Главная · На заметку · Что такое человеческая душа (предположения и факты). Есть ли душа у человека? Есть — доказательства

Что такое человеческая душа (предположения и факты). Есть ли душа у человека? Есть — доказательства

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.

Каждый верующий хоть раз в жизни задумывается, что такое душа человека. Почему именно человеку дано мыслить, сострадать, чувствовать? Почему человек может творить?

Какая «часть» нашего организма «отвечает» за эти способности? Душа – это реальность или поэтический символ? Она есть или её нет?

Есть ли душа у человека

Этим вопросом всерьез задавались средневековые философы и ученые-материалисты. Для православного христианина ответ очевиден. Конечно, есть!

Только никто не может сказать, как именно она выглядит. Потому что душа – это бестелесная часть человеческой сущности, которая отличает род людской от других существ, живущих на земле.

Душа человека – определение

Описание души: созданная Богом, Творцом всего сущего, разумная, свободная и бессмертная субстанция, которая не является частью тела, а лишь находится в нем на время земной жизни.

Феофан Затворник преподносит понятие о душе, как об источнике явлений, которые исходят от нее. Святой говорит, что душа это не проявление воли и силы некоего существа.

Душа – главная сила человека, которая дает ему способность познать Любовь Божественную, понять и узреть величие Господа нашего. Она широкая и одновременно тонкая.

Интересный факт: по-гречески этимология слов «душа» и «дыхание» сходна; оба они произошли от слова «дыхание».

Единственная опасность для бестелесной, невидимой глазам и вечно существующей души – неведение Господа. Заземленная, лишенная крыльев Божественной Благодати, душа умирает, будучи «номинально» живой – становится черной. Ибо сказано в Писании: «Душа согрешающая, да умрет» (Иез.18:20).

Что такое душа и дух человека

Как душа дает человеку способность чувствовать, так дух наделяет его силой познать Бога. Святые Отцы называют дух высшей, сокровенной «душой души». Именно через дух в душу проникает Божественная благодать, сила Любви. Дух знает вся о душе, как мозг – о теле.

Дух человеческий каждую секунду своего существования стремится расти, проникать в неведомые области, взбираться выше и выше по лестнице понимания и духовного роста. Сила духа влечет человека к познанию невидимого, вечного, Божественного, в противовес простым земным радостям и осязаемым вещам, предметам и понятиям.

Дух роднит человека с Ангелами, как тело – с тварями земными. Люди, чей разум полностью сосредоточен на насущных проблемах и вопросах, ослабляют свой дух, заглушают его голос – но даже так не могут его уничтожить.

Существует ли душа с научной точки зрения

Ученые довольно долго пытались игнорировать вопрос, существует ли человеческая душа. Как оказалось сравнительно недавно – только для того, чтобы подтвердить ее существование и изучить свойства!

Сегодня наличие у человека души подтверждают результаты множества исследований. К примеру, группа немецких психологов и медиков, собрав материал о пережитых околосмертных состояниях примерно 1000 человек разных конфессий, пола, возраста, взглядов на мир и жизнь, подтвердила существование жизни после смерти.

Все испытуемые, за исключением некоторых незначительных подробностей, рассказывали одно и то же: за порогом смерти они ощутили, как выходят из тела и плывут по белому тоннелю к теплому и доброму свету.

Когда у человека появляется душа

Душа не имеет предвечного воплощения. Она зарождается в момент зачатия ребенка, растет и развивается вместе с его растущим телом.

После рождения малыша, его душа знакомится с миром, растет, развивается, учится творить и… разрушать.

А потом душа делает выбор: стремиться к свету, к Богу – или нет. И всю оставшуюся жизнь следует ему. После умирания физического тела, душа не переходит в другое, а предстает на Суд Божий, где получает награду и наказание соответственно деяниям своим.

После всего вышеперечисленного душа направляется в Рай или ад до конца истории этого мира.

