Главная · Прочее · Чтение машиностроительных чертежей. Как правильно научиться читать чертежи металлоконструкций? Чтение чертежей и схем обучение

Чтение машиностроительных чертежей. Как правильно научиться читать чертежи металлоконструкций? Чтение чертежей и схем обучение

Как известно, чтение – очень увлекательное и полезное занятие, причем опытные инженеры и высококвалифицированные рабочие со знанием дела утверждают, что не только художественной литературы, газет и журналов, но и чертежей . Они представляют собой плоские двумерные изображения, которые отражают ту геометрическую форму, которую должны иметь изготавливаемые по ним детали.

В процессе чтения чертежей складывается представление об изображенном на нем предмете или устройстве, а также о принципах работы узлов и агрегатов.

На многих сборочных чертежах устройства изображаются таким образом, что, изучив их, инженеру или рабочему становится полностью понятно, из каких именно деталей они состоят, как те соотносятся друг с другом и какие именно геометрические параметры имеют.

Сборочные чертежи в условиях производства читаются непосредственно на рабочих местах, уже в процессе сборки. Что касается конструкторских бюро, то там инженеры их читают для того, чтобы разрабатывать различную рабочую документацию.

Последовательность чтения чертежа

1) Сначала нужно внимательно ознакомиться с той информацией, которая содержится в основной надписи. Там указывается название изображенной детали, масштаб, а также материал изготовления.

2) Затем требуется определить виды сечения и разрезы, то есть то, какими именно изображениями деталь представлена на чертеже.

3) После этого следует мысленно представить себе ту форму, которую деталь имеет.

Во время чтения чертежей необходимо учитывать то обстоятельство, что все проекции деталей на них связаны между собой. Принято, что одна и та же деталь в разрезе на всех ее изображениях штрихуется в одном направлении, причем интервалы между линиями штриховки всегда одинаковы. На смежных деталях направление штриховки различно.

Читать чертежи становится значительно легче, если перед тем, как приступать к этому занятию, изучить по каким-либо документам (например, описаниям устройств, пояснительным запискам и т.п.) принцип действия изделий.

Читая чертежи , нужно помнить, что по сборочным или тем, на которых изображен общий вид, изготовление деталей не производится, поскольку они могут быть представлены в упрощенном виде.

Деталированием называется процесс выполнения рабочих чертежей на основе чертежей сборочных или чертежей общего вида.

В процессе деталирования чертежей в условиях производства на них должны быть нанесены как изображения деталей, так и вся информация, необходимая для их изготовления, а также контроля различных параметров (например, размеров и т.п.). Для создания рабочих чертежей в обязательном порядке используются стандартные форматы бумаги.

Соблюдение всех норм и требований государственных стандартов является обязательным условием выполнения как чертежей, так и любой другой конструкторской документации.

Чтение чертежей позволяет определить, какую форму и геометрические размеры имеют изображенные на них детали, а также то, какие именно технологии необходимо использовать для их изготовления (фрезерование, токарную обработку, отливку штамповку и т.п.).

Чертежи , которые выполнены в соответствии с ГОСТ -ами, удобны для чтения, исключают двоякую трактовку формы и размеров деталей, обеспечивают их правильное изготовление и сборку.

Необходимо прочитать его чертеж. Инженеры, конст­рукторы, рабочие, дизайнеры, архитекторы, читая чертежи, мысленно представляют готовое изделие , сооружение.

Прочитать чертеж (эскиз) - значит представить по изо­бражениям чертежа объемную форму изображенного на нем предмета, постройки. В процессе чтения чертежа необходимо по­нять не только форму в целом, но и форму каждой части целого. Важно выявить ориентацию предмета (постройки) в пространст­ве и расположение каждой части относительно друг друга.

1) познакомьтесь с содержанием основной надписи чертежа;

2) выявите изображения (виды, разрезы, сечения и др.), кото­рыми представлено изделие;

3) внимательно рассмотрите изображения на чертеже для создания первичного представления о форме детали и ее ориен­тации в пространстве. Выявите проекционно связанные изо­бражения каждого конструктивного элемента и мысленно пред­ставьте их форму. Соотнесите мысленные образы с первоначаль­ными представлениями о форме предмета для того, чтобы убе­диться в правильности представления формы. Уточните взаимное расположение каждого конструктивного элемента относительно друг друга для полного правильного представления (понимания) формы объекта;

4) представьте величину предмета по габаритным размерам изделия, проставленным на чертеже.

