Главная · На заметку · Храм артемиды сейчас. Почему Герострат сжег храм Артемиды Эфесской

Храм артемиды сейчас. Почему Герострат сжег храм Артемиды Эфесской

Территория Древней Греции почти совпадает с границами современного государства, но некоторые части теперь отошли другим странам. Так произошло с Эфесом, теперь он принадлежит Турции. Древний город был заложен на берегу Эгейского моря, постепенно оно мелело, унося с собой былую славу и процветание. Но на пике расцвета в городе возвели храм, равного которому по величине и красоте еще никто не видел. Позже всемирную известность принесли археологические раскопки, при которых обнаружились многочисленные руины древних построек. Храм Артемиды в Эфесе ученые опознали по единственной уцелевшей колонне.

История храма полна величественных и трагичных событий. Об облике сооружения можно судить только по реконструкции на основе найденного фундамента и нескольким мелким фрагментам. Но и этого оказалось достаточно, чтобы обнаружить много интересных фактов об одном из 7 чудес света.

Великий храм Античного мира

Артемида почиталась как покровительница охоты, животных, семейных отношений, плодородия. К ней обращались с мольбами о помощи беременным и роженицам. Символично, что место для строительства храма выбрали неподалеку от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия.

Первые постройки были из дерева. Они постоянно разрушались от землетрясений, сгорали при пожарах, приходили в негодность от влажного климата и древесных вредителей. После многочисленных попыток сохранить здание, было принято решение возвести для почитаемой богини большой светлый храм.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Следует знать! Статуя удивительной красоты стала еще одной причиной того, что храм Артемиды в Эфесе причислен к семи чудесам света.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.

Важно! Жрецы давали на территории храма неприкосновенность при условии, что человек пришел без оружия.

Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.

  1. Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
  2. Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
  3. Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
  4. Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
  5. Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом — молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
  6. В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.

Одно из семи чудес света, храм богини Артемиды , первоначально был возведён в далёкой древности на территории Греции.

Эта грандиозная постройка «пережила немало на своём веку», а её руины в настоящее время находятся в турецком городе Сельчуке - это совсем недалеко от древнего античного города Эфеса .

Древние греки очень почитали Артемиду - богиню охоты и плодородия . По мифам она являлась сестрой прекрасного Аполлона и дочерью Зевса, верховного бога.

Богиню изображали в виде статуй , фигур из бронзы и мрамора, рисовали на фресках. Артемида считалась также идеалом красоты, и по замыслу храм в её честь не должен был уступать по внешнему виду ей самой.

Первым архитектором храма Артемиды был Херсифрон. По его задумке, постройка должна быть основана на болоте возле реки - это послужит хорошим амортизатором при землетрясениях.

Но для того, чтобы храм не провалился под собственной тяжестью, было решено выкопать гигантский котлован, который впоследствии заполнили древесным углём и шерстью животных.

Осуществление идей оказалось непростым: многотонные колоны постоянно увязали в топи на различных повозках. И тогда Херсифрон хитроумно превратил колонны в колёса, и они послушно покатились, закреплённые за десятками быков.

При строительстве никак не удавалось обустроить порог , проложив к нему каменную балку.

Это настолько сокрушало Херсифрона, что он даже подумывал о самоубийстве, рассуждая, что дело всей его жизни рушится.

Тогда, как заверяет предание, Артемида сама помогла балке занять нужное место.

К сожалению, архитектор не дожил до завершения строительства храма, и дело продолжил его сын Матаген, а затем Деметрий и Пионит. Строительство продолжалось целых 120 лет и было завершено в 550 году до н.э.

Постройка была поистине величественной , а по меркам тех времён - просто фантастической! Храм имел длину в 110 метров и ширину в 55 метров.

Колонны высотой 18 метров окружали постройку в два ряда. Крыша была сделана из мраморных плит, а не из черепиц, как это делалось прежде.

Храм простоял менее 200 лет, и мы уже никогда не узнаем, как он выглядел в точности.

Некий человек по имени Герострат, решив увековечить своё имя, совершил огромное преступление - сжёг храм Артемиды.

От величественной постройки практически ничего не осталось .

По идее, Герострата должны были казнить, но решили «наказать» его забвением.

Городской совет постановил, что для человека, страстно жаждущего славы, это будет самым худшим.

Однако, это дало обратный результат: его имя переходило из уст в уста, из поколения в поколение, и таким образом дошло до наших дней.

Видео-обзор знаменитых сооружений

Куда же можно отправиться в первую очередь туристам в древнем городе Эфесе? Самые живописные храмы которые ожидают вас по приезду. Так же в видео можно узнать какие существуют полуразрушенные постройки, которые питают туристов духом старины.

Местные жители не готовы были мириться с такой несправедливостью, как потеря храма имени любимой богини. Поэтому решено было построить новый храм на общественные деньги.

Эфесцы отдавали свои ювелирные изделия и денежные сбережения ради этой благой цели. Архитектором нового проекта стал Хейрократ, оперативно руководивший процессом строительства.

Новый храм был воздвигнут за несколько лет, и он стал ещё больше и красивей прежнего. Внутри храма расположилась огромная 15-метровая статую богини-покровительницы.

Стены храма были расписаны картинами, изображавшими различные эпизоды греческой истории и сцены из мифов.

Известно, что великий Александр Македонский был настолько поражён строительством храма, что предложил все затраты списать на свой счёт.

Но он поставил условие, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Было велико искушение получить всем обратно свои деньги и украшения и сам город избавить от долгов, но жители эфеса были слишком честолюбивы, и поэтому Александру было отказано .

