Главная · Прочее · Конспект урока русского языка на тему:"Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Конспект урока русского языка на тему:"Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Цели:

Обучающие:

    Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающие:

    Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

    Обеспечить развитие речевых компетенций в деловом общении.

    Развивать умение работать с компьютером и компьютерной программойPowerPoint.

Воспитывающие:

    Воспитывать любовь к малой родине, к творчеству кубанских авторов.

    Тип урока-практикума изучение новых знаний

    Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование:

    Компьютерная программа «Фраза».

    Презентации «Сложноподчиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

    Раздаточный материал для индивидуальной работы.

    Разноцветные жетоны.

Предварительная подготовка:

    Создание презентаций к уроку в программе PowerPoint.

    Подбор раздаточного материала с региональным уклоном.

Ход урока

I.Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»: познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. А также закрепим умение работать на компьютере.

Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа).

II. Повторение изученного.

    Лингвистическая разминка.

Расставьте ударение в словах, записанных на доске.

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Проверка по цепочке).

Слова, в которых допустили ошибки, запишите в словарь.

    Повторение теоретических сведений о придаточных определительных и изъяснительных. (Презентация №1).

А сейчас проверим знания теории о придаточных определительных и придаточных изъяснительных при помощи уже знакомой вам презентации.

Для начала давайте напомним себе, каково лексическое значение слова презентация.

Презентация – 1 .официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2.Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.

Нас интересует, конечно, первое значение слова.

Итак, приступаем.

1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (1 слайд)

2)Что такое сложноподчиненное предложение? Чем оно отличается от сложносочиненного? (1 слайд)

3)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? (2 слайд)

4)Расскажите о СПП с придаточными определительными. (3слайд)

5)Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. (4 слайд)

(Выдать жетоны).

Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

3.Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.(Придаточное определительное).

-А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.

(Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).

(Выдать жетоны).

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради).

Представит нам новый материал о придаточных обстоятельственных Ксюша в своей презентации , которую она создала к сегодняшнему уроку. А вы по ходу её рассказа схематично запишите в тетради с опорными конспектами основные сведения о придаточных обстоятельственных. (Вопросы, союзы и союзные слова, примеры).

III.Изучение нового материала.

1.Презентация № 2 . (Рассказ о придаточных обстоятельственных, запись схематично основных сведений в тетради с опорными конспектами).

2.-Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?

Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам).

(Выдать жетоны).

IV.Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта.

1. Распределительно-цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

    во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным).

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).

4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.)

5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

придаточным цели).

6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места).

8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.)

9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины).

10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простыепредл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ).

(Выдать жетоны).

А сейчас будем опровергать известную пословицу «Один в поле не воин» посредством индивидуальной работы по карточкам..

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание: расставить знаки препинания, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

(Собрать карточки, проверить во время работы детей на компьютере).

(Выдать жетоны).

Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Индивидуальная работа на компьютере (компьютерная программа «Фраза»: 9класс, «Сложноподчиненное предложение», вариант «Отдельные предложения» №515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Выдать жетоны).

(Сообщить оценки за выполнение работы по карточкам).

V.Подведение итогов урока.

1.Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2.Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3.Выставление оценок с учетом полученных жетонов.

VI. Домашнее задание: п.12, с.57-59, выписать из романа Лермонтова «Герой нашего времени» 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Конспект

урока русского языка по теме

«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

с аспектным анализом

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Класс: 9

Цели урока: образовательные:

Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;

Развитие пунктуационных навыков;

Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

развивающие:

Развитие навыков монологической речи;

Развитие навыков парной и групповой работы;

Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Формирование умений анализировать полученную информацию;

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование: компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать - узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».

Ход урока

    1.Организационный момент.

Сегодня нас с вами ждет большая и интересная работа. Я прошу Вас помочь мне своими знаниями и активностью на уроке. В первой части урока мы будем работать с рабочими листами. Перед вами на партах лежат листочки «Мои достижения на уроке». Оцените свою готовность к уроку по пятибалльной шкале.

Кто оценил себя на «5»? На «4»? На «3»? Молодцы!

Ребята, вы проходите большую и сложную тему «Сложноподчиненное предложение» И начали знакомиться с видами придаточных. Давайте проверим, что известно вам по теории данного вопроса, используя прием «Верно-неверно». Я прошу вас взять рабочие листы, где на первой странице, вы отметите простым ответом да или нет верные и неверные утверждения. Работаем быстро, у вас 1,5 минуты. (Правильные ответы на слайде. Самопроверка)

2. Актуализация знаний

Я хочу загадать вам синтаксическую загадку. На слайде и в рабочих листах вы видите незаконченные предложения, скажите можно ли составить схему предложения и определить вид придаточного, если оно незакончено. Молодцы! Можно. Давайте попробуем это сделать.

Я желаю вам, чтобы….

День, который перевернет вашу жизнь, ….

Когда человек счастлив, он улыбается……

Кто догадался, что мы повторяли этим упражнением? Правильно, место придаточного в сложном предложении и виды придаточных предложений.

Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств.Стр.1 на рабочем листе

Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).

3. Изучение нового материала

Давайте проверим, насколько развита у вас память.

Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.

Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.

Ребята, а кто из вас догадался, как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Наша задача – выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.

4.Работа с учебником Прочитайте материал на стр.278

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).

Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).

5.Первичное закрепление

1.Прием « Кластер».

Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). «Виды придаточных»Итак, СПП с придаточными обстоятельственными Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»

2. Путешествие по Ставропольскому краю (предложения об истории Ставропольского края)

П рочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными определительными

    в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными

    в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными

3.Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.Стр.4 на рабочем листе

4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.

1.Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)

2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)

3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)

4. Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)

6. Итог урока

Мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Перед вами схема. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.

Значения

Обстоятельства

в простом предл.


Придаточные

обстоятельственные

7. Домашнее задание .

Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.

8. Рефлексия

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету. ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

урок русского языка в 9 классе

1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали? (слайд 1)

ПП

БСП

СПП

ССП

СП

Предложение

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

2. Интеллектуальная разминка. (слайд 2)

Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия;
вечером – обстоятельство времени;
несмотря на дождь – обстоятельство уступки;
во двор - обстоятельство места;
поиграть – обстоятельство цели;
увлеченно – обстоятельство образа действия;
очень – обстоятельство степени

3. Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: (слайд 3) СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

4. Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

(щелчок) Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

5. Проверка гипотезы. слайд 4

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.

Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (один ученик у доски)

1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2. Когда пьешь воду, помни об источнике.

3. Чтобы много знать, надо много читать.

4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

5. Я счастлива, потому что умею любить.

6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

6. Подумай! (слайд 5)

Ребята, обратите внимание! На слайде вам представлены три предложения. На первый взгляд они практически одинаковы, но разница есть. Подумайте и скажите: в чём разница между этими предложениями. (устная работа)

1.Медведь остановился там, где только что стоял лось.

2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

3. Медведь заметил, где стоял лось.

7. Самостоятельная работа (слайд 6)

А теперь выполним самостоятельную работу и закрепим ваши знания.

Упражнение 135 (учебник)
Распределите предложения в три колонки (указывайте только номер предложений):

1 – СПП с придаточными обстоятельственными;

2 – СПП с придаточными определительными;

3 – СПП с придаточными изъяснительными.

Составьте схемы 1, 6, 7 предложений.

А теперь проверьте свою работу по образцу на слайде. (слайд 7) один ученик - схемы на доске.

У кого всё выполнено верно? У кого есть ошибки? Почему не получилось?

8. Домашнее задание (слайд 8) : одно на выбор (есть в рабочих листах)

    « на 3» - Выписать из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 СПП с придаточными обстоятельственными и составить схемы.

    « на 4» - Выписать из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 ССП и 3 СПП с придаточными всех видов.

    « на 5» - Дать характеристику одного из главных героев романа, используя все виды придаточных предложений.

9. Повторение.

    что мы сегодня изучали на уроке?

    что вы узнали о придаточных обстоятельственных?

10. Этап рефлексии.

В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи. (слайд 9)

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Знание теоретического материала: ___________

Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________

Умение конструировать СПП: ____________

Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________

Умение решать нестандартные лингвистические задачи: _____________

Оценка

МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Буинска РТ

Урок на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

9 класс

Учитель: Юсупова Алсу

Расыховна

г. Буинск - 2014 г

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Урок в 9 классе

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить уч-ся со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных;

Научить определять значения придаточных обстоятельственных, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, составлять схемы, правильно употреблять их в речи, отличать от других видов придаточных.

2.Развивающие:

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

    Воспит ательные :

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других обучающихся в условиях работы в группах,

воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, презентация, индивидуальные карточки, музыка.

Тип урока : «урок открытия нового знания»

Форма организации учебной деятельности : групповая, парная, индивидуальная

Обучающие структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР,

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ФАЙНД ЗЕ ЗИБ, ТОКИН МЭТ

Ход урока

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
А.С. Пушкин

1 . Организационный момент.

(Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека. Всего 5 столов. Каждый стол пронумерован. На каждом столе лежит мэнэдж мэт .

Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.

Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)

«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».

2. Актуализация изученных знаний.

У: - Ребята, моим помощником будет консультант Алчин Т. Он с вами проведет разминку. Посмотрите на слайд. Напишите получившиеся словосочетания . (Задание 7 из ОГЭ)

2.1 Разминка ( ТАЙМД РАУНД РОБИН) (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени, например, 15-20 сек.)

Н-р: участник 1- согласование, 2- управление, 3-примыкание, 4- ход работы

А) Замените словосочетания , построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью согласования .

правила школы – школьные правила

порывы творчества – творческие порывы

Б) Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.

стеклянная дверь – дверь из стекла

казачьи набеги – набеги казаков

В) Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Напишите получившиеся словосочетания

с горечью думала – горько думала

исчезла на время – временно исчезла

Проверьте себя (Слайд)

У: - Ребята, в каком разделе изучается словосочетание?

Д: Синтаксис

У: А что еще изучает синтаксис?

Д: Предложения.

2.2 МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР . Исследуем «Сотрудничество» (Модель создают каждый участник)

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР : Сотрудничество на уроке

Понимание и осознание понятий и концепций. (2 мин.)

Обязательные Необязательные характеристики характеристики

Противоположные

Предложение

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (учащиеся обсуждают ответы в команде

по очереди более одного круга)

Затем уч-ся составляется командная модель. Уч-ся делают обобщение по 4 примерам и участник № 4 заполняет модель.

Ответы:

Обязательные характеристики : знак завершения, грамматическая основа и др.

Необязательные характеристики : один главный член, знак выделения, вводные слова и др.

Примеры : Сложные, простые, с обращением и др.

Противоположные примеры : словосочетание, слово с предлогом, предлог и др.

У: Таким образом, все предложения по свое структуре могут быть простые и сложные.

2.3 “Восстановление слепой схемы” (работа в парах).

(Схема записана на доске.)

Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты. Дают определение ССП и СПП.

    Ознакомление с новым материалом

(ФАЙНД ЗЕ ЗИБ)

Учитель уч-ся предлагает три предложения:

Два невероятных факта

Одну правдивую выдумку

ФАЙНД ЗЕ ЗИБ

1 . В 1 предложении слово «которым» является союзным словом и относительным местоимением.

2. Местоимение «собой» изменяется по падежам, но не имеет форму именительного падежа.

3. Предложения №1 и№2 являются спп с придаточными изъяснительными.

1. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

2. Нечаянный лист прошуршит

И кратким паденьем внушит,

Что осень собой означает.

(Ю.Гречко)

3. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

А) На доске даны 3 предложения. Какой группе спп по значению вы их отнесете?

У: Какие это предложения? Составьте к ним схемы предложений.

Дети затрудняются, т.к. не знают правила? Для этого они должны узнать, на какой вопрос отвечает придаточное предложение, и с помощью каких средств они могут присоединяться в предложении.

У: - Какова тема сегодняшнего урока?

Д: СПП с придаточными обстоятельственными. (Уч-ся записывают число, тему урока). Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

Ребята, а свяжем нашу тему с прекрасным временем года. А вот о каком времени года пойдет речь? Вы догадаетесь, когда вы посмотрите сценку.

Б) Сценка (выходят 2 уч-ся)

Т: Аделя, ты любишь осень?

А: А за что ее любить? Осенью грязно, постоянно моросит дождь, да и посмотри за окном, холодно!

Т: Аделя, ты не права, ведь осенью не всегда идут дожди, и это время года может быть прекрасным. Я думаю, что смогу тебя в этом убедить. Вот послушай.

А: И слушать не хочу!!! (Тимур читает стихотворение).

Я люблю тебя, милая осень ! Ты пришла, и я снова живу!
Вечеров звездных тихая просинь,
Шепот ветра в сосновом бору...

Опрокинута красок палитра,
В сарафанах деревья пестрят,
По асфальту дорог антрацита,
Медных листьев пригоршни летят...

Веселит золотое убранство,
Ароматы осенней поры -
Это рдяно-червонное царство,
Вздох лесов, ржа полей и грибы...

С листопадом мечты закружились,
И надежды, как птицы, дразня,
В моих снах навсегда поселились,
Осень рядом - теперь жду тебя!..
(Учащаяся поражается чтению)

Т: Аделя. Что с тобой? Тебе не понравилось?

А: Боже, как прекрасно! Это восхитительно! Теперь я поняла!

Т: Аделя, что поняла ты? (с возмущением)

А : Ах, Осень ! Как можно её не любить!
Скажите, за что не любить её можно?
Есть время чуть-чуть о былом погрустить,
О будущем светлом гадать осторожно.
Т: Ребята, а вам нравится время года - осень?

А: А чем это время года вас привлекает? (опрос 2-3 уч-ся)

Слово учителя: Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.

Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, познакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными.

Работа с текстом:

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот. (Паустовский Константин Георгиевич)

Какова основная мысль?

Прочитайте предложение, где говорится о наблюдательности автора. Запишем его. Комментированное письмо.

( Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю )

Выделите главную и придаточные части графически.

От чего мы задаем вопрос к придаточной части? (От всего предложения).

Какой вопрос вы поставите от главного предложения к придаточному?

Выделим грамматическую основу.

Построим схему предложения.

Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.

При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов или союзов)

Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Итак, заполним таблицу:

1. Вид придаточного

обстоятельственное

2. Вопросы

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? При каком условии? Почему? С какой целью? и др.

3. Контактное слово (часть речи)

Относится ко всему главному предложению

4. Средства связи.

союзные слова : как, насколько, где, куда и др.

союзы : когда, пока, чтобы, что, если, хотя, словно и др.

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном обстоятельственном.

У: Откройте учебники на стр.77-78 и прочитайте правило. Ребята, все ли мы указали в таблице. (Дети читают, делают выводы)

4.Формирование знаний, умений, навыков по изученную тему.

А) По данным схемам составьте 2 предложения с спп с придаточными обстоятельственными на тему «Осень в лесу»

(Когда…), .

, ( для того чтобы … )

(Уч-ся составляют предложения) А теперь поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка..Затем уч-ся по выбору читают свои предложения.

Б) ТОКИН МЭТ

1 этап («мозговой штурм»):

А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.

Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.

2 этап (создание связей и формулирование вопроса):

Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:

Установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме

3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):

А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.

Б) Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу.

5 . Рефлексия.

Проблемные вопросы:

Что нового мы узнали сегодня на уроке
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось?

Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

1. Кто научился распознавать спп с придаточными обстоятельственными, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 111 из параграфа 12.

2 Кто научился в текстах находить спп с придаточными обстоятельственными, расставлять знаки препинания, составлять к ним схемы, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 112 из параграфа 12

3. Кто понял тему «СПП с придаточными определительными», научился их находить в текстах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 5-6 четверостиший из стихов русских поэтов 19 века, где встречаются спп с придаточными обстоятельственными ».

4. Задания для умников и умниц!

Придумайте самостоятельно задание на тему «СПП с придаточными обстоятельственными» и проведите его на следующий урок с классом.

Карта самооценки

ФИ уч-ся_____________________________________

Задания

Знаю хорошо

Делаю ошибки

Нужна помощь

Разминка

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Работа с текстом

Работа со схемами

ТОКИН МЭТ

(!) (?) (???)

    Впечатления от урока

ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Открытый урок
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
(9 класс)
Цель: усвоение знаний СПП с придаточным обстоятельственными.
Задачи урока: практические
­ уметь находить придаточные обстоятельственные в СПП,
­ отрабатывать навык постановки знаков препинания,
­составлять схемы предложений со всеми видами придаточных,
­совершенствовать монологическую и диалогическую речь,
­повторить опознавательные признаки сложного предложения, закрепить знания по
разделам «Фонетика», «Орфография», «Синтаксис».
Ход урока.
1.Организационный момент.
I. Слово учителя. Мотивация.
Мне бы хотелось, чтобы эпиграфом к нашему уроку стал афоризм: «Берите полной
пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего –
мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь
практическими делами». Но чтобы добиться целей, поставленных перед собой, каждому из
нас необходима уверенность. Послушайте мудрую притчу «Всё в твоих руках» и сделайте
для себя вывод.
Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в
городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы
мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее
между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу­ка я у мудреца: скажи, мудрейший,
какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я
сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и
бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о,
мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был
умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”
– Друзья, все в ваших руках!
2Фонетико­орфографическая разминка. «Я выбираю…»
Загляни, как Пушкин встарь, в толковый и орфографический словарь…
(«Своя игра»)
Раздел
русского
языка
фонетика
орфографи
я
синтаксис
Цель разминки: повторить и закрепить знания учащихся, усвоенные при изучении
разделов: фонетика, орфография, синтаксис.
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
3
3
5
5
5

Методика проведения: ученик выбирает раздел и оценку, которую хочет получить за это
задание. Продолжительность ответа 1минута. (Оценка заносится в рабочий лист
ученика. За урок будет выставлена оценка – средний балл за все задания на уроке)
Задание по фонетике.
«3»­1.Сколько букв и звуков в слове сильдерей (9 букв,8 звуков)
2.Назовите мягкие согласные в слове Татьяна.(Т, Й)
3.Сделайте транскрипцию слова солнце.
«4»­1.Сколько букв и звуков в слове считалка (8 букв, 7 звуков)
2.Дайте характеристику первого звука в слове ель (Й­согл,мяг, непарн, зв, непарн)
3.Дайте характеристику первого звука в слове щука (щ­согл, мягк, непарн,
глух,непарн)
«5»­1.Назовите только твердые непарные звуки (ш, ц,ж)
2.В каком слове букв больше, чем звуков (короткий, воробьи, ширина, свет, дума)
3.Составьте схему « Звуки русского языка»
Задание по орфографии.
«3»­1. Объясните правописание корня слова прикасаться.
2. Объясните правописание корня слова прорастать.
3.Почему и какая пишется в словах приставка: пришел, прибежал, приехал.
«4»­1.Найдите слово, в корне которого после шипящей пишется о (пережевывать,
жесткий, обжора, пшенный, печенка)
2.Найдите слово, в котором в суффиксе пишется одна н (стеклянный, временный,
оловянный, бессмысленный, шерстяной).
3.Найдите слово, в котором пишется после ц буква ы (цилиндр, цинга, циклоп, на
цыпочках, цифра)
«5»1. Найдите слово, в котором нет двойной согласной –с­ (режиссер, ассоциация,
профессия, компромиссы, ресурсы)
2.Найдите слово, которое пишется слитно (пол­Европы, пол­лимона, полуоборот,
пол­России, пол­апельсина)
3.Объясните все орфограммы в слове перевоплотиться. Перевоплощение Плотничанье
Плотный Уплотнение
Задания по синтаксису.
«3»­1.Тип односоставного предложения. На фабрике изготовляют детские игрушки.
(неопр.­личн)
2. Тип односоставного предложения. Почему не идешь отдыхать?(опред.­личн)
3.Чем осложнено предложение Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности.
«4»­1.Дайте определение СПП с придаточным определительным.
2.Дайте определение СПП с придаточным изъяснительным.
3.Укажите вид связи в словосочетании ветка рябины (управ), лист клена, ремень
солдата.(управ)
«5» 1.Укажите в каком словосочетании вид связи примыкание (летел над пропастью,
почуял снег, плетется рысью (примык.), его лошадка, растущий организм)
2.Определите вид придаточного. Картина, которую я вижу перед собой, напоминает
мне детство.(опред)
3.Определите вид придаточного На той березе, которая росла возле дома, мы
прибили скворечник.(опред)
3.Актуализация знаний.
Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали?
Предложение
ПП
ССП
СПП
СП
БСП

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных
предложений?
Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение –
согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление –
СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство (не показываю) – примыкание –
СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)
4. Продолжи предложения. Составь сложные предложения по началу, схемы,
определи вид придаточных.
Я желаю вам чтобы……
Пусть будет у вас день который…..
Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать:
чем оно интересно?
Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во
двор очень увлечённо поиграть в футбол.
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)
вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)
несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)
во двор ­ обстоятельство места (куда? в какое место?)
поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)
увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)
5. Формулировка темы и цели урока.
А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы
уроков, «включите ассоциации» и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.
Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?
Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.
3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор
зависит от вопроса)
Выдвижение гипотезы
Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?
Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы
обстоятельств.
Проверка гипотезы.
Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.
Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (ученики у доски)
Когда солнце село, птицы продолжали петь. (времени)

Если я приду домой пораньше, я успею поиграть. (условия) с и с. с обратиться к учебнику
Лев рявкнул так громко (как громко? до какой степени громко?), что все вздрогнули.
(степени)
Он бежал так, (как?) как раньше не бегал (образа действия)с. с как
Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы(места)
Лампа заслонена бумажным щитом, (зачем? С какой целью), чтобы свет не разбудил
Серёжу (цели)
Обоз тронулся с места рано, (почему?) потому что было нежарко (причины)
Виды обстоятельств
образа действия или степени
места
времени
условия
причины
цели
Вопросы
как? каким образом?
где? куда? откуда?
когда?
при каких условиях?
почему
зачем?
Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)
Сделайте вывод:
­ придаточных обстоятельственных, вероятно, так же много, как и обстоятельств, и
отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства:
ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;
­ придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи
союзов и союзных слов;
­ придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после
главного и в середине главного предложения;
Давайте обратимся к учебнику стр.
6.Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.
Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного.
Самопроверка.
Весна.
Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут
ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на
весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от
зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся
красотой родной природы.
Весна.
Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело
бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если
посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда
просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди
приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1­2 ош – «4», 3­5 ош – «3», 6 и более – «2»
2) Запись предложения.
Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть­чуть,
потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.
­ Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)
Задания (подготовка к ОГЭ)

­ Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)
­ Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый
сделает, потратит, приложит)
­ Сделать схему предложения , (если).
­ Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление»,
«примыкание» (например, наши души, потратит минуту,)
3) Дифференцированная работа.
А) Творческая работа в парах.
Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким
образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными.
4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ).
1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
2) Среди предложений 1­3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
времени
1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что­то делать, там меня тормошили
ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках
- paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по
деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов
к тому, чтобы жить среди чужих людей.
3) Среди предложений 1­7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
цели
(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в
тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не
попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать,
как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку,
чтобы Овцов споткнулся.
4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

– Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали
в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы
остановиться у Вас на неделю?
– Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем
маленькая квартира.
5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых
четверостиший,(3) Ваня страдал.
Взаимопроверка
Ключ Слайд № 13
1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3
Работа с текстом. Выразительное чтение текста

(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий
язык. (2)В нем вся она - наша Россия. (3)В нем все дары ее: и ширь неограниченных
возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и
размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
(4)Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному, и
потому властен все выразить, изобразить и передать.
(6)В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нем
ласковые шорохи и хрусты. (8)В нем травяные шелесты и вздохи. (9)В нем клекот, и грай, и
свист, и щебет птичий. (10)В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и
плески чуть слышные. (11)В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон
человеческий, и зерцало божественных видений…
(12) Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой,
честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем
целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, кажется, что это звучат сами
именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А
когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, то водворяется молчание,
насыщенное высказанными несказанностями…
(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося
предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств.
(18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ,
создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую
зовет его - его язык…
(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его - в его
звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего
правописания. (22)Не любить его, не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу
Родину.
1. Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны общей
темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически.
Материал изложен последовательно, логически связан.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста (Тема текста – Россия нам в дар
дала дивный, могучий, поющий язык;
основная мысль ­ носители русского языка должны достигнуть душевно и духовно
той высоты, на которую его зовет – его язык…)
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ
(Стиль речи публицистический, в текста явно проступает авторская позиция. И.А.Ильин
поднимает важную проблему бережного отношения к русскому языку. Речь автора
призывная, эмоциональная. Для характеристики русского языка используются синонимы –
выразить, изобразить, передать; речевые повторы, обратный порядок слов (« И еще еще
один дар дала нам наша Россия…»); лексику высокого стиля – «покорен и властен»,
«зерцало божественных видений», « в ризах его органически выросшего правописания»…
Синтаксический строй текста характеризуется использованием рядов однородных членов
«В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи», многосоюзием «В
нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий», синтаксическим параллелизмом «Язык
трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык
парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов», неполными
предложениями).
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

(Эпитеты: наш дивный, наш могучий, наш поющий язык; метафоры: ризах его
правописания; олицетворения: травянистые вздохи…)
7. Итоги урока.
Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными
или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8­9
сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Этап рефлексии.
В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок
самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые
считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи.
Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к предстоящим
экзаменам в 9 классе
«Знаю», «умею» ­ это 1 балл,
«нет», «не уверен» ­ 0 баллов.
Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат.
Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы
обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Знание теоретического материала: ___________
Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________
Умение конструировать СПП: ____________
Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________
Умение работать с текстом: _____________
­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Оценка