На двух примерах покажем процесс чтения изображений чер­тежа.

Пример первый (рис. 180, а). Процесс чтения изображений чертежа основан на представлении заготовки, из которой удаля­ются некоторые объемы. Рассмотрев изображения видов спереди и слева, можем составить словесное описание: заготовка имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Верхний удаляемый объем представляет собой четырехугольную призму, основания которой - трапеции. Такая форма паза называется «ласточкин хвост». Другие удаляемые объемы имеют форму четырехуголь­ных призм с квадратными основаниями.

Пример второй (рис. 180, б). Изучая чертеж, последовательно выделим проекционно связанные изображения каждого элемен­та, определив их форму. Крайняя левая часть предмета на глав­ном изображении чертежа изображена прямоугольником, а на виде слева - квадратом. Значит, форма этого элемента детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными ос­нованиями. Другой элемент формы на главном изображении чертежа изображен прямоугольником, на виде слева - окруж­ностью. Следовательно, это цилиндр. Следующий элемент на главном изображении чертежа изображен трапецией, а на виде слева - двумя окружностями. Такие проекции имеет только усеченный конус. Предмет имеет сквозное отверстие, изображен­ное на половине фронтального разреза в виде прямоугольника (штриховыми и сплошными основными линиями), на виде слева - окружностью меньшего диаметра. Следовательно, отверстие име­ет цилиндрическую форму. Объединив образы отдельных частей в целый образ, прочитаем чертеж и составим словесное описа­ние: форма детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными основаниями, цилиндр и усеченный конус, распо­ложенные соосно. Вдоль оси предмета проходит сквозное цилин­дрическое отверстие. В пространстве ось предмета расположена горизонтально.

Рис. 180. Чертежи деталей

Мысленно созданный образ можно зафиксировать с помощью словесного описания, графических изображений (например, ри­сунка) или модели, выполненной из пластилина, пенопласта и других материалов.

Образ предмета, мысленно представленный и зафиксирован­ный любым способом (описанием, рисунком, моделью), необхо­димо сравнить с чертежом для проверки правильности его про­чтения. Для этого созданный пространственный образ вновь «кодируем» в плоские изображения чертежа и сопоставляем по­лученные изображения с первоначальным чертежом. Если изо­бражения чертежа соответствуют друг другу, то форма прочи­тана верно. Если нет, то необходимо дополнительное прочтение тех элементов формы, изображение которых не согласуется с ис­ходными данными.

Всем доброго дня! Я сразу извиняюсь, что так редко пишу посты (буду стараться чаще 😛). Но как говорится лучше меньше да лучше. И сегодня поговорим про чтение машиностроительных чертежей, а так же различные обозначения.

Многие из вас наверное думаю вообще Андрюха (это Я кто не знал 😆) умом тронулся и стал читать чертежи , ведь это не книга!?!? Да конечно конструкторские чертежи не книга, а гораздо сложнее и тут необходимо не только знать алфавит но и обладать специальными знаниями инженерного работник. Кстати если кто еще не знает как стать инженером прочтите .

Я думаю, что инженерам со стажем и даже студентам старших курсов машиностроительных и инженерных специальностей термин чтение чертежей уже знаком не по наслышке. Ладно хватит этой скучной подводки, тем более я постараюсь подать материал как можно проще и интереснее дабы вы не заскучали при прочтении. И так…

Чтение машиностроительных чертежей для начинающих инженеров.

Начинаем читать чертеж, прежде изучив предназначение детали, а именно к какой группе она относится. Это может быть, что угодно например тело вращения (вал) корпусная деталь (картер например) сборочный чертеж узла (редуктор, двигатель и др.). Но сегодня будем рассматривать чертеж типа тело вращения и это вал. Я выбрал эту деталь так как считаю ее наиболее простой как при проектировании так и при изготовлении, особенно это важно учитывать при чтении чертежей начинающими инженерами.

Основные правила чтения чертежей (порядок).

Пожалуй основное правило это не спеша изучить конструкторскую документацию и по порядку начать впитывать информацию с чертежа которую для нас хотел донести инженер конструктор. Только после этого начинаем собственно говоря читать чертеж.

Требования к чистоте поверхностей детали.

И так, что мы видим на чертеже этого вала? Именно! Я выделил красным цветом обозначение шероховатости. Ra от 0,8 до 1,6. Единицы измерения данного параметра (мкр).

Почему я решил первым делом рассмотреть именно этот параметр спросите вы? Это самое первое, что достойно вашего внимания, сейчас объясню почему. От того какая шероховатость обозначена на чертеже зависит какой финишный вид обработки вам необходимо выполнить на рассматриваемой детали. Например если брать итменно этот чертеж, то поверхности где Ra 0,8 и 1,6 мкр необходимо шлифовать или применить токарный станок для твердого точения (после прохождения термообработки или как еще называют ее закалки). Даже наверное Ra 0,8 это скорее всего полирование.

Да чуть не забыл в верхнем правом углу чертежа есть обозначение шероховатости Ra 6.3 (v). Это называется неуказанные шероховатости детали на чертеже. Вы наверное подумаете — ну если не указана так нахрена она вообще надо? Ну ведь согласитесь, что если на чертеже детали проставить шероховатости на каждой поверхности, то это будет не чертеж а сплошные значки шероховатости 🙂 . Ну короче вы поняли 🙂 . Везде где шероховатость поверхности не указана она должна быть не более 6,3 мкр.

Запомните! Всегда начинайте чтение чертежей с определения чиcтоты поверхностей на готовой детали, или проще говоря шероховатости.

Обозначение разрезов на чертеже детали.

В этом разделе мы коснемся разрезов на чертеже детали. Да да вы не ослышались именно разрезов, тут все на самом деле просто.Ведь это совокупность анализа разных обозначений и параметров различных технических характеристик. О как завернул:). Конечно изначально можно подумать, что это же не праздничный торт, чтобы его резать), ладно… Собственно мы видим буквы А и Б которые стоят возле вертикальных пробелов (ну если их можно так назвать, например я называю так) над и под стрелочками. Эти пробелы обозначают начальную и конечную точку разреза. Представьте, что вал это палка колбасы и вам нужно сделать два разреза для приготовления бутербродов. Вы берете нож и режете в двух местах А-А и Б-Б . Что то я про колбасу 🙂 наверное уже пора пойти перекусить.

И вот когда мы сделали два разреза мы сможем увидеть, что находится в внутри (или плоскости сечения) колбасы ТФУУУ…ТЫ вала конечно:). Не точно пора перекусить.

То что мы увидим в разрезе показано в большой прямоугольной рамке внизу чертежа это виды разрезов А-А и Б-Б. На нашем чертеже это всего лишь два шпоночных паза, ничего интересного и сложного.

Стоит сказать, что это показаны простые разрезы но они есть еще и достаточно сложные с изломанным контуром, иногда изломов может быть несколько, хотя принцип вида и обозначения такой же.

Обозначение выносных элементов на чертежах.

Продолжаем чтение машиностроительных чертежей с изучением обозначений. На данном чертеже мы видим. Да на этой детали есть выточки, которые обозначить на основном виде нет возможности, так как это будет слишком мелко и невидно человеческому глазу. По этой причине инженеры технологи и конструктора придумали эти элементы выносить в отдельную область чертежа. Такие элементы называются просто — выносные элементы . На этот параметр обращать особое внимание не стоит так как в основном это всегда стандартные канавки и выточки (фаски). Будьте внимательны, бывает что такая выноска может показывать оригинальную выточку которая может стать достаточно большой проблемой при изготовлении детали и даже проектирования специального инструмента для получения необходимой геометрии канавки. Ну это уже из другой исторрии 🙂 .

Выносные элементы чертежа не достойны особого внимания, но забывать про них ни в коем случае нельзя

Технические требования чертежа.

Да еще обратите внимание на свободное поле на чертеже (справа внизу) там пусто. Ну это просто я такой чертеж неудачный выбрал, уж простите 🙂 . А обычно там располагаются технические требования к детали, а именно:

  • Твердость детали (а иногда и заготовки)
  • Неуказанные предельные отклонения и допуски
  • Требование к не обработанным поверхностям
  • Твердость детали после проведения термообработки
  • Символ » * » которым обычно обозначают размер для справок.
  • Различные особые требования к детали (все, что придет в голову конструктору).

