Главная · На заметку · Общественная мысль и общественное движение в России во второй половине XIX века. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы

Общественная мысль и общественное движение в России во второй половине XIX века. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную. 2.1 Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро. 2.1.1. Наиболее широко было распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал Пчела, инициировавшая создание в 1766 г. Вольного экономического общества. Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И.И. Бецкой (Бецкий), а также А.П. Сумароков и др. Представители этого направления ставили на первое место просвещение дворянства и народа, как необходимое условия подготовки введения просвещенным монархом свобод. 2.1.2. Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах Трутень и Живописец Новиков высмеивал не абстрактные пороки человека, а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф Трутня: Они работают, а вы их труд ядите. В 1792 г. Новиков за связи с прусским масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г. К этому направлению историки относят Я.П. Козельского, а также Г.Коробьина, А.Маслова, И.Жеребцова, И.Чупрова, А.Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковым Екатерину. 2.2. За рамки идей Просвещения вышел А.Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях Путешествие из Петербурга в Москву (1790), Беседа о том, что есть сын Отечества, Вольность и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции он отказавшись от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой. 2.3. С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М.М. Щербатов (Путешествие в землю Офирскую и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий. 2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И.В. Лопухин и Н.И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

Еще по теме 2. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ:

  1. Лабутина Т. Л., Ильин Д. В.. Английское Просвещение: общественно-политическая и педагогическая мысль, 2012
  2. Глава 3 ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ НА ВОСТОКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.
  3. § 1. Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны.
  4. § 1. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
  5. 10. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НАРОДНОГО ЗДОРОВЬЯ
1. Радикальное (революционное)
2. Либеральное
3. Консервативное

Общественная мысль

□ Осознанное и социально-значимое
отображение реально
существующей действительности
(т.е. общественной жизни) в виде
исторически обусловленной
динамической системы идей и
взглядов данного общества (класса,
социальной группы и т.д.) в данное
время

Основные идейные течения

Традиционализм Либерализм
(консерватизм) (реформизм)
К.П.
Победоносцев
Д.А.Толстой
М.Н.Катков
К.Д.Кавелин
Б.Н.Чичерин
Д.И.Шаховской
Ф.И.Родичев
П.А.Долгоруков
А.М.Унковский
Социализм
(радикализм)
А.И.Герцен
Н.Г.
Чернышевский
М.А.Бакунин
П.Л.Лавров
П.Н.Ткачев
Г.В.Плеханов
П.А.Кропоткин

Социалистическое
направление
общественной
мысли

Социализм

□ - это высшая форма всеобщего
всечеловеческого счастья, какая только
когда-либо вырабатывалась человеческим
разумом. Нет для него ни пола, ни возраста,
ни религии, ни национальности, ни классов,
ни сословий! Всех он зовет на чудный пир
жизни, всем дает он мир, свободу, счастье,
сколько каждый может взять! В этом и только
в этом та непреодолимая чарующая сила,
которая влечет в ряды социалистов все
свежее, чистое, бескорыстное.
Из Программы «Земли и воли» 1870-х гг.

Александр Иванович ГЕРЦЕН (1812-1870)

А. И. Герцен (1812-1870)




революцию в умах людей.

Европы нет будущего


ячейка социализма»

административного гнета

А. И. Герцен (1812-1870)

□ Социализм – блестящая и быстрая
альтернатива капитализму, достаточно лишь
просветить, научить, т.е. осуществить
революцию в умах людей.
□ Революции 1848-1849 г. → у Западной
Европы нет будущего
□ Сохранение в России сельской общины,
артельные традиции народа → «община –
ячейка социализма»
□ Общину нужно освободить от помещичьего и
административного гнета

Русский социализм

□ «Мы русским социализмом называем
тот социализм, который идет от земли и
крестьянского быта, от фактического
надела и существующего передела
полей, от общинного владенья и
общинного управления, и идет вместе с
работнической артелью навстречу той
экономической справедливости, к
которой стремится социализм вообще и
которую подтверждает наука»

10. Недостатки русской общины

□ В общине мало движения, нет
конкуренции, внутренней борьбы,
создающей разнообразие и
движение
□ Подавление индивидуальности
□ Отсутствие внутренних импульсов к
прогрессу

11. Задачи русской революции

□ Сохранить общину
□ Освободить личность
□ Распространить сельское и волостное
самоуправление на города, на
государство в целом
«Социалистическая России - союз
свободных самоуправляющихся общин»
□ Сохранить национальное единство
Кто осуществит революцию? –
образованное меньшинство, которое в
неоплатном долгу перед народом

12. Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889)

13. Н. Г. Чернышевский

□ Сохранение общины
свидетельствует о замедленности и
вялости развития России
□ Сохранение общины не ставит
Россию ближе к социализму, но дает
шанс миновать капиталистическую
стадию развития
□ Общину следует сохранить, т.к. она
дает возможность сохранить
крестьянина в качестве
поземельного собственника

14. Н. Г. Чернышевский

□ Община дает возможность в
будущем на ее основе создавать
земледельческие товарищества для
обработки земли
□ Три этапа развития общины
1. общинное владение средствами
производства
2. совместное владение и труд
3. коллективное владение,
производство и потребление

15. Народничество -

Народничество это система взглядов, в основе
которых лежала проповедь
некапиталистического пути
развития России,
проповедь перехода
России к социализму через
посредство крестьянской общины,
минуя стадию капиталистического
развития

16. Революционное народничество

Капитализм в России насаждается «сверху»
и не имеет на русской почве социальных корней
Будущее России – в общинном социализме,
так как крестьяне могут воспринимать
социалистические идеи
Преобразования следует проводить
насильственным методом силами крестьянства
Руководить крестьянами должны организации
революционеров путем агитации и пропаганды
идей социализма

17. Анархистское направление

□ Любое государство – инструмент насилия,
деспотизма и социальной несправедливости
□ Вместо государства необходимо создать
союз самоуправляющихся общин
□ Русский крестьянин – «социалист по
природе»
□ Русский крестьянин – бунтарь, готовый к
революции
□ Задача революционеров – «идти в народ»,
агитировать и разжигать из отдельных
восстаний всероссийскую революцию

18.

Михаил
Александрович
БАКУНИН
(1814-1876)

19. Новый строй по М. А. Бакунину

□ «Вся земля принадлежит народу,
орошающему ее своим потом и
оплодотворяющему ее собственным трудом»
□ Право на пользование землею принадлежит
не лицу, а целой общине, миру,
разделяющему ее временно между лицами
□ «Квазиабсолютная автономия, общинное
самоуправление, решительно враждебное
отношение общины к государству»

20. Пропагандистское направление

□ Крестьянская община – «ячейка
социализма» – прообраз будущего
социалистического государства
□ Русский народ не готов к немедленной
революции, его надо «разбудить»
□ Интеллигенция путем пропаганды
должна готовить крестьян к революции
□ Успех пропаганды обеспечит тайная
революционная организация

21. Петр Лаврович ЛАВРОВ (1823-1900)

□ «Исторические
письма»

22. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 1 шаг. Развитие личности в
физическом отношении возможно лишь
тогда, когда она приобрела минимум
гигиенических и материальных удобств,
без которых человек обречен на
вырождение в ежеминутной борьбе за
существование

23. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 2 шаг. Умственное развитие означает
выработку критического взгляда на все,
что ее (личность) окружает и
«понимание того, что справедливость в
своих результатах тождественна со
стремлением к личной выгоде»

24. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 3 шаг. Нравственное развитие
личности предполагает наличие такой
общественной среды, в которой люди
будут иметь возможность отстаивать
свои мнения и уважать чужие.

25. П. Л. Лавров

□ Прогресс человечества лежит на
«критически мыслящих личностях»
□ Прогрессивные изменения начинаются
с размышлений одиноких личностей,
которые критически оценивают
современную ситуацию
□ Затем в свое критике они находят своих
единомышленников, их число растет,
пока не охватит сознание масс

26. П. Л. Лавров

□ Цель борьбы – развитие общины в «смысле
общинной обработки земли» и превращение
крестьянского самоуправления в «основной
политический элемент русского
общественного строя»
□ Революция должна созреть.
□ Сначала революционная агитация, затем
революционная пропаганда, которая
сформирует в народе «критическое
отношение» к действительности
□ Обязанность интеллигенции – «разбудить
народ, поднять его, соединить его силу,
повести на битву»

27.

28. Заговорщицкое направление

□ Народ к революции не готов
□ Малообразованный крестьянин не сможет
воспринять идеи социализма, поэтому пропаганда не
даст успеха
□ К бунту крестьянин не готов из-за своего
консерватизма и монархизма – веры в царя-батюшку
□ Задача революционеров – организовать заговор
узкой группы профессиональных революционеров и
осуществить государственный переворот
□ Взяв власть, революционеры создадут новое
государство, которое будет служить интересам
народа и начнет социалистическое переустройство

29. Петр Никитич ТКАЧЕВ (1844-1886)

30. П. Н. Ткачев

□ «Истинно революционная партия не готовит
революцию в отдаленном будущем вообще, а
делает ее в возможно ближайшем
будущем».
□ Свергнув старый строй революционное
меньшинство не должно выпускать власть из
своих рук – идея революционной
диктатуры.
□ «Честных и хороших людей власть еще
никогда не портила»

31. Организации народников

«Земля и воля»
(1861-1864)
Организация
Н. А.Ишутина
и М.А. Худякова
(1863-1866)
Организация
«Народная расправа»
С. Г. Нечаева
(1869-1871)
«Чайковцы»
Кружок
М.А.Натансона и
Н. В. Чайковского
«Хождение в народ» 1873-1875 гг.
«Земля и воля»
(1876-1879)
«Черный передел»
(1879 -1883)
«Народная воля»
(1879 -1881)

32. «Земля и воля» 1876-1879









ПРОГРАММА
Свержение самодержавия
Осуществление социалистической революции
Введение свободы слова, собраний,
вероисповеданий
Передача всей земли крестьянам с правом
общинного землепользования
Введение сельского и городского «мирского
самоуправления»
Создание производственных земледельческих и
промышленных ассоциаций

33. «Земля и воля» 1876-1879

Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, В.Н.Фигнер,
С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская





ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1876 г. – «хождение в народ» с целью длительной
агитации и пропаганды социалистических идей
среди крестьян
6 декабря 1876 г. – проведение в Петербурге
политической демонстрации у Казанского собора
Помощь рабочим в организации стачек
Издание нелегальной газеты «Земля и воля»,
листовок, брошюр
Пропагандистская работа среди рабочих и
студентов

34. Раскол организации «Земля и воля»

Черный
передел
Г.В.Плеханов,
В.И.Засулич
П.Б.Аксельрод
Л.Г.Дейч
Сохранили
программу
и тактику
«Земли и
воли»
Народная
воля
А.И.Желябов, С.Л.Перовская, А.Д.Михайлов,
Н.А.Морозов, Ф.Н.Фигнер
Свержение самодержавия
Созыв Учредительного собрания
Введение демократических
свобод
Уничтожение частной
собственности
Передача земли и заводов
в собственность народа
Тактика: террор

35. Либеральное народничество

Полное отрицание насильственных
методов борьбы
Уничтожение остатков крепостничества,
в первую очередь помещичьего земледелия
Распространение грамотности и общий
подъем культурного уровня населения
Улучшение материального
положения крестьян

36.

Николай
Константинович
МИХАЙЛОВСКИЙ
(1842-1904)

37. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

Современное общество – антигуманное, человек в
нем – бессловесный придаток машины
□ Для движения по пути прогресса необходимо
всестороннее гармоническое развитие личности
□ Для гармонического развития личности необходимо
приспособить среду
□ Политические преобразования, оторванные от
экономических не принесут никакой пользы
□ Начинать надо с борьбы за изменение экономических
условий, т.е. с экономических реформ
«Свобода есть не право, а возможность
пользоваться своими способностями и
силами»

38. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

□ Всякое несправедливое развитие общества дает
право на сопротивление
НО:
□ Эволюционное продвижение по пути прогресса
«Я не так боюсь реакции, как революции»
□ К революции необходимо готовиться – создавать
радикальную партию
□ Стихийные бунты при отсутствии организованной
партии ведет к поражению и торжеству реакции
□ Прогрессивная интеллигенция – главный субъект
борьбы за интересы трудящихся
□ Возможен союз революционеров и либералов

39. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

□ Противник капиталистического развития
□ Россия может миновать стадию капитализма
□ Сторонник социализма, который избавит
человечество от несчастий и страданий
□ Цель борьбы:
□ Социализм на основе общинного и
артельного труда
□ Сохранение общинного землевладения

40.

Николай
Францевич
ДАНИЕЛЬСОН
(1844 -1918)

41. Николай Францевич ДАНИЕЛЬСОН

□ Государство искусственно насаждает
капитализм в ущерб благосостоянию всего
населения
□ Обнищание деревни в результате
первоначального накопления капитала и
становления капиталистического рынка
□ Дифференциация крестьянства:
разорившиеся крестьяне и богатеи-кулаки
□ Разрушение общины под воздействием
товарно-денежных отношений

42. Николай Францевич ДАНИЕЛЬСОН

□ Новый общественный строй на основе
коллективного ведения хозяйства и
перехода всех средств производства в
руки непосредственных производителей
□ Объединение земледелия и
промышленности в крупные
общественные предприятия
□ Внедрение достижений науки и техники
в производство

43.

