Главная · Измерения · Чем православное паломничество отличается от религиозного туризма? О паломничестве и странничестве

Чем православное паломничество отличается от религиозного туризма? О паломничестве и странничестве

Паломником называют человека, который сознательно идет по выбранному им пути, в отличие от обычного бродяги. Перед этим он ставит перед собой некоторую цель, которая обязательно будет связана со священными символами. Изучая тему: «Паломники - это кто?», следует отметить, что с латыни это слово переводится как «пальма» - palma (здесь имеется ввиду пальмовые ветви, с которыми народ встречал Иисуса Христа в Иерусалиме). Паломничество - это путешествие к Святой Земле и другим , связанным с христианской верой.

Паломники - это...?

В основу этой христианской традиции ложится желание верующих поклониться святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Его и апостолов, чтобы погрузиться в священные воды и помолиться перед чудотворными святыми образами. У других религий тоже имеются аналогичные обычаи.

В России паломничество к Святой Земле началось с самых первых времен зарождения русского христианства. Путь был трудным и опасными, и главным образом он лежал через Константинополь. К XI веку маршрутами паломников стали Святая Земля, Афон и свои национальные святыни. Но уже к XII веку страсть к паломничеству достигла апогея, и церковная власть вынуждена была сдерживать своих ревностных богослужителей.

К XV веку наступает переломный момент, когда уже православный паломник начинает жаловаться на притеснения его злыми арабами и турками. К тому времени Константинополь пал перед турками, и христианские святыни Востока оказались в руках мусульман.

Православный паломник

Во второй половине XVI века опять усиливаются хождения паломников на Святую Землю. Известно даже подробное паломничество купца Василия Яковлевича Гагары в Иерусалим и Египет. Он жил в Казани и вел торговлю с Персидскими купцами. До 40 лет, по его собственным словам, жил «скверно и блудно», результатом этого поведения стали несчастья, повалившиеся ему на голову одно за другим. У него умерла жена, потом затонул корабль с товаром, и торговля сошла на нет. Однако после церковного покаяния и данного им обета о совершении паломничества в Иерусалим, за один год он нажил имущества в два раза больше, чем потерял до этого.

Однако чаще всего паломниками становились официальные люди, которых посылало с поручениями и милостыней московское правительство.

Война с Турцией во второй половине XVIII во времена Екатерины опять затруднила православное паломничество.

Но к середине XIX века огромную роль в усилении паломничества сыграло учреждение в Иерусалиме Русской Духовной Миссии и создание Императорского Православного Палестинского Общества.

Нередко такого рода религиозные мотивы ставали прикрытием для захватнических торговых целей. Паломничество огромную роль сыграло и в подготовке крестовых походов. В средние века паломники - это и высшая знать, и воины, искавшие которое происходило у Гроба Господня, и купцы с торговыми целями, и ученые, и авантюристы, и маги, искавшие чудодейственных знаний на Востоке.

Паломничество сегодня

Современные паломники - это кто такие? И существует ли сегодня традиция паломничества? Надо сказать, что она возрождается, только уже в новой форме, так как интерес и вера во Христа у людей не пропадают, а еще более возрастают. Этому сейчас содействует огромное количество открывающихся храмов и монастырей, которые зачастую и являются организаторами таких поездок по всему миру, однако этим занимаются и туристические фирмы.

Можно приехать в любой иерусалимский или паломником. Русская духовная миссия в Иерусалиме ведет статистику, в которой имеются сведения, что около половины духовных паломников со всего мира составляют православные из России, Белоруссии и Украины. Помимо Палестины русские богомольцы посещают греческий Афон, город в где находятся мощи Николая Угодника, столицу Черногории, где хранится десница Иоанна Крестителя, и другие святые места христиан.

Однако паломничество имеет мало общего с экскурсионным туризмом, так как требует предварительной работы над духовностью в плане очищения души покаянием, осознанием своих грехов и смирением, это необходимо перед посещением таких великих святынь, чтобы глубоко и благоговейно проникнуться в евангельскую атмосферу святых событий двухтысячной давности.

Заключение

Любой русский паломник, осознавая для себя всю важность этого мероприятия, старается заранее как следует к этому моменту подготовиться, поэтому он некоторое время постится, исповедуется, причащается, много молится и потом по благословению своего отправляется в поездку.

Главное, понимать, что паломники - это не простые туристы, а люди глубоко верующие, которые едут не отдыхать и рассматривать святыни как музейные экспонаты, а видеть нечто более сокровенное, скрытое от обычных глаз.

Святые места… Как тянется к ним душа верующего человека! Как всегда хочется, при взгляде на карту России, кругом съездить, помолиться во всех храмах, приложиться ко всем мощам, погрузиться в ту удивительную атмосферу молитвы и спокойствия, которая царит в монастырях. Но куда в первую очередь поехать, всегда ли паломничество на пользу, какие искушения могут быть – эти вопросы мы решили задать священнику Михаилу Михайлову.

«Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как добраго дела… Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить…»
Свт. Григорий Нисский.

– Батюшка, каковую духовную пользу приносит паломничество, и может ли оно принести духовный вред?

– Паломнические поездки, конечно, должны быть. Но они должны быть в меру, у православного человека не должно быть такой цели – за полгода объездить такое–то количество монастырей. Не все время надо кушать пирожные, иногда и черного хлебушка надо! Поэтому паломничество – это подвиг. Раньше на Руси было так – люди шли пешком в монастырь. Но такое паломничество могло быть у них один раз в жизни, они готовились к нему, духовно трудились, шли с пальмовыми ветвями – сразу было видно, что эти люди – паломники. У нас сегодня при взгляде на человека не всегда и понятно – паломник это или нет: мы даже в святых местах не можем сосредоточиться на духовном. Например, в последнем паломничестве, когда мы были в храме, некоторые прихожане, увидев в храме актрису Ирину Муравьеву, стали оживленно перешептываться. Это, конечно, хорошо, что она приехала, но чуть в стороне от актрисы находились мощи преподобного Серафима. Получается, что для нас, православных, и в храме знаменитая актриса оказалась важнее мощей великого святого.

В паломничестве мы можем почерпнуть духовную силу, но если мы ездим по святым местам часто, то нередко начинаем превозноситься: «Смотри, я съездил, а ты – нет!». Паломничество паломничеству рознь. Хорошо, если едет группа православных людей.. Слава Богу! Но если мы едем в поезде, то молиться, духовно сосредоточиться будет намного сложнее: все ходят вокруг, нередко ругаются, бесконечной чередой идут праздные разговорю, пересуды, сплетни.

Когда мы возвращаемся из святого места, то замечаем, что быстро теряем благодать, полученную там. Почему? Потому что не умеем хранить дар Божий, потому что сразу же погружаемся в ежедневную суету и оказываемся не в состоянии удержать благодать. В паломнической поездке, по нашим грехам, мы тоже часто не умеем часто себя соблюсти как должно.

– Какие святыни нужно посетить в первую очередь? Нужно ли ездить далеко, или начинать нужно с Московских святынь? Или надо начать со святых того храма, куда мы ходим?

– Заповедь «чти отца и матерь твою» относится не только к нашим родителям по плоти, она относится и к нашим родителям духовным. Поэтому в Церкви празднуется память Московских, Белорусских, Костромских святых. Есть те святые, которых надо поминать в первую очередь. В Калужской епархии, например, на каждой службе обязательно поминаются Амвросий и Лаврентий Калужские. В нашем храме мы поминаем священномучеников Владимира и Василия. Это наши родители, родители нашего храма.

Надо знать жития наших святых. Поэтому, например, издаются очень большими тиражами жития русских святых, жития московских святых – Московский Патерик. Посмотрим: родословное древо мы начинаем строить и изучать, начиная от отца и матери, потом переходим к бабушкам и дедушкам и так дальше. Никто же не будет строить свою родословную, начиная от прабабушки.

Это удивительное чувство – служить и молиться в том храме, где несколько десятилетий назад служили святые священномученики Василий и Владимир! Удивительно, что у нас стоит столик, которым пользовался св. прп. Леонтий исповедник Михайловский. Это очень согревает душу: прикасаться к тем вещам, к которым прикасались святые. Так, через связь физическую возгревается связь духовная. Это не фетишизм, а благоговение к памяти святого, к связи со святыми. В дивеевском монастыре мы смогли приложиться к той табуреточке, на которую опирался прп. Серафим Саровский, когда преставился ко Господу. Ощущается непрерывная связь.

К слову добавим, что почитание наше выражается еще и в том, что мы чтим дни памяти святых. Поэтому дни памяти святых, служивших в нашем храме, это малые престольные праздники.

В каждом храме есть своя неповторимая истории – обязательно надо знать и чтить тех святых, которые служили в храме. Сегодня в очень многих храмах кто–то из служителей или даже прихожан пострадали в годину гонений и прославлены в лике святых.

Богоявленский кафедральный собор – мощи свт. Алексий, митрополита Московского – одного из первых духовный столпов московского Православия. Н основал первые Московские монастыри: Андроников, Чудов. Святой покровитель града Москвы – св. благоверный князь Даниил Московский – устроитель Московского княжества. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Мощи его хранятся с Свято–Даниловом монастыре.

Храм Христа Спасителя – там теперь покоятся мощи свт. Филарета Московского. Святитель Тихон, патриарх Всероссийский – великий просветитель Америки, он был избран Патриархом в год начала великой смуты на нашей земле – в 1917 году. На его глазах рушились храмы, те, кто вчера казались благочестивыми прихожанами, срывали со стен иконы. «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…» писал святитель. Как много он сделал для сохранения Церкви! До последних дней жизни он принимал верующих в Донском монастыре. Там теперь покоятся его мощи. И как грустно видеть, что у мощей свт. Тихона почти никогда никого нет…

Это пример Москвы. Так можно рассказать о любом городе.

– Можно ли совмещать паломническую поездку с отдыхом?

– Нужно быть духовно крепким, чтобы совмещать паломничество с отдыхом. Я стараюсь, если еду куда–то, разделять дни отдыха и дни служения, паломничества. Например, когда я приезжаю в Хельсинки, где служит мой знакомый батюшка, то в воскресенье я в храме. Служба, беседа с прихожанами, чтение лекции – вот и день закончился.

Паломническая поездка не должна быть «заодно» с отдыхом. Конечно, в паломничестве искупаться разок – не грех. Но, когда мы пытаемся успеть и здесь и там, то получается у нас по слову Спасителя – нельзя работать двум господам.

Часто получается так: человек на отдыхе идет в храм, и в храме он стоит и все время думает о том, что на пляже – солнце! Переживает, что стоя в храме, упускает хорошую погоду. Приезжая с отдыха, многие жалуются, что много было искушений: одно на пляже увидели, другое… И снова едут, и снова, не успела служба в храме кончиться, бегут на пляж. Иногда посещение храма совсем отходит на второй план: человек думает: «Такая погода хорошая, а вдруг завтра испортится, лучше я завтра пойду в храм». А если весь отпуск будет стоять хорошая погода, то он так в храм и не зайдет.

Один мой духовный сын поехал как–то в Киев отдыхать. Он был обуреваем духом блуда. В первый же день он отправился в Киево–Печерскую Лавру к мощам прп. Моисея, известного своей помощью в преодолении блудной страсти. Приложившись, он отправился на нудистский пляж. Каково же было его удивление, когда он прошел весь пляж и не заметил ничего вокруг себя. Преподобный так помог ему, что он прошел через весь пляж, не увидев ни одного обнаженного тела. После этого он решил весь отпуск провести, молясь в монастыре. Так и сделал: вернулся по–настоящему отдохнувшим, загоревшим и духовно укрепившимся.

– Что еще важно помнить, отправляясь в паломничество?

– Хочется особо отметить очень важный момент церковного этикета. Часто видишь, когда в храм заходит незнакомый батюшка, видом старец, многие сразу с великим усердием стараются взять у него благословение, не разобравшись даже, священник ли он. Когда наш приход был недавно в Дивеево, мы видели матушки–монахини Дивеевского монастыря взяли у меня благословение только когда им меня представили. Просто так они не подходят – мало ли кто приехал! И еще один случай: при прощании перед отъездом некоторые прихожане подошли взять благословение у о. Ионы – монах с большим стажем. Он удивился: «Что вы ко мне идете? Вот стоит ваш батюшка! Что говорят нам святые отцы? Поминайте своих, берите благословение у своего батюшки, разрешит он ко мне подойти, тогда подойдете.» Так поступал и о.Николай Гурьянов: когда к нему приезжали паломники и просили у него исповедаться, он говорил, что если они приехали со своим батюшкой то надо у него исповедоваться, т.к. он грехи своих духовных чад знает лучше. «Блюдите како опасно ходите» (Еф. 5, 14)

– Нужно ли привозить из паломничества святыни?

– Ответ прост. Сначала привозят прихожане святыньки. А потом спрашивают благословения их сжечь – испортились. Иногда и священство просят, мол, сами мы не будем освященное сжигать. Был я в одной квартире – святынек много, все покрыты толстым слоем пыли, по ним тараканы бегают. Если брать святыню, нужно относиться к ней благоговейно. Привезли сухарики из Дивеево, от прп. Серафима – надо их кушать, а не ждать, пока они испортятся. Привезли просфорочку – надо скушать, пока она свежая, а не дарить ее, когда она окончательно окаменела.

– Иногда перед верующим человеком стоит выбор – поехать в монастырь на послушание или, может быть, лучше остаться и потрудиться в своем родном храме?

Так часто бывает, что мы забываем о своем храме, о своем родном доме. Часто прихожане просят благословения собрать денег на далекий монастырь, забывая о том, что наш храм тоже строится. Так и с послушанием. В монастыре, конечно хорошо – свежий воздух, другое питание. Но и в наших родных храмах часто работы хватает.

– То есть надо начинать со своего дома, а когда уже свой дом приведен в порядок, чист, убран, когда свой приход обустроен, тога можно начинать восстанавливать другие храмы?

– Совершенно верно. Когда у нас в комнате грязь, разве мы пойдет убирать другие дома? Помочь в монастыре нужно без нашей помощи монахи не справятся. Но иногда некоторые паломники привозят в монастырь все свое мирское устроение, что может повредить и духовной жизни обители. Жизнь в монастыре – духовный подвиг. Трудник – это человек, входящий в братию монастыря. Они должны соблюдать монастырский устав и жить по–монашески.

– Можно ли посещать православные святыни, которые находятся не в православных храмах?

Можно, но нужно, опять–таки, ко всему относиться с должным рассуждением. В Софийском соборе в Константинополе сейчас даже перекреститься нельзя, он превращен в мечеть. Но туда надо зайти, посмотреть на фрески, которые еще не совсем разрушены.

В заключение хотелось бы еще раз повторить слова ап. Павла: «Блюдите, како опасно ходите»!

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • К оглавлению: книга Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии .
  • Коротко о паломничестве.

    Паломничество - это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси. Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда - «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.

    Паломничество - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными духовными целями.

    Среди традиционных устремлений при совершении паломничества нашими предками можно назвать следующие: совершение религиозного обряда в особенном месте или участие в таковом (молитва , причащение , исповедь , соборование), вознесение молитв во святом месте;

    поклонение святому месту, храму, мощам , чудотворным иконам ; паломничество в чаянии религиозного просвещения, духовного совершенствования, духовного подъема;

    паломничество в чаянии получения благодати, исцеления духовного и физического, получения совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);

    паломничество во исполнение обета или во искупление грехов;

    паломничество в чаянии обретения потомства, ради брака;

    паломничество во укрепление духа перед принятием важных решений, перед бракосочетанием, путешествием, перед битвой за Веру и Отечество.

    При совершении паломничества (в отличие от туристической поездки) нужно, чтобы была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься у святыни без спешки и суеты. Нередко паломники говорят, что молитва у святыни дает ощущение особенного духовного единения молящихся, ощущение благодати, радости духовной. Молитвенный опыт, обретаемый паломниками в приобщении к посещаемым святыням, является элементом духовного возрастания.

    Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорит: «Цель паломничества в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы».

    «Если вы просто поехали разведать новый монастырь, то это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди. Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.

    Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом. Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую землю и не думать о молитве. Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество. Это аскетика - от греческого „аскео", то есть „упражняюсь". Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело - это молиться».

    Паломничество изначально есть религиозный подвиг, подвиг аскезы. Человек оставлял свой надежный мир - дом, семью, деревню. Он становился «в путь шествующим» - беззащитным. Так было в мире, где закон нередко заканчивался на околице или у городских ворот, а в дороге часто действовал закон силы. Паломники шли в Иерусалим пешком, знали, что могут погибнуть, потому что пройти через мусульманские страны, не зная языка, - опасно. В Западной Европе в Средние века преступнику могли заменить суровый приговор на паломничество, в котором человек должен был преодолеть опасности, осознать греховность содеянного и вымолить прощение. В эпоху войн за Гроб Господень это было суровым испытанием.

    По своей духовной сути паломничество в некотором роде сродни монашеству. И там и здесь человек покидал дом и привычную жизнь, имея в виду душеспасительную цель . Паломник «ходит по стопам» Спасителя и Богоматери - такое стереотипное выражение широко использовалось в паломнических и агиографических текстах. Паломник, как и монах, должен был пройти между подстерегающими его соблазнами, каждый из которых способен уничтожить духовную пользу от паломничества .

    Паломничество - это труд, это факт биографии человека . Но между святыней и странником пролегает нелегкое испытание дорогой, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Здесь и преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, испытание смирения, а подчас - испытание и очищение веры.

    В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам. Есть люди, предпочитающие ездить по святым местам самостоятельно . Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов. Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.

    Многие люди зрелого возраста приезжают с детьми. Все чаще среди паломников встречаются молодые люди , в том числе члены православных молодежных объединений.

    Если вы решитесь неделю-две пожить в монастыре и получите на то благословение наместника, в этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша личная жизнь срослась с монастырской жизнью. Надо стараться посещать все службы, выполнять послушания. Такое пребывание в обители позволяет войти в ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, позволяет успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь. Ведь в монастыре особая обстановка, особая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь.

    Мера и глубина воцерковления людей различна, различно и понимание ими смысла и значения паломничества.

    Среди приезжающих часто встречаются те, кто недавно переступил порог храма. Порой встречаются люди совсем нецерковные, движимые в большей степени любопытством. Если человек совершает поездку только ради любопытства - это уже не паломничество.

    Но, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут послушание - они открывают для многих людей мир веры . Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастыря большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом.

    По сравнению с туристической поездкой в поездке паломнической отсутствует развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

    Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая . При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят себе духовников.

    Паломничество играет важную общеобразовательную роль . Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы , произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.

    Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до XVIII в. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России .

    Если у вас небольшой опыт паломнических поездок, то могут потребоваться советы по разным вопросам.

    Следует указать несколько важных моментов.

    Хорошо согласовать поездку с приходским священником, взяв у него благословение на это благое дело.

    Он может ответить на возникающие вопросы в связи с паломничеством новоначальных христиан. Обратиться за помощью можно также в паломнический центр Рязанской епархии .

    Не стоит включать в поездку большое количество посещаемых мест, чтобы не устраивать «скоростные гонки» с целью «приложиться ко всем ико-ночкам и святынькам» вместо благоговейного паломничества. В период поездки спланируйте время так, чтобы можно было не спеша помолиться у святынь, побывать на Богослужении, осмыслить пережитое.

    Конечно же, надо найти время для подготовки к паломничеству . Такая подготовка - дело сугубо индивидуальное. Некоторые паломники постятся в течение недели перед богомольем, отказываются на время паломничества от мясной и молочной пищи, от суеты и праздных разговоров. Многие считают необходимым отказаться от употребления сигарет, спиртного, косметики. В большинстве случаев люди осознают, что паломничество связано с молитвенными усилиями . Для некоторых участников паломнических поездок они ценны возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни, чтением и обсуждением духовной литературы, общением с братией, чувством единения в вере.

    Если ваша цель - получить духовное подкрепление, почувствовать благодать, таинственным образом соприкоснуться с ней, то для этого нужен молитвенный настрой . При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним .

    Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия. Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ . Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон .

    Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское .

    Любовь к монастырям и святым местам вызвала у русских людей обычай, который называется — странничество или паломничество. Множество русских людей, мужчин и женщин, старых и молодых, с котомкой за плечами, с посохом в руке и с молитвою на устах, терпеливо во всякое время года шли из одного монастыря в другой. Они часто несли туда свое горе и в стенах обители находили помощь, отраду и утешение. Многие предпринимали паломничество в Святую Землю – Палестину и др. дальние места.

    Наши предки сознавали, что монастыри являются рассадниками веры и духовного просвещения, что они являются оплотом Православия, без которого не могло бы быть и самой Руси.

    Православие, в лице Церкви, создало русское единство, явившееся как следствие религиозного единства, создало общерусскую письменность, общерусскую историческую науку и духовно-нравственный закон.

    Хочу привести Вам одно интервью с нашим воронежским священником сделанное несколько лет назад. Тогда отец Виктор Празднечный был руководителем паломнической службы Воронежской епархии

    – Отец Виктор, вы были участником общецерковной конференции «Православное паломничество: Традиции и современность », проходившей в Москве в конце минувшего года. Ваше выступление, посвященное медицинским аспектам мотивации православного паломничества, имело большой резонанс. В чем, собственно заключается проблема?

    – В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что интеллигенция наша больна неверием, а народ – суеверием. Это пагубное явление сегодня приобретает новые нетрадиционные формы. Весьма часто современные представления о болезнях и здоровом образе жизни влияют на те устремления, с которыми наши соотечественники отправляются в паломнические поездки.

    Мы сейчас ежедневно слышим о всевозможных методиках очищения организма, диагностиках, оздоровительных сеансах и принципах здорового образа жизни. Причины распространения этих явлений в России различны. Во-первых, следует отметить значительную открытость наших культурных границ для инокультурных влияний. Например, такое слагаемое типично американского образа жизни, как фитнес, уже укоренилось в российской действительности. Косвенно влияет на ситуацию государственный курс на улучшение демографической ситуации в нашей стране и оздоровление ее народа, то есть возрастает интерес к процессу оздоровления как таковому. Наконец, это закономерный результат установления в России рыночных отношений и формирования богатого рынка медицинских услуг разного вида и качества. Оздоровительно-лечебный бум во многом спровоцирован рекламными кампаниями по продвижению на российский рынок, привлекательный своими масштабами, западных фармацевтических препаратов и биодобавок. Хочу подчеркнуть, что на Западе употребление витаминов и биодобавок уже отчасти имеет ритуальный характер: ежедневный прием оранжевой капсулки по утрам и синенького драже перед сном дает человеку ощущение жизненной стабильности и удовлетворения от процесса якобы самосовершенствования.

    – Каким же образом эта ситуация сказывается на мотивации православного паломничества?

    – Не только паломничества, но и религиозного туризма. Меня, как православного священнослужителя, весьма тревожит деятельность частных предпринимателей, занимающихся религиозным туризмом. Не все из них остаются в рамках приемлемого для такой формы деятельности культурологического рассказа. Порой в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые россказни околодуховной тематики, ведется торговля «чудесными» предметами, пропагандируются псевдоправославные «духовные практики». В результате у туристов создается карикатурное представление о православном паломничестве и церковной жизни в целом. Формируется потребительский подход. Например, в автобусах нашего города можно встретить рекламные объявления такого содержания: «Поездка в город Муром к святым Петру и Февронии для тех, кто хочет выйти замуж». Далее предлагается список паломнических поездок, которые помогают в лечении глазных болезней, бесплодия, беснования и даже пристрастия к шоколаду!

    Тягу массового потребителя к чудесам умело подогревают всевозможные «доктора» и народные целители, часто действующие юридически и финансово вполне законно, но чья практика замешана на магии. Многие из них уже ведут свою деятельность во всероссийском масштабе через телевидение и печатные издания и выступая с выездными лекциями. Архиепископ Уфимский Никон недавно обращался к руководству Первого телеканала с протестом против пропаганды с экрана деятельности лже-целителей и лже-докторов, получивших посредством телевидения многомиллионную аудиторию.

    Распространение магии является, на мой взгляд, реакцией на семидесятилетнее господство в России безбожия. В церковной практике это выражается в том, что часто в храмы приходят люди не для молитвы и участия в таинствах, не для знакомства с основами православного вероучения, а для совершения сложных, необычных ритуалов, при которых якобы должно исполниться просимое.

    Например, одной онкологической больной врач посоветовал по пятнадцать минут стоять в центральной части храма, непосредственно под куполом. Другой врач, диагност, заявил, что работает только с детьми старше семи лет, потому что до этого возраста ребенок безгрешен. Показательна сама дикая смесь естественнонаучных и духовных понятий, вторжение доктора в сферу не его компетенции. Среди рекомендаций, даваемых различными «специалистами» подобного рода, встречаются требования поставить столько-то свечей к таким-то иконам, умывать младенца святой водой, а то и совершать с ее помощью гигиенические процедуры! Предписывается также поститься в качестве некоей религиозной диеты или, наоборот, не поститься, потому что это очень вредно. Один врач, например, уверял пациента, что от поста начинается туберкулез. Некоторые рекомендуют больным побывать на исповеди в качестве сеанса психотерапии. Кстати, нередко слышишь, как, желая похвалить священника, люди говорят, что он хороший психолог. Тем самым таинство покаяния низводится до уровня рационального общения с приятным человеком. Бывает и наоборот: предписывается не исповедоваться, так как это ведет к саморазрушению личности и к болезни, причем называется и сама болезнь – рак. То есть будешь исповедоваться – будет у тебя такая болезнь. Иногда больной призывается искупаться столько-то раз в святом источнике или нескольких источниках. Многие паломники видят главную цель паломничества в купании в источнике и даже уходят ради этого с богослужения. Или напротив, купаться в источниках пациентам псевдодокторами воспрещается, так как это может привести к различным инфекционным заболеваниям. А размеры посуды, которую паломники берут для воды из источников, наводит на мысль, что она используется скорее не в качестве духовного средства, а как продукт особых экологических свойств.

    К сожалению, среди наших соотечественников часто имеет место неправославное понимание природы болезней и, соответственно, путей исцеления. В обществе, зараженном крайним рационализмом с одной стороны и мистицизмом с другой, потенциальные паломники не свободны от языческих по сути комплексов. Эти комплексы выражаются в вопросах, на которые постоянно приходится отвечать людям, сопровождающим паломнические группы, например: «В каком именно месте можно вылечиться от болезни?», «Какой источник от какой болезни помогает?», «Какой источник самый “сильный”»?» (имеется в виду «энергетически» самый сильный), «Как и от чего лечиться освященным мелом?», «От каких болезней надо заваривать освященную травку?», «В каких пропорциях можно разбавлять освященную воду, чтобы она не утратила своих целебных свойств?».

    В поездках по монастырям задается много вопросов об известных тамошних духовниках, причем именно в связи с возможностью предсказаний. Часто в целовании мощей видят не исповеднический акт, не испрашивание молитвенной помощи у святого, а некий аналог физиопроцедуры. Как следствие, люди стремятся задержаться у мощей подольше – не для молитв, а для получения большей «дозы энергии». Некоторые для большей эффективности норовят приложиться к святыне больным местом.

    Можно заметить, что экспансия рационализма в духовную жизнь паломников выражается в их стремлении измерить благодать физическими и математическими характеристиками, пропорциями, дозами и интенсивностью. Благодать представляется не как дар Божий, а как вполне достижимый результат конкретных действий. Мистицизм проявляется в том, что паломник надеется получить желаемое одной силой своего желания и какой-нибудь причудливой последовательностью ритуальных действий. Заметно, что паломникам очень важны материальные знаки, свидетельствующие о пребывании в том или ином месте, и эти знаки порой также используются в магических манипуляциях.

    – Как вы считаете, в чем причина такого отношения к паломничеству?

    – Думаю, что современное человеческое сознание сопротивляется проповеди Евангелия, ведь следование за Христом предполагает в первую очередь изменение самого себя, а это – большой труд. Этот труд заключается не в самоублажении, а в понуждении себя к несению креста, в преодолении плотского начала духовным. Этого сейчас люди стараются избежать всеми силами.

    Несомненно, существует зависимость между оздоровлением духа в паломничестве и оздоровлением организма, но это явление совершенно иного – духовного – порядка. Нельзя купить себе здоровье за стоимость паломнической поездки. Если человек жил греховной жизнью, которая привела его к болезни, то нужно понимать, что одномоментно исцеление не наступит, хотя подсознательно многие такую мысль лелеют, считая: вот я съезжу, все снова будет как раньше, и я вернусь к прежней жизни – жизни в грехе. Это самообман. Паломничество приносит пользу только тем, кто переосмысливает свою жизнь, начинает жить по евангельским заповедям. Тогда человек действительно меняется. Он возвращается из паломничества уже другим человеком.

    Кстати, многие священники, участники нашей конференции, об этом говорили. Изменение возможно, если человек внутри себя обрел цельность. В начале конференции выступал архимандрит Спиридон из Элладской Православной Церкви, и он высказал прекрасную мысль: «Паломничество помогает человеку обрести корни своей личности», то есть помогает человеку собрать свою личность, нравственно воссоздать себя прикосновением к святости.

    – Характеризуя проблему, вы сказали, что многое происходит от неграмотности, невежества людей, но отчасти такой потребительский поход к паломничеству культивируется разными псевдомедицинскими структурами. Может ли Церковь что-то противопоставить этому явлению?

    – В настоящий момент это большая проблема. Ее, безусловно, нужно решать, и здесь нужны совместные усилия Церкви и общества. Нужно понять, какой смысл мы, считая себя верующими людьми, должны вкладывать в понятие «здоровье». Надежда на то, что соотечественники осознают это, у нас есть, иначе бы мы не проповедовали. По статистике сейчас в России 14 % воцерковленных людей, а пять лет назад было всего 4,7 %. Это говорит о том, что люди постепенно становятся не просто исполнителями обрядов, а осознанно верующими людьми.

    Конечно же, быстро изменить восприятие людей нельзя. К сожалению, порой люди едут в паломничество, совершенно не представляя, что это такое. Они не брали до этого в руки Евангелие и не знают, что там сказано. Многие не вполне осознают, Кто для них Христос – учитель, пророк или Бог Слово, «пришедый в мир нас ради и нашего спасения». С этого объяснения и нужно начинать. Нужно вести разъяснительную работу для детей и взрослых на приходах, в органах печати, причем не только епархиальных, а по возможности и в светских. Нужно рассказывать именно о сути паломничества, о значении паломничества. В идеале, я думаю, нужно собирать паломников перед отправкой в путь и рассказывать им о месте, в которое группа собирается поехать, о том, с какой целью православный человек вообще совершает паломничества. Преодоление суеверий и невежества возможно только через духовное просвещение, так было всегда, и это не утратило своего значения сегодня.

    Паломник Волгограда

    Православное паломничество — это некий вид туризма для верующих или нечто большее? Как не превратить поездку в экскурсию? И надо ли вообще ездить по святым местам, если Бог везде Один и Тот же? В этой статье вы найдете советы паломникам, а также интересные факты из истории возникновения паломничества.

    Кто такой паломник?

    Православное паломничество — это не «экскурсии для верующих», а посещение христианских святынь с целью молитвенного поклонения, покаяния и труда. Само слово «паломник» происходит от «пальма» («palma»). Но о какой пальме идет речь?

    Следует обратиться к евангельскому рассказу о входе Иисуса Христа в Иерусалим. Местные жители и люди с окраин города встречали Его как царя Иудейского и поэтому стелили Ему под ноги пальмовые ветки .

    С распространением христианства все больше людей приходило в Иерусалим для молитвы и поклонения святыням. Особое значение для верующих имели семь дней перед Пасхой. В праздник Входа Господнего в Иерусалим приходили с пальмовыми ветками — в память о торжественной встрече Христа с жителями Иерусалима.

    Со Святой Земли верующие очень часто привозили эти ветки. Поэтому христиан, побывавших в Иерусалиме, и стали называть паломниками.

    Но само поклонение святым местам как особое явление жизни верующего возникло еще задолго до христианства. Более того: то, что мы называем паломничеством, совершали и совершают представители разных религий. Зато наибольшего развития такие путешествия достигли в эпоху христианства. Но обо всем по порядку.

    От иудейских традиций до православного паломничества

    Согласно ветхозаветной истории, благочестивые иудеи направлялись для молитвы и жертвоприношений к Скинии с Ковчегом Завета. Позже ее заменил Иерусалимский храм.

    На Пасху у иудеев было принято посещать Иерусалим. Это мы видим на примере Девы Марии и Иосифа Обручника, которые вместе с 12-летним Иисусом отправились в «паломничество».

    На поклонение святыням отправляются и представители иных религий. Например, важной частью жизни мусульман считается хадж — посещение Мекки и Медины. Свои аналоги есть у индусов, буддистов, синтоистов.

    Паломничество на Святую Землю

    Наибольшего расцвета достигло христианское и, соответственно, православное паломничество. Первым маршрутом стала именно Святая Земля, напрямую связанная с жизнью Христа.

    На Страстной неделе множество паломников из разных стран проходили Крестный путь Спасителя . Он тянется от места, где Пилат приговорил Иисуса к смерти, до распятия на Голгофе и погребения.

    Над гробом Спасителя была выстроена мраморная часовня, так называемая кувуклия. Именно в этой кувуклии и молится греческий патриарх в Великую субботу. По его молитвам и ожиданиям многих собравшихся верующих снисходит огонь с неба, именуемый Благодатным. Чудо схождения Благодатного огня — еще одна причина паломничеств в Иерусалим.

    Точно не известно, когда впервые была явлена такая благодать, но первые описания чуда схождения огня с неба относятся к ІХ веку. Даже в наше время множество паломников независимо от вероисповедания накануне православной Пасхи направляется в Иерусалим, к Храму гроба Господня.

    Но вернемся к истории. Среди популярных направлений православного паломничества были Константинополь и Афон, у католиков — Рим, Лорето, Путь святого Иакова.

    Паломничества на землях Руси

    На Руси после принятия христианства также распространилась практика поклонения святыням. Но побывать на Святой Земле мог себе позволить далеко не каждый. Для этого требовалось длительное время и немалые деньги.

    Через несколько веков популярными станут внутренние паломничества. Наши прапрабабушки ничего и не знали о паломнических поездках: они ходили пешком.

    Чтобы помолиться и поклониться святыням, верующие приходили в Киево-Печерскую лавру (в пещерах сегодня находятся мощи свыше 120 святых), Почаев (к стопе Богородицы и мощам преподобного Иова), в Троице-Сергиев монастырь (место духовных подвигов Сергия Радонежского). Со временем добавляется Дивеево (здесь находятся мощи Серафима Саровского). Также принято было посещать и менее известные монастыри и храмы (их список сегодня выглядит внушительно).

    Даже в светской литературе XIX века можно найти свидетельства о том, как в Великий пост верующие отправлялись в Киев или Почаев, чтобы поклониться святым мощам, помолиться Господу и Богородице, исповедоваться, причаститься и с молитвой возвращаться назад.

    Почему православные паломничества — это не религиозный туризм?

    Некоторые люди считают, что поездки по святым местам — это время культурно-религиозного времяпровождения. Якобы светские люди в отпуск едут на море или в горы, а христиане — в паломничества. Там они знакомятся с выдающимися святынями, памятками архитектуры, от экскурсоводов узнают много нового… Но это не что иное, как религиозный туризм.

    А паломник — это не такой себе счастливый путешественник с фотоаппаратом в руках и рюкзаком за спиной.

    О пользе пеших паломничеств

    Православное паломничество — это молитва и духовный труд. Конечно, современные условия разбаловали верующих. Тебе больше не надо десятилетиями добираться на Святую Землю или 40 дней Великого поста посвятить тому, чтобы пешком дойти в Киев или Почаев, Троице-Сергиевую лавру или Дивеево.

    Когда ты не одну неделю пешком идешь с конкретной целью — попросить Бога о прощении и поклониться святыням, то особо надеешься на помощь Господа. Чувствуешь, насколько Бог тебе нужен, как Он хранит тебя. А Господь, соответственно, через людей посылает тебе пищу и кров.

    Когда люди отправлялись на поклонение святыням пешком и без посторонних, у них было достаточно времени, чтобы один на один остаться с Богом.

    Побег от суеты

    Сегодня поменялись условия, пешие паломничества практически вытеснили паломнические поездки, но в идеале сохранился главный акцент: молитвенный настрой и духовный труд.

    Вы едете не для того, чтобы сфотографировать достопримечательности и послушать гида. Вы едете, чтобы отвлечься от мирской суеты, поразмышлять о главном, поблагодарить Господа и попросить Его о чем-то важном, как часто говорят люди, почерпнуть благодати. Для этого тратите свое время, частично отказываетесь от общения с близкими, не жалеете денег на оплату паломнической поездки.

    Кто-то спросит: а разве нужно собираться в дорогу, если причаститься можно и на месте, да и молитву нашу Бог услышит в любом уголке мира — будь то в Иерусалиме или в Заполярье?..

    Да, Бог везде Один и Тот же, Евхаристия ничем не отличается в любом православном храме. Но отличается наше состояние. Благодаря православному паломничеству у нас есть возможность хоть на короткое время убежать от суеты и сосредоточиться на молитве. Более того, важную роль играет круг общения. Как часто любят твердить современные психологи, мы на 90% состоим из нашего окружения.

    Так вот, паломнические поездки — прекрасный шанс расширить круг христианского общения. Бывалые паломники указывают и на то, что важную роль играет состав группы. Если собрались действительно верующие люди, то даже за короткое время вы сполна прочувствуете смысл христианской жизни — атмосферу любви, духовной радости, внимательности, доброжелательности, молитвы и Евхаристии.

    1. Подготовьтесь к поездке. Соберите действительно нужные вам вещи, побольше узнайте о тех святынях, к которым собираетесь. Делайте все это с молитвенным настроем.
    2. Если есть возможность, поисповедуйтесь и причаститесь перед паломнической поездкой. По возможности и желанию возьмите благословение у духовника, обсудите с ним волнующие вас вопросы.
    3. Наперед напишите записки, чтобы во время посещения храмов и монастырей использовать время для молитвы и богослужений, а не шатания у свечного ящика.
    4. Оставьте мирское бремя. Не берите его с собой в автобус, на поезд или в самолет. Это как раз то, что в первую очередь отвлекает вас от молитвы.
    5. Отключите телефон. Самые родные и так знают, где вы. Не думайте о том, какие проблемы вас ждут дома, что скажет начальник и вообще как честному христианину выжить в этом греховном мире.
    6. Если вы едете с друзьями, то постарайтесь на растратить драгоценное время на пустые разговоры или еще хуже — осуждения. Старайтесь сохранять сердечную чистоту.
    7. Обычно в автобусе паломники вместе молятся, поют псалмы или просматривают полезные видео о посещаемых святынях. Настройтесь на полезное времяпровождение.
    8. Сосредоточьтесь на цели конкретно вашей паломнической поездки.
    9. Во время посещения храмов и монастырей уделите внимание богослужениям и Таинствам. В длительных паломничествах верующих благословляют часто причащаться. Постарайтесь использовать этот момент, а не постоянно отвлекаться на свечки, записки, листовки.
    10. Полученную благодать постарайтесь подольше сохранять в своем сердце. Ваша жизнь после посещения святых мест должна меняться, чтобы не получилось так: в монастыре вы вели себя праведно и благочестиво, а дома вернулись ко всем прежним грехам.
    11. Изменяйте в первую очередь себя, а не родных, других участников паломнической поездки. Ваши поступки будут в сто раз красноречивее, чем слова.
    12. Не превращайте православное паломничество в религиозный туризм. Да, нам далеко до наших предков, преодолевавших сотни километров ради поклонения святыням. Но мы способны вложить в нашу поездку хоть несколько лепт духовного подвига и молитвы.

    Об истории и важности паломничества рассказывается и в этом видео: