Главная · Измерения · Мировоззрение. Что такое мировоззрение? Понятие, сущность, роль мировоззрения

Мировоззрение. Что такое мировоззрение? Понятие, сущность, роль мировоззрения

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.

Мировоззрение – это система человеческих знаний о мире и о месте человека в нем, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира.

Мировоззрение – это обобщённое знание, это целостный, системный взгляд на мир, место человека в нём и их взаимодействии.

Мировоззрение – это многомерное явление, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры.

Мировоззрение – это ядро, стержень сознания, самосознания и познания личности.

Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьёзные изменения.

Функции мировоззрения :

1. Миропонимание – это рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

2. Мироощущение – эточувственная, эмоционально-психическая сфера.

3. Мироотношение – это активная или пассивная жизненная позиция человека к тому миру, в котором он живет. Без этого компонента получится не мировоззрение, а картина мира: хорош мир или плох, а мне до этого никакого дела нет, ибо я в нем просто живу.

Основные структурные уровни мировоззрения:

2. Ценности и оценки

3. Идеалы и нормы

4. Убеждения

Возникновение первоначальных форм мировоззрения неразрывно связано с процессом генезиса человека как существа, обладающего развитым мышлением. В дополнение к навыкам, конкретным знаниям, так необходимым при решении конкретных задач, каждому Homo Sapiens понадобилось и нечто большее. Потребовался широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, стало нужно понимать суть всего, что происходит вокруг. Важно также стало понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: во имя чего делается то или это, к чему человек стремится, что это даст всем остальным.

Мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Процесс выработки мировоззрения является общественной потребностью. На определённом этапе развития осознание человеком мира, в котором он живёт, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального развития.

Мировоззрение в широком смысле представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. Здесь следует подчеркнуть, что мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нём человека. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя.


Именно мировоззрение как сложное социальное образование, интегральное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Это − своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее .

Следовательно, мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение характеризуется пропорциональным присутствием таких компонентов, как знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента :

1. Познавательный компонент . Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2.Ценностно-нормативный компонент . Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами).

Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребностям, желаниям людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определённую иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.

Следствием устойчивости, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы : моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент . Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне ». (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500).

4. Практический компонент . Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения.

Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Другая крайность – скептицизм , неверие ни во что, утрата идеалов, отказ от служения высоким целям.

Мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже, в свою очередь, зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен. На том или ином историческом этапе возможно общее убеждение и идеалы, нормы жизнедеятельности. Тогда и говорят, «вот в наше время…». Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов.

Мировоззрение объединяет «пласты» человеческого опыта. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысла человеческой жизни: постепенно с изменением эпох люди что-то хранят и передают из поколения в поколение или от чего-то отказываются и меняют свои взгляды и принципы.

На основе вышеизложенного можно определить: мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют уровни мировоззрения:

1) жизненно-практический уровень (жизненная философия);

2) теоретический уровень (наука, философия).

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Именно на этом уровне абсолютное большинство людей включается в социальное и индивидуальное взаимодействие. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое. Этот уровень включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида, что и помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах.

Вместе с тем, необходимо отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. В нём нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Теоретический уровень мировоззрения преодолевает данные недостатки. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Оно, как и вся жизнь людей в обществе, носит исторический характер.

Общественное бытие – это социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых.

Исторические типы мировоззрения

История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся:

1. жизненно-практическое (обыденное, повседневное);

2. мифологическое;

3. религиозное;

4. философское;

5. научное.

Каждый из названных типов мировоззрения – это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще , которое является понятием родовым . Таким образом, понятия мировоззрение и философия не тождественны между собой . Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия – это один из социально-исторических типов мировоззрения.

Типы мировоззрения – это формы общественного сознания. Общественное сознание это отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы.

К формам общественного сознания относятся политическое и правовое сознание, религия, философия, искусство, наука, мораль и др.

В качестве исторически первого типа мировоззрения выступает миф, мифологическое сознание, второго – религия, религиозное сознание и уж затем − философия, философское сознание.

Для выявления человеком своего отношения к миру и отношения мира к человеку необходимо целостное понимание мира, которое в обыденном сознании отсутствует. Эта целостность и будет формироваться мифологическими, религиозными или философскими представлениями, а порой причудливым сочетанием тех и других.

Именно в этих формах сознания (миф, религия, философия) заполняют недостаток знаний о мире и человеке, дают ответы на основные жизненно важные вопросы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Взглядов на мир и человека, общества и человечества в нем, на человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, . М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая », «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».
Общественное М. меняется от эпохи к и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей М. как отражения мира (прежде всего мира культуры) и ценностного отношения к нему является мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий горизонт мышления эпохи.
Важную роль в формировании М. играет . «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о Космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, » (Г. Мейер). Согласно М. Шелеру, М. - «управляющий всей культурой или одной личностью селекции и членения, в котором (мировоззрение) фактически вбирает чистую физических, психических и идеальных вещей, независимо оттого, как совершается их и даже происходит это осознание вообще». «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом филос. мышления, пытающегося объединить в целое разные формы познания мира начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления. Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал марксизм-ленинизм, что какая-то конкретная филос. система (напр., марксистско-ленинская философия - диалектический и ) способна составить ядро М. общества. М. определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно был марксизм-ленинизм.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

система взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М.- это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное . Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания. Выработка М.- существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М.- обществ.-политич. , возникший с появлением человеч. общества.

М. есть понимание мира, человека, общества, определяющее социальнополитич., филос. , религ. , нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три осн. типа М.- житейское (обыденное) , философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют некрое , охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что такое и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт , что такое , по каким законам развивается человеч. . Гносеологич. М. образуется в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и филос. знаний.

Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это людей и социальной реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см. Научная картина мира) , а общественных - социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей. Целостное осознание и воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный М. Для М. же характерна ещё более высокая знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ. регулятивнотворч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренч. начало.

Понятие М. соотносится с понятием « », но они не совпадают по своему содержанию: М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств. условиями жизни и передающимся из поколения в опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о мире. Религ. М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия) . Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.

М.- это не только , но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие деятельности. Важнейший М. составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ. целей, из обобщения которых образуется жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым приковывает нашу ,- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 118) . М. имеет огромный практич. жизненный . Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его , вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё . Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во определ. идеалов.

В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый (напр., в капиталистич. обществе - , буржуазия, ) имеет своё специфич. М. В таком обществе происходит М. Носителями передового М. являются те , которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития, с данными науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ. значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ. М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое действительности, тормозит общества. В нём господствуют , апология капитализма, наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.

В бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и обществ. практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет марксистско-ленинская философия - диалектич. и историч. . Марксистско-ленинское М.- мощное революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.- коммунистического и буржуазного, в ходе которой растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно науч. положений.

В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейновоспитат. работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях, сознательно строил общество. Важнейшей задачей является коммунистич. отношения к труду, коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма.

Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС ) , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании M., M., 1964 ; Черноволенко В. Ф., М. и науч. познание, К., 1970 ; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Дpыгин В. И., Науч. М., его и функции, Саратов, 1981 ; Философия и мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981.

А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по с эпохой, народом, расой и т. п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и,- в-третьих, результаты конкретных наук. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер); см. также Картина мира. Согласно М. Шелеру, мировоззрение – «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще».

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МИРОВОЗЗРЕ́НИЕ

обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отд. явлений в мире и на свое собств. место в нем, понимание и эмоц. человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, филос. политич., правовых, нравств., религиозных, эстетич. убеждений и идеалов людей. Понятие М. употребляется и в узком смысле, напр. филос. М., политич. М., религиозное М. и т.п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно. Это и обусловливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого М. Каждый из нас – это " , ставшая человеком", и мы так или иначе отдаем себе отчет в том, какое место занимаем в бесконечном круговороте событий. Через , науку, мы осознаем свое единство с природой, а вместе с тем и относит. самостоятельность – и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениях. Мы живо интересуемся тем – одинок ли человек как разумное существо в мироздании или разумная есть и на других мирах. Это все мировоззренч. вопросы.

Отношение человека к природе осуществляется через его бесконечно многообразные отношения к др. людям, через обществ. отношения. И мы также осознаем свое единство с обществ. целым и вместе с тем свою относит. самостоятельность – и по образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания. Социальная жизнь формирует у людей определ. идеалы, политические воззрения, нравственные и эстетич. идеи и т.д. Все это мировоззренч. вопросы.

Человек не только действует, но и мыслит. И издавна интересуется, какое место занимает разум в общем развитии жизни, как он соотносится с действительностью. Это также глубоко мировоззренч. проблемы, имеющие большое практич. . Те или иные воззрения на мир имеет каждый человек – это составляет одну из особенностей человека, отличающих его от животных. М. может быть обыденным (стихийным, наивным) и теоретически обоснованным, сознательным, проникнутым определ. филос. принципами. В М. обобщенно отражены особенности обществ. бытия личности, ее место в исторически конкретной системе обществ. отношений.

Поскольку человек выступает в истории всегда как представитель определ. класса, к-рого определяется его социальным бытием, то и М. человека составляет не только его личное достояние, но отраженное в его сознании через формы культуры классовое . В классовом обществе М. носит всегда классовый характер. В зависимости от того, совпадают ли практич. интересы класса с объективной тенденцией истории или нет, данного класса совпадает с науч. объективностью или противоречит ей, и, следовательно, М. этого класса складывается как передовое или отсталое, реакционное. По своему содержанию и обществ. значимости М. может быть последовательно научным, т.е. основанным на данных передовой науки и науч. философии, или ненаучным, материалистич. или идеалистич., диалектич. или метафизич., атеистич. или религиозным, революционным или реакционным, в совр. условиях – коммунистич. или буржуазным. В наше последоват. революционным и единственно науч. М. является M. революц. рабочего класса и его коммунистич. партии – марксизм-ленинизм, а диалектич. и историч. материализм является филос. М.

М. не спутник, а своего рода духовный наставник, путеводитель человека, класса, партии, народа, человечества. И если оно исходит из правильного миропонимания, то служит прочной основой для разумного преобразования мира. Если же М. представляет собой ложное отражение действительности, то оно является серьезной помехой в жизни личности.

Характерная черта М. – единство образа мыслей с образом жизни. Коммунистическим М., напр., обладает не тот человек, к-рый только изучил марксизм-ленинизм и знает его, а тот, к-рый живет и действует в полном соответствии с этим знанием. Знания превращаются в М. тогда, когда они формируют социально-политич., нравств. и эстетич. позиции человека, приобретают характер внутр. убеждения человека, т.е. становятся основой всего образа его жизни.

В процессе социального воспитания личности усваиваемая ею духовная становится из совокупности знаний о мире осознаваемой программой ее обществ., а тем самым и личного поведения. Именно как фактор поведения человека его знания становятся его убеждениями. Благодаря этому М. оказывает сильнейшее активное воздействие на жизнь, на все стороны познават. и практич. деятельности людей. Вот почему принципиальные люди, глубоко убежденные в правоте своих взглядов, способны идти на любые страдания и даже на . Многие великие истины и принципы социальной справедливости оплачены кровью их убежденных защитников, к-рые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине.

Для революционеров и мучеников науки, напр. Джордано Бруно, характерен девиз: "Стою на этом и не могу иначе!" Именно передовое М. придало поразительную социальной совести благородных мыслителей и революционеров, так резко обострило их понимание действительности. Именно оно вдохновило их на неустанный поиск и напряженное размышление над социальными загадками.

Сила личного убеждения – это важное практич. и теоретич. деятельности. Корифеи и революционного дела, основоположники марксизма-ленинизма не только владели истиной. Они были глубоко убежденными людьми. Их характеризуют бесстрашие, самопожертвование и беспредельная преданность своим идеям. Всем образом их жизни и мысли руководила извечная мечта человечества о счастливой жизни всех тружеников на земле.

Человек, лишенный широкой и верной ориентации в вопросах М. и способах подхода к познанию и преобразованию мира, чувствует себя беспомощным. Чтобы не оказаться в положении неумелого пловца, плывущего по воле волн в бурном океане жизни, человек обязан овладеть науч. М. Тогда он сможет смело и уверенно идти в избранном направлении, видеть свое место и роль в сложном водовороте событий.

В чем состоит могучая и неотразимая марксистско-ленинского М.? "Учение Маркса, – писал Ленин, – всесильно потому, что оно верно" (Соч., т. 19, с. 3). Правильно и глубоко отражая законы развития природы и общества, марксистско-ленинское М. всесторонне выражает коренные интересы трудового народа, открывает смысл человеч. истории и жизни людей.

Для совр. бурж. М. характерно отсутствие положительных идеалов; настоящее в нем кажется неопределенным, а будущее – темным и лишенным перспектив. Идеологи реакц. буржуазии, жалуясь на то, будто бы в совр. мире все духовные ценности потеряли свой смысл, провозглашают пессимистич. – благословен тот, кто ничего не ожидает: кто ничего не ожидает, никогда не будет разочарован. Они против всяких социальных идеалов, полагая, что последние зачастую превращаются в злую иронию. Утрата обществ. идеалов, смысла и целей жизни, моральный и цинизм, потеря чего-либо во что можно верить и чему можно быть преданным – вот основные черты совр. реакц. бурж. М.

В противоположность взглядам буржуазии и ее идеологов с их проповедью пессимизма, безнадежности и неверия в будущее, марксистское М. придает человеку революционную устремленность во взглядах на жизнь: силу идейной убежденности, веру в могущество разума, в светлое будущее человечества. Оно резко выделяется на фоне общего упадка бурж. М. и ясно указывает человечеству путь в будущее.

В условиях победоносного развития социалистич. революции марксистско-ленинское М. стало одной из решающих сил, организующих революц. действия масс в борьбе за мир, социализм и коммунизм. В социалистич. странах марксизм-ленинизм становится М. всего народа и формирует новое, социалистич. и коммунистич. отношение к труду и ко всем сторонам обществ. развития. Оно является решающей силой в борьбе с пережитками бурж. и религ. М. Поэтому Программа КПСС придает первостепенное значение формированию науч. M. y всех тружеников сов. общества на идейной основе марксизма-ленинизма.

Чем глубже это М. проникает в сознание народных масс, тем активнее они участвуют в борьбе против эксплуатации, колониального гнета, за социализм и коммунизм. Вот почему КПСС одной из важнейших задач строительства коммунизма считает воспитание всего народа, каждого советского человека в духе науч. М. Формирование науч. М. предполагает обобщение, синтезирование всех знаний, добытых отд. науками. А такой возможен лишь на основе марксистской философии.

А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (\\feltanschauung,W)ridouUook, vision du monde) -система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Термин “мировоззрение” впервые появляется в нач. 18 в. в сочинениях немецких романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера “Речи о ре лиши”. Гегель анализирует “моральное мировоззрение” в “Феноменологии духа” (Соч., т. 4. M., 1959, с. 322-330). В “Лекциях по эстетике” (книга первая) Гегель рассматривает “религиозное миросозерцание” (Соч., т. 12. M., 1938, с. 329-330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием “теоретическое мировоззрение” для характеристики идейной позиции художника (Соч., т. 14. M., 1958, с. 192). Т. о., Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение - это “космотеория”, призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как разя. типами мировоззрений. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания: 1) знание ради господства; 2) знание в целях образования человека, 3) метафизическое знание, или знание ради спасения. Последний знания и представляет собой философское мировоззрение.

Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, мировоззрение, мифологическое мировоззрение. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй носит предметный характер: вдет о реальности - природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое в том или ином мировоззрении. Третий критерий - универсально-синтетический, τ. в. охватывающий и природную, и социальную , благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.

Всякое мировоззрение складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это - активная за или против каких-то других убеждений. Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Убеждение современных антропологов о единстве человеческого рода при всех расовых различиях также носит мировоззренческий характер. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют 1) сущность природных и социальных явлений; 2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям; 3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.

Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества. Так, для естествознания вплоть до конца 19 в. было характерно механистическое мировоззрение.

Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики 20 в.) подчеркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А. Эйнштейн писал: “Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность” (Собр. научных трудов. М., 1967, т. 4, с. 142). M. Планк в докладе “Физика в борьбе за мировоззрение” подчеркивает: “Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы” (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttg., 1949, s. 285). Мировоззрение, в особенности его естественнонаучные, социально-политические и религиозные формы, играет выдающуюся организующую роль во всех сферах общественной жизни.

Лит.: Дшьтеи В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах.-^ В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912; БроильЛ.де. Революция в физике. М., 1965; Дорн М. Размышления и воспоминания

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТО ИЛИ ИНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Одно мировоззрения, один взгляд на мир у первобытного охотника, который видел мир по своему, другое совсем - у современного ученого.

Проще сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Но это не совсем верно. Людей не только разьединяет НЕЧТО , но и обьединяет ОБЩНОСТЬ родины, языка. духовности, знаний, история своего народа, имущественное и бытовое и социальное положение. Людей обьединяет образование, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому не удивительно, что у людей могут быть сходные, ОБЩИЕ позиции в РАССМОТРЕНИИ МИРА в его ОСОЗНАНИИ и ОЦЕНКЕ.

Класификация мировоззрений различна. Первые отдают приоритет БОГУ или ПРИРОДЕ. Другие ЧЕЛОВЕКУ. или ОБЩЕСТВУ, третьи ЗНАНИЯМ или НАУКЕ. Иногда мировозрения делят на ПРОГРЕССИВНОЕ и РЕАКЦИОННОЕ.

ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют ЖИТЕЙСКИМ мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными или данными науки доводами. Оно формируется стихийно, особенно когда человек не знаком глубоко ни с религией, ни с наукой. С таким мировоззрением много людей здесь на сайте.

Нельзя полностью исключить незнание того и другого так как человек живет в мире людей, где все доступно., вся информация. Но в человеке преобладает житейская, обыденная, бытовая основа. Оно опирается на непосредственный жизненный опыт человека и в етом его сила, но оно мало использует ОПЫТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОПЫТ НАУКИ и РЕЛИГИИ и в этом его СЛАБОСТЬ. Обыденное мировоззрение распрастранено очень широко, так как наука и религия не сильно задевает и затрагивает этих людей. Таких людей много здесь на сайте.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, Торы, Талмуда, Веды и свящешшые книги буддистов и многих других. Напомню что в религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заветы и заповеди, направленные на формирование его определенного образа жизни, на спасение и тела и духа или души. Религиозное мировоззрение имеет также и СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ стороны. С таким мировоззрением людей также много здесь на сайте.

Сильной стороной его есть ТЕСНАЯ СВЯЗЬ с мировым культурным , ДУХОВНЫМ и моральным наследием, ориентация на решение проблем, связанными с потребностями ТЕЛА и ДУХА ЧЕЛОВЕКА , стремление дать человеку ВЕРУ, ЦЕЛЬ И ПУТЬ достижения своего совершенства поставленных как цель Богом.

Слабыми сторонами этого мировоззрения являются НЕПРИМИРИМОСТЬ к другим жизненным позициям и недостаточное внимание к достижениям НАУКИ , а зачастую вовсе игнорирование наукой. Правда в последнее время появилось немного другое мышление среди религии и ее сторонников на мир с наукой, а не войну так как и наука и религия пользуются взамными плодами.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ является законным наследником того направления мировой филсофской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ . Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги, итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение также имеет свои ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ . С таким мировоззрением людей также достатоно здесь на сайте.

К достоинствам отнесем его прочную ОБОСНОВАННОСТЬ достижениями науки: РЕАЛЬНОСТИ содержащихся в них целей и идеалов, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человк еще не занял в нем преобладающего места. ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады- задача неисчерпаемая, но неисчерпаемость задачи требует не ОТСТРАНЕНИЯ от нее, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать мировоззрение и также учить человека и мир людей как и религия.

Поворот к ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ если он примет всеобьемлющий характер на весь мир людей, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, тогда их главной Общей чертой станет ДУХОВНАЯ направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для жизни людей, стремящихся осуществить развитие человечества по пути к Богу и прогресса, стоит еще в самом НАЧАЛЕ ПУТИ к широкому овладению его основами.

Самое сильное мировоззрение имеет тот человек который включает в себя все три мировоззрения особенно не только ТЕОРИИ но и самое главное ПРАКТИКУ достижения того что заложено в теории.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политич- еский феномен, возникший с появлением человеческого общества.
1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира
Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную- картину мира, а общественных - социально-историчес- кую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.
С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным- (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.
Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.
Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени - обусловлена объективными обстоятельствами.
Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод - способ; логос - учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценнос- тного отношения человека к миру.
Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творчес- кую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.
Понятие мировоззрения соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
2. Структура мировоззрения
Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.
Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.
Основной структурообразующий- элемент мировоззрения - вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенч- еская подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.
3. Типология мировоззрений
Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.
Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п.
Наличие общих черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.
В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-историчес- кие и экзистенциально-лич- ностные.
Социально-историчес- кие типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историчес- кими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.
Экзистенциально-лич- ностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефл- ексивный типы мировоззрения.
Следует сказать, что по другим основаниям можно выделять и другие типы мировоззрения.
Рассмотрим три типа мировоззрения более подробно.
3.1. Особенности обыденного мировоззрения
Обыденное (житейское) мировоззрение - исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения - его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.
Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическо- м уровне.
При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики.
На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф - т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного- восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.
Миф - это наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных связей над безусловными.
3.2. Особенности религиозного мировоззрения
Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.
Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологич- еском (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психоло- гическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное- .
Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное- , уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.
Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.
Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.
3.3. Основные особенности философского мировоззрения
Философия может быть и религиозной, и атеистической, - в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;
- систематичность;
- универсальность;
- критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
Заключение
Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политичес- кую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическу- ю ориентацию человека.
Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.
Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных- , социально-историчес- ких, технических и философских знаний.
Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающ