Главная · Освещение · Икона «христос пантократор» из гмии им. а.с. пушкина. памятник последнего расцвета константинопольской живописи. Не вошедшее в сборник сочинений

Икона «христос пантократор» из гмии им. а.с. пушкина. памятник последнего расцвета константинопольской живописи. Не вошедшее в сборник сочинений

Вокруг этой иконы, ломано немало копий. Вот и в салоне мадам Курдюковой, моей почитаемой френдессы вчера было пыльно: mmekourdukova.livejournal.com/41826.html . В результате, мне захотелось вставить свои пять копеек и подвести некоторые итоги.
И так. Образ Спасителя из монастыря св. Екатерины на Синае . Не буду вдаваться в излишние подробности, тех, кто не совсем в теме отошлю к Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D 1%81%D1%82%D0%BE%D1%81_%D0%9F%D0%B0%D0%B D%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B E%D1%80_%D0%B8%D0%B7_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D 0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE _%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8 B%D1%80%D1%8F
В чём же суть проблемы? Есть такие люди - искусствоведы , у которых, как у представителей любой профессии имеются свои профессиональные заболевания, в данном случае это синдром поиска глубокого смысла . Речь идёт о знаменитой АСИММЕТРИИ синайской иконы.
Признаюсь честно, мне повезло сперва увидеть репродукцию этого прекрасного памятника, а уже потом прочесть о нём . Уж не знаю, что на меня повлияло, то ли профессиональная "замыленность" взгляда художника, то ли невнимательность, но до того, как г-да искусствоведы "раскрыли мне глаза", я оной пресловутой асимметрии просто не замечал . Т.е., я её конечно видел, но не предавал ей никакого особого значения.
Однако высоколобые исследователи: а)акцентируют внимание на разных глазах иконы и б)пытаются это объяснить. Например: "асимметрия лика символизирует две Природы Христа" - это самая глупая и, не побоюсь этого слова - еретическая версия. Или вот: "разные глаза Спасителя, милующий и отвергающий..." Об этом пишет, например Г.Колпакова в своей книге "Искусство Византии. Ранний и средний периоды". При этом утверждение о "разноэмоциональных" глазах подкрепляется ссылкой на Четвёртое деяние VII Вселенского Собора, где идёт речь об изображении Медеи: "один глаз показывал в ней гнев, второй, напротив, нежность" (Деяния Вселенских соборов. Т.4. С. 423). И это собственно, ВСЁ .
Давайте попробуем быть объективными. Действительно ли данный приём изображения лика столь уникален, что его можно нагрузить такой символикой? Данная икона, как известно, писана в технике энкаустики, разогретым воском. Наиболее близкими к синайскому Спасу по стилистике памятниками, являются погребальные портреты эпохи эллинизма, т.н. "фаюмские портреты ". Если мы посмотрим подборку этих изображений, то заметим, что различного рода асимметрии там не редкость:

Но не стоит думать, что "асимметрия" свойственна только энкаустической живописи. Посмотрим иконы классической эпохи и увидим, ещё большие различия правой и левой половин лика:

Григорий Чудотворец. Икона. 2-я пол-на XII в.

Обратите внимание на разный уровень ноздрей. И таких примеров слишком много, чтобы от них отмахиваться. Можно конечно и в разноуровневых ноздрях искать скрытый смысл, но нужно ли?

Остаётся лишь подвести итог. Стремление человека искать то, чего нет, не остановить. Иногда это безобидное увлечение:«Скрытый смысл можно найти везде! «Мама мыла раму...» А почему мама? А почему одна? Это что?
Тема женского одиночества?»
(С) некая учительница литературы. Но иногда это может принимать формы психического заболевания: т.н. апофения .

Христос Пантократор - копия иконы VI века из Синайского монастыря св. Екатерины.

Икона Спас Синайский является древнейшим иконописным изображением Христа.
Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Образ Христоса Синайского более реалистичен и индивидуален, чем поздневизантийская иконопись. В иконе «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью».. При этом образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Характерной чертой фаюмской портретной школы является и заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Впоследствии эта двойственность толковалась в контексте церковных и общественных дискуссий того времени, проблематики двойственной богочеловеческой природы Иисуса Христа. Такое асимметричное изображение лика Христа в дальнейшем стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов.

Использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. В последующем развитии иконографии Спаса их заменили буквы, составляющие греческое слово ὁ ὤν - Сущий.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в .

Икона Иисуса Христа Вседержителя – один из центральных образов христианской иконографии Спасителя. Ее еще называют Пантократор, что происходит от греческого слова παντοκράτωρ, означающего всесильный, всевластный.

Определение «Вседержитель», поставленное рядом с именем Иисуса Христа, символично представляет двойственность образа:

  • Во-первых, подчеркивает догму Боговоплощения. Данный эпитет подчеркивает божественное преимущество Мессии, указывает на то, что Спаситель является Царем Небесным и будущим Судией мира, который может сделать абсолютно всё, ему подвластны все.
  • Во-вторых, слово «Вседержитель» указывает на человеческую природу Мессии, его спасительную миссию – Иисус Христос жертвой на кресте искупил человеческие грехи и очистил этим природу людей.

Много веков тому изображением Иисуса Вседержителя расписывали внутреннюю часть церковного купола. Позднее образ Мессии появился на иконах.

Появление образа Спаса Вседержителя

Первые письменные упоминания об Иисусе Христе были сделаны в источниках, принадлежащих второй половине I века или первой половине II века н. э. А вот картины, рисунки, мозаики, изображающие лик Господа, появились намного позже. Почему? Ответ прост – ветхозаветная Церковь запрещала изображать лик Господа Иисуса Христа. Хотя, следует отметить, что подобные рисунки были обнаружены еще в катакомбах древних римлян. Вокруг головы Спасителя нарисован нимб.

Первые иконописные изображения Иисуса Христа были написаны в византийских храмах около IV-VI веков. Самым древним из них считается икона Господа из Синайского монастыря, именуемая Христос Пантократор (VI век). Исследователи полагают, что манера написания этой иконы (горячим воском) схожа с портретом. Лицо Христа намерено сделано асимметричным. Одна половина представляет нам Спасителя, а вторая – Судью. Также ранними изображениями Мессии являются:

  • композиция «Преображение» в монастыре святой Екатерины Синайской (VI век),
  • образ Иисуса на облаках из римской церкви святых Космы и Дамиана (VI-VII века),
  • изображение Спаса Пантократора из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (VII-VIII веков).

Эти произведения имеют много общих черт, что свидетельствует о сформированности требований к изображению образа Иисуса Христа.

Каноны создания иконы Спаса Вседержителя

Канон писания иконы Спаса Пантократора был утвержден в IX веке. Христа изображают одетым в специальное облачение: красный хитон (подобие длинной рубахи с рукавами или без них) и синий гиматий (верхняя одежда – прямоугольный отрез ткани, который задрапировывался поверх хитона). Цвета убранства символизируют гармонию земного и небесного начал. Лик Иисуса на иконе напоминает каждому христианину, что Господь Вседержитель – обладатель Божественной природы и силы – одновременно был обычным живым человеком.

Возраст Христа должен соответствовать времени его проповедничества. Иисус имеет прямые темно русые волосы, которые спускаются на плечи, короткую бороду, небольшие усы. Правую руку Господь Вседержитель поднял для благословления, а левой держит раскрытое или закрытое Евангелие. Возможны различные варианты изображения фигуры Христа:

  • Поясное.
  • В полный рост.
  • Сидящим на престоле.

Каждый из них имеет свое значение. На иконах и росписях Христос Пантократор часто находится в окружении небесных сил.

Несмотря на различные способы изображения, узнать Спасителя на иконах легко по характерной детали – круглому нимбу, символизирующему вечность, с помещенным внутрь крестом – напоминанием о жертвенности и страданиях во имя людей. Слово «нимб» на латыни означает «ореол, облако, туман». Еще внутрь ореола вписывают три греческие буквы ΟΩΝ, являющиеся сокращением слов Бога «Я есмь Сущий», которые были сказаны Моисею. Со времен Византии икона Спаса Вседержителя стала обязательно изображаться в храмах в виде одиночного образа или кульминацией центральной части сборных композиций росписей, иконостасов.

Ярким примером данного типа иконописи является Господь Вседержитель, окруженный архангелами на куполе собора Святой Софии киевской. Роспись принадлежит к началу второго тысячелетия христианства.

Икона Андрея Рублева «Спас в силах»

В 10-х годах XV века (приблизительно 1408 год) Андрей Рублев написал небольшую икону, «Спас в силах», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Образ с Иисусом Христом, несмотря на прошедшие века, дошел до нас в отличном состоянии.

По видимости, основой для создания композиции иконы Иисуса Христа стали видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Божья слава воплощается в изображении Господа в окружении символических фигур.

Центральная часть иконы отдана Господу Иисусу Христу, восседающему на престоле. Красный цвет фона подчеркивает божественную природу Спасителя («Ибо Господь… есть огонь поядающий»). Одежда золотого цвета – олицетворяет сияние славы. Фон иконы состоит из наложенных геометрических фигур – красного ромба и синего овала. Такое сочетание говорит о том, что в Иисусе соединены вместе Бог и человек, небесное и земное начало, огонь и вода. Правой рукой Спаситель благословляет, а левой держит книгу.

Вокруг Христа А. Рублев изображает множественные лица ангелов, крылья с глазами, крылатые колеса у подножья престола. Каждое является обозначением одного из священных понятий: «начало», «власть», «сила», «престол», «ангел», пр.

Чудотворная икона Спаса Вседержителя

Икону Спаса Вседержителя из Псковского музея исследователи датируют серединой XIV века. Это редкий памятник псковской иконописи, один из немногих сохранившихся древнейших образов.

Точная история этой иконы до конца неизвестна. В музей ее передал (до 1927 года) преподобный Евфросиний Псковский из собора Трёх святителей Спасо-Елеазаровского монастыря (основан в начале 1430 г.). В собор она попала из Великопустынского Спасо-Преображенского мужского монастыря. До того времени икона носила имя Спасителя из Великих Пустынь.

В традиционном для типа Христос Вседержитель поясном положении Иисуса обращает внимание благословляющая правая рука Спасителя. Она повернута тыльной стороной, что иногда встречается в византийской иконописи. Левая рука держит Евангелие. Изображение Мессии архаично, оно выражается в простоте написания, пропорциях фигуры, организации пластики и цветовом решении иконы. Именно поэтому трудно установить точную дату ее появления. Предположительно это середина XIV века.

Известны с устных свидетельств и зафиксированы письменно случаи, когда молитвы верующих были услышаны и Господь исцелял от болезней, спасал от беды и неприятных событий. Чудотворные образы являются священными предметами. Они обладают благодатью Божией, становятся центрами духовности, притягивающим к себе людей. Чтобы старинная икона от постоянного использования не пострадала, с нее делают списки и освящают для распространения среди верующих.

Икона Христоса Вседержителя (Пантократора) в доме

Несомненно, выбирая иконы для собственного жилища, следует руководствоваться своими желаниями. Изображение Спаса Вседержителя – необходимая часть духовной жизни христианина. В облике Отца Небесного милосердие, доброта, поддержка и напоминание о божьем суде – все, что помогает верующим преодолеть испытания и сохранить достоинство, обрести успокоение. Молитвы ко Вседержителю содержат просьбы о помощи и благодарность за милости.

Икона Иисуса Христа Пантократора не имеет строго определенного дня для почитания. Поэтому обращение через нее к Спасителю будет уместным в любое время, когда у человека появится необходимость поблагодарить или обратиться за помощью.

Обратиться к образу можно со словами «Отче Наш». Но существует и специальная молитва иконе «Господа Вседержителя». Сначала молящийся обращается к Всевышнему, сошедшему на землю для спасения грешников. Вера в силу Христа, его всемогущество и милость придают силы людям. Далее следует выражение благодарности Господу за то, что Иисус не оставляет их в трудное время. В завершение молитвы православный просит Бога простить вольные и невольные прегрешения, даровать прощение молящемуся, его близким и родным.

Молитвы образу Господа Вседержителя дарят утешение, силы, помогают избавиться от нечистых мыслей, моральных и физических ран. Вознося с чистыми помыслами молитвы иконе, верующие:

  • получают защиту от подлых и жестоких людей;
  • избегают обманов и разочарований;
  • ограждаются от бед и смерти;
  • достигают взаимопонимания, гармонии в отношениях с людьми и окружающим миром;
  • могут сохранить брак.

Такая икона оказывает положительное влияние на атмосферу в семейном доме. Она оберегает людей от непонимания, защищает детей от болезней и неприятностей. Иисус – лучший лекарь человеческих душ и тел. С любовью выбранный образ Иисуса Христа Вседержителя станет замечательным подарком к любому празднику близким и родным людям.

