Главная · Освещение · Крещение господне - какого числа. Календарный вопрос, или Все ли равно, когда праздновать Рождество

Крещение господне - какого числа. Календарный вопрос, или Все ли равно, когда праздновать Рождество

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них - Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня - сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус - не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название - Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро - еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант - «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство - наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Времена, когда церковь была под строжайшим запретом, прошли. Сегодня большинство россиян знает, какого числа Крещение, Рождество и другие великие Порой случается, что праздник путают с днем который отмечается 25 июля. Отсюда и возникает неразбериха с тем, какого числа Крещение. Кроме того, сегодня далеко не все знают значение и традиции, связанные с праздником Крещение Господне.

История происхождения праздника

Праздник Крещение Господне зародился во времена апостолов. В то время прошел религиозный обряд крещения. Иисусу было 30 лет, когда он пришел к Именно он окрестил Христа в водах Легенда гласит, что во время Крещения на Иисуса опустился луч света, небесный голос провозгласил его Сыном Божиим.

Вначале праздник назывался Епифания. Слово это обозначает "Богоявление". Еще одно название, которое носило Крещение - праздник Света. Названия эти объясняются тем, что в день Светлого праздника Бог приходит в земной мир, чтобы одарить его жителей светом.

Само слово "крещение" в переводе с греческого означает "погружение в воду". Именно отсюда и происходит самая важная традиция праздника - купаться в освященных водоемах. Сегодня с каждым годом все больше россиян спешат к проруби в Крещение, число купающихся даже в лютые морозы непрерывно растет. Вода олицетворяет жизнь и помогает смыть грехи. Но прежде чем окунуться в Иордань, важно соблюсти и другие традиции Крещения.

Традиции праздника

Крещение Господне является шестым из двунадесятых праздников. К ним относят двенадцать важнейших после Пасхи событий.

Церковный год начинается с первого сентября. Поэтому и отсчет праздников стартует именно с этой даты.

Вопросов о том, когда следует праздновать Крещение, какого числа, возникать не должно. Дело в том, что праздник этот не переходящий, а значит, ежегодно отмечается в один и тот же день - 19 января (по старому стилю - шестого). При этом стоит помнить, что накануне следует соблюдать строжайший пост, молиться и каяться в грехах.

18 января православные называют Крещенским сочельником. Название этого дня происходит от кушанья, которое может употребляться верующими в этот день - сочиво. Изготавливается оно из зерна, сваренного с добавлением сухофруктов, мака и орехов. Только после соблюдения можно пойти искупаться в Иордани.

Важно понимать, что избавиться от грехов, окунувшись в прорубь, не удастся, поскольку церковь утверждает: замолить грехи можно только на исповеди. Несмотря ни на что, у многих верующих возникает следующий вопрос: следует какого числа?". Крещение начинается в полночь с 18 на 19 января. И именно с этого момента и весь день девятнадцатого у Иордани выстраиваются очереди.

Кроме того, в Крещение важно не забыть набрать святой воды.

Она пригодится весь год: ребенка умыть - от дурного глаза помогает, самому попить - болезни предотвращает. Конечно, святую воду следует брать в церкви, отстояв перед этим службу. Но многие верят, что в ночь перед Крещением святая вода бежит прямо из-под крана. И вот что интересно - набранная даже таким способом, она простоит весь год, не приобретя постороннего запаха, не испортившись.

Праздник Крещение Господне чтится верующими уже не одно столетие. Поэтому и оброс огромным количеством традиций и примет. Важно осознавать, что знание о том, какого числа Крещение отметить и какие традиции при этом соблюсти, вряд ли поможет избавиться от грехов. Гораздо важнее в течение всего года хранить веру и молиться.

Празднуют не только в католическом и протестантском мире. В этот день, когда христиане Русской Православной Церкви еще только готовятся к встрече Рождества и впереди неделя строгого поста, в некоторых православных поместных церквях уже идут праздничные рождественские службы. С двадцатых годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: примерно 4/5 от общего числа православных: вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.

Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Три календаря

«Юлианский календарь. В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая “догоняет” длину солнечного года.

Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.

Григорианский календарь. Итак, в “старом” календаре каждые 128 лет накапливались “лишние” сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.

Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

Но и Григорианский календарь не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней. Нужны были дополнительные меры, чтобы не дать впредь уходить календарным дням вперед, а моменту весеннего равноденствия, соответственно, назад. Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее – простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году». (Прот. Сергий Овсянников «Празднуем Пасху – какой календарь правильный?» http://www.archiepiskopia.be/ )

Точнее или правильнее?

Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов».

Переход на григорианский календарь приведет к тому, что в некоторые года исчезнет из календаря полностью. Новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: ведь именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. Именно поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга (Пасха и переходящие праздники) совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники – по – новому. Это, так называемый, греческий стиль.

Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи. «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи – праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета – лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

«На Московском Совещании 1948 г. было вынесено официальное постановление, касающееся календарной проблемы, согласно которому для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю, согласно Александрийской пасхалии, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем, и наконец, клирики и миряне обязательно должны следовать календарю или стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают.

Однако, руководствуясь принципом икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви в 1967 г. вынес постановление: “Имея в виду практику Древней Церкви, когда Восток и Запад (Рим и азийские епископы) праздновали Пасху по-разному, сохраняя полное молитвенно-каноническое общение между собой, принимая во внимание опыт Православной Финляндской Церкви и наших приходов в Голландии, а также исключительное положение прихожан храма Воскресения Христова среди инославного мира, разрешить православным прихожанам, проживающим в Швейцарии и находящимся в юрисдикции Московской Патриархии, совершать неподвижные праздники и праздники Пасхального круга по новому стилю”» (прот. Владислав Цыпин «Церковный календарь» // Церковное право. М., 2006 г.).

Так все же, почему?

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о календарной точности и церковной традиции

В позиции Святой Церкви есть более чем веские доводы непременно исчислять свое время по тому календарю, по которому жили во времена Христа. (Кстати, КАЛЕНДАРИУМ в переводе с латыни - это «долговая книга». Мы несем ответ за время, данное каждому из нас Богом.)

Мы не будем сейчас вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный: старый, Юлианский, или новый, Григорианский. Посмотрим на вопрос с другой стороны.

Что такое светский календарь? В основе его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным календарем, который соотносит наш мир - с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время - с вечностью, с тем состоянием бытия, когда времени уже нет?

Для того, чтобы соотнести эти несовместимые понятия надо, чтобы их - Вечность и время, Дух и материю - объединяло что-то или Кто-то. В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение - это те события, из которых строится церковный год.

Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший Григорианский, другие - менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря.

В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.

Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности - весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.

Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.

Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю (называйте как угодно), когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.

В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой - Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства.

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее.

Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко - в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.

В церковной будем как величайшее достояние сохранять церковный календарь, как бы нас ни убеждали отказаться от него.

Крещение в христианстве - один из главных двунадесятых праздников ("двунадесять" — двенадцать), связанных с Пресвятой Богородицей (богородичные) и с жизнью на земле Иисуса Христа (господские). Что принято делать в этот день? Какого числа Крещение? На эти и другие вопросы можно найти ответы в этой статье.

История праздника

Название праздника говорит само за себя. Слово "крещаю" или "крещу" с греческого в переводе означает "погружаю в воду". С этим, кстати, связано и таинство приобщения к христианству.

Чтобы узнать, какого числа Крещение отмечать, вспомним, что происходило в этот день, согласно Священному Писанию.

Иисус Христос, которому было тридцать лет, пришел к реке Иордан по старому стилю 6 января, чтобы принять крещение. Иоанн Предтеча, пророк, посланный самим Богом, пытался доказать Спасителю, что не достоин проводить таинство. Христос настоял, и Крещение свершилось по воле Господа.

Во время этого действа Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя, а сверху раздался голос Отца Небесного, подтверждая, что Спаситель есть Его Сын. Таким образом, Бог явился в трех ипостасях или лицах. Вот они: Отец — голос, Сын — плоть, Дух Святой — голубь. Потому Крещение называют еще и Богоявлением. Также в старину праздник называли Просвещением (Святыми Светами), так как Господь — это Свет, являющийся в этот день всему миру.

Только после Крещения Иисус стал проповедовать, просвещая народ.

Какого числа Крещение

В давние времена Рождество и Богоявление праздновали в один день. Позже события были разделены, и в январе появилось два христианских торжества. Таким образом, Крещение стали отмечать 19 января по новому стилю. Еще неделю после этого дня вспоминают события многовековой давности.

С какого числа начинается Крещение? Само торжество проходит 19 января. Но в преддверии праздника, 18 января, в Крещенский сочельник, принято блюсти строгий пост, когда разрешается есть лишь сочень (постная лепешка) и кутью. Накануне праздника в доме проводят тщательную уборку, выбрасывают весь мусор.

Традиции праздника

Освящение воды — главное событие Крещения. Вода приобретает чудодейственное свойство не только в стенах храмов, но и в открытых водоемах, в ночь с 18 на 19 января. Всегда хоть на несколько мгновений на Крещение открываются небеса. Сохраняют реки и озера способность исцелять и очищать еще неделю после праздника. А набранная на торжество в емкость вода не пропадает в течение года, обладая все теми же лечебными свойствами. Желающие иметь целебную влагу знают, какого числа Крещение — 19 января. Эта дата остается неизменной из года в год.

Раньше после освящения проруби в водоеме выпускали двух голубей, а после стреляли в небо холостыми патронами, в память о событиях во время Крещения Иисуса. Сейчас этих традиций не придерживаются. Крещенской водой орошали все имущество и жилище, чтобы отогнать беды и несчастья. А в колодцы лили святую крещенскую воду для изгнания нечистой силы.

Интересно, что даже в крещенские морозы верующие окунаются в проруби рек и озер. Принимая очищение души и тела, они знают — духовному человеку и истинному христианину ледяная вода в эту ночь не во вред, а на пользу. Но все же окунаться нужно с осторожностью. Ведь есть заболевания, при которых это смертельно опасно.

Приметы на Крещение

Многие знают, какого числа праздник Крещение, когда купаться. Приметыв этот день известны не всем, но они есть. Взаимосвязи Крещения и сильных морозов, о которой практически повсюду говорят, на самом деле не существует. Достаточно понаблюдать за погодой в этот день. В январе сильные морозы — закономерность. Кстати, по приметам, если на праздник холодно, год будет богатым на урожай. Светит солнце - к жаркому лету. Так что тем, кто привык ждать холода на Крещение, не стоит переживать.

Гадание на Крещение

До принятия на Руси христианства в день нынешнего праздника Крещения заканчивались Святки — народные гуляния, время гаданий на будущее. Отсюда и поверье, будто вечер 18 января - самое подходящее время узнать, что ждет в грядущем году. Но верующие знают, гадание — занятие не для них. Церковь этого не одобряет, да и Библия, конечно.

Какого числа Крещение, конечно, нужно знать, но самое главное - не относиться к празднику, как к чему-то обыденному. Не окунаться в прорубь только потому, что так принято. Не ходить в храм просто для того, чтобы набрать воды. Это великий праздник — Крещение Господне, благодаря которому люди получили возможность очищаться от грехов и избавляться от болезней.

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Многие искренне убеждены, что существует два Рождества – католическое 25 декабря и православное 7 января. Так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием Нового Года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae – первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей.

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Египетский календарь просуществовал в истории более 4 тысяч лет.

История появления Юлианского календаря

По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 году и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским .

В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день.

Отцы I Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже.

При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным : в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны.

Следует отметить, что точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество Христово, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Так, начиная с 2101 года, Рождество Христово будут праздновать не 7 января по гражданскому (григорианскому) календарю, как в XX–XXI веках, но уже 8 января, а, к примеру, с 9001 года - уже 1 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

Но, несмотря на это, и новый стиль имеет свои недостатки.

История появления Григорианского календаря

Все христиане праздновали Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено.

Сторонниками календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII – при котором и была осуществлена реформа (1582 г.). Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов.

Папа Григорий XIII (1572-1585)

В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского Собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд.

Новый календарь разработал итальянский ученый, преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520-1576 гг.) и получил по имени папы название григорианский . В основе его лежит периодичность движения небесных светил. В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные.

За календарной реформой последовала реформа пасхальная, т.к. в новом календаре применение старой (Александрийской) пасхалии григорианского календаря сделалось невозможным. Отныне пасхальными «равноденствием» и «полнолунием» стали считаться не расчетные величины Александрийской пасхалии, а астрономические явления, которые с расчетными не совпадают.

Однако астрономические причины, выдвинутые папой Григорием XIII, являются далеко не главными. По откровенному признанию одного из представителей Рима, вопрос о календаре заключается ни в чем ином, как в признании или непризнании папского главенства в Церкви Христовой. Последовавшая вскоре после календарной реформы Брестская уния – явное тому подтверждение. Григорианская реформа , установив свои астрономические каноны, нарушила каноны церковные . В настоящее время часто католическая Пасха празднуется раньше иудейской, что строго запрещается церковными канонами (7-е правило Апостольское; 1-е правило Антиохийского Собора). Таким образом, папа Григорий XIII единоличным решением зачеркнул соборное решение отцов I Вселенского Собора.

Календарную реформу отрицательно восприняли не только в христианском, но и в ученом мире. Ведущие ученые XVI века, в частности Виет, которого называют отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован. Практически все университеты высказались за сохранение прежнего календаря. Через год после календарной реформы французский ученый Ж. Скалигер разработал систему унификации летоисчислений, в основу которой был заложен именно юлианский календарь. Этой системой до сих пор пользуются историки и астрономы.

Под угрозой отлучения все католические страны приняли новый календарь. Протестантские государства, поначалу резко выступив против григорианской реформы, однако постепенно перешли на новое летоисчисление.

Вслед за гражданскими властями григорианский календарь приняли и протестантские конфессии.

Реформа XVI века резко усложнила хронологические расчеты, нарушила взаимосвязь исторических событий. Вычисления в исторических и хронологических изысканиях приходится производить сначала по юлианскому календарю, а затем переводить на григорианский стиль. Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов: в XIV веке она составляла 8 дней, в XX и XXI веках - 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. Сегодня перевод на новый стиль гражданских дат ведётся с учётом века конкретной даты. Так, к примеру, события Полтавской битвы произошли 27 июня 1709 года, что по новому (григорианскому) стилю соответствует 8 июля (разница между юлианским и григорианским стилями в XVIII веке составляла 11 дней), а, допустим, дата Бородинского сражения - 26 августа 1812 года, и по новому стилю это 7 сентября, поскольку разница между юлианским и григорианским стилями в XIX веке равна уже 12 дням. Поэтому гражданские исторические события всегда будут отмечаться по григорианскому календарю в то время года, в которое они произошли по календарю юлианскому (Полтавская битва - в июне, Бородинское сражение - в августе, день рождения М. В. Ломоносова - в ноябре и т. д.).

Для быстрого и удобного перевода дат между различными календарями целесообразно пользоваться конвертером дат .

И в XIX веке несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. А американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов». Многие серьезные ученые и сегодня выдвигают предложения о возврате к юлианскому летоисчислению. Причиной тому является несовершенство григорианского календаря.

Переход на новый стиль в Советской России после революции 1917 года

В 1917 г. революция победила в России. Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный» . Россия была одной из последних в списке стран, принявших новую систему летоисчисления. Но пользоваться ею у нас начали примерно веком раньше. Как правило, в деловой и научной переписке с представителями иностранных государств, которые уже перешли на григорианский календарь. В России его называли «новым стилем», а прежний юлианский стал именоваться «старым стилем».

Советский «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»

Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. Затем Советское правительство потребовало это сделать и Русскую Православную Церковь. В Церкви подняло голову движение, которое принято называть обновленчеством.

Попытка в 1923 г. перевести и Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. Боле того, при давлении на Святейшего Патриарха Тихона ввести новый стиль, ГПУ был дан опять категорический отказ.

Одним из основных требований начальника «церковного» отдела ГПУ Евгения Тучкова было введение нового стиля в богослужебную жизнь. Введение нового стиля, по замыслу Тучкова, смогло бы внести серьезный раскол в Патриаршую Церковь, так как новый стиль в сознании верующих прочно ассоциировался с обновленчеством. Власти же аргументировали введение нового стиля в богослужение хозяйственными нуждами: многие рабочие отмечали церковные праздники по новому стилю официально и по старому неофициально, из-за этого имели место массовые прогулы. Как бы Советская власть не пыталась скомпрометировать Святейшего Патриарха Тихона, распространяя миф о том, что он был сторонником нового стиля и пытался ввести его в Церкви, Патриарх делал все для того, чтобы новый стиль фактически не был введен.

священномученик архиепископ Иларион (Троицкий)

Активным помощником Его Святейшества в этом был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), святые мощи которого находятся ныне в Сретенском монастыре. Мужественное отстаивание юлианского календаря послужило одной из причин ареста и отправки в концлагерь священномученика Илариона (Троицкого) и, фактически, стоило ему жизни.

Разделение христиан на «старостильников» и «новостильников»

Православная Церковь хранила единство в борьбе с календарной реформой до 1923 г. Нарушение единения православных Церквей и смуту произвел Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис , которого не без оснований подозревали в связях с масонством. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV. На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. Введение нового стиля сопровождалось грубым насилием над совестью верующих, как это было с монахами Валаамского монастыря в 20-е годы ХХ века.

Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис

11 Поместных Православных Церквей перешли на новоюлианский календарь , т.е. сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, но непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам. Новоюлианский календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879 – 1956 гг.). Этот календарь, который основан на 900 летнем цикле, будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года).

Таким образом, с 20-х годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта . Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников». Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: Русская Православная Церковь сохранила прежний календарь . Вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона (а это примерно 4/5 от общего числа православных).

Отношение Русской православной церкви к переходу на Григорианский календарь не так давно озвучил Святейший Патриарх Кирилл. Он сказал, что никакого перехода на григорианский календарь не будет.

О недостатках григорианского календаря

Календарный вопрос , в первую очередь, связан с празднованием Пасхи . «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи - праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета - лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

Переход на григорианский календарь приводит к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями . Кроме того, введение григорианского календаря приводит к тому, что в годы, когда Пасха поздняя (когда светлое Христово Воскресенье попадает на 5 мая) Петровский пост исчезает из календаря полностью .

Григорианский календарь является достаточно точным и согласованным с природными явлениями — он связан с земными явлениями, климатическими временами года, что представляет собой главный аргумент сторонников григорианской пасхалии.

Однако григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков. Вести счет больших периодов по григорианскому календарю трудней, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня. Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно. Различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней). Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели. Большинство месяцев имеет «расщепленные недели». Все это создает немалые трудности для работы плановых и финансовых органов (усложняют расчеты оплаты труда, затрудняют сравнительной оценки итогов работы за различные месяцы и т. д).

Еще одна особенность нового календаря в том, что он повторяется каждые 400 лет. Со временем юлианский и григорианский календари все больше расходятся. Примерно на сутки за столетие. Если разница между старым и новым стилями для 18 века составляла 11 суток, то для 20 века – уже 13 суток.

Об истинности юлианского календаря

В основе церковного календаря лежит жизнь нашего Спасителя Иисуса Христа. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение - это те события, из которых строится церковный год.

Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому первой отличительной особенностью церковного календаря Церкви является то, что он неотделим от Пасхалии.

Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Поэтому в церковных канонах есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней . Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.

В церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.

Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь . Отметим, что Благодатный огонь снисходит накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.

Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю .

В этот день освящается естество всех вод, поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой - Святыней , как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства .

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее .

Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм . Во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко - в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.

Современные критики юлианского календаря говорят о неточности календаря как о его ошибке или несовершенстве. Однако они упускают тот очевидный факт, что ошибка не может создать гармонию, что из несовершенства не может произойти целый ряд временных циклов, составляющих необычайную по красоте среди других календарей картину времени.

Время — неуловимая субстанция, время — тайна, и как тайна оно может быть выражено и зафиксировано через символы. Юлианский календарь — это иконографическое выражение времени, это священная икона времени. Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же стремится построить Царство Божие здесь, на Земле.

По материалам православных изданий и журнала «Благодатный огонь»

Просмотрено (2280) раз