Главная · Прочее · Казахская письменная литература. Казахская литература XVIII и начала XIX века

Казахская письменная литература. Казахская литература XVIII и начала XIX века

Культура Казахстана в XVIII и первой половине XIX века Казахская литература XVIII и начала XIX века Возникновение и развитие индивидуального поэтического творчества. Культура казахского народа XVIII - первой половины XIX в. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в это время в ней намечались новые явления. Все более ясно обозначались противоречия между культурой народной и феодально-байской, не получившие, правда, столь четко выраженных форм, как в культуре более развитых в социально-экономическом отношении народов. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России. До XVIII в. имена казахских акынов, творчество каждого из них, время, в которое они жили, почти не были известны. Сыпыра-жырау, Шалгез-жырау и другие упоминались лишь в преданиях, легендах, эпосе, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с середины XVTII в., когда значительная часть казахских земель присоединилась к России, и особенно в XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненных ими песен и сказаний. Некоторые же из акынов и сказителей сами записывали свои произведения, благодаря чему сохранились подлинные тексты их песен. С середины XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманова (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в роде каржас, теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения феодального строя, поддерживал хана Среднего жуза Аблая, в отдельных случаях оказывал существенное влияние на Аблая в его делах по управлению при разборе им различных споров и тяжб. В своей известной песне-толгау "Куда денешься, Керей?" Бухар угрожает роду керей, недовольному Аблаем: Ежели с Аблаем помиришься, Я твой сват и знакомый. Ежели с Аблаем не помиришься, Я тебе безродный чужак. Караваны твои рассеются в одну сторону, Скот твой разбредется в другую сторону. Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских феодалов, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы - батыров Бугенбая, Кабанбая, Джаныбека. Песни-размышления Бухара пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. В песнях "Желание", "Эй, Аблай", "Смерть высокой горы" и других он в стихотворной форме, в форме частушек образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали. Бухар-жырау одобрял политику Аблая, лавировавшего между Россией и Китаем, он не понимал новых веяний и явлений, приходивших из России в казахскую степь. Но к концу своего сложного и противоречивого творческого пути Бухар пришел к выводу о необходимости мира с Россией. Он советовал Аблаю и биям из его окружения не обострять отношений с Россией: С русскими не воюй, Не разжигай своей злости! ...Если будешь воевать с русскими, Мне придется похоронить тебя. Бухар был правоверным мусульманином. Многие положения песен Бухара - размышления о мироздании, о морали - излагаются с точки зрения догм ислама. Песни других жырау - Татикары, Умбетея, Шала, Котеша - почти не сохранились. Известен жоктау (поминальная песня) Умбетея, посвященная смерти батыра Бугенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с калмыками. Крупнейшим певцом-импровизатором и сказителем XVIIIв. был Татикара. Сохранилось предание о том, что однажды казахское ополчение, потерпев поражение в битве с калмыками, при отступлении вышло к полноводной большой реке. Воины собрались у реки, не решаясь переплыть ее. Тогда певец Татикара, спев песню, задевшую самолюбие воинов, первым бросился в реку и переправился, за ним переплыли все воины. Певцы Шал, Котеш, Жанкиси-жырау, жившие в началеXIXв., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилия ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилия кокандских беков: Присланный вами баскак Жузбай находится у меня дома. А там, где пребывает Жузбай, Плач и стоны, крик ойбай!... Прикочевавший из Сары-Арки бедный найман Растерянно озирается. Если возразишь, баскак хлещет плетью, И не только хлещет, но и убивает, Иль гонит как стадо... Забирает скот, ненасытен баскак, Забавляется он нашими слезами. Девушкам и женщинам красивым Нет от него проходу. Почтенных наших людей ругает, Прямо с коня их пинает. Песни этих акынов-импровизаторов пелись на понятном, доступном для народных масс языке. Актамберды-жырау (жил в начале XIX в.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров: Настанет ли день, Когда нам удастся сесть На рыжих, звонко ржащих коней! Суждено ли нам надеть кольчугу С застежками массивными, С воротником из золота, с рукавами из меди, Каждое кольцо величиной с воробьиный глаз! Удастся ли нам надеть панцырь! Взяв в руки звонкое копье, Прижав его к прохладной груди, Удастся ли нам преследовать бегущего врага? Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы- импровизаторы, сказители, песни и сказания которых дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях много сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, жизнь народа. Несмотря на все противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII - начала XIX в., эти жырау занимают видное место в истории казахской литературы. Песни жырау по своей художественной форме гораздо более совершенны, чем песни более раннего времени. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии. Отражение исторических событий в устном народном творчестве. Устное творчество казахов в XVIII - первой половине XIX в. охватывало все более разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героический эпос (былины), сказки, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни - произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием. Основной темой исторических песен XVIII в., как и былин, являлась борьба казахов против джунгарских феодалов. Исторические песни этого времени отличаются от былин тем, что здесь события передаются в связи с именами батыров, существовавших в действительности и оставивших заметный след в истории народа. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г., принесшее народным массам неисчислимые бедствия, известные под названием "Актабан шубрунды, Алкакуль сулама" (Год Великого бедствия), породило много сказаний и песен. В суровую зиму 1723 г. от джута погибло множество скота; джунгарское войско разграбило захваченные аулы, не щадило ни старых, ни малых. Старики и старухи, раненые воины, отставшие в пути, гибли на дорогах; женщин и девушек захватывали в плен. Народ увековечил это тяжкое бедствие в известной песне "Елим-ай!" ("Родина моя!"): С хребта Каратау караван идет, Возле каждого каравана годовалый верблюжонок вольно бредет. Как горька и тяжела потеря родины и родных, Ручьем из глаз льются слезы! Что за время (заман) это? - Время тяжкое, Время, в котором счастье нам изменило, богатство улетело. Вереницей плетется народ,а по его следам снег вьюгой крутится, Хуже, чем в декабре, когда метель бушует. В песнях "Кап кагылган" ("Вытряхивали мешки"), "Шанды жорык" ("Пыльный поход") акыны пели о том, как в битвах погибло много казахов, возглавляемых батырами Жанатаем, Баяном и другими. Прославленный богатырь Жанатай, не раз бесстрашно выступавший против врага, однажды во главе 500 храбрецов напал на 10-тысячное джунгарское войско. В этом бою батыр Уйсунбай, друг Жанатая, дрался как лев, несмотря на тяжелую рану. Уцелело всего 10 человек. Когда пуля сразила коня Токаша, сына Жанатая, Уйсунбай слез с коня и отдал его Токашу, сказав при этом: "Садись и мчись через вражеские полчища к нашим, ибо если тебя убьют, некому будет отомстить врагу за меня!" Сам Жанатай пал в бою. В песнях, преданиях и сказаниях народа о битвах с джунгарскими феодалами прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Эти песни и предания во многом созвучны и близки казахским былинам XV-XVI вв. Характерно, что акыны, воспевавшие борьбу Аблая против Джунгарии, не одобряли походов Аблая на киргизов. В песнях и рассказах о схватках киргизского батыра Темиржана с казахским батыром Бейгазы, киргизского батыра Аманалы с казахским батыром Кабанбаем прославлялись мужество, храбрость киргизских батыров, осуждалась жестокость военачальников Аблая. Некоторые народные песни и рассказы посвящены восстанию казахов в Младшем жузе в конце XVIII в., роли батыра Срыма в этом восстании. В преданиях, легендах, рассказах о батыре Срыме повествуется о том, как он боролся с ханом и его окружением. В одном из таких рассказов говорится, что Срым спросил хана Нуралы: - Чего больше у лошади: гнедой масти или звездочек на лбу? Под "гнедой мастью" Срым подразумевал народ, а "звездочки на лбу" означали ханов и их потомков. Хан Нуралы не сумел ответить Срыму. В другом случае Срым говорит хану Нуралы: - Ты не сумел установить равенство между меньшинством и большинством, между белой и черной костью, между слабым и сильным. Один грабит другого, ты не сумел управлять народом. Хан возразил: - Батыр мой, больно уж задаешься ты! Срым, не колеблясь, отвечает: - Таксыр, нет, не задаюсь я, а, наоборот, не умея объединить казахов, в великом смятении нахожусь. Когда Срым собрал войско и напал на хана Нуралы, его вызвал к себе оренбургский генерал-губернатор. Но Срым не явился в Оренбург и велел передать: - У меня нет никакого дела к генерал-губернатору. Если он имеет ко мне дело, пусть едет сам. В рассказе о встрече Срыма с хивинским ханом батыр изображается находчивым, остроумным, не знающим поражений в словесных состязаниях. Легенда рассказывает, что хану не понравились остроумие и прямота Срыма, он подослал к нему убийцу, который его отравил. Мухтар Ауезов