Василий
Павлович
ВОРОНЦОВ
(1847-1918)

44. Василий Павлович ВОРОНЦОВ

□ Развитие капитализма в России – аномальное
явление, противоречащее складу хозяйственной
жизни и мировоззрению народа
□ Капитализм насаждается в России государством по
прихоти правительства
□ Необходима поддержка национальных институтов
хозяйствования – артели и общины
□ Для того, чтобы сойти с «губительного пути
капиталистического развития» предлагал
правительству
А) создавать государственные предприятия
Б) выкупать помещичьи земли и передавать их крестьянам в
пользование на условиях артельного производства

45. «Теория малых дел»

«Из маленьких дел слагается жизнь
миллионов»
□ Идея массового похода интеллигенции в
деревню на «культурную работу»
□ Помощь кустарным промыслам
□ Организация артелей, помощь общине
□ Борьба за сокращение податей и т.д.

46.

Евгений
Осипович
ЗАСЛАВСКИЙ
(1844 - 1878)

47. Первые рабочие организации в России

«Южнороссийский союз рабочих»
1875-1876
Е. О. Заславский
□ Борьба за освобождение рабочего
класса путем насильственного
переворота
□ Пропаганда идеи необходимости
объединения рабочих юга России для
борьбы с существующим строем
□ Влияние народнической идеологии

48. Степан Николаевич ХАЛТУРИН 1857-1882

Виктор Павлович
ОБНОРСКИЙ
(1851-1919)

49. Первые рабочие организации в России

«Северный союз русских рабочих»
1878-1881






В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин
Ниспровержение существующего строя
Борьба за политическую свободу
Солидарность рабочих
Влияние народнической идеологии
Участие в рабочих стачках
Издание прокламаций и с изложением
программы союза
□ Выпуск одного номера газеты «Рабочая
Заря»

50. Марксистские организации






Группа «Освобождение труда»
1883 г.
Г. В. Плеханов, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич,
П. Б. Аксельрод
План осуществления буржуазно-демократической
революции, движущей силой которой станут
городская буржуазия и пролетариат
Борьба с самодержавием
План создания рабочей партии
Пропаганда марксизма и социализма как нового
общественного устройства
Полный разрыв с идеологией народников

51.

Группа
«Освобождение труда»

52.

Русский консерватизм

53.

Русский
консерватизм

54.

Константин Петрович
ПОБЕДОНОСЦЕВ
(1822-1907)

55. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только - тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна…
(А. А. Блок. «Возмездие». 1911)

56. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ В основе оценок
политического строя
– моральноэтический принцип
□ Русская монархия
честнее западной
демократии

57. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Древнее (первичное)
народоправство требовало высокой
личной духовности общинников, т.к.
судьи имели ограниченные
возможности для принуждения
□ Проявление не воли народа, а воли
Бога → «судебный поединок» («поле»),
жребий

58. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Вторичное народоправство возникает на
обломках власти монархической
□ Поиск Божьей воли сменяется поиском воли
народа, гласа народа
□ Следствие обожествления человека →
Такое народоправство лживо в:
- выборах
- партиях
- партийной агитации
- ответственности министров и т.д.

59. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ «Учреждение, основанное на ложном
начале, не может быть иное, как
лживое… Одно из самых лживых
политических начал есть начало
народовластие, та, к сожалению,
утвердившаяся со времени
французской революции идея, что
всякая власть исходит от народа,
имеет основание в воле народной».

60. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Причины деградации монархической
власти:
□ утрата достоинства власти
□ забвение долга власти
□ когда власть представляется сама по
себе и сама для себя

61. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Сверху – власть, забывая о долге служения,
начинает упиваться своим достоинством, утрачивая
сознание своей подлинной природы (от Бога)
Разложение
монархической
власти
□ Снизу – народ, далекий по своей греховной природе
от совершенства, стремится к самовластью, мнит о
наличии в себе силы и мудрости неограниченной

62. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ «Дело власти есть
дело непрерывного
служения, а потому в
сущности – дело
самопожертвования»
□ Власть – это «крест»
□ Жертва приносится не
народу, а Богу

63.

Константин
Николаевич
ЛЕОНТЬЕВ
(1831-1891)

64. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Теория «триединого процесса» развития
□ 1 стадия – «первоначальной простоты»
(«детство»)
□ 2 стадия – «положительного расчленения»,
или «цветущей сложности» («возмужалость»)
□ 3 стадия – «вторичного смесительного
упрощения», или «упростительного
смешения» (старость, дряхлость,
разложение)

65. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ На первой стадии общество
характеризуется неразвитостью,
дискретностью.
□ Рождение более сложного социума
сопровождается болью
□ «Зло, страдания и слезы людские есть
необходимое условие в которых
созидается здание цветущей
государственности»

66. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Через боль общество вступает в пору
«цветущей сложности», буйства красок
и обособления формы
□ Боль утихает, зла и притеснения
становится меньше, люди делаются
свободнее, но ткань общественного
организма расползается, наступает
упадок, стертость красок и причудливых
ранее очертаний

67. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Объективный процесс упадка
государственности ускоряет
эгалитарно-либеральный прогресс,
творимый людьми
□ «Эгалитарно-либеральный прогресс антитеза процесса развития, т.к.
борясь против деспотизма сословий,
цехов, монастырей, богатства, он учит
нацию отказываться от дисциплины
отвлеченной государственной идеи»

68. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Основная причина государственного
разложения лежит в человеческой
психологии
□ Стремление к равенству,
декларируемое в качестве
естественного права личности –
основная предпосылка гибели
государственности
□ Время жизни цивилизации – 1000-1200
лет

69. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Великая некогда европейская культура…
стала апофеозом царства обыденности,
утилитарности и прагматизма. И в этом
царстве потонуло все неординарное, яркое и
героическое; его идеалом стали мещанская
умеренность и сытость. А буржуазность как
культ денег, «золотого тельца» и
стабильность делового преуспевания
поглотила блеск и благородства некогда
великолепной аристократии…»

70. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Серый «средний» человек сумел
навязать всему обществу свою серость.
Европа сделалась космополитической,
однообразно безнациональной с
господством одних и тех же мод,
вкусов, производств и политических
структур».

71. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Византизм» – основа русского типа
культуры:
□ Византийское православие
□ Византийское самодержавие
□ Византийские нравы
□ Предлагает начать возрождение
России с возрождения византийских
основ

72. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Византизм - реальный исторический символ
принудительного начала в гражданской
жизни, возведенный в принцип
самодержавной охранительной политики
□ Православие выполняло роль
взаимодополняющего политического
основания для самодержавия, способного
его спасать и восстанавливать в силе,
придавало монархическому началу
душевный характер, связывая его с
религиозной верой

73. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Народ, тысячелетия живший
деспотизмом, поколениями
впитывавший в плоть и кровь скорбь,
страх и ненависть, такой народ без
принудительного начала опасен для
всех, в том числе и для себя».

74. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ На Западе – гимн
человеку, его силе,
красоте,
породивший
впоследствии
противоречие
между личностью и
государством
Гибель
государственности
□ В России –
аскетический взгляд
на человеческую
природу, как
изначально
греховную. Это
исключает всякие
претензии личности
к государству

Крепость и
могущество
государственности

75. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Византизм отвергает
всякую надежду на
всеобщее
благоденствие
народов, … он есть
сильнейшая антитеза
земного всеравенства,
земной всесвободы,
земного
всесовершенства и
вседовольства».

76. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «…фундаментальные принципы России
были заимствованы у Византии, которая
дала России также национальный характер
и культурную идею. Если все разговоры о
русском национальном характере не
лишены действительных оснований, то, без
сомнений, византийский православный дух с
его разочарованием в земной жизни
определенно отразился в пассивнотрагическом миросозерцании русского
народа»

77. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «…все истинно великое, высокое и
прочное в человеческой жизни и истории
государства появляется никак не
благодаря повальным свободе и
равенству, а исключительно –
деспотическому, волевому соединению
в единое целое разнообразных форм
жизни: прекрасных и безобразных, богатых
и бедных, добрых и злых, свободных и
зависимых».

78. Византийская Россия по К. Леонтьеву

□ Государство должно быть пестро, сложно, крепко,
сословно и с осторожностью сурово, иногда до
свирепости
□ Церковь должна быть независимее, должна
смягчать государственность, а не наоборот
□ Быт должен быть поэтичен, разнообразен в
национальном, обособленном от Запада, единстве
□ Законы, принципы власти должны быть строже,
люди должны стараться быть лично добрее
□ Наука должна развиваться в духе глубокого
презрения к своей пользе

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определённое сближение разных идейных направлений. Всё общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако процесс реализации реформы, её итоги обострили и усугубили идейно-политическое противостояние в обществе.

Цели общественной мысли и общественно-политического движения в России во второй половине XIX в. отражали основные исторические задачи, возникшие в развитии России того времени.

Благодаря общественному движению в стране удалось сохранить “внутреннюю свободу” - независимость и свободомыслие духовной элиты. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения.

Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного “духовного парламента” России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Очень интересно рассмотреть все без эмоциональной окраски и личностных качеств участников, сделав выводы только в самом конце.

1. Причины подъёма общественного движения. Радикалы, консерваторы, либералы Главная – сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его политическим аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина – нерешённость аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной были разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним – между крестьянами и помещиками – добавились новые, вызываемые развитием капитализма, - между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Всё это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обуславливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.

Консерваторы . Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устроем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства – основы и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы.

Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н.Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы . Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (учёные, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая её необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, её права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись учёные, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Они писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Им приходилось бороться и с проповедниками «застоя», панически боявшимися перемен в стране, и с радикалами, упорно проповедовавшими идею социального скачка и быстрого преобразования России (причем на принципах социального равенства). Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшимся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым - лагеря охранителей. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому охранительству выступал как фактор гражданского примирения, столь необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, и это предопределялось неразвитостью социальной структуры страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», т.е. достаточно многочисленной буржуазии.

Радикалы . Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Во второй половине XIX в. Радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В движении участвовали выходцы из разных слоёв общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

Либеральное движение (К.Д. Каверин, Б.Н. Чичерин, «Вестник Европы», земские либералы).

Консервативное движение (П.А. Валуев, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев).

Революционно-демократическое движение (социализм) (Н.Г. Чернышевский).

Революционное народничество (анархистско-бунтарское, пропагандистское и заговорщическое направления; «Земля и воля»; «Народная воля» и «Черный передел»).

Распространение марксизма в России.

Анархистское движение.

Национальные партии.

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

Либерали́зм (фр. libéralisme) - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

Данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

Равноправия и равенства перед законом;

Рыночной экономики;

Ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Социали́зм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии тем, что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное, интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов, но при этом основополагающими являются индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества.


Основная цель социализма в отличие от марксистской государственной монополизации, заключается именно в демонополизации всего общества людей, между людьми, которая приводит именно к равенству людей, сотрудничеству, свободе, братству, взаимопомощи.

Т.е. основной целью социализма является упразднение эксплуатации людей людьми.

Марксизм-ленинизм не имеет цели упразднения эксплуатации, он меняет эксплуатацию частными лицами, на эксплуатацию лицами от государства, превращая последних так же в эксплуататоров не только от государства, а уже в частных и именно за счёт государственной собственности на средства производства.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

Отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

Утверждаются социальное равенство и справедливость.

Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября 1905 г. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным, объединявший до 400 тыс. человек, и «Русский народный союз имени Михаила Архангела», руководимый В. М. Пуришкевичем и насчитывавший до 100 тыс. членов. Эти партии называли черносотенными, потому что они имели боевые вооруженные дружины, называвшиеся «черной сотней».

Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с революцией и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. Около 10 тыс. было искалечено. Программы этих партий содержали следующие основные положения: сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России; сохранение единой и неделимой России; отстаивание интересов единственного «государственного» народа - великороссов («Россия для русских!»); запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину. По сути, это были первые фашистские партии в Европе.

Эпоха Николая I, олицетворением которой стал неослабный контроль власти за обществом, тем не менее вошла в историю как время духовных и нравственных исканий. Злободневные вопросы русской общественной жизни (отношение к монархии, сословной организации общества, крепостному праву, особенностям исторического развития России) вызывали дискуссии в столичных салонах, кружках, на страницах литературных журналов.

Кружки конца 1820-х - начала 1830-х гг. Восстание декабристов подтолкнуло часть студенчества к созданию кружков и тайных обществ. В конце 1820-х -середине 1830-х гг. именно кружки, основу которых составляли студенты Московского университета, стали средоточием антиправительственных настроений.

В 1827-1828 годах в Московском университете действовал тайный кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских. Его участники (около 13 человек, в основном разночинцы) разделяли программу декабристов: введение конституционного правления, отмена крепостного права, облегчение условий военной службы нижних чинов. Руководители кружка предполагали развернуть в народных массах революционную агитацию. Кружок был разгромлен полицией.

Кружок отставного чиновника Н.П. Сунгурова (1805 -год смерти не установлен), действовавший в 1830-1831 гг., объединял 26 человек. Это были чиновники, офицеры и студенты Московского университета, разделявшие идею революционного переворота. Программные положения кружка были аналогичны взглядам братьев Критских. По доносу одного из студентов сунгуровцы были арестованы. Одни были приговорены к каторжным работам в Сибири, а другие «сданы» в солдаты. К кружкам революционной направленности относилось «Литературное общество 11-го нумера» (основанное в 1830 г.), получившее это название от 11-го номера комнаты в общежитии Московского университета, которую занимал В. Г. Белинский (1811 - 1848). Участники кружка обсуждали злободневные вопросы общественно-политической жизни. Кружок просуществовал до начала 1831 г.

Осенью 1831 г. вокруг студентов Московского университета А.И. Герцена (1812-1870) и Н.П. Огарева (1813-1877) сформировался дворянский кружок. На его собраниях обсуждались политические проблемы, произведения декабристов, труды западноевропейских философов и социалистов-утопистов. В 1834 году А.И. Герцен и Н.П. Огарев были арестованы и после заключения направлены на службу в отдаленные губернии.