Чтобы не обидеть полководца, было принято решение заказать художнику Апеллесу его портрет. Произведение получилось таким красочным и живым, что горожане испытали возвышенный трепет и заплатили художнику невиданный по размерам гонорар.

Украшали вторую постройку храма Артемиды самые талантливые скульпторы, художники и архитекторы тех времён. Само величественное здание выполнено из мрамора и известняка, а огромные колонны сделаны из блоков, скреплённых друг с другом.

Храм в древнем Эфесе был не только местом культа великой богини, но и культурно-деловым и финансовым центром, независимым от городских властей.

Рядом работала сувенирная лавка , где продавали игрушки-копии великой постройки и различные статуэтки.

Второй храм Артемиды простоял на болоте около 500 лет. Во времена Римской империи он был переименован в храм Дианы. Императоры не скупились и дарили этому чуду света шикарные серебряные и золотые статуи.

Храм прославился , молва о нём распространилась по всему свету, и каждый, кто видел и бывал в нём, был в неописуемом восхищении.

Закат храма Артемиды и останки настоящего времени

В 263 году н.э. великая постройка была разграблена и разрушена племенами готов, однако окончательное разрушен был храм в 400 году н.э., когда культ Артемиды сошёл на нет.

Стало активно распространяться христианство , и все языческие храмы стали подвергаться варварским нападкам.

Практически все жители Эфеса в эту эпоху стали христианами, а храм разгромила группа религиозных людей во главе с Иоанном Златоустом. На руинах была воздвигнута церковь, но она простояла недолго.

Останки храма Артемиды были заново открыты в 1869 году английским археологом Вудом после нескольких месяцев поисков и раскопок.

А вот фундамент постройки был откопан только в 20 веке . Причём под основой второго храма был обнаружен фундамент первоначального храма, сожжённым Геростратом, что заставило вновь вспомнить о прославившемся преступнике.

Годом позднее были найдены обломки фриза и мелкие детали.

Всё это теперь храниться в музеях Стамбула и Лондона.

В наше время от великого чуда света осталась одна-единственная колонная 14-ти метров в высоту - это меньше оригинала на 4 метра.

Посмотреть на руины грандиозной постройки прошлого можно, посетив Эфес.

Храм Артемиды - это великое творение , и важно знать, что он действительно существовал, ведь это свидетельствует о несгибаемом стремлении человеку к созиданию, прекрасному и возвышенному.

В далекой древности греческий Эфес был крупным торговым портом. И именно здесь располагалось одно из семи древних чудес света - храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Артемида

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига - остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

Храм Артемиды Эфесской входил в число семи чудес света, но до наших дней в своем первозданном виде не сохранился. Более того, осталась лишь малая часть этого шедевра архитектуры, которая напоминает, что некогда древний город Эфес славился своими красотами и чтил богиню плодородия.

Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.

В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.

Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.

История создания и воссоздания

Храм Артемиды Эфесской возводили дважды, и каждый раз его ждала печальная судьба. Масштабный проект был разработан Херсифроном в начале VI в. до н. э. Именно он выбрал необычное место для возведения будущего чуда света. В этой области часто были землетрясения, поэтому для основания будущего строения избрали болотистую местность, которая уменьшала толчки и предотвращала разрушения от природного катаклизма.

Средства на строительство были выделены царем Крезом, но ему так и не удалось увидеть этот шедевр в законченном виде. Дело Херсифрона продолжил его сын Метаген, а закончили Деметрий и Пеоний в начале V в. до н. э. Храм был построен из белого мрамора. Скульптуру Артемиды сделали из слоновой кости, украсили драгоценными камнями и золотом. Внутренняя отделка настолько впечатляла, что строение по праву считалось одним из красивейших в мире. В 356 году до н. э. великое творение окутали языки пламени, отчего он потерял свое былое очарование. Многие детали конструкции были деревянными, поэтому они сгорели дотла, а мрамор стал черного цвета от копоти, ведь потушить огонь в таком массивном строении в те времена было невозможно.

Все хотели знать, кто сжег главное здание в городе, но долго искать виновника не пришлось. Грек, сжегший храм Артемиды, сам назвал свое имя и гордился содеянным. Герострат хотел, чтобы его имя навечно сохранилось в истории, поэтому решился на такой шаг. За это советом было поджигателю назначено наказание: стереть его имя со всех источников, чтобы он не получил желаемого. С того момента его прозвали «одним безумцем», но и до наших времен дошло, кто спалил первоначальное здание храма.

К III в. до н. э. за счет средств Александра Македонского храм Артемиды восстановили. Его разобрали, укрепили основание и вновь воспроизвели в первозданном виде. В 263 году святое место разграбили готы в ходе нашествия. С принятием христианства язычество было под запретом, поэтому храм постепенно разбирали по частям. Позднее здесь была построена церковь, но и ее разрушили.

За долгие годы, пока Эфес был заброшенным, святилище разрушалось все сильнее, а его руины тонули в болоте. Многие годы ни одному человеку не удавалось найти место, где находилось святилище. В 1869 году Джон Вуд обнаружил части потерянного достояния, но добраться до фундамента удалось лишь в XX веке.

Из вытащенных из болота глыб по описанию попытались восстановить одну колонну, которая получилась чуть меньше, чем была прежде. Ежедневно у нее делают сотни фото приезжающие туристы, мечтающие хотя бы отчасти прикоснуться к одному из чудес света.

В ходе экскурсии рассказывается множество интересных фактов, связанных с храмом Артемиды Эфесской, а всему миру теперь известно, в каком городе находился красивейший храм античного периода.

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.