Главная · Освещение · Инновационная инфраструктура рф и ее развитие. Роль инновационной инфраструктуры в инновационном развитии региона

Инновационная инфраструктура рф и ее развитие. Роль инновационной инфраструктуры в инновационном развитии региона

Инновационная инфраструктура - это совокупность элементов, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам. Другими словами, инновационная инфраструктура - это все информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, благодаря которым обеспечивается практическая реализация новой технологии

Цель инновационной инфраструктуры - обеспечение ускорения трансфера знаний и технологий.

Задачи инновационной инфраструктуры :

Информационное обеспечение;

Производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности;

Задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции;

Содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов;

Проведение выставок инновационных проектов и продуктов;

Оказание консультационной помощи;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности.

В инноваци­онную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления ин­новационной деятельности от генерирования новых научно-технических идей и их обработки до выпуска и реализа­ции наукоемкой продукции.

Инновацион­ная инфраструктура - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций или их подразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей. К таким организациям относятся:

1) инновационный инкубатор - сложный многопро­фильный комплекс, как правило, занимающий отдельное здание и реализующий широкий перечень инновацион­ных и информационных услуг. Инкубатор предоставляет услуги сторонним фирмам в течение 2-5 лет, после чего эти фирмы покидают инкубатор и начинают самостоятель­ную деятельность. Инновационные инку­баторы явились основой и ядром будущих технологичес­ких парков и технополисов.



2) технологический парк - это научно-производствен­ный территориальный комплекс, в состав которого входят ряд центров: исследовательский, инновационный, марке­тинговый, центр обучения и центр информационных тех­нологий. Функционирование технопарка основано на ком­мерциализации научно-технической деятельности и уско­рении продвижения инноваций в сферу материального производства;

3) технополис – представляет собой целостную научно-производственную структуру, создаваемую на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Он представляет собой конгломерат, состоя­щий из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм, внедренческих, венчурных и дру­гих организаций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно является крупный университет - генера­тор и носитель фундаментальной науки.

В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную и сервисную базу для создания условий, способствующих аккумуляции и распределению средств, а также оказанию широкого спектра специализированных услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансфера и коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов.

В Республике Беларусь развивается иннова­ционная инфраструктура как важнейший сегмент современной Национальной инновационной системы.

В целях повышения эффективности исполь­зования кадрового потенциала, материальных и финансовых ресурсов в научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь созданы на­учно-практические (технические) центры. Так, в системе НАН Беларуси их 5 (аграрный профиль), в Министерстве промышленности - 8.

В республике функционируют 22 центра коллективного пользования уникальным научным оборудованием и приборами (далее – ЦКП), в том числе 12 – в НАН Беларуси, 8 – в Министерстве образования и по одному - в Министерстве промышленности и Министерстве здравоохранения. Опыт деятельности ЦКП показывает, что в настоящее время они становятся наиболее эффективной организационно-правовой формой рационального использования имеющегося и приобретаемого уникального дорогостоящего научного оборудования.

Институтами НАН РБ создано 40 действующих малых инновационных предприятий. В технопарке ЗАО «Научно-технологический парк» при БГУ работает более 20 предприятий, областью деятельности которых является производство и выпуск наукоемкой высокотехнологической продукции.

В Республике Беларусь функционирует Парк высоких технологий, основной целью деятельности которого является обеспечение проведения разработок и внедрение современных технологий в промышленных и иных организациях, содействие созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь.

В НАН Беларуси показала свою жизнестойкость и эффективность образованная в 2002 году Инновационная ассоциация «Академтехнопарк» - некоммерческое объединение конструкторско-производственных и инновационных предприятий. Основными целями деятельности созданной ассоциации являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и содействие доведению их до потребителя на коммерческой основе. В структуру инновационной ассоциации «Академтехнопарк» входит Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), который создан в мае 2003 года в рамках Проекта ПРООН «Совершенствование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь» при участии ГКНТ, НАН Беларуси и ЮНИДО. Основными задачами деятельности инновационной инфраструктуры РЦТТ является оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов, создание и поддержание информацион­ных баз данных, обеспечение доступа клиентов РЦТТ к международным базам научно-технической информации и технологического трансфера, подготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства.

РЦТТ оказывает услуги в области трансфера технологий более чем 30 государ­ственным организациям, малым и средним частным предприятиям, физическим лицам, среди которых НАН Беларуси, БГУ, БНТУ. При поддержке РЦТТ более 300 белорус­ских специалистов прошли подготовку в различных областях инновационной деятель­ности на национальных и международных семинарах, конференциях и выставках в Ав­стрии, Германии, Индии, Китае, Польше, России, Украине, Чехии. При поддержке РЦТТ в ноябре 2003 года в г. Минске прошло заседание группы экспертов ЮНИДО в области нанотехнологии, в котором приняли участие специалисты из многих стран ми­ра. Были рассмотрены области и опыт применения нанотехнологий в промышленно развитых и развивающихся странах, программа сетевого планирования UNIDO/IMAAC в технологической сфере, состоялось обсуждение проекта программы международного сотрудничества, определены возможные источники финансирования, рассмотрен во­прос о создании при поддержке UNIDO специализированного центра по наноэнергетике в г. Минске. РЦТТ подписано 11 соглашений по взаимодействию в области трансфе­ра технологий с организациями из Великобритании, Германии, Китая, Южной Кореи, Польши, России.

Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленности осуществляется в рамках «научных парков».

Первый такой парк появился в США в 1949 году на базе Стэнфордского университета (штат Калифорния). Идея была проста: сдать участок университетской земли в аренду действующим компаниям для размещения там их научно-исследовательских подразделений, которые объединялись с комплексом условий для развития научных исследований и разработок в областях передовых технологий из университетских лабораторий и исследовательских групп.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра ЭиУП

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Экономика инноваций"

Студента 5-го курса ЭУПЗ-021

Судько М.Н.

№ зач. кн. 20662

Адрес: Крылова 40А-43

Бобруйск 2008


1. Инновации, их сущность, классификация

2. Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы

На основании данных таблицы 2 оценить эффективность функционирования предприятий в составе технологической цепочки и их функционирование в качестве отдельных предприятий. Сделать выводы.

Таблица 2


1. Инновации, их сущность, классификация

Термин «инновация» был введён в оборот ещё в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В.Р. Спенс. «инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это».

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:

1. Инновация - это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;

2. Инновация - осознанное нами новое явление;

3. Инновация - такое новое явление, которое можно использовать.

Таким образом, инновации - это усовершенствования, обеспечивающие экономию затрат, создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены и создающие дополнительный потребительский спрос.

Классификация инноваций:

Все виды инноваций условно можно разделить на следующие три группы:

Продуктовые инновации:

В товаре;

В услугах.

Социальные инновации:

В рынках и поведении покупателей;

В поведении сотрудников;

В развитии личности сотрудников.

Менеджерские инновации:

В технологии управления;

В организации производства;

В организационных структурах управления;

В функциях и методах управления;

В технике управления.

2. Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы

Исследование содержания инновационных процессов и особенностей венчурной деятельности позволяет прийти к выводу о необходимости формирования специальных организационно-экономических механизмов поддержки малых венчурных, инновационных и технологически ориентированных фирм. Сложилась ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую деятельность, не приводит к адекватному повышению экономического потенциала и эффективности хозяйствования. Проблема может быть решена путем формирования инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы, венчурную деятельность и создающей благоприятные условия для развития малых форм в научно-технической сфере.

Применение нового понятия "инновационная инфраструктура" обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил, предложить новые методические подходы к решению поставленных задач.

Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса.

С целью снижения риска целесообразно использовать методы анализа риска по отношению не к отдельным проектам, а к их совокупности, сформированной по определенным критериям, т. е. портфелю проектов. Оценка портфеля проектов позволяет снизить степень неопределенности. Такая оценка позволяет снизить не только техническую неопределенность, но и коммерческую. Особой оценке подвергаются высокотехнологичные проекты со значительными затратами на научные исследования и разработки. Это заставляет особенно тщательно искать пути снижения затрат на разработку и издержек на производство и коммерциализацию, а также внимательно обосновывать минимально возможные объемы выпуска высокотехнологичной продукции.

По мере продвижения по фазам инновационного цикла и уточнения получаемых данных необходимо снова проводить оценки проектов, их обеспеченность имеющимися ресурсами, принимать решения о прекращении разработки отдельных проектов и их корректировке в соответствии с требованиями рынка. Таким образом, в процессе оценки проектов по мере продвижения по фазам инновационного цикла можно снизить степень технического и коммерческого риска, при оценке в "контрольных точках", уточняя информацию и изменения, происходящие на рынке в целом и особенно в сегменте, на который ориентируется проект.

Снизить риск позволяет и формирование портфеля, содержащего различные по объему, фазам инновационного цикла, степени новизны проекты. При этом портфель, состоящий из множества малых проектов, является более устойчивым, чем портфель, состоящий из небольшого числа крупных проектов на такую же сумму, и тем более, чем единичный проект. При таком формировании портфеля увеличивается возможность включения венчурных проектов и не изменяется обоснованный уровень портфеля в целом.

Следовательно, снижение риска возможно за счет повышения качества и уровня квалификации специалистов менеджмента, маркетинга, в обязанности которых входят сопровождение проекта и продвижение продукта на рынок, формирование портфеля проектов, определение очередности их выполнения, корректировка решения в "контрольных точках" в условиях неопределенности и риска.

Обеспечить эти направления целесообразно с помощью создания специальной инфраструктуры. При этом создание инновационной инфраструктуры снижает степень риска вложений в инновационную деятельность в данном регионе в целом, привлекает дополнительные инвестиции, формирует новые модели технологического трансфера и коммерциализации научно-технической продукции в условиях национальной экономики.

Следует отметить, что создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизации, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией - опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

В задачи инновационной инфраструктуры входят:

Отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;

Создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;

поддержка венчурных проектов;

Система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;

Поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы); .

Формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;

Аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;

Создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

Получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;

Развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;

Помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах;

Помощь в проведении конверсии;

Обучение предпринимательству в научно-технической сфере.

Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов:

1. Организационные структуры (администрация малого инновационного бизнеса или комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.), обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).

Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологической продукции, поставляемой на мировые рынки, находится в прямой зависимости от развитости национальной инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др .

Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.

В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры и т. п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, а также в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие:

1. Правовая инфраструктура:

Комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

Правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

Комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

Правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.

3. Специализированные инновационные центры: - бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.

4. Финансовые институты: - банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.

Рассмотрим подробнее элементы инновационной инфраструктуры.

Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) в Республике Беларусь создаются как юридическое лицо на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Нормативно-правовая база для деятельности ЦПП оговорены положением, утвержденным Советом Министров от 25.08.97. г. № 1111, разработанного на основе Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Беларусь» от 16.10.96. г. № 685-XIII. К настоящему времени Министерством экономики при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано 40 ЦПП, которые осуществляют сервисное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Только в г. Минске работает 12 ЦПП.

Поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь обеспечивается принятием и реализацией ежегодной Программы государственной поддержки малого предпринимательства и функционированием развернутой по всей стране инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.

В инфраструктуру входят областные и районные Центры поддержки предпринимательства, а также инкубаторы малого предпринимательства. Следует отметить, что с целью стимулирования деятельности для ЦПП помещения и офисное оборудование могут выделяться в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам, а также ЦПП пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов. За поддержкой к ЦПП в год обращается в среднем 10-50 МП. ЦПП в основном осуществляют информационные, консультационные, методические услуги, занимаются переподготовкой кадров, также проводят маркетинговые исследования. Однако ЦПП практически не оказывают такие услуги, как обеспечение МП квалифицированными кадрами и оказание финансовой поддержки. Зачастую это происходит не потому, что центр плохо наладил свою деятельность, а вследствие влияния «внешних» факторов, которые не дают возможность функционировать организации в соответствии с ее целями и задачами. Негативное влияние на развитие инновационной инфраструктуры оказывают некоторые направления государственной политики. В первую очередь к таким направлениям экономической политики было отнесено налоговое, денежно-кредитное, таможенное и бюджетно-финансовое.

В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях.

Инкубатором малого предпринимательства (ИМП) является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.

Инновационный центр, (ИЦ) представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развивать собственное производство. Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов в Республике Беларусь определяет Положение «Об инкубаторах малого предпринимательства», утвержденное Советом Министров Республике Беларусь от 04.06.1997 №640. Инкубаторы очень важны для нашей страны, потому что они покрывают раннюю, наиболее рисковую стадию разработки высокотехнологичного продукта, которая у нас является одним из наименее развитых этапов инновационного процесса.

Практически все ИЦ осуществляют информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства, занимаются поиском партнеров, инвесторов и кредиторов, оказывают содействие внедрению современных технологий, проводят маркетинговые исследования, оказывают консалтинговые услуги. Но ни один ИЦ не осуществляет финансовую поддержку, которая крайне необходима для инновационных предприятий.

Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу.

Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса - от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации.

Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

Положение «О научно-технологическом парке» от 31.07.97 г. № 998 устанавливает порядок создания и ликвидации технопарков, определяет основные направления их деятельности. Критерии и процедуры отнесения субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь, к технопаркам определяет «Порядок отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам», утвержден приказом ГКНТ от 27.11.97 г. № 95.

В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов. В итоге результаты деятельности отечественных технопарков значительно скромнее, чем можно было бы ожидать от такого рода структур.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности (ст.1 Закона РБ «О свободных экономических зонах»).

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" и Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных экономических зонах" с последующими изменениями и дополнениями.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей.

Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Брест" - расширение производства потребительских товаров и услуг; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" - трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Центр трансфера технологий - организация, содействующая реализации инноваций (ст.7 Законопроекта РБ «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в РБ»). ЦТТ создаются в кооперации с научными организациями республики для организации потока новых технологий от научных центров республики в производство.

По аналогии с транспортной инфраструктурой можно сказать, что инновационная инфраструктура - это все информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, которые помогают новой идее (как по «рельсам») добираться до своей практической реализации и находить своего потребителя (рис. 9.3).

Рис. Состав инновационной инфраструктуры

Ключевые элементы инновационной инфраструктуры

1. Технопарковые структуры:

· научные парки, технологические и исследовательские парки;

· инновационные, инновационно - технологические и бизнес-инновационные центры;

· центры трансферта технологий,

· инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;

· виртуальные инкубаторы;

· технополисы и др.

2. Информационно-технологические системы:

· базы научной и технологической информации,

· технико-юридической и технико-экономической информации,

· другие базы данных.

Технопарковые структуры.

В настоящее время в мире существует большое множество разнообразных форм технопарковых структур. Между некоторыми из этих форм существуют принципиальные отличия, связанные с различным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач, в то время как между другими технопарковыми структурами отличие носит скорее терминологический характер, иногда связанный с особенностями развития инновационной инфраструктуры в определенной стране.

Можно выделить основные три группы технопарковых структур:

1. инкубаторы;

2. технопарки;

3. технополисы.

Инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления.

Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг. Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Инкубатор как форма и элемент инновационной инфраструктуры находится в постоянном развитии, логику которого во многом помогает понять история возникновения и распространения инкубаторов.

Прародителем инкубаторов в сфере инновационной деятельности можно считать так называемые «творческие коммуны» архитекторов, дизайнеров, художников или мастеров народных промыслов. Эти коммуны, как правило, перестраивали занимаемые ими здания так, чтобы создать наиболее благоприятную для творчества и общения среду. Отличительной особенностью этих коммун, родиной которых считают Великобританию, является то, что они имели определенный набор услуг коллективного пользования.

Все инкубаторы, созданные и функционирующие с целью поддержки новых инновационных компаний, содействия инновационному предпринимательству, можно разделить на два основных вида. К первому относятся те, которые действуют как самостоятельные организации. Ко второму - инкубаторы, входящие в состав технопарка.

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

· предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений;

· осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;

· почтово-секретарские услуги;

· консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

· доступ к информационным базам данных.

В последнее время в связи с развитием электронного бизнеса, активным применением Интернет и других новых информационных технологий в производственной и управленческой практике выделяют как отдельный вид виртуальные инкубаторы или «инкубаторы без стен». Такие инкубаторы помогают оценить коммерческий потенциал инновационного проекта, рассматриваемого как основа для создания новой компании; провести соответствующие маркетинговые исследования; урегулировать отношения с материнской организацией (университетом, научно-исследовательским институтом и т.п.) по вопросам интеллектуальной собственности; разработать бизнес-план и общую стратегию бизнеса; найти партнерские организации, выступающие в роли поставщиков или потребителей инновационной продукции и т.д. Естественно, что «инкубаторы без стен» не предоставляют аренду помещений фирмам-клиентам. Однако достоинством виртуальной формы является то, что создание такого инкубатора по сравнению с традиционной формой сопряжено, как правило, с намного более скромными инвестициями.

Под технопарком подразумевается научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Различие между ними заключается в том, что спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

Кроме того, комплексы инкубаторов располагаются, как правило, в одном или нескольких зданиях. Технопарки же обычно имеют и участки земли, которые они могут сдавать в аренду клиентским фирмам под строительство теми офисов или других производственных помещений.

Следовательно, технопарки по сравнению с инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды, позволяющей предоставлять более широкий спектр услуг по поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой базы становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятий.

Основной структурной единицей технопарка является центр. Обычно в структуре технопарка представлены:

· инновационно-технологический центр;

· учебный центр;

· консультационный центр;

· информационный центр;

· маркетинговый центр;

· промышленная зона.

Каждый из центров технопарка предоставляет специализированный набор услуг, например, услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной технологии, юридические консультации и т.п. В состав технопарка в качестве его отдельного структурного элемента может входить инкубатор.

Необходимо отметить, что парки как элемент инновационной инфраструктуры в разных странах получили разные определения. Если в России за ними закрепилось название «технологические парки» («технопарки») или «научно-технологические парки», то в США эти структуры называются преимущественно «исследовательскими парками», в Великобритании -«научными парками», в КНР - «научно-промышленными парками».

Технополис, который нередко называют также научным городом или наукоградом, представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой.

Целью строительства наукоградов и технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях. Как правило, одним из критериев, которым должен удовлетворять технополис, является его расположение в живописных районах, гармония с природными условиями и местными традициями.

В России есть немало достаточно успешных примеров создания и развития технополисов. Среди них - Пущино, Дубна, Обнинск.

Информационно-технологические системы.

Одним из ключевых элементов инновационной инфраструктуры многих стран являются информационно-технологические системы. Эти системы основаны на базах данных, содержащих самую разнообразную информацию о субъектах и результатах инновационной деятельности, включая информацию об инновационных продуктах, услугах, технологиях, научных и инновационных организациях, объектах интеллектуальной собственности и т.п.

Быстрое развитие Интернет - технологий и других новых информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность решения задачи информационного обеспечения инновационной деятельности. Использование телематических сетей для интерактивного удаленного доступа к базам данных информационно-технологических систем содействуют более эффективному осуществлению инновационных процессов.

Примерами успешного функционирования этого элемента инновационной инфраструктуры являются информационно-технологические системы ARIST, CORDIS, EPIPOS, поддерживаемые странами Европейского Союза.

Так, научно-технологическая информационная служба ARIST - это информационный инструмент для получения сведений о существующих на рынке инновационных технологиях. Он используется для установления контактов инновационных организаций, обладающих соответствующей технологией, с потенциальными клиентами. ARIST предоставляет целый ряд информационных услуг, которые можно разбить на три группы:

· научная и технологическая информация для анализа того, какой стадии достигла определенная инновационная технология;

· технико-юридическая информация для анализа промышленной собственности (патенты, торговые марки, полезные модели, национальные и зарубежные технические стандарты), а также законодательства, нормативно-правовых актов разных стран;

· технико-экономическая информация, которая включает рыночные исследования поставок и дистрибьюции.

В настоящее время успешное развитие инновационной инфраструктуры во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации деятельности различных элементов инновационной инфраструктуры. В нашей стране положительную интегрирующую роль в развитии инновационной инфраструктуры играет создание различных инновационных союзов и ассоциаций.


Похожая информация.


Решение проблем переходного периода в значительной мере определяется инновационной сферой, инициирующей поступательное развитие научно-технического прогресса и активно участвующей в формировании национального богатства страны.

Это особая область общественного разделения труда, обеспечивающая реализацию продукта научной сферы в материальном производстве, и одновременно особая производственная фаза общественного производства. Условием функционирования инновационной сферы являются интеллектуальная собственность и собственность на продукт инновационной деятельности. В инновационной сфере формируются обособленная специализированная материально- техническая база, накапливаются специальные приемы и методы, соответствующие формам организации и управления инновационной деятельностью.

Инновационная сфера - совокупность отраслей народного хозяйства, видов общественной деятельности, которые не принимают непосредственного участия в создании материальных благ, но производят потребительные стоимости особого рода, часто не имеющие вещественной субстанции, но необходимые для функционирования и развития материального производства.

Функциональное назначение инновационной сферы в системе общественного разделения труда связано с выполнением его функций по соз-

Данию и удовлетворению потребностей в новшествах как материального производства, так и всего общества в целом.

Основная часть продукции потребительской стоимости инновационной сферы имеет товарную форму, ее движение осуществляется посредством обмена.

Инновационная сфера охватывает объекты НИОКР, маркетинга, предпринимательских структур, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей материального производства в инновациях. В то же время инновационная сфера не включает органы образования, управления, финансирования, страхования, учета.

Инновационная сфера участвует в создании и перераспределении национального дохода в народном хозяйстве и обеспечивает переход собственности и научного продукта из сферы науки в сферу материального производства.

В инновационной сфере разрозненные процессы объединяются в единый инновационный процесс, создающий новшества, соответствующие спросу производственной сферы, и обеспечивающий условия освоения их предприятием и потребителями.

В целом экономические отношения инновационной сферы производ- ны от отношений материального производства, вместе с тем им присуща собственная специфика.

В отличие от научной в инновационной сфере преобладают обменные операции, четко обозначаются права собственности при их проведении между субъектами, осуществляющими инновационную деятельность, и субъектами, внешними для этой сферы. Управление в инновационной сфере основывается на критерии экономической эффективности, а передача инновационного продукта в производственную сферу предполагает осуществление маркетинговых исследований.

Развитие инновационной сферы позволяет сократить время освоения производством научной продукции, быстрее вернуть авансированный капитал и вновь направить его на расширенное воспроизводство.

Инновационной сфере присуща особая форма финансовой деятельности, венчурное кредитование и маркетинговая направленность на продвижение научной продукции на рынок.

Итак, инновационная сфера - часть системы производственных отношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления новшеств и основанных на интеграции участия в инновационной деятельности предпринимательских структур и государства в условиях рыночной экономики. Инновационная сфера предстает как особая подсистема общественного воспроизводства, движения капитала, инвестированного в специфическую форму его концентрации и функционирования (рисковый, венчурный), особое институциональное единство, включая совокупность государственного регулирования и структурообразующих элементов. В настоящее время актуальной проблемой является создание условий ее воспроизводства, в том числе и кредитно- финансовых, что предполагает развитие определенного сектора экономики, классифицируемого как «инфрастуктура».

Инфраструктура является самостоятельной сферой экономики. Особенностью отраслей инфраструктуры является то, что они производят не материальную продукцию, а услуги. Переход к рыночной системе хозяйствования в России связан с появлением большого числа обособленных производителей, поэтому задачей элементов инфраструктуры становятся создание и поддержание устойчивых хозяйственных связей между экономическими субъектами. Следовательно, основной функцией инфраструктуры является формирование внешних условий хозяйствования как экономических субъектов, так и национальной экономики в целом.

В связи с развитием рыночных отношений в России решается задача формирования адекватной новому хозяйственному механизму рыночной инфраструктуры, которая, являясь важнейшей составляющей частью самого хозяйственного механизма, способствовала бы свободному обмену хозяйственных ресурсов и реализации функции саморегулирования и самонастройки национальной экономики в связи с конъюнктурными колебаниями рынка.

В отечественной экономической литературе понятие «рыночная инфраструктура» характеризует тот факт, что в российской экономике, являющейся экономической системой смешанного типа, еще длительное время будут существовать и нерыночные организационные структуры, и экономические формы, функционирующие в соответствии с административно-бюрократическими принципами хозяйствования и относящимися к «нерыночной инфраструктуре».

Поскольку в зарубежных странах под рынком подразумевается экономическая система в целом, постольку в западной экономической литературе используется понятие «инфраструктура».

Под инфраструктурой инновационной деятельности, или инновационной инфраструктурой, мы понимаем комплекс организационноэкономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия существования инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка. Все организации, относящиеся к инновационной инфраструктуре, находятся в определенной технологической и экономической связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности. Организации, в совокупности образующие ее инфраструктуру, различаются по секторам, типам, территориям, включая зарубежные организации и предприятия. В/ настоящее время в Российской Федерации формируется новая структура организаций инновационной сферы и инновационная инфраструктура, функцией которой является реализация условий воспроизводства инновационной деятельности.

К институтам рыночной инфраструктуры, оказывающим содействие инновационным организациям на микроуровне в России, относятся инвестиционные и инновационные фонды, банки, бизнес-инкубаторы, экономические ассоциации, финансовые группы, связанные с научно- техническими новшествами, и др. На макроуровне функционируют российские фонды поддержки предпринимательской деятельности. Данные фонды имеют, по существу, венчурный характер, они практикуют конкурсный подход к реализации проектов.

Для инновационной инфраструктуры характерна общемировая тенденция «сервизации экономики», т. е. ускоренные темпы развития по сравнению с темпами развития инновационных организаций в связи с тем, что инновационная инфраструктура превращается в важнейший ресурс инновационных процессов в национальной экономике. В то же время ускоренному развитию инфраструктурных институтов способствуют высокий мультипликационный эффект увеличения спроса на их услуги, низкая чувствительность инфраструктуры к циклическим колебаниям материально-вещественного производства и расширение спроса на услуги институтов инновационной инфраструктуры в период выхода из депрессии.

Эффективно действующая инфраструктура инновационной сферы является важнейшим фактором, обеспечивающим адаптацию экономики к ассимиляции прогрессивной технологии и ее продуцированию, основанную на многообразном, комплексном и долговременном взаимодействии между инновационной сферой и рынком, который посредством механизма конкуренции в значительной степени определяет интенсивность инновационных процессов.

В условиях административно-командной системы управления решения о внедрении инноваций в производство оставались в ведении административных бюрократических органов и не были связаны с международными параметрами эффективности. Разрушение монополизированной государством и политизированной системы внедрения достижений научно-технического прогресса усугубились проблемами, связанными с рыночным реформированием экономики и кризисным состоянием производственной и социальной сфер, что фактически привело к свертыванию инновационной деятельности в стране. Так, с 1991 г. удельный вес предприятий, осваивающих новую продукцию, не превышал 7%, что в свою очередь существенно сократило спрос на научно-технические новшества и новые технологии. В то же время активизация инновационной деятельности невозможна без рынка инноваций и сопутствующей инфраструктуры.

Процесс формирования инновационной инфраструктуры в условиях переходного периода от одной экономической системы к другой начался достаточно стихийно, без необходимого государственного регулирования. Часто отдельные элементы инновационной инфраструктуры появлялись прежде, чем получала развитие инновационная деятельность. Для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры в России важное значение приобретает ускоренное и широкомасштабное осуществление инновационных процессов в реальном секторе экономики, что в свою очередь связано с преодолением экономического спада и осуществлением интенсивных структурных преобразований в национальной экономике.

В связи с тем, что параллельно существовуют как государственные учреждения инновационной инфраструктуры, так и негосударственные, должен быть определен законодательный и экономический механизм их взаимодействия и взаимодополнения. Для установления равных условий функционирования могут использоваться инструменты налогового механизма и финансово-кредитные рычаги.

Инфраструктура инновационной деятельности подразделяется на следующие функциональные сферы: транспорт и связь; информатику и телекоммуникации; кредитно-финансовую сферу; фондовый рынок; институт посредников; компании и фирмы, оказывающие услуги специального характера.

Кредитно-финансовая сфера инфраструктуры инновационной деятельности имеет специфические особенности, связанные с характером этой деятельности, отличающейся высокой степенью коммерческого риска, необходимостью привлечения долгосрочных инвестиций и др.

Главной функцией банков в инновационной сфере является финансирование и кредитование процессов создания и тиражирования научно- технических нововведений. Банки могут осуществлять кредитование всех этапов жизненного цикла новшества. Обычно кредит выдается под имеющиеся у заявителя фонды, под гарантии его вышестоящей организации, под заключенные договоры на приобретение производимой за счет использования кредита новой продукции. При этом процентная ставка за кредит на инновационную деятельность устанавливается в зависимости от ее эффективности, сроков окупаемости, соответствия приоритетов научно-технического развития и степени риска кредитуемых мероприятий.

Банк может стать совладельцем результата, компенсирую свои затраты в виде прибыли от эксплуатации нововведения, причем в договоре на финансирование может оговариваться срок, по истечении которого доля средств банка в финансировании инновации будет по желанию юридического лица, получившего ссуду, им выкуплена.

Посредством лизинговых операций банк может превратиться в собственника инновационного предприятия или создать новой производство. Реконструированное предприятие, владельцем или совладельцем которого является банк, в свою очередь может быть предоставлено в аренду, при этом арендатор будет отчислять обусловленную сумму, которая идет на компенсацию расходов банка. Договор с арендатором может предусматривать условия, при которых банк за определенную плату может уступить полностью или частично свои права на владение предприятием.

Банки могут организовать комплексную экспертизу нововведения с научной, технико-экономической, экономической и других сторон, привлекая для этого высококвалифицированных специалистов. Обычно стоимость комплексной экспертизы составляет один процент от расчетной стоимости или договорной цены разработки. Кроме того, банк может оказывать различные услуги инновационным предприятиям: информационные, посреднические, консультативные, научно-технические, рекламные, прогнозные, конъюнктурные.

Наконец, банк может стать организатором совместных предприятий, создаваемых на акционерной основе.

Рисковый характер деятельности инновационных предприятий препятствует широкому вовлечению коммерческих банков в процесс кредитования инновационных проектов, что связано не только с долгосрочностью запрашиваемых ссуд, но и зачастую с отсутствием гарантий кредитору в возврате ссуд и получении дивидендов. Данное обстоятельство выводит коммерческие банки из числа инвесторов инновационных предприятий по долгосрочным проектам. К тому же отсутствуют методические подходы к кредитованию инновационных предприятий, учитывающие факторы риска.

По нашему мнению, возвратность кредита коммерческого банка инновационному предприятию должна основываться на дифференцированном подходе к величине процентной ставки, уровень которой должен определяться в прямой зависимости от эффективности инновационных проектов и основных показателей работы инновационных предприятий, поскольку критерий дисконтируемой стоимости проекта в условиях ограничения темпов роста инфляции и укрепления курса национальной валюты будет оказывать все меньшее значение на ставку ссудного процента.

К числу факторов, которые следует принимать во внимание при определении величины процентной ставки, относятся следующие:

Прибыль, получаемая при реализации инновационного проекта;

Размер затрат, определяемый на стадии опытно-конструкторских работ на основе функционально-стоимостного анализа;

Удельный вес заемных средств инвестиционного фонда или банка в общем объеме возмещения затрат;

Срок осуществления инновационного проекта, определяющий сроки иммобилизации кредитных средств на выполнение проекта и возврата их кредитору.

Учитывая рисковый характер инновационных проектов и неопределенность их конечного результата, следует ожидать, что планируемые значения данных факторов могут не совпадать с их фактическими значениями. Соотношение фактических и планируемых величин факторов должно вести к изменению размера средств за уплату процента за кредит, что будет нацеливать кредитополучателей на достижение наилучших результатов при использовании кредита.

Отклонение фактических показателей от плановых при реализации инновационного проекта характеризует показатель хозяйственного риска (коэффициент риска).

Положительные результаты реализации инновационного проекта характеризуются положительными значениями коэффициента риска, что должно сопровождаться уменьшением средств, направляемых на оплату кредита, т. е. снижением процентной ставки. При нулевом значении коэффициента риска инновационный предприниматель оплачивает кредит по нормативной величине процентной ставки. При отрицательном значении коэффициента риска ему придется увеличить сумму оплаты за кредит за счет возрастания величины процентной ставки по сравнению с ее планируемым значением.

При установлении связи между шкалами коэффициентов риска и величиной процентной ставки следует учитывать, что резкое превышение численного значения верхнего предела процентной ставки сверх нормы прибыльности ссудополучателей чрезвычайно снизит спрос на кредиты, тогда как ее малая величина не окажет стимулирующего воздействия на эффективное их использование. Нижний предел процентной ставки должен обеспечивать покрытие текущих затрат кредиторов, обеспечивать прибыльность их работы и заинтересованность в расширении круга ссудополучателей.

Установление коммерческими банками процентных ставок за кредит, учитывающий рисковых характер инновационных проектов, позволяет им не только сохранить, но и приумножить свои активы, внося существенный вклад в стабильность экономики. Представляется перспективной также посредническая роль коммерческих банков, обеспечивающая связь разработчиков с предпринимателями.

Поскольку освоение и выпуск новой продукции требуют значительных инвестиций, опцион позволяет предприятию получить беспроцентный кредит, при этом покупатель-брокер осуществляет частичную предоплату.

Контракт предусматривает, что в случае отказа предприятия от поставок беспроцентный кредит превращается в коммерческий со ставкой не ниже, чем по коммерческим банковским кредитам.

Разработанная специалистами Тюменско-Московской биржи (ТМБ) методика торговли непроизводственной продукцией предприятия предусматривает, что предприятие может выставлять на торги секции опционов еще не произведенный товар, а покупатель, оплатив от 20 до 40% стоимости всей партии, получает право ее распределения по мере производства. Оплата оставшихся 60-80% стоимости осуществляется по мере поставки.

Оговариваются условия сокращения ныне действующих цен, либо предусматривается перераспределение доходов от реализации продукции между производителем и покупателем в случае роста цен.

Развитию инновационного предпринимательства в России способен вует формирование инфраструктуры институтов ценных бумаг (инвестиционных банков и фондов, страховых компаний), которые призваны обеспечить свободное движение акций.

Настоятельной необходимостью становится формирование в России системы венчурного финансирования инновационных предприятий, основанной на венчурных фондах. Хотя такие фонды, активно функционирующие в сфере инновационного предпринимательства в странах с рыночной экономикой, существуют ряд десятилетий, для нашей страны они являются новым явлением финансовой инфраструктуры.

Наиболее адекватной формой инновационной предпринимательской деятельности в странах с рыночной экономикой стал «рисковый бизнес», органически сочетающий два вида предпринимательства: финансового и собственно инновационного, что выделило в рисковом бизнесе два типа экономических субъектов: компании венчурного капитала и финансируемые или малые инновационные фирмы. Рисковый бизнес выполняет в рыночной экономике важную функцию стимулирования конкуренции.

Венчурный капитал предназначен для осуществления долгосрочных и потенциально высокоприбыльных рисковых инвестиций на основе создания новых инновационных компаний, развития и обновления существующих фирм, а также для финансирования приватизации государственной собственности.

Венчурные инвестиции финансируют предпринимательские проекты, которые из-за высокого риска не получают финансовой поддержки из традиционных источников, а имущество и прочие активы рисковых предприятий не могут выступать гарантией для обеспечения банковского кредита. Наиболее важной является роль венчурного капитала для распространения научно-технических нововведений.

Рисковый капитал, финансирующий инновационные проекты частных фирм, характеризуется рядом особенностей, отличающих его от банковского и промышленного капитала. Рисковый капитал функционирует в условиях «одобренного риска», при этом вкладчики капитала заранее учитывают возможность потери своих средств в случае неудачи финансируемой фирмы, рассчитывая на высокую норму прибыли в случае успеха. Рисковый капитал предназначен для долгосрочного инвестирования, причем капиталисту приходится обычно ожидать в среднем 3-5 лет, чтобы убедиться в перспективности новой идеи, и от 5 до 10 лет, чтобы начать получать прибыль на вложенный капитал.

Рисковый капитал размещается обычно не в виде кредитов, а в виде паевого взноса в уставном капитале малой фирмы, причем вкладчики капитала выступают в качестве партнеров с ограниченной (размерами вклада) ответственностью. В зависимости от доли своего участия, которая оговаривается при предоставлении денег, рисковые капиталисты получают право на получение будущих прибылей финансируемой фирмы. Главный стимул вложения рискового капитала заключается в стремлении получить не предпринимательский, а учредительский доход, выращивая подопечную фирму до такой стадии, когда станет выгодно продать ее крупной корпорации, либо выпустить и реализовать на фондовой бирже ее акции. Превышение рыночной стоимости своих акций над вложенным капиталом и представляет главный объект интереса рисковых капиталистов, их учредительскую прибыль.

Высокая рискованность проектов и статус совладельцев учреждаемой компании обуславливают личную заинтересованность капиталистов в успехе нового предприятия. Поэтому рисковые капиталисты, не ограничиваясь предоставлением средств, оказывают управленческие, консультативные и прочие деловые услуги, не вмешиваясь в руководство деятельностью компании.

Вложение средств в компании с уникальной, не имеющей аналогов технологией, оказывается рисковым предприятием, приносящим высокие результаты. Обычно на ранних стадиях финансирования венчурные предприниматели ставят целью получение прибыли за 5-7-летний периоду 10 раз превышающих первоначальные инвестиции.

Родиной рискового (венчурного) финансирования являются США, где первые венчурные фонды возникли после Второй мировой войны. В США сложились три основные организационные формы рискового капитала: инвестиционные компании малого бизнеса, находящиеся под опекой федерального правительства; специализированные частные компании рискового капитала; специализированные рисковые филиалы крупных корпораций (в том числе для внутрикорпоративного рискового финансирования).

Специализированные компании рискового капитала управляют несколькими денежными фондами, специализированными на поддержке малых инновационных фирм либо в определенной отрасли промышленности, либо на определенной территории.

По своему юридическому статусу как сами компании рискового капитала, так и находящиеся у них в оперативном управлении денежные доходы, сформированные за счет средств пенсионных фондов, страховых компаний и банков, корпораций и населения, представляют собой партнерства с ограниченной ответственностью или (реже) закрытые корпорации. Такой юридический статус имеет особое значение не только из-за льготного налогообложения, но и потому, что отдельные инвесторы не имеют возможности изъять из них свои средства до определенного срока или без согласия других членов пула, что обеспечивает продолжительность сроков окупаемости инвестиций, поскольку повышенный риск инвестиций в инновационные фирмы требует стабильной долгосрочной политики и прочной финансовой базы.

Многие компании рискового капитала часто используют практику «распределенного риска», не вкладывая средства в проект единственной малой инновационной фирмы, а распределяя их между несколькими проектами разных фирм, что страхует неудачу одних проектов успехом других. В результате инновационные фирмы получают средства от нескольких компаний, а сами инвесторы имеют долю участия - приобретение соответственно своему вкладу.

Использование венчурного капитала для заключения сделок по выкупам позволяет сохранить низкий уровень заемного капитала на первом этапе становления предприятия. В то же время активы приобретенной компании используются в качестве гарантии для получения новых краткосрочных ссуд, хотя рост сделок по выкупам не создает основу для долгосрочного развития компаний и носит преимущественно спекулятивный характер. Негативные представления о такого рода сделках связаны с отвлечением крупных сумм венчурного капитала в то время, когда высокотехнологичные и инновационные компании ощущают недостаток финансовых средств для проведения научных исследований и разработок.

В сфере рискового капитала также действуют отдельные самостоятельные лица (так называемые «ангелы»), которые оказывают поддержку рискованным проектам малых инновационных фирм.

Корпорации вкладывают средства в малые инновационные фирмы через специальные филиалы - инвестиционные венчурные фирмы, либо создают десятки инвестиционных фирм, которые формируют разветвленную сеть для улавливания и использования технических идей.

Все более растущим источником венчурного капитала являются инвестиционные компании малого бизнеса, поскольку имеют право на гарантии своих инвестиций со стороны государства. Инвестиционные компании малого бизнеса полностью самостоятельны в своей деятельности и выделяют средства не в виде рискового капитала, а в виде долгосрочные кредитов, что позволяет отнести их к финансовым учреждениям традиционного типа.

Современными формами хозяйствования, отражающими тенденцию укрупнения организационных форм венчурного предпринимательства, становятся «клубы венчурного капитала», являющиеся объединениями различных фирм рискового капитала, финансистов, крупных корпораций и индивидуальных инвесторов. Эти клубы оказывают поддержку венчурным предприятиям, возникшим в определенной отрасли экономики или конкретном регионе, в том числе финансовую.

Во всех развитых странах определяющую роль в формировании системы венчурного финансирования играет государство, осуществляющее целенаправленную политику в области налогов, информационного обеспечения, создания инфраструктуры, в правовой области, поэтому следует констатировать, что настоятельной необходимостью становится формирование в России системы венчурного финансирования инновационных предприятий, основанной на венчурных фондах.

Государственная инновационная политика предполагает правовое регулирование деятельности венчурных фондов и обеспечения льготного налогообложения всей или части прибыли его вкладчиков, направляемой в эти фонды.

Кроме льгот по налогообложению инновационных кредитов, комплекс нормативно-правовых актов должен предусматривать возможность расширенного воспроизводства финансовых средств фонда за счет отчислений от прибыли, полученный от реализации инновационных проектов,^льготы при формировании кредитных ресурсов в качестве оборотных средств фонда, льготы участникам инновационных проектов в части таможенных сборов и пошлин, получении генеральных лицензий и расширений правомочий на бартерные сделки.

По нашему мнению, средства венчурного фонда должны носить смешанный характер и образовываться, помимо взносов акционеров, от доходов от научно-технической и производственной деятельности фонда, поступлений от прибыли предприятий, внедривших новшества, профинансированные фондом, поступлений от участия в совместных предприятиях, добровольных взносов министерств, ведомств, банков, предприятий, отдельных граждан, зарубежных и международных организаций и фирм.

Представляется перспективным подход, при котором государство выделяет некоторую сумму средств из бюджета в инновационный фонд в качестве взноса в уставной капитал, а сам фонд в дальнейшем функционирует за счет отчислений от прибыли предприятий, реализующих финансируемые фондом инновационные проекты, а также части налогов и поступлений этих предприятий и других заинтересованных инвесторов.

Учредителями венчурных фондов могут выступать коммерческие банки, международные финансовые структуры (Международная финансовая корпорация и др.), Российская академия наук и ее учреждения, инновационные предприятия, созданные при учреждениях РАН, и другие юридические и физические лица.

Основной целью деятельности венчурного фонда явится обеспечение доходности вложений учредителей в результате их инвестирования в коммерческую реализацию осуществляемых в Российской Федерации, а также в других государствах научных исследований и разработок посредством создания конкурентоспособных инновационных предприятий и формирования новых наукоемких производств в республике.

Основными видами деятельности венчурного фонда могут быть следующие:

Финансирование предварительных исследований и разработок, оценка потенциального рынка для нововведений, разработка бизнес- планов будущих компаний, патентование изобретений, приобретение прав на патенты и лицензии;

Создание инновационных предприятий, осуществляющих производственное освоение нововведений, финансирование расширения дея* тельности таких предприятий и увеличения ими объема продаж продукции и услуг;

Деятельность по обеспечению ликвидности акций инновационных предприятий, продажа их акций на вторичном рынке ценных бумаг.

Для осуществления этих видов деятельности венчурные фонды будут осуществлять анализ рынка ценных бумаг, разрабатывать стратегию выхода на фондовый рынок, консультировать разработчиков и предпринимателей, проводить экспертизу их инновационных проектов, оказывать созданным фондом инновационным предприятиям широкий спектр услуг, связанных с выбором контрагентов, посредников, с привлечением кадров, осуществлением информационного обеспечения и др.

Фонд может осуществлять разработку и реализацию стратегий деятельности создаваемых им инновационных предприятий в области дивидендной политики, проведении программ рекапитализации, быстрого расширения капитала и др.

Прибыль венчурного фонда должна образовываться за счет дивидендов и поступлений по ценным бумагам, созданных фондом акционерных предприятий, а также за счет доходов от операций с этими ценными бумагами на вторичном рынке ценных бумаг. Прибыль фонда, направляемая на выплаты дивидендов, должна распределяться между его акционерами пропорционально числу принадлежащих им акций.

В качестве получателей средств фондов могут выступать как отдельные организации, так и коллективы и отдельные ученые, изобретатели и специалисты, предлагающие проекты, связанные с риском. Нам представляется, что создание таких фондов целесообразно в каждом регионе.

Венчурные фонды могут для стимулирования развития приоритетных направлений деятельности инновационных предприятий в рамках региональных программ поддержки частного предпринимательства и малого бизнеса выдавать рисковым предприятиям кредиты, а страховым учреждениям гарантии по ссудам, выделяемым таким предприятиям, и по страховым взносам при страховании коммерческих рисков.

При формировании венчурных фондов следует предусмотреть не только чисто административный характер контроля за их деятельностью, но и контроль со стороны предприятий, являющихся потребителем инновационных работ, профинансированных фондом. Следовало бы предусмотреть возможность обращения части средств фонда в ценные бумаги, направление части средств на кредитование инновационных проектов с договорным установлением условий возмещения кредита с выплатой оговоренного процента и, наконец, право на определенную часть прибыли («роялти» фонда) в случае высокой доходности инновационных проектов. Данное предложение обеспечивает установление обратной связи между эффективностью деятельности фонда и объемом средств, идущих на его формирование.

Создание рынка венчурного капитала, основанного на деятельности венчурных фондов, будет способствовать преодолению слабой заинтересованности коммерческих банков и основных потребителей научно- технической продукции в инновационных проектах из-за высокой инфляции и нестабильного состояния производящих структур, ориентировать на работу с инновационными предприятиями, осуществляющими коммерческую реализацию научно-технических новшеств.

Важнейшую роль в функционировании финансово-кредитной сферы в нашей стране играют инновационные фонды. К числу основных функций региональных инновационных фондов относятся финансовая, материальная и информационная поддержка инициативных изобретательско- инновационных проектов.

Несмотря на незначительный объем деятельности и несовершенство методов формирования, сферу инновационной деятельности расширяют такие специализированные инновационные фонды, как Фонд содействия изобретательской и рационализаторской деятельности, Федеральный фонд изобретений, Международный фонд развития предпринимательства и т. д. Развиваются инвестиционные компании, внедряющие новые технологии и информационные системы в машиностроении. Функционируют ассоциация проектов «Совнет», объединяющая ряд организаций и специалистов, ассоциации технопарков, наукоградов, научно- технического сотрудничества и др. Следует отметить организационное многообразие институтов рыночной инфраструктуры, обслуживающих инновационную деятельность, по видам и уровням функций объектов инфраструктуры. Трудности в их функционировании связаны прежде всего с отсутствием в экономической сфере производства рыночной потребности в использовании новшеств, с одной стороны, и с тем, что в банковской сфере не сформировалась специализация банков в области венчурного капитала, способная обеспечить осуществление внедрения конкурентоспособных технологий, с другой.

Рассмотренная проблема позволяет констатировать, что ее значимость для развития национальной экономики, высокая капиталоемкость требу* ют непосредственного участия государства в ее разрешении.