Главная · Освещение · Инструкция по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, перемещению тяжестей и транспортированию грузов. Общие правила и меры безопасности при перемещении грузов на территории предприятия Требования охраны труда при перемещении грузов вру

Инструкция по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, перемещению тяжестей и транспортированию грузов. Общие правила и меры безопасности при перемещении грузов на территории предприятия Требования охраны труда при перемещении грузов вру

Настоящая инструкция по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, перемещению тяжестей и транспортированию грузов доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К погрузочно-разгрузочным работам и перемещению тяжестей следует приступать только после прохождения инструктажа по безопасному ведению этих работ. Подростков можно допускать к переноске грузов только при условии, если эти операции входят в должностные обязанности по их специальности и занимают не более 1/3 всего их рабочего времени.
1.2. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение тяжести должны выполняться под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ.
1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом: при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации.
Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 метров.
1.4. Переносить материалы на носилках можно только по горизонтальному пути (нельзя по лестницам и стремянкам) и на расстоянии не более 50 метров.
1.5. Предельная норма переноски грузов вручную при ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать: 16 кг — для подростков мужского пола (от 16 до 18 лет); 50 кг — для мужчин (старше 18 лет).
1.6. Погрузку, разгрузку и перемещение агрессивных жидкостей, кислот щелочей различных ядовитых веществ необходимо осуществлять осторожно, в защитной спецодежде. Перед началом таких работ следует приготовить воду, которая может пригодиться для промывки обожженного участка тела. При выполнении работ следует осмотреть тару, в которой находятся бутылки с кислотами.
1.7. Погрузку и разгрузку бутылей надо осуществлять только вручную. Переносить бутылки с кислотой необходимо вдвоем, в прочных плетеных корзинах или деревянных ящиках, только за ручки или перевозить на специальной тележке.
1.8. Переносить бутылки с кислотой на спине или на плечах, подавать вверх, наклонять порожние бутылки запрещается.
1.9. При случайном расколе бутылки, розливе или рассыпании едких ядовитых веществ необходимо нейтрализовать эти вещества. Место розлива следует посыпать песком или золой и осторожно собрать лопатой в специальный контейнер.
1.10. Для перемещения баллонов со сжатым и сжиженным газом следует применять специальные носилки; переносить баллон на плечах или перекатывать волоком не разрешается.
1.11. Перевозить наполненные газом баллоны следует на рессорном транспорте, баллоны при этом надо укладывать горизонтально, вентилями в одну сторону и с прокладками между баллонами. В качестве прокладок можно применять деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга.
1.12. Автомобиль для перевозки баллонов должен иметь:
— опознавательный знак в виде красного флажка;
— глушитель, выведенный вперед.
1.13. При погрузке и выгрузке баллонов двигатель автомобиля должен быть включен.
1.14. Погрузка и разгрузка баллонов со сжатым и сжиженным газом должны осуществляться вручную. Рабочие, занятые этой работой, должны быть в одежде и в рукавицах, чистых от нефти и нефтепродуктов.
1.15. Стандартные баллоны емкостью более 12 литров следует транспортировать с навернутыми колпаками. Баллоны при погрузке и разгрузке подаются колпаками вверх.
1.16. При транспортировании баллонов с ядовитыми и горючими газами на боковых штуцерах вентилей должны быть поставлены заглушки.
1.17. При совместном транспортировании баллонов с кислородом и с горючими газами количество кислородных не должно превышать двух, а с горючим газом одного.
1.18. В летнее время баллоны при перевозке необходимо защищать от солнечных лучей.
1.19. При перевозке баллонов рабочий, сопровождающий груз, должен в пути периодически останавливать машину и проверять надежность крепления баллонов и отсутствие утечки газа. При обнаружении неисправности баллона необходимо отвести машину от шоссейной дороги на расстояние не менее 100 м и выгрузить неисправный баллон, соблюдая при этом меры безопасности. Нельзя сбрасывать баллон с транспортных средств.
1.20. При погрузке, выгрузке и укладке в штабеля труб, а также бревен должны применяться грузоподъемные механизмы или безопасные трубные накаты (скаты).
1.21. При пользовании накатами должны соблюдаться следующие условия:
— накаты должны быть металлическими, соответствовать весу груза и иметь приспособление для крепления к транспортным средствам или стеллажам, вес каждого наката не должен превышать нагрузку на двух человек;
— угол наклона установленных канатов должен быть не более 30 градусов;
— расстояние между накатами должно быть таким, чтобы концы труб или бревен выступали за ними не более чем на 1,5 м;
— на накатах должно быть предусмотрено устройство, предотвращающее обратное скатывание груза;
— исправность и устойчивость накатов необходимо проверять перед каждым их применением.
1.22. Применяемые при такелажных работах катки должны быть металлическими, выполненными из ровных груб одинакового диаметра, и иметь длину не менее ширины передвигаемого груза. Количество катков должно быть не менее трех.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. До начала работы рабочие обязаны:
— осмотреть рабочее место, убрать из-под него, все, что может помешать при работе, освободить проходы и не загромождать их;
— если под ногами скользко (пол облит водой, мастикой, маслом и т.п.), вытереть его или посыпать песком, опилками;
— проверить исправность лестниц, трапов;
— подобрать приспособления, необходимые для погрузочно-разгрузочных работ и перемещения тяжестей и проверить их исправность;
— о выявленных неисправностях сообщать работнику, ответственному за безопасное производство работ.
2.2. При необходимости выполнения погрузочно-разгрузочных работ в ночное время рабочие места должны иметь освещенность не менее 5 лк при перемещении грузов вручную и 10 лк при перемещении грузов с помощью грузоподъемных механизмов.
2.3. Площадка, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, должна быть ровной и достаточной для подъезда и установки транспортных средств, установки и маневрирования грузоподъемных механизмов.
2.4. В случае перемещения грузов по наклонному пути должны быть приняты меры к предупреждению самопроизвольного скольжения или скатывания их.
2.5. Перед погрузкой и разгрузкой труб, бревен и других длинномерных грузов должны быть приняты меры против самопроизвольного скатывания их со штабеля или транспортных средств.
2.6. Запрещается перед разгрузкой труб и бревен со стеллажей или транспортных средств извлекать удерживающие стойки, а также клинья со стороны, противоположной месту разгрузки.
2.7. Установка и работа грузоподъемных машин на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушных линий электропередачи или воздушной сети напряжением более 36 В может производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы.
Установка и работа грузоподъемных машин в указанных случаях должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При погрузочно-разгрузочных работах, связанных с перемещением тяжестей грузоподъемными механизмами, рабочие должны выполнять операции только по сигналу руководителя работ.
3.2. Работник, руководящий погрузочно-разгрузочными работами с применением крана, должен находиться в таком месте, чтобы обеспечивалась взаимная видимость между ним и крановщиком.
3.3. Запрещается:
— находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения:
— поднимать груз, масса которого неизвестна;
— поддерживать, разворачивать и направлять перемещаемый груз непосредственно руками (эти операции необходимо производить при помощи крючка или веревки, прикрепленной к грузу);
— во время нахождения груза на весу производить какие-либо исправления его в тросах, а также положения строп и подъемных приспособлений;
— применять грузоподъемные краны для подтаскивания тяжестей, вытаскивать груз, зажатый между другими предметами;
— выдергивать защемленные или зацепившиеся стропы, канаты, проволоку, цепи и т.п. вручную.
3.4. При механизированной погрузке и разгрузке поднимаемые длинномерные грузы должны быть увязаны двумя стропами с применением траверсы.
3.5. Такелажные приспособления должны обеспечивать надежный захват перемещаемого груза.
3.6. Грузы, сложенные в пакеты, должны стропиться таким образом, чтобы при подъеме исключалась возможность их падения.
3.7. При перемещении краном груз должен быть поднят выше встречающихся па пути предметов не менее чем на 0,5 м.
3.8. В кузове автомобиля грузы следует укладывать с соблюдением следующих правил:
— при погрузке навалом грузы располагать равномерно по всей площади кузова, не превышая уровня бортов автомобиля;
— штучные грузы, возвышающиеся над уровнем борга, должны быть надежно укреплены;
— высота уложенных грузов не должна превышать габаритных размеров проезжей части, тоннелей и ворот, встречающихся на пути.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. При выявлении во время работы неисправностей отдельных частей и узлов, которые могут привести к аварии, работа должна быть немедленно прекращена до полного устранения неисправностей.
4.2. О возникновении аварийной ситуации, которая может привести к аварии, пожару на производстве, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей, необходимо немедленно поставить в известность непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц и приступить к ликвидации и локализации последствий.
4.3. На рабочем месте должна находиться аптечка с медикаментами и средствами для оказания первой (доврачебной) помощи.
4.4. При несчастном случае необходимо оказать первую помощь пострадавшему, вызвать скорую помощь, сообщить об этом своему непосредственному руководителю или диспетчеру по месту работы.
Первую (доврачебную) помощь пострадавшим необходимо оказывать в соответствии с «Инструкцией по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях».

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

ПРИ РУЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ

1. Общие положения

1.1. Инструкция по охране труда (далее - инструкция) разработана в соответствии с требованиями Закона Украины "Об охране труда" и устанавливает правила выполнения работ и поведения работника на территории предприятия, в производственных помещениях и на рабочем месте в соответствии с государственными, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда.

1.2. Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия.

1.3. В соответствии со статьей 18 Закона Украины "Об охране труда" работник обязан "знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, правила обращения с машинами, механиз­мами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры".

1.4. В зависимости от конкретных условий организации производственного процесса, а также в связи с допущенными авариями и несчастными случаями в инструкцию могут вноситься изменения и дополнения, которые излагаются на отдельном листе c подписью руководителя соответствующего структурного подразделения.

1.5. Инструкция является обязательным для выполнения нормативным документом для рабочих, занятых ручным перемещением грузов в строительном производстве.

1.6. К ручному перемещению грузов допускаются лица, которые прошли медицинский осмотр, инструктаж по охране труда по выполняемой работе (по основной профессии) и ознакомлены с данной инструкцией.

1.7. Рабочие, занятые ручным перемещением грузов, должны проходить следующие инструктажи по охране труда:

а) вводный - при принятии на работу;

б) первичный - на рабочем месте;

в) повторный - не реже одного раза в 3 месяца;

г) внеплановый - при нарушении требований безопасности труда, что привело или могло привести к аварии или несчастному случаю; при изменении технологического процесса;

д) целевой - при выполнении разовых работ, непосредственно не связанных с обязанностями по специальности, ликвидации аварии, стихийного бедствия, проведении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.

1.8. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.

При отсутствии средств механизации допускается перемещать грузы вручную с соблюдением норм, установленных действующим законодательством.

1.9. Мужчинам старше 18 лет разрешается переносить вручную груз массой не более 50 кг по ровной и горизонтальной поверхности.

1.10. Женщины, выполняющие вручную погрузочно-разгрузочные работы или перенос грузов, могут переносить:

а) грузы массой до 10 кг - подъем и перемещение грузов при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);

б) грузы массой до 7 кг - подъем и перемещение грузов постоянно на протяжении рабочей смены. При этом суммарная масса груза, перемещаемого на протяжении каждого часа рабочей смены, не должна превышать:

С рабочей поверхности - 350 кг;

С пола - 175 кг.

Примечание:

1. В массу перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении груза на тележках или в контейнерах приложенное усилие не должно превышать 10 кгс.

3. Уровнем рабочей поверхности считается рабочий уровень стола, станка и т.п.

1.11. Подростки в возрасте 16-18 лет могут выполнять погрузку или разгрузку насыпных грузов (песок, щебень и т.п.), грузов малой массы (пустая тара), штучных грузов (кирпич, черепица и т.п.).

Подростки могут выполнять погрузку и разгрузку вручную в границах установленных норм переноса грузов лишь в том случае, если это связано с выполняемой ими постоянной работой по профессии и занимает менее трети рабочего времени. Предельно допустимые нормы переноса грузов вручную для подростков в возрасте от 16 до 18 лет женского и мужского пола, после их утверждения Минздравом Украины, необходимо внести в соответствующую действующую инструкцию.

1.12. Погрузка и разгрузка грузов массой более 50 кг, а также подъем их на высоту более 3 м должны быть механизированы.

1.13. Переносить материалы на носилках можно в исключительных случаях на расстояние не более 50 м по ровной поверхности.

Запрещается переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам.

1.14. Перемещать баллоны с кислородом и сжиженными горючими газами разрешается только на специально изготовленных для этих целей носилках и тележках. При этом баллоны должны быть закреплены в гнездах.

Баллоны с горючими газами нельзя перевозить и складывать вместе с кислородными, а кислородные - с какими-либо жировыми веществами или маслами.

На баллонах должна быть нанесена надпись с названием газа. Перемещение баллонов разрешается только при наличии на них колпаков, предохраняющих вентиль от повреждения и загрязнения.

1.15. При погрузке и разгрузке грузов в ящиках во избежание ранения рук гвозди и концы выступающей металлической обвязки необходимо загибать.

1.16. При перекатывании грузов в бочках, барабанах и т.п. рабочий должен находится позади перемещаемого груза.

1.17. Длинномерные грузы (арматуру, доски и т.п.) должны переноситься рабочими на одних и тех же плечах. Поднимать и опускать груз необходимо по команде. При сбрасывании груза все рабочие должны находиться по одну сторону от него.

1.18. Тяжелые штучный материалы, а также ящики с оборудованием следует перемещать по подкладкам или по каткам.

Катки должны быть крепкими, ровными, иметь достаточную длину, а их концы не должны выступать из-под груза более, чем на 0,4 м. При подведении под груз катков надо находиться сбоку, брать их можно только сверху во избежание защемления пальцев рук. При перемещения груза необходимо следить, чтобы катки не перемещались под углом по направлению движения груза. Направлять катки ногами не допускается. При перемещении груза рабочий должен находиться с боковой стороны.

1.19. При перемещении тяжелых грузов по наклонной плоскости следует применять тормозные якоря и лебедки.

При использовании лебедки для разгрузки и перемещения груза запрещается находиться вблизи натянутого каната.

1.20. При разгрузке барабанов с карбидом кальция следует соблюдать осторожность, не допускать толчков и ударов. При разгрузке барабанов, вне зависимости от высоты, необходимо скатывать их по наклонной плоскости. Запрещается сбрасывать барабаны, так как это может нарушить их герметичность.

Барабаны необходимо удерживать растяжками, находясь с противоположной перемещению стороны.

1.21. Погрузочно-разгрузочные работы с пылевидными материалами (цемент, известь, гипс и т.п.) необходимо выполнять механизированным способом. Ручные работы по разгрузке цемента, как исключение, разрешается выполнять при его температуре не выше 40°С.

Для перехода рабочих по сыпучему грузу, который имеет большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.

1.22. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, которые позволяют работающим находится на безопасном расстоянии.

При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на поднятых колеях, расположенных на высоте более 2,5 м, люки следует открывать со специальных мостиков.

1.23. При ликвидации зависания сыпучих грузов в емкостях пребывание в них работающих не допускается. Эти работы разрешается выполнять только по наряду-допуску.

1.24. При выгрузке сыпучих грузов из стоящих на насыпях автомобилей-самосвалов, а также при засыпании котлованов грунтом автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса.

1.25. Грузы, расположенные вблизи железнодорожных и крановых рельсовых путей, при высоте их укладывания (считая от головки рельса) до 1,2 м должны находиться от внешней грани головки ближайшего к грузу рельса на расстоянии не менее 2,0 м, а при большей высоте - не менее 2,5 г. Штабели сыпучих грузов должны иметь уклоны с крутизной, соответствующей углу естественного уклона для грузов данного вида, или быть огорожены крепкими подпорными стенками.

1.26. Места для укладки грузов должны иметь основу, обеспечивающую устойчивость транспортных средств, складируемых материалов.

1.27. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

1.28. Рабочее место в зоне проведения погрузочно-разгрузочных работ и на всем пути перемещения грузов в темное время суток должно иметь достаточное освещение. Освещенность должна быть равномерной, без ослепляющего действия светильников на работающим.

1.29. Складировать разгружаемые материалы разрешается только в местах, отведенных для этого в проекте выполнения работ. Не допускаются складировать грузы в охранных зонах действующих воздушных и кабельных линий электропередачи и других коммуникаций.

1.30. При погрузке, разгрузке и перемещении кислот, щелочей и других ядовитых веществ необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

Перед началом работы каждое место должно быть осмотрено. Если выявлено незначительное повреждение тары, груз необходимо разгружать особенно осторожно;

Перемещать бутыли специальными тележками (нагружать и разгружать бутыли следует только вручную);

Переносить бутыли с кислотой за ручки только в крепких корзинах двумя рабочими. Запрещается переносить бутыли с кислотой на спине или на плечах, наклонять при переносе пустые бутыли из-под кислоты, так как в них могут быть остатки жидкости.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Рабочий, занятый ручным перемещением грузов, перед началом работы должен:

Надеть спецодежду, средства индивидуальной защиты;

Получить от мастера (прораба) инструктаж о безопасных методах и приемах работы и о последовательности выполнения производственного задания;

Осмотреть рабочее место, убрать ненужные предметы и материалы, освободить проходы;

В темное время суток проверить освещение рабочего места и проходов к нему;

Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

2.2. На строительном объекте должны быть размещены знаки безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 для привлечения внимания работающих к непосредственной опасности и предупреждения о возможной опасности.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Перед открытием бортов грузовых автомобилей следует убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Открывать борт должны одновременно двое рабочих под контролем водителя, при этом находиться следует сбоку от борта, который открывается.

3.2. Автомобиль, находящийся под погрузкой или разгрузкой, должен быть поставлен на тормоза.

3.3. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, запрещается:

Запускать двигатель автомобиля;

Работать на автомобилях и прицепах с неисправными полами, бортами и запорами кузова;

Использовать для увязывания грузов веревку с протертыми местами и узлами;

Садиться на борта кузова и кабину, стоять на подножке автомобиля;

Находиться в кузове автомобиля при перевозке длинномерных, легковоспламеняющихся, взрывоопасных, горючих, пылеобразных грузов, химикатов, баллонов со сжатым и сжиженным газом, крупногабаритных грузов;

Находиться в кузове автомобиля, прицепа или полуприцепа при погрузке грузов механизмами или из бункеров;

Находиться в кузове автомобиля-самосвала. При движении автомобиля запрещается загружать, выгружать, перекладывать груз с места на место, а также пересаживаться.

3.4. Перевозка грузчиков в кузове автомобиля запрещается. Они должны сопровождать груз, находясь в кабине.

3.5. Перемещение грузов 1-й категории (массой одного места менее 80 кг, мелких штучных, которые перевозятся навалом) от склада к месту погрузки или от места разгрузки в склад может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов - 35 м.

3.6. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен выступать над бортами кузова (стандартными и наращенными). При этом груз следует располагать равномерно по всей площади пола.

3.7. Поштучные грузы, которые поднимаются над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными бечевками или хлопчатобумажными канатами. Запрещается применять металлические канаты и провод.

3.8. Ящичный, бочечный и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, сдвиге с места и крутых поворотах) он не смог переместиться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними крепкие деревянные прокладки и распорки.

3.9. При укладывании грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по сходам или уклонам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Запрещается применять вместо клиньев другие предметы.

3.10. Бочки, барабаны и рулоны разрешается загружать вручную путем перекатывания при условии, что склад находится на одном уровне с полом кузова автомобиля.

Если склад расположен ниже уровня пола автомобиля, погрузка и разгрузка катно-бочковых грузов вручную допускается по сходам или уклонам двумя рабочими при массе одного места не более 80 кг, а при большей массе эти грузы необходимо загружать при помощи крепких канатов.

3.11. Грузы, превышающие габариты автомобиля по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), следует перевозить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым груз должен надежно крепиться.

Погрузка и разгрузка длинномерных штучных грузов (труб, рельсов, уголков, бревен, досок, арматуры и т.п.), как правило, должны быть механизированы. Разгрузка вручную требует обязательного применения крепкого уклона. Эта работа должна выполняться не менее, чем двумя грузчиками.

При одновременной перевозке длинномерных грузов разной длины более короткие грузы должны располагаться наверху.

Перевозить грузы, выступающие за боковые габариты автомобиля;

Загораживать грузом дверь кабины водителя;

Грузить длинномерные грузы выше стоек.

3.13. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.п.) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля и торцами груза, для того, чтобы на поворотах и разворотах грузы не цепляли за щит. Для предотвращения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

3.14. При перевозке грузов, превышающих своими размерами ширину платформы автомобиля, свесы должны быть одинаковыми с обеих сторон.

3.15. Погрузку, транспортировку и разгрузку баллонов с сжатыми и сжиженными газами необходимо осуществлять только на специально оборудованных автомобилях. К этим работам допускаются специально обученные рабочие, имеющие удостоверение.

3.16. При работе на штабелях высотой более 1,5 м следует применять переносные инвентарные лестницы, которые должны быть испытаны на прочность (металлические - один раз в 12 мес., деревянные - каждые 6 мес.).

3.17. Подкладки и прокладки в штабелях надо располагать в одной вертикальной плоскости. Не допускается применение круглых прокладок (подкладок).

3.18. Разбирать штабель необходимо сверху вниз уступами. Не допускается выдергивать отдельные материалы из середины штабеля.

3.19. Расстояние от складируемых материалов до бровки котлованов (при углах естественного откоса) должно быть не менее 1 м от бровки или крепления котлована.

3.20. Запрещается опирать складируемые материалы на ограждения, стены строящихся зданий.

3.21. Не допускается многоярусная укладка громоздких грузов неправильной формы, а также грузов в непрочной таре, которая может не выдержать нагрузки верхних рядов.

3.22 Пылевидные материалы, во избежание их распыления при погрузке и разгрузке, необходимо хранить в бункерах и других закрытых емкостях. Загрузочные отверстия должны закрываться защитной решеткой, а люки затворами.

Бункера и другие емкости глубиной свыше 2 м для хранения сыпучих и пылевидных материалов должны быть оборудованы устройствами для предотвращения образования сводов и зависаний материалов или устройствами для принудительного их обрушения.

3.23. Материалы, содержащие вредные или взрывоопасные растворители, необходимо хранить в герметически закрытой таре.

3.24. Материалы при хранении на строительной площадке должны укладываться следующим образом:

Кирпич в пакетах на поддонах - не более, чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабелях высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках:

Стеновые панели - в кассеты или пирамидах;

Стеновые блоки - в штабелях в два яруса на подкладках и прокладках;

Плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках;

Сваи железобетонные прямоугольного сечения - в штабель высотой не более 2,5 м остриями в одну сторону на подкладках и прокладках;

Ригели и колоны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и прокладках;

Профильные листы (листы асбестоцементные волнистые и плоские) - в стопы высотой до 1 м;

Низкосортный металл - в стеллажи высотой не более 1,5 м;

Черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и прокладках;

Провод в бухтах - в штабель высотой до 1,5 м;

Арматурная сетка плоская - в штабель высотой до 2 м;

Метизы (болты, гайки, шайбы, гвозди) должны храниться в деревянных или фанерных ящиках в штабелях не более, чем в 3 яруса;

Трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами против раскатывания;

Трубы диаметром свыше 300 м - в штабель высотой до 3 м и седло без прокладок. Нижний ряд труб должен быть уложен на подкладки и укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами;

Теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2 м с хранением в закрытом сухом помещении;

Рулонные материалы (рубероид, толь) - в контейнерах, установленных в один ярус. Материалы в контейнерах необходимо располагать в вертикальном положении;

Круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания. Ширина штабеля менее его высоты не допускается;

Пиломатериалы - в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля;

Битум - в плотную тару, исключающую его растекание, или в специальные ямы с устройством их ограждения.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Привести в порядок инструмент и приспособления, сдать их на хранение.

4.2. Сообщить руководителя работ обо всех замеченных недостатка во время работы.

4.3. Снять спецодежду, спецобувь, привести их в порядок, сложить в отведенное для них место.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ производственные аварии и несчастные случаи могут возникнуть при:

Складировании материалов и изделий с нарушением требований технических условий и стандартов, оговаривающих условия складирования для данного вида материалов, изделий, несоблюдения технологических проездов и проходов;

Неприменении средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, рукавиц, защитной каски и т.п.);

Несогласованности действий рабочих при совместном выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

Работе с неисправными инструментом и приспособлениями;

Пребывании рабочих спереди от груза, который скатывается или скользит по сходам или уклонам;

Пребывании рабочих позади при закатывании грузов;

Пребывании рабочих в кузове автомобиля-самосвала при разгрузке сыпучих грузов;

Курении, выполнении работ с открытым огнем или использовании металлического инструмента, который может вызвать искру, при разгрузке или складировании грузов с горючими веществами.

5.2. При возникновении пожара необходимо придерживаться требований "Инструкции о мерах пожарной безопасности при проведении строительных работ".

5.3. При аварии или несчастном случае необходимо сообщить об этом руководителю работ, который организует оказание первой медицинской помощи потерпевшему и примет решение о дальнейших действиях работающих и возможности выполнения работ.

5.4. Если обстановка не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не грозит расширением аварии, необходимо ее сохранить такой, какой она была на момент события.

5.5. Если есть потерпевшие, необходимо им оказать первую медицинскую помощь, а при необходимости вызвать “скорую медицинскую помощь”.

5.6. Оказание первой медицинской помощи.

5.6.1. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.

При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживление начинать необходимо немедленно, после чего вызвать «скорую медицинскую помощь».

5.6.2. Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.

5.6.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.

При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.

При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.

При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось, с целью избежания повреждения спинного мозга.

При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.

5.6.4. Оказание первой помощи при ожогах кислотами и щелочами.

В случае попадания кислоты или щелочи на кожу, поврежденные участки необходимо тщательно промыть водой в течение 15-20 минут, после этого поврежденную кислотой поверхность обмыть 5%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или раствором уксусной кислоты.

В случае попадания на слизистую оболочку глаз кислоты или щелочи необходимо глаза промыть тщательно струей воды на протяжении 15-20 минут, обмыть 2%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или 3%-ным раствором уксусной кислоты.

В случае ожогов полости рта щелочью необходимо полоскать 3%-ным раствором уксусной кислоты или 3%-ным раствором борной кислоты, при ожогах кислотой - 5%-ным раствором питьевой соды.

В случае попадания кислоты в дыхательные пути необходимо дышать распыленным с помощью пульверизатора 10%-ным раствором питьевой соды, при попадании щелочи - распыленным 3%-ным раствором уксусной кислоты.

5.6.5. Оказание первой помощи при тепловых ожогах.

При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся пузыри и перевязывать ожоги бинтом.

При ожогах первой степени (покраснение) обожженное место обрабатывают ватой, смоченной этиловым спиртом.

При ожогах второй степени (пузыри) обожженное место обрабатывают спиртом или 3%-ным марганцевым раствором.

При ожогах третьей степени (разрушение кожаной ткани) рану накрывают стерильной повязкой и вызывают врача.

5.6.6. Первая помощь при кровотечении.

Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо:

Поднять раненную конечность вверх;

Кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, сверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом);

В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

5.7. Выполнять указания руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.

______________________ ________________ _________________

(должность руководителя

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

1.1. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж. Перед началом работы мастер или руководитель работ должен ознакомить рабочих с технологией работ и безопасными методами их выполнения. Такой инструктаж проводится обязательно при каждом изменении условий труда.

1.2. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъемных машин и механизмов, должны пройти специальное обучение на право обслуживания этих машин и механизмов.

1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует производить:

  • под руководством специально выделенного опытного работника из числа административно-технического персонала;
  • на спланированных площадках, имеющих уклон до 5град., а в зимнее время на площадках, очищенных ото льда и снега и посыпанных песком или шлаком и др.противоскользящими материалами;
  • средствами малой механизации (лебедками, блоками, домкратами или подъемными кранами в исправном состоянии) для перемещения грузов массой свыше 50 кг (каждое место в отдельности) и длиной более 3м;
  • не создавая опасности для соседних производственных участков и посторонних лиц: пешеходов, жителей.

1.4. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны быть хорошо освещены.

1.5. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва, предоставляются перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Продолжительность и распределение перерывов определяются ответственным руководителем работ.

1.6. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасным методам труда с последующей аттестацией.

1.7. К погрузочно-разгрузочным работам не должны допускаться рабочие и служащие в не отремонтированной спецодежде и с неисправными средствами индивидуальной защиты.

1.8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пылевидными материалами должны быть обеспечены респираторами и противопыльными очками.

1.9. При наличии опасности падения предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски.

1.10. Пути перемещения грузов следует содержать в чистоте, захламленность и загромождение их не допускается.

1.11. При использовании всевозможных такелажных приспособлений (катков, сходен, тачек, канатов и др.), а также ломов и т.д. необходимо проверить их исправность до начала работ.

1.12. При подъеме и перемещении грузов вручную следует соблюдать нормы переноски тяжестей, установленные действующим законодательством:

  • для мужчин старше 18 лет - 50 кг
  • для женщин старше 18 лет:
    • при чередовании с другой работой - 10 кг
    • постоянное в течение рабочей смены - 7 кг
    • подъем тяжестей на высоту более 1,5 м - 10 кг.

1.13. При получении травмы во время работы необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о случившемся руководителю работ:

1.14. За нарушение требований настоящей инструкции рабочие, привлекаемые к погрузочно-разгрузочным работам, несут дисциплинарную или уголовную ответственность в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии и в соответствии с действующим трудовым законодательством.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. Привести спецодежду в порядок, застегнуть обшлага рукавов, волосы убрать под головной убор. Обувь должна быть удобной, без каблуков. Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) не допускается.

2.2. Проверить исправность всех механизмов, такелажа, вспомогательных приспособлений и защитных средств.

2.3. Привести в порядок рабочее место, освободить проходы, проезды, убрать все лишнее, мешающее работе. При производстве работ в темное время суток проверить освещенность рабочих мест.

2.4. Не допускать в опасную зону погрузки и выгрузки лиц, не имеющих прямого отношения к производству погрузочно-разгрузочных работ.

3. Требования охраны труда во время работы.

3.1. При укладке грузов в кузов автомобиля следует соблюдать следующие правила:

  • при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова и должен располагаться равномерно по всей площади кузова;
  • штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Пользоваться для увязки металлическим канатом и проволокой запрещается.
  • рабочие, увязывающие грузы, должны находиться только на погрузо-разгрузочной площадке;
  • ящики, бочки и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы при движении (резком торможении, крутых поворотах) он не мог перемещаться по кузову. Если имеются промежутки, в них следует вставлять прочные деревянные прокладки и распорки;
  • стеклянную тару с жидкостями необходимо устанавливать стоя;
  • не допускается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания при перевозке.

3.2. Перед открыванием бортов автомобилей необходимо убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Вначале следует открывать задний борт, а затем боковые борта, рабочие должны находиться сбоку от скрываемого борта.

3.3. При погрузке и разгрузке грузов в ящиках, во избежание ранения рук, выступающие гвозди и концы железной обвязки необходимо загибать. Прежде чем снять верхний ящик со штабеля, надо убедиться в том, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение.

3.4. При погрузке катучих грузов (труб, бочек) и разгрузке их с автомашин и платформ должны применяться наклонные площадки или слеги с удержанием грузов с противоположной стороны прочными веревками. Переносить эти грузы на спине, независимо от их веса, запрещается.

3.5. Запрещается находиться под опускаемым или поднимаемым по наклонной плоскости грузом. Стоять следует всегда в стороне от него.

3.6. При перекатывании бочек, рулонов, барабанов и т.п. рабочий должен находиться за перемещаемым грузом и не допускать, чтобы он катился быстрее шага рабочего.

3.7. При перекатывании деревянных бочек по земле подталкивать их следует около обручей, тянуть за кромки не разрешается. Тяжелые бочки следует перемещать на роликах или катках.

3.8. Длиномерные грузы вручную (на плечах) разрешается переносить нескольким рабочим примерно одного роста. При переноске и сбрасывании рабочие должны находиться с одной стороны груза.

Переносить груз на черенках лопат, ломах и т.п. запрещается.

3.9. При разгрузке барабанов с кабелем, проводами или тросами и пр. нельзя сбрасывать их с платформ автомобиля на земля. Сгружаемые вручную барабаны необходимо удерживать оттяжками с помощью лебедок или других приспособлений, установленных с противоположной стороны транспортных средств.

3.10. Кантовать тяжеловесные грузы, подводить под них стропы необходимо с помощью специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы, бруски или обрезки труб и т.п. запрещается.

3.11. При переносе и укладке старых досок необходимо следить за тем, чтобы оставшиеся в них скобы и гвозди были вынуты или загнуты заранее.

3.12. Меры безопасности при складировании грузов:

  • при складировании материалов необходимо оставлять проходы и проезды. Ширина проездов зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, проходы должны иметь ширину не менее 1м. Расстояние между соседними штабелями должно быть не менее 0,2м;
  • место складирования материалов должно быть выровнено и утрамбовано;
  • запрещается приваливать (опирать) материалы и изделия к заборам и другим конструкциям, не рассчитанным на боковое давление;
  • при укладке грузов круглой формы обеспечивать их устойчивость с помощью прокладок, упоров и т.п.;
  • при складировании материалов, конструкций и оборудования необходимо принять меры, чтобы не было самопроизвольного их смещения (осыпания, разваливания, раскатывания и опрокидывания);
  • расстояние от места складирования материалов и оборудования до бровок выемок (котлованов, траншей) следует соблюдать согласно проекту производства работ. Во всех случаях это расстояние не может быть менее 1м.

3.13. Материалы, изделия и оборудование при хранении на строительной площадке должны укладываться следующим образом:

  • а) кирпич в пакеты на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7м;
  • б) пиломатериалы - в штабеля высотой при рядовой укладке не более половины ширины штабеля;
  • в) круглый лес - в штабеля не более 1,5м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания; ширина штабеля менее его высоты не допускается;
  • г) мелкосортный металл - в стеллажах высотой не более 1,5м;
  • д) длиномерные и громоздкие материалы и конструкции (трубы средних и больших диаметров, брусья, балки, стальные конструкции, листовой металл и т.п.) - в штабеля высотой не более 1,5м с прокладками между ними;
  • е) крупногабаритное и тяжеловесное оборудование - в один ряд;
  • ж) битум твердый - в плотную тару, исключающую его растекание с устройством ограждения, а жидкий и вязкий - в специальные емкости с устройством их ограждения;
  • з) трубы диаметром до 300м - в штабеля высотой до 3м. На подкладках и прокладках с концевыми упорами;
  • н) трубы диаметром более 300м - штабель высотой до 3м, в седло без прокладок; нижний ряд должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении какой-либо аварийной ситуации погрузочно-разгрузочные работы прекратить.

4.2. Сообщить об аварийной ситуации начальнику подразделения и принять меры по устранению данной ситуации.

4.3. В случае получения какой-либо травмы при выполнении работ, немедленно сообщить руководителю подразделения и инженеру по охране труда и технике безопасности, при необходимости обратиться в мед. Учреждение.

4.4. Знать место нахождения аптечки и уметь оказать первую медицинскую помощь.

4.5. Обстановка, в которой произошел несчастный случае, должна быть по возможности сохранена, если это не грозит жизни других людей, для проведения расследования.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.

5.2. Вымыть лицо и руки теплой водой, при необходимости принять душ.

Раздел:
Короткий путь http://bibt.ru <<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

17. Перемещение грузов вручную требования техники безопасности.

Законодательство об охране труда нормирует работу по перемещению груза. КЗОТ запрещает назначать на погрузочно-разгрузочные работы подростков до 18 лет.

При переноске тяжестей вручную по горизонтальной поверхности на расстоянии до 60 м. предельная нагрузка для взрослого мужчины составляет 50 кг, при условии подъема груза на спину и снятия со спины подсобным рабочим - до 80 кг.

Предельный вес переноски груза для женщин установлен 20 кг, а для 2 женщин на носилках вес груза вместе с носилками не должен превышать 50 кг.

Законодательством установлены нормы перемещения груза на одноколесных, двух- и четырехколесных тележках, а также и на тележках по рельсовому пути.

Для случаев перемещения грузов в вертикальном направлении нормальным подъемом, т. е. подъемом, который можно производить без особых приспособлений, считается 1,5 м. Общий подъем груза на вертикали вручную допускается до высоты 3 м. При укладке груза на этой высоте грузчик должен подниматься по наклонной плоскости с наклоном 1:3 (высота к заложению).

Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

для подростков мужского пола от 16 до 18 лет – 4 кг;

для женщин при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг; постоянно в течение рабочей смены – 7 кг;

для мужчин старше 18 лет – 50 кг.

Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин). Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2 м.

Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы па ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

При ручной переноске деталей тракторов и сельскохозяйственных машин, собранных в небольшие связки необходимо сначала проверить прочность связки.

Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовые куртки, брюки, рукавицы кожаные).

На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.д.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности. ТИОТ - М-Р-001-2000 проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Гигиенические требования к организации и оборудованию учебных кабинетов вычислительной техники.

Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом я не ниже 1,6% на остальной территории.

Указанные значения КЕО нормируются для зданий, расположенных в III световом климатическом поясе. Расположение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается. Размещение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях и дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

В случаях производственной необходимости эксплуатация ВДТ и ПЭВМ в помещениях без естественного освещения может проводиться только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Площадь на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 кв. м, а объем - не менее 20,0 куб. м.

При строительстве новых и реконструкции действующих средних, средних специальных и высших учебных заведений помещения для ВДТ и ПЭВМ следует проектировать высотой (от пола до потолка) не менее 4,0 м. При входе в учебное помещение с ВДТ и ПЭВМ в средних и высших учебных заведениях следует предусмотреть встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок учащихся и студентов. В помещении должны оборудоваться системы отопления вентиляции и кондиционирования.

БИЛЕТ №20

Виды ответственности за нарушение правил охраны труда.

Законодательством предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение правил охраны труда.

Основные требования безопасности, предъявляемые к ручному инструменту.

Ручные инструменты (молотки, зубила, пробойники и т.п.) не должны иметь:

– на рабочих поверхностях повреждения (выбоины, сколы);

– на боковых гранях в местах зажима их рукой заусенцев, задиров и острых ребер;

– на поверхности ручек инструментов заусенцев и трещин, поверхность должна быть гладкой;

– перекаленную рабочую поверхность. ПОТ Р 0-200-01-95.