Главная · Монтаж · Должностная инструкция и обязанности директора школы. Соши «умид

Должностная инструкция и обязанности директора школы. Соши «умид

Человек, который желает выжить в современном мире должен быть успешным. Что нужно, чтобы быть успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой. Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы. У них высокие ожидания в отношении своих учеников и сотрудников; они сообщают об этих ожиданиях людям внутри и за пределами своей школы.

Основные качества, которые должны быть присущи руководителю, следующие:

  • Компетентность.
  • Коммуникабельность.
  • Внимательное отношение к подчиненным.
  • Смелость в принятии решений.
  • Способность творчески решать проблемы.

Последнее является самым важным. Современный руководитель – это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии.

Современный руководитель – это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами.

Современный руководитель – это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.

Современный руководитель – это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь длительные трудности.

Современный руководитель – это лидер, стремящийся не приказывать, а выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, являющийся энтузиастом и готовящий, поддерживающий энтузиастов.

Современный руководитель – это человек, интегрирующий усилия сотрудников на широкое использование культурно-этнических инструментов управления. Таким образом, современный директор школы должен обладать вышеперечисленными человеческими качествами и
иметь следующие черты менеджера-лидера :

  • Доступен любому работнику, тон обсуждения любых проблем всегда доброжелателен.
  • Понимает, что управлять, значить делать дело руками других. Отсюда большую часть своего времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения. Он лично знаком со значительной частью работников.
  • Противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив.
  • Терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии.
  • В трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений.
  • Не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием.
  • Стремится развивать коллективные формы работы единой командой.
  • Всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей
    становится нормой.
  • Формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других.
  • С готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников.
  • Не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.

Менеджер-лидер вместе с тем мыслит:

  • протокольно – отличает факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого;
  • безинерционно – накопленный опыт и знания не мешают ему принимать оригинальное решение при рассмотрении новых, нетрадиционных проблем;
  • методично – последовательно, не отвлекаясь от цели, осмысливать коммерческие, управленческие и психолого-педагогические ситуации;
  • мобильно – переносит накопленный опыт на новые области знания с учетом их особенностей, места, времени, условий;
  • доминантно – выделяет главное и не тонет в мелочах;
  • конструктивно – не только вскрывает причины недостатков, но и умеет находить наиболее рациональные пути и способы их устранения, умеет качественно улучшать дело.

Менеджер-лидер мыслит не по принципу “или-или”, (или то, или другое), а по принципу “и – и” (и то, и другое) – все зависит от конкретных обстоятельств и условий. Сама жизнь и рыночная обстановка заставляют его быть стихийным диалектиком. Он оперирует, казалось бы, взаимоисключающими друг друга понятиями типа: “качественное количество”, “творческая исполнительность”, “инициативная дисциплина”, “организованная неорганизованность” и т.п.

Лидер не только должен организовать и руководить изменениями, но он должен “сам быть теми изменениями”, которые желает видеть у других. “Лидеру придаются функции “социального архитектора”, “изучающего и создающего то, что называется “культурой труда”, — те неосязаемые элементы, которые сложно выявить, но которые исключительно важны: поведение, ценности и нормы.

Особенность современного взгляда на лидера состоит в том , — пишут М.В. Грачев, А.А. Соболевская, Д.В. Кузин, А.Р. Стерлин в своей книге, — что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как главный агент последовательных изменений в корпорации” (12, с. 36-37).

Таков общий контур менеджера-лидера. Воплотить в жизнь эту модель нелегко, но, как говорят американцы: “Умение ходить по воде не возникает за один день”.

I. Директор школы должен вести за собой, учить учиться, создавать образ будущего . Руководитель образовательной системы должен влиять на ценностные аспекты сознания людей, на их культуру, видение будущего. Руководство не сводится исключительно к умению договорится с педагогами или найти с ними компромисс, это – преобразование культуры школьной организации, нацеленность на внутренние изменения.

II. Директор школы – это стратег, разработчик “Общих правил игры”, новых идей, на основании которых развивается концепция школы. Предоставление учителям творческой и профессиональной самостоятельности, инициативы, “педагогической предприимчивости”.

На основе глубокого изучения литературы по теории управления мною сконструирована следующая концепция внутришкольного управления, методологическими основами которой являются:

1. Повышение уровня сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, между педагогами и учащимися. Перевод внутришкольного управления на демократическую основу, т.е. включение в процесс управления учителей и учащихся. В школе работают 12 творческих групп, в работе которых участвуют 40 педагогов (около 65%).

2. Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.

3. Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.

У нас успешно функционирует независимое детское и молодежное самоуправление.

Это своеобразная творческая организация, объединяющая на добровольных началах администрацию, педагогов школы и ребят 7 – 9-х классов, отличающихся организаторскими способностями, активностью, желанием действовать и творить, неравнодушных к нашей школьной жизни, обладающих стремлением сделать ее по настоящему интересной, яркой и радостной.

Объединение строит свою работу на принципах:

  • Добровольности;
  • Открытости;
  • Творческого подхода к любому делу
  • Коллективного принятия решения

Задачами объединения являются:

  • Формирование нового стиля взаимоотношений в системе администратор – педагог – ученик
  • Создание условий для самореализации личности, перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых.
  • Развитие творческой инициативы учащихся и педагогов.
  • Объединение индивидуальных действий и идей, придание организованного характера творческому поиску.

4. Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.

5. Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.

При принятии решений и выполнении управленческих функций следует ориентироваться на следующие принципы управления коллективом :

1. Принцип уважения и доверия к человеку:

  • уважать личное достоинство человека;
  • предоставлять личности свободу выбора;
  • доверять человеку на основе взаимоуважения;
  • не проявлять к человеку достаточно высокую требовательность;
  • способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы;
  • поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы;
  • гарантировать каждому сотруднику личную защищенность в коллективе.

2. Принцип целостного взгляда человека:

  • строить свои отношения с учителями не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
  • вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников;
  • делать все возможное, чтобы время проведенное на работе, были светлыми и радостными;
  • встречаться с учителями в неформальной обстановке.

3. Принцип сотрудничества:

  • знать и учитывать личные качества учителей;
  • ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность;
  • бережно относится к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.

Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия – это творческие группы.

Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный – на 3 года. Характер общения между членами группы – неформальный.

4. Принцип социальной справедливости:

  • равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей;
  • систематически освещать в коллективе деятельность администрации;
  • предоставлять педагогам равные “стартовые” возможности;
  • приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.

5. Принцип индивидуального подхода во внутришкольном управлении:

  • глубоко изучать систему работы каждого учителя;
  • систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя;
  • помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию;
  • вселять в учителя профессиональную уверенность;
  • постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов, доведение отстающих до уровня передовых;
  • учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;
  • определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.

6. Принцип обогащения работы учителя:

  • следить за повышением квалифакиции учителей;
  • проводить семинары, “круглые столы”, симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов;
  • проводить с учителями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
  • систематически обсуждать в педагогическом коллективе литературные и поэтические новинки.

7. Принцип личного стимулирования:

  • справедливо использовать моральные и материальные стимулы;
  • иметь хорошо продуманную систему стимулов. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку – более сильно действующие стимулы, чем награждения;
  • помнить, что стимулы являются действенным инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.

8. Принцип единого статуса: все работники школы, учителя и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения в школе должны находится в одинаковых демократических условиях.

9. Принцип перманентного повышения квалификации:

  • обеспечить постоянное повышение квалификации учителей через работу методических комиссий, творческих семанаров, проблемных творческих групп, самообразовательную работу учителя внутри школы;
  • формировать стимулирующие мотивы развития внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

10. Принцип консенсуса:

  • объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решения;
  • четко и логично аргументировать точку зрения и логично аргументировать точку зрения, чтобы ее воприняло большинство в коллективе;
  • осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения;
  • “мобилизировать” мнение наиболее влиятельной части педагогов.

11. Принцип коллективного принятия решения:

  • принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам;
  • принимать жизненно важные решения при активном участии тех, кому придется их выполнять;
  • вовлекать в процесс выполнения решения несогласное “меньшинство”.

12. Принцип участия в управлении учителей и делегирование полномочий:

  • не привлекать учителей к управлению без их желания;
  • приобщать учителя к управлению, учитывая его индивидуальные особенности;
  • добиваться, чтобы учитель рассматривал участие в процессе управления как акт доверия, как одну из возможностей его профессионального роста;
  • оказывать учителю на порученном ему участке внимание и помощь;
  • добиваться общественного признания результатов управленческой деятельности учителей.

13. Принцип целевой гармонизации:

  • чтобы в школе не делалось – все должно делаться на основе осмысленной, предыварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;
  • стремится сформировать целевое единство педагогического коллектива.

14. Принцип горизонтальных связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка. Данный принцип работает в рамках деятельности школы. Творчески работающие педагоги объединины в “мини-команды” с определенными задачами.

15. Принцип автономизации управления:

  • во главе автономных участков управления должны находится высококвалифицированные педагоги, избираемые на собрании всего коллектива, прошедшие соответствующую подготовку;
  • за эту работу обязательно нужно определить материальное вознаграждение.

16. Принцип постоянного обновления:

  • любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
  • если уверенности в успехе изменений нет, то их лучше не проводить;
  • не бояться сопротивления изменениям со стороны учителей;
  • помнить, что процесс перемен в школе – это процесс перемен во взглядах, методах, решениях организационных проблем и т.д. учителя.

“Технология” успешного управления школой состоит из трех основных этапов:

  • сбор информации о состоянии управляемого объекта;
  • ее переработка;
  • выдача командой информации.

Значит, успех управления зависит от наличия внутришкольной системы информации.

Каждый директор школы должен иметь “обязательный минимум информации” о тех людях, которыми он управляет, об их взаимоотношениях и связях, о состоянии, ходе развитии тех процессов, звеньев, участков работы школы, за которые он отвечает и на которые пытается оказывать управленческие воздействия.

Координация – основная задача управленческой деятельности.

Успешное управление – это реализованная цель. Цель – это желаемый и заранее запрограмированный результат, достижимый в будущем.

Главное в управлении – четко видеть цель. Цель вызывает организацию, необходимость программно-целевого планирования и разработки конктретной программы достижения каждой цели.

Главное назначение руководителя создавать системы: система внутришкольного контроля, система внеклассной и внеурочной воспитательной работы, система работы с родителями и т.д..

Управлять современной школой успешно можно только в том случае, если подчинять свои действия определенным правилам, четкому режиму. Системный подход к управлению заключается в четком, скрупулезнейшем распределении функциональных обязанностей не только среди руководителей, но и среди всех членов педагогического коллектива.

Директорами не рождаются, директорами становятся!

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

в Рос. Федерации главное адм. лицо школы. Должность зав. школой, председательствующего в шк. совете и несущего персональную за всю работу школы, впервые введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918-23 школой управлял совет; его исполнит, органом был президиум). С 1934 по пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре нач. и ср. школы в СССР» должность зав. неполной ср. и ср. школой стала именоваться - «директор». Зав. нач. школой стал называться директором по Уставу ср. школы 1970. Д. ш. обычно назначался местным органом управления образованием. Закон Рос. Федерации об образовании (1992) допускает возможность такого назначения директора в случае, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде уч. заведения.

Д. ш. несёт ответственность за организацию и качество уч.-воспитат. процесса в школе, за охрану здоровья и физич. развития учащихся, а также за хоз.-финанс. состояние школы. Распоряжения Д. ш. обязательны для каждого работающего в школе. В обязанности Д. ш. входят планирование и организация деятельности школы, обеспечение внутришк. контроля, подбор и расстановка кадров, создание оптимальных условий для осуществления эффективного уч.-воспитат. процесса, организация питания школьников. В школе-интернате или при наличии в школе групп продлённого дня Д. ш. несёт также ответственность за состояние помещений, где живут, учатся, отдыхают учащиеся.

Д. ш. является председателем пед. совета, организует его работу. Непосредственно и через своих заместителей руководит пед. коллективом, методической работой и содействует внедрению в учительскую практику нового пед. опыта. Обеспечивая внутришк. контроль, привлекая к участию в нём квалифицир. педагогов, Д. ш. призван систематически анализировать многогранную жизнь школы, доходя до каждого класса, до системы работы каждого учителя.

Д. ш. оказывает помощь и содействие обществ. ученич. орг-циям, заботится об укреплении трудовой и уч. дисциплины, обеспечивает правильное ведение делопроизводства школы, отчётности и т. п. По поручению совета школы Д. ш. может быть распорядителем финанс. средств школы.

Как гл. ответственное лицо Д. ш. представляет школу в отношениях с органами управления образованием, местными органами власти и обществ. орг-циями.

