Главная · Бытовая техника · Как почистить бензобак на бензопиле. Как прочистить карбюратор бензопилы. Конструктивные составляющие бензопилы

Как почистить бензобак на бензопиле. Как прочистить карбюратор бензопилы. Конструктивные составляющие бензопилы

Своевременная очистка бензопилы обеспечит длительный срок эксплуатации инструмента. Как часто следует проводить эту процедуру зависит от интенсивности использования.

Внимание! Прежде, чем приступить к чистке инструмента, необходимо слить горючее из бака, снять пильную цепь и уложить её в масло, а также проверить на предмет наличия возможных повреждений.

Как утверждают специалисты по сервисному обслуживанию, по завершении работ необходимо почистить основные элементы бензопилы:

  • Цепной тормоз, загрязнение которого во время работы опилками, стружкой и другим мусором, приведет к ухудшению его работы. Очищают данный элемент с помощью керосина.
  • Воздушный фильтр. Наилучшими способами очистки фильтров бензопилы являются простое выстукивание и продувка. Для устранения более серьезных загрязнений, рекомендуем предварительно погрузить деталь в резервуар с невоспламеняемым жидким моющим средством. Можно использовать теплую мыльную воду. Перед установкой фильтр необходимо тщательно просушить. В случае повреждения фильтрующего материала соответствующие элементы необходимо немедленно заменять.

Кроме того:

  • Проверьте наличие масла, если оно закончилось, долейте до нужного уровня. Если цепь ослабла, подтяните. При необходимости долейте необходимое количество топливной смеси.
  • Ведомую звездочку шины следует смазывать и погружать в подогретое масло после каждого часа работы инструмента.

На что еще нужно обратить внимание при очистке бензопилы?

Из окон цилиндра, камеры сгорания, поршневых канавок, колец и днища поршня через каждые 25 часов эксплуатации удалять пыль. Прочистите канавки направляющей шины - для этого можно использовать небольшую отвертку, а для масляных отверстий - проволоку.

Если Вы заметили, что производительность инструмента стала ниже, возможно, засорился глушитель или диск вентилятора, прочистите его. Время от времени рекомендуем переворачивать направляющую шину и проверять звездочку и муфту сцепления. Открытые места, подверженные коррозии, нужно смазывать маслом. Если Вы планируете поставить инструмент на длительное хранение, советуем законсервировать его.

Интернет-магазин "Купи на дачу" - выгодные условия для каждого клиента!

Совершать покупки у нас приятно и выгодно, потому что мы:

  • реализуем продукцию, качество которой подтверждено сертификатами;
  • доставляем товар в любую точку на территории РФ (с более подробной информацией об условиях транспортировки техники можно ознакомиться на нашем сайте);
  • осуществляем сервисное обслуживание и бесплатную предпродажную подготовку.
  • Характерные неисправности бензопил
  • Быстрое устранение неисправностей бензопилы
  • Профилактика неисправностей бензопилы

Проблемой при работе на дачном участке при строительстве или ремонте могут стать неисправности бензопилы.

При продолжительной работе у любой бензопилы появятся те или иные неисправности, которые можно устранить своими руками.

Несмотря на то, что бензопила не очень сложный, достаточно надежный и доступный инструмент, поломки, выход ее из строя или перебои в работе приводят к неоправданным затратам времени и расходам на ремонт или замену инструмента.

Характерные неисправности бензопил

Для того чтобы избежать появления поломок и неисправностей бензопилы, необходимо соблюдать правила технической эксплуатации и обслуживания инструмента. В частности, вовремя осуществлять заточку цепи, следить за ее состоянием, не допускать ослабления, перекручивания или заклинивания цепи. Если использовать бензопилу с неисправным маслонасосом, подающим масло на цепь, то последняя может износиться и разорваться. В этом случае требуется замена цепи. Обрыв или заклинивание цепи является достаточно частой причиной выхода инструмента из строя. Необходимо следить за уровнем масла в масляном баке бензопилы, использовать масла соответствующей марки, периодически проверять исправность маслонасоса и контролировать подачу масла на ведущую звездочку цепи.

Другие характерные неисправности бензопил:

  1. Сложности с запуском двигателя.
  2. Недостаточная мощность двигателя при работе.
  3. Появление посторонних шумов.
  4. Неравномерность работы.
  5. Резкое отклонение числа оборотов двигателя.

Сложности с запуском двигателя могут быть обусловлены низким качеством топливной смеси , неправильным ее составом, попаданием в топливо влаги или других посторонних примесей. Помимо этого, запуск двигателя может быть невозможен вследствие повреждения отдельных узлов двигателя. Нарушение подачи топлива из-за засорения карбюратора, обрыв топливного шланга или высоковольтного провода свечи, засорение глушителя или заклинивание поршня приводят к тому, что двигатель не удается запустить.

Для обслуживания и ремонта бензопилы используются следующие инструменты:

  • станок для заточки цепи;
  • отвертки;
  • комплект ключей;
  • пассатижи;
  • тестер или мультиметр;
  • тонкое шило;
  • воронка;
  • мерная емкость для масла;
  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • ветошь для протирки.

Вернуться к оглавлению

Быстрое устранение неисправностей бензопилы

Поломки бензопил, обусловленные износом цепи, устраняются путем заточки цепи при помощи специального станка . При установке цепи следует проверить величину ее натяжения, наличие смазки, степень износа и целостность зубьев ведущей звездочки цепи. При наличии критического износа или деформации звеньев цепи или зубьев ведущей звездочки их следует заменить.

Первым шагом при устранении неисправностей бензопилы, связанных с запуском двигателя, является проверка наличия и качества топливной смеси, процесса ее подачи в двигатель. Если топливная смесь хранилась более недели, ее необходимо слить и заменить свежей. Отсутствие смеси или затруднение подачи топлива в двигатель контролируется по состоянию свечи после нескольких пробных запусков.

Свеча, вывернутая из двигателя, должна иметь следы топлива, зазор между контактами должен быть чистым, и его величина должна составлять 0,5 мм. Если свеча залита топливной смесью, ее следует аккуратно протереть и высушить, а цилиндр и глушитель освободить от излишков топлива. Зазор свечи можно очистить от нагара шилом и тонкой наждачной шкуркой.

В случае если свеча сухая, то есть если топливо не поступает в двигатель, нужно снять и прочистить карбюратор.

Необходимо проверить целостность топливного шланга и проконтролировать подачу топлива из него в карбюратор и двигатель. Для чего топливный шланг отсоединяется от двигателя, в результате топливо должно свободно вытекать из шланга. Если этого не происходит, необходимо проверить и заменить топливный шланг. Помимо этого, следует прочистить или заменить воздушный и топливный фильтры.

Иногда подача топлива затрудняется вследствие засорения отверстия в крышке топливного бака, предназначенного для подачи воздуха в бак. Если отверстие засорилось, его можно прочистить тонким шилом или иглой. Двигатель бензопилы не будет нормально работать и вследствие засорения глушителя, для прочистки его необходимо снять и удалить из него загрязнение и нагар.

Для проверки работы блока зажигания необходимо надеть на вывернутую свечу колпачок высоковольтного провода, а металлический корпус свечи прижать к блоку цилиндра плоскогубцами с изолированными ручками. Тогда при запуске можно проконтролировать наличие искры голубого цвета, что свидетельствует о нормальной работе блока зажигания. При отсутствии искры необходимо прозвонить провод зажигания при помощи тестера и проверить исправность переключателя блокировки зажигания. Для нормальной работы двигателя переключатель блокировки зажигания должен быть разомкнут.

Характерная неисправность модуля зажигания – нарушение величины зазора между катушкой и магнитами маховика. Величина зазора блока зажигания должна составлять 0,2 мм. При необходимости зазор устанавливается с помощью регулировочных винтов и контрольной прокладки толщиной 0,2 мм. Неисправный модуль зажигания необходимо заменить.

Если после проверки свечи, топливного шланга, карбюратора и блока зажигания двигатель не заводится, необходимо проверить состояние цилиндра и поршня. Для обеспечения надежной работы карбюратора и самого двигателя поршень и цилиндр двигателя не должны иметь царапин, трещин и нагара, поршневые кольца должны свободно прокручиваться и плотно прилегать к стенке цилиндра. Качество поверхности устройств можно оценить после разборки двигателя и извлечения цилиндра. Крышка последнего снимается, поршень извлекается и проверятся на наличие повреждений и нагара.

При наличии небольших повреждений цилиндр растачивается до ремонтного размера, поршневые кольца заменяются. Наличие сколов, деформаций или царапин на цилиндре свидетельствуют о необходимости его замены. Такого рода повреждения могут возникать при плохом качестве топливной смеси, а также при перегрузках или перегреве двигателя при работе.

В этой статье мы объясним, почему случаются поломки тех или иных узлов бензопилы и как их устранить. Если ваша пила перестала заводиться или работает не так, как должна - не спешите отправлять ее в сервис. Самого простого ремонта может оказаться достаточно, чтобы вернуть инструмент

К жизни.

Большинство поломок бензопилы весьма тривиальны. Мнимое ощущение сложности конструкции пропадает после первой полной разборки, ведь принцип работы всех узлов механизма предельно прост и интуитивно понятен. Поэтому запаситесь гаечными ключами и головками размером от 6 до 22 мм, отвертками под шлиц, крест, шестигранными ключами и съемником стопорных колец. Слейте перед разборкой масло и топливо, расстелите под пилой чистую ветошь.

Описание конструкции и разборка пилы

Полностью разбирать пилу при устранении поломок, как правило, не нужно. Работа ведется над одним или несколькими узлами бензопилы:

  1. Цепь, шина, сцепление и инерционный тормоз. Доступ можно получить, сняв боковую крышку с правой стороны, ослабив гайки крепления шины и болт натяжения цепи. Тормоз находится в полости крышки.
  2. Сцепление расположено на валу двигателя слева от пильной шины.
  3. Система смазки цепи. Маслонасос расположен под корзиной сцепления или встроен в корпус картера.
  4. Глушитель расположен во фронтальной части бензопилы, закреплен двумя гайками.
  5. Воздушный фильтр находится в верхней части бензопилы сразу под крышкой.
  6. Карбюратор находится сразу под воздушным фильтром, соединение с цилиндром двигателя может выполняться через адаптер.
  7. Система зажигания находится под левой боковой крышкой, в полости которой расположен ручной стартер.
  8. Цилиндр двигателя. Он крепится к картеру четырьмя винтами с нижней стороны.


Решение проблем с топливной системой и подготовкой топлива

Нарушение дозировки масла в бензине ведет к падению мощности, активному засорению цилиндра, а после этого - к выходу из строя поршневой. Первые признаки неправильной заправки - повышенная дымность выхлопа или сухой, трескучий звук при работе мотора. Бензопилу заправляют бензином А-92 с добавлением рекомендованного масла стандарта 2Т (имеет синий цвет) в соотношении 50:1.


От настройки карбюратора зависит правильность приготовления топливно-воздушной смеси, что влияет как на производительность, так и на ресурс работы. Бедная смесь не позволяет мотору развивать мощность, при нагрузке пила будто «задыхается», двигатель может вообще не завестись. Слишком богатая смесь также вызывает проблемы при запуске, обильно покрывает нагаром цилиндр и электроды свечи, расход топлива увеличен. Для настройки на карбюраторе имеется три винта:

  1. Винт «L» вкручивают по часовой стрелке до упора, затем плавно отпускают до тех пор, пока не пропадут сбои в работе двигателя.
  2. Винтом «H» увеличивают подачу смеси, если двигатель плохо отзывается на акселератор.
  3. Винт «T» или «S» используют, если двигатель глохнет или цепь вращается на холостом ходу после регулировки карбюратора.


Карбюратор может быть правильно настроен, но засорен, в этом случае его полностью разбирают и промывают бензином, при этом обязательна замена топливного фильтра, который находится внутри бака.

Глушитель и воздушный фильтр

Засорением глушителя или воздушного фильтра объясняют отсутствие у двигателя развиваемой мощности, даже без нагрузки он очень плохо набирает обороты. Глушитель замачивают на ночь в растворе хозяйственного мыла и моющего для посуды, хорошо промывают и высушивают. Чистить глушитель металлическими инструментами нельзя. Поролоновый фильтр нужно либо тоже промыть, либо заменить на новый.


Типовые неисправности поршневой и их устранение

Основная трудность при извлечении цилиндра двигателя - скрутить маховик зажигания и сцепление. Для этого нужно заблокировать поршень: при движении его к верхней мертвой точке ввести через свечное отверстие веревку с дюжиной завязанных на ней узелков. Сцепление имеет левую резьбу и проворачивается либо за шестигранный выступ, либо за два паза, в которые вставляют немного расточенный ключ на 17. Маховик крепится обычной гайкой с правой резьбой. Когда она скручена, нужно слегка постучать по торцу через деревянный брусок.




Карбюратор бензопилы. Стрелка - топливный шланг.


Ниже изображена схема другого карбюратора бензопилы.


Карбюраторы имеют дроссельную заслонку, позволяющую обеднять или обогащать смесь в зависимости от условий работы. Для тонкой настройки имеется несколько винтов, с помощью которых производится регулировка низких и высоких оборотов двигателя, а также холостого хода. Сверху карбюратора устанавливается воздушный фильтр, очищающий поступающий в него воздух.

В простом варианте, топливная система бензопилы состоит из бензобака, объемом около 0.5 л, топливного фильтра и шланга по которому топлива доставляется в карбюратор. Объема топливного бака, при мощности бензопилы 2 кВт (2.7 л.с.) и при расходе топлива около 1.2 л/час, хватит примерно на 30-40 мин. работы в режиме максимальной нагрузки.

Чтобы по мере израсходования топливной смеси, топливный бак заполнялся воздухом и в нем не создавалось отрицательное давление, которое не даст топливу поступать из него в карбюратор, и при этом, чтобы из отверстия для воздуха не вытекало топливо, в крышке, закрывающей заливное отверстие, сделан сапун. И кстати, если сапун забьется грязью, то бензопила заглохнет.


Топливная система: 1 - топливный фильтр, 2 - карбюратор, 3 - ручной насосом предварительной подкачки.

Из бака топливо качается через свободно болтающийся в баке шланг. Благодаря этому, независимо от положения бензопилы, шланг всегда погружен в топливо. На входном конце шланга крепится топливный фильтр. Качается топливо насосом внутри карбюратора.

Для облегчения запуска, часть бензопил оборудовано ручным насосом предварительной подкачки - праймером. При запуске бензопилы с праймером, карбюратор заполняется топливом заранее (излишек топлива стекает обратно в бак). Благодаря этому двигатель запускается быстрее, т.к. уже пройдена стадия заполнения карбюратора топливом, которая без праймера выполняется насосом карбюратора за счет стартера.



Ручной насос предварительной подкачки. Топливо перекачивается несколькими нажатиями.

При работе, двигатель бензопилы потребляет воздушно-топливную смесь, образующуюся в карбюраторе. Чтобы загрязненный воздух не попал в карбюратор и не нарушил работу двигателя, его очищают с помощью фильтров тонкой (2) и предварительной (4) очистки (см. фото ниже).



Система очистки воздуха: 1 - крышка закрывающая фильтр тонкой очистки, 2 - фильтр тонкой очистки, 3 - крышка закрывающая фильтр грубой очистки, 4 - фильтр грубой очистки.

Предварительные фильтры могут иметь различную конструкцию и состоять из нескольких элементов, в частности, из сетчатого (2) и снежного (1) фильтра (см. фото ниже).



Система грубой очистки воздуха: 1 - снежный фильтр, 2 - сетчатый фильтр.

Последний препятствует попаданию снега в систему воздухоочистки и используется лишь в зимнее время, при плюсовой температуре его снимают.

В некоторых моделях бензопил на стадии предварительной очистки используют очистку воздуха с помощью центробежных сил. Воздушный поток закручивается крыльчаткой маховика, в результате чего примеси отбрасываются в сторону от всасывающего патрубка, идущего к фильтру тонкой очистки.


Фильтры тонкой очистки изготавливают из диффузионного поролона, нейлоновой сетки и других материалов.


При работе бензопилы, воздух в зоне ее действия бывает сильно загрязненным опилками и древесной пылью. Чрезмерное загрязнение фильтра снижает объем воздуха, поступающего в карбюратор, что приводит к обогащению смеси и падению мощности бензопилы. Поэтому необходима регулярная очистка фильтра. Она должна проводиться не только тогда, когда осуществляется разборка бензопилы с целью ее ремонта, а гораздо чаще, после всякой продолжительной и грязной работы. Чистка производится методом, зависящим от вида материала фильтра - чаще всего продуванием и промывкой.

Стартер

Стартер служит для запуска двигателя бензопилы путем прокручивания коленчатого вала . При этом воздушно-топливная смесь, подаваемая в двигатель, сжимается в пространстве между поршнем и головкой цилиндра и воспламеняется при возникновении искры, вследствие чего двигатель запускается.

Механизм стартера состоит из барабана (1) с тросиком (2) и ручкой (3), и из каркаса (4) с возвратной пружиной. При резком вытягивании ручки вверх, храповик барабана входит в зацепление с зубьями, имеющимися на валу двигателя, и проворачивает коленчатый вал . При отпускании ручки, возвратная пружина возвращает её в исходное положение.

Чтобы провернуть коленчатый вал со скоростью, при которой запускается двигатель, требуется определенное усилие. Запустить бензопилу с одного рывка часто не удается, приходится дергать несколько раз. Для облегчения запуска используют различные способы - обогащение топливной смеси с помощью заслонки карбюратора, или снижение давления в цилиндре с помощью декомпрессионного клапана (для облегчения прокручивания коленвала). Клапан делают автоматически закрывающимся при повышении давления в цилиндре, происходящем при воспламенении смеси. Иногда в механизме стартера используют дополнительную пружину, которая при вытягивании тросика сначала сжимается, а затем резко разжимается, раскручивая мотор.

Цепь

Пильная цепь состоит из элементов трех типов: режущих звеньев (1), ведущих звеньев (2) (хвостовиков) и соединительных элементов (3). Собираются все эти части в единую цепь с помощью заклепок.

Основными и наиболее сложными звеньями цепи являются режущие звенья, которые подразделяются на правосторонние и левосторонние. Верхняя грань зуба - самая широкая из всех элементов. Она обеспечивает широкий пропил, исключающий застревание остальных звеньев.


Форма режущих зубьев может значительно различаться у цепей разных производителей. Выделяют две основные формы - чипперную (а) и чизельную (б). Однако существуют и различные промежуточные контуры резцов.

Основной характеристикой цепи является ее шаг. Для установления шага цепи, измеряется расстояние между серединами первой и третьей соединительных заклепок (см. рисунок ниже), и этот размер делится пополам. Полученный результат - шаг цепи в мм. Однако, в большинстве случаев, шаг цепи задается в дюймах. Расстояние между серединами первой и третьей соединительных заклепок измеряется потому, что расстояния между отверстиями ведущих звеньев и режущих звеньев или соединительных звеньев могут различаться по величине. Наиболее распространены цепи с шагом 0.325 и 3/8 дюйма (8.255 и 9.525 мм соответственно). Цепи с шагом 0.325 используют с двигателями невысокой мощности (объемом до 40-50 см 3), в то время как мощные бензопилы обычно комплектуются цепями 0.404 дюйма (у таких цепей более высокая производительность). Распил получается более чистым и аккуратным, если при пилении использовать цепь с меньшей толщиной звена и меньшим шагом.


К важным характеристикам относится толщина хвостовика. Имеется пять стандартных толщин: 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 и 2 мм. Самыми распространенными являются цепи с толщиной хвостовика 1.3 мм (0.05"). Они широко применяются как на бытовых, так и профессиональных бензопилах. Толщина ведущих звеньев должна быть согласована с шириной паза направляющей шины, с тем чтобы пильная цепь точно подходила направляющей шине.

Производители цепей применяют различные технологии для их изготовления и используют разные материалы. Определяющей характеристикой последних является не твердость (слишком твердые зубья плохо поддаются ручной заточке), а вязкость и ударопрочность. Именно они определяют долговечность цепи. Поэтому при изготовлении режущих зубьев используются износостойкие легированные стали. Нередко резцы подвергают хромированию для повышения поверхностной твердости. Некоторые фирмы используют дробеструйную обработку для увеличения вязкости зубьев.

Шина

Шина - очень важный элемент бензопилы, служащий направляющей для пильной цепи. Как и последняя, она подвергается во время работы, поэтому изготавливается из вязкой износостойкой стали, обладающей высокой упругостью.


Для ведения цепи шина имеет по своей периферии направляющую канавку, в которой перемещаются ведущие звенья цепи. Паз канавки служит одновременно каналом, подающим масло для смазки цепи. К основным параметрам шины относятся:


  • Размеры соединительных отверстий (а), зависящие от типа бензопилы.
  • Ширина паза (б), которая должна соответствовать толщине хвостовиков используемой цепи. Ширина паза шины лишь на несколько сотых миллиметра больше, чем толщина ведущих звеньев соответствующих пильных цепей. Благодаря этому достигается точное боковое ведение пильной цепи.
  • Шаг концевой звездочки (в), также определяющий совместимость используемых цепей с шиной.
  • Длина реза (г), определяющая размеры обрабатываемого материала - диаметр ствола дерева и пр.

Тормоз цепи

Особенностью бензопилы является открытый режущий орган в виде шины с бегущей по ней острой цепью, представляющей большую опасность для рабочего. В связи с этим, устройство бензопилы должно обеспечивать дополнительные меры безопасности. Тормоз цепи предназначен для мгновенной остановки цепи при обратном ударе, который иногда происходит при быстром или случайном прикосновении вращающейся цепи (особенно конца шины) к дереву. Шина при этом получает резкий удар, отбрасывающий ее вверх или в сторону. В этот момент она может серьезно поранить рабочего вращающейся цепью. Чтобы этого не произошло, бензопилы оборудуются тормозом, мгновенно останавливающим вращение цепи при обратном ударе.

Включение тормоза цепи может быть контактным и инерционным. Первое происходит при нажатии тормозного упора (1) на руку рабочего, которое самопроизвольно происходит при отбросе пилы. Возникающее при этом смещение упора приводит к затягиванию тормозной ленты (2) на барабане муфты сцепления и его остановке, в результате чего останавливается и пильная цепь.


Инерционное включение тормоза основано на возникающих при резком ударе в шину инерционных силах, воздействующих на элементы тормоза, что приводит к тому же результату, что и в первом случае - затягиванию тормозной ленты и остановке цепи. Инерционное включение тормоза происходит быстрее, чем контактное. Однако второе более надежно. Всякая подготовка к работе, а также сборка бензопилы после ее ремонта или обслуживания должны заканчиваться проверкой работы тормоза цепи. Если он не срабатывает, пилу следует считать неисправной.

Механизм натяжения цепи

Система натяжения цепи (см. изображение ниже) состоит из штифта (1), подвижно соединенного с винтом (2). При вращении винта штифт перемещается по пазу в корпусе пилы, увлекая за собой шину, что в свою очередь вызывает ослабление или натяжение цепи.


Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.


Система смазки цепи

Смазка цепи и шины в современных бензопилах осуществляется автоматически. Масло заливается в масляный бочок, откуда по маслопроводу поступает в насос, установленный с той стороны, с которой устанавливается пильная цепь. Из насоса масло поступает в паз шины, откуда затем переходит на цепь.


Масляные насосы имеют различную конструкцию (поршневого или мембранного типа) и изготавливаются из разных материалов (металла или пластмассы). Они приводятся в действие с помощью зубчатой передачи, получающей свое движение от ведущей звездочки. Когда двигатель работает на холостом ходу (ведущая звездочка и цепь не вращаются), подача масла не происходит. Производительность насоса зависит от числа оборотов ведущей звездочки, чем они выше, тем больше масла поступает на пильную цепь. Некоторые масляные насосы оснащены ручным механизмом регулировки производительности - с помощью регулировочного винта (1).



Видео демонстрирующее устройство бензопилы:

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Казалось бы, зачем бензопила дачнику, который занимается выращиванием овощей и фруктов, или владельцу загородного дома, имеющему небольшой садик и несколько клумб? Вопрос отпадает, когда возникает желание построить баньку, обновить теплицу, повалить старое дело или просто для отдыха. К сожалению, любой механизм периодически нуждается в профилактике и смене запчастей, а для этого надо хорошо разбираться в устройстве изделия, к тому же ремонт бензопилы своими руками сэкономит время и деньги.

Конструктивные составляющие бензопилы

Все бензопилы похожи по своему строению, независимо от того, европейского они производства (ECHO, Stihl, Husqvarna) или отечественного (Кедр, Урал). Внутри корпуса расположены основные элементы - топливный бак и двигатель, а снаружи стартер, рукоять, пильная часть (шина) с цепью. Резкий рывок тросика заводит двигатель, а тот – пильное полотно.

Для начала предлагаем вам ознакомиться с видео-роликами, в которых показано, как устроена бензопила и как она работает:

Время от времени в работе пилы возникают сбои, для устранения которых требуется разборка. Что может произойти с таким несложным механизмом, как бензопила? Хотя бы следующее:

  • Перестает заводиться;
  • Заводится, но в скором времени останавливается;
  • Перестает функционировать в распиле;
  • Теряет свою мощность;

Большинство неполадок связаны или с перебоями в работе двигателя (система подачи топлива, система выхлопа, зажигание, цилиндро-поршневая часть), или с неисправностями других систем и узлов (муфта сцепления, тормоз цепи, шина, система смазки). Рассмотрим наиболее часто встречающиеся поломки и приемы их устранения.


Исправная бензопила заводится с одного рывка и не дает сбоев в распиле

Проверка системы зажигания

Первое, что необходимо сделать при поломке бензопилы, - осмотреть свечу зажигания, отсоединив провод и аккуратно вывернув ее специальным ключом.


Составные части системы зажигания бензопилы: 1 - маховик с магнитами, 2 - модуль зажигания, 3 - свеча, 4 - провод высокого напряжения


Свечу зажигания выкручивают для проверки ее состояния

Ее внешний вид говорит о многом:

  • Сухая. Скорее всего, в цилиндр не попадает топливная смесь. Дело не в системе зажигания, поэтому свечу закручивают обратно.
  • Сильно забрызгана топливом. Причина избытка топливной смеси кроется либо в нарушении правил запуска, либо в неправильной регулировке карбюратора. Свечу тщательно протирают, перекрывают подачу топлива и включают стартер – чтобы удалить излишки топлива и проветрить камеру сгорания. Затем свечу помещают на место и еще раз запускают механизм.
  • Покрылась черным нагаром. Это может свидетельствовать о применении некачественного масла, о неправильно отрегулированном карбюраторе или о неверно рассчитанном соотношении бензина и масла. Свечу следует промыть, очистить от нагара острым предметом (шилом или иглой), протереть электроды шкуркой и поместить на место.

Проверяя свечу, необходимо обратить внимание на зазор между электродами: нормальным считается от 0,5 до 0,65 мм. Поврежденную или изношенную прокладку нужно заменить.


Большое количество черного нагара на свече зажигания говорит о нарушениях в работе двигателя

Для полной уверенности следует проверить и наличие искры. Для этого на свечу надевают кабель зажигания, плоскогубцами соединяют гайку свечи и цилиндр, заводят стартер и следят за появлением искры. Если она отсутствует – свечу нужно заменить. Если новая свеча также не выдает искры – проблема в высоковольтном проводе или в нарушении соединения со свечой.

Ремонт системы подачи топлива

Топливо может не попадать в цилиндр по следующим причинам:

  • Загрязнение топливного фильтра. Следует снять топливный шланг и проверить, как течет топливо. Если струя слабая, возможно, нужно прочистить фильтр. Его достают через заливное отверстие топливного бака и чистят, в случае сильного загрязнения заменяют новым. В качестве профилактики рекомендуют производить замену топливного фильтра раз в три месяца.
  • Засорение сапуна (отверстия в крышке топливного бака). Проверяют также отсоединением шланга, в случае засора чистят с помощью иглы.
  • Отсутствие или недостаточное количество топлива. Причин неисправности может быть несколько. Первая причина – засорение воздушного фильтра. Воздух перестает поступать в карбюратор в нужном количестве, в связи с этим из-за слишком обогащенной топливной смеси нарушается работа двигателя. Загрязненный фильтр аккуратно снимают, чистят и промывают в воде, затем сушат и устанавливают на место.

Еще одна причина – неправильная отрегулированность карбюратора. Регулировку производят тремя винтами.


Своевременная замена топливного фильтра гарантирует полноценную подачу топлива


Топливный шланг и привод воздушной заслонки должны плотно прилегать к штуцерам


Тросик рычага привода дроссельной заслонки должен находиться на своем месте

Во время работы необходимо пользоваться инструкцией, иначе можно сделать только хуже.

И последняя причина – нарушение целостности мембраны или засорение каналов карбюратора.


Чтобы ремонтировать карбюратор самостоятельно, необходимо познакомиться со всеми его деталями

Все части должны быть чистыми, сухими и исправными.

Разборка и чистка глушителя

Если двигатель на малых оборотах работает отлично, а на больших начинает глохнуть, причина может крыться в искрогасителе глушителя, забитом продуктами сгорания.

Порядок действий:

  • снять глушитель;
  • разобрать (есть и неразборные модели);
  • очистить от нагара, используя моющие средства;
  • высушить феном;
  • установить на место.

Сухая чистка недопустима, так как в нагаре присутствуют канцерогены, вдыхание которых опасно для здоровья. После снятия глушителя выпускное отверстие закрывается чистой тряпкой.


Перебои в работе бензопилы сигнализируют о возможном засорении глушителя

Чтобы не происходило засорение глушителя, необходимо следить за составом топливной смеси. Количество масла не должно превышать нормы, рекомендуемые производителем. Плохое качество масла также негативно влияет на работу двигателя.

Оценка состояния цилиндро-поршневой группы

Часто двигатель не заводится или работает не в полную силу по причине низкого давления в цилиндре. Оно может быть вызвано износом поршня или цилиндра, западанием поршневых колец, износом подшипников. Частично рассмотреть состояние цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) можно, сняв глушитель и заглянув в открывшееся отверстие.

Компрессометр, помещенный в свечное отверстие, поможет сделать замер компрессии в двигателе – по результатам замера также можно говорить о состоянии ЦПГ. Точные данные получают только после полной разборки механизма. Если на поршне есть сколы или царапины, его нужно заменить. Поршневое кольцо должно быть чистым, без нагара, и находиться ровно на своем месте.

Казалось бы, зачем бензопила дачнику, который занимается выращиванием овощей и фруктов, или владельцу загородного дома, имеющему небольшой садик и несколько клумб? Вопрос отпадает, когда возникает желание построить баньку, обновить теплицу, повалить старое дело или просто сделать скамейку для отдыха. К сожалению, любой механизм периодически нуждается в профилактике и смене запчастей, а для этого надо хорошо разбираться в устройстве изделия, к тому же ремонт бензопилы своими руками сэкономит время и деньги.

Исправная бензопила заводится с одного рывка и не дает сбоев в распиле

Проверка системы зажигания

Первое, что необходимо сделать при поломке бензопилы, – осмотреть свечу зажигания, отсоединив провод и аккуратно вывернув ее специальным ключом.

Составные части системы зажигания бензопилы: 1 – маховик с магнитами, 2 – модуль зажигания, 3 – свеча, 4 – провод высокого напряжения

Свечу зажигания выкручивают для проверки ее состояния

Ее внешний вид говорит о многом:

  • Сухая. Скорее всего, в цилиндр не попадает топливная смесь. Дело не в системе зажигания, поэтому свечу закручивают обратно.
  • Сильно забрызгана топливом. Причина избытка топливной смеси кроется либо в нарушении правил запуска, либо в неправильной регулировке карбюратора. Свечу тщательно протирают, перекрывают подачу топлива и включают стартер – чтобы удалить излишки топлива и проветрить камеру сгорания. Затем свечу помещают на место и еще раз запускают механизм.
  • Покрылась черным нагаром. Это может свидетельствовать о применении некачественного масла, о неправильно отрегулированном карбюраторе или о неверно рассчитанном соотношении бензина и масла. Свечу следует промыть, очистить от нагара острым предметом (шилом или иглой), протереть электроды шкуркой и поместить на место.

Проверяя свечу, необходимо обратить внимание на зазор между электродами: нормальным считается от 0,5 до 0,65 мм. Поврежденную или изношенную прокладку нужно заменить.

Большое количество черного нагара на свече зажигания говорит о нарушениях в работе двигателя

Для полной уверенности следует проверить и наличие искры. Для этого на свечу надевают кабель зажигания, плоскогубцами соединяют гайку свечи и цилиндр, заводят стартер и следят за появлением искры. Если она отсутствует – свечу нужно заменить. Если новая свеча также не выдает искры – проблема в высоковольтном проводе или в нарушении соединения со свечой.

Ремонт системы подачи топлива

Топливо может не попадать в цилиндр по следующим причинам:

  • Загрязнение топливного фильтра. Следует снять топливный шланг и проверить, как течет топливо. Если струя слабая, возможно, нужно прочистить фильтр. Его достают через заливное отверстие топливного бака и чистят, в случае сильного загрязнения заменяют новым. В качестве профилактики рекомендуют производить замену топливного фильтра раз в три месяца.
  • Засорение сапуна (отверстия в крышке топливного бака). Проверяют также отсоединением шланга, в случае засора чистят с помощью иглы.
  • Отсутствие или недостаточное количество топлива. Причин неисправности может быть несколько. Первая причина – засорение воздушного фильтра. Воздух перестает поступать в карбюратор в нужном количестве, в связи с этим из-за слишком обогащенной топливной смеси нарушается работа двигателя. Загрязненный фильтр аккуратно снимают, чистят и промывают в воде, затем сушат и устанавливают на место.

Еще одна причина – неправильная отрегулированность карбюратора. Регулировку производят тремя винтами.

Своевременная замена топливного фильтра гарантирует полноценную подачу топлива

Топливный шланг и привод воздушной заслонки должны плотно прилегать к штуцерам

Тросик рычага привода дроссельной заслонки должен находиться на своем месте

Во время работы необходимо пользоваться инструкцией, иначе можно сделать только хуже.

И последняя причина – нарушение целостности мембраны или засорение каналов карбюратора.

Чтобы ремонтировать карбюратор самостоятельно, необходимо познакомиться со всеми его деталями

Все части должны быть чистыми, сухими и исправными.

Разборка и чистка глушителя

Если двигатель на малых оборотах работает отлично, а на больших начинает глохнуть, причина может крыться в искрогасителе глушителя, забитом продуктами сгорания.

Порядок действий:

  • снять глушитель;
  • разобрать (есть и неразборные модели);
  • очистить от нагара, используя моющие средства;
  • высушить феном;
  • установить на место.

Сухая чистка недопустима, так как в нагаре присутствуют канцерогены, вдыхание которых опасно для здоровья. После снятия глушителя выпускное отверстие закрывается чистой тряпкой.

Перебои в работе бензопилы сигнализируют о возможном засорении глушителя

Чтобы не происходило засорение глушителя, необходимо следить за составом топливной смеси. Количество масла не должно превышать нормы, рекомендуемые производителем. Плохое качество масла также негативно влияет на работу двигателя.

Оценка состояния цилиндро-поршневой группы

Часто двигатель не заводится или работает не в полную силу по причине низкого давления в цилиндре. Оно может быть вызвано износом поршня или цилиндра, западанием поршневых колец, износом подшипников. Частично рассмотреть состояние цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) можно, сняв глушитель и заглянув в открывшееся отверстие.

Компрессометр, помещенный в свечное отверстие, поможет сделать замер компрессии в двигателе – по результатам замера также можно говорить о состоянии ЦПГ. Точные данные получают только после полной разборки механизма. Если на поршне есть сколы или царапины, его нужно заменить. Поршневое кольцо должно быть чистым, без нагара, и находиться ровно на своем месте.

Вот как проводится диагностика системы смазки:

Регулировка тормоза цепи

Тормоз цепи часто не срабатывает по причине засорения смазкой или опилками тормозной ленты и пространства под крышкой. Следует очистить все части от засоров. Возможно, лента просто износилась, тогда ее необходимо заменить.

Работа тормоза цепи восстанавливается при помощи механической чистки

Некоторые части бензопилы изнашиваются быстрее, чем остальные. К ним относятся ведущая звездочка, шина, цепь, антивибрационные элементы. Для быстрой замены запчасти лучше всегда иметь под рукой. Не стоит пренебрегать и заточкой цепи.

Двухтактные двигатели установлены на бензопилах, триммерах, воздуходувках. Преимущества таких двигателей — это простота конструкции, небольшой вес, минимальное обслуживание. Этанол в бензине, загрязнённое топливо или низкое качество топлива (низкосортные бензин и масло) могут привести к загрязнению карбюратора и, как следствие, к трудному пуску или плохой работе двигателя. Ниже описаны шаги, которые помогут почистить карбюратор бензопилы или карбюратор любого другого двухтактного двигателя, если возникнет такая необходимость.

Что надо сделать:

1. Для того, чтобы почистить карбюратор бензопилы надо подготовить чистый, хорошо освещённый стол и все необходимые инструменты (включая спец. инструмент). Мелкий крепёж и детали карбюратора должны быть чистыми и разложены в порядке, соответствующем очерёдности разборки.

2. Сначала надо очистить снаружи двигатель бензопилы и корпус воздушного фильтра щёткой или сжатым воздухом.

3. Снять крышку воздушного фильтра, снять фильтрующий элемент, снять корпус воздушного фильтра . Для этого надо отстегнуть защёлки или выкрутить болты. Если, осмотрев корпус, не получается найти его крепление, надо обратиться к Руководству пользователя своей бензопилы или триммера, или найти информацию по деталям данного триммера / бензопилы в интернете.

4. Открутить крепёж, который крепит карбюратор к двигателю. Это могут быть или длинные болты, или шпильки с гайками и шайбами. Надо быть осторожным, чтобы гайка или шайба не упали в двигатель (может быть сложно достать).

5. Отсоединить от карбюратора тросик газа и тяги , запомнив как они были установлены, чтобы потом так же их установить на место. Если есть пружины, снимать их надо, стараясь не растянуть.

6. Стянуть со штуцеров карбюратора топливные шланги. Шланги можно аккуратно снять, используя круглогубцы. Если топливные шланги зажаты хомутами, то сначала надо снять эти хомуты.

7. Стянуть карбюратор со шпилек , стараясь не повредить прокладку, находящуюся между карбюратором и цилиндром бензопилы или триммера. Запомнить в каком положении стоял карбюратор, чтобы после очистки точно также установить его на место (обычно карбюратор симметричен и его ошибочно можно установить вверх ногами, но тогда будут проблемы с подсоединением шлангов и троса газа).

8. Почистить карбюратор снаружи жёсткой синтетической кисточкой так, чтобы грязь и мусор не попали внутрь карбюратора или в цилиндр двигателя бензопилы. Затем смыть всю грязь снаружи, используя туже кисточку и очиститель карбюратора (КарбКлинер).

9. Открутить винты крепления крышки диафрагмы карбюратора (обычно их 4). Затем снять крышку диафрагмы, осторожно подковырнув её отвёрткой так, чтобы не повредить прокладку и привалочные поверхности на крышке и корпусе карбюратора, чтобы не нарушить герметичность соединения. Затем легонько за край снять диафрагму. Осмотреть каналы и полость на присутствие грязи и мусора. Если есть мусоринки, надо их выдуть сжатым воздухом. Если есть смолистые отложения или закоксованность в виде «лака», их надо удалить, используя очиститель карбюратора.

10. Когда будет идеальная чистота под диафрагмой, установить крышку диафрагмы на место . Если в карбюраторе накопилось много смолистых отложений или «лака» и при снятии диафрагма порвалась, в таком случае надо купить ремкомплект карбюратора бензопилы, соответствующей марки и поменять диафрагму и прокладки.

11. Открутить топливный фильтр тонкой очистки в нижней части карбюратора. Надо выкрутить 4 винта (обычно) и аккуратно снять его, чтобы не повредить прокладку. Если прокладка будет повреждена, надо будет сделать или купить новую прокладку.

12. Надо осмотреть часть карбюратора, к которой подводится топливо . Если там есть смолистые отложения или «лак», надо их убрать очистителем карбюратора. Если этих отложений много или они сразу не удаляются, надо в техническую посуду (фотованночку или кастрюльку) набрать очистителя карбюратора и поместить в него на некоторое время детали карбюратора, которые надо очистить, чтобы очиститель разъел трудноудаляемые отложения.

13. Чтобы хорошо очистить и продуть штуцера лучше использовать трубочку на аэрозольном баллончике очистителя карбюратора. Также можно брызнуть очистителя в топливные шланги в местах их соединения со штуцерами.

14. Продуть сжатым воздухом все детали карбюратора , чтобы удалить остатки очистителя или загрязнений.

15. Собрать карбюратор , хорошо затянув все крепёжные винты.

16. Подсоеденить к карбюратору все шланги, трос газа, тяги и пружины , в порядке обратном порядку разборки. Как почистить карбюратор – всё.

17. Завести двигатель , чтобы проверить и при необходимости провести регулировку карбюратора.

Также надо осмотреть топливные шланги, включая шланг обратки и «грушку» ручной подкачки топлива, чтобы проверить не забиты ли они чем-либо, не протекают ли эти шланги и нет ли подсоса воздуха в элементах подачи топлива.

Заменить топливный фильтр в баке (топливный фильтр грубой очистки) перед заправкой.

Очистить фильтрующий элемент воздушного фильтра, чтобы обеспечить правильность регулировки карбюратора и дать достаточное количество воздуха, необходимое для нормальной работы мотора.

Перед тем, как почистить карбюратор бензопилы, надо слить всё топливо из бака. Если топливо загрязнено или оно старое, лучше от него избавиться, а бензопилу или триммер заправить качественным чистым топливом (хороший 95-й бензин, хорошее 2-тактное масло, смешанные в правильной пропорции).

Предупреждения

Изогнутые или неправильно установленные тяги, тросики и провода при сборке карбюратора, обязательно станут причиной, которая не позволит завести двигатель или двигатель будет работать плохо (при разборке карбюратора надо запоминать как стоят подсоединения, чтобы при сборке их также поставить на место).

Карбюратор бензопилы изготовлен из сравнительно мягкого сплава алюминия и при затягивании винтов, можно легко сорвать резьбу в корпусе карбюратора (не перетягивать крепёж, чтобы не сорвать резьбу).

Надо избегать контакта с кожей, попадания в глаза или вдыхания паров топлива или очистителя карбюратора (надо пользоваться резиновыми перчатками).

Надо соблюдать правила пожарной безопасности, так как топливо…

Как почистить бензопилу ? Вопрос для владельцев этих инструментов отнюдь не праздный. Бензиновые пилы под брендами «Штиль», «Партнер» или «Гудлак» стоят не дёшево. Да, обратной стороной такой дороговизны является исключительная надёжность их механизмов.

Но каким бы надёжным ни был механизм, если за ним не ухаживать, не чистить его и не смазывать, он обязательно выйдет из строя. И это утверждение в полной мере относится к бензопилам.

Они работают в достаточно жёстких условиях. Бензиновый двигатель постоянно в работе испытывает перегрузки, связанные с поддержанием заданной скорости при распиле древесины. Бензопила создает вокруг себя облако древесной пыли, которая неизбежно оседает не только на корпусе, но и внутренних узлах механизма.

Всё это обуславливает необходимость регулярно чистить бензопилу. И если это требование не будет выполнено вам потребуются , которые вы также сможете приобрести в нашем интернет-магазине.

Как должна происходить чистка бензопил?

Чистка бензопил производится как в целом, так и по отдельным его механизмам. В первом случае производится очистка корпуса бензопилы и всех её поверхностей от приставшей к ним древесной пыли и иной грязи. Желательно, производить её регулярно, сразу после завершения выполненных работ.

Но регулярная очистка всё равно не отменяет необходимости производить очистку её важнейших узлов и механизмов, среди которых наиболее уязвимыми являются фильтр, карбюратор и глушитель.

Исходя из сложных условий, в которых приходится работать бензопилам, фильтры для них являются важнейшим элементом. Они сохраняют смазку двигателя в чистоте, а значит, предохраняют его от поломок.

В зависимости от степени загрязнения фильтра его очистка производится продувкой или мытьём в мыльной воде. Для лучшей продувки следует приобрести баллончик со сжатым воздухом, предназначенный для чистки карбюратора. Этим баллончиком вы просто продуваете воздушный фильтр с внутренней его стороны. Струя сжатого воздуха не только освободит сеточку фильтра от пыли и грязи, но и от влаги, находящейся внутри ячеек.

Почистить фильтр от бензопилы нужно каждый раз после завершения работы с ней. И не важно, сколько времени вы с ней работали – хоть полчаса, хоть несколько часов.

При сильных загрязнениях фильтра какими-либо маслянистыми веществами или грязью, его следует промыть в мыльной воде. Вместо мыла можно взять обыкновенное средство для мытья посуды, например, ту же «Галу».

Очистка карбюратора – процедура более сложная, чем чистка фильтра. Нередко об очистке этого устройства владельцы вспоминают только тогда, когда бензопила отказывается работать: после включения она тут же глохнет. А значит, карбюратор загрязнён до полной невозможности!

Для его очистки карбюратор извлекается из корпуса бензопилы и разбирается. После разборки вы, скорее всего, обнаружите, что в отстойнике – куча мусора, а мембраны забиты маслянистой грязью.

Если загрязнения не столь критичны, то очистку карбюратора можно произвести продувкой сжатым воздухом. Для очистки мембран от грязного масла можно воспользоваться универсальным очистителем Ликвимоли или взять очиститель Верилюб от XADO. В принципе, сейчас в магазинах много подобных очистителей, а потому их конкретное наименование не столь важно.

При очень сильных загрязнениях порядок очистки будет следующим:

  • Жесткой щёткой очищается от пыли и грязи место установки карбюратора, включая и нишу, куда он вставляется;
  • При наличии маслянистой плёнки на поверхности карбюратора и корпуса бензопилы она убирается чистой сухой тряпкой;
  • Мембраны прочищаются универсальными очистителями;
  • Карбюратор промывается в мыльной воде для очистки его внутренних поверхностей от масла и грязи.

После выполнения всех этих процедур карбюратор собирается и устанавливается на своё место.

Чистка глушителя также важная процедура, от которой будет напрямую зависеть, насколько комфортно будет работать с бензопилой. На этом механизме может образовываться нагар, причиной которого является залитое некачественное машинное масло или неправильно настроенный карбюратор. Из-за сильно толстого нагара бензопила может заглохнуть или вообще не завестись.

Способ очистки глушителя от нагара будет зависеть от того, разборной он или нет. В первом случае он отсоединяется от бензопилы и нагар счищается жесткой щеткой, а затем обрабатывается мелкой наждачной бумагой.

Если на вашей бензопиле установлен неразборной глушитель, то очистить его от нагара будет несколько сложнее. В интернете вы найдёте массу советов, как выполнить эту процедуру от достаточно простых, например, обработка глушителя ацетоном, до весьма экзотических, например, применить для этих целей мелкой дроби. Но мы рекомендуем использовать специальные чистящие средства.