Что такое неприкаянная душа

Такие слова прочно вошли в наш лексикон. Неприкаянная душа - что же это значит? Душа, которая обречена на вечное существование без молитвенного заступничества, душа мятётся, страдает от растерянности.

Это души людей, умерших и не успевших по разным причинам принять Таинство Святого Крещения. Неприкаянные души тычутся в закрытые двери и ставни небесных жилищ, нет им там места, они подобны бездомным, без кровли и приюта.

Какая бывает душа у человека

Святые Отцы уверяют, что душа человеческая состоит из трех сил: разума, чувств и воли. Разум, то есть часть, отвечающая за познание, мышление и выражение словами своего мнения по разным вопросам – главная часть души.

«Миссия» разума, с которой он в незамутненном состоянии успешно справляется, — отличать добро от зла, познавать мир – и указывать силе желания (воле), в каком направлении действовать, кого считать друзьями, к чьему мнению прислушиваться.

Эмоции – самая трудноуправляемая часть души, которая только тем и занимается, что портит «отношения» между волей и разумом, затрудняя духовный рост. Вот почему так важно следить за своими эмоциями, держать их под контролем.

Заключение

Человек – существо, единое в своей двойственности. Две его половинки, тело и душа, хоть и являются по сути своей автономными образованиями, но слиты воедино по воле Бога.

В отличие от других Божьих творений, человек – иллюстрация закона равновесия, на котором держится видимый глазу, осязаемый материальный мир.

Скорее всего - нет. Такой же вопрос задал биолог в 1907 году. В подробности углубляться не буду, но если вкратце, то он провел эксперимент, в котором принимали участие 6 смертельно-больных людей. Он клал несчастных на весы и замерял, насколько изменяется вес тела после смерти.(не спрашивайте, каким образом он это сделал)

Результаты эксперимента показали, что человек убавляет в весе "ровно" на 21 грамм сразу же после остановки сердца, что якобы доказывает то, что существование души реально. В то же время он замерял вес и 15 испытуемых собак, но вес после их смерти не менялся, что по мнению ученого отрицало факт существования души у собак и других зверушек. Но всё не так радужно, как мы думаем. Покопавшись в задокументированных результатах, обнаружено, что изменения в весе наблюдались лишь у одного из шести подопытных, что ломает его теорию, как и мечты всех верующих. Почему у того самого подопытного был такой резкий скачок в весе? Ответ достаточно прост: от того, что легкие больше не охлаждают кровь, происходит резкий скачок температуры тела, из-за которого трупецкий "сбрасывает" несколько грамм. Что насчёт собак: охлаждение у них происходит преимущественно через рот, поэтому после смерти влага не выходит из организма, ну и, следовательно и его вес не уменьшается.

Доказать существование души или прочего астрального тела, которое сидит в каждом из нас, наука пока не в силах, и вряд ли возможно будет такое выяснить в ближайшем будущем. Надо бы уже смириться с тем фактом, что мы всего лишь атомы, соединенные между собой сложными реакциями и которые состоят из того же материала, что звезды и прочая космическая лабуда.Сознание порождается в мозге - с мозгом оно и умирает. Никакой души не было, нет и не будет. Единственная причина, по которой мы себя считаем духовными существами и задумываемся над такими вопросами - наличие памяти. Мы полностью от неё зависимы. Как говорил один известный философ: "Не мы имеем память, а она имеет нас". Не будь её - не будь и нашего сознания. Так что, вероятнее после смерти ваша память моментально стирается, и... всё, конец))))))))