04.12.2012 14019 Пікір

Культура К азахстана в XVIII и первой половине XIX века

Казахская литература XVIII и начала XIX века

Возникновение и развитие индивидуального поэтического творчества.

Культура казахского народа XVIII - первой половины XIX в. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в это время в ней намечались новые явления. Все более ясно обозначались противоречия между культурой народной и феодально-байской, не получившие, правда, столь четко выраженных форм, как в культуре более развитых в социально-экономическом отношении народов. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России.

До XVIII в. имена казахских акынов, творчество каждого из них, время, в которое они жили, почти не были известны. Сыпыра-жырау, Шалгез-жырау и другие упоминались лишь в преданиях, легендах, эпосе, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с середины XVTII в., когда значительная часть казахских земель присоединилась к России, и особенно в XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненных ими песен и сказаний. Некоторые же из акынов и сказителей сами записывали свои произведения, благодаря чему сохранились подлинные тексты их песен. С середины XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества.

Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманова (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в роде каржас, теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения феодального строя, поддерживал хана Среднего жуза Аблая, в отдельных случаях оказывал существенное влияние на Аблая в его делах по управлению при разборе им различных споров и тяжб.

В своей известной песне-толгау "Куда денешься, Керей?" Бухар угрожает роду керей, недовольному Аблаем:

Ежели с Аблаем помиришься,

Я твой сват и знакомый.

Ежели с Аблаем не помиришься,

Я тебе безродный чужак.

Караваны твои рассеются в одну сторону,

Скот твой разбредется в другую сторону.

Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских феодалов, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы - батыров Бугенбая, Кабанбая, Джаныбека.

Песни-размышления Бухара пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. В песнях "Желание", "Эй, Аблай", "Смерть высокой горы" и других он в стихотворной форме, в форме частушек образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали.

Бухар-жырау одобрял политику Аблая, лавировавшего между Россией и Китаем, он не понимал новых веяний и явлений, приходивших из России в казахскую степь. Но к концу своего сложного и противоречивого творческого пути Бухар пришел к выводу о необходимости мира с Россией.

Он советовал Аблаю и биям из его окружения не обострять отношений с Россией:

С русскими не воюй,

Не разжигай своей злости!

Если будешь воевать с русскими,

Мне придется похоронить тебя.

Бухар был правоверным мусульманином. Многие положения песен Бухара - размышления о мироздании, о морали - излагаются с точки зрения догм ислама.

Песни других жырау - Татикары, Умбетея, Шала, Котеша - почти не сохранились. Известен жоктау (поминальная песня) Умбетея, посвященная смерти батыра Бугенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с калмыками. Крупнейшим певцом-импровизатором и сказителем

XVIIIв. был Татикара. Сохранилось предание о том, что однажды казахское ополчение, потерпев поражение в битве с калмыками, при отступлении вышло к полноводной большой реке. Воины собрались у реки, не решаясь переплыть ее. Тогда певец Татикара, спев песню, задевшую самолюбие воинов, первым бросился в реку и переправился, за ним переплыли все воины.

Певцы Шал, Котеш, Жанкиси-жырау, жившие в началеXIXв., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилия ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилия кокандских беков:

Присланный вами баскак

Жузбай находится у меня дома.

А там, где пребывает Жузбай,

Плач и стоны, крик ойбай!...

Прикочевавший из Сары-Арки бедный найман

Растерянно озирается.

Если возразишь, баскак хлещет плетью,

И не только хлещет, но и убивает,

Иль гонит как стадо...

Забирает скот, ненасытен баскак,

Забавляется он нашими слезами.

Девушкам и женщинам красивым

Нет от него проходу.

Почтенных наших людей ругает,

Прямо с коня их пинает.

Песни этих акынов-импровизаторов пелись на понятном, доступном для народных масс языке.

Актамберды-жырау (жил в начале XIX в.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров:

Настанет ли день,

Когда нам удастся сесть

На рыжих, звонко ржащих коней!

Суждено ли нам надеть кольчугу

С застежками массивными,

С воротником из золота, с рукавами из меди,

Каждое кольцо величиной с воробьиный глаз!

Удастся ли нам надеть панцырь!

Взяв в руки звонкое копье,

Прижав его к прохладной груди,

Удастся ли нам преследовать бегущего врага?

Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству.

Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы- импровизаторы, сказители, песни и сказания которых дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях много сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, жизнь народа. Несмотря на все противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII - начала XIX в., эти жырау занимают видное место в истории казахской литературы.

Песни жырау по своей художественной форме гораздо более совершенны, чем песни более раннего времени. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.

Отражение исторических событий в устном народном творчестве.

Устное творчество казахов в XVIII - первой половине XIX в. охватывало все более разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героический эпос (былины), сказки, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни - произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием.

Основной темой исторических песен XVIII в., как и былин, являлась борьба казахов против джунгарских феодалов. Исторические песни этого времени отличаются от былин тем, что здесь события передаются в связи с именами батыров, существовавших в действительности и оставивших заметный след в истории народа.

Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г., принесшее народным массам неисчислимые бедствия, известные под названием "Актабан шубрунды, Алкакуль сулама" (Год Великого бедствия), породило много сказаний и песен. В суровую зиму 1723 г. от джута погибло множество скота; джунгарское войско разграбило захваченные аулы, не щадило ни старых, ни малых. Старики и старухи, раненые воины, отставшие в пути, гибли на дорогах; женщин и девушек захватывали в плен. Народ увековечил это тяжкое бедствие в известной песне "Елим-ай!" ("Родина моя!"):

С хребта Каратау караван идет,

Возле каждого каравана годовалый верблюжонок вольно бредет.

Как горька и тяжела потеря родины и родных,

Ручьем из глаз льются слезы!

Что за время (заман) это? - Время тяжкое,

Время, в котором счастье нам изменило, богатство улетело.

Вереницей плетется народ,а по его следам снег вьюгой крутится,

Хуже, чем в декабре, когда метель бушует.

В песнях "Кап кагылган" ("Вытряхивали мешки"), "Шанды жорык" ("Пыльный поход") акыны пели о том, как в битвах погибло много казахов, возглавляемых батырами Жанатаем, Баяном и другими. Прославленный богатырь Жанатай, не раз бесстрашно выступавший против врага, однажды во главе 500 храбрецов напал на 10-тысячное джунгарское войско. В этом бою батыр Уйсунбай, друг Жанатая, дрался как лев, несмотря на тяжелую рану. Уцелело всего 10 человек. Когда пуля сразила коня Токаша, сына Жанатая, Уйсунбай слез с коня и отдал его Токашу, сказав при этом: "Садись и мчись через вражеские полчища к нашим, ибо если тебя убьют, некому будет отомстить врагу за меня!" Сам Жанатай пал в бою. В песнях, преданиях и сказаниях народа о битвах с джунгарскими феодалами прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Эти песни и предания во многом созвучны и близки казахским былинам XV-XVI вв.

Характерно, что акыны, воспевавшие борьбу Аблая против Джунгарии, не одобряли походов Аблая на киргизов. В песнях и рассказах о схватках киргизского батыра Темиржана с казахским батыром Бейгазы, киргизского батыра Аманалы с казахским батыром Кабанбаем прославлялись мужество, храбрость киргизских батыров, осуждалась жестокость военачальников Аблая.

Некоторые народные песни и рассказы посвящены восстанию казахов в Младшем жузе в конце XVIII в., роли батыра Срыма в этом восстании. В преданиях, легендах, рассказах о батыре Срыме повествуется о том, как он боролся с ханом и его окружением.

В одном из таких рассказов говорится, что Срым спросил хана Нуралы:

Чего больше у лошади: гнедой масти или звездочек на лбу?

Под "гнедой мастью" Срым подразумевал народ, а "звездочки на лбу" означали ханов и их потомков. Хан Нуралы не сумел ответить Срыму.

В другом случае Срым говорит хану Нуралы:

Ты не сумел установить равенство между меньшинством и большинством, между белой и черной костью, между слабым и сильным. Один грабит другого, ты не сумел управлять народом.

Хан возразил:

Батыр мой, больно уж задаешься ты!

Срым, не колеблясь, отвечает:

Таксыр, нет, не задаюсь я, а, наоборот, не умея объединить казахов, в великом смятении нахожусь.

Когда Срым собрал войско и напал на хана Нуралы, его вызвал к себе оренбургский генерал-губернатор. Но Срым не явился в Оренбург и велел передать:

У меня нет никакого дела к генерал-губернатору. Если он имеет ко мне дело, пусть едет сам.

В рассказе о встрече Срыма с хивинским ханом батыр изображается находчивым, остроумным, не знающим поражений в словесных состязаниях.

Легенда рассказывает, что хану не понравились остроумие и прямота Срыма, он подослал к нему убийцу, который его отравил.

Мухтар Ауезов

В конце 18 века в приграничных российских крепостях появились первые школы.

Первые попытки комплексного изучения Каз-на в 18в. связаны с именем М.В. Ломоносова.

1768-1774 гг.- первая экспедиция П.С. Палласа (сев-зап.,северн.сев.-вост. Каз-на). Труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 г. 3 части), ценные сведения об истории и этнографии казахов.

И.Г. Георги –самост. экспедиция, в 1796 г. – «Описание всех в Российском государстве обитающих … достопамятностей» - ценные сведения о быте казахов, культуре, обычаях, традициях, обрядах, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

И.К. Кириллов «Изъяснение о киргиз-кайсаках и к/калпакоах»- природные условия, п/ископаемые, торговые пути.

В.Н. Татищев – председатель Оренб. погран.комиссии – описывает историю, быт, культуру нерусских народов.

П.И.Рычков (член-корреспондент АН России) – его называли «Колумб Оренбургского края»,труды «История Оренбургская», «Топография или описание Оренбургской губернии(правление Хакназара, присоединение Мл. жуза)», подробно описал Пугачевское восстание, знал каз. Язык, ученик Ломоносова, первым написал труд о Казахстане, за что получил звание член - корресп. АН России.

Г.Ф. Миллер (1759) – «История Сибирского царства» (отец Сибири)

И.Г.Андреев «Описание Ср. орды киргиз-кайсаков» (1795 г)- об истории и границах Ср. Жуза, подробные описания обычаев и обрядов степняков, о переходе казахов на пр. берег Иртыша в зимнее время.

А.Д. Скалон (ген.-майор У-Каменогорской крепости) – первый уникальный рус-каз. словарь

Джон Эльтон (1735) –капитан морской службы, Джон Кэстль (1736)-художник, Реональд Гок – торговец – заметки о жизни казахов.

Казахская литература 18 века

Актамберды Сарыулы (1675- 1768 гг.) – жырау,батыр.

50-е годы 18 в.- борец за каз. земли, захваченные Джунгарией. Мавзолей на сопке Журек Жонта (ВКО)

Бухар жырау Калкаман улы (1693 -1787) жырау. бий, дипломат. гос. деятель. родился у горы Далба, Баянаул. район,Павлодарская область. Провидец, говорил правду в лицо. Основная тема сочинений – любовь к родной земле, мечтал когда Каз-н станет сильным, централизованным, независимым государством. Калкаман батыр – отец Бухар жырау, в народе известен как святой «комекей аулие»

Умбетай Тулеулы жырау (1706-1778 гг) (канжыгалы,аргын) – особенно известны - жоктау (плач) и ескерту (извещение) о смерти Богенбая.(канжыгалы), участник всех антидж. походов.