Лит.: Захаров М. Г., Организация труда директора школы, М., 1971; Стре-з и к о з и и В. П., Руководство уч. процессом в школе, Ми972; Сунцов Н. С., Управление общеобразоват. школой. Вопросы теории и практики, М., 1982; Березняк Е. С., Руководство совр. школой, М., 1983; Конаржевский Ю. А., Пед. уч.-воспитат. процесса и управление школой, М., 1986; Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. Под ред. Т. И. Шамовой, М., 1991.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ДИРЕКТОР ШКОЛЫ" в других словарях:

    Директор школы - в Рос. Федерации главное административное лицо школы. Должность заведующего школой, председательствующего в школьном совете и несущего персональную ответственность за всю работу школы введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918 23… … Педагогический терминологический словарь

    директор - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? директора, кому? директору, (вижу) кого? директора, кем? директором, о ком? о директоре; мн. кто? директора, (нет) кого? директоров, кому? директорам, (вижу) кого? директоров, кем? директорами, о… … Толковый словарь Дмитриева

    ДИРЕКТОР - Видеть во сне директора – к тому, что ваше желание исполнится. Приснившийся директор школы, естественно, предвещает неприятный вызов классного руководителя вашего ребенка. Говорить с директором фирмы – сможете занять руководящий пост. … … Сонник Мельникова

    Директор ("Обрыв") - Смотри также Уп. л. Директор школы, где учился Райский, с злыми и холодными глазами. Подслушав однажды рассказ Райского, как дикие ловят и едят людей, какие у них леса, жилища, оружие и проч., Д. сказал: Пустяки молоть мастер, а на экзамене не… … Словарь литературных типов

    Директор (фильм - Директор (фильм, 1987) Директор The Principal Жанр драма … Википедия

    Директор (фильм, 1987) - У этого термина существуют и другие значения, см. Директор (значения). Директор The Principal Жанр … Википедия

    Директор Скиннер - Персонаж мультсериала «Симпсоны» Сеймур Скиннер Пол: Мужской Волосы: Серые Возраст: 44 … Википедия

    Директор, Аарон - У этого термина существуют и другие значения, см. Директор (значения). Директор, Аарон Aaron Director Дата рождения: 21 сентября 1901(1901 09 21) Место рождения: Старый … Википедия

    Директор Аарон

    Директор А. - Аарон Директор (англ. Aaron Director; 21 сентября 1901, Чарторийск, Волынской губернии, ныне Украина 11 сентября 2004, Лос Альтос Хиллс, шт.Калифорния) американский экономист, представитель Чикагской школы в экономической науке. Шурин известного… … Википедия

Книги

  • Как исчез директор школы , Гиваргизов Артур Александрович. Вашему вниманию предлагается сборник рассказов Артура Гиваргизова. Для детей среднего школьного возраста…

Программа работает в столице в полную силу, в ней задействованы практически все директора образовательных учреждений. Её особенность заключается в том, что наиболее опытные руководители (в рамках программы они называются «менторы») помогают своим коллегам (в данном случае выступающим в роли стажёров) разрабатывать и реализовывать новые образовательные проекты. Мало того, после достижения намеченных результатов каждый проект ожидает публичная защита.

На сегодняшний день директора московских школ уже разработали 462 управленческих проекта и приступили к их реализации, а некоторые даже успели их защитить. Но работы впереди предстоит много, первый этап - это только начало.

Что же такое современный руководитель образовательного учреждения, по мнению самих директоров? Как они формулируют свои задачи?

«Директор школы в общепринятом понимании и руководитель московской школы - это разные профессии, - уверен директор школы № 2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов . - На нас возложены задачи гораздо более сложные. Мы занимаемся не просто управлением в обычном понимании этого слова - мы управляем процессами, ресурсами, результатами и даже ценностями, вместе с коллективом обсуждая, что является главным в нашей системе образования. Директор московской школы - это человек, умеющий одновременно генерировать цели и планировать работу коллектива, обращаться с финансами и разбираться в вопросах права. И при этом он открыт как для всего мира, так и для каждого ребёнка».

Вечные студенты

«Программа «Эффективный руководитель» даёт нам возможность выработать новые управленческие компетенции современного директора, - считает директор школы № 2114 Анд-рей Зинин . - И главное здесь слово «новые», то есть соответствующие реалиям XXI в. Эти компетенции - способность работать в условиях многозадачности, высокая адаптированность к постоянным изменениям, навыки командной работы и даже скромность как новая форма лидерства. На последнем качестве стоит остановиться подробнее. Речь идёт о том, что лидер должен быть не центральной фигурой в коллективе, а человеком, сумевшим создать такую структуру, что даже после его ухода организация останется успешной и будет работать как часы. Лидер должен ориентироваться не на свою значимость, а на успех учреждения, которое он возглавляет».