Христос Пантократор из Синайского монастыря - икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью. Благодаря этому иконописный образ демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса - один милующий, а другой отвергающий. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражает идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

На синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает двойную природу Иисуса Христа.

Христос Пантократор. Начало XIII и XV века. 98X65,5 см.

Христос Пантократор. Начало XIII и XV века.

Икона Христа Пантократора была расчищена из-под записи масляной краской в 1963 году. Однако открывшийся древний образ не был однороден. Первоначальная живопись начала XIII века имела большую утрату прямо по центру лика от вершины лба до шеи, которая была восстановлена во второй половине XV века. Примечательно, что поздний иконописец имитировал монументальный стиль начала XIII века, пользовавшийся особым авторитетом и представленный на Синае большим числом выдающихся памятников иконописи. Вероятным поновителем иконы был синайский мастер, расписавший фресками алтарную апсиду капеллы св. Иакова брата Божия, примыкающей с северной стороны к капелле Неопалимой купины.

Образ Пантократора в целом совершенно традиционен. Иконописец воспроизводит все основные особенности иконографического типа, включая даже завиток из двух прядей, показанный чуть ниже пробора на лбу Христа. Эта характерная деталь появляется в конце VII века на золотых монетах Юстиниана II и восходит к одному из самых почитаемых образов Христа, возможно, к образу над императорским троном в Хрисотриклинии (зале приемов) Большого императорского дворца в Константинополе. Христос облачен в хитон, под которым виден священнический стихарь с поручами. Одеяния сплошь покрыты золотым асистом, указывающим на царственность и божественность Пантократора.

Самую необычную особенность синайской иконы составляет пурпурное евангелие. На раскрытых страницах ясно читается пространная греческая надпись - слова Христа из Евангелия от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. VIII, 12). Цитата - одна из самых распространенных на изображениях Христа. Однако пурпурный цвет евангелия является большой редкостью. Сочетание пурпура с золотом здесь представляет не только символические цвета Христа, но и археологическую подробность. Подобные пурпурные евангелия с золотым текстом были хорошо известны в ранневизантийскую эпоху (к примеру, знаменитое Россанское евангелие VI века). В начале XIII века они воспринимались как редкая драгоценность, о которой посчитал необходимым напомнить иконописец.

Икона Пантократора изначально входила в состав большого Деисусного чина, из которого на Синае также сохранились иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, апостола Петра и апостола Павла. Однако впоследствии из Деисуса были выделены иконы Христа и Богоматери. Они были размещены справа и слева от царских врат между колонками алтарной преграды в монастырской капелле св. Георгия. Такие парные иконы Христа и Богоматери, в греческой традиции называвшиеся proskynesis (поклонные), появляются в X веке в монументальной храмовой декорации по сторонам от алтарной апсиды. С XII века известны иконы на алтарной преграде. Они играли важную роль в литургии: с поклонения и покаяния перед этими иконами священник начинал богослужение, целуя святые образы перед входом в алтарь. На синайской иконе Богоматерь изображена повернувшейся к Христу, Она протягивает руки в жесте молитвы. Своего рода ответом на эту молитву являются слова Христа на раскрытом евангелии, обещающие спасение верным и обращенные уже непосредственно к молящемуся в храме.

В некоторых иконографических изводах в руках Богоматери появляется раскрытый свиток с записью диалога между Богоматерью и Христом. Текст восходит к канону св. Феодора Студита, читаемого в богослужении Великой пятницы. Богоматерь просит о милосердии к грешным. Христос выражает сомнение в их покаянии. Богоматерь подтверждает их истинную веру и тогда благодарный Сын дарует прощение. Парные иконы алтарной преграды призывали к покаянию, делали молящегося участником небесного диалога Богоматери и Христа, свидетелем Ее заступничества и Его милосердия. Икона «Христа с пурпурным евангелием», задуманная как часть Деисуса, в литургической практике Синайского монастыря сменила первоначальное место в алтарной преграде и обрела новую функцию.

Это еще раз доказывает глубокое внутреннее родство иконографических тем Деисуса и парных икон Христа и Богоматери. Они взаимодействовали друг с другом в едином богослужебном пространстве. Изменение местоположения иконы в структуре преграды приводило лишь к усилению одной из содержательных граней образа без изменения основного символического смысла. Так, традиционная иконография синайского Пантократора в несколько ином литургическом контексте приобрела новые смыслы и ярко воплотила мысль о покаянии.