Главная · Освещение · Когда начинается богослужение на крещение. У верующих есть свои приметы по поводу празднования Богоявления. История празднования Крещения Господня

Когда начинается богослужение на крещение. У верующих есть свои приметы по поводу празднования Богоявления. История празднования Крещения Господня

Первая крещенская служба (Крещенский сочельник) совершается утром 18 января. В разных храмах она начинается в 8 или 9 утра. В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе начало богослужения - 8.30. Это большая служба, во время которой читаются Царские часы, совершается вечерня с чтением Паремий (текстов Ветхого и Нового заветов) и литургия. После этого в храм из алтаря выносится икона праздника - Крещение Господне и свеча для поклонения верующих, поётся Тропарь и Кондак праздника.

Иконостас Храма Святой преподобномученицы Елисаветы

Служба завершается приблизительно в 11 часов дня и сразу начинается первое Великое освящение воды (или Великое водоосвящение). Тогда вновь читаются паремии, Апостол, и специальная молитва на освящение воды с призыванием Святого Духа. Причём верующие молятся об освящении не только той воды, которая находится непосредственно в храме, но и всех вод на земле, всего мирового океана, потому эта молитва и носит название Великого водоосвящения.

Вторая крещенская служба - всенощное бдение - совершается вечером 18-го января: начало в 17 - 18:00, окончание в 19 - 20:00; в Храме Святой Елисаветы богослужение состоится в 17:00. В некоторых храмах и монастырях эта служба проходит ночью по подобию Рождественской, что возвращает к началу истории праздника, когда Рождество и Крещение отмечались вместе.

Около полуночи принято выходить из храма к открытым источникам. Крещенские купели - проруби в форме креста - организуются на прудах и реках. Священники во второй раз совершают молитву Великого водоосвящения.


Наконец, третье Великое водоосвящение проходит после утренней литургии 19-го января, в день Богоявления (Крещения). В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе служба начнётся в 8:30.

В народе существует поверье, будто вода, освящённая в Крещенский сочельник и на Богоявление, обладает разными свойствами, однако священнослужители уверяют, что это заблуждение: она абсолютно равноценна.

Святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал о том, что вода, если она принимается с верой, сохраняет свои свойства целый год - до следующего Великого водоосвящения.

2. Крещенский сочельник, или голодный день

Продолжительного Крещенского поста, подобного Рождественскому или Великому, как такового не существует. Перед Крещением принято поститься лишь один день - в Крещенский сочельник. В народе он также называется «голодным днём».

Связано это с тем, что после утренних литургий 18 и 19 января верующие обычно причащаются. Поэтому до утренней службы 18 января они ничего не едят, а после её окончания утоляют голод сочивом - постными блюдами из обваренных зёрен пшеницы, которую иногда заменяют рисом или чечевицей. А после утренней литургии 19 января уже можно накрывать праздничный семейный стол.


3. Погружение в прорубь и окропление дома крещенской водой

Для многих прихожан главная традиция, связанная с Крещением, - это погружение в прорубь в ночь с 18 на 19 января, которое совершается после Великого водоосвящения у открытых источников.

В Москве, например, много водоёмов, на которых создаются крещенские купели. В этом году специальную передвижную купель привезут даже в центр столицы - на площадь Революции.

С давних пор повелось 18 и 19 января, после богослужений, на которых проходит Великое водоосвящение, приносить крещенскую воду домой и окроплять ею всё жилище, включая подсобные помещения.

Эта вода обладает необыкновенной силой - исцеляет, очищает и отгоняет зло. Её чудодейственные свойства доказаны даже учеными - на свету и при комнатной температуре она долгое время не меняет вкуса, цвета и запаха. Cамое главное принимать Крещенскую воду с верой - в этом секрет её целительного воздействия на душу и тело.

История праздника Крещения

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день - 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.

В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир: Рождество - это начало его земной жизни, Крещение - выход Спасителя на общественное служение. Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.

Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения. Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.

В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января. В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю - 7 и 19 января.

Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи. Праздником Богоявления называется теперь только Крещение - 19 января. Сейчас это синонимы.

12 дней от Праздника Рождества Христова до Крещения Господня издавна называются Святыми днями, или просто Святками. Каждый день является праздничным. В них полностью отменяется пост и коленопреклонение в храме или в кельях: «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях », а также не совершается таинство венчания (см. пословицу «На Святки только волки женятся »).

Важно понимать, что Святая Православная Церковь никогда не меняла позиции по разного рода гаданиям и магическим опытам, в обычные дни равно как и на Святки: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи, а пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок ».

В наши дня Святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских обычаев этих дней осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

В нашем Святом храме богослужения в Святые дни пройдут следующим порядком:

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

Накануне праздника Крещения принято соблюдать строгий пост, даже рыба не дозволяется. Пищу не вкушают до выноса свечи после Литургии утром 19 января и первого причащения крещенской воды. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво (коливо). До окончания Всенощного бдения 18 января в Навечерие Богоявления ничего не едят и не пьют вообще.

В нашем храме в этот день в 08:00 Царские Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Божественная литургия Василия Великого , то есть это длительная служба, подобная тем, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

После литургии совершается Великое освящение воды . Эта вода называется Великой Агиасмой, или просто крещенской водой. Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления и проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, не имеет никаких отличий.

Обычай купаться в ледяной воде после ее освящения широко распространен в России. Распространено заблуждение, будто купание в проруби на Крещение очищает от грехов. Это не так. Если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не стоит искать в этом какой-то духовный смысл. Он есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. В своих грехах мы каемся на исповеди и, по милости Божией, получаем прощение. А погружение в ледяную воду - всего лишь старинный народный обычай, который, в отличие от исповеди , совершенно не обязателен для православных христиан.

Святое Богоявление.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Накануне вечером в 17:00 Праздничное всенощное бдение. В самый день Праздника ранняя Божественная литургия в 07:00 (Часы в 06:30), после литургии Великое освящение воды. Поздняя Божественная литургия в 10:00 (Часы в 09:30), после литургии Великое освящение воды.

В день Богоявления, в этот раз совершается литургия св. Иоанна Златоуста.

На литургии: антифоны праздника. Входное: «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь, и явися нам». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — в напоминание новопросвещенным, то есть крестившимся в древности в Навечерие праздника, что они «во Христа облеклись».

В иные дни богослужения в нашем Святом храме проходят следующим порядком: Божественная литургия в 08:30 начинается с чтения Часов, Вечернее богослужение начинается в 17:00 во всякий день кроме понедельников, когда вечером службы нет.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

по материалам православных сайтов

Рассказать друзьям (недоступно)

У большинства православных мирян сформировалось убеждение, что празднество Крещения Господня начинается в полночь 19 января. Некоторые россияне даже идут в такое позднее ночное время окунаться в прорубь.

Это огромное заблуждение, видимо, сформировавшееся по аналогии с Новым Годом, который условно наступает ровно в полночь.

На самом деле, праздник начинается накануне, 18 января, в так называемый Сочельник. Канун Крещения недаром получил такое наименование. Оно происходит от старинного слова «сочиво». Это постное блюдо, которое полагается вкушать в день перед святым таинством Крещения Господа. Сочиво готовится из вареных пшеничных зерен, меда, сухофруктов.

До обеда в Сочельник вообще нельзя ничего есть. В этот день нужно соблюдать строгий однодневный пост. В первую половину дня нужно воздержаться от пищи. После утреннего церковного богослужения можно поесть сочиво или другую постную еду.

Богослужение

Сам праздник начинается 18 января с утренней службы. Это происходит приблизительно в 8-9 часов утра (в разных храмах может быть по-разному). Праздничное богослужение продолжается достаточно долго, практически до полудня. Только после этого священник производит таинство освящения воды (это не происходит в полночь, как думают многие россияне).

Святую воду раздают понемногу всем православным, присутствовавшим на службе. Вода освящается в емкостях. Ее можно пить, использовать для умывания (но нельзя выливать в канализацию!). Святая вода может храниться весь год буквально до следующего праздника и не испортиться, не зацвести. Считается, что она обладает особыми свойствами и может даже исцелять недуги.

Купание в проруби и других водоемах в самом чине празднества вообще не предусмотрено. В этом нет никакой необходимости. Зато для православного человека важно быть на богослужении в храме, не думать о мирском, а открыть свое сердце Богу.

Чин освящения воды

Во время богослужений 18 января в церкви читаются отрывки из священного Писания, которые называются паремиями, а также Литургия Василия Великого. По содержанию все эти тексты посвящены самому Крещению Иисуса Христа и Богоявлению. Также читаются молитвы и ектении, в которых толкуется значение этого великого события.

Во время освящения воды сначала служится литургия, после которой зачитывается заамвонная молитва (либо просительная ектения). Настоятель храма и прочие священники в торжественном облачении выходят через царские врата к купели. Перед ними всегда несут горящие свечи, кадила и крест. На этом этапе поются тропари и производится каждение (окуривание при помощи кадила) алтаря, стола, на котором располагается чаша с водой, и всех присутствующих в храме.

Затем зачитываются паремии из книги Исаии, поется прокимен и снова зачитываются соответствующие места из Евангелие. Настоятель храма во время чтения тайно произносит молитву «Господи Иисусе Христе», прося очищения и благословения на святое таинство. Затем вслух он произносит молитву «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя», в которой просит Бога прийти и освятить воду. Она освящается трижды перстами, а затем трижды Честным крестом.

Таинство освящения воды за весь праздник совершается дважды: сначала в Сочельник, затем на само Крещение, 19 января. Так что если вы не смогли по какой-то причине получить это благословение в канун праздника, наверстать упущенное можно на следующий день.