Главная · Прочее · Избирательные системы и их виды. Виды избирательных систем

Избирательные системы и их виды. Виды избирательных систем

Современную демократию сложно представить себе без такого элемента, как избирательная система. Большинство политологов высказывают поразительное единство, высоко оценивая роль выборов в современном демократическом процессе. Его управляющей структурой можно смело назвать избирательную систему.

Определение избирательной системы

Свод формально определённых правил и приёмов, основное назначение которых состоит в обеспечении участия граждан страны в формировании ряда государственных органов, получил название избирательной системы. Поскольку в современных обществах существуют не только парламентские и президентские, но и выборы в другие органы власти, можно сказать, что избирательные системы вносят значительный вклад в формирование демократических основ общества.

Прежде чем сформировались современные типы избирательных систем, странам, избравшим демократические идеалы, пришлось пройти долгий и тернистый путь борьбы с сословными, расовыми, имущественными и другими ограничениями. ХХ век принёс с собой формирование нового подхода к избирательному процессу, основанному на разработке международной системы норм, в основу которой положен принцип свободы выбора.

В странах, создавших истинные демократические институты, сложились политические системы, предоставляющие доступ к власти и принятию политических решений только на основании результатов свободного всеобщего выбора граждан. Метод, позволяющий получить этот результат, - голосование, а особенности организации этого процесса и подсчёта голосов представляют сложившиеся типы избирательных систем.

Главные критерии

Для уяснения функциональной направленности избирательной системы и отнесения её к тому или иному виду следует иметь представление о том, что представляют собой всенародные выборы. Типы избирательных систем позволяют дополнить понимание выборного процесса, очертить цели и основные задачи, которым они служат. Суть их заключается в том, чтобы перевести решения, принятые избирателями, в определённый конституцией ряд правительственных полномочий и некоторое число мест в парламенте. Различие состоит в том, что именно будет использоваться в качестве критерия отбора: принцип большинства или некая количественная пропорция.

Инструментальные способы, благодаря которым реализуется перевод голосов избирателей в парламентские места и властные полномочия, позволяют наилучшим образом раскрыть понятие и типы избирательных систем.

Сюда включают:

  • количественный критерий, определяющий результаты - либо это один победивший, который получил большинство, либо несколько, исходя из пропорционального представительства;
  • способ голосования и формы выдвижения кандидатов;
  • способ заполнения и вид избирательного списка;
  • тип избирательного округа — сколько мандатов приходится на округ (один или много).

Выбор в пользу каких-либо способов или методов, в совокупности формирующих своеобразие избирательной системы той или иной страны, происходит под влиянием исторических условий, сложившихся культурно-политических традиций, а иногда на основании специфических задач политического развития. Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную.

Обобщённая типология

Главными факторами, позволяющими определить типы избирательных систем, являются способ голосования и метод распределения парламентских мандатов и правительственных полномочий. Тут следует заметить, что чистых систем в виде мажоритарной или пропорциональной не существует - обе на практике являют собой конкретные формы или виды. Их можно представить в виде непрерывной совокупности. Современный политический мир предлагает нам многообразие различных вариантов, исходя из такого же разнообразия демократий. Также открытым остаётся вопрос выбора лучшей из систем, поскольку каждая имеет как достоинства, так и недостатки.

Всё сложившееся в мировой практике многообразное сочетание элементов выборных институтов, формирующих демократические основы того или иного общества, отображают основные типы избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.

Мажоритарные и пропорциональные принципы

Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.

Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы

В основу этой избирательной системы положен принцип, согласно которому места в выборные органы распределяются пропорционально - в соответствии с полученным партией или списком претендентов количеством голосов. Иными словами, партия или список получит то число мест в парламенте, какое количество голосов было за них отдано. В пропорциональной системе решена проблема предыдущей, поскольку абсолютно проигравших нет. Следовательно, те партии, у которых меньше голосов, не утрачивают своё право на распределение мест в парламенте.

Типы избирательных систем - пропорциональная и мажоритарная справедливо считаются основными, поскольку именно их начала составляют фундамент какой-либо избирательной системы.

Смешанная система — итог развития выборного процесса

Нейтрализовать недостатки и некоторым образом усилить достоинства первых двух был призван следующий, смешанный тип избирательной системы. Здесь может использоваться как мажоритарный, так и пропорциональный принцип. Политологи выделяют такие виды смешения: структурный и линейный. Применение первого возможно только в двухпалатном парламенте: здесь одна палата избирается исходя из мажоритарного начала, а вторая - из пропорционального. Линейный вид предусматривает применение тех же начал, но для части парламента, как правило - по принципу "50 на 50".

Типы избирательных систем. Их характеристика

Более подробно разобраться с типологией избирательных систем позволит изучение сложившихся в практике различных государств подтипов.

В мажоритарной системе сложились системы абсолютного, или простого, и относительного большинства.

Разновидности мажоритарного выбора: абсолютное большинство

В данном случае для получения мандатов потребуется наличие абсолютного большинства голосов - 50%+1. То есть такое количество, которое хотя бы на один голос превышает половину численности избирателей в том или ином округе. Как правило, за основу берётся количество проголосовавших или число голосов, признанных действительными.

Кому выгодна такая система? В первую очередь крупным и известным партиям, имеющим многочисленный и постоянный электорат. Для маленьких партий она практически не даёт шансов.

Достоинство этого подтипа заключается в технической простоте определения результатов выборов, а также в том, что победитель будет представителем абсолютного большинства выбравших его граждан. Оставшаяся часть голосов не будет представлена в парламенте - это серьёзный недостаток.

Политической практикой ряда стран, использующих мажоритарную избирательную систему, выработаны механизмы, позволяющие нивелировать ее влияние путём применения повторного голосования и перебаллотировки.

Применение первого предусматривает проведение такого количества туров, какое необходимо для того, чтобы появился кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов.

Перебаллотировка позволяет определить победителя, используя двухтуровое голосование. Здесь кандидата могут избрать уже в первом туре. Однако это становится возможным только при условии, что за него проголосует абсолютное большинство избирателей. Если этого не случилось, то проводят второй тур, в котором необходимо набрать всего лишь простое большинство.

Несомненным достоинством данного механизма является то, что победитель будет выявлен в любом случае. Он применяется при президентских выборах и характеризует тип избирательной системы РФ, а также таких стран, как Франция, Украина, Беларусь.

Относительное большинство, или первый у финиша

Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так - «первый, кто достиг финиша».

Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.

Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.

Пропорциональный принцип: списки и передача голосов

Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.

Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.

Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.

Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.

Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.

Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.

Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.

Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.

Тип системы Подсистема и ее характеристики Тип избирательного округа Формы голосования Страны применения
Мажоритарная Относительное большинство Одномандатный За одного кандидата в один тур Великобритания, США
Абсолютное большинство в два тура Одномандатный За одного кандидата в два тура Франция, Беларусь
ПропорциональнаяСписочная система партийного представительства Многомандатный: страна - один округ (полное партийное представительство) За список в целом Израиль, Голландия, Украина, Россия, Германия
Ограниченное представительство. Система многомандатных округов За списки с элементами преференцирования Бельгия, Дания, Швеция
Система передачи голосов Многомандатный За отдельных кандидатов, голосование по преференциям Ирландия, Австралия (сенат)
Смешанная Линейное смешение Одно- и многомандатный Германия, Россия (Госдума), Венгрия
Двойное голосование Одно- и многомандатный За отдельного кандидата и за списки Германия
Стуктурное смешение Одно- и многомандатный За отдельного кандидата и за списки Россия, Германия, Италия

Тип избирательной системы в России

В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства - Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.

Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:

  • при выборах президента страны;
  • при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
  • при проведении выборов в муниципальные органы.

Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.

Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая - по единому округу на основе пропорциональных начал.

В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.

Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Любое демократическое государство характеризуется наличием честных выборов и референдумов. Выборы в Российской Федерации проходят регулярно. Каким образом они организуются, что говорится в законодательстве об избирательной системе в РФ? Попытаемся разобраться в нашем материале.

Выборы в демократическом государстве

Система организации выборного процесса являет собой необходимый элемент реализации народовластия. Это базовый принцип российской государственности. Российская Конституция содержит в себе основополагающие принципы, относящиеся к формированию и реализации выборов. Положения имеют высшую юридическую силу, непосредственное действие и выстроенный порядок реализации на территории всей страны.

В основном законе страны обозначена конституционно-юридическая схема взаимоотношений между институтом выборов и демократией как политической формой формирования власти. Фундаментальной является характеристика таких институтов, как референдум и выборы. Это высшие способы выражения власти народа. Именно эти два инструмента составляют избирательную систему в РФ.

К конституционным основам развития политической демократии относятся верховенство основного нормативного акта - Конституции, федеральных законов и законодательства регионов страны. Обеспечивается единство структуры государственной власти, разграничение обязанностей, полномочий и предметов ведения между центральными и субъектными органами.

Для понимания того, как именно устроена избирательная система в РФ, следует обратиться к статье 32 российской Конституции. В ней сказано, что возможность избираться и быть избранными в органы государственной власти и инстанции местного самоуправления есть субъектное право граждан Российской Федерации. Право выбирать именуется активным, а право избираться - пассивным. На основе этих двух возможностей и формируется система избирательного права в РФ.

Ценность выборов

Какое значение имеет институт выборности в Российской Федерации? Реализация основных принципов избирательной системы, как уже было сказано, является основополагающим критерием соблюдения демократии в стране.

На современном этапе сохраняется проблема переходности политических институтов. Старые инстанции еще сохраняют свое влияние на разработку и принятие решений стратегического характера, а новые органы еще не имеют необходимых качеств для адекватного влияния на политику будущего развития и ее регулирования.

Таким образом, в рассматриваемой системе сохраняются две противоположные тенденции: реставрация и модернизация. Они олицетворяют собой сопутствующие технологии социального управления: авторитаризм и демократию. Это проявляется в перманентных институциональных конфликтах и кризисах. Разрешение последних допустимо лишь путем достижения согласия между ведущими социально-политическими группами и силами. Это предполагает, в свою очередь, присутствие механизма согласования позиций и интересов. Основополагающим инструментом здесь являются выборы - избирательная система в РФ.

Выборы являют собой важнейший институт организации и реализации публичной власти в современных политических обществах. Они образуют новую проблемную сферу и отдельную область профессиональной деятельности.

Принципы системы

Избирательное право и избирательная система в РФ базируются на ряде важных принципов. Первый и основной принцип уже был разобран выше - это демократизм. В любом демократическом государстве приоритетной задачей является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Избирательное право как система юридических институтов имеет своей целью защиту социальных интересов.


Еще один принцип связан с гуманностью. По сути, любая юридическая система носит гуманистический характер, так как направлена на защиту общественных прав и свобод.

Итак, три общих принципа избирательной системы в РФ тесно связаны друг с другом: демократизм обладает гуманистическим характером, вследствие чего в стране обеспечивается защита прав и свобод граждан.

Следующая группа принципов именуется специальной. Здесь следует выделить всеобщность избирательного права, а также его прямой и равный для всех характер. Должна обеспечиваться тайна голосования, а также добровольность участия в выборном процессе. При этом государственные власти должны помнить про обязательность организации выборов, их периодичность, независимость избирательных комиссий, а также гласность и открытость при подсчете голосов.

Виды избирательных систем в РФ

Что представляет собой избирательная система? Это совокупность социальных отношений, которые связаны с выборами инстанций публичной власти. Сфера таких отношений достаточно объемна, а потому ее принято делить на несколько форм.

Первый вариант именуется мажоритарной избирательной системой. В РФ это система большинства. Избранным считается то лицо, за которое было подано наибольшее количество голосов. Голоса, которые были поданы за прочих кандидатов, исчезают. Данная система считается единственно возможной при избрании одного должностного лица. Применение подобной системы для выборов коллегиальной властной инстанции, предположим, палаты парламента, влечет за собой формирование одномандатных избирательных округов. Получается, в каждом округе должно быть выбрано только одно должностное лицо.

Существуют два типа мажоритарной системы: абсолютная и относительная. При абсолютной системе кандидат должен набрать 50 процентов и еще один голос. При относительной форме мажоритарной системы кандидат набирает простое большинство голосов.

Второй вариант избирательной системы именуется пропорциональным. Основная идея заключается в получении в парламенте того числа мандатов, которое пропорционально числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборном процессе. Основным недостатком такой системы является ее сложность. Тем не менее, пропорциональная форма в достаточной степени справедлива. Избиратель определяет свои политические предпочтения в рамках списка кандидатов.

Третий вариант именуется смешанным или полупропорциональным. Здесь объединены две описанные выше системы. На требовании большинства голосов для реализации выборного процесса, даются некоторые возможности представительства меньшей части избирателей. Используется правило ограниченного вотума, согласно которому избиратель голосует не за число кандидатов, которое равняется количеству подлежащих избранию депутатов, а за число гораздо меньшее.

Источники российского избирательного права

Разобравшись с основными видами избирательных систем в РФ, следует уделить внимание законодательной базе, благодаря которой и функционирует вся рассматриваемая структура.

Основным нормативным источником избирательной отрасли права является, конечно же, Конституция РФ. О ее статье 32, которая регламентирует выборный процесс в Российском государстве, уже было сказано выше.


В статье 15 главного закона страны говорится о приоритете международных норм над отечественными положениями. Здесь дается отсылка на необходимость соблюдения международных договоров. В сфере избирательного права это, например, Международный пакт о политических гражданских правах 1966 года. Здесь же следует выделить решения Суда по правам человека, конвенции ООН и многое другое.

В отечественной системе источников, помимо российской Конституции, следует выделить ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав", ФЗ "О президентских выборах", ФЗ "О выборах в Госдуму" и ряд других нормативных актов.

Федеральная избирательная система

Выборы депутатов в нижнюю палату парламента, Государственную думу, являются отличным примером работы федерального избирательного права и избирательной системы в РФ. Исторически сложилось, что именно выборы в представительный орган в значительной мере определяли направления развития всей системы российского избирательного законодательства.


Вторым важным элементом в рамках работы центральной выборной системы являются выборы российского главы государства - президента. Это должностное лицо назначается каждые шесть лет путем прямого изъявления гражданской воли.

Оба явления регламентируются соответствующей нормативной базой. Во-первых, это Конституция РФ, коей определяются основные направления отечественной избирательной системы. Во-вторых, это федеральные законы "О выборах президента" и "О выборах депутатов Госдумы".

Выборы в Государственную думу

Понятие избирательной системы в РФ можно рассматривать через призму процедуры формирования нижней палаты парламента - Государственной думы. Это процесс всеобщего, тайного и непосредственного голосования по назначению должностными полномочиями 450 депутатов. Реализуется такая процедура каждые 5 лет.

В соответствии с действующим законодательством, из 450 мандатов половина распределяется между политическими партийными списками, которые получили по результатам избрания не менее 5% голосов. Во вторую половину входят депутаты - победители выборов в одномандатных округах.


Согласно ФЗ "О выборах депутатов в Госдуму", депутаты наделяются полномочиями по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, которые были поданы за федеральные списки кандидатов. Выборы каждого нового созыва инициируются главой государства. Решение о начале избирательного процесса должно быть вынесено не ранее чем за 110 дней и не позже, чем за три месяца до начала выборного процесса.

День голосования - это первое воскресенье месяца, в который истекает конституционный срок полномочий нижней парламентской палаты. Формирование списка кандидатов происходит посредством включения кандидатур в федеральный список кандидатов. Каждая политическая партия способна выдвинуть только один список.

Проблемы выборов в Госдуму

Российская Федерация - государство относительно молодое. Оно появилось в 1991 году, а основной его закон, Конституция, и вовсе увидел свет лишь в 1993 году. Из-за этого существующую избирательную систему, так же как и политический строй, нельзя назвать совершенной. Проблемы системы становятся особенно заметны при анализе процедуры выборов в российскую Государственную думу.

На стадии подготовки и лицензирования списка кандидатов начальство избирательных объединений и блоков нередко оставляет в стороне мнение региональных структур. Как итог - рядовые избиратели отлучаются от контроля за важнейшей стадией выборного процесса. Частыми являются случаи, когда лидеры партий включали в списки любого, кто готов помогать компании - в том числе финансово. Это очевидная проблема существующей избирательной системы, поскольку заметно снижается эффективность работы политической структуры. Не помогают даже установленные законом правила выдвижения кандидатов.


Для решения проблемы законодателям следует задуматься о том, какая избирательная система в РФ будет более эффективной. Замена существующей смешанной системы выборов мажоритарной формой избрания депутатов являет собой радикальную меру, но практика других стран показывает ее качество.

Второй вариант оптимизации системы предполагает сохранение полупропорциональной формы выборного процесса, но уменьшение количества депутатов до 150 человек. По заявлениям некоторых экспертов, это позволит сохранить позитивное влияние на развитие многопартийности, и в то же время ограничить до разумных пределов влияние политических обществ на процедуру формирования Госдумы.

Выборы главы государства

Избирательная система президента РФ обладает рядом специфических особенностей, о которых следует рассказать. Согласно ФЗ о президентских выборах в РФ, глава государства должен иметь гражданство страны, в которой собирается воспользоваться пассивным избирательным правом. Он должен быть не моложе 35 лет, а срок его постоянного проживания на российской территории должен составлять 10 лет минимум. Одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд.


Российский президент наделяется должностными полномочиями сроком на шесть лет. Избирательная система на выборах президента РФ выстроена на базе принципов равности голосов, тайны и прямого голосования.

Выборы реализуются по единому федеральному избирательному округу, который вбирает в себя всю российскую территорию. Назначает голосование высшая палата Парламента - Совет Федерации. Решение о проведении выборного голосования должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позже чем через три месяца до дня избрания президента.

Региональные выборы

Система избирательных органов РФ в субъектах действует несколько иначе, чем на федеральном уровне. Исходные принципы образования региональных властных структур регламентированы в Конституции. Так, статья 77 основного закона страны гласит о том, что регионы имеют возможность самостоятельного определения правового статуса, порядка избрания и структуры своих представительных органов.

Согласно ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", в российских регионах требуется неукоснительное соблюдение демократических норм и принципов. Должна подчеркиваться недопустимость ограничения гражданских избирательных прав в зависимости от пола, этноса, национальности, мировоззрения, языка, происхождения, имеющейся собственности, отношения к религии и т.д.

Процедура голосования в субъектах РФ мало отличается от федеральной. Реализуются все те же правила и принципы, что и при формировании центральной законодательной системы, либо при наделении президента должностными полномочиями.

Проведения выборов и определения ре-зультатов голосования.

Под избирательной системой (в узком смысле) понимается лишь способ определения результатов выборов, т.е. заключительная стадия выборов. Конечно, применение той или иной избирательной системы оказывает влияние на всю организацию выборов, но главная суть избирательной системы - определение результатов выборов.

Различают следующие виды избирательных систем:

  1. мажоритарную (от французского слова "большинство");
  2. пропорциональную;
  3. смешанную.

Мажоритарная избирательная система

Главная особенность мажоритарной избирательной системы состоит в том, что избранными считаются те кандидаты (список кандидатов), которые получили большинство избирателей .

Разновидности мажоритарной системы:

  1. мажоритарная система относительного большинства;
  2. мажоритарная система абсолютного большинства;
  3. мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший по сравнению сдругим наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько избирателей проголосовало против этого кандидата. Такая система используется при выборах представительных органов, например, в США, Великобритании, Индии. В условиях мажоритарной системы относительного большинства, если выдвинут только один кандидат, то голосование может не проводиться, поскольку достаточно будет того, что кандидат проголосует сам за себя. Ведь получив хотя бы один голос, он наберет самое большое количество голосов, так как других-то претендентов нет.

В нашей стране по мажоритарной избирательной системе избирается половина Государственной Думы, тех, кто баллотируется по одномандатным округам, а также большинство представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления. Некоторые полагают, что мажоритарная система относительного большинства наиболее полно отражает избирателей. Но это не так. Предположим, что в трех избирательных округах по 10 тысяч избирателей. Выдвинуты кандидаты в депутаты от трех партий: А, Б и В. В результате выборов в первом избирательном округе кандидат от партии А собрал 9,5 тысячи голосов. Кандидат от партии Б - 100 голосов, кандидат от партии В - 400 голосов. В другом избирательном округе голоса распределились следующим образом: кандидат от партии А - 3,3 тысячи, партии Б - 3,4 тысячи, партии В - 3,3 тысячи голосов. В третьем избирательном округе кандидат от партии А получил 3,4 тысячи голосов, от партии Б - 3,5 тысячи голосов, от партии В - 3,1 тысячи голосов. В результате по трем округам партия А, набравшая 16,2 тысячи голосов, получит одно депутатское место, партия Б, за кандидата которой проголосовали 7 тысяч избирателей, получит 2 депутатских мандата, а партия В, за которую подали 6,2 тысячи голосов, вообще не получит ни одного депутатского мандата.

Этот пример - свидетельство несовершенства избирательной системы относительного большинства и подтверждение значимости избирательной географии.

Мажоритарная система абсолютного большинства (действует во Франции и некоторых других странах, до 1993 года действовала в России) предусматривает, что победитель-кандидат (список кандидатов) на выборах должен получить более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос как минимум). Если ни один кандидат не получает более половины голосов, то обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре.

Как бы то ни было, мажоритарная система абсолютного большинства при выборах депутатов парламента или иного коллегиального органа представляет собой довольно запутанную, громоздкую систему, требующую достаточно крупных денежных затрат. В этом плане мажоритарная система относительного большинства обходится дешевле, и при ее использовании проще определить победителя.

С другой стороны, в тех странах, где выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, на выборах могут победить и часто побеждают на деле кандидаты, которых поддерживает гораздо менее половины избирателей. Получается, что верх одерживает воля меньшинства, а воля большинства не имеет своего отражения в результатах выборов.

При мажоритарной системе относительного большинства значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых меньшинство подало свои голоса, не считаются избранными.

Возьмем для примера те же три избирательных округа по 10 тысяч избирателей и те же три конкурирующие партии: А, Б и В. Допустим, кандидат от партии А на выборах в первом избирательном округе получил 9 тысяч голосов, кандидат от партии Б - 100 голосов, а кандидат от партии В - 900 голосов. В другом избирательном округе кандидат от партии А получил 900 голосов, кандидат от партии Б - 5,1 тысячи голосов, кандидат от партии В - 4 тысячи голосов. В третьем избирательном округе за кандидата от партии А было отдано 2 тысячи голосов, за кандидата от партии Б - 5,1 тысячи голосов, а за кандидата от партии В - 2,9 тысячи голосов. В данном гипотетическом случае партия А, собравшая 11,9 тысячи голосов, получит только 1 депутатское место. Партия Б, за кандидата которой проголосовало 10, 3 тысячи избирателей, получит 2 депутатских мандата, а партия В, за кандидата которой было подано 7,8 тысячи голосов, всеобще не будет представлена в округе. Вывод тот же: несовершенство избирательной системы абсолютного большинства и значимость так называемой избирательной географии.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с повторным голосованием чаще всего наблюдается при выборах должностных лиц. В нашей стране по такой избирательной системе избирается, например, Президент РФ.

Мажоритарная система квалифицированного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат, получивший заранее установленное квалифицированное (например, 2/3, 3/4 и т.д.) число голосов. Эта система в мировой практике используется крайне редко.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Пропорциональная система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда в них принимают участие политические партии, которые формируют списки своих кандидатов по многомандатным округам.

Распределение депутатских мандатов при пропорциональной системе осуществляется в ряде стран путем установления избирательной квоты (избирательного метра). Ее получают в результате деления общего количества поданных и признанных действительными голосов на число выборных мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

Подробнее

Например, в избирательном округе в ходе выборов всего подано 98 385 голосов. Замещению подлежит 5 мест в представительном органе. Следовательно, избирательная квота (метр) составляет 19 677 голосов. Но в разных избирательных округах на избирательные участки может явиться различное количество избирателей, а значит, в других избирательных округах будет и иная избирательная квота (метр). В отдельных странах законом устанавливается единое для всех избирательных округов число голосов, необходимое для избрания одного депутата (способ единого числа) с целью наилучшего обеспечения принципа равенства. Однако такая практика не получила широкого распространения.

После определения избирательной квоты (метра) от каждого партийного списка депутатские мандаты получает столько человек, сколько раз избирательный метр (квота) укладывается в собранное данной партией на выборах количество голосов. Так, в избирательном округе, где было подано всего 98 385 голосов, за пять депутатских мандатов боролись три политические партии. После подсчета голосов оказались следующие результаты: за список партии А проголосовало 56,7 тыс. человек, за список партии Б было подано 32,3 тыс. голосов, за список партии В - 9385 голосов. Места в выборном органе распределяются следующим образом. Избирательный метр (квота) дважды укладывается в число голосов, полученных партией А, и один раз в количество голосов, собранных партией Б. Партия В пока не получает ни одного мандата. Но распределенными оказались только 3 мандата. Кроме того, избирательный метр (квота) не укладывается целое число раз в количество голосов, собранных каждой из партий. В каждом случае появляется некоторый остаток. Вопрос о том, как учесть эти остатки, является одним из самых сложных при определении результатов голосования по пропорциональной избирательной системе.

Существует несколько способов выхода из данного затруднительного положения. Так, в законодательстве ряда стран закреплено правило наибольшего остатка, под которым понимается самый большой остаток голосов, получившийся после распределения между партиями мандатов посредством применения избирательного метра или естественной квоты. При этом под остатком понимается то количество голосов, полученных партией, которое меньше избирательной квоты. В нашем примере у партии А остаток составляет 17 346 голосов, у партии Б - 12 623, у партии В - 9385 голосов. Следовательно, прежде всего еще один мандат получит партия А, поскольку она располагает наибольшим остатком, партия Б также получит еще один мандат, так как ее остаток второй по величине. Партия В так и остается без мандатов. Пять мандатов распределены таким образом: партия А - три мандата, партия Б - два мандата, партия В - ни одного мандата. При этом принцип пропорциональности несколько искажен, так как в конце концов для получения одного мандата каждой партии пришлось собрать разное количество голосов, а голоса, полученные партией В, вообще оказались неучтенными. Такой метод распределения мандатов называется методом Т. Хэра (по имени изобретателя).

После распределения мандатов между партийными списками, встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые подучат мандаты депутатов. Дело в том, что, как правило, в списке кандидатов больше, чем полученных мандатов по результатам голосования. Известны две системы "жестких" и "мягких" списков.

При "жестких" очередность кандидатов определяется партией уже при формировании списка: депутатами становятся в порядке "очередности", указанной в списке.

При "гибких" списках избирателям предоставляется возможность изменить порядок, очередность расположения кандидатов путем преференциального (от французского слова "предпочтение") голосования. Особенность преференциального голосования состоит в том, что избиратель имеет право указать, в какой очередности должны предоставляться мандаты кандидатам внутри партийного списка, в случае, если этот список набрал необходимое количество голосов.

Подробнее о заградительном барьере

В ряде стран при применении пропорциональной избирательной системы действует заградительный барьер.

В этом случае партии, получившие меньший процент голосов, чем это устанавливает закон, не допускаются к распределению депутатских мандатов, хотя бы они и получили в тех или иных округах или в целом в общегосударственном округе такое число голосов, которое достаточно для избрания небольшого числа депутатов. Заградительный барьер неодинаков в разных странах: 1,5% в Израиле, 4% в Болгарии, 5% в Германии, 8% в Египте, 10% в Турции. На выборах в Государственную Думу РФ в 1995 и в 1999 гг. действовал 5% заградительного барьер.

Заградительный барьер предназначен для того, чтобы в парламенте были представлены крупные партии, действительно имеющие влияние среди населения, чтобы депутаты в парламенте не дробились на многочисленные группы в связи с мелкими и мельчайшими интересами. Заградительный барьер преследует также цель, чтобы правительство опиралось в парламенте на определенные крупные партии, а в парламентских республиках и парламентских монархиях - на партийноебольшинство. Он, конечно, искажает пропорциональную избирательную систему, смысл которой состоит в справедливом распределении мест между партиями, но его оправдывают необходимостью.

Противники пропорциональной системы в качестве одного из ее недостатков указывают обезличенность партийных списков. Ведь избиратели голосуют за списки, составляемые партиями, то есть за партию, за их лидеров, а не за конкретных депутатов. Партии включают в списки, как правило, столько кандидатов, сколько депутатов избирается в представленный орган власти от данного избирательного округа. Депутатами становятся кандидаты, стоящие под первыми порядковыми номерами в списке. Но было бы явным преувеличением считать, что избиратели голосуют исключительно за партийные списки, ничего не зная о конкретных кандидатах.

Против пропорциональной системы выдвигают еще один аргумент: невозможность при определенных обстоятельствах обеспечить стабильное большинство в коллегиальных представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства. Поэтому в отдельных странах, выбирая ту или иную пропорциональную избирательную систему, сознательно идут на введение такой избирательной системы, которая несколько искажает пропорциональность представительства. В странах, где, как правило, в результате выборов в течение длительного времени не удается сформировать в парламенте устойчивого большинства, во многих случаях предпочитают искажения пропорциональности в пользу крупных партий. Ведь отсутствие парламентского большинства в течение длительного времени (особенно в парламентарных государствах) способно привести к сложностям в управлении страной, следствием чего может стать дестабилизация политической жизни, а это уже чревато подрывом демократических устоев. В странах, где крупные партии или партийные блоки регулярно завоевывают большинство мест в парламенте (причем в течение довольно долгого времени большинство может находиться у одной партии или периодически переходить от одной партии к другой), часто ставится задача с целью развития демократии обеспечить адекватное представительство в парламенте разнообразным политическим силам, для чего вводят избирательную систему, при которой пропорциональность несколько искажается в пользу мелких партий.

Некоторые авторы, сравнивая мажоритарную и пропорциональную системы, пытаются выявить их достоинства и недостатки, исходя при этом из посылки, что применяемая избирательная система призвана обеспечить решение двух главных задач:

  1. постоянное взаимодействие представительного органа с населением, которое этот орган представляет;
  2. обеспечение выражения общей воли, настроений представленного населения.

Авторы этих исследований применительно к выборам органов местного самоуправления приходят к выводу, что наибольшей популярностью в России пользуется мажоритарная система выборов по одномандатным округам. При этом они выделяют ряд достоинств и недостатков этой системы.

К преимуществам обычно относят приближенность избранных депутатов к своим избирателям: депутатам хорошо знакомы свои избирательные округа, интересы их жителей и депутата и его политические качества знакомы избирателям. Недостатком является следующее: у сформированного на такой основе представительного органа местного самоуправления отсутствует единый проект развития территории муниципального образования; каждый депутат стремится решить проблемы своего округа.

Пропорциональная же избирательная система обладает рядом противоположных качеств: она ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед избирателями, но в то же время представительный орган является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития муниципального образования.

Проблема применения пропорциональной системы заключается в неразвитости политической структуры общества, отсутствии устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне. При этом имеются в виду не столько чисто политические муниципальные избирательные объединения, сколько так называемые муниципальные (ратушные) партии. Этим термином принято обозначать объединения избирателей в муниципальных образованиях на основе общности взглядов в отношении предпочтительных путей развития территорий.

По мнению исследователей, более уместно применение смешанной системы.

Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система применяется при выборах депутатов и соединяет себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Избирательная система в РФ

Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. Избирательная система является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны. Политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. В зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

Избирательная система РФ – это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти РФ, субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также должностных лиц.

Правовую основу избирательной системы составляет совокупность соответствующих правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также в федеральных законах «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (18.05.2005), «О выборах Президента Российской Федерации» (10.01.2003), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (12.06.2002) и др.

При осуществлении выборов в законодательный (представительного) орган власти применяется смешанная избирательная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. С.и.с. соединяет в себе преимущества мажоритарной и пропорциональной систем и в определенной мере исключает либо компенсирует их недостатки. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" половина состава этой Палаты избирается по одномандатным округам, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Вторая половина избирается по партийным (федеральным) спискам, которые баллотируются по единому федеральному избирательному округу, а мандаты между ними распределяются по пропорциональной системе. При применении С.и.с. каждый избиратель наделяется двумя голосами: одним - в одномандатном избирательном округе, другим - в федеральном избирательном округе. Подсчет голосов избирателей осуществляется раздельно (за кандидатов по одномандатным округам и за федеральные списки) по методике, определенной вышеназванным Законом.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система пропорционального представительства партий и движений в парламенте, основанная на том, чтобы каждая партия или движение получали в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за их кандидатов на выборах.

ПИС применяется при проведении выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу и используется там, где количество мест, получаемых политической партией либо движением, блоком, пропорционально числу голосов, поданных за общефедеральные партийные списки в масштабах страны либо в рамках одного или нескольких многомандатных избирательных округов, на которые делится государство. Такая система используется при выборах в парламенты Испании, Италии, ФРГ, Израиля и ряда других стран в сочетании с мажоритарной системой либо в чистом виде. В РФ такая система впервые была применена в 1993 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы.

В соответствии с П.и.с. распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом:

1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (в зарубежной избирательной практике это частное именуется избирательной квотой);

2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система определения результатов выборов, согласно которой избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов. М.и.с. является наиболее применяемой при формировании парламентов.

По М.и.с. проводились выборы половины депутатов Государственной Думы первого и второго созывов. При разработке нового закона о выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва Президент РФ настаивал на том, чтобы депутаты избирались исключительно по одномандатным округам. Однако законодатель не согласился с таким подходом, отдав предпочтение существовавшему положению. В настоящее время большинство субъектов РФ применяют М.и.с, в то время как немногие из них отдают предпочтение смешанной избирательной системе. М.и.с. используется также преимущественно при проведении выборов представительных органов местного самоуправления.

Достоинство М.и.с. в ее результативности (выборы во всех случаях заканчиваются победой одного из кандидатов), персонифицированности, т.е. каждого депутата избирают в личном качестве (избиратель голосует не за список кандидатов, а за конкретного кандидата), в непосредственной связи избранного депутата и избирателей (что дает возможность депутату быть избранным на следующих выборах). К недостаткам относят невысокую представительность, или репрезентативность, победившего депутата, потерю голосов избирателей, голосовавших за проигравшего кандидата. Получается так, что чем больше кандидатов выдвинуто на выборах, тем меньше голосов требуется набрать победителю.

Различают М.и.с. абсолютного и относительного большинства. Кроме того, применяется так называемая М.и.с. квалифицированного большинства.

Согласно мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, за которого отдано абсолютное число голосов (50% + 1). Такая система определения результатов выборов используется при проведении выборов Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента РФ" (ст. 72) избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках. При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства для победы на выборах необходимо набрать фиксированное или определенное число голосов (25%, 30%, 2/3 голосов избирателей, участвующих в выборах).

Мажоритарная избирательная система относительного большинства представляет собой такой способ голосования, когда избранным считается тот кандидат, за которого отдано голосов больше, чем набрал каждый из конкурирующих с ним кандидатов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 79) избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. При М.и.с. абсолютного и квалифицированного большинства голосование проводится в два тура, а при М.и.с. относительного большинства - в один тур.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда Минимальный возраст кандидата 21 год при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 год при выборах главы местного самоуправления; срок обязательного проживания на указанной территории - свыше одного года. Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях. Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за кандидата (список кандидатов) непосредственно. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)". Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели. На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Р Ф устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации. http://www.lawpravo.com

Весь избирательный процесс складывается из ряда взаимосвязанных между собой закрёпленных в законодательном порядке стадий. Это, во-первых, составление списков избирателей, которые представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения в срок не позднее 20 дней до начала выборов.

Во-вторых, формирование избирательных комиссий, избирательных участков и избирательных округов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Федерации работают на постоянной основе. Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью других комиссий по выборам на федеральном уровне и проведению федерального референдума, распределяет эфирное время между кандидатами, распоряжается финансовыми средствами, выделенными из государственного бюджета для проведения выборов, разрабатывает инструкции и даёт разъяснения, касающиеся других выборов, а также выполняет иные непосредственно связанные с организацией и проведением выборов функции.

В-третьих, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов и на выборные государственные должности. Правом выдвижения кандидатов обладают группы избирателей (инициативные группы); избирательные объединения или блоки объединений; граждане, обладающие избирательными правами (самовыдвижение и выдвижение других граждан); трудовые коллективы и собрания избирателей (на выборах в органы местного самоуправления). Регистрация кандидатов или списка кандидатов избирательного блока (объединения) осуществляется в соответствующих избирательных комиссиях. Для регистрации требуется собрать определённое, установленное законом число подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или же внести специальный избирательный залог. Размер залога и порядок его внесения определяется в законодательном порядке. На выборах Президента России внесение избирательного залога вместо списка подписей в поддержку кандидата на этот пост не допускается.

В-четвёртых, предвыборная агитация кандидатов, осуществляемая в формах выступлений по радио и телевидению, публикаций в газетах и журналах, проведения собраний и встреч с избирателями, шествий, митингов и демонстраций, и др. Установленные законом сроки начала предвыборной агитации– со дня регистрациикандидата; окончания– за сутки до дня голосования. За 3 дня до начала голосования запрещается публиковать в средствах массовой информации всякого рода прогнозы, результаты социологических опросов, иные исследовательские материалы, касающиеся выборов. Все расходы, связанные с проведением предвыборной агитации, компенсируются только за счёт избирательного фонда кандидата или объединения. Согласно закону каждому кандидату в предвыборной агитации должны быть предоставлены равные условия.

В-пятых, голосование и определение результатов выборов. Голосование на выборах обычно проводится в календарный выходной день. Граждане России голосуют бюллетенями в обозначенное законом время на избирательных участках. Исключение составляют больные и инвалиды, неспособные самостоятельно прийти на избирательный участок и по этой причине голосующие на дому.

При голосовании устанавливается определённый процент явки избирателей, при котором выборы признаются состоявшимися. Наиболее высокий процент явки избирателей устанавливается на выборах в Государственную думу и на выборах Президента России. Он составляет соответственно 25 и 50% от общего числа избирателей.

Подсчёт голосов, поданных за того или иного кандидата, осуществляется на избирательных участках членами участковой избирательной комиссии. Результаты голосования заносятся в протокол, который передаётся в вышестоящие избирательные комиссии. Окончательные результаты выборов определяются в зависимости от того, какая разновидность избирательной системы, предусмотренная законом (мажоритарная или пропорциональная), используется на тех или иных выборах.