Таттикара жырау – родился в местности Сарыколь Кустанайской обл., участник войны с Цинской империей, батыр, входил в окружение Аблая, воспевал его в своих произведениях.

Котеш (1745-1818 гг) - песни о моральных и этических нормах каз. Общества, о религиозной жизни кочевников.

Тлеуке Кулекеулы (Шал акын) род. в Акмолинской обл. на берегу р. Есиль. Как акын прославился с 15 лет.. отец Тлеуке - батыр Кулеке. Шал акын презирал лесть, для него превыше всего были честь и достоинство.

В 19-20 вв. – произведения каз. акынов стали записываться и издаваться.

Ввиду отсутствия письменной литературы у казахов широкое развитие получили исторические рассказы.

Машхур Жусуп Копейулы собрал много исторических рассказов.

Шежире

18 в.- в каждой семье вели шежире (тюркско(седжере)-монгольское(цэжире) слово, означает память)

Функции шежире:

1.помогает правителю управлять общинами

2.функция исторической памяти

3. социальный изолятор

Собиратели шежире – А.Букейханов, М.Ж.Копейулы,Ш.Кудайбердиев

Изучение Казахстана российскими учеными. Социаль­но-экономические и политические изменения в Казахста­не, происходившие под влиянием его постепенного при­соединения к России, колонизация Степи империей обу­словили перемены в культурной и духовной жизни общества.

Важным фактором явилось начало изучения Казах­стана русскими и зарубежными учеными. Известные картографы, географы, минерологи, историки, оказав­шись в составе научных и военных экспедиций, отправ­ляющихся в Казахскую Степь, впервые описали ранее малодоступные для них земли. Они впервые изучали северо-восточную часть Каспийского моря, знакомились с бытом, материальной культурой, историей казахского народа.

Первая крупная военная экспедиция князя Алексан­дра Бековича-Черкасского окончилась безрезультатно. Контингент войска, отправленный для завоевания Хивы, почти весь погиб. Тем не менее экспедиция оказалась очень важной с точки зрения научного освоения терри­тории Западного Казахстана, по которой она проследо­вала.

Более удачной оказалась военно-походная экспедиция подполковника И.Д.Бухгольца. Она была организована также по личному распоряжению Петра I, "искавшего пути в полуденную Азию”, рассматривавшего Казах­скую Степь в качестве "ключа и ворот” к внутренним районам Центральной Азии. В составе экспедиции находилось несколько пленных шведских офицеровкартографов, которые собрали ценные материалы о расположе­нии казахских жузов. Особенно интересна "Карта Джун­гарии” И.Г.Рената, пленного шведа, оставившего очень ценный историко-картографический материал. Долгие годы находившаяся вдали от взоров научной обществен­ности "Карта Джунгарии” впервые была опубликована в "Записках Русского географического общества” в 80-х годах XIX в. известным исследователем истории края В.В.Веселовским.

В "Путевых отчетах” капитана В. Урусова, майора И. М. Лихарева и многих других имеются ценные кар­тографические материалы о Казахстане той поры.

Говоря об изучении Казахстана русскими учеными, прежде всего следует упомянуть об академической экс­педиции Г. Ф. Миллера, досконально изучившего материа­лы, хранившиеся в сибирских архивах Тюмени, Тоболь­ска и Барнаула. Главной целью Миллера явилось изу­чение истории Сибири. Это он был прозван "отцом Сибирской истории”. Ученый собирал, изучал и система­тизировал разнородные материалы, в том числе и о казахских ханствах. Его "Сибирская история”, заключа­ющая в себе весьма ценные данные, особенно о казах­ских родах Среднего жуза, сохраняет свою научную значимость до сего времени выдающегося исследователя П. И. Рычкова, волею судьбы оказавшегося в далеких казахских степях, оставившего поистине громадное научное наследие по истории и эт­нографии казахского края. Его замечательные труды, такие, как "Топография Оренбургского края”, "История Оренбургская (1730-1750 гг.)”, по существу, впервые с высокой степенью объективности осветили наиболее слож­ные проблемы и периоды истории Казахстана.

Благодаря своим научным трудам о Казахстане П.И.Рычков стал первым членом-корреспондентом Рос­сийской Академии наук, пользовался уважением М.В.Ломоносова. П.И.Рычков опубликовал немало трудов по истории края, которые в свое время заслужили призна­ние общественности, обогатили скудные в то время све­дения о Казахстане. Его сын, капитан Н.П.Рычков, слу­жа в Оренбурге, также оставил оригинальный труд "Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г.” Он впервые подробно описал бегство волжских калмы­ков через казахские степи. Работа содержит оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. В ней есть материалы и по исторической топографии Казах­стана. Н.П.Рычков, пожалуй, пер­вым описал в то время еще не­плохо сохранившуюся могилу хана Абулхаира.) Подробные сведения об истории,повседневной жизни казахского народа содержатся также в записках И. Муравина, Д. Гла­дышева, Я. Гуляева и других, которые неоднократно бы­вали в ставках Абулхаира, Нуралы. Они посещали съез­ды казахских старшин вблизи Орска (1738, 1740, 1742 гг.) и оставили довольно объективное описание политической ситуации в Казахстане той поры. В ряду многочисленных записок особо выделяются изданные впоследствии журнальные записки К Миллера, принимавшего участие в освобождении султана Абылая из ойратского плена. Маршрут следования Миллера в Джунгарию пролегал через казахские степи, и в его описании можно найти немало ценных сведений о Ка­захстане. Многие ученые, посланники царского правительства, на довольно длительное время задерживались в крае, собирая разнообразные сведения о казахских жузах. По сей день эти научные данные служат ценнейшими ис­точниками в воссоздании малоизвестных страниц исто­рии Казахстана. В частности, труды И. Г. Андреева о Среднем жузе, Я. Гавердовского о Младшем жузе и со­предельных владениях отличаются достоверностью со­держащихся в них сведений. В изучении Казахстана немалую роль сыграли и зарубежные путешественники 77. С. Паллас, И. Фальк, И. Ге­орги и многие другие. Они оставили потомкам глубокие научные труды, до сих пор поражающие обилием, раз­нообразием сведений и поныне не утратившие своего значения как ценнейшие источники. К примеру, капи­тальный труд немецкого путешественника-натуралиста П.С.Палласа еще в то время привлек внимание мировой общественности обстоятельностью описания. В его "Пу­тешествии по разным провинциям российского государ­ства” подробно охарактеризовано состояние народонасе­ления, назначение военных укреплений, их предназначе­ние.

Казахская литература. XVIII в. в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Осво­бодительная борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада в повседневной жизни коренных обитателей Степи, материально-духов­ное наследие предыдущей эпохи нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.

Один из ярких представителей устного народно-по­этического творчества в XVIII в. - знаменитый Актам- берды жырау (1675-1768 гг.). По свидетельствам его современников, жырау с ранних лет проявил талант, пробуя свои силы в многочисленных поэтических состя­заниях.

Выдающиеся казахские поэты-сказители испокон ве­ков в своих произведениях отражали народные чаяния. Почти все поэты - свидетели трагических событий пер­вой трети XVIII в. - не обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Так, живший и творивший на бла­гословенной земле Каратау Актамберды прославлял зна­менитых казахских батыров, призывая к защите отече­ства от врагов. Он вдохновенно воспевал подвиги таких народных батыров, как Кабанбай (Дарабоз), Богенбай. Поэт похоронен на территории современного Абайского района Восточно-Казахстанской области.

На вторую половину XVIII в. приходится расцвет творчества в то время весьма популярного Татикары (XVIII в.). Как и Актамберды, Татикара воспевал под­виги легендарных борцов за свободу родины. Происхо­дивший из бедной семьи, он по духу был близок многим выдающимся чингизидам своего времени. Участник ряда событий своей эпохи, Татикара был почитаем казахским народом. Благодаря поэтическому наследию Татикары, мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Бо- генбая. В плаче-причитании поэта по случаю кончины легендарного батыра содержится множество достовер­ных сведений о личности, жизни, деяниях Абылая и его соратника, замечательного полководца Богенбая. Послед­нее произведение может послужить серьезным источни­ком в изучении эпохи Абылая, жизни казахского обще­ства той поры. Он с чувством благоговения относился к тем, кто управлял ханством, не жалея сил для отраже­ния иноземной агрессии. Татикара был близок к Абы- лаю, активно участвовал во многих событиях в Среднем жузе.

Жанибек из рода шакшак, Бокей и Сагыр из рода дулат, Дербисала, Баян из рода уак, Богенбай и другие яркие личности занимают центральное место в дошедших до нас поэтических фрагментах произведений Татикары.

Известный в XVIII в. жырау Умбетей (1706-1778 гг.) также был очевидцем многих событий той эпохи. Жы­рау объездил большинство районов Казахстана. Постоян­ный участник поэтических состязаний, он снискал изве­стность своими философскими рассуждениями. Безжало­стно бичуя неприглядные стороны своих современников, он нажил немало недругов. Следуя принятой традиции, Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу батыров с врагами. До нас дошло множество произведе­ний жырау. Значительное место в них занимают посвя­щения известным личностям: прославленному батыру из рода абак-керей - Жаугашару (Шакантаю) и др. Его посвящение бию Бекболату представляет собой поуче­ние, назидание.

Один из самых выдающихся представителей казах­ской литературы XVIII в. - Бухар-жырау (1684- 1781 гг.), сын батыра Калкамана. Вышедший из бедной казахской семьи, испытавший крайнюю нужду, он под­нялся на высокую ступень поэтического Олимпа. В по­следние годы жизни был дружен с ханом Абылаем, который внимательно прислушивался к его советам и был подвержен влиянию старого мудреца.

Бухар-жырау оставил весьма значительное поэтичес­кое наследие, пронизанное, в основном, историко-фило­софским содержанием. Несколько его творений наполне­ны лирикой.

Поэтическое наследие Бухара Калкаманова довольно достоверно воссоздает некоторые известные события в политической истории казахской государственности. Для нас очень ценным является то, что его поэтические строки подтверждают многие факты последних лет жизни Абылая.

Ярким представителем казахской поэзии XVIII в. явил­ся знаменитый Жанак (1775-1846 гг.). Вошедший в исто­рию как непревзойденный акын-импровизатор, он выходил непременным победителем в поэтических состязаниях. Ро­дившись на территории бывшего Абралинского района Восточно-Казахстанской области, он за свою долгую жизнь исколесил большую часть степи. До нас дошли сведения его айтыса со знаменитым поэтом Орынбаем.

В творчестве Жанака часты сентиментальные мотивы. Посещая аулы местных знаменитостей в сопровождении молодых почитателей своего таланта, он заслужил гром­кую славу. Один из лучших вариантов "Козы Корпеш - Баян Сулу” также принадлежит его поэтическому даро­ванию. Моей белой юрты размах Знают те, кто кочует в степях, Аул мой не тронь, Покарает тебя Аллах!

0 Вопросы и задания

1.Назовите научные экспедиции и исследователей, изучавших казахский край.

2.Расскажите об изучении Казахстана российскими учеными.

3.Какие обстоятельства и события отразились в творчестве казахских поэтов ХУШ в.?

4.Охарактеризуйте творческое наследие выдающихся казахс­ких поэтов ХУШ в.

Документы и материалы

Выдержки из "Жеты жаргы”

Если кто умертвит человека, то отмщалась кровь за кровь, или за убийство платили 200 лошадей всем родом того виновника.

Кто украдет верблюда и будет в сем обличен, с того взыскивали за одного верблюда трижды по девяти верблюдов и одного слугу. В честь женского пола, когда кто растлит или насильно учинит блудодеяние, того человека умерщвляли, или за бесче­стие взыскивали с него 100 лошадей.

Об открытии в Оренбурге и Троицкой крепости мечетей

б августа 1785 г. правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон О.А.Игельстром донес императрице, что построенные в Орен­бургской и Троицкой крепости мечети открыты. На что государыня 4 сентября того же года ответила: "Не сомневаем­ся, что такое сооружение места для публичной молитвы привлечет... , а сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольства, лучше всяких строгих мер...”.

В XVIII веке царское правительство России начало активно исследовать историю, этнографию и географию Казахстана. Активизация этих исследований начинается после принятия российского подданства. В XVIII столетии казахи продолжали сохранять уникальную культуру, где видное место занимало творчество поэтов, жырау и биев.

Изучением и исследованием Казахстана занимались как научные учреждения, так и отдельные лица. Многие российские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, генеалогии и этнографии.

Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII веке, связаны с именем М. В. Ломоносова, который был инициатором организации научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт. В 1768-1774 годах одну из первых экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспыта­тель П. С. Паллас. В работе этой научной экспедиции приняли участие известные ученые, путешественники И. П. Фальк и И. Г. Георги . Маршрут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях, в котором содержатся ценные материалы об истории и этнографии казахского народа.

Исследователь И. Г. Георги организовал и самостоятельную экспедицию по территории Казахстана. В 1796 году он опубликовал свою работу «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». В книге содержатся ценнейшие сведения о быте, культуре, обычаях и обрядах казахов, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

Инициатор киргиз-кайсацкой экспедиции И. К. Кирилов оставил после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах», в котором подробно описал казахские и каракалпакские земли: природные условия, полезные ископаемые и торговые пути. Он доказывал возможность и выгодность установления торгово-экономических связей России с народами Средней Азии и казахами. В. Н. Татищев был основателем исторической науки России, известным географом. Он продолжил начатые предшественниками исследовательские работы в Оренбургском крае. В своих научных трудах ученый описывает историю, быт и культуру нерусских народов края, в том числе и казахов.

Интересные исследования по изучению природных богатств Младшего жуза оставил и член-корреспондент Академии наук России П. И. Рычков. Многочисленными и фундаментальными трудами он по праву заслужил славу «Колумба Оренбургского края», куда и относились тогда земли Младшего жуза. Он подготовил такие труды, как «История Оренбургская» и «Топография или описание Оренбургской губернии». В этих трудах содержится подробная информация о раннем появлении казахов в Волжско-Яицком регионе в период правления хана Хакназара, о процессе вхождения Младшего жуза в состав Российской империи. Автор подробно описывает основание города Оренбурга, укреплений Уральской и Оренбургской пограничной ли­ний, о налаживании торговых контактов со Средней Азией и Казахской степью. Купцам, выезжавшим из Оренбурга в Бухару, он давал заказы на приобретение литературы об истории местных народов даже на арабском языке. Исследователь подробно описывал события, связанные с Пугачевским восстанием. Он был признанным знатоком языка и культуры казахского народа, собрал много образцов казахского фольклора.

В 1759 году вышла работа известного историка и исследователя Сибири Г. Ф. Миллера «История Сибирского царства». В ней он дает описание истории и этнографии народов Сибири и Казахстана.

В конце XVIII века вышел труд русского офицера И. Г. Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков» (1795). Автор долгое время служил на сибирских пограничных линиях и хорошо был знаком с жиз­нью и бытом казахского населения. В этой книге он оставил подробные сведения об истории и границах казахов Среднего жуза. Им были даны подробные описания обычаев и обрядов степняков, а также о переходах казахов со скотом в зимнее время на правобережье Иртыша Новоишимской линии. Русским офицером, генерал-майором из Усть-Каменогорской крепости А.Д. Скалоном был составлен первый уникальный русско-казахский словарь. Это был один из первых шагов приобщения местного населения к русской грамоте и изучения русскими казахского языка.

В XVIII веке в Казахстане побывал ряд иностранных исследователей и путешественников. Они преследовали торговые и политические цели. Это были английские, немецкие исследователи. В этот период в регионе побывали англичане капитан морской службы Джон Эльтон (1735), художник Джон Кэстль (1736), торго­вый служащий Реональд Гок (1741-42). Они оставили после себя заметки о хозяйстве, культуре и быте местного населения.

В казахской литературе XVIII века особое место занимает устное народное творчество, сказительство и песенное искусство. Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение жителей степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени. Особое место в развитии казахской литературы принадлежит таким выдающимся акынам и жырау, как Актамберды Сарыулы, Бухар Калкаманулы, Таттикара, Умбетай Тулеулы и другие.

Одним из выдающихся казахских жырау (сказителей) был Актамберды-жырау Сарыулы (1675-1768). Жырау активно участвовал во многих походах против джунгар и был известен как батыр. В 50-х годах XVIII века он был во главе тех, кто возглавил возвращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар. Все творчество Актамберды-жырау было посвящено призыву к героизму, воинской отваге и доблести. Его мавзолей до сих пор возвышается на сопке Журек Жота на территории Восточно-Казахстанской области.

Особой популярностью среди казахов пользовался жырау, бий, прекрасный знаток казахского обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель Бухар Калкаманулы (1693-1787). Бухар-жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае. Он был его ближайшим и верным советником, соратником. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля:

О, Абылай, богател твой народ,

Ты в богатых местах дал пасти ему скот,

Ты гостей принимал под сенью шатра.

Угощеньем была им мяса гора,

И ко всем твоя милость была щедра.

Бухар-жырау отличался от других современников тем, что всегда говорил правду в лицо. Он также обладал даром провидца. В частности, в своих произведениях предугадал далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основная тема сочинений Бухар-жырау – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и сплоченности. Жырау также прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая, Жаныбека и других.

Одним из современников и близких по духу к Бухар-жырау был Умбетай-жырау Тулеулы (1706-1778) из рода канжыгалы. Он участ­вовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были соз­даны жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая.

К концу XVIII -началу XIX веков относится и творчество таких популярных акынов, как Таттикара, Котеш и Тлеуке Кулекеулы (Шал-акын ). Таттикара-жырау своим личным примером и отвагой воодушевлял казахских воинов к совершению подвигов во имя Родины. В своих произведениях он призывал воинов к мужеству, верности отчизне, прославлял подвиги хана Абылая и его прославленных батыров. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тлеуке Кулекеулы) (1748-1819) создавали песни о моральных и этических сторонах жизни современников, а также затрагивали вопросы религиозной жизни кочевников. Их песни заучивали на всей территории Казахстана. Тлеуке Кулекеулы, прозванный в народе Шал-акыном , прославился к ак акын в возрасте 15 лет. Акын презирал лесть. Для него превыше всего были честь и достоинство. Он воспевал дружбу, единство и согласие среди своих соплеменников, не переставая призывать их быть сплоченными, добросердечными и справедливыми.

Большинство произведений казахских акынов, жырау XVIII века передавались из поколения в поколение в устной форме и только лишь в XIX - XX веках стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями.

У казахов широкое распространение получили исторические рассказы. Рассказчиками, как правило, были мудрые люди – бии и шешены (мастера слова). Они глубоко почитались в традиционном казахском обществе. Исторические рассказы так же, как и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном мероприятии {той, асы) степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями. Исторические рассказы сопровождались мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. Они оказывали огромное воспитательное влияние на молодежь, которая старалась запоминать и заучивать эти рассказы. В частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбек, Толе и Айтеке биев . Основная тема исторических рассказов XVIII века была связана с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими калмыками. Много исторических рассказов было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-Жусупом Копейулы .

В каждой казахской семье вели «шежире» , «цэжере», «седжере» – «память». В кочевых обществах было востребовано знание генеалогии, родословной. Если ходжи и султаны имели письменную традицию ведения шежире, то у степных кочевников существовала устная форма передачи этой информации. Шежире у казахов выполняло ряд специфических функций: во-первых, оно помогало правителям управлять кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник понимал историческое прошлое своего народа как развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках сопровождались подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих легендарных предках, казахи воспитывали подрастающую молодежь на их положительных примерах и передавали ей исторические знания. В-третьих, шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно регулировало семейно-брачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий, рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного ополчения и т.д. Постепенно шежире стали записывать. В первую очередь этим занимались российские дипломаты, ученые, воен­ные и гражданские администраторы края, а также грамотная часть казахского общества. Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А.Букейханов, М.Ж..Копейулы, Ш. Кудайбердыулы.