«Главная цель проекта «Эффективный руководитель» - модернизация системы подготовки руководителей, - объясняет заместитель руководителя Департамента образования Москвы Виктор -Фертман . - Мы не учим директоров менеджменту - они без того достаточно опытные руководители. Но мы даём им в руки инструменты, с помощью которых можно совершенствовать работу как отдельно взятой школы, так и системы столичного образования в целом. Всё происходит максимально открыто: подбор менторов и стажёров, защита проектов, отчёт руководителя перед учителями и родителями - вот это сделал, а то ещё предстоит. На самом деле наш проект бесконечный, мы будем идти от одного достижения к другому, ведь нет предела совершенству. Одновременно директора будут многому учиться сами. Нельзя быть эффективным руководителем, не обучаясь постоянно, поэтому лучший руководитель - это вечный студент, то есть человек, который никогда не останавливается в своём развитии».

От профессиональных навыков и приоритетов первого лица в школе зависит очень многое. Однако сегодня большинству директоров российских школ редко удается уделять время своей главной обязанности – работе с учителями, и вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится.

Выбирая школу для своего ребенка, родители обычно стараются заранее выяснить, а кто в этой школе директор? Действительно, от профессиональных навыков и приоритетов первого лица в школе зависит очень многое. Однако сегодня большинству директоров российских школ редко удается уделять время своей главной обязанности - работе с учителями, и вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится, считают эксперты.

Директор школы оказывает существенное влияние на все, что в ней происходит: какие учителя будут работать с детьми, какая атмосфера будет в классах и на переменах, чем дети будут заниматься после уроков. Не стоит говорить уже о том, что от личных качеств и красноречия директора в значительной степени зависит материальное и финансовое обеспечение школы.

Лучшие директора известны в своем городе не меньше, чем киноартисты, и часто их фамилии становятся брендом школы, своеобразным знаком качества для ее выпускников. Но что такое хороший директор? Можно ли судить о его работе лишь по баллам ЕГЭ его выпускников? И насколько вообще сегодня работа директора имеет отношение к решению образовательных задач школы?

Даже у специалистов не всегда есть ответы на эти вопросы. В эти дни, когда около 500 директоров со всей страны принимают участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы», разговор об этой профессии становится особенно актуальным.

Скорее коммуникатор, чем наставник

Главная задача директора школы - создавать оптимальную среду для работы педагогов, заботиться об их мастерстве и профессиональном росте, рассказал РИА Новости профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.

«Образование - это командный вид спорта. Как взаимодействуют между собой учителя и взаимодействуют ли вообще? Насколько среди них высок уровень взаимного доверия, обмена информацией, взаимообучения? Если директору удается создать комфортную для педагогов среду, то они с детьми все сделают хорошо и правильно», - считает он.

Если же педагогический коллектив представляет собой набор талантливых одиночек, каждый из которых тянет в свою сторону, то это недостаток работы директора, полагает эксперт. Даже лучшие профессионалы не смогут продуктивно работать в агрессивной или недружественной среде, в ситуации взаимной незаинтересованности.

«Хороший директор школы работает с педагогами, а не ищет деньги на прохудившуюся крышу и не встречает проверки пожарных, - продолжает мысль коллеги доцент Института образования НИУ-ВШЭ, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрий Фишбейн. - К сожалению, в большинстве российских школ директор не имеет ни времени, ни возможности заниматься своими прямыми обязанностями».

Наверное, каждый директор школы может это подтвердить. Большую часть своего рабочего времени ему приходится тратить на разные формы общения с вышестоящими инстанциями, чтобы добыть необходимые для школы ресурсы. При этом сил и времени для создание пресловутой профессиональной среды у него практически не остается.

«Я вижу в этом достаточно серьезную проблему. В управленческих структурах сегодня существует парадигма о том, что директор - не педагог, а менеджер. В отношении школы это неправильно, потому что в этом случае у директора не будет никакого веса, авторитета у педагогов. Директор должен в первую очередь оставаться педагогом», - рассказала РИА Новости директор московской гимназии №1552 Оксана Авилова.

