощники, епископы (епископ - высший чин в Церкви) - тоже греки. А священники и прихожане - выходцы из местного населения. Само собой разумеется, у греков и коренных африканских народов есть существенные культурные различия. И это поначалу создавало определенные проблемы в общении. Всё изменилось благодаря тому, что руководство Александрийской Церкви не стало препятствовать внесению некоторых местных традиций в церковную жизнь.

Во-первых, службы совершаются на местных языках, а не на греческом. Поэтому епископы срочно стали учить языки тех регионов, где им было поручено служить. Во-вторых, у африканцев православный храм – это не здание, а шатёр, украшенный крестом. В традиционном шатре коренное население чувствует себя значительно уютнее, чем в каменном здании.

Ну и самое главное. Специального хора в африканских приходах просто нет. Поют все люди, пришедшие в храм. Для африканцев хоровое пение - часть их культуры, поэтому они с удовольствием учат церковные песнопения, а потом поют их во время службы.

После богослужения африканцы, как правило, не хотят сразу расходиться по домам. Литургия для них - настоящий праздник. Поэтому многие прихожане остаются в храме, где поют народные песни с христианским содержанием, а некоторые ещё и танцуют около храма под те же песни.

Участие в танце после службы нередко принимает и священник, а иногда даже епископ. Речь идёт, конечно, о благочестивом танце, которым коренные африканцы выражают радость от того, что они христиане.

С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традициях африканского православия.

В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент «НС», чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро:

Православные Масаи

(FLV файл. Продолжительность 2 мин. Размер 10.2 Mb)

Масаи — африканское племя проживающее в саванах на юге Кении. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, за последнее столетие, под воздействием греческих миссионеров, многие масаи приняли православие, в то время как католицизм и протестантизм так и остались религией «белых» жителей страны. Человек в черном — кенийский священник окормляющий один из масайских приходов.

Богослужение в православном масайском храме

(FLV файл. Продолжительность 4 мин. Размер 20.7 Mb)

Масайское богослужение выглядит очень непривычно, в том числе и благодаря языку суахили, звучащему равно как и масайский весьма экзотично. Вместо привычного запричастного стиха масаи поют под барабаны собственный гимн религиозного содержания.

Зебры, слоны, жирафы, антилопы, носороги, львы — спокойно разгуливают по паркам, ничего не опасаясь, так как люди приезжают сюда только для фотоохоты, на сафари Как правило, выезды в саванну происходят рано утром и поздно вечером, в то время, когда животные выходят из своих укрытий и в поисках еды переходят с места на место На территории национальных парков есть комфортабельные лоджи для европейцев, они окружены забором с электрическим напряжением — то ли от диких зверей, то ли от местных жителей — масаев

Масаи — это полукочевой африканский народ, живущий в саванне. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится все труднее с каждым годом. Они живут общинами-деревнями на территории национальных парков. Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаями традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из "цивилизованного" мира взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаев — они не участвуют в разделе высоких доходов от "белого сафари" и живут в большой нищете практически в резервациях И к моему большому удивлению оказалось, что большинство масаев — христиане. Среди них есть даже и православные. Как рассказал мне отец Марк, он знает как минимум четырех православных священников из племени масаев. На фото: масайская женщина дарит отцу Марку нагрудный крест, который они сплели из бисера к его приезду Группа женщин, которые собрались на беседу с отцом Марком расселась под деревом и батюшка сказал им проповедь. "Масаи — по большей части уже христиане, — рассказал мне позже отец Марк, — и их очень легко привести в православие. Дело в том, что мы с масаями очень похожи. И они и мы — православные — крепко держимся традиции. Они понимают почему это важно. Они видят, что я пришел к ним в подряснике, что для меня важна даже эта, казалось бы, мелочь и очень ценят это. Масаи очень простые, добрые, искренние люди, не испорченные цивилизацией" Хижины масаи построены из высушенного навоза В отличие от многих других племён, у масаи женщины занимают важное место в культуре и жизни племени. Их легко отличить по выбритой голове, ярким одеждам и бусам. На фото: девушки дезинфицируют дымом сосуды из тыквы для молока. После такой обработки молоко в них хранится два-три дня при температуре на улице 27-30 градусов Кроме того, для обоих полов практикуется удаление одного из нижних зубов и обрезание. Обрезание выполняется старшими того же пола, при этом мальчики обязаны перенести процедуру без единого звука, а для девочек таких требований нет. Попытки кенийского правительства уничтожить эту практику не увенчались успехом. "Мы с матушкой, — рассказывает отец Марк, — ездим в племя, проводим с масаями разговоры о здорвье, уговариваем отказаться от обрезания или хотя бы дезинфицировать нож, иначе массовые обрезания приводят к распостранению ВИЧ/СПИДа среди молодежи" Красивые одежды и бусы — это не маскарад ради нашего с отцом Марком приезда. Масаи действительно постоянно ходят, ездят на велосипеде в магазин и пасут стадо именно в такой одежде. Кроме того, мужчины обычно носят при себе нож и палку . Русское золотое облачение мы привезли батюшке из Москвы — оно было куплено в том числе на пожертвования читателей журнала "Нескучный сад". Отец Марк очень благодарил, сказал, что будет молиться за всех жертвователей! И даже признался, что никогда в жизни такой красоты не видел: "Как у Патриарха!" В Кении очень трудно купить православное облачение — нет подходящих материалов, мало кто умеет шить фелони. Обычно священник десятилетиями служит в одном и том же облачении, пока оно не износится до дыр Прихожане сами поют службу. Хора нет. Все знают слова наизусть Масаи в храме Литургия и Священное Писание пока что переведены только на суахили, поэтому отцу Марку приходится переводить и растолковывать смысл прочитанных отрывков для масаев — на их язык, для кикуйю — на их В православных храмах в Африке есть стулья и скамейки на которых можно сидеть во время проповеди и чтения Апостола Жертвенник Подростки и дети в храме ведут себя очень спокойно, не бегают, не шумят, даже не плачут. А молодежь следит за службой по книгам Оказалось, что практически ни у кого из православных прихожан нет нательных крестиков — их просто негде взять и не на что купить. Мы все-таки очень недооцениваем имеющееся у нас Софрино... После трапезы старейшина масаев поблагодарил батюшку за приглашение в храм

.

Гора Килиманджаро — самая высокая гора в Африке. Ее прекрасно видно в Кении, хотя гора расположена в соседней стране — в Танзании. Ученые не верили путешественникам, что ее вершина покрыта снегом до тех пор, пока не были сделаны первые фотографии. Невиданное дело — снег на экваторе!

Православная Африка

Николай Сапелкин, преподаватель факультета журналистики Воронежского государственного университета, референт Управляющего Воронежско-Липецкой епархией митрополита Мефодия

Лет десять назад, в самом начале 90-х годов мой университетский товарищ из далекой африканской страны Сьерра-Леоне Френсис Бойма решил принять православную веру. Он обстоятельно расспрашивал меня о том, как свершается таинство крещения, какие обязательства накладывает на человека его принадлежность к православию, и как это проявляется в обыденной жизни. Я то и сам знал об этом тогда крайне мало, но других студентов, которые хотя бы немного интересовались вопросами религии, в те годы на историческом факультета не было.
Надо признаться это его решение меня изрядно удивило. "Разве у вас в стране есть православные?". "Да, у нас есть православные верующие, - отвечал он, - и священники африканцы то же есть".
А я то, наивный второкурсник, полагал, что, кроме как в Эфиопии и Египте, в Африке православных христиан нет. Под впечатлением его рассказа, в моем воображении сложился образ православного батюшки: чернокожего, в черном одеянии и с золотым крестом на груди. Да простят меня читатели за мое воспоминание, но это именно было именно так. Я не стал расспрашивать Френсиса о мотивах его решения. Только с тех пор меня стали интересовать события религиозной жизни Африканского кон-тинента, особенно связанные с Православием.
Одно из таких событий - приезд в 1996 году в Москву Эфиопского Патриарха Павла. Патриарх Алексий в память о визите передал Павлу престол, который теперь украшает его резиденцию. С нескрываемой радостью и восторгом, студент из Эфиопии, с которым мы обсуждали этот визит, говорил: "Мы братья! Нашей церкви более полутора тысяч лет, Русской - тысяча, нас роднит наша вера и наша культура".
И в самом деле, наше единство с африканскими народами состоит не только не только в том, что многие из них получили образование в России, хотя теперь они могут говорить и думать по-русски, у них много русских друзей, многие породнились, вступив в брак с русскими. Основа нашего единства в духовной сфере. И Православие - одна из составляющих нашего духовного родства.
Дипломатические отношения России со странами африканского континента были установлены не так давно. С той же Эфиопией дипломатические отношения установлены только сто лет назад. Это не большой срок, но религиозные, духовные отношения между нашими странами намного древнее.
Африканский континент издавна привлекал русских людей. Неведомые земли и народы, культура и нравы вызывали интерес. Еще киевские князья знали о далеком православном государстве, существующем в глубине черного континента. С православными иерархами Африки поддерживали отношения московские патриархи.
Православные приходы Африки окормляет Александрийская Церковь. Патриархат Александрии и всея Африки - древнейшая церковь в христианском мире. Созданный в 40 году нашей эры, он навсегда связывается в нашем сознании с именем его святого основателя и первого епископа - апостола и евангелиста Марка, просветителя многих стран Африки. Нелегко ему было осуществлять подвиг проповеди веры Христовой в Александрии - средоточии античной образованности, городе ученых, риторов, поэтов. Во многом, достижению успеха Александрийской Церкви способствовало то, что она выпестовала таких знаменитых мужей и учителей, как Климент и Кирилл Александрийские, Ориген, Афанасий Великий и многих других. До наших дней дошла - несмотря на все войны, нашествия, пожары и катастрофы - знаменитая Александрийская библиотека, ставшая Библиотекой Александрийского Патриархата. В этой сокровищнице хранится уникальное собрание древних манускриптов. Но не только развитие христианской мысли есть дар Александрийской Церкви вселенскому Пра-вославию - ее каноническая территория считается колыбелью монашества. Благодаря процветавшему в Египте в IV веке монашеству влияние Александрийской Церкви было огромно. В 325 году она получила от Никейского собора ранг второго престола мира - после Константинополя.
Однако после Четвертого Вселенского Собора, состоявшегося в 451 году в городе Халкидоне, начался упадок Александрийской Церкви. От нее откололись коптская церковь Египта и Эфиопская Церковь. После завоевания Египта турками-османами в начале восемнадцатого века она приходит в еще больший упадок и попадает в подчинение в Константинопольскому Патриархату.
Двадцатый век стал свидетелем грандиозного в географическом отношении территориального расширения православия. Причиной тому было расселение по всему свету, в том числе и в Африке, православных русских эмигрантов, и активизация миссионерской деятельности, прежде всего Греческой Церкви.
Оживление православия в Африке началось во второй четверти двадцатого века, как результат успешных действий греческих миссионеров на Востоке континента. Греческие епископы рукоположили нескольких африканцев в священнический сан, с их помощью были выстроено немало храмов. Большинство новых приходов, начиная с 1945 года, стали обра-щаться к Патриарху Александрийскому и всей Африки с просьбой об официальном их признании и принятии в свою юрисдикцию. Полтора десятилетия спустя была образована Восточно-Африканской епархия. Начались хиротонии африканских епископов. Рубен Мукаса основатель Православия в Уганде стал епископом Спартасом. В 1973 году состоялись хиротонии африканских епископов Кении и Танзании.
К концу двадцатого века Александрийская Церковь имела более 160 храмов и 23 епископа. В 2001 году в Африке были учреждены четыре новые православные епархии в Танзании, Нигерии, Гане и на Мадагаскаре.
Ныне патриарший престол занимает сто десятый после евангелиста Марка - Патриарх Александрии и всей Африки Петр VII. Он самый молодой Патриарх в мире, в сентябре ему исполниться 53 года, из них пять лет он возглавляет Александрийскую Церковь, несущую слово Господа своим согражданам, невзирая на цвет кожи, язык или расу.
Александрийский Патриархат - церковь самых бедных наций Земли. Ведь в настоящее время многие миллионы африканских собратьев просто голодают. Да и Православие чаще всего принимают малоимущие, у которых все богатство в одной душе. Но они воспринимают Православие с искренностью неискушенных сердец. По словам Патриарха Павла: "Они очень простые люди, но они богаты своей чистой любовью к Богу".
Эти слова подтверждаются рассказом туриста побывавшего в Мадагаскаре. "В деревнях и селах люди живут в хижинах из пальмовых ветвей, часовни и храмы их строятся из этого же материала. Батюшки из местного населения обслуживают эти храмы, разбросанные в сельской местности. Нужно видеть, как искренне радуются эти новообращенные православные христиане каждому приезду священника. Их вера действительно напоминает христиан апостольского времени. Эти дети природы с чистым сердцем при первой же встрече передают такое чувство детского и радостного восприятия христианства, что с ними не хочется расставаться".
Возможно, нынешний дар Александрийской Церкви Вселенскому Православию, это то упорство, которое проявляют африканцы в своей приверженности Православию.
Вот один лишь пример. Во время поездки греческого епископа Амвросия в Конго, православный священник Симеон Муканья, шел пешком полтора дня из своей деревни, чтобы встретиться с владыкой. Во время сослужения с владыкой Амвросием отец Симеон получил известие, что его пятилетняя дочка умерла, и родные ждут его домой. Но он, несмотря на советы окружающих, включая и владыку, настоял на том, чтобы остаться до отъезда епископа, и только после этого вернулся домой, чтобы с семьей оплакать смерть дочери. Этот очень трогательный и поучительный пример глубокой веры явлен нам не из святоотеческих преданий, события произошли в первый год третьего тысячелетия.
Не только распространение Слова Божия считает своей миссией Православная церковь в Африке, но и повышение жизненного уровня африканского населения. Нигде на планете церковь не занимается такой широкой социальной и гуманитарной деятельностью. Это организация школ и госпиталей, обучение местных жителей методам современного ведения сельского хозяйства и многое другое.
Возникновению православного сообщества в недрах африканского континента способствуют и диаспоры православных народов Европы, прежде всего России. Общины русских переселенцев есть практически во всех странах Африки.
Самая крупная российская диаспора - на Юге Африки. Выходцы из России появились здесь с восемнадцатого века. Но организованная русская православная община появилась здесь только в 60-е годы двадцатого века. В небольшой городской квартире был устроен домовый храм во имя святого князя Владимира, и до 1975 года там служил священник Русской зарубежной Церкви. С его отъездом общинная жизнь переместилась в "Русский дом", обустроенный в 1968 году в центре Йоханнесбурга на средства русских эмигрантов. Кроме небольшого помещения для собраний и трапез, там была оборудована часовня Святителя Николая Чудотворца. Об-щина продолжала находиться в лоне Зарубежной Церкви, но постоянного священника там так и не было. Богослужения иногда совершались сербскими и греческими клириками.
С 1998 г. верующие россияне, проживающие в Южно-Африканской Республике, стали хлопотать об открытии прихода Русской Православной Церкви. В ноябре 1998 года, во время официального визита в Россию, вице-президента ЮАР Табо Мбеки, Патриарх Московский и всея Руси Алексий обсудил с ним возможность открытия в Южной Африке прихода Русской Православной Церкви.
В августе 1999 года в ЮАР был направлен российский священник для открытия временного домового храма во имя Сергия Радонежского. Вскоре на собранные прихожанами средства был приобретен участок земли для строительства храма в Мидранде, пригороде Йоханнесбурга. К сентябрю в городскую управу был подан проект здания будущей церкви - пятикупольного храма, невиданного в Южной Африке. В июле 2000 года на должность настоятеля прихода Преподобного Сергия Радонежского был назначен иеромонах Филарет Булеков.
К Пасхе 2001 года вышел, учрежденный приходом Сергия Радонежского, первый в Южной Африке православный журнал на русском языке - "Вестник". Среди материалов номера - раздел посвященный связям Русской Православной Церкви с Александрийской Церковью - сестрой, на канонической территории которой находятся православные приходы в Южной Африке. А так же статья о прошедшей недавно конференции "Православие в Африке". Тираж первого номера, составил 300 экземпляров. Часть из них была направлена в Кейптаун и Дурбан, где есть русские общины, а также в Мозамбик, откуда на празднование Христова Воскресе-ния в Йоханнесбург приехала группа православных россиян.
Богослужения в храме посещают и православные африканцы. Что бы они не чувствовали себя чужими в русскоязычной среде на богослужениях часть песнопений и молитв звучат по-английски и на языке африкаанс.
В мае 2001 года к отцу Филарету обратились прихожане Русского дома в Йоханнесбурге, принадлежавшего Русской Православной Церкви за рубежом, с просьбой принять их в свою общину вместе с часовней и домом. Теперь в помещениях Русского дома открылся благотворительный детский сад для бедных черных семей.
15 декабря 2001 года по благословению Предстоятелей двух Поместных Православных Церквей - Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII и Святейшего Патриарха Московско-го и всея Руси Алексия II - в Йоханнесбурге состоялась закладка первого русского православного храма на Юге Африки, которую произвели настоятель русского прихода иеромонах Филарет в сослужении генерального викария Йоханнесбургской епархии Александрийской Церкви, священника сербского прихода и настоятеля румынской православной общины.
В торжественной церемонии приняли участие министр иностранных дел России Игорь Иванов, послы России, Украины и Беларуси, дипломаты и общественные деятели ЮАР.
В своем послании по случаю закладки храма Патриарх Петр отметил, что строящийся храм будет "служить духовным нуждам возлюбленных русских братьев и сестер" и вместе с ними - "всем православным христианам в Южной Африке".
Несомненно, дружеские отношения Русской и Александрийской Православных Церквей будут способствовать взаимодействию православной общественности и политических деятелей России и африканских стран. Сейчас в России возрождается Православие. В африканских странах Православие так же набирает силу. Этот фактор в новом тысячелетии будет играть важную роль в политических и культурных связях наших народов. Те опасные глобальные противоречия, которые стоят перед человечеством могут быть решены на духовном и культурном уровне.
А что же Френсис Бойма, спросит любопытный читатель? Вскоре после крещения он взял в жены русскую девушку. Они венчались, у них родился сын. Вот только на родину он выехать не смог. Там идет гражданская война. Так что живет он в Воронеже, получил российское гражданство, работает в школе преподавателем английского языка. По отзывам учащихся, он самый добрый и отзывчивый учитель. Такая вот история.

Одна из самых динамично развивающихся православных общин сложилась сегодня, как ни странно, в Африке. По разным оценкам, на континенте насчитывается до семи миллионов православных. О том, почему африканцы все чаще обращаются к русским священникам, как живется местным миссионерам и мирянам и что в наши дни угрожает христианам Африки.

Рита Салливан (61 год) – прихожанка храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге. Дочь немки и африканца, росла в протестантской семье.

"Когда я вошла в церковь и увидела икону Божией Матери, мне показалось, что она смотрит именно на меня, с любовью, утешая и обнадеживая. Это было поразительно и так прекрасно, что я не могла сопротивляться. Впервые в жизни я была в настоящей церкви, с настоящими свечами, иконами, музыкой и добротой любящих людей. Их глаза не врали", – вспоминает Рита первое в своей жизни пасхальное богослужение в православном храме.

Ее наставниками в православии были африканер Даниэль Стейн и священник Православной церкви в Америке Джонатан Проктор. Они дали ей книги, молитвослов и икону Иисуса Христа.

Пасхальный крестный ход в Йоханнесбурге

"Я бросила себя в океан Божьего милосердия, много читала и окончательно приняла православие. Это произошло 17 лет назад. Православие – единственный путь к Богу и радость моей жизни. Я люблю мою духовную семью в Сергиевском храме", – говорит она.

Община храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге – 250 человек.