Ну вот пожалуй на сегодня и все. , как машиностроительных так и других областей производства наука совсем не сложная и складывается из совокупности знаний которые вы получите после того как закончите соответствующие учебные заведения СУЗы и ВУЗы, а читать чертежи быстро и правильно вы научитесь уже непосредственно когда поработаете на производстве и наберетесь опыта.

Кстати у меня появмлся свой YouTube какнал и вот видео как читать чертежи правильно. Посмотрите для закрепления материала.

Всем успехов! Нажимайте на кнопочки внизу статьи и это будет вашим спасибо автору, то есть мне:)!

Спасибо за внимание! Пока!

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

2. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.

3. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.

4. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны
вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы к чертежу (рис. 143)1

1) Как называется деталь?
2) Из какого материала ее изготовляют?
3) В каком масштабе выполнен чертеж?
4) Какие виды содержит чертеж? ,
5) Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
6) Опишите общую форму детали.
7) Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

1 Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей.


Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

1) Деталь называется «направляющая».
2) Изготовляют деталь из стали.
3) Масштаб чертежа 1:1, т. е. деталь изображена в натуральную величину.
4) Чертеж содержит два вида: главный и слева.
5) Выделив части детали, рассмотрим их слева направо, сопоставляя оба вида.

Крайняя левая часть на главном виде имеет форму прямоугольника, а на виде слева - окружности. Значит, это цилиндр, так как такие проекции характерны для цилиндра.

Вторая слева часть на главном виде имеет форму трапеции. На виде слева она показана двумя окружностями. Такие проекции может иметь только усеченный конус.

Третья часть, как и первая, показана на главном виде прямоугольником, а на виде слева - окружностью. Значит, она имеет также форму цилиндра.

Четвертая часть на главном виде имеет очертани прямоугольника, внутри которого проведены две горизонтальные линии, а на виде слева - шестиугольника. Такие изображения характерны для шестиугольной призмы.


Рис. 144. Изометрическая проекция детали

Крайняя справа часть показана прямоугольником на главном виде и окружностью на виде слева. Мы знаем, что такие изображения определяют цилиндр.

По штриховым линиям на главном виде и по окружности самого меньшего диаметра на виде слева можно сделать вывод, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

6) Объединив все части, устанавливаем общую форму предмета (рис. 144). Она представляет собой сочетание цилиндров, усеченного конуса и шестиугольной призмы, расположенных на одной оси. Вдоль оси детали проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

7) Габаритные (наибольшие и наименьшие) размеры детали таковы: длина 160 мм, диаметр 90 мм, диаметр отверстия 20 мм. Диаметр крайней левой цилиндрической части 30 мм, длина 18 мм." Высота усеченного конуса 20 мм, угол при вершине 30°, диаметр большего основания 48 мм.

Такой же диаметр имеет следующая цилиндрическая часть. Длина цилиндра определяется как разность между размерами 75 и 38, т. е. равна 37 мм.

Два размера части детали, имеющей форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями 65 мм, между двумя ребрами -75 мм. Длина этой части не указана, она определяется вычитанием из габаритного размера (160) размеров 75 и 45. Диаметр наибольшего цилиндра 90 мм, длина его 45 мм. Диаметр отверстия 20 мм.


Рис. 145. Задание для упражнений

42. Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Вопросы к чертежу
1) Как называется деталь?
2) Из какого материала она изготовляется?
3) Какие виды даны на чертеже?
4) Сочетанием каких геометрических тел определяется форма
детали?
5) Какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?
6) Изображением каких элементов являются окружности 0 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?
7) Каковы габаритные размеры детали?



Рис. 146. Задания к практической работе № 7


Рис. 147. Задания для упражнений


Рис. 148. Задания для упражнений

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

1. Чтение чертежей

Прочитайте по заданию учителя один из чертежей на рисунке 146. Ответы на вопросы запишите в тетради.

Вопросы для чтения чертежей


1) Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?
2) Какой масштаб указан на чертеже?
3) Какие изображения передают форму детали?
4) Опишите форму детали, т.е. укажите название геометрических тел, образующих форму детали, и их размеры.
5) Чему равны габаритные размеры детали?

2. Решение занимательных задач

1. На рисунке 147 дан чертеж и наглядное изображение проволочной модели. Сконструируйте аналогичную модель, выполните ее чертеж и наглядное изображение.
2. Выполните технический рисунок предмета, который может плотно проходить через все три отверстия в пластине (рис. 148).


Рис. 149. Задания к графической работе № 8


Рис. 150. Задания к графической работе № 8


Рис. 151. Задания к графической работе № 8

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

1. Выполните технический рисунок детали (рис. 149, а), сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.
2. С помощью точек на поверхности детали (рис. 149, б) показана разметка удаляемой части детали. Выполните технический рисунок измененной детали.
3. Выполните эскиз детали (рис. 150, а), мысленно удалив ее верхнюю заштрихованную часть и заменив выступы, указанные стрелкой, выемками.
4. Выполните эскиз детали (рис. 150, б), сделав вместо выступов выемки такой же формы и размеров на том же месте.
5. Выполните по заданию учителя чертеж одной из деталей (рис. 151), у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Указания к работе. Задания 1-4, как подготовительные, выполните в рабочей тетради, задание 5, как основное, - на листе формата А4. Изображения выполните с сохранением пропорций предмета; размеры не наносите.

Categories: /
Tags:

В этой не большой теоретической статье я хотел бы рассказать об основных понятиях строительных чертежаей. Так как многие мастера и не только мастера по ходу жизни довольно часто встречаются с эскизами, планами, схемами, и т.д.
Ведь всем известно, что в наших подсоветских странах знать нужно людям практически всё и разбираться во всех законах, правилах и стратегиях. В общим всё, чтобы тебя по ходу не обманули в решении того или иного вопроса.
Простой пример.
Вы были бюро технической интеривизации по поводу плана Вашего жилища. И Вам там такого нарисовали, что чёрт ногу сломит. Хорошо, если всё правильно, а если нет. Поэтому необходимо хоть немного понимать в черчении для того, чтобы Вы могли просто немного ориентироваться в документах.
У наших чиновниках есть хорошая поговорка: «Не знание закона, не снимает Вас с ответственности». От себя я бы добавил, что это во всём, куда не ткни.
Понятное дело, что в одном посте все правила строительного черчения не охватить. Но хотя бы базовое и основное, попробовать рассказать можно.
Главное отличие чертежа от рисунка тем, что чертёж выполняется в масштабе, а рисунок — в пропорциях.
На рисунке, выполненном в пропорциях, стараются соблюдать относительные размеры изображаемых предметов. К примеру, диван на таком рисунке будет больше, чем, скажем, табурет.
На чертеже с указанием размеров, который применяется в строительстве и создании интерьера, изображения предметов обычно меньше действительных; такой чертёж выполняется в определённом масштабе.
Поскольку когда-то не было огромных листов бумаги, на которых можно было изобразить дом в натуральную величину, придумали чертежи, нарисованные в масштабе, где предметы даны с 100-кратным уменьшением, т.е. 1 метр на местности соответствует 1 см на чертеже.
Другими словами масштаб М=1:100.
М – масштаб, а число 1: обозначает степень уменьшения.
Обратите внимание , чем больше число после двоеточия, тем больше степень уменьшения.
При создании чертежей интерьера чаще всего используют масштабы
М=1:50 (предметы уменьшены в 50 раз) и М=1:25 (в 25 раз). К примеру, кровать размерами 2×1 м на чертеже будет 4×2 см, если в 50 раз уменьшение и 8×4 см, если уменьшение в 25 раз.
В ходе организации интерьера часто возникает необходимость отдельные фрагменты более подробно. Тогда делают чертёж в масштабе М=1:20 (одному метру на местности соответствуют 5 см на чертеже) и даже М=1:10.
При построении чертежа масштаб его выбирают в зависимости от действительных размеров предметов и их частей, чтобы чертёж не был перегружен не нужными подробностями, и достигалась достаточно высокая точность изображения.
Выполняется чертёж по общепринятым, международным стандартам и понятен специалистам разных стран, даже если они не знают язык друг друга.
Выполненный в масштабе чертёж всегда имеет обозначение размеров.

Обратите внимание, что чертёж даёт очень экономное изображение объекта и содержит только такую информацию, которая действительно необходима. Поэтому следует пользоваться соответствующими условными обозначениями, наносить правильные размеры и обязательно указывать масштаб. Всё это конечно же на прямую связано с общими