Новые сложности

Сегодняшняя реальность создает и другие
препятствия для эффективной работы директора. Школы находятся в неравных условиях с точки зрения статуса, финансирования, материально-технической базы и контингента учащихся. Ответственность директора за то, что происходит в школе, сегодня очень высока, но руки у него нередко связаны.

«Директоров критикуют за несоблюдение СанПиНов или правил пожарной безопасности в школе. Они сами очень хорошо понимают обоснованность критики, но у них часто нет возможности исправить ситуацию. Директор не может увеличить количество или объем классных комнат. Это может сделать учредитель в лице муниципалитета - например, расширив здание за счет пристроек», - пояснил Дмитрий Фишбейн.

Новая проблема для директоров московских школ, возникшая в самое последнее время, - это кампания по слиянию учебных заведений.

Реальное, а не формальное, слияние - это очень тяжелое для школы обстоятельство, оно обязательно порождает в ней кризис, который может длиться несколько лет, и это будет очень тяжелое время как для директора объединенной школы, так и для всего коллектива, считает Константин Ушаков.

«Многое здесь будет зависеть от действий директора, от того, создаст ли он новую комфортную среду. Но это в любом случае очень небыстрый процесс. Два-три кризисных года московским школам гарантированы», - подчеркнул эксперт.

Битва за надбавки

Надо отметить, что атмосфера в школах стала непростой еще и до слияния. За последние несколько лет учителя по всей стране постепенно перешли на так называемую новую систему оплаты труда (НСОТ). Ее наиболее распространенный вариант предусматривает выплату «стимулирующих» надбавок к окладу за индивидуальный успех педагога - за участие и победу его учеников в школьных олимпиадах, за число проведенных мероприятий и многое другое.

На первый взгляд, «стимулирующие надбавки» должны были мотивировать педагогов работать с большей отдачей. Однако новая система создала достаточно опасную и даже разрушительную ситуацию в школах, считают некоторые эксперты.

«Во всех школах, которые я видела (а я достаточно много езжу), введение стимулирующих надбавок вызывало напряжение в педагогических коллективах. Это естественно и по-человечески понятно. Хотя в целом новая система оплаты труда достаточно здравая», - отметила Оксана Авилова.

Дело в том, что НСОТ поощряет индивидуальный успех учителя, а не за групповой. Из-за этого в школах возникает конкуренция между педагогами, нарушаются их сотрудничество и взаимодействие, начинается борьба за учеников.

«Способный ученик, который может участвовать в олимпиаде по физике, почти всегда готов и к олимпиаде по математике, - пояснил Константин Ушаков. - И если я - учитель физики, а вы - учитель математики, мы с вами начинаем рвать этого ребенка на части, потому что он может принести одному из нас много баллов».

В этой ситуации особенно возросла роль директора как руководителя коллектива, которому приходится сглаживать противоречия и решать конфликты, неизбежно возникающие между учителями.

«Хороший директор» - что это значит?

И все-таки, несмотря на все перечисленные проблемы и обстоятельства, в российских школах есть директора, которые в состоянии эффективно работать и обеспечивать высокий уровень обучения детей.

Кто эти люди? Какого директора школы следует считать хорошим, успешным? Универсального ответа на этот вопрос не существует, но можно сформулировать несколько самых общих критериев.

Очевидно, что судить о деятельности директора следует по результатам работы школы, то есть по качеству образования детей, которое принято оценивать по средним баллам ЕГЭ или ГИА учеников. Но судить только по средним баллам об эффективности работы директора школы нельзя, полагают эксперты.

Вполне понятно, что в школе, которая находится в центре Москвы, учится один контингент учеников, а в школе из далекого села с очень сложными социальными условиями - другой. И средний балл ЕГЭ выпускников в этих школах будет разным, что бы ни делали директора этих учебных заведений. Поэтому сравнивать их работу с точки зрения результатов ЕГЭ бессмысленно, уверен Дмитрий Фишбейн.

«Я согласен с тем, что надо связать результат работы директора с результатом работы школы, но только оценивать последний нужно более комплексно. Стоит учитывать не абсолютные баллы ЕГЭ, а изменение этих баллов у конкретной школы год от года. Если в прошлом году у нас по математике получился средний балл ЕГЭ 70, а в этом году - уже 75, то такое сравнение имеет смысл», - подчеркнул он.

Вторым критерием эффективности работы директора, с его точки зрения, могла бы стать степень удовлетворенности клиентов образовательного учреждения - родителей и учеников, с одной стороны, и учредителя в лице муниципального органа управления образованием, с другой.

Новый закон вряд ли упростит жизнь директорам

Сегодня в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект об образовании. По-видимому, от документа, который прошел такое масштабное общественное обсуждение, можно было бы ожидать, что он создаст те условия, которые помогут директорам школ и педагогам сконцентрироваться на обучении школьников. Однако у специалистов есть в этом сомнения.

В своем нынешнем виде законопроект фиксирует, что школы получат статус «образовательной организации», а это изменение, важное, идеологическое, считает главный редактор «Журнала руководителя управления образованием».

«Если к школе будут подходить как к любой организации, пусть даже как к некоммерческой, то это наложит на директора еще большую ответственность за организацию учебного процесса. Ему придется в первую очередь заботиться о бюджете и других внешних, материальных условиях работы школы, а не о содержании образовательной деятельности», - подчеркнул эксперт.

По-видимому, условия для работы директора школы в ближайшее время не станут более легкими. Ему придется, как и прежде, балансировать между своими прямыми и непрямыми обязанностями, чтобы обеспечить нашим детям достойное образование.

«Директор школы» - первое профессиональное издание для руководителей общеобразовательных учреждений. Основной объем материалов посвящен главной теме журнала — управлению в образовании. Кроме этого, мы стараемся помочь нашим читателям в решении и других вопросов, с которыми они ежедневно сталкиваются в процессе работы. В каждом номере можно найти интервью, статьи, аналитику об организации учебного процесса, воспитательной работе, дополнительном образовании, уровне подготовки учителей, аттестации и повышении квалификации и т.д.

Журнал не ограничивает свою миссию только информационно-аналитической деятельностью. Один из проектов журнала «Директор школы» - Всероссийский конкурс «Директор школы», охватывающий большинство школ российских регионов и выявляющий управленческий опыт решения различных проблемных ситуаций в школах.

Издается с 1993 года.

Выходит 10 раз в год.

Распространяется по подписке во всех регионах России и странах СНГ. Начиная с 2011 года журнал предлагает оформление электронной подписки . Подписчики электронной версии получают журнал в любом удобном для них формате — для чтения на компьютере, с помощью электронной книги, смартфона и даже iPhone и iPad!

Рубрики журнала

  • Письмо редактора
    Не всегда определяет тему номера или имеет отношение к какому-то конкретному материалу. Скорее - это приглашение к неофициальному диалогу с читателем, предложение вместе поразмыслить над какими-то значимыми деталями жизни школы.
  • Образовательная политика
    Рубрика об интересах школы в рамках государства. Улучшение качества образования, НСОТ, законопроекты и поправки в ФЗ «Об образовании», повышение квалификации педагогических кадров, организация ЕГЭ, автономность школ и многое другое
  • Искусство управления
    Способы эффективного управления педагогическим коллективом, внутришкольными организациями и процессами, распорядком дел и собственным временем: от азов до сложных управленческих решений.
  • Организация учебного процесса
    Как организовать интернет-семинар в стенах школы? Стоит ли окончательно отказаться от бумажного журнала в пользу электронного? Что нужно для старта нового учебного проекта? В этой рубрике вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с учебным процессом.
  • Воспитание и дополнительное образование
    Какое образование считать основным на самом деле: базовое или дополнительное? Что важнее - заучить правила по учебнику или уметь ориентироваться в социуме? Чему и как сегодня учит дополнительное образование?
  • Школа и родители
    Взаимоотношения школы и родителей непросты. Родители всегда на стороне детей, и порой школе приходиться доказывать, что и она на стороне ученика. Материалы рубрики помогают понять друг друга и найти верные пути коммуникации между директором школы и родителями, детьми, учителями.
  • Экономика и право
    Профессиональные юристы и экономисты помогают разрешить проблемные ситуации и предотвратить возможные юридические ошибки в работе.
  • Персона грата
    Интервью со значимыми и неравнодушными к проблемам школ людьми, чьи мнения считаются авторитетным не только в образовательном сообществе, но и во многих близких к образованию сферах: науке, культуре, экономике, политике.
  • Уроки здоровья
    Сохранение и укрепление здоровья учеников - неотъемлемая задача школы. В помощь директорам — материалы врачей и представителей медицинских ведомств о здоровьесберегающих мерах и технологиях.