Для духовного окормления отец Даниил каждый месяц выезжает в Кейптаун, Дурбан и в соседние страны – Намибию, Мозамбик, Зимбабве. Служит в греческих храмах, которые есть почти в каждом крупном городе ЮАР.

"Греки пускают нас, и на наши богослужения собираются человек 30-40. Так что наш приход охватывает достаточно большую территорию", – рассказывает отец Даниил.

Священник поддерживает и связи с коптским епископом в ЮАР Антониусом Маркосом. Коптская община на юге Африки составляет десять тысяч человек, располагает своими храмами и ведет активную миссионерскую работу. "Когда 20 лет назад образовался наш приход, копты помогали тогдашнему настоятелю отцу Сергию с оформлением документов. И сейчас, в праздники, они с радостью отзываются на наши приглашения и приходят", – добавляет отец Даниил.

Священника похищали дважды

"Христианская проповедь очень активно распространяется в центре и на юге Африки, но реакция на это – взрывы, насилие. В Кот-д"Ивуаре приходится нанимать охрану – автоматчиков. И это не окраина – это столица в Абиджане! Постоянно взрывают христианские церкви в Нигерии, Камеруне, Чаде. Сомали уже не государство, а какие-то племена, которые постоянно воюют между собой", – рассказывает объехавший всю Кению миссионер иеромонах Корнилий (Молев).

Быть священником там опасно, зато вера и проповедь становятся горячее. Первый раз кот-д"ивуарского священника Иеремию Беханзина похитили вместе с семьей. Удалось спастись. После этого священник отправил семью в соседний Бенин, а сам вернулся в Кот-д"Ивуар служить. Второй раз похитили – убежал. В общине начали сбор средств, сделали у храма забор повыше, наняли охрану – двух автоматчиков. На храм уже не нападали, но захватили соседнее здание. Охрана помогла его отбить. Бандиты затаили злобу, и в один из Богородичных праздников машина с отцом Иеремией, выезжавшая из храма, попала под перекрестный огонь из автоматов.

"Отец Иеремия пишет, что это чудо Божие, что никто из сидевших в машине не пострадал: она была изрешечена пулями. <…> Он крестил уже не один десяток человек. Думаю, многие бы из нас после первого похищения решили бы, что надо из этой страны уезжать. Но он самоотверженный человек, и понятно, почему там такие успехи у проповеди", – добавляет отец Корнилий.

И все же, несмотря на суровость условий и бедноту, африканские христиане постоянно танцуют и поют, даже во время причастия и крестного хода. "И так же горячо молятся. Известные святые Антоний Великий, Макарий Великий были выходцами с этого континента", – напоминает миссионер.

Крещение или вуду

В некоторых африканских странах христианская проповедь уголовно наказуема. В других правительство не препятствует, наоборот, дает землю для храма, но с условием построить еще больницу или школу, а лучше и то и другое. Христианские церкви так и делают, и тогда в общеобразовательную программу включают изучение религии.

"Многие действительно безграмотные, но на вопросы догматические и про проблему зла отвечали корректно и с большим пониманием. Они очень хорошо наставлены в вере и хорошо держатся в вере", – считает иеромонах Корнилий.

Однако, принимая крещение, некоторые африканцы сохраняют и языческие верования – колдовство, вуду.

Христианство на Африканском континенте появилось благодаря апостолам Матфею, Марку, Луке и Варнаве. Марк считается основателем Александрийской церкви, юрисдикция которой распространяется на всех православных христиан Африканского континента. А это 28 митрополий и три епископии в более чем 40 странах.

Представительство РПЦ при Александрийском патриархате находится в Каире.

"В составе Александрийского патриархата есть русскоговорящие общины в Тунисе, Марокко, ЮАР", – поясняет протоиерей Виктор Кулага, представитель Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки.

Если в Южной Африке большинство населения – христиане, то на севере – мусульмане. Тем не менее на севере и северо-востоке сосредоточены Александрийский патриархат, Коптская церковь (десять миллионов верующих), Эфиопская церковь (60 миллионов верующих). Много приходов Римо-католической церкви в Экваториальной Африке, Западной Африке и различные протестантские деноминации.