Главная · Измерения · Синтаксис и пунктуация простого предложения правила. Русский язык - основные правила (лексика,синтаксис, орфография, пунктуация)

Синтаксис и пунктуация простого предложения правила. Русский язык - основные правила (лексика,синтаксис, орфография, пунктуация)

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Способы подчинения зависимого слова главному: согласование, управление, примыкание.

Предложение как единица речевого общения. Типы предложений. Выразительные возможности синтаксиса: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция.

Синтаксис - основа русской пунктуации. Пунктуация как совокупность правил об употреблении знаков препинания.

Должны знать : основные единицы синтаксиса, главные и второстепенные члены предложения, типы предложений, употребление знаков препинания.

Должны уметь : различать предложения, обособляемые обороты, прямую речь, цитаты, пользоваться синтаксическими средствами при создании собственных текстов.

Практические упражнения

Синтаксический разбор, стилистический анализ синтаксических структур в тексте, синтаксические ошибки и их исправление.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Кроме морфологии, в грамматику русского языка входит синтаксис . Синтаксис изучает правила построения и отдельные разновидности словосочетаний и предложений.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически: студенческое собрание, статья по менеджменту, человек среднего роста, читать вслух.

Другой основной синтаксической единицей является предложение.

Предложение - наименьшая частица речевого общения, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово) и выражающая интонационно завершённое сообщение, вопрос или побуждение: Наступил вечер. Тишина. От реки повеяло прохладой.

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение .

При сочинении в связь вступают р а в н о п р а в н ы е, независимые друг от друга элементы (члены предложения): книга и тетрадь лежат на столе; читаю книги, газеты, журналы.

При подчинении в связь вступают н е р а в н о п р а в н ы е члены предложения (один зависит от другого): читать книгу, совет друга, последние минуты.

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: темной ночью (согласование в роде, числе, падеже), отметки выставлены (согласование в числе).

При согласовании главным словом бывает имя существительное и другие слова с предметным значением, а зависимым словом - прилагательное, местоимение, порядковое числительное, причастие.

Управление - это такая подчинительная связь, при которой главное слово "управляет" падежной формой зависимого, т.е. "требует" постановки зависимого в определенный падеж: читать (что?) письмо, способный (к чему?) к рисованию, писать (чем?) пером, посоветовал (кому?) брату.

При управлении главным словом чаще всего является глагол, а в роли зависимого - существительное: посадил цветы, отодвинул рукой, нарушил тишину.

Управление может быть беспредложным (сеять рожь, помогать бедным) и предложным (помогать в беде, любовь к родине).

Примыкание - это подчинительная связь, при которой зависимость одного слова от другого передается порядком слов и интонацией подчинения. При примыкании главным словом обычно бывает глагол, а зависимым - неизменяемые слова или формы слов: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, сравнительная степень прилагательного: приехать издалека (наречие примыкает к глаголу), приказ наступать (неопределенная форма глагола примыкает к существительному), говорить улыбаясь (деепричастие примыкает к глаголу).

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные . Каждое из этих предложений может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

По структурным особенностям выделяются предложения:

- односоставные (имеют один главный член: Смеркается. Тишина) и двусоставные (имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое: Теплая ночь опустилась на землю);

- нераспространенные (имеют только главные члены: Зажглись звезды, Взошла луна. ) и распространенные (кроме главных членов, имеют и второстепенные: На небе зажглись яркие звезды. В середине ночи взошла желтая луна );

- полные (налицо все необходимые члены данного предложения) и неполные (устранение из предложения какого-либо члена без ущерба для структуры: Солдат стрелял из карабина (полное). Офицер - из пистолета (неполное).

Простые (имеют один грамматический состав; Утро было свежее и прекрасное. Прошло несколько лет) и сложные (состоят из нескольких частей, каждая из которых является предложением: Становилось жарко, и я поспешил домой. Когда мы вернулись, было уже темно).

В синтаксисе заключены большие стилистические возможности. Богатая синонимия словосочетаний, типы простого предложения, различные варианты связей слов в предложении, параллельные синтаксические конструкции - всё это условия для широкого выбора языковых средств.

Экспрессивную роль играет повторение одинаковых слов, перерыв речи, вызванный внутренним состоянием говорящего, всевозможные вставные конструкции, периодическая речь. Помимо всего этого, для усиления образности и выразительности речи используются особые синтаксические построения - стилистические фигуры: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др.,

Инверсия - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок для усиления выразительности речи.

Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи - повышение экспрессивности речи. Инверсия усиливает смысловую нагрузку и переводит высказывание из нейтрального плана в план экспрессивно - эмоциональный: Вывели лошадей. Не понравились они мне (Тург.); Ведь он друг был мне (Л.Толст); Руку мне подач на прощанье (Чех).

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, что усиливает выразительность речи: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Кор.).

Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магнаты, люди, балконы, львы на воротах...(Пушк.).

Парцелляции - экспрессивный синтаксический приём, когда предложение интонационно делится па самостоятельные оттенки, графически выделенные как самостоятельные предложения: И снова. Гулливер. Стоит. Ссутулясь (Антокольский).

Прием парцелляции может с успехом применяться в рекламе.

Правильное оформление письменной речи связано с умением показывать графическими средствами деление её на предложения, а предложения - на части.

Собрание правил постановки знаков препинания называется пунктуацией . Пунктуация в русском языке строится в основном на синтаксической основе. Существует прямая связь пунктуационных правил с синтаксисом.

В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точки с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки .

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две занятые, два тире, скобки, кавычки).

ОБЗОР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

1. Точка ставится:

В конце повествовательного предложения;

В конце побудительного предложения при спокойном тоне речи.

2. Восклицательный знак ставится:

В конце восклицательного предложения;

После обращений;

После междометий.

3. Вопросительный знак ставится: в конце вопросительного предложения.

4. Многоточие ставится:

При незаконченных высказываниях, при перерывах в речи;

В цитатах для указания на то, что цитата приводится не полностью.

5. Запятая ставится:

Между однородными членами предложения;

При обособлении второстепенных членов;

При обращении;

При вводных словах и предложениях;

При словах-предложениях, при вопросительно-восклицательных словах;

В сложносочиненных предложениях;

В сложноподчиненных предложениях;

При прямой речи.

6. Точка с запятой ставится:

Между распространенными однородными членами;

Между распространенными однородными придаточными предложениями;

В бессоюзных сложных предложениях.

7. Двоеточие ставится:

При однородных членах предложения после обобщающего слова;

В бессоюзных сложных предложениях;

При прямой речи;

При цитатах.

8. Тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым;

При однородных членах предложения перед обобщающим словом;

При обособленных приложениях;

При вводных предложениях;

В бессоюзных сложных предложениях;

При прямой речи;

При диалоге.

9. Скобки ставятся:

При вводных предложениях.

10. Кавычки ставятся:

При прямой речи;

Понятие о синтаксисе, пунктуации (из истории).

А) Синтаксис.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

В науке нет единого определения предложения, наоборот, известно более двухсот различных определений. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане:

логическом.

психологическом.

формально - грамматическом.

Представитель первого направления Ф. И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка», 1858г.).

Сторонник второго направления Д. Н. Овсянико - Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости») » («Синтаксис русского языка», 1912г.).

Представитель формально - грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» («О преподавании грамматики русского языка в низших и старших классах общеобразовательной школы», 1899г.).

Б) Пунктуация.

Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания.

Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.

Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.

В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

Сложное предложение.

Сложное предложение- это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, из двух и более простых предложений. Участвующие в создании сложного предложения простые предложения называются его частями и представляют собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например:

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

(А. Пушкин.)

Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.

Например:

Змея лежала под колодой

И злилася на целый свет;

У ней другого чувства нет,

Как злиться: создана уж так природой.

(И. Крылов.)

Ещё напор - и враг бежит.

(А. Пушкин.)

3. Основные виды сложных предложений в русском языке.

В зависимости от способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные.

Сложное предложение.

Бессоюзные.

Сложносочинённые

Сложноподчинённые.

В сложносочинённых предложениях части соединяются при помощи союзов: и, а, но, да, или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как... так и, и др., а в сложноподчинённых - при помощи союзов и союзных слов: что, где, кто, который, чтобы, когда и др.

Части сложносочинённого предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от другой:

Наступил октябрь, и заметно похолодало.

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Части сложноподчинённого предложения неравноправны - одна часть (придаточная) зависит от другой (главной):

Заметно похолодало, так как наступил октябрь.

В одном сложном предложении могут быть разные виды связи:

Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек.

(А. Толстой.)

Сложносочинённое предложение.

Это такие сложные предложения, части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. По характеру союза или значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.

А) Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

В предложениях с этими союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или последовательно.

Потом все сидели в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман.

(А. П. Чехов.)

Б) Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

В них указывается на чередовании явлений (событий), на возможность одного явления из двух или нескольких:

Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

В) Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

В предложениях данной группы одно явление(событие) противопоставляется другому:

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.

(А. Пушкин.)

Сочинительные союзы делятся на следующие разряды.

Соединительные: и, да (= и), да и, ни-ни, также (= и), то же (= и), не только - но и, как - так и;

Противительные: а, но, да (= но), однако, зато, же, только (= но);

Разделительные: или (иль), либо, то - то, то ли - то ли, не то - не то.

Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённое предложение может быть с одной придаточной частью или с несколькими придаточными частями.

Сложноподчинённым называется предложение, в котором одна часть зависит от другой, т.е. от одной части (главной) задаётся вопрос к другой - зависимой (придаточной).

Главная часть - независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном предложении часто используются указательные слова (тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, потому, оттого, сколько и др.), которые указывают, что при нём имеется придаточные предложение. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части и связывают её с главной:

О чём? (А. Ахматова.)

Основные группы сложноподчинённых предложений.

I. С придаточным определительным.

Придаточные определительные относятся к имени существительному (или местоимению главной части) и отвечают на вопросы определений какой? который? чей?

В главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.

(А. Пушкин.)

Придаточные определительные стоят всегда после определяемого слова.

II. С придаточным изъяснительным.

Эти придаточные предложения отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчинённого предложения:

И, конечно, брат мой ни одной минуты не думал, что он виноват в её смерти.

Придаточная часть может стоять после поясняемого слова, реже - перед поясняемым словом:

Что волки жадны, всякий знает..

Что? (И. Крылов.)

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

Печорин говорит Максим Максимычу о том, что ’’если отдадим дочь этому дикарю, он её зарежет или продаст’’.

(М. Ю. Лермонтов.).

III. С придаточными обстоятельственными.

С придаточными места.

Где? куда? откуда?

[ там, туда, оттуда ], (союзные слова: где, куда, откуда).

Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

Откуда? (А.Н. Толстой.)

С придаточными времени.

Когда? С каких пор? На сколько времени?

[ тогда, до тех пор ], (союзы: когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как).

Покуда ночка длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней на нас обоих хватит.

(Б. Окуджава.)

Как долго?

С придаточными сравнительными.

Относятся ко всей главной части и поясняют то, о чём в ней говорится, при помощи сравнения.

Отвечают на вопрос: как?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем... тем и др.

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.

С придаточными образа действия и степени.

Они раскрывают образ, способ действия, а так же степень признака, названного в главной части сложноподчинённого предложения.

В русской земле столько прелестей, что всем художникам хватит на тысячи лет.

(К. Паустовский.)

Сколько? До какой степени?

Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет.

В какой степени?

С придаточными цели.

Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.

Чтоб чем - нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

С придаточными условия.

Указывают на условия при котором протекает действие, о котором говорится в главной части. Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: если, когда (= если), раз, коли, ежели, как скоро, кабы и др.

Коли парень ты румяный, братец будешь нам названный..

При каком условии?

С придаточными причины и следствия.

Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? по какой причине? отчего?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Так как встала полная луна, то многие пошли гулять.

Почему? (Л. Н. Андреев.)

К придаточным следствия от главного предложения можно задать вопрос - что из этого следует?

Придаточные следствия присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: так что.

Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду жёлтые бабочки.

(Л. Н. Толстой.)

Что из этого следует?

С придаточными уступительными.

Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: хотя, хотя... но, пускай, несмотря на то что и др. и союзные слова - как, сколько и др.

Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.

(М. Лермонтов.)

Несмотря на что?

Бессоюзные сложные предложения.

Это такие сложные предложения, части которых соединены только интонацией, без союзов и союзных слов.

В них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.

Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного предложения.

Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.

Двоеточие. Тире. Запятая, точка с запятой. Перечисление.

а) Перечисление.

Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал.

(И. С. Тургенев.)

б) Причина.

Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит.

в) Пояснение.

Всё это значило, друзья; с приятелем стреляюсь я.

г) Быстрая смена событий.

Сыр выпал - и с ним была плутовка такова.

(И. А. Крылов.)

д) Противопоставление.

Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.

(Л. Н. Толстой.)

е) Вывод (следствия).

Любишь кататься - люби и саночки возить.

(Пословица.)

Пашню пашут - руками не машут.

(Пословица.)

Список литературы

Современный русский язык. «Высшая школа» Москва - 1971г. Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич.

Русский язык 9класс, под ред. «Дрофа». Москва - 1999г. М. М. Разумовской.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

И синтаксических единиц в предложения. Синтаксические единицы - это такие конструкции, компоненты которых объединяются между собой синтаксическими связями и отношениями. К ним относятся словоформы и словосочетания.

Между словоформами, которые входят в словосочетания, синтаксические связи делятся на следующие виды:

1. атрибутивные (тетрадь студентки, учебник по географии и тому подобное);

2. объектные (писать письма, любоваться картиной, готовиться к отъезду и так далее);

3. обстоятельственные (жить за городом, вернуться вечером, уехать учиться).

Словосочетание, являясь средством наименования и строительным материалом для предложения, одновременно близко к слову, но, тем не менее, отличается от него. Роднит их то, что словосочетание, как и слово, имеет систему формы, обусловленную грамматическим происхождением главного слова. И если это слово является то словосочетание имеет форму падежей и чисел (книга ученика, книгу ученика, книгами ученика).

В случае же, если слово является именем прилагательным, словосочетание имеет форму прилагательного. То есть словосочетание будет склоняться по падежам, изменяться по родам и числам. Например: способный к математике, способному к математике, способная к математике.

Если же то словосочетание имеет много глагольных форм (читает газету, читал газету, читала газету, читали бы газету).

Синтаксис текста касается также ещё и области лингвистики, изучающей синтаксическую организацию всего текста, то есть связь между синтаксическими единицами, а также целое речевое произведение.

Поднимая вопрос, что такое синтаксис, следует отметить ещё и тот факт, что он, опираясь на смысловые закономерности, напрямую зависит от интонационно-ритмической организации текста. Синтаксис неразрывно связан с пунктуацией. Поэтому, рассматривая синтаксис текста, нельзя забывать о знаках препинания.

Помните замечательный мультфильм «В стране невыученных уроков»? Там главный герой, сумев интонационно верно определить постановку одной единственной запятой, спас себе жизнь. Кстати, объясняя детям на уроке русского языка важность постановки знаков препинания, можно подобрать и другие, аналогичные этому, примеры. Например, предложить им поставить запятую в предложении: «Отдыхать нельзя учить уроки». Главное - это донести до учащихся мысль, что синтаксис и пунктуация всегда «идут рука об руку». Нельзя считаться образованным человеком, на разбираясь в синтаксисе и пунктуации.

Но если на вопрос, что такое синтаксис, мы нашли ответы, то теперь пора определиться с тем, что следует понимать под словом «пунктуация». Пунктуация-это собрание правил о постановке знаков препинания на письме. Знаки, как известно, позволяют людям разделять текст точками на предложения, а также разделять знаками препинания части предложения, однородные члены предложения, выделять обращения, и причастные либо А как трудно понять текст, в котором не расставлены знаки при прямой речи!

Пунктуация помогает пишущим точно выразить свою мысль и чувства, а читающим - понять их. Синтаксическое направление в русской пунктуации, которое получило широкую популярность в практике ее преподавания, сводится к тому, что знаки призваны, прежде всего, делать синтаксический строй наглядным. Зачастую пунктуационная система базируется на синтаксической почве, но это вовсе не значит, что пунктуационная система копирует структуры предложений, подчиняясь им. Указывая на членение речи знаками препинания, пунктуация в первую очередь опирается на синтаксис и является средством выявления разных смысловых оттенков, которые присущи разным частям письменного текста. Словом, назначение - помогать выявлению синтаксического строения речи.

Но только понимая, что такое синтаксис, можно правильно решить, какие и где следует поставить знаки препинания.