Человек и есть душа (как говорил один афинян, на что намекал один индус, что разъясняется в хрониках Внутренней Монголии и кладезях мировой (особенно северо-ирландский, индийско-китайско-японской и немного немецкой) философии). Тел-самих-по-себе нет. Забудьте про mind-and-body-problem. Есть лишь совокупность душ (или духов, или монад, или живых субъектов, или "чистых сознаний", или "Я" - в общем, трансцендентных по отношению к пространству и времени субъектов, на которые "нельзя указать пальцем"), пропускающих через себя поток переживаний (или ощущений, или перцепций – мысли же и волевые акты являют собой некоторые их формы, ведь мысль-сама-по-себе и волевой акт-сам-по-себе вне акта переживания немыслимы, а посему они есть нечто переживаемое). И чтобы убедиться в истинности этой радикальной спиритуалистической идеи, не нужно аргументов – необходимо и достаточно лишь интуитивного схватывания (или "поворота глаз души" или "пробуждения разума" - ведь чтобы осознать эту истину, мы должны увидеть то, на что нельзя указать пальцем).

Утверждение, что человек – это нечто гораздо большее, чем физическое тело, сегодня уже никем не подвергается сомнению.

Независимо от того, относит себя человек к какой-либо религии или нет, каждый из нас рано или поздно задумывается о том, что такое душа.

Если не брать во внимание церковных представлений, то можно дать более реалистичное определение души, как продукта работы мозга, сознания, но откуда же оно берется?

Очень трудно принять, что все то, ради чего мы живем, воспитываем в себе, созидаем - уйдет в никуда. А как же «мысль - материальна»? Глупо не бояться смерти. Но жить надо, если уж не в ожидании загробной жизни, то хотя бы ради того, чтобы люди вспоминали о тебе с теплотой, а не с отвращением. Мы приходим на Землю с определённой миссией. Кто-то обогащает свою душу, а кто-то растрачивает и прожигает во время земной жизни. Может, потому и мельчают и истончаются души у некоторых людей, что не нашли они свой смысл и предназначение в этой жизни…

Душа человека - энергетическое поле?

Душа – эфемерная оболочка живого человека, однако, есть теория, по которой ее можно измерить вполне земными единицами измерения.

Предположим, что душа – продукт излучения мозга, потока сознания. Значит, это некое энергетическое поле. Но всякое поле, с точки зрения физики, определяется своими параметрами, которые поддаются измерению.

Например, свет измеряется квантами, а электромагнитное поле – мощностью и другими параметрами. Не все элементарные частицы, составляющие поля, имеют массу покоя, но ведь научились же ученые измерять, например, поток электронов или гамма-излучение?

«Есть много, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»

Если мы чего-то еще не знаем, это не значит, что этого нет или не может быть никогда. Значит, велика вероятность, что со временем научатся измерять и «душевный» квант!

В конце концов, если у какого-либо энергетического поля есть энергия (а у души-то, как раз, очень мощный потенциал), то рано или поздно удастся ее выделить для измерения. Что же касается души – эта энергия может иметь как положительно направленный поток, так и отрицательно.

Да, сейчас определенных данных, убедительно свидетельствующих, что душа существует, нет. Но ведь это не значит, что и души нет! Когда-то люди не могли «увидеть и потрогать» электромагнитное поле или инфракрасное излучение – не было технической возможности.

Со временем, возможно, научатся люди и силу человеческой души измерять не только по ощущениям, по воздействию на окружающих, но и точными приборами. Прогресс-то не стоит на месте!

Но, честно говоря, рассуждая о душе, как-то не хочется думать о ней с таких позиций, чуть ли не превращая в килограммы и метры чувства и отношения человека к живому и неживому миру. Попробуем ее наличие (или отсутствие) доказать и более человеческими (то есть, душевными) доводами.

Обратимся к классикам. Закон сохранения Ломоносова гласит: «Ничто не появляется из ничего и не пропадает бесследно». А значит, душа человека тоже не возникает ниоткуда, и после смерти не умирает вместе с ним.

Что же такое душа человека, и куда она девается после его смерти?

Представления о душе человека в разных теориях

К примеру, теория реинкарнации душ. То есть, душа после смерти человека не пропадает совсем, а переселяется в другое тело, живое или неживое. Если душа попала в тело человека, то в некоторых случаях может срабатывать «генная память».

Например, маленькой девочке, всю жизнь прожившей в российской глубинке, вдруг снятся сны, в которых она видит себя английским лордом, а мужчина, плавающий, как рыба, видит сон, в котором он, находясь в женском теле, тонет в мелкой речушке.

Есть теория, которая объясняет не только наличие души, но и ее «круговорот», то есть, ее состояние в каждый отрезок времени, начиная с момента зарождения.

Предположим, что есть какое-то место, в котором живут души, лишенные тела. Неважно их происхождение: космическое или божественное, или еще какое – важно то, что это место есть (а, может, и не одно, согласно религиозным учениям), и количество этих душ конечно. Состояние души в каждый конкретный момент времени может быть различно (опять же, исходя из религиозных учений):

  • Находится в раю
  • Находится в аду
  • Находится в теле человека
  • Находится в любом другом теле, живом или неживом
  • Находится в состоянии мытарства, испытания или ожидания решения за свои грехи в земной жизни

Так как за многие тысячелетия, прошедшие со времени зарождения душ, население Земли увеличилось многократно, естественно предположить, что некоторым людям души человеческой «не досталось», и они живут либо с какой-то другой душой (например, душой дерева или рыбы), или совсем без души. И подтверждением этому могут служить древние определения, остающиеся вполне современными и в наши дни: «каменная душа», «бездушный человек», «человек-деревяшка» и т.п.

Некоторые души человека «износились», стали меньше, некоторые, наоборот, стали больше. Почему так происходит? Может ли душа исчезнуть совсем, и могут ли души размножаться?

Куда девается душа после смерти, и откуда берутся новые души?

Пусть простят люди верующие за вторжение в такие святыни – но ведь в конечном итоге, это лишь попытка подтверждения теории наличия души в каждом живом и неживом предмете!

Как и любое энергетическое поле, душа тоже может быть уничтожена, то есть, перейти в какое-то иное состояние. Совершая плохие поступки, поступая против законов Божьих и человеческих, человек ранит свою душу. Материя души человека истончается, рвется на части, уменьшается.

Эти израненные души можно и нужно лечить, восстанавливать целостность. Но, если этого не происходит, эти обрывки душ либо погибают, либо, если они достаточно жизнеспособны, начинают свое собственное существование, проходя путь очищения и восстановления.

Или, наоборот, два духовно близких человека настолько обогащают и близко воспринимают души друг друга, что, сливаясь в едином душевном порыве, рождают новую душу, которая так же имеет право на существование.

Почему одни души могут достаточно часто переходить из одного человеческого тела в другое, а другим приходится ждать вечность, чтобы второй раз прожить земную жизнь? Почему одни люди, совершая добрые дела, обогащают свою душу, щедро раздавая ее окружающим, а другие, напротив, так же щедро делятся своим отношением к жизни и людям, но только негативным, и тоже чувствуют себя в душевном комфорте? Может, дело в том, что это – изначально разные души? И может ли душа переродиться?

У человечества пока нет ответов на эти вопросы. Но размышлять и рассуждать об этом может каждый желающий, имеющий душу – то есть, небезразличный к человечеству в целом и к осознанию своего места в этом мире.

Делитесь щедро своей душевностью - обогащайте свою душу!

Пусть каждый попытается дать свой ответ, который будет близок ему и понятен. Главное, вопрос-то ведь не в конкретном определении, а в понимании того, что душа – она есть у каждого! И нельзя ее вечно проверять на прочность, подвергая бесконечным пыткам в виде проступков, идущих вразрез со своей совестью, нельзя переступать через себя и ломать свою душу.

Зато можно щедро делиться своей душой, потому что, чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен внимания, доброты и просто позитивного настроя, и душа, вместо того, чтобы уменьшаться от деления, чудесным образом увеличивается.

Мы должны беречь и обогащать свою душу, а не растрачивать ее. Мы- лишь носители души, ее проводники на Земле, и, зная это, просто недопустимо жить так, чтобы душа разлагалась. Вроде, как взял дом в аренду и развалил его.

Отвечать потом нужно будет, прежде всего, перед самим собой и своей совестью. Если уж нет возможности проверить, держат ли ответ за это «там», куда все уходят после смерти.

Нужно помнить о том, что душа – вечна, и даже после смерти телесной оболочки продолжает жить, накапливая в себе земной жизненный опыт. Вы ведь не хотите послужить источником отрицательного опыта? Тогда живите по совести, не оскверняйте свою душу!

Независимо от того, есть душа или нет, будет переселение или нет, хочется, чтобы потомки вспоминали нас добрым словом не только потому, что о мертвых плохо не говорят. Память о том, что по нашим поступкам будут судить нас наши дети, внуки и следующие поколения - серьезный мотиватор «вести себя хорошо».

В песне «Загадочная русская душа» — глубокий смысл. Возможно, она приблизит к пониманию, что такое душа человека?

Есть ли у человека душа? Ответ на этот вопрос ищут с древности, но только в XX веке, специальное оборудование позволило приблизиться к разгадке тайны.

Вес души человека в граммах

В 1901-м году в Америке доктор Дункан МакДугалл провёл интересные эксперименты, - он измерил вес души человека. Он исходил из предположения, что душа человека имеет вес и, когда она покидает тело в момент смерти, то вес физического тела должен уменьшиться. Дункан проводил эксперименты на специальной кровати, способной уловить малейшие колебания в весе живого и умершего человека. Всего было исследовано шесть больных, находящихся в предсмертной стадии. Измерения показали, что душа весит 22,4 грамма.

Коллектив учёных Института полупроводников Академии наук Литвы под руководством доктора естественных наук Эугенюса Кугиса, провёл ряд исследований. Измерения учёного показали, что в момент смерти человек теряет от 3 до 7 грамм веса. Кугис предположил, что это и есть… «вес души, покидающей тело».

В эксперименте швейцарских учёных участвовали 23 добровольца. Они ложились на сверхчувствительные кровати-весы и засыпали. В момент, когда человек переходил грань между явью и сном, он терял в весе от 4 до 6 грамм, по мнению ученых, это могла быть во время сна. К слову, индейцы верили, что душа во время сна покидала «свой дом» и путешествовала по вселенной и времени, и что сны - воспоминания о её приключениях.

По данным получены из отделения реанимации госпиталя округа Кук, штата Иллинойс, вес человеческого тела после смерти человека уменьшается на 9-12 граммов. Такая же картина наблюдалась и в период клинической смерти. Но если действия реаниматоров оказывались успешными и человек возвращался к жизни, масса его тела снова увеличивалась на те же 9-12 граммов. Исходя из этого, с большей вероятностью можно предположить, что именно столько и весит эфемерная религиозная составная человеческого существа - душа.

В конце 1990 г. в одной из лабораторий США обнаружили, что душа - это биоплазменный двойник человека, которая покидает тело человека в момент его смерти. Исследователь Лайэлл Уотсон обнаружил факт - тела умирающих становятся легче на 2,5-6,5 граммов. Эксперименты как и в других случаях проводились на специальных кроватях-весах.

В зависимости от качества измерительных приборов, что совершенствовались со временем, результаты исследований получились разными, но все они подтвердили одно - что-то есть и это что-то мы считаем душой. Скорее всего это некая субстанция, несущая в себе чувства, память, черты характера и желания… Без этого всего человек становится лишь куском плоти.

Учёные, не верящие в существование души, пытаются убедить нас в том, что за всё отвечают гены и определённые участки мозга. Скептики забывают о том, что месторасположение души в теле неизвестно и возможно она действительно находится в головном мозге, что и по сей день слабо изучен.

Даже создателям современных роботов до сих пор не удаётся изобрести настоящий искусственный интеллект, а не запрограммированную машину. И если даже у них это когда-нибудь получится, то они никогда не смогут объяснить бездушному роботу что такое воображение, любовь, мечты…