В начале 1832 г. студент Московского университета Н.В. Станкевич (1813-1840) основал литературно-философский кружок. В него вошли В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, К.С. Аксаков, М.Н. Катков, которые впоследствии возглавят различные по своей идейной направленности общественно-политические течения. Кружок не был тайной организацией, его участников объединял интерес к изучению западноевропейской философии, теории утопического социализма. В 1837 г. кружок распался.

Теория «официальной народности». Консервативное направление общественной мысли. Николай I был убежден в том, что противодействие распространению «крамольных» идей в России укрепит самодержавие. В декабре 1832 г. С. С. Уваров (1786-1855), представил Николаю I отчет об итогах ревизии Московского университета и гимназии, в котором впервые была сформулирована идея об «истинно русских охранительных началах». Триада С.С. Уварова -«православие, самодержавие, народность», где «народность» понималась как «единение царя с народом»,-провозглашала национальную самобытность России, подчеркивала ее отличие от западноевропейских государств, объявляла самодержавие единственно возможной формой государственного устройства, соответствующей характеру русских людей.

Теория официальной народности - концептуальное выражение отечественной консервативной политической мысли. Значительный вклад в ее разработку принадлежит историку М.П. Погодину, а также историку литературы, критику С.П. Шевыреву (1806-1864). Одним из идеологов консерватизма был Н.М. Карамзин (1766-1826). В записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811 г.) он обосновывал необходимость укрепления самодержавия - главного источника существования и процветания российского государства. К консервативному лагерю принадлежал крупнейший русский поэт В. А. Жуковский (1773-1852) - автор слов государственного гимна «Боже, царя храни».

П.Я. Чаадаев об исторических судьбах России. Итогом размышлений П.Я. Чаадаева (1794-1856) о судьбах Европы и России стал трактат, включавший восемь «Философических писем», подготовленный им в 1829-1831 гг. Россия, принявшая христианство от православной Византии, утверждал П.Я. Чаадаев, оказалась на периферии мирового развития. «Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет»,- писал он. Однако П.Я. Чаадаев отмечал, что Россия не должна безоглядно следовать западным образцам, так как у нее свой, особый путь, но игнорирование опыта Запада может негативно сказаться на развитии России. Николай I с раздражением воспринял «Философическое письмо». «Прочитав статью - нахожу, что содержание оной,- отмечал он,- смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Изложение в печати взглядов П.Я. Чаадаева ускорило процесс формирования на рубеже 30-40-х гг. XIX в. двух идейных течений - славянофилов и западников.

Либеральное направление общественной мысли. Лидерами и теоретиками славянофилов являлись философ и публицист

А.С. Хомяков (1804-1860), религиозный философ, литературный критик и публицист И.В. Киреевский (1806-1856), публицист и общественный деятель И.С. Аксаков (1823-1886), публицист, историк, лингвист К.С. Аксаков (1817-1860). Славянофилы отстаивали самобытность исторического развития России, что, по их мнению, заключалась в существовании общины и огромной нравственной роли православной Церкви. Все стороны общественной жизни рассматривались славянофилами сквозь призму семейных отношений, как отношения отцов и детей: царь и промышленник - отец; народ и рабочие - дети и т.д. Политические идеалы славянофилов основывались на признании сельской общины как уникальной ячейки общества и народно-патриархальной монархии как единственно возможной формы государственного устройства России. Славянофилы осуждали всевластие чиновников, отстаивая необходимость возрождения Земского собора, полагая, что царь должен советоваться с представителями различных сословий. Эта позиция нашла отражение в формуле «Сила власти - царю, сила мнения - народу». Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, негативно оценивали реформы Петра I, утверждая, что его преобразования нарушили самобытный ход развития русского общества.

Идейными лидерами западников были профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский (1813-1855), профессор русской истории Московского университета С.М. Соловьев (1820-1879), историк, правовед и публицист К.Д. Кавелин (1818-1885). К западникам примыкали крупнейшие писатели И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. Западники отстаивали необходимость развития России по западноевропейскому пути, критиковали своих оппонентов за игнорирование свобод и прав личности, идей просвещения в их европейском толковании, за отстаивание теории самобытности исторического развития России. Они расходились со славянофилами в оценках эпохи Московского царства и реформ Петра I. Западники идеализировали личность Петра I и его реформы, но отрицательно относились к крепостному праву, высказываясь за преобразования во всех областях общественной жизни. В сфере государственного устройства они отдавали предпочтение конституционной монархии, рассматривая парламентскую Англию и Францию в качестве образца для России.

По мысли Н. А. Бердяева, суть полемики между западниками и славянофилами заключалась в том, «должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».

Революционно-демократическое направление общественной мысли. Существенное влияние на формирование и развитие революционно-демократической идеологии в России оказали идеи и литературная деятельность В. Г. Белинского. Как литературный критик он сотрудничал с крупнейшими общественно-литературными журналами «Отечественные записки» и «Современник». Наиболее полно общественно-политические взгляды В. Г. Белинского были изложены в письме Н.В. Гоголю (июль 1847 г.), получившее широкое распространение в России. В письме, содержавшем резкую критику самодержавия и крепостнических отношений, были сформулированы задачи общественного движения: «уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, введение, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». Реализовать эту программу, как полагал В.Г. Белинский, должно было само правительство.

В 1830-1840-х годах в России получили распространение идеи европейского утопического социализма, изложенные в трудах А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Д. Оуэна. Особая роль в осмыслении теории утопического социализма с учетом российских реалий принадлежит А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Программа «русского социализма», разработанная А.И. Герценом в середине 1850-х гг., включала следующие положения: «сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и городское самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развивать частные права и сохранить неделимость земли».

Сторонниками демократических и социалистических идей были члены кружка чиновника министерства иностранных дел М.В. Буташевича-Петрашевского (1821 -1866), образовавшегося в 1845 г. в Петербурге. По пятницам у М.В. Буташевича-Петрашевского собирались студенты, учителя, чиновники, писатели, журналисты, в том числе Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков, М.И. Глинка. Петрашевцы были сторонниками республиканской формы правления. При этом они не исключали установления конституционной монархии. Петрашевцы выступали за отмену крепостного права, демократические свободы, равенство всех перед законом и судом, федеративное устройство государства, в котором представители всех народов получили бы широкую автономию. Большая часть членов кружка полагала, что добиться осуществления этих положений можно мирным путем.

В апреле 1849 г. кружок был разгромлен полицией. К следствию было привлечено 123 человека, часть арестованных содержалась в казематах Петропавловской крепости. Руководители кружка (21 человек, включая Ф.М. Достоевского) были приговорены к расстрелу. Николай I не утвердил приговора, но смертная казнь была инсценирована на Семеновской площади Санкт-Петербурга.

Литературные журналы николаевской эпохи. Центром интеллектуальной и культурной жизни в 1830- 1840-х гг. стали литературные журналы. Вокруг них группировались представители основных общественных течений. На страницах журналов обсуждались актуальные вопросы истории, экономики, литературы и философии.

Издателем первого энциклопедического журнала в России - «Московский телеграф» (1825-1834) - был историк и писатель Н.А. Полевой. Журнал знакомил читателей с различными аспектами юриспруденции, истории, этнографии, музыкального искусства. Редакционную политику журнала отличала критическая направленность по отношению к крепостному праву и привилегиям дворянства. В 1834 году «Московский телеграф» был закрыт.

Заметным явлением общественно-литературной жизни России первой половины 1830-х гг. стал журнал «Телескоп» (1831 - 1836), издававшийся профессором Московского университета Н. И. Надеждиным. В журнале пропагандировались взгляды немецких философов-идеалистов. После публикации в 1836 г. первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева журнал был закрыт, а редактор, Н.И. Надеждин,- сослан в Усть-Сысольск.

В литературной и общественной жизни 1840-х гг. особую роль играли журналы «Современник» (1836-1866), основанный А. С. Пушкиным, и «Отечественные записки» (1839-1884), проводившие демократические начала в общественной жизни. Публикации журналов были пронизаны идеями материализма и утопического социализма. На страницах «Современника» и «Отечественных записок» печатались произведения выдающиеся представители отечественной литературы.

Идеологическими и литературными оппонентами «Современника» и «Отечественных записок» выступали политическая и литературная газета «Северная пчела» (1825-1864) и журнал «Москвитянин» (1841 - 1856). «Северная пчела», издававшаяся Ф.В. Булгариным (с 1831 г. совместно с Н.И. Гречем) следовала политике правительства и отстаивала теорию «официальной народности». Особой популярностью у читателей пользовались фельетоны Ф.В. Булгарина, который первым из отечественных журналистов стал писать в этом литературном жанре. Журнал «Москвитянин», издававшийся в Москве М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым, ратовал за самобытный путь развития России. «Москвитянин» первым из «толстых журналов» открыл специальный отдел для публикации исторических источников и материалов.

Основателем бесцензурной русской прессы считается А. И. Герцен. В 1853 году в Лондоне он основал «Вольную русскую типографию», где издавал альманах «Полярная звезда» (1855-1868), «Исторические сборники» и «Голоса из России». В 1857 году в Лондоне вышел первый номер революционной газеты «Колокол», идея издания которой принадлежала другу А. И. Герцена Н.П. Огареву. «Колокол» А. И. Герцена и Н. П. Огарева стал выразителем усиливавшихся в русском обществе протестных настроений.