Музыка в духовной жизни казахов XVIII века занимала значительное место. Основными формами музыкальных произведений были песни и кюи. Они исполнялись как в форме сольного пения и игры, так и хорового исполнения. В XVIII веке среди казахов было известно более 20 музыкальных инструментов. Это домбра, кобыз шертер , жетыген , сазсырнай , шанкобыз , дангыра , аса-таяк , сыбызгы , дауылпаз и другие. Одним из знаменитых кобызшы был Тлеп Аспантайулы (1757-1820). В возрасте 13 лет он начал играть на кобызе. До нас дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы » и т.д. Музыкальный дар Тлепа передался его сыну Байтолесу. Талантливым домбристом и поэтом Байжигитом из рода керей были созданы такие кюи, как «Актабан шубырынды » («Годы Великого бедствия»), « Кайын сауган » («Березовый дар»), « Аншы зары » («Печаль охотника») и другие. Автором многих кюев был и знамени­тый казахский хан Абылай.

Песни и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях. Для выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы. На айтысах акыны открыто высказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни, высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки. Поэтому степняки боль­ше всего заботились о сохранении своей репутации. Они старались проявлять лучшие человеческие качества: гостеприимство, щедрость, богобоязненность, уважение к старшим и предкам и т. д. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовало общественное осуждение и порицание. Победителям песенных турниров вручали ценные призы и подарки в виде слитков золота, табунов лошадей, отар овец, а также рабов. Наиболее талантливых из них народ называл cepi , сал. Они считались любимцами народа.

Музыка сопровождала все важные события в жизни людей. Свадебные торжества начинались с песни «Тойбастар». На свадьбах и молодежных праздниках исполнялись песни «Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невестки исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха невесту встречали песней-назиданием, знакомством с родителями и родственниками жениха – «Беташар». Во время похорон исполняли особые песни – жоктау (причитания).

Благодаря деятельности казахских певцов, акынов, музыкантов XVIII века до нас дошли такие поэмы, как « Қ озы К ө рпеш-Баян с ұлу » « Қ ыз Ж і бек», а также кюи, например, «А қсақ құ лан», «Жошыхан», « Қобыланды батыр» и другие.

Учебные заведения светского характера на территории Казахстана начали появляться при правлении российской императрицы Екатерины П. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей и медиков. Эти школы стали открываться преимущественно в приграничных крепостях. Так, в 1765 году начальником сибирских линий генералом Шпрингером были открыты гарнизонные школы в Омске, Петропавловске и Ямышеве. В первый год здесь обучалось 240 детей военных и чиновников. Казахи, опасаясь русификации и христианизации, не особенно стремились отдавать своих детей в эти школы.

В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа. В 1789 году появилась правительственная школа при Меновом дворе Оренбурга. В этих школах кроме обычной грамоты и арифметики преподавались татарский, турецкий, арабский и персид­ский языки. Позднее стали преподаваться землемерные и топографические дисциплины. В этих школах в небольшом количестве стали обучаться и казахские дети.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что казахи сохраняли свою национальную культуру, обряды, обычаи, традиции и перенимали у русского народа, то чего им не доставало . В XVIII веке получила развитие письменная казахская литература, началось исследование и изучение Казахстана, открывались мусульманские и русские школы, повышался уровень грамотности и образования у казахов.

Акын – поэт-импровизатор.

Жырау поэты-сказители, в поэтической форме размышлявшие о судьбах наро­ да и страны.

Кюи – инструментальные пьесы на музыкальных инструментах (домбра, кобыз и т. д.).

Персоналии

Георги Иоганн Готлиб (1729-1802) – известный немецкий этнограф, гео­граф, натуралист и путешественник. В составе оренбургского отряда академической экспедиции 1768-1774 гг. посетил юго-восток России, Поволжье, Урал, Северный Казахстан, Алтай, Байкал и Забайкалье.

Кирилов Иван Кириллович (1689-1737) – начальник Оренбургской экс­педиции (с 1734 года).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – крупнейший русский уче­ный-естествоиспытатель, поэт, художник, филолог и историк.

Миллер Герард Фридрих (1705-1783) – известный историк и исследова­тель Сибири, автор многочисленных трудов по географии, истории и этногра­фии народов Сибири и Казахстана, член Петербургской Академии наук. Глав­ный труд Г. Миллера ― «История Сибири» в двух томах.

Рычков Петр Иванович (1712-1777) – первый член-корреспондент Рос­сийской Академии наук, известный экономист, географ и историк Оренбург­ского края.

Скалон Антон Данилович (1720-1777) – генерал, служил на сибирских пограничных линиях. Во время службы в Усть-Каменогорской крепости вместе с капитаном И. Г. Андреевым составил первый русско-казахский словарь.

Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков (фрагмент)

«Когда Аблай-султан положил намерение увеличить себя славою и принять ханское достоинство, то соглашены были от него многих волостей салтаны и стар­шины и простого народа множество. Которые, съехавшись, сели все на постланных коврах и кошмах кругом ряда в три и четыре по старшинству достоинства и знат­ности родов, а его, Аблая-салтана, посадили в середину на самой тонкой кошме. После чего учинили приговор, восхваляли все его храбрости, проворство и защищения, и приписывали похвалы в одержанных им победах... Учиня сей приговор, что он, Аблай, достоин быть ханом, встали четыре человека знатных старшин и, подняв его на сей кошме, посадили себе на головы, и потом спустили, по которому примеру учинили сие и все собрание. Напоследок, сняв с него верхнее и богатое платье и изодрав в лоскутки так, что всякий был доволен, хотя и достались иному одна нитка, с восклицанием достоинства его на ханство... Потом подали на великих оловянных блюдах бурчонное мелкое мясо, которое он должен был давать каждому человеку в рот по горсти, а напоследок поднесли по чаше кумыса, чем сие торжест­во и кончилось».

ИЗ ЦАРСКОГО УКАЗА О ПОСТРОЕНИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

И ЕГО ПРИВИЛЕГИЯХ

Объявляем во всенародное известие... И тако мы в рассуждении о сих новых наших подданных народах, кои с старыми нашими же подданными башкирами и калмыкскими ордами в близости живут, и прежде всегда имели друг на друга нападения, и тем сами себя разоряли; наипаче же отправляющейся полезной коммерции в Великую Татарию, в Хиву, в Бухарию, в Ташкент, в Балх и в другие места многие в пути разорения наносили; за потребно изобрели вновь построить город при устье Орь-реки, впадающей в Яик; дабы через то в покое, как оные орды в подданстве содержать, так и коммерции безопасную в пользу нашего интереса и наших подданных иметь и для строения того города особливую нарочную экспедицию в немалом числе штатских и воинских чинов отправили....

Революционная и трудовая летопись Южно-Уральского края.

Хрестоматия. ― Челябинск, 1980. ― С. 14.

ОБ ОСНОВАНИИ г . УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

До какой степени считали тогда это предприятие опасным, по множеству разбойнических партий, высылаемых Калмыцкими и Киргиз-кайсацкими ордами, показывает уже один опыт поднятия вверх по Иртышу до Зайсана и объявление князя Гагарина в Тобольске, что тем преступникам, кои изъявят согласие на участие в экспедиции, дана будет свобода и исходатайствовано совершенное помилование. Казак Иван Калмыков с маленьким отрядом, состоявшим из 100 человек конницы, благополучно в 1717 г. прошел по восточному берегу Иртыша от Ямышевского укрепления до Зайсана (Казыл-ту по туземному названию), построил при истоке реки лодку и в первый раз плавал по озеру. За этим открытием неизвестного до тех пор озера Зайсан в 1719 г. последовало первое плавание экспедиции по озеру: отправлена была флотилия, состоявшая из 20 судов, под командою капитана Урусова и лейтенанта Сомова. Они отважились даже проникнуть на Восток, десять дней поднимались вверх по Иртышу между горными долинами Алтая и первые обозрели эти места.

Городские поселения в Российской Империи.― СПб., 1865. ―Т. IV . ― С. 474.

ОБ ЭКСПЕДИЦИИ БУХГОЛЬЦА

Бухгольц выступил в поход с 2117 человеками драгун и солдат и 70 мастеровыми.

500 человек драгун предназначались для оставления гарнизонами в попутных отрогах.

Артиллерии взято в составе:

пушек медных – 5

пушек новых 6-фунтовых – 2

пушек новых 3-фунтовых – 6

мортир, пудовых – 14

мортир, пудовых 6-фунтовых –

пушек чугунных – 25

Для того чтобы продвижение Бухгольца в степь не вызывало опасений в калмыках, к контайше Эрдели Шурухт (он же – Цэван Араптан, т.е. Цэван Рабдан) отправлен Тарский сотник Василий Борисович Чередов гонцом, с предварением о готовности губернатора его поддерживать, если он будет способствовать Бухгольцу в розыске золотых, серебряных и медных руд и запретить своим людям нападать на Бухгольца при постройке им городов по р. Иртыш.

Экспедиция Бухгольца не удалась, потому что она не поддержала калмыков в том убеждении, которое старался поселить в них Гагарин, т.е., что отряд не будет действовать враждебно и готов даже помогать контайше, если он не станет препятствовать постройке городов по Иртышу. Когда с нашей стороны учинилось убийство нескольких калмыков, то между ними пошел слух о том, что по строении Ямышевской крепости Бухгольц начнет воевать с людьми контайши.

Андриевич В. К. История Сибири. ― СПб., 1889. ― Ч. 2. ― С. 293.

Использованная литература

1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3

2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г. ): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстанаи сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-К i тап», 2006.

5. Кузембайулы А.,Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.

XVIII в. в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Освободительная борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада в повседневной жизни коренных обитателей Степи, материально-духовное наследие предыдущей эпохи нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.

Выдающиеся казахские поэты – сказители испокон веков в своих произведениях отражали народные чаяния. Почти все поэты – свидетели трагических событий первой трети XVIII в. – не обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Так Актамберды жырау прославлял знаменитых казахских батыров (Кабанбай, Богенбай), призывая к защите отечества от врагов.

На 2 половину XVIII в. приходится расцвет творчества Татикары. Благодаря ему мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Богенбая.

Известный в XVIII в. жырау Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу батыров с врагами.

Один из самых выдающихся представителей казахской литературы XVIII в. – Бухар – жырау, сын батыра Калкамана. Он оставил весьма значительное поэтическое наследие, пронизанное, в основном, историко-философским содержанием.

Чтобы государство успешно развивалось, воплощая в жизнь планы и мечты, обществу нужна национальная идея. И она прозвучала в Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Лидер нации провозгласил национальную идею «Мәңгілік Ел», которая рождена всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. «Мәңгілік Ел» - это новая идеологическая концепция страны, направленная на объединение, сплочение и согласие казахстанского народа.

Главная идея Послания 2014 года - «Стратегия «Казахстан -2050» – это реалистичный план по построению Казахстана будущего на благо всего народа и каждой семьи. Это наш путь продвижения в тридцатку развитых экономик мира. Послание Главы государства является конкретизированным руководством для дальнейших действий по достижению поставленных целей, нового этапа процветания нашего государства. Реализация Стратегии – наш общий долг и достойная цель, отметил Лидер Нации. В своем Послании Глава государства отметил, что «каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать манны небесной, а нужно эффективно трудиться. Задача государства - создавать для этого все условия». Стратегия «Казахстан-2050», состоящая из нескольких блоков, позволит Казахстану постепенно не только укрепить экономику, но и достойно предстать на мировой арене. А достигнуть намеченной цели возможно только в том случае, если каждый казахстанец внесет свою лепту. Завершая свое выступление, Президент обратился именно к нам, молодым, с призывом участвовать в реализации «Стратегии-2050», потому что нам пожинать плоды ее успеха. «Включайтесь в работу, каждый на своем рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!», – сказал Президент, и его слова, я считаю, должны стать девизом всей патриотично настроенной молодежи.



Билет 13

2) Приведите примеры, доказывающие наличие торговых связей кангюев с различными регионами древнего мира.
Кангюи жили на самом оживленном участке ВШп, контролировали путь, который шел на Кавказ и в Причерноморье.О развитии торговли говорят найденные на территории Ка-на монеты (~1300 шт; 3-4 вв.н.э; Присырдарьинский регион).Поддерживали торговые отношения со многими странами.О торговле с Китаем свидетельствуют китайские монеты, найденные в погребении Мардан(2 в. до н.э).Археологи находят коралловые бусы,изготовленные в Индии, резные камни, сделанные в Иране, янтарь с побережья Балтийского моря, а в погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы сирийского фаянса.

3) Объясните последствия реформ 1867-1868 гг. для Ка-на.
-Окончательное превращение Казахстана в колониальную окраину Российской империи;
-Централизация управления краем;
-Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения;
-Традиционный уклад жизни казахов кардинально изменился(кочевники-> оседлость);
- Смена административного деления(аул-волость-уезд-область-генерал губернаторство)
1)Взаимоотношения казахской диаспоры с РК.
Диаспора-часть народа, которая живет вне